Хосе де рибера: жизнь и творчество художника

Почему “Бородатая женщина” Риберы мелькает в сериале “Молодой Папа”?

Если вы смотрели сериал “Молодой Папа”, то наверняка задумывались, зачем там показывают эту картину?

Может быть, дело в позиции Пия XIII по отношению к гомосексуалистам?

Сначала Папа ужесточает критерии для приёма в священники. Чтобы ими становились только мужчины с традиционной ориентацией. Но однажды он узнает, что кардинал Гутьеррес, его друг и личный помощник, является гомосексуалистом.

Магдалена Вентура сначала может вызвать отторжение. Но потом смотришь в её глаза. И понимаешь, что эта женщина несчастна. В своём своеобразии она не виновата. Поэтому нет повода испытывать к ней неприязнь.

Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном (фрагмент). 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания. Wtfarthistory.com

О других картинах сериала читайте в статье  “Молодой Папа. 10 картин сериала расшифрованы”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Хусепе Рибера «Бородатая женщина». Аллегория или портрет?

Впервые картину с бородатой женщиной Риберы я увидела в сериале “Молодой Папа”. Герои фильма время от времени останавливаются у этого полотна. Молча ее разглядывают. Но особо не удивляются. Видимо потому что знают ее историю.

Если же вы видите ее впервые, удивление вы однозначно испытаете. Ещё бы. Мы видим то ли мужчину с грудью. То ли женщину с бородой.

Всматриваясь, понимаешь, что это все-таки женщина. Ведь на ней женское платье. Да и грудь весьма красноречива.

Так что это? Какая-то аллегория художника? Или все-таки портрет реальных людей?

История Магдалены Вентура

Магдалена Вентура когда-то вышла замуж. Ее муж – рядом с ней на картине. Родила троих сыновей. Однако в 37 лет случился гормональный сбой. Возможно, вызванный ранней менопаузой.

На лице и теле появились волосы. К 50 годам появились характерные для мужчин залысины.

Как-то на улице родного города Абруццо ее увидел придворный неаполитанского герцога. И практически вынудил супругов (возможно, за плату) отправиться к герцогу. Тот обожал всякие природные аномалии. Поэтому женщину с бородой оценил. Поселил супругов у себя на вилле. И заказал их портрет Рибере.

Рибера писал картину три года. Скорее всего, именно так Магдалена и ее муж выглядели. Однако грудь вряд ли реалистична. Такой она изображена художником для пущей эффектности. Уж слишком она высоко расположена. Да и чересчур округлая. Что вряд ли возможно у трижды рожавшей женщины 52 лет.

На руках женщина держит младенца. Вряд ли это ее ребёнок. Скорее всего, своих сыновей она родила до гормонального сбоя в 37 лет. А дитя у груди – лишь возможность сделать аномалию более наглядной.

Обратите внимание на лица позирующих. Они растеряны и даже печальны… Можно предположить, что у герцога они чувствовали себя неуютно. Кому же понравится несколько лет провести вне дома

Причём в качестве объекта для насмешек.

Мода на аномалии

Так зачем герцогу понадобилась подобная картина? Дело в том, что в 17 веке была мода на всякого рода аномалии. Картину повесили во дворце герцога. Где ее могли лицезреть многочисленные гости. Вот такое своеобразное увеселение.

Темой природных аномалий интересовались и другие художники. Так, Диего Веласкес создал целую галерею карликов, которые работали шутами при дворе короля.

Да что далеко ходить. Даже на самой знаменитой картине Веласкеса “Менины” мы видим карлицу. Рядом с принцессой. Чтобы ещё больше подчеркнуть ее красоту и высочайшее происхождение.

Любопытные детали картины

Ещё вы наверняка обратили внимание на большой камень рядом с героями картины. На нем по-латыни написано о том, кто изображён

Как удивительно, что у женщины такая борода. Кто художник и кто заказчик.

Также на камне лежит веретено. Так подчёркивается, что перед нами все-таки женщина. Которая по-прежнему занимается женскими делами.

Рибера был последователем Караваджо. Поэтому его картина с бородатой женщиной выполнена в технике тенебросо. Когда персонажи освящены неярким светом. А вокруг темнота. Фигуры лепятся из света и тени. Что придает им больше объёма и выразительности.

Почему “Бородатая женщина” Риберы мелькает в сериале “Молодой Папа”?

Если вы смотрели сериал “Молодой Папа”, то наверняка задумывались, зачем там показывают эту картину?

Может быть, дело в позиции Пия XIII по отношению к гомосексуалистам?

Сначала Папа ужесточает критерии для приёма в священники. Чтобы ими становились только мужчины с традиционной ориентацией. Но однажды он узнает, что кардинал Гутьеррес, его друг и личный помощник, является гомосексуалистом.

Магдалена Вентура сначала может вызвать отторжение. Но потом смотришь в её глаза. И понимаешь, что эта женщина несчастна. В своём своеобразии она не виновата. Поэтому нет повода испытывать к ней неприязнь.

О других картинах сериала читайте в статье  “Молодой Папа. 10 картин сериала расшифрованы”.

Мой мир

Внешние ссылки

  • Викискладе есть медиафайлы , связанные с Хосе де Рибера .
  • Портрет Хосе де Риберы с кратким изложением его жизни вошёл в книгу « Портреты прославленных испанцев », изданную в 1791 году.
  • Оцифрованные работы Хосе де Риберы в латиноамериканской цифровой библиотеке Национальной библиотеки Испании.
авторитетный контроль
  • Проекты Викимедиа
  • Дата : Q297838
  • Мультимедиа:
  • идентификаторы
  • VIAF: 83103470
  • ISNI: 0000 0001 1679 8641
  • BNE: XX1111198
  • BNF: 12003485g (data)
  • CANTIC: 981058527675006706
  • GND: 118788604
  • LCCN: n82095006
  • NKC: jn20011018104
  • NLA: 36329569
  • SNAC: w67p9k5k
  • SUDOC: 028141423
  • ULAN: 500008521
  • research.frick: 4472
  • ICCU: CFIV016246
  • Open Library: OL5733636A
  • KulturNav: id
  • RKD: 66553
  • Словари и энциклопедии
  • DBE URL -адрес
  • Британика адрес
  • цифровые репозитории
  • БВМК 11574
  • Europeana агент / база / 150851
  • Музей Прадо 37bb9553-eccf-459b-8d69-33a6f3cfd004
  • Дата : Q297838
  • Мультимедиа:

Именной указатель , Р , Рибера Хусепе , Александр Бенуа – История живописи

Именной указатель

Краткая справка из энциклопедии «Кругосвет»:

Рибера, Хосе (Ribera, José) (1591-1652), или Хусепе де Рибера, по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец), испанский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в Хативе близ Валенсии в 1591, учился у Франсиско Рибальты. В 1613 уехал в Италию и с 1616 до самой смерти 2 сентября 1652 жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора. Ему прекрасно удавалось передать тончайшие нюансы строения человеческого тела, каждую мельчайшую морщинку, мягкость женской и детской кожи и архитектонику драпировок. Художник поставил свое искусство, с его тщательным рисунком и драматической светотенью, на службу пламенной и суровой вере. Рибера стал создателем ряда новых сюжетов; Мадонна и святые, аскеты и кающиеся, философы и исполненные благородства бродяги с его полотен вызвали многочисленные подражания современников и последователей. Большинство его произведений находятся в музее Прадо и в неаполитанских церквах.

Цитаты:

Хотя Рибера из всех караваджистов тот, который остался более всего верен узким формулам своего образца (в живых Караваджо он едва ли мог застать, и теперь уже больше не принято считать Риберу уче ником Караваджо), он в то же время доказал, что узость этих формул не может служить препятствием для создания глубоко впечатляюще го искусства.

Читать о Рибера в тексте книги

Еще большей натяжкой отличается указание на две манеры в живописи Риберы: более темную, приурочиваемую к началу его деятельности, и более светлую, образовавшуюся будто бы под впечатлением от живописи Корреджо, для которой мастер специально ездил в Парму. На самом деле, сравнительно темные и светлые картины чередуются у Риберы на всем протяжении его деятельности, а светлых и цветистых, в пол ном смысле слов, картин мы и вовсе не найдем у него.

Читать о Рибера в тексте книги

…творчество Риберы не прошло даром и для Испании, а, напротив того, имело для нее огромное значение и, пожалуй, даже большее, чем для неаполитанской школы. То значе ние, которое обыкновенно приписывают Рибальте, будто бы привив шему испанской живописи формулы натурализма, то значение, бес спорно, имела живопись Риберы, очень рано и в большом количе стве доставшаяся на долю родины художника и производившая здесь огромное впечатление. С другой стороны, пребывание Риберы в Ита лии, изучение им наравне с Караваджо великих классиков «золотого века» научили художника тому «ритму», той крепости композиции, той цельности исполнения, которые вообще лучше всего свидетель ствуют о художественной зрелости.

Читать о Рибера в тексте книги

Картины:

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Испанский живописец, рисовальщик и гравер, известный представитель барокко в живописи Хусепе де Рибера родился 12 января 1591.

Был учеником Рибальты из Валенсии, совершенствовал своё художественное мастерство в Италии под влиянием Караваджо. Он изучал картины старых мастеров в Риме, Падуе и Парме. Однако в конечном итоге обосновался в Неаполе, где стал придворным художником герцога Осуна.

Во второй половине 1620-х г.г. к Хосе де Рибере пришла известность. В 1626 г. он был избран членом Римской академии Св. Луки.

В 1629 г. новый вице-король герцог де Алькала вернул Хосепе де Рибере привилегированное положение придворного живописца. А после посещения его мастерской великим Веласкесом его заказчиком становится Филипп IV.

Для творчества Хосепе де Риберы 1620—30 г.г. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчеркивается победа воли над физическим страданием. Хусепе де Рибера считается последователем итальянского мастера Микеланджело да Караваджо, представителя реалистического направления в европейской живописи XVII в.

Большую часть жизни художник провел на юге Италии, в Неаполе — столице государства, подчинённого испанскому королю.

С конца 1620-х годов Хусепе де Рибера посвятил себя исключительно живописи. Тематика его произведений разно образна: античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни Cвятых.

Умер Хусепе де Рибера в 1652г.

Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).

Становление

Вам будет интересно:Художник Александр Родченко: картины известного авангардиста и их названия

Хотя в то время сыновей обычно обучали той же профессии, которой владели их отцы, некоторые искусствоведы предполагают, что художественные занятия Риберы могли поощряться другими художниками в его семье.

Его бабушку по отцовской линии звали Хуана Наварро из Тервела, а в Валенсии были известны несколько художников с такой фамилией. Однако это остается лишь предположением. Биограф Риберы утверждает, что в детстве он был учеником преуспевающего местного художника Франсиско Рибальта, хотя нет абсолютно никаких доказательств в поддержку этого утверждения.

Какими бы ни были факты, он был явно недоволен тем, как идут дела, поэтому покинул свой родной город в поисках лучшей жизни (есть мнение, что он покинул Испанию из-за ссоры с Рибальтой, связанной с дочерью мастера-художника).

Дань уважения

Его именем названа улица в 16- м  округе Парижа .
Музей Фабра в Монпелье представил Золотой век живописи в Неаполе «От Риберы до Джордано» от 20 июня в 11 октября 2015 г.

Эта выставка предлагала обширную панораму одного из самых ярких моментов итальянского искусства, когда в 17 веке неаполитанская живопись занимала важное место в Европе. Публика могла полюбоваться 84 шедеврами, созданными за весь век и поступившими из многочисленных французских и зарубежных музеев, при этом исключительный вклад музеев Неаполя позволил, в частности, выделить одного из величайших гениев целого века, Джузепе де Рибера.

Примечания и ссылки

Заметки

  1. Кроме того, Теофиль Готье называет его «Рибейра» в своем стихотворении, начинающемся со слов: «Есть сердца, влюбленные в печальную любовь уродливых …» (цитируется, среди прочего, Робертом Сабатье в его « Истории французской поэзии — 19 век». поэзия , Том 2, Альбин Мишель, 1977, с. 261.

Рекомендации

  1. Augé JL, Рибера или сущность реальности , искусство набор п о  159, стр.  2-20
  2. , стр.  60.
  3. (Es) в музее Бильбао.
  4. (in) , о Музее Виктории.
  5. (это) , на Polo museale Fiorentino .
  6. * (в) , о музее Гетти .
  7. (es) , по мотивам цереры
  8. (es) , по мотивам цереры .
  9. (Es) , музей Прадо .
  10. (in) на Museo Nacional Thyssen-Bornemisza (по состоянию на 28 марта 2020 г. )
  11. Оже ДЛ, Рибера и античная, новое прочтение , арт набор п о  159, стр.  34-43
  12. (es) , на Базе Цереры
  13. (это) , на галерее Боргезе.
  14. (in) в Кливлендском художественном музее .
  15. (Es) , в музее Прадо
  16. (Es) в музее Прадо
  17. (in) на Метрополитен-музей
  18. Ож ДЛ, Рибера, контролируемый эффект травления , художественный набор п ø  159, стр.  60-63
  19. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Портреты в коллекциях Школы изящных искусств, Блокноты 36, Издания изящных искусств в Париже, 2016 г., стр. 36-38, кат. 9

Биография

Как сообщает биограф Паломино, учился в мастерской Франсиско Рибальты. Сведения о молодости Риберы крайне обрывочны. Вероятно, не позднее 1613 года он перебрался в Италию, где, как принято считать, изучал картины старых мастеров в Парме и Риме.

Все сохранившиеся работы художника датируются неаполитанским периодом. Впервые о нахождении Риберы в Неаполе сообщается под 1616 годом, когда он женился на местной жительнице. Работал по заказам местного духовенства и вице-короля герцога Осуна, а также его преемников. Большинство заказчиков увозило картины Риберы с собой в Испанию, где его ценили и много копировали. В 1626 г. он был избран членом римской академии Св. Луки.

Хосе де Рибера Святая Инесса: Описание произведения

«Святая Инесса» Х. де Риберы: детали сюжетаЖитие этой святой весьма необычно. Инесса была юной и прекрасной римлянкой, дочерью богатых родителей. Втайне от семьи она приняла христианство. За это девушка была приговорена к обезглавливанию. Её мучители оказались изобретательными: по их замыслу, до места казни Инесса должна была прошествовать обнажённой. Она шла сквозь возбуждённую толпу, снедаемая тысячами жадных глаз. Спотыкалась, когда её подталкивали похотливые руки стражников. Однако Бог, за веру в которого Инесса шла на плаху, всё же услышал моление избавить её если не от смерти, то хотя бы от позора. Мгновенно отросшие волосы и белый покров, спущенный ангелом с неба, скрыли её наготу от беснующейся толпы.

«Святая Инесса» Х. де Риберы: замысел и композиция

Интересно, что на картине не находится места римскому плебсу, хотя динамичные многофигурные композиции (например, толпа, с жестоким удовольствием распинающая святого Варфоломея) хорошо удавались Рибере. Очевидно, здесь имеет место приём вовлечения: все глазеющие на Инессу должны размещаться на том же месте и смотреть на святую под тем же углом, что и зрители картины. Зритель, таким образом, из пассивного соглядатая превращается в невольного соучастника всего того, что происходит с Инессой.

По-видимому, Риберу в данном случае интересуют не противопоставление христианской святой – грешному миру, а лишь глубина внутреннего состояния самой Инессы

Ему важно передать её наивность, её детскую трогательность. Для достижения этой цели Рибера делает фон размытым и максимально условным, а саму фигуру Инессы, напротив, выписывает очень тщательно

Мы можем видеть следующие детали: отдельные пушистые пряди её волос, серебрящиеся у глаз слезинки, пронизанные розовым светом тонкие пальцы. Все они написаны с озязаемой вещественностью.

«Святая Инесса» Х. де Риберы: особенности колорита

Одно из главных достоинств «Святой Инессы» – её колорит. Она создана в то время, когда Рибера отказался от резких светотеневых контрастов, а палитра его картин стала более светлой и уравновешенной.

Здесь есть некоторый парадокс: многие картины художника (и «Святая Инесса» в особенности) кажутся едва ли не монохромными, заставляя вспомнить о пресловутой «испанской мрачности», при этом Рибера считается одним из лучших колористов своего времени. В чем здесь дело? Вероятно, в «пятидесяти оттенках серого» в творчестве Риберы. Невероятное богатство тонов и рефлексов, для каждого из которых даже нет отдельного названия – разнообразных невнятно-коричневых, серебристо-бежевых, серо-розовых и буровато-зелёных – заставляет знатоков восхищаться великолепной и мощной тональной живописью Риберы.

Хосе де Рибера Магдалена Вентура с мужем и сыном: Описание произведения

Вице-короли Неаполя, при дворе которых Хосе Рибера работал много лет, имели вкус ко всему диковинному и необычному, чтобы не сказать уродливому. В их коллекции живописи и скульптуры находилось место карликам и гигантам, животным о нескольких головах или ногах и прочим природным аномалиям. Всё это отражает жгучий интерес эпохи барокко ко всему, серьёзно отличающемуся от нормы. И Магдалена Вентура, ничем, помимо злосчастной бороды, не примечательная женщина из итальянского города Абруцци, получила известность именно на волне этого интереса.

Покровитель Риберы, неаполитанский вице-король герцог Алькала, по легенде, привел всё семейство в мастерскую художника, чтобы тот смог запечатлеть ошибку природы.

Согласно подписи, выбитой на каменных скрижалях в правой части холста, лет до 37-ми Вентура была обычной женщиной, имевшей мужа Феличе де Амиче (это именно он, угнетённый семейным несчастьем, изображен на втором плане картины) и троих сыновей. После же случилось невероятное: у Магдалены начала расти борода и меняться внешность. Не известно, чем объясняли это в XVII столетии, задолго до открытия половых гормонов, – возможно, происками дьявола. В ХХ веке, естественно, Вентуре диагностировали грубое гормональное нарушение, в результате которого она уподобилась мужчине. Удивительно при этом, что, судя по наличию на картине ребёнка и лактирующей груди, это не лишило её репродуктивной функции. Но возможно ли такое?

Современные испанские искусствоведы, проведя многочисленные консультации со светилами медицины, пришли к заключению, что с учетом фактора возраста (на картине Магдалене около 52-х лет) и вирилизации («омужествления» в результате воздействия андрогенов) родить этого младенца женщина никак не могла. Согласно их предположению, Рибера принял решение написать и младенца, не найдя других, более убедительных средств показать, что переда нами все-таки женщина, а не мужчина.

Известность

После прибытия в Неаполь его репутация взлетела до такой степени, что к 1618 году Рибера считался самым популярным художником в городе, получая комиссионные от таких покровителей, как, например, Козимо II Медичи, великий князь Тосканы и вице-король Неаполя. Перегруженный работой, Рибера заработал достаточно денег, чтобы переехать в большой дом с садом, как раз к рождению его первых трех детей в конце 1620-х годов (сын Анотонио Симоне родился в январе 1627 года, а затем его младший брат Хасинто Томас — в ноябре 1628 года и, наконец, младшая сестра Маргарита — в апреле 1630 года).

В 1630 году его посетили Веласкес, а также испанский посол, который впоследствии стал вице-королем Неаполя. Он заказал для себя несколько работ.

В 1631 году Рибера был удостоен чести стать рыцарем папского ордена Ватикана. Это одно из самых высоких достижений, на которые мог надеяться любой художник в Италии.

Успех Риберы в течение 1630-х годов развился до такой степени, что к 1640-м годам он смог переехать с семьей в настоящий дворец в роскошном районе Кьяйя, рядом с церковью св. Тереза ​​дельи Скальци.

В 1641 году Рибере посчастливилось получить комиссию за работу над самым важным религиозным объектом в городе – часовней св. Дженнаро в соборе Неаполя.

Интересные факты о Хосе де Рибера

Слава и известность, полученные художником при дворе, носили несколько жутковатый оттенок. Про Хосе де Риберу ходили страшные легенды, отголоски которых дошли до наших дней. Виной всему его экстравагантные творческие приемы: на протяжении долгих лет он делал наброски в тюрьмах, изображая поведение заключенных под пытками. Эти наблюдения отражены в его ранних произведениях, где смерть и увечья выглядят крайне реалистично.

Над тайной выдающегося испанского художника и сейчас висит пелена неизвестности. Искусствоведы и психологи всего мира спорят до сих пор, то оправдывая талантливого живописца, то отыскивая новые факты, доказывающие его одержимость.

Многие ценители искусства с удовольствием приобретают работы современных живописцев на аукционах, пополняя свои коллекции на сайте Very Important Lot. Здесь можно недорого купить картину любимого художника.

Рекомендации

  1. Перес Санчес, Альфонсо Э. «Хосе де Рибера» (неопр .) . Испанский биографический словарь . Королевская академия истории.
  2. Спиноза, Никола, Рибера. Полная опера , Electa Napoli, 2006, ISBN  88-510-0288-6 , стр. 11.
  3. , с. 79.
  4. «РИБЕРА, Хосе де (1591-1652) | Городской совет Хативы» . библиотека.ayto-xativa.es . Проверено 25 февраля 2018 г.
  5. Перес Санчес, Альфонсо Э.; Спиноза, Никола; Байер, Андреа (1992). Хусепе де Рибера 1591–1652: выставка в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, 18 сентября — 29 ноября 1992 г. (на английском языке) . Метрополитен-музей, ISBN  978-0-87099-647-4 . Проверено 15 января 2020 г. .
  6. «Революция Риберы» , журнал Ars , 1, январь-март 2009 г.
  7. «Эль Прадо представляет молодого Рибера в обществе» , ABC , 4 апреля 2011 г. См. Также мультимедийную презентацию и видео выставки «Молодой Рибера» , кураторами которой являются Хосе Миликуа и Хавьер Портус , Музей Прадо, 5 апреля. по 31 июля 2011 года.
  8. «Рибера, Хосе де — Коллекция — Национальный музей Прадо» . www.museodelprado.es . Проверено 28 марта 2020 г. .
  9. Хусепе Рибера и: Национальное бюро художественно-исторической документации
  10. «Бородатая женщина» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2014 года . Проверено 15 сентября 2009 г.
  11. Шесть веков искусства. Сто великих мастеров . Мексика: Музей Сумайи и Фонд Карлсо. 2006. с. 37. ISBN  968-7794-30-5 .
  12. Портус Перес, Хавьер . «Санта-Сесилия » . В Fundación Amigos del Museo del Prado, изд. Энциклопедия музея Прадо (2006) . Проверено 26 сентября 2017 г. .

Самые известные картины Хосе де Риберы

Много картин Хосе де Риберы написаны на религиозную и историческую тематики. Еще одной сильной стороной мастера были портреты. Среди знаковых работ стоит назвать следующие:

  • «Летучая мышь и два уха» (начало 1620-х годов) — странный рисунок, выполненный красным мелом. На свитке написано «Добродетель сияет в веках».
  • «Освобождение апостола Петра из темницы» (1639) — в этой работе, как и во многих других произведениях автора, обыгрывается тема мученичества за веру.
  • «Дуэль Изабеллы де Караззи и Диамбры де Поттинелло» (1636) — автор высмеивает поединок двух женщин, произошедший в 1552 году. Дамы сражались за благосклонность молодого человека.
  • «Аполлон и Марсий» (1637) — картина изображает жестокое убийство самоуверенного сатира.
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1641) — одна из самых нежных и романтических работ автора
  • «Святая Инесса и ангел, укрывающий ее покрывалом» (1641) — картина создана в зрелый период творчества живописца и мало напоминает темные оттенки «караваджиевского» периода.
  • «Хромоножка» (1642) — яркий и запоминающийся портрет нищего мальчишки.

Произведения Хосе де Рибера

В течение своей карьеры живописец изучал то, что связано с религией, в том числе биографию Святого Варфоломея, Марии Магдалины, Святого Иеронима и Святого Себастьяна. Последний является повторяющейся фигурой, которую Рибера изобразил как в традиционной манере, пронзенным множеством стрел, так и не в таком популярном образе, излечивающимся от полученных ран благодаря Святой Ирине.

На одной из картин Хосе де Рибера святой Себастьян изображен крепко привязанным к дереву, он переводит взгляд на небеса с выражением, которое говорит о его добровольном принятии мученичества. В том же году, когда художник выполнил эту работу, был нарисован еще один образ святого Себастьяна, который висел в Государственном музее в Берлине до Второй мировой войны. Эти две картины представляют два разных подхода к одному и тому же сюжету. На второй картине Себастьян изображен без сознания, на коленях, свисающим с дерева, к которому были привязаны его руки. В результате его фигура необычайно искажена, что подчеркивает ощущение страдания и мученичества.

Живописец иногда использовал в качестве модели для своих картин собственную дочь, Марию-Розу, которая отличалась необычайной красотой. В частности, она послужила прообразом для картины Хосе де Рибера «Святая Инесса». Он снова использовал непривычный подход, изобразив девушку в темнице с руками, сложенными в молитве, и глазами, устремленными к небу. Этот образ считается одним из самых выдающихся. Картина чрезвычайно понравилась жителям Неаполя, а вице-король приобрел ее в свою коллекцию.

Картина Хосе де Рибера «Хромоножка» была написана в последний период творчества художника. На ней он изобразил нищего мальчика-калеку. Ребенок стоит на фоне пейзажа, как будто специально выставив свою искалеченную ногу. В руке у него листик с просьбой о помощи. Но, несмотря ни на что, его лицо озарено искренней детской улыбкой.

Становление

Хотя в то время сыновей обычно обучали той же профессии, которой владели их отцы, некоторые искусствоведы предполагают, что художественные занятия Риберы могли поощряться другими художниками в его семье.

Его бабушку по отцовской линии звали Хуана Наварро из Тервела, а в Валенсии были известны несколько художников с такой фамилией. Однако это остается лишь предположением. Биограф Риберы утверждает, что в детстве он был учеником преуспевающего местного художника Франсиско Рибальта, хотя нет абсолютно никаких доказательств в поддержку этого утверждения.

Какими бы ни были факты, он был явно недоволен тем, как идут дела, поэтому покинул свой родной город в поисках лучшей жизни (есть мнение, что он покинул Испанию из-за ссоры с Рибальтой, связанной с дочерью мастера-художника).

Хусепе де РИБЕРА — вся жизнь

Родился 12 января 1591 в Хативе близ Валенсии, учился у Франсиско Рибальты. В 1613 уехал в Италию и с 1616 до самой смерти в июле 1652 жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора.

Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).

Как и все его современники, Рибера писал мучеников и святых. Вырази­тельны, драматичны сцены страданий апостола Андрея, Варфоломея, знаменитый цикл картин, посвященных пустыннику Иерониму. Художнику принадлежат и прекрасные полотнана мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестнасвятая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волоснаписана так, что ощущаешь их мяг­кость…).

Свои модели Рибера искал в толпе на площадях Неаполя. Рыбаки, кресть­яне, нищие стали моделями для его знаменитой серии«Философы древно­сти». Диоген, Сократ, Анаксагор, Ге­раклит и Демокрит — загорелые лица, грубая, обветренная кожа;такие же «простонародные» святые. Одним из лучших испанских жанровых портре­тов справедливо считают картину Риберы«Хромоножка», изображающую нищего подростка. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры.Неаполи­танский художник начала XVIII века Паоло ди Маттейса писал: «Он достигает обмана зрения, тщательно выписывая всепастозной краской и за­кругляя мазки так, как закругляются сами мускулы, в чем ему невозможно подражать, что нельзя сделатьлучше и что кажется чудом…» Впечатление осязаемости, тщательность живописной передачи лиц поразительны. И хотя персонажиРиберы чаще всего неподвижны, кажется, что ощущаешь их дыхание, чувствуешь, как пульсирует в их жилах кровь.Сурово-реалистическое, мужественное искусство этого великого испанца открывает золотой век испанской живописи.

Венера и Адонис, фрагмент: Венера

Троица

Бражник

Венера и Адонис

Св. Иероним 2

Кающаяся Мария Магдалина фрагмент

Сивилла

Св. Агнесса в темнице и ангел, одевающий ее полотном

Св. Бруно

Кающаяся Магдалина

Пророк Илия

Портрет рыцаря ордена Сантьяго

Портрет иезуита-миссионера

Пьета

Св. Христофор с младенцем Иисусом

Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской

Св. Франциск Ассизский

Преображение Марии Магдалины

Св. Себастьян

Св. Рох

Св. Иероним 4

Св. Франциск Ассизский и ангел с водой

Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской, фрагмент

Моисей

Кающийся св. Иероним

Распятие

Крещение Христа

Архимед

Дионис

Аполлон и Марсий 2»

Апостол Андрей

Сон Иакова

Пьяный Силен, фрагмент

Причастие святых апостолов

Становление

Вам будет интересно:Художник Александр Родченко: картины известного авангардиста и их названия

Хотя в то время сыновей обычно обучали той же профессии, которой владели их отцы, некоторые искусствоведы предполагают, что художественные занятия Риберы могли поощряться другими художниками в его семье.

Его бабушку по отцовской линии звали Хуана Наварро из Тервела, а в Валенсии были известны несколько художников с такой фамилией. Однако это остается лишь предположением. Биограф Риберы утверждает, что в детстве он был учеником преуспевающего местного художника Франсиско Рибальта, хотя нет абсолютно никаких доказательств в поддержку этого утверждения.

Какими бы ни были факты, он был явно недоволен тем, как идут дела, поэтому покинул свой родной город в поисках лучшей жизни (есть мнение, что он покинул Испанию из-за ссоры с Рибальтой, связанной с дочерью мастера-художника).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: