Леди из Шалот (картина Уотерхауса)
«Леди из Шалот» (англ. The Lady of Shalott) — одна из самых известных картин английского художника Джона Уильяма Уотерхауса, созданная в 1888 году. Это первая версия картины, посвященная одноимённой поэме Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот» (в России известна в переводе Бальмонта).
Сюжет
В поэме Теннисона «Волшебница Шалот» рассказывается история девушки по имени Элейн, на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно. Шалот расположен на реке, текущей в Камелот. Никто не знает про существование Элейн, потому что проклятье запрещает ей покидать башню и даже смотреть из окна. Взамен у неё в комнате висит огромное зеркало, в котором отражается окружающий мир, и девушка занимается тем, что ткет гобелен, изображая на нём чудеса окружающего мира, которые ей удалось увидеть. Постепенно мир все больше захватывает её, а одинокое сидение в башне утомляет. Однажды она видит в зеркале, как сэр Ланселот скачет в Камелот, и покидает комнату, чтобы поглядеть на него из окна. В ту же секунду исполняется проклятье, гобелен распутывается, а зеркало трескается.
Порвалась ткань с игрой огня,Разбилось зеркало, звеня.«Беда! Проклятье ждёт меня!» —Воскликнула Шалот. |
Элейн понимает, какой необдуманный поступок совершила, и бежит из башни. На берегу реки она находит лодку и записывает на ней свое имя. Она плывет по реке и поёт печальную песню, но умирает прежде, чем доплывает до Камелота, где могла бы обрести счастье и любовь. Когда её находят жители, Ланселот дивится, что это за прекрасная женщина.
Описание картины
Поэзия Теннисона была очень популярна среди прерафаэлитов, к которым примыкал Уотерхаус. Хотя в данном случае Теннисон пишет о трагической любви, художники (Холман Хант, Россетти,Артур Хьюз, Уотерхаус) всегда наполняли картины по «Волшебнице Шалот» своим смыслом и отражали мировоззрение людей Викторианской эпохи, избирая для иллюстрации разные сюжетные отрывки и по-разному интерпретируя статус женщины. Возрастала роль женщины как хранительницы домашнего очага, а прерафаэлиты, в то же время, показывали внутренний конфликт между частными, личными надеждами и общественными обязанностями женщин.
Уотерхаус изображает Леди из Шалот в тот момент, когда она уже сидит в лодке и держит в руках цепь, которая крепит лодку к берегу. Рядом лежит гобелен, когда-то являвшийся средоточием её жизни, а теперь забытый и частично погруженный в воду. Свечи и распятие делают лодку похожей на погребальную ладью, Элейн смотрит на них с грустным, одиноким и одновременно отчаявшимся выражением лица. В то время свечи символизировали жизнь, на картине две их них задуты. Автор намекает, что Элейн осталось жить совсем недолго. Рот девушки открыт: она поёт прощальную песню.
Пейзаж нарисован небрежно — Уотерхаус отступил от прерафаэлитских традиций, когда природа изображалась максимально достоверно и подробно.
Позднейшие версии
Позднее Уотерхаус нарисовал ещё две картины, посвященные «Леди из Шалот». Вариант 1894 года называется «Леди из Шалот смотрит на Ланселота» (англ. The Lady of Shallot Looking at Lancelot) и по композиции напоминает картину Холмена Ханта «The Lady of Shalott»: девушка находится в своей башне. Элейн изображена в момент «падения», она смотрит в зеркало, которое уже начало трескаться, а гобелен замотан вокруг колен. Как и в версии 1888 года, Уотерхаус не винит женщину, отдавшуюся эмоциям, а сочувствует ей. Как писал Теннисон, «на её лице написано рождение любви к чему-то, чего она была столь долго лишена, и эта любовь вырывает её из мира теней и ведет в мир реальный».
Финальная версия картины (1911) носит название «„Меня преследуют тени“, — сказала Леди из Шалот» (англ. «I am Half-Sick of Shadows» said the Lady of Shalott). «Меня преследуют тени» — цитата из поэмы Теннисона. Вопреки сюжету поэмы, Леди из Шалот одета не в белое платье, а в ярко-красное, её фигура напоминает чувственную позу Марианы с картины Милле «Мариана» (1851). Комната освещена солнцем и нарисована в ярких тонах, в стиле ранних прерафаэлитов. Создается впечатление, что Элейн страдает от скуки, таким образом, очевидно, что рано или поздно она поддастся на искушение поглядеть на настоящий мир.
Взгляды на этику и религию [ править ]
Тангейзер в Венусберге (1901)
Лилит , (1887 г.) сейчас находится в Художественной галерее Аткинсона в Саутпорте , Мерсисайд.
Взгляды Коллиера на религию и этику интересны тем, что их сравнивают со взглядами Томаса и Джулиана Хаксли , которые читали Роману лекции на эту тему. Кольер (1926) объясняет
- «Эта [книга « Религия художника » ] в основном посвящена этике, помимо религии … Я с нетерпением жду того времени, когда этика займет место религии … Моя религия действительно негативна. может быть достигнуто другими способами, которые менее способствуют раздору и которые меньше нагружают мыслительные способности «. ( п? )
О светской морали :
- «Мои стандарты откровенно утилитарны . Насколько мораль интуитивна, я думаю, ее можно свести к врожденному импульсу доброты по отношению к нашим согражданам». ( п? )
Таким образом, его взгляды на этику были очень близки к агностицизму Т. Хаксли и гуманизму Джулиана Хаксли.
Об идее Бога:
- «Люди могут без особого преувеличения утверждать, что вера в Бога универсальна. Они не добавляют, что суеверия, зачастую самого низшего типа, столь же универсальны». ( п? )
И
- «Всемогущее Божество, приговаривающее к вечным пыткам даже самое подлое из своих созданий, бесконечно жестче, чем самый жестокий человек». ( п? )
И о церкви:
- «Для меня, как и для большинства англичан, триумф римского католицизма означал бы невыразимое бедствие для дела цивилизации ». ( п? )
А о нонконформистах :
- «У них есть суеверная вера в настоящие слова Библии, что очень опасно». ( п? )
Licensing
This is a faithful photographic reproduction of a two-dimensional, public domain work of art. The work of art itself is in the public domain for the following reason:
The official position taken by the Wikimedia Foundation is that «faithful reproductions of two-dimensional public domain works of art are public domain«.This photographic reproduction is therefore also considered to be in the public domain in the United States. In other jurisdictions, re-use of this content may be restricted; see Reuse of PD-Art photographs for details. |
Ссылки [ править ]
- .
- Boyraz Алп (19 марта 2019). . Cov Campus . Дата обращения 17 мая 2019 .
- Патрик В. Монтегю-Смит «Письма: генеалогическое древо Годивы», The Times , 25 января 1983 г.
Эта статья о картине XIX века — незавершенная . Вы можете помочь Википедии, . |
vтеДжон Кольер | |
---|---|
Картины |
|
Связанный |
|
vтеЛеди Годива | |
---|---|
Семья |
|
Фильм |
|
Вариации |
|
Песни |
|
Другой |
|
vтеХудожественная галерея и музей Герберта | |||||
---|---|---|---|---|---|
Художники |
|
||||
Писатели |
|
||||
Лента и шелковая промышленность |
|
||||
Средневековая история |
|
||||
Наука и техника |
|
||||
Связанный |
|
||||
|
vтеБратство прерафаэлитов (картины) | |
---|---|
|
|
Ассоциированные художники и деятели |
|
Некоторые известные произведения (период и постпериод) |
|
Модели |
|
Связанный |
|
Metadata
This file contains additional information, probably added from the digital camera or scanner used to create or digitize it.
If the file has been modified from its original state, some details may not fully reflect the modified file.
Image title | |
---|---|
Date and time of data generation | 26 March 2016 |
File change date and time | 10:18, 11 February 2016 |
Software used | Keepthinking IPTC/XMP Processor |
Credit/Provider | Photo Credit: Herbert Art Gallery&Museum |
Headline | Collier, John, 1850-1934; Godiva |
Special instructions | This metadata was embedded in the image on 11th February 2016 |
Date and time of digitizing | 10:18, 11 February 2016 |
Date metadata was last modified | 10:18, 11 February 2016 |
Online copyright statement | |
Usage terms | |
Short title | |
IIM version | 2 |
Семья
Коллиер был из талантливой и успешной семьи. Его дед, Джон Коллиер, был торговцем-квакером, который стал членом парламента. Его отец Роберт (который был членом парламента, генеральным прокурором и в течение многих лет постоянно работал судьей Тайного совета ) стал первым лордом Монксвеллом . Он также был членом Королевского общества британских художников . Старший брат Джона Коллиера, второй лорд Монксвелл, был заместителем государственного секретаря по вопросам войны и председателем Совета лондонского графства .
Первая жена Кольера, Мэриан Хаксли, 1883 год.
Со временем Коллиер стал неотъемлемой частью семьи Томаса Генри Хаксли П.К. , президента Королевского общества с 1883 по 1885 год. Коллиер женился на двух дочерях Хаксли и был «в интимной дружбе» со своим сыном, писателем Леонардом. Хаксли . Первой женой Коллиера в 1879 году была Мэриан (Мэди) Хаксли. Она была художницей, училась, как и ее муж, в Слейде и выставлялась в Королевской академии и других местах. После рождения их единственного ребенка, дочери, она страдала от тяжелой послеродовой депрессии и была доставлена в Париж для лечения, где, однако, заболела пневмонией и умерла в 1887 году. Дочь Коллиера от первого брака, Джойс, была портретистом-миниатюристом. , и член Королевского общества художников-миниатюристов.
В 1889 году Коллиер женился на младшей сестре Мэди Этель Хаксли. До Закона 1907 года о браке сестры умершей жены такой брак был невозможен в Англии, поэтому церемония проходила в Норвегии. От второй жены у него родились дочь и сын сэр Лоуренс Коллиер , который был послом Великобритании в Норвегии в 1941–1951 годах.
Известные картины
Его аристократическое происхождение позволило ему утвердиться в ряду важных художников того времени, таких как Лоуренс Альма-Тадема и Джон Эверетт Милле, он стал популярным портретистом в викторианскую эпоху и время короля Эдуарда VII
Диапазон тем картин Кольера является весьма широким. Он рисовал многих выдающихся деятелей своего времени. В 1893 году, Например, его моделями стали епископ Шрусбери (сэр Лавлейс Стамер); сэр Джон Лаббок; сэр Эдвард Август Инглфилд (адмирал и исследователь Арктики) и т.д
Он также создавал работы на мифические темы. Кольер известен за свой драматический, театральный стиль картин на классические сюжеты. Кольер прославился из-за использования в истинно романтической традиции образов красивых женщин из легенд, мифов, литературы и истории в качестве основной темы для своих картин
Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898)
Избранные картины Джона Кольера
- A Devonshire Orchard (Девонширский сад)
- Circe, 1885 (Цирцея)
- Clytemnestra, 1882 (Клитемнестра)
- Clytemnestra, 1914 (Клитемнестра)
- Ellen Terry as Lucy Ashton (Эллен Терри в роли Люси Аштон)
- Guinevere’s Maying (Май Гвиневры)
- Hetty Sorrell (Хетти Соррелл)
- Horace and Lydia Study (Гораций и Лидия)
- In the Forest of Arden, 1892 (Арденский лес)
- In the Venusburg Tannhäuser, 1901 (Тангейзер)
- Lady Godiva, circa 1898 (Леди Годива)
- Lady Halle, 1895 (Леди Халле)
- Lilith, 1887 (Лилит)
- Pope Urban VI, 1896 (Папа Урбан VI)
- Portrait of the Artist’s Daughter, 1929 (Портрет дочери художника)
- Priestess of Delphi, 1891 (Дельфийская жрица)
- Sentence of Death, 1908 (Смертный приговор)
- Shopping for Silks (Покупка шелка)
- Sleeping Beauty (Спящая красавица)
- Spring (Весна)
- Tannhauser in the Venusberg (Тангейзер на Венериной горе)
- The Artist’s Wife, 1880 (Жена художника)
- The Confession, 1902 (Исповедь)
- The Death of Albine, 1895 (Смерть Альбины)
- The Grand Lady, 1920 (Гранд Леди)
- The Laboratory (Лаборатория)
- The Land Baby, 1909 (Земной ребенок)
- The Last Voyage of Henry Hudson, 1881 (Последнее путешествие Генри Гудзона)
- The Pharaoh’s Handmaidens, 1883 (Служанки фараона)
- The Plague, 1902 (Чума)
- The Priestess of Bacchus (Жрица Вакха)
- The Prodigal Daughter, 1903 (Блудная дочь)
- The Water Nymph, 1923 (Нимфа воды)
- The White Devil, 1909 (Белый дьявол)
- Water Baby, 1890 (Дитя воды)
Очаровательные картины художника Arthur John Elsley
Вчера на просторах необъятного интернета я наткнулась на картину «Пастушка». Так сильно она меня затронула,что нашла её автора, им оказался художник Артур Джон Элсли.
Его картины вызывают самое большое умиление, улыбку и радость. Хочется рассматривать этих девочек с шёлковыми лентами в волосах, их воздушные платьицы с нежнейшим кружевом, собачек с добрыми глазами, пушистых мяукающих шариков, и все это на фоне прекрасной природы.
Художник Arthur John Elsley (Артур Джон Элсли) родилсяв Лондоне, в ноябре 1860 года в большой семье извозчика и художника-любителя Джона Элсли. В 14 лет стал учеником Южно — Кенсингтонской школы искусств (в будущем станет Королевским Колледжем искусств). Во время учебы Элслей увлекся велосипедными прогулками, и довольно часто выезжал на природу, для вдохновения и зарисовок эскизов.
Он рисовал детей и животных. Популярность этого жанра была вызвана тем, что в те времена в викторианской Англии, увы, была высокая детская смертность и средние слои населения стремились запечатлеть своих детей на память.
Первая выставка художника состоялась в 1878 году, когда ему было 18 лет. В Академии была выставлена его картина «Портрет старого пони» на Королевской выставке. Это одна единственная работа, которую успел увидеть его отец до своей смерти.
Однако к моменту окончания академии Артур Джон Элсли оказался главой большой семьи (отец художника умер в год окончания Arthur John Elsley академии) и ему нужно было обеспечивать пятерых сестер и братьев. Став приемником Чарльза Бартона Барбера (Charles Burton Barber,1845-1894) был настолько популярен, что многие его картины использовались в календарях, рекламных объявлениях, книгах и журналах.
К 1893 году художник уже достаточно прочно стоял на ногах и сумел накопить достаточно средств, чтобы жениться и обзавестись собственной семьей.У него появились свои дети, которых он писал с огромным удовольствием. А ещё на картинах мы видим не просто случайных животных, а животных, которые жили в доме Arthur John Elsley.
В Первую Мировую он будет работать на фабрике боеприпасов, где скорей всего еще больше ухудшиться его зрение, за это время он напишет только 4 картины.
После он начнет писать только для себя, в свое удовольствие, иногда выставляясь на выставках. А начиная с 1927 года практически совсем перестанет писать и выставляться из-за ухудшающегося зрения.
Скончается Артур Джон Элслей 19 февраля 1952 года, в 91 год, в своем доме, в окружении семьи.
Фри-джаз и философские взгляды
Фри-джаз — стиль, в котором акцент делается на импровизацию и музыкальное разнообразие, что позволяет максимально отразить интеллектуальную составляющую музыки.
В конце 1950-х годов американские джазмены начали экспериментировать и отходить от привычных музыкальных структур и регулярного ритма. Акцент делался на импровизацию и эмоциональность.
Музыканты работали над эмоциональным раскрепощением, отказывались от стандартной логики последовательности аккордов. Основоположником стиля стал саксофонист Орнетт Коулмэн.
Поклонники джаза называли фри-джаз экспериментальным и новаторским. Критики, наоборот, воспринимали его как попытку вернуть стиль к этническим и религиозным корням.
Фри-джаз вызывал критику у консервативно настроенных любителей джаза. Надо понимать: подобный музыкальный авантюризм был в новинку и люди не понимали, что происходит. Музыкальные излияния авангардистов воспринимались как бред и какофония.
Новая революция в джазе происходила параллельно со становлением афроамериканского движения за гражданские права 1950-1960-х годов.
Темнокожее население обретало свободу и право на самовыражение. Афроамериканское сообщество выражало протест и выступало против европейского культурного доминирования.
Джон Колтрейн быстро влился в новое направление. В начале 1960-х он начал выступать с авангардистами. Критики называли эксперименты Колтрейна «антиджазом».
Во фри-джазе музыканты обратились к разным религиям, в первую очередь нехристианским — к буддизму и индуизму. Отказ от европейских музыкальных стандартов привел к популярности внеевропейских культур, главным образом, восточных.
Сам Колтрейн родился в христианской семье. После развода с первой мусульманской женой Наймой, женился на пианистке, которую встретил в одном из клубов. Вместе они увлеклись индийской философией. Но, несмотря на это, Джон верил в единство всех религий и пытался совместить религиозное познание с научным.
В 1965 году, Колтрейн выпустил пластинку Om, в которой содержались песнопения из индуистской Бхагавадгиты и тибетской «Книги мертвых». Ом — это сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы».
Публичные коллекции
Шестнадцать картин Джона Коллиера сейчас находятся в собраниях Национальной портретной галереи в Лондоне, а две — в галерее Тейт . В декабре 1997 года экспонировались четыре картины Национальной портретной галереи: Джон Бернс, сэр Уильям Хаггинс, Томас Хаксли (тесть художника) и Чарльз Дарвин (копии последних двух также выставлены на видном месте наверху лестницы в клуб Athenaeum в Лондоне).
Автопортрет 1907 года был сохранен в Уффици во Флоренции, который предположительно заказал его как часть своей знаменитой коллекции автопортретов художников.
Другие картины можно увидеть в домах и учреждениях, открытых для публики: его « Клитемнестра» , большая и яркая картина убийцы, находится в галерее ратуши лондонского Сити. Приговор смерти был дан вдовой художника в Вулверхэмптон Art Gallery . Его портрет графа Онслоу (1903 г.) находится в Клендон-парке , графство Суррей ( Национальный фонд ). Его портрет в полный рост сэра Чарльза Тертиуса Мандера , первого баронета, находится в поместье Оулпен , графство Глостершир, а другая версия находится в коллекции Национального фонда в поместье Уайтвик , а его леди Годива находится в художественной галерее и музее Герберта . «Бокал вина с Цезарем Борджиа» 1893 г. можно увидеть висящим в атриуме ратуши Ипсвича.
Репродукции многих других произведений из различных коллекций можно найти в ящике Джона Кольера в Национальной портретной галерее архива и библиотеки Хайнца, а хорошая подборка опубликована в «Искусстве достопочтенного Джона Кольера » У. Х. Поллока (1914). Его работы также были включены в выставку Великих Викторианских картин, организованную Советом по делам искусств в 1978 году (каталог, стр. 27).
Годива – исторический период: Англия начала XI века
Войцех КоссакГодива
Знаменательное событие, интересующее нас – проезд на лошади жены графа леди Годивы – произошло 10 июля 1040 года. Муж графини – Леофрик – стал могущественным правителем в тот период, когда Британия была завоевана датчанами и предводитель викингов Кнуд Великий занимал английский престол (1016/1035). Он-то и назначил Леофрика эрлом (графом) Мерсии, занимавшей почти весь центр острова. Правил своими владениями граф твердой рукой; повышал налоги, если возникала необходимость. Впрочем, этим он ничем не отличался от других графов. Повышение налога произошло и в Ковентри: сбор серебряного пенни с каждого дома, что грозило жителям разорением.
Отметим, что граф Леофрик был человеком своего времени (Средневековья): как и вся англосаксонская знать – суровым, грубоватым, любившим помахать мечом, но жену свою любил. Резиденция его находилась в Линкольне, но почти всегда его можно было найти в захолустном Ковентри, откуда родом была жена. Исторические источники свидетельствуют, что он выполнял почти все «прихоти» леди Годивы. Женщина слыла милосердной, щедро раздавала милостыню нуждающимся и еще щедрее жертвовала деньги на строительство монастырей. Так, в 1043 году в Ковентри, упросив мужа, она заложила обитель бенедиктенцев. Леофрик выделил монастырю огромные земельные площади – 24 деревни с крестьянами, а Годива – (по-видимому, из личных средств) отдала золото и драгоценности
В результате внимание к обители росло, количество паломников увеличивалось с каждым годом и через некоторое время Ковентри стал четвертым по величине городом Англии!
Годива – продолжение легенды
Эдмонд ЛейтонЛеди Годива принимает решение
Однако вернемся к 1040 году. Итак, леди Годива попросила мужа освободить жителей Ковентри от тяжелого непосильного налога. Граф посчитал это блажью и, будучи вдобавок пьян, предложил супруге проехаться голой всадницей по родному городку. Вот как об этом повествует Альфред Теннисон, поэт викторианской эпохи (перевод И. Бунина):
Леофрик посчитал, что жена не примет подобное предложение; но здесь он ошибся. Годива решилась. Жители хорошо относились к ней, ведь она щедро одаривала их, поэтому согласились на ее просьбу: закрыть ставни всех окон и двери домов во время ее проезда на лошади обнаженной всадницей.
Не подчинился лишь один человек, который позже был назван как Подглядывающий Том. Он проделал дырочку в ставне и увидел леди Годиву. Восхитился ее прекрасным телом, но был за это наказан высшими силами. Том ослеп навеки и уже никогда не смог видеть любую красоту. Не зная о подглядывающем, Годива триумфально завершила свой путь. Вновь процитируем Теннисона:
Описание картины Джона Кольера «Леди Годива»
Год создания – 1898, маслом по холсту. Находится в The Herbert Art Gallery & Museum, Ковентри, Великобритания.
Художник относился к направлению прерафаэлитов, появившемуся в английской живописи с 1850-х гг. Они стремились уйти от бездумного академизма, идеализирующего образ и ограниченного в выборе темы. В то время это означало пойти против Королевской академии художеств, следовательно, подвергалось большой критике. Одной из основных особенностей нового течения стало стремление писать людей с натуры.
На картине изображен момент легендарной истории, которая произошла в Ковентри в середине XI в. Местные жители, как предполагается, настолько страдали от непомерных налогов, что леди Годива пришла к своему мужу – богатейшему графу Леофрику – просить за них. Будучи пьян, мужчина согласился при невыполнимом для нее условии – проехать по городу обнаженной. Однако знатная дама поставила нужды общества выше своей гордости и чести. Люди ее так любили, что в определенный день не вышли на улицы, закрыв все окна и двери. Так, никем не замеченная и укрытая только своими волосами, дева проскакала через город. Однако вся эта история, скорее всего, красивый вымысел.
Кольер в своей картине, в отличие от большинства авторов, изобразил прекрасную рыжеволосую Годиву смущенной и напуганной безумной поездкой. Несмотря на свой поступок, она изящна и невинна. Нагота и хрупкость ее фигуры контрастируют с богато украшенными попоной и сбруей, мускулами лошади, которые особенно четко прорисованы на мощной шее. Живописец удивительно точно отразил на полотне и множество других деталей. На заднем плане неровная каменная кладка и выщербленная колонна выглядят действительно древними. Зритель видит каждое звено золотой цепочки и гербы на поводьях, великолепный узор лилового и зеленовато-желтого на седле, растительный орнамент тесьмы и золотистых английских королевских львов на покрывале скакуна. Также следует отметить великолепное цветовое решение, которое переносит в далекие времена, и композицию, заставляющую чувствовать медленное движение всадницы.
Учеба
Прежде чем стать великим портретистом, британский художник много времени посвятил изучению азов профессии. Начальные навыки ему привили в школе Слейдера, где большое влияние на Кольера оказал Эдвард Джон Пойнтер.
Затем Джон изучал искусство в Париже (Франция), Мюнхене и Гейдельберге (Германия), Милане (Италия). Наиболее близким сердцу оказался стиль живописи, исповедуемый членами Братства прерафаэлитов. Его кумирами и опосредованно учителями стали английские художники Лоуренс Альма-Тадема и Джон Эверетт Милле.
Именно от Милле он перенял метод, который до сих пор принят в портретной живописи. А именно: расположить модель и холст бок о бок, глядя на них с некоторого расстояния, и перемещаться назад и вперед, чтобы сделать картину более реалистичной.