Выставки
Участник выставок: республиканских (с 1936); зональных – Межобластная выставка художников Поволжья (Москва, 1943–1945), Выставка работ художников 6 автономных республик (Москва, 1947), Выставка 10 автономных республик (Казань, 1950), «Большая Волга-IV» (город Горький, 1974); всероссийских – Выставка картин Общества имени А.И.Куинджи (Ленинград, 1928, 1929), Республиканская выставка художников краев, автономных республик и областей РСФСР (Москва, 1949, 1950, 1951), Выставка произведений художников РСФСР (Москва, 1952, 1953, 1954, 1955); всесоюзные художественные выставки (Москва, 1946).
Персональные выставки: в городах Малмыж (1927), Уржум, Ижевск (обе – 1928), Казань (1940, 1946, 1952, 1953, 1954, 1957, 1959, 1960, 1961, 1962, 1964, 1965, 1968, 1969, 1972, 1974, 1976, 1979, 1981), Москва (1959, 1961, 1965, 1974), Ялта (1964), Зеленодольск (1973), Набережные Челны (1981).
Об Авторе
Подробная информация:
Родился 14 (27 августа) 1913 года в деревне Шатрово (ныне Фурмановский район Ивановской области). Художественное образование получил в Иваново-Вознесенском изотехникуме (1930—1935). С 1937 по 1942 год учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова в мастерской Г. Г. Ряжского.
С 1943 года член СХ РСФСР. Профессор. Участник художественных выставок с 1929 года. Персональные выставки художника прошли в Амстердаме и Шанхае в 2001 и 2002 году.
Картины художника находятся в крупнейших художественных музеях России: ГТГ, ГРМ, а также в частных коллекциях за рубежом: Германии, Голландии, Китае, Испании, Италии, Франции, Японии.
Творчество К. М. Максимова посвящено труду и быту народа, его героической истории, русской природе. В разных жанрах живописи художник воплотил свои наблюдения и раздумья о духовном мире современника. Им выполнены глубоко психологичные портреты, большие тематические композиции. В них запечатлены знатные люди страны, выдающиеся ученые, воины, колхозники, строители КамАЗа. Натюрморты и пейзажи Максимова вобрали в себя весеннее солнце и задумчивую тишину осени. Мир, отображенный мастером, предстает перед нами не в простом перечислении фактов и ситуаций, а в своей образной характерности, которая вызывает у зрителя сложное и тонкое эстетическое переживание.
Немало работ Максимова написано в технике акварели. Многие из них предшествуют его картинам. Акварели мастера располагают к себе органичностью смелых переходов в выражении самых разных настроений и чувств, от глубокого внутреннего драматизма до светлой радости бытия. Тонкое прозрачное письмо сочетается в работах Максимова с сочным наполнением форм, а широкие заливки с энергичными мазками. Его сложная по фактуре акварельная живопись отмечена плотностью и многослойностью красочной поверхности, которая благодаря чистоте тона и точности цветовых сопоставлений выглядит светлой, живой, выполненной как бы на едином дыхании.
В течение своей жизни Максимов совершил немало поездок в зарубежные страны, побывал во Франции, Испании, Германии, Югославии, Китае, Италии. И в каждом из этих путешествий, работая с натуры, художник раскрывал сущность наблюдаемой природы, человеческой жизни. В зарубежных сериях мастера запоминается отобранность запечатлеваемых деталей и чувство живого общения с натурой. Им созданы произведения живописи и графики, знакомящие нас с жизнью народов, с архитектурой и природой зарубежных стран.
Награды и премии:
Народный художник РСФСР
Сталинская премия второй степени (1950) — за картину «Передовые люди Москвыв Кремле» и серию картин «Знатные люди Москвы» (с соавторами)
Сталинская премия третьей степени (1952) — за картину «Заседание Президиума Академии наук СССР» и портреты советских учёных (с соавторами).
Рейтинги
Творчество
С середины 1930-х годов активно занялся живописью. В годы Великой Отечественной войны выезжал в районы Татарии, написал обширный цикл миниатюрных этюдов (около 100 произведений), на основе которых создал полотна «На плотах» (1943), «Ночлег лесорубов», «Сдача зерна в семенной фонд» (оба – 1944), посвящены труженикам тыла.
В середине 1940-х годов художник обратился к жанру пейзажа, который стал основным в его творчестве. В обширном наследии К. Максимова немало пейзажей Кавказа, Крыма, Украины, русского Севера, особенно близка мастеру тема пейзажа среднерусской полосы. Он запечатлел на своих полотнах берега и просторы Волги и Камы в Татарстане, вятские леса.
К.Максимов последовательно развивал традиции русского реалистического пейзажа, основоположником которых был И.И.Шишкин: «Кама» (1945), «Дорога на Каму» (1953), «Рожь» (1953), «Лесные дали» (1953), «Куйбышевское море» (1957), «Бор-беломошник» (1965), «Вятские просторы» (1969), «Полдень в еловом лесу» (1973) и другие.
В творчестве К.Максимова много произведений камерно-лирического и сказочно-романтического характера: «Ночь, когда цветет папоротник» (1946), «Аленушка», «Царство Кащея» (оба – 1950-е годы), «Заповедный лес» (1959). Глубокой скорби полны пейзажи «Лесной пожар», «Там, где шумели леса» (оба – 1950-е годы), «Елабуга. Место расстрела красных партизан в 1918 году» (1967).
К.Максимов плодотворно работал также в жанре натюрморта, отображающего природу, многообразный мир цветов и плодов: «Лесные цветы» (1945), «Пионы и хрусталь» (1946), «Виноград» (1956), «Персики» (1965), «Ветка белой смородины» (1969) и другие.
И в 1970-е годы он продолжал работать над волжскими пейзажами («Куйбышевское водохранилище», 1973; «В зеркале Волги», 1976), для которых характерно настроение задумчивой и мягкой созерцательности.
Максимов К.Е. Купавы. 1970-е гг
Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ
Максимов К.Е. Ручеек. 1970-е гг
Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ
Детство и юность
Константин Егорович Маковский (ударение на второй слог фамилии) родился в Москве 20 июня 1839 года по старому стилю. Казалось, ему предначертана была биография художника. Недаром его отец хоть и относился к любителям, но посвятил искусству жизнь. Мужчина работал с финансами, но душой предавался возвышенным наслаждениям. Он изучал и коллекционировал живопись, занимался изготовлением миниатюр из кости, брал на себя попечительскую работу в сфере искусства.
Например, входил в число основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества и числился в комиссии по строительству храма Христа-Спасителя. Его дом, расположенный в центре Москвы, был местом встречи композиторов, писателей и живописцев, которые часто посещали проводимые там литературные и музыкальные вечера. Двери особняка всегда были распахнуты для друзей — художников Карла Брюллова и Василия Тропинина.
На творческих домашних собраниях неизменно блистала супруга Егора Ивановича Любовь Корнилиевна, которая отличалась красотой, умом и добрым нравом, за что стала любимицей в обществе. А еще женщина великолепно пела, демонстрируя мастерство перед гостями и делясь им с учениками в Московской консерватории. Неудивительно, что все пятеро детей Маковских связали жизнь с искусством. При этом только младшая Маша выбрала актерское призвание, а Саша, Коля, Костя и Володя стали художниками.
Благодаря матери Константин с детства пел и играл на фортепиано, но главную страсть заложил в нем отец. В 12 лет мальчик стал учиться у мастеров Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где скоро стал лучшим студентом. Похвала наставников, участие в выставках и победы в конкурсах только утвердили Маковского в избранном пути. В 1858 году живописец переехал в Санкт-Петербург, чтобы продолжить образование в Императорской академии художеств, которую окончил в числе первых учеников.
Биография
Советский живописец, график, педагог; автор пейзажей, портретов, жанровых картин на темы советской действительности. С 1943 года член СХ РСФСР. Лауреат Государственных премий (1950, 1952). Народный художник РСФСР.
Константин Мефодьевич Максимов родился в деревне Шатрово Ивановской губернии, учился в Ивановском Художественном училище (1930–1935), в МГХИ имени В. И. Сурикова в мастерской Г. Г. Ряжского (1937–1942). Жил и работал в Москве. С 1939 года постоянный участник республиканских и всесоюзных выставок.
Творчество Константина Максимова посвящено труду и быту своих современников, его героической истории, русской природе. Художник работал в разных жанрах живописи и воплотил свои наблюдения и раздумья о духовном мире людей страны.
Незаурядный портретист, создал целую галерею своих современников. Максимов с одинаковым успехом писал обыкновенных сельских тружеников и известных на всю страну людей. Им выполнены глубоко психологичные портреты актёров, ученых-академиков, известных лётчиков и напротив, – простых рабочих-трактористов, родных и близких, друзей – коллег-художников: «Портрет А. Я. Львовой» (1943), «Портрет жены» (1948), «Портрет матери» (1949), «Портрет Героя Советского Союза летчика-истребителя майора А. П. Маресьева» (1949), «О. Ю. Шмидт» (1949), «Портрет машиниста метро Е. Д. Мишиной» (1949), «Колхозный тракторист Широков» (1950), «Портрет академика В. А. Фока» (1951), «Портрет академика В. А. Обручева» (1952), «Портрет художника П. П. Соколова-Скаля» (1952), «Портрет Т. Н. Яблонской» (1953), «Портрет мальчика в синей рубашке» (1954), «Тракторист Степан» (1954), «Сашка-тракторист» (1954), «Молодой китайский крестьянин» (1956), «Портрет художника Ци Байши» (1958), «Портрет художника М. Я. Львова» (1963), «Портрет сына Алеши» (1973), «Портрет Савелия Крамарова» (1975), «Портрет художницы Г. М. Львовой» (1977), «Портрет художника М. В. Добросердова» (1977), «Автопортрет в шапке» (1978), «Портрет А. П. Кибальникова» 1978.
Художник создавал большие тематические композиции: «На фронтовой дороге» (1951), «За работой» (1956), «Выпускница» (1960), «Переславские кружевницы» (1963), «Семья шкипера» (1971), «На базаре» (1971), «Ждут бригаду» (1973). Написал прекрасную серию работ «Строители КамАЗа» (1973–1975).
Писал натюрморты и лирические пейзажи, они вобрали в себя весеннее солнце, свежий ветер, задумчивую тишину осени («Натюрморт с клубникой» 1959). Мир, отображенный мастером, предстает перед нами в своей образной характерности, которая вызывает у зрителя сложное и тонкое эстетическое переживание.
Немало работ Максимова написано в технике акварели, – это пейзажи, портреты, жанровые сцены («На фронтовой дороге. Василий теркин» 1953, «Тибетская девушка» 1956, «Китайский юноша» 1957, «Дом-музей Бальзака» 1961, «Гурзуф. Дача Константина Коровина» 1961, «Храм и камни» 1969, «Жажда» 1971). Многие из них предшествуют его картинам. Акварели художника располагают к себе органичностью смелых переходов в выражении самых разных настроений и чувств, от глубокого внутреннего драматизма до светлой радости бытия. Тонкое прозрачное письмо сочетается в работах Максимова с сочным наполнением форм, а широкие заливки с энергичными мазками.
В течение своей жизни К. М. Максимов совершил немало поездок в зарубежные страны, побывал в Германии, Испании, Италии, Китае, Франции, Югославии. И в каждом из этих путешествий, работая с натуры, художник раскрывал сущность наблюдаемой природы, человеческой жизни. В зарубежных сериях мастера запоминается отобранность запечатлеваемых деталей и чувство живого общения с натурой. Им созданы произведения живописи и графики, знакомящие нас с жизнью народов, с архитектурой и природой зарубежных стран.
По приглашению правительства КНДР Максимов жил и работал в Китае, преподавал искусство масляной живописи, вел мастер-класс в Бейджине (1954–1957).
В 2001 и 2002 годах прошли персональные выставки художника в Амстердаме и Шанхае.В настоящее время является одним из самых известных и почитаемых русских художников в Китае. Произведения художника К. М. Максимова находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Художественном фонде РФ, в фонде Министерства культуры РФ, Одесском Музее изобразительных искусств, в частных зарубежных коллекциях Германии, Голландии, Испании, Италии, Китая, Франции, Японии.
Биография
Советский живописец, график, педагог; автор пейзажей, портретов, жанровых картин на темы советской действительности. С 1943 года член СХ РСФСР. Лауреат Государственных премий (1950, 1952). Народный художник РСФСР.
Константин Мефодьевич Максимов родился в деревне Шатрово Ивановской губернии, учился в Ивановском Художественном училище (1930–1935), в МГХИ имени В. И. Сурикова в мастерской Г. Г. Ряжского (1937–1942). Жил и работал в Москве. С 1939 года постоянный участник республиканских и всесоюзных выставок.
Творчество Константина Максимова посвящено труду и быту своих современников, его героической истории, русской природе. Художник работал в разных жанрах живописи и воплотил свои наблюдения и раздумья о духовном мире людей страны.
Незаурядный портретист, создал целую галерею своих современников. Максимов с одинаковым успехом писал обыкновенных сельских тружеников и известных на всю страну людей. Им выполнены глубоко психологичные портреты актёров, ученых-академиков, известных лётчиков и напротив, – простых рабочих-трактористов, родных и близких, друзей – коллег-художников: «Портрет А. Я. Львовой» (1943), «Портрет жены» (1948), «Портрет матери» (1949), «Портрет Героя Советского Союза летчика-истребителя майора А. П. Маресьева» (1949), «О. Ю. Шмидт» (1949), «Портрет машиниста метро Е. Д. Мишиной» (1949), «Колхозный тракторист Широков» (1950), «Портрет академика В. А. Фока» (1951), «Портрет академика В. А. Обручева» (1952), «Портрет художника П. П. Соколова-Скаля» (1952), «Портрет Т. Н. Яблонской» (1953), «Портрет мальчика в синей рубашке» (1954), «Тракторист Степан» (1954), «Сашка-тракторист» (1954), «Молодой китайский крестьянин» (1956), «Портрет художника Ци Байши» (1958), «Портрет художника М. Я. Львова» (1963), «Портрет сына Алеши» (1973), «Портрет Савелия Крамарова» (1975), «Портрет художницы Г. М. Львовой» (1977), «Портрет художника М. В. Добросердова» (1977), «Автопортрет в шапке» (1978), «Портрет А. П. Кибальникова» 1978.
Художник создавал большие тематические композиции: «На фронтовой дороге» (1951), «За работой» (1956), «Выпускница» (1960), «Переславские кружевницы» (1963), «Семья шкипера» (1971), «На базаре» (1971), «Ждут бригаду» (1973). Написал прекрасную серию работ «Строители КамАЗа» (1973–1975).
Писал натюрморты и лирические пейзажи, они вобрали в себя весеннее солнце, свежий ветер, задумчивую тишину осени («Натюрморт с клубникой» 1959). Мир, отображенный мастером, предстает перед нами в своей образной характерности, которая вызывает у зрителя сложное и тонкое эстетическое переживание.
Немало работ Максимова написано в технике акварели, – это пейзажи, портреты, жанровые сцены («На фронтовой дороге. Василий теркин» 1953, «Тибетская девушка» 1956, «Китайский юноша» 1957, «Дом-музей Бальзака» 1961, «Гурзуф. Дача Константина Коровина» 1961, «Храм и камни» 1969, «Жажда» 1971). Многие из них предшествуют его картинам. Акварели художника располагают к себе органичностью смелых переходов в выражении самых разных настроений и чувств, от глубокого внутреннего драматизма до светлой радости бытия. Тонкое прозрачное письмо сочетается в работах Максимова с сочным наполнением форм, а широкие заливки с энергичными мазками.
В течение своей жизни К. М. Максимов совершил немало поездок в зарубежные страны, побывал в Германии, Испании, Италии, Китае, Франции, Югославии. И в каждом из этих путешествий, работая с натуры, художник раскрывал сущность наблюдаемой природы, человеческой жизни. В зарубежных сериях мастера запоминается отобранность запечатлеваемых деталей и чувство живого общения с натурой. Им созданы произведения живописи и графики, знакомящие нас с жизнью народов, с архитектурой и природой зарубежных стран.
По приглашению правительства КНДР Максимов жил и работал в Китае, преподавал искусство масляной живописи, вел мастер-класс в Бейджине (1954–1957).
В 2001 и 2002 годах прошли персональные выставки художника в Амстердаме и Шанхае.В настоящее время является одним из самых известных и почитаемых русских художников в Китае. Произведения художника К. М. Максимова находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Художественном фонде РФ, в фонде Министерства культуры РФ, Одесском Музее изобразительных искусств, в частных зарубежных коллекциях Германии, Голландии, Испании, Италии, Китая, Франции, Японии.
Личная жизнь
Личная жизнь Константина Михайловича Симонова могла бы послужить основой для целого романа, ибо биография этого человека богата на события. Первой избранницей литератора стала писательница Наталья Гинзбург, которая происходила из знатной и многоуважаемой семьи. Своей возлюбленной Константин Михайлович посвятил поэму «Пять страниц», но отношения двух творческих личностей потерпели фиаско.
Константин Симонов и Наталья Гинзбург
Следующей избранницей Симонова стала Евгения Ласкина, которая подарила писателю сына Алексея (1939). Ласкина – филолог по образованию – работала литературным редактором, и именно она напечатала в 1960 году бессмертный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Семья Константина Симонова и Евгении Ласкиной
Но и эти отношения разошлись по швам, потому что, несмотря на рождение маленького сына, Константин Михайлович окунулся с головой в роман с советской актрисой Валентиной Серовой, которая сыграла в кинолентах «Сердца четырех» (1941), «Глинка» (1946), «Бессмертный гарнизон» (1956) и других картинах. В этом браке появилась на свет девочка Мария (1950). Актриса вдохновляла Симонова на творчество и была его музой. Благодаря ей Константин Михайлович выпустил в свет несколько произведений, например, пьесу «Парень из нашего города».
Константин Симонов и сын Алексей
По слухам, Валентина спасла писателя Ивана Бунина от неминуемой смерти. Поговаривают, что Константин Михайлович в 1946 году отправился в столицу Франции, где должен был уговорить Ивана Алексеевича вернуться на родину. Однако втайне от мужа его возлюбленная рассказала Бунину по секрету о том, что его ждет на территории СССР. Ученые не сумели доказать достоверность этой истории, но Валентина больше не отправлялась в совместные поездки с мужем.
Семья Константина Симонова и Валентины Серовой
К счастью или сожалению, Валентина Серова и Константин Симонов расстались в 1950 году. Известно, что бывшая жена писателя скончалась в 1975-ом при невыясненных обстоятельствах. Литератор прислал к гробу женщины, с которой прожил 15 лет, букет из 58 алых роз.
Константин Симонов и жена Лариса Жадова
Четвертой и последней любовью в жизни Симонова оказалась искусствовед Лариса Жадова, которая, по словам современника, была жесткой и совестливой барышней. Лариса подарила супругу девочку Александру (1957), а также в доме воспитывалась дочь от первого брака Ларисы и поэта Семена Гудзенко – Екатерина.
3. Творчество
Творчество К.М.Максимова посвящено труду и быту народа, его героической истории, русской природе. В разных жанрах живописи художник воплотил свои наблюдения и раздумья о духовном мире современника. Им выполнены глубоко психологичные портреты, большие тематические композиции. В них запечатлены знатные люди страны, выдающиеся ученые, воины, колхозники, строители КамАЗа. Натюрморты и пейзажи Максимова вобрали в себя весеннее солнце и задумчивую тишину осени. Мир, отображенный мастером, предстает перед нами не в простом перечислении фактов и ситуаций, а в своей образной характерности, которая вызывает у зрителя сложное и тонкое эстетическое переживание.
Немало работ Максимова написано в технике акварели. Многие из них предшествуют его картинам. Акварели мастера располагают к себе органичностью смелых переходов в выражении самых разных настроений и чувств, от глубокого внутреннего драматизма до светлой радости бытия. Тонкое прозрачное письмо сочетается в работах Максимова с сочным наполнением форм, а широкие заливки с энергичными мазками. Его сложная по фактуре акварельная живопись отмечена плотностью и многослойностью красочной поверхности, которая благодаря чистоте тона и точности цветовых сопоставлений выглядит светлой, живой, выполненной как бы на едином дыхании.
В течение своей жизни Максимов совершил немало поездок в зарубежные страны, побывал во Франции, Испании, Германии, Югославии, Китае, Италии. И в каждом из этих путешествий, работая с натуры, художник раскрывал сущность наблюдаемой природы, человеческой жизни. В зарубежных сериях мастера запоминается отобранность запечатлеваемых деталей и чувство живого общения с натурой. Им созданы произведения живописи и графики, знакомящие нас с жизнью народов, с архитектурой и природой зарубежных стран.
1. Биография
Родился 27 августа 1913 года на Ивановской земле близ Плеса. Художественное образование получил в Иваново-Вознесенском изотехникуме. С 1937 по 1942 год учился в Московском художественном институте в мастерской Г. Г. Ряжского.
С 1943 года член Союза художников РСФСР. Участник художественных выставок с 1929 года. Персональные выставки художника прошли в Амстердаме и Шанхае в 2001 и 2002 году.
Картины художника находятся в крупнейших художественных музеях России: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также в частных коллекциях за рубежом: Германии, Голландии, Китае, Испании, Италии, Франции, Японии.
«Дети, бегущие от грозы», 1872 год
Находясь на этюдах в Тамбовской губернии, художник познакомился с местной детворой. Особенно ему приглянулась одна из глазастых девчушек. Он договорился, что она придет позировать для портрета. Однако девочка в назначенное время не пришла.
Ребятишки рассказали Константину Егоровичу, что вместе с младшим братиком она пошла за грибами. Их застигла гроза, и девочка, переходя болотце, упала в него и сильно вымокла, а после этого захворала. Вот тогда художник и представил себе ситуацию, какую мы видим на полотне «Дети, бегущие от грозы».
По ветхим дощечкам, проложенным над заросшим ручейком на первом плане, бежит с тревожным лицом девочка. На ее спине сидит совсем маленький белокурый братик, за спасение которого девчушка чувствует ответственность. Они оба напуганы тем, что приближается гроза, что небо темнеет, что задувает сильный холодный ветер, а впереди нет никакого укрытия и до деревни еще далеко.
Используя темное колористическое решение, художник показывает, что надвигается ненастье и испуг детей. Но просветы в небе, желтеющее пшеничное поле создают впечатление, что все скоро пройдет, и благодаря этому картина не производит мрачного, гнетущего впечатления. К. Маковский сумел передать черты детских характеров: страх в чертах беловолосого мальчугана и его уверенность, что вместе с сестренкой с ним ничего плохого не случится. У девочки в глазах читается не только испуг, но и ответственность за маленького братика.
Оба персонажа получились у автора обаятельными, добрыми и невинными. Зритель уверен, что они успеют добежать до дома и ничего плохого с ними не случится.
Творчество и военная карьера
В 1940 году была написана первая пьеса Симонова «История одной любви», а в 1941 году – вторая – «Парень из нашего города».
Обучался Константин Симонов на курсах военных корреспондентов, затем, с началом войны, писал для газет «Боевое знамя», «Красная звезда».
За всю жизнь Константин Михайлович Симонов получил несколько военных званий, самым высоким из которых стало звание полковника, присвоенное писателю уже после окончания войны.
Одними из известных военных произведений Симонова стали: «Жди меня», «Война», «Русские люди». После войны в биографии Константина Симонова наступил период командировок: он ездил в США, Японию, Китай, два года жил в Ташкенте. Работал главным редактором «Литературной газеты», журнала «Новый мир», входил в состав Союза писателей. По многим произведениям Симонова были сняты фильмы.
Война
В самом начале ВОВ был призван в армию, работал в издательстве «Боевой знамя», но почти сразу уехал специальным корреспондентом «Красной звезды» в осажденную Одессу. Биография Константина Симонова в эти годы весьма насыщенна.
Звание старшего батальонного комиссара он получил в 1942 году, в 1943-м ему присвоили звание подполковника, а после войны он получил звание полковника. В эти годы он написал такие свои известные произведения, как «Жди меня», «Русские люди», «Дни и ночи», сборники стихов «Война» и «С тобой и без тебя».
Константин Симонов в качестве военного корреспондента побывал в Югославии, Румынии, Польше и Германии. Он стал свидетелем последних дней сражений за Берлин.
Все эти события были описаны в многочисленных сборниках очерков: «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «Письма из Чехословакии» и т. д.