Description of the artwork «Holy Inessa»
«The Holy Inessa» stored in the gallery of Dresden, is considered to be one of the best paintings of the late Jose Ribera.»The Holy Inessa» H. de Ribera: the details of the plotThe life of this Saint is very unusual. She was young and beautiful Roman woman, daughter of wealthy parents. Secret from family, she converted to Christianity. For this she was sentenced to decapitation. Her tormentors were inventive: in their eyes, to the place of execution she had to proshestvovali naked. She walked through the excited crowd, devoured by thousands of greedy eyes. She stumbled when she pushed the lustful hands of the guards. But God, for the faith in which she was on the chopping block, still heard the supplication to save her if not death, then at least from shame. Instantly regrown hair and the white veil, my angel from heaven, hid her nakedness from the crowd raging.»The Holy Inessa» H. de Ribera: design and compositionInterestingly, the painting is not the place of the Roman plebs, while the dynamic multi-figure compositions (e.g., crowd, cruel pleasure those who crucified Saint Bartholomew) well-managed Ribera. Obviously, there is a welcome engagement: all gawking at Inessa should be placed in the same place and look Holy at the same angle as the audience. The viewer, thus, from the passive observer turns into an unwitting accomplice to all that is happening with Inessa.Apparently, Ribera in this case are not interested in the juxtaposition of the Christian Holy – sinful world, but only the depth of the internal state of the Inessa. It is important to convey her innocence, her childish poignancy. To achieve this goal, the Ribera makes the background blurry and the maximum of the conditional, and the figure of the INES, on the contrary, writes very carefully. We can see the following details: separate the fluffy strands of her hair, silvery eyes tear, imbued with pink light slim fingers. They are all written with sasemas a reality.»The Holy Inessa» H. de Ribera: features colorOne of the main advantages of the «Santa INES» – its flavor. It was created in a time when Ribera refused sharp black and white contrasts, and the palette of his paintings became lighter and balanced.There is a certain paradox: many of the paintings of the artist (and «the Holy Inessa» in particular) seem almost monochrome, forcing to remember about the notorious «Spanish gloom», while Ribera is one of the best colorists of his time. What’s the deal here? Probably in the «fifty shades of grey» in the works of Ribera. The incredible richness of colours and reflexes, each of which even have a separate title – a variety of vaguely-brown, silver-grey, grey-pink and brownish-green – makes connoisseurs to admire the magnificent and powerful tone painting of Ribera.Author: Anna Yesterday
Read more
«Святая Инесса», Хосе де Рибера — описание картины
«Святая Инесса» — одна из самых известных и популярных картин испанского художника. Она написана в зрелый период его творчества, когда в его работах появились оригинальные золотые и серебряные оттенки, отличные от темных и глубоких красок раннего, «караваджиевского» периода.
Святая Инесса – юная девушка, подросток, которую жестокие язычники выставили на всеобщее обозрение полностью обнаженной. Она была так наказана за отказ отречься от христианской веры. Но жестокосердым насмешникам не удалось долго потешаться над невинной девушкой. Ее волосы внезапно стали расти и вскоре буйной волной закрыли все ее тело, скрыв его от непристойных и грубых взглядов. В довершение чуда с неба спустился ангел, который закрыл покрывалом юную христианку.
Именно этот кульминационный момент и изобразил на своем полотне де Рибера. Святая Инесса на нем запечатлена не как жертва грубости и непонимания, но как совершенно невинное и чистое в своей вере создание. Это хрупкий подросток с тонкими руками и ногами, нежной кожей и поистине ангельским выражением лица. Она не испугана, хотя должна была бы. Инесса молится, она настолько глубоко верит, что убеждена в своей безопасности.
Есть мнение, что художник писал святую мученицу со своей дочери. Что ж, как бы то ни было, изображение юной, непорочной девы удалось ему превосходно. У нее нежная, белая кожа, розовый румянец на щеках, огромные темные и выразительные глаза. Эта девушка красива телесно и духовно.
На полотне полностью отсутствуют посторонние детали, отвлекающие от основного сюжета. Картина выполнена в сдержанных золотисто-коричневых тонах, фон ее словно растворяется в сиянии, исходящем от фигуры юной святой. Она стоит на коленях на голом, грубом полу из каменной плитки – это все, что из антуража доступно зрителям. Диагональная композиция, делающая полотно динамичным, подчеркнута расположением фигуры ангела и принесенного им полотнища, которым он окутывает фигуру святой Инессы. Сам плащ тоже выполнен в золотистых тонах, что придает ему сияния и подчеркивает его небесное происхождение.
Светлую кожу святой подчеркивают и делают сияющей темные волосы, полностью окутывающие ее фигуру. Они словно отделяют ее тело от всего негативного, что окружает ее в этом мире. Девушка выглядит защищенной не только ангельским плащом. Никому не дозволено потревожить ее невинность грязным взором или поколебать уверенность в своей вере, ведь она находится под защитой самого бога.
Источник
Святая Инесса
«Святая Инесса» , хранящаяся в картинной галерее Дрездена, по праву считается одной из лучших картин позднего Хосе Риберы.
«Святая Инесса» Х. де Риберы: детали сюжета
Житие этой святой весьма необычно. Инесса была юной и прекрасной римлянкой, дочерью богатых родителей. Втайне от семьи она приняла христианство. За это девушка была приговорена к обезглавливанию. Её мучители оказались изобретательными: по их замыслу, до места казни Инесса должна была прошествовать обнажённой. Она шла сквозь возбуждённую толпу, снедаемая тысячами жадных глаз. Спотыкалась, когда её подталкивали похотливые руки стражников. Однако Бог, за веру в которого Инесса шла на плаху, всё же услышал моление избавить её если не от смерти, то хотя бы от позора. Мгновенно отросшие волосы и белый покров, спущенный ангелом с неба, скрыли её наготу от беснующейся толпы.
«Святая Инесса» Х. де Риберы: замысел и композиция
Интересно, что на картине не находится места римскому плебсу, хотя динамичные многофигурные композиции (например, толпа, с жестоким удовольствием распинающая святого Варфоломея) хорошо удавались Рибере. Очевидно, здесь имеет место приём вовлечения: все глазеющие на Инессу должны размещаться на том же месте и смотреть на святую под тем же углом, что и зрители картины. Зритель, таким образом, из пассивного соглядатая превращается в невольного соучастника всего того, что происходит с Инессой.
По-видимому, Риберу в данном случае интересуют не противопоставление христианской святой – грешному миру, а лишь глубина внутреннего состояния самой Инессы
Ему важно передать её наивность, её детскую трогательность. Для достижения этой цели Рибера делает фон размытым и максимально условным, а саму фигуру Инессы, напротив, выписывает очень тщательно
Мы можем видеть следующие детали: отдельные пушистые пряди её волос, серебрящиеся у глаз слезинки, пронизанные розовым светом тонкие пальцы. Все они написаны с озязаемой вещественностью.
«Святая Инесса» Х. де Риберы: особенности колорита
Одно из главных достоинств «Святой Инессы» – её колорит. Она создана в то время, когда Рибера отказался от резких светотеневых контрастов, а палитра его картин стала более светлой и уравновешенной.
Здесь есть некоторый парадокс: многие картины художника (и «Святая Инесса» в особенности) кажутся едва ли не монохромными, заставляя вспомнить о пресловутой «испанской мрачности», при этом Рибера считается одним из лучших колористов своего времени. В чем здесь дело? Вероятно, в «пятидесяти оттенках серого» в творчестве Риберы. Невероятное богатство тонов и рефлексов, для каждого из которых даже нет отдельного названия – разнообразных невнятно-коричневых, серебристо-бежевых, серо-розовых и буровато-зелёных – заставляет знатоков восхищаться великолепной и мощной тональной живописью Риберы.
Источник
ПОРТРЕТ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ Х Диего Веласкес
Эпохой расцвета как литературного портрета, так и портрета скульптурного и живописного был XVII век. Художники, каждый на свой лад, создавали замечательные портретные образы — величественные и великолепные (как того требовала эстетика барокко) или простые и естественные (как то диктовал заказчик или как этого хотел сам художник). Портреты кисти Веласкеса стоят несколько в стороне от основной барочной линии портретной живописи. В них воплощен идеал, который своими корнями уходит в национальное испанскoe искусство. Поэтому, наверное, нигде с такой яркостью не раскрывается чисто испанское понятие «дворянская честь», как в портретах Диего Веласкеса.
Современники и потомки называли Веласкеса «главой и князем всех испанских живописцев». Получив образование в разных художественных школах, он создал свое направление, изучая натуру во всех ее проявлениях и всевозможных подробностях: от червя и растения до человека во всех его положениях, со всеми его наклонностями и страстями. И достиг в этом той поражающей истины, которая присутствует во всех его картинах, особенно в портретах, в них он превзошел всех живописцев своей родины. Веласкес избегал сюжетов священных, которые были не по его характеру, ему нужны были только люди, которых он изображал с чистотой непогрешительной, как будто играл трудностями формы и света. То, например, сочинит картину темную, без малейшего признака света, то ослепит одним освещением. И то, и другое выходило у него одинаково прекрасно.
Почти вся жизнь художника прошла при мадридском дворе: он был придворным живописцем короля Филиппа IV, чью семью рисовал изо дня в день. Веласкес жил его интересами, подчинялся размеренному ритму и чопорному ритуалу жизни, со всей тщательностью исполнял придворный этикет, участвовал в бесконечных церемониях, охотах и празднествах. Но он не поддался (как этого можно было бы ожидать, будь на его месте другой человек) давлению среды, в условиях которой гибли многие таланты, Веласкес заставил королевский двор считаться со своим взглядом на жизнь. В 1650 году Веласкес по поручению короля поехал в Рим, чтобы закупить в «вечном городе», а также в Венеции статуи и картины и снять слепки с антиков для создания в Мадриде живописной и скульптурной академии. И здесь Веласкес впервые увидел римского папу Иннокентия X.
Как пишет искусствовед М. Дмитриенко, «…острый взгляд художника сразу охватил все. В глубине комнаты, стены которой были обтянуты красной материей, стоял золоченый трон, над которым возвышался красный балдахин. На троне восседал 76-летний наместник бога на земле. Это его грозное имя заставляло трепетать, это он отправлял на костры инквизиции сотни непокорных, осмелившихся протестовать против засилья церкви или восставать против заповедей, запрещающих человеку мыслить. Его папским именем покрывались страшные злодеяния, но сам он считался непогрешимым».
И все же невозможно было оторвать взгляда от Иннокентия X. Белоснежная ряса, обшитая тончайшими кружевами, способными вызвать зависть любой модницы, спадала с его колен. Поверх нее была накинута малиновая атласная сутана, мягкие складки которой охватывали старческие плечи и руки. На голове красовалась красная скуфья. Но особенно поражало лицо. Рыхлое, оно теперь казалось бледно-серым от обилия окружавших его красных тонов. Реденькие бородка и усы, широко растянутый рот с тонкими губами, мясистый крупный нос, немного загнутый книзу… И совсем не старческие, глубоко сидящие, небольшие ярко-голубые глаза с пронзительным, устремленным на вошедшего художника взглядом. Его выхоленные руки, унизанные перстнями, покоились на поручнях кресла.
История Магдалены Вентура
Магдалена Вентура когда-то вышла замуж. Ее муж – рядом с ней на картине. Родила троих сыновей. Однако в 37 лет случился гормональный сбой. Возможно, вызванный ранней менопаузой.
На лице и теле появились волосы. К 50 годам появились характерные для мужчин залысины.
Как-то на улице родного города Абруццо ее увидел придворный неаполитанского герцога. И практически вынудил супругов (возможно, за плату) отправиться к герцогу. Тот обожал всякие природные аномалии. Поэтому женщину с бородой оценил. Поселил супругов у себя на вилле. И заказал их портрет Рибере.
Рибера писал картину три года. Скорее всего, именно так Магдалена и ее муж выглядели. Однако грудь вряд ли реалистична. Такой она изображена художником для пущей эффектности. Уж слишком она высоко расположена. Да и чересчур округлая. Что вряд ли возможно у трижды рожавшей женщины 52 лет.
На руках женщина держит младенца. Вряд ли это ее ребёнок. Скорее всего, своих сыновей она родила до гормонального сбоя в 37 лет. А дитя у груди – лишь возможность сделать аномалию более наглядной.
Обратите внимание на лица позирующих. Они растеряны и даже печальны… Можно предположить, что у герцога они чувствовали себя неуютно. Кому же понравится несколько лет провести вне дома
Причём в качестве объекта для насмешек.
биография
Он родился в Хативе в скромной семье и в очень молодом возрасте переехал в Италию . Его первая работа датируется 1611 годом , Сен-Мартен разделяет мантию , которая теперь исчезла. Он написал в Риме первую серию « Пяти чувств» , из которых сохранились четыре картины, а также копия пятой. О годах его становления ничего не известно.
Прибывший в Неаполь в 1616 году в возрасте 25 лет, он был протеже испанского вице-короля, герцога Осуны, для которого он написал несколько картин, хранящихся в Соборной церкви Осуны (недалеко от Севильи), в том числе святого Себастьяна и Голгофы . Он приобрел там блестящую репутацию и смог встретиться со многими приезжими художниками, в частности со своим соотечественником Диего Веласкесом, который купил ему несколько полотен для короля Испании Филиппа IV в 1629 году , а затем, снова в 1649 году , для дворца Эскуриаль .
Рибера женится на Каталине де Аззолино, дочери художника, от которой у него пятеро детей.
Произведения Хосе де Рибера
В течение своей карьеры живописец изучал то, что связано с религией, в том числе биографию Святого Варфоломея, Марии Магдалины, Святого Иеронима и Святого Себастьяна. Последний является повторяющейся фигурой, которую Рибера изобразил как в традиционной манере, пронзенным множеством стрел, так и не в таком популярном образе, излечивающимся от полученных ран благодаря Святой Ирине.
На одной из картин Хосе де Рибера святой Себастьян изображен крепко привязанным к дереву, он переводит взгляд на небеса с выражением, которое говорит о его добровольном принятии мученичества. В том же году, когда художник выполнил эту работу, был нарисован еще один образ святого Себастьяна, который висел в Государственном музее в Берлине до Второй мировой войны. Эти две картины представляют два разных подхода к одному и тому же сюжету. На второй картине Себастьян изображен без сознания, на коленях, свисающим с дерева, к которому были привязаны его руки. В результате его фигура необычайно искажена, что подчеркивает ощущение страдания и мученичества.
Живописец иногда использовал в качестве модели для своих картин собственную дочь, Марию-Розу, которая отличалась необычайной красотой. В частности, она послужила прообразом для картины Хосе де Рибера «Святая Инесса». Он снова использовал непривычный подход, изобразив девушку в темнице с руками, сложенными в молитве, и глазами, устремленными к небу. Этот образ считается одним из самых выдающихся. Картина чрезвычайно понравилась жителям Неаполя, а вице-король приобрел ее в свою коллекцию.
Картина Хосе де Рибера «Хромоножка» была написана в последний период творчества художника. На ней он изобразил нищего мальчика-калеку. Ребенок стоит на фоне пейзажа, как будто специально выставив свою искалеченную ногу. В руке у него листик с просьбой о помощи. Но, несмотря ни на что, его лицо озарено искренней детской улыбкой.