Экспозиции
Коллекция Национальной галереи Лондона заметно уступает по количеству экспонатов таким «художественным гигантам», как Эрмитаж или Лувр, но это вовсе не умаляет ее значимости в глазах ценителей искусства. Во-первых, в экспозициях галереи размещены творения практически всех великих живописцев 13-20 веков. Во-вторых, полотна коллекции отображают абсолютно все направления и художественные школы европейской живописи указанного периода. И, в-третьих, экспозиции музея упорядочены по хронологии создания, а не по имени художника или по его национальности. Еще одной особенностью галереи является то, что коллекция постоянно экспонируется полностью, а не частями. В наши дни в экспозициях насчитывается около 2300 работ, которые распределены по четырем крыльям галереи.
Крыло Сейнсбери
Самое новое здание галереи отдано под выставку наиболее ранних полотен коллекции. Здесь представлены картины 1200-1500 годов, созданные Леонардо да Винчи, Яном ван Эйком, Боттичелли, Пьеро делла Франческо, Рафаэлем и др.
Западное крыло
В экспозициях западного крыла представлены работы европейских художников 16 века: Эль Греко, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Питера Брейгеля Старшего, Пармиджанино и др.
Северное крыло
Картины северного крыла охватывают период 1600-1700 годов. Здесь посетителям предлагают увидеть творчество Яна Вермеера, Рембрандта, Франса Хале, Веласкеса, Рубенса, Мурильо и др.
Восточное крыло
В экспозициях этого крыла находятся работы, созданные художниками в 18 – начале 20 века. Здесь можно насладиться романтичными пейзажами Констебля и Тернера, итальянским колоритом полотен Каналетто, портретами Франсиско Гойи. Также в восточном крыле расположено обширное собрание импрессионистов и постимпрессионистов: Дега, Мане, Ренуар, Сезанн, Моне, Гоген, Ван Гог и др.
«Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513)
Рыцарь, Смерть и Дьявол. Гравюра Альбрехта Дюрера. 1513 год
Эту работу вместе с гравюрой «Святой Иероним в своей келье» и «Меланхолия I» исследователи объединяют в единый цикл «Мастерских гравюр» Альбрехта Дюрера и считают апогеем его творчества. И хотя у нас нет документальных свидетельств, подтверждающих то, что автор сам считал эти работы единой серией, мы можем догадываться об этом благодаря их практически одинаковому размеру и времени создания: все они сделаны в 1513–1514годах. Кроме того, многие современники Дюрера приобретали сразу все три работы.
Сюжеты гравюр связывают с тремя типами добродетельной жизни: созерцательным («Святой Иероним»), творческим («Меланхолия I») и деятельным («Рыцарь, Смерть и Дьявол»). «Рыцарь, Смерть и Дьявол» — самая ранняя из трех гравюр. Главный герой — облаченный в доспехи воин, которого окружают силы тьмы. По правую руку от него едет Смерть — истощенная фигура на бледном коне, а позади идет Дьявол.
Эту гравюру часто связывают с книгой «Enchiridion militis christiani» «Руководство христианского воина» (лат.). писателя и гуманиста Эразма Роттердамского, который был близким знакомым Дюрера. Согласно этому тексту, жизнь христианина — это постоянная борьба, цель которой — достичь Царства Небесного. Его образ тоже можно найти на гравюре — в виде далекого замка в левом верхнем углу. Вокруг рыцаря мы видим символы добродетелей, которые могут помочь ему в борьбе. Пес — это верность и преданность, а дубовые листья, вплетенные в гриву и хвост коня, — сила духа. И хотя путь рыцаря труден, Дюрер, как человек новой эпохи, делает основной акцент не на торжестве смерти, как это было принято в средневековой культуре, а на мощи и величии человеческого духа.
как смотреть картины
Марка Ротко
Эдварда Мунка
Валентина Серова
Ильи Репина
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Голос дня
Наркомпрос Луначарский оплакивает Розу ЛюксембургМозаика дня
Кентавр из виллы АдрианаХайку дня
Басё о весне
Архив
«Повар и его жена» (1496–1497)
Повар и его жена. Гравюра Альбрехта Дюрера. 1496–1497 годыNational Gallery of Art, Washington DC
Эта гравюра на меди изображает семейную пару — повара и его жену. Судя по одежде, это представители среднего класса — бюргеры. На женщине длинное платье, поверх которого накинут плащ. На поясе висят ключи — символ власти. Мужчина одет в куртку, которая едва сходится на животе, а на поясе и в руках у него профессиональные инструменты — ножи, сковородка и длинная ложка. Многие искусствоведы считают, что в образе повара Дюрер изобразил своего друга Виллибальда Пиркгеймера, которого мы уже видели на предыдущей гравюре.
Можно было бы подумать, что это просто пара из Нюрнберга, однако Дюрер, как обычно, намекает нам, что за простым изображением стоит нечто большее. И подсказкой здесь становится птица, сидящая на плече у повара. Исследователи считают, что перед нами иллюстрация к сюжету из «Книги рыцаряде Ла Тура Ландри, написанной в назидание его дочерям», популярного сборника поучительных историй, который молодой Дюрер помогал иллюстрировать.
Герой этого анекдотабыл известен своей страстью к пирам и обжорством. Однажды вместе с друзьями он решил как следует откормить угря, а потом съесть. Но его жена, воспользовавшись отсутствием мужа, убила угря и съела вместе со своим любовником, а мужу сказала, что во всем виновата выдра. И все было бы хорошо, но у изменницы была ручная сорока, которая полетела к повару и все ему рассказала. Чтобы отомстить птице, хозяйка выщипала все перья с ее головы. С тех пор, встречая лысых, птица всегда спрашивала у них: «Ты тоже рассказал про угря?»
Так одна маленькая работа позволяет понять, что казалось смешным людям того времени.
Путешествия
В 1490 г. начались путешествия Дюрера, целью которых было приобретение навыков у мастеров Германии и других стран: Швейцарии, Нидерландов. В Эльзасе он осваивал технику гравюры на меди у Людвига Шонгауэра. В Базеле он работал у Георга Шонгауэра над созданием нового стиля книжных иллюстраций. Предполагают, что здесь Дюрер принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта.
Иллюстрация А. Дюрера
В Страсбурге А. Дюрер создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город.
Возможно, этот автопортрет знаменовал собой начала нового этапа в личной жизни художника и был предназначен в подарок его невесте, т.к. в 1494 г. он вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнесе Фрей.
А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером (1494)
С женитьбой повысился социальный статус Дюрера – теперь он имел право завести собственное дело. Но семейная жизнь художника не была счастливой из-за разности характеров и взглядов супругов. Детей у них не было. В 1494 г. Дюрер отправился в Италию. А в 1495 г. открыл собственную мастерскую в Нюрнберге и в течение последующих 10 лет занимался гравюрой. Позже он занимался и гравировкой на меди. Дюрер создал 15 ксилографий для книги «Апокалипсис». Они принесли ему европейскую известность. Были созданы иллюстрации и к другим произведениям, в том числе античных авторов. В последнее десятилетие XV в. художник создал несколько живописных портретов и автопортрет.
А. Дюрер. Автопортрет (1498). Музей Прадо (Мадрид)
В 1502 г. умер его отец, и Альбрехт взял на себя заботы о матери и двух своих младших братьях (Эндресе и Хансе). В 1505 г. Дюрер отправился в Венецию и пробыл там 2 года. Он познакомился с творчеством художников Венецианской школы, и это оказало влияние на его живописную манеру. Особое впечатление произвели на него картины Джованни Беллини. Далее художник посетил Болонью, Падую, Рим.
Дом-музей Дюрера
Возвратившись в Нюрнберг, Дюрер купил дом в Циссельгассе, в настоящее время это Дом-музей Дюрера. По заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра он написал алтарь «Поклонение Святой Троице».
Алтарь Ландауэра (1511). Музей истории искусства (Вена)
Но основные усилия его были направлены на усовершенствование навыков гравировки, а с 1515 г. – офорта (разновидность гравюры на металле). С 1512 г. главным покровителем художника становится император Максимилиан I.
А. Дюрер «Портрет Максимилиана I»
Дюрер начинает работать над его заказами: выполняет «Триумфальную арку», занимается монументальной ксилографией (3,5 м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция в честь Максимилиана предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В 1513 г. он вместе с другими художниками принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана».
Страница из Молитвенника
В 1520 г. художник вместе с женой совершил путешествие в Нидерланды. Здесь он работал в жанре графического портрета, встречался с местными мастерами и помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем. Магистрат Антверпена даже хотел удержать его в городе, предлагая годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку, уплату всех его налогов. Но в 1521 г. Дюреры вернулись в Нюрнберг.
Музей тиссена-борнемисы. прогулка по истории искусства в центре мадрида
Номер журнала:
#4 2015 (49)
В музее, расположенном в центре Мадрида, собраны очень разные произведения искусства. Портрет английского короля Генриха VIII, написанный Гансом Гольбейном, уживается здесь под одной крышей с «Арлекином с зеркалом» работы Пикассо.
Пейзажи Венеции на картинах Каналетто соседствуют с видами Берлина, которые создал в своем воображении Гросс. В едином пространстве сосуществуют автопортреты Рембрандта и Люсьена Фрейда.
Джованна на портрете кисти Доменико Гирландайо и женщина в ванной работы Роя Лихтенштейна словно соперничают друг с другом в безмятежности, а святая Екатерина на полотне Караваджо перекликается со святой Касильдой, изображенной Сурбараном.
Со стен этого музея смотрят друг на друга — и на посетителей — люди разных эпох, написанные Хоппером и Эль-Греко, Матиссом и Сезанном.
Обширная частная коллекция живописи оказалась в конце ХХ века в Мадриде: таково было решение ее владельца, барона Ханса Генриха Тиссена-Борнемисы (1921-2002), который приобрел большинство представленных здесь произведений.
Благодаря этому испанское государство получило в 1993 году в собственность превосходные картины, в том числе настоящие шедевры западной живописи. Теперь они выставлены в бывшем дворце Вильяэрмоса в музее Тиссена-Борнемисы, одном из лучших культурных центров Мадрида.
В 2017 году этот музей будет отмечать 25-летний юбилей, а число его посетителей достигает миллиона человек в год.
Экспозиция музея включает в себя около 800 произведений искусства, к которым добавились еще две сотни экспонатов, предоставленных баронессой Кармен Тиссен-Борнемисой, вдовой коллекционера.
Благодаря этому посетители имеют возможность совершить экскурс в историю западного искусства с XIII по XX столетие, любуясь картинами самых блистательных живописцев всех времен: Дуччо, Ван Эйка, Карпаччо, Лукаса Кранаха, Дюрера, Караваджо, Рубенса, Франса Халса, Ван Гога, Гогена, Кирхнера, Мондриана, Клее, Хоппера, Раушенберга и других. Надо сказать, в столице Испании с давних пор живопись была представлена в ее историческом развитии: достаточно назвать музей Прадо и музей Королевы Софии. Тем не менее музей Тиссена привнес нечто новое: а именно такие художественные направления, исторические периоды и живописные школы разных стран, которые ранее не были представлены в мадридской музейной панораме. Речь идет, к примеру, об импрессионистах, немецких экспрессионистах и американских пейзажистах.
Такие выставки почти всегда тематически связаны с творчеством художников, чьи произведения уже представлены в музее.
Завораживая посетителей столь прославленными именами, как Сезанн, Фра Беато Анджелико, Хоппер, Ван Гог, Сурбаран, Гоген, Шагал, Матисс, Миро, они открывают новые возможности для исследования и художественного анализа.
Первым в династии собирателей был Август Тиссен, дед упомянутого выше барона: он положил начало коллекции, приобретя несколько скульптур Родена.
А его сын, первый барон Тиссен-Борнемиса, уже всерьез занялся коллекционированием. В 20-е годы прошлого века он увлеченно и неутомимо искал и покупал произведения живописи, проявляя особый интерес к старому искусству.
В 1947 году барон умер, оставив после себя собрание, насчитывавшее более пятисот картин.
После его смерти коллекция оказалась разрозненной, однако унаследовавший аристократический титул Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса — младший из четверых детей — решил снова собрать ее воедино, для чего принялся покупать картины, в том числе у своих родственников.
Поначалу он, как и отец, интересовался классической живописью, однако начиная с 60-х годов обратил свой взор на творчество современных мастеров.
Перечень представленных в этой коллекции художников русского происхождения выглядит весьма красноречиво: Василий Кандинский, Марк Шагал, Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Любовь Попова, Соня Делоне-Терк, Наталия Гончарова, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Татьяна Глебова, Марк Ротко, Александр Веснин, Юрий Анненков, Николай Суетин, Михаил Ларионов, Илья Чашник и другие мастера.
Благодаря социальным сетям экспозиционные залы и отдельные картины могут виртуально обозреваться в самых отдаленных уголках планеты и радовать любителей искусства, которые не имеют возможности регулярно посещать музей.
Все это делает музей Тиссена настоящим ориентиром в области новых технологий.
Посещение музея
- Вход в Национальную галерею бесплатный. Исключением могут быть дни, когда в стенах музея проводятся временные выставки или какие-либо важные мероприятия.
- Аудиогид можно приобрести за 4 фунта стерлингов, есть вариант на русском языке. Для тех, кто владеет английским языком, существует отличная возможность попасть на бесплатный экскурсионный тур с гидом. Группа собирается ежедневно в 11:30 и 14:00 возле информационной стойки в крыле Сейнсбери.
- Фотографировать в залах музея разрешено, кроме мест, где размещены запрещающие таблички.
- На официальном сайте можно скачать и распечатать поэтажный план галереи с указанием номера комнат и картин в этих комнатах.
Время работы музея:ежедневно – с 10 до 18; пятница – с 10 до 21. Выходной день: 1 января, 24-26 декабря.
Адрес музея: Трафальгарская площадь, Лондон WC2N 5DN
Т: +44 (0) 20 7747 2885
История создания
Официальной датой основания Лондонской национальной галереи принято считать 10 мая 1824 года, когда в одном из домов по улице Пэлл-Мэлл была открыта первая публичная выставка картин, с которых началось долгое и кропотливое создание коллекции национальной галереи. И количество выставленных картин – всего 38 полотен, и место проведения выставки – в жилом доме, по современным меркам мало соответствовали статусу того, музея, каким знают национальную галерею сейчас. Но для Лондона того периода даже такая выставка была редкой удачей, учитывая, что тогдашние правители из Ганноверской династии мало интересовались искусством и не были ни меценатами, ни страстными коллекционерами. На тот момент во многих европейских столицах уже десятки лет существовали общественные музеи, которые демонстрировали коллекции королевских или княжеских династий, но Великобритания такой коллекцией не обладала.
Оказывается, что еще в годы Гражданской войны в 1640-х годах Оливер Кромвель после казни короля Карла I приказал распродать всю королевскую коллекцию, и многие ценные предметы искусства покинули Англию и рассеялись по частным европейским собраниям. Шанс создать ядро коллекции для Национальной галереи представился для английского правительства в 1823 году, когда после смерти банкира Джона Юлиуса Ангерштейна на продажу было выставлено его собрание картин. О покупке картин ратовали члены Королевской академии искусств и Британского института, и неожиданно они получили поддержку от парламента. Выплаченная военная контрибуция от Австрии позволила выделить на приобретение коллекции Ангерштейна сумму в 57 тысяч фунтов стерлингов. Так было положено начало Лондонской национальной галерее.
Несколько лет галерея размещалась в особняке Ангерштейна, в том самом доме, где проводилась первая выставка, но финансирование музея правительством, а также поступление новых картин от частных дарителей привело к тому, что в 1830 году для галереи потребовалось большее строение. В 1839 году галерея переехала в новое здание на Трафальгарской площади, на тот момент в фондах музея находилось уже более 120 картин. В дальнейшие годы коллекция продолжала расти и пополняться ценными полотнами: 300 картин завещал галерее художник Уильям Тернер, лорд Фарнбру передал в дар музею полотна Рубенса и Гейнсборо. Приобретение коллекции Ломбарди-Бальди во второй половине 19 века позволило национальной галерее украсить свои экспозиции работами итальянских мастеров. Пополнение коллекции в разные годы влекло за собой и расширение музея, который несколько раз перестраивался и дополнялся новыми корпусами.
В годы Второй мировой войны коллекции Лондонской национальной галереи были эвакуированы, сначала на хранение в замки Уэльса, а затем – в Канаду. С 1949 года национальная галерея вновь открыла доступ к своим экспозициям, в которых присутствовала коллекция в прежнем объеме. В 1955 году из состава национальной галереи в самостоятельный музей выделилась галерея Тейт, в которой экспонируются работы исключительно английских мастеров. В 1991 году на церемонии открытия нового крыла Лондонской национальной галереи присутствовала королева Елизавета II. В наши дни галерея пользуется огромной популярностью и часто проводит успешные акции по сбору пожертвований на покупку того или иного мирового шедевра для своей коллекции.
Ранние годы и юность
А. Дюрер родился в Нюрнберге в 1471 г. в семье ювелира из Венгрии Альбрехта Дюрера. В семье было 18 детей. Альбрехт-младший был третьим ребёнком и вторым сыном в семье.
А. Дюрер. Барбара Дюрер, урождённая Хольпер, мать художника. Германский национальный музей (Нюрнберг)
А. Дюрер. Альбрехт Дюрер Старший, отец художника. Уффици (Флоренция)
Первоначально Дюреры снимали половину дома у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Его сын, Иоганн Виллибальд, стал одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер дружил с ним всю свою жизнь. Альбрехт посещал латинскую школу. Ювелирное дело его не привлекало, он выбрал живопись. В возрасте 15 лет Альбрехт поступил в мастерскую известного нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там он освоил также и гравирование по дереву.
Вариант 2
Дюрер являлся сыном профессионального ювелира, он начинал с того, что работал в подмастерье у своего отца. После он перешел работать под руководство Михаэля Вольгемута. После он отправляется в большое путешествие, в течение которого он попадает в Италию, там он получил множество первоисточников, кроме того, на протяжении долгого времени его обучает Мартин Шонгауэр, который является достаточно известным гравером.
На территории Италии он на протяжении долгого времени следит за тем, как в небольших деталях отображается реализм. Там он работает над системами перспективы, которую он развивает до рациональных масштабов, а также полностью развивает систему человеческих пропорций. Но несмотря на это, он рисует и картины под влиянием воображения, придумывает образы самостоятельно. И в 1498 году он представляет серию больших гравюр, которые были созданы и основаны на пророческих предвидениях.
Но после 1500 года он переходит на историю искусств, после этого он начинает в собственных работах показывать и изображать мелкие детали, которые он старается полностью передать.
В 1505 году он собирается отправиться во вторую поездку по территории Италии. Он задерживается в Венеции на несколько лет. Он старается чувственно передать происходящее, он нарисовал множество полотен, на котором изображал растительные элементы и животных. За эти несколько лет он создает целый ряд пейзажей, где изображались Альпы.
Во время работы он становится другом гуманистов. Его работой становятся идеальные пропорции человека. Исследовав множество теоретических источников, он пишет собственный трактат, а также описание, которое основано на практической геометрии, в нем он описывает и построение укреплений.
На поздние работы отражается влияние всех теорий Лютера, в 1502 году он путешествует по территории Нидерландов, там его признают настоящим мастером. Он был первым немецким художником, который был известен за пределами своей родины. Он смог выполнить также мифологические сцены, в которых четко отобразились известные ему теории, о пропорции человека и другие исторические сведения о культуре и истории народов.
История 7 класс
Стремление к живописи и первые шаги к искусству гравюры
Но в 10-летнем возрасте сын вдруг сделал открытие для самого себя: счастье от касания серебряного карандаша к бумаге ни с чем не сравнимо. Не желая расстраивать отца, он сначала рисовал тайком и с этой страстью ничего не мог поделать: «Рисование стало необходимо, как воздух».
Альбрехт Дюрер-отец со временем сдался и устроил сына, когда тому было уже 15 лет, в мастерскую Михаэля Вольгемута (1434-1519), самого именитого на то время нюрнбергского художника. Занятия у разностороннего мастера выявили особый интерес и способности ученика к гравированию по дереву. Пристрастие к объёмным формам и пропорциям стало важнее увлечения красками и тонами.
Архитектура здания
Здание на Трафальгарской площади, в котором ныне размещается главный художественный музей Лондона, было спроектировано архитектором Уильямом Уилкинсом в 1831 году. На месте современной галереи до 1827 года располагался Карлтон-хаус, дворец принца-регента, который был снесен при перепланировке Риджент-стрит. Классическое здание галереи практически лишено декора и единственными украшениями этого, по-английски строгого и сдержанного строения являются центральный купол и портик с мраморными колоннами, который уцелел от Карлтон-хауса. В 1872-76 годах к зданию галереи было добавлено восточное крыло, спроектированное Эдвардом Миддлтоном Барри. В начале 20 века к северу от главного входа появилось крыло, над проектом которого работал Джон Тейлор.
Оба эти крыла являлись яркими образцами викторианского стиля, но во второй половине 20 века их интерьеры и потолочные украшения посчитали вышедшими из моды и заменили на более современные, модернистские элементы. Самым новым строением музейного комплекса национальной галереи является крыло Сейнсбери, на строительство которого в 1985 году братья Сейнсбери, политики и бизнесмены, выделили 50 млн. фунтов стерлингов. Крыло было открыто для публики в 1991 году и его постмодернистский фасад, спроектированный архитектором Робертом Вентури, удостоился самых противоречивых отзывов от прессы и художественных критиков. В последние годы ведутся работы по включению в комплекс галереи неиспользуемых помещений и территорий Национальной портретной галереи, находящейся неподалеку на площади Святого Мартина.
Жизнь и творчество Альбрехта Дюрера
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 26.12.2016 17:45 Альбрехт Дюрер – многогранный мастер, настоящий универсальный человек, которого считают «северным Леонардо да Винчи».
Он проявил себя в живописи, рисунке, гравюре, экслибрисе, витраже. Дюрер получил известность как математик (прежде всего, геометр). Он выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Создал несколько трактатов, которые стали первыми на севере Европы работами, посвящёнными теоретическому систематизированию знаний об искусстве. Создал труд «Руководство к измерению циркулем и линейкой», предназначенный в первую очередь для художников. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделял много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В области печатной графики Дюрер также не знал себе равных – он был признан мастером европейского уровня в области ксилографии. А́льбрехт Дю́рер (1471-1528) – немецкий живописец и график, один из величайших мастеров Северного Возрождения.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет (1500). Старая Пинакотека (Мюнхен)