Символизм в архитектуре
(Символический смысл можно увидеть и в основе Исаакиевского собора )
В основе любого архитектурного сооружения лежит его символический смысл, который в него вложили его создатели. Пропорции очень многих зданий и сооружений (греческие и римские храмы, готические соборы, вавилонские зиккураты, египетские пирамиды) определяют символические значения их форм. Эти религиозные сооружения выступали в качестве земных проекций моделей космического пространства: огромное воздушное пространство, покоящееся на колоннах или пилонах, связывающее поверхность земли и «первичные воды». Основными символами в архитектуре выступают круг, символизирующий бесконечность, небо, движение или вознесение, солнце, (огромные барабаны куполов имеют в разрезе форму круга в Большом соборе Святого Мартина в Кельне, Исаакиевском соборе в Петербурге), треугольник – символ земли и её взаимодействия с небом, квадрат символизирует принцип статичности и завершенности.
Также особенным символическим значением обладают изображенные на фасадах зданий различные животные и птицы (львы, быки, единороги, двуглавые орлы). Это явление носит название зооморфизма: изображение священных животных как земного воплощения божественных существ, каждое животное имеет свой мифологический смысл и символическое значение.
История
Изначально сформировался в прозе, поэзии, философии и театре, затем распространился на музыку и изобразительное искусство. Стиль имеет прочные связи с романтизмом. Символизм в живописи был в значительной степени реакцией против натурализма и реализма, тесно связан с мифологической тематикой в живописи всех жанров.
Символисты искали глубинный смысл в фантазии, мечтах, сознании, эмоциях, там, где реалисты и натуралисты стремились воспроизвести действительность в ее объективности, их идеи были сосредоточены на передаче идеального образа.
Представители
Известные художники-символисты 19 – 20 столетия:
- Густав Моро (1826 — 1898)
- Арнольд Беклин (1827 -1901)
- Ходлер (1853 — 1918)
- Макс Клингер (1857 — 1920)
- Поль Гоген (1848 — 1903)
- Энсор (1860 — 1949)
- Эдвард Мунк (1863 — 1944)
- Одилон Редон (1840 — 1916).
Реализм как стиль в живописи
Картины находятся в известных галереях мира. Для России наиболее знаковым является творчество Врубеля.
Развитие стиля не было долговечным, но имело сильное влияние на немецкое искусство 19 столетия и развитие творчества в России. Символизм сыграл свою роль в творчестве Джорджо де Кирико, Хуана Миро, Пауля Клее, Фриды Кало и Марка Шагала.
В течение 1990-х годов, ряд китайских художников использовали символистские мотивы для выражения политических и социальных неопределенностей, существовавших стране, особенно, после разгона демонстраций на площади Тяньаньмэнь.
Основные идеи
Статья под названием «Le Symbolisme», которая появилась во французской газете «Le Figaro» 18 сентября 1886 года, была написана французским поэтом Жаном Мореасом. По его словам, символика была против «простого смысла и прозаичного описания».
Дадаизм как стиль в живописи
Цель символизма состояла в том, чтобы «облечь идеал в ощутимой форме». Проще говоря, символисты считали, что искусство должно выражать абсолютные истины, используя метафорические образы и аллегории, содержащие символическое значение.
Художники-символисты 19 – 20 столетий были вдохновлены литературой и поэзией, историей, легендами, мифами, библейскими историями. Создавая картины, символисты наделяли предметы, изображенные на полотне, мифологическим, мистическим, эзотерическим смыслом. Черты мировоззрения авторов передают картины – наиболее популярными тематиками были чувства и эмоции, религия, оккультизм, любовь, смерть, болезнь и грех.
Символизм во многом был реакцией против урбанизации и материализма викторианской эпохи. Он отверг узкие изобразительные пределы натурализма. Это философский, а не живописный стиль. Картины живописцев – Врубеля, Дельвиля, Рериха и других – передают глубокую истину на противовес реалистам, которые отображали лишь внешнюю оболочку.
История и развитие романтизма в живописи
Символизм является интеллектуальной формой экспрессионизма. Именно содержание, а не цвет и форма делают работы художников этого направления уникальными и узнаваемыми. Стремление передать не буквальный образ, а крик души, переживания, настроение, впечатления было главным смыслом символизма в творчестве Врубеля, Редона, Моро, Дельвиля.
Пьесы
Первые работы Моро копировали работы других признанных художников. Свою мастерскую он устроил на третьем этаже дома.
Он начал свою карьеру в этом качестве в 1852 году, когда его работа Благочестие это было выставлено на всеобщее обозрение. В последующие годы он продолжал создавать картины и выставлять такие работы, как Смерть Дарио Y Афиняне с Минотавром.
Его расцвет пришелся на 1860-е годы, когда он создал Эдип и Сфинкс. Именно на этом этапе он сосредоточил темы своих работ на религии, фэнтези и истории. Он предложил новые прочтения уже известных сцен, особенно из греческой мифологии.
Гюстав Моро картины
Гюстав Моро (6 апреля 1826 — 18 апреля 1898) — великий французский художник. Считается одним из самых ярких представителей символизма в живописи.
Гюстав Моро родился в семье главного архитектора Парижа. В раннем возрасте обнаружил предрасположенность и особые способности к рисунку и живописи.
Первое время изучения основ и секретов живописи посещал Лувр, где копировал картины великих художников прошлого. Позже, при поддержке родителей, поступил в Школу изящных искусств, где получил первое серьёзное образование.
Здесь его первым учителем был художник Франсуа Пико. Позже Моро перевёлся на обучение к другому художнику — Теодору Шассерио.
Впервые свои работы Гюстав Моро выставил в Салоне в 1849 году. За свою жизнь написал немало замечательных картин, которые сегодня считаются бесценными произведениями живописи мирового значения. Умер в 1898 году. Похоронен на кладбище Монмартр в Париже.
Гюстав Моро картины художника
Все картины открываются в полном размере с описаниями!
Леда
Мессалина
Музы, покидающие своего отца Аполлона
Оплакивание Христа
Павлин, жалующийся Юноне
Пегас, Беллерофонт и Сфенебея
Песнь песней
Поклонники
Гесиод и муза
Прометей
Пьета
Саломея с головой Иоанна Крестителя
Саломея, танцующая перед Иродом
Самсон и Далила
Святая Маргарита
Святой Георгий и дракон
Святой Себастьян и ангел
Святой Себастьян
Странствующий Эдип
Сусанна и старцы
Татуированная Саломея
Триумф Александра Великого
Смерть Сапфо
Фаэтон
Смерть, предлагающая венец победителю турнира
Фракийская девушка с головой Орфея на его лире
Эдип и Сфинкс
Юноша и Смерть
Юный Моисей
Юпитер и Семела
Явление
Ясон
Аполлон и девять муз
Аполлон и сатиры
Автопортрет
Андромеда
Вдохновение
Венеция
Вирсавия
Шотландский всадник
Геракл и лернейская гидра
Гесиод и муза
Дездемона
Диомед, пожираемый своими конями
Дочери Теспия
Единороги
Елена Прославленная
Женщина с красным лебедем
Иродиада и Саломея
История человечества
Кентавр, несущий мертвого поэта
Клеопатра
Детство
Моро родился 6 апреля 1826 года в Париже, Франция. Его отец, Луи Жан Мари Моро, был архитектором в своем родном городе, а его мать, Адель Полин Десмутье, была увлечена музыкой.Семья была частью буржуазных групп того времени.
В детстве он был очень защищен, отчасти потому, что с раннего возраста у него было много проблем со здоровьем. Его сестра умерла, когда Гюставу было всего 13 лет, и ее забрали из школы, чтобы позаботиться о своем здоровье.
Хорошее экономическое положение семьи Моро позволило Гюставу получить хорошее образование, а его отец позаботился о том, чтобы у него было классическое образование. Его мать, с другой стороны, поощряла его развивать искусство. Это побудило его начать рисовать в 8 лет.
Библиография
Гюстав Моро (1826-1898) |
||
---|---|---|
|
||
|
||
|
||
Студенты |
|
|
|
||
Специалисты |
|
|
Музеи |
|
- Портал Франции в XIX — го века
- Портал живописи
- Портал истории искусства
Характерные черты
Выделяются характерные черты стиля: новаторство, стремление к экспериментам, таинственность, неоднозначность, недосказанность.
Франция
Региональные особенности развития символизма:
Французская школа символизма отличается тягой к синтетизму и декадансу. Представители направления: Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Одилон Редон, Поль Гоген, Эмиль Бернар, Эдгар Максенс. Известные картины: «Осень», «Сон» (Пюви де Шаванн), «Саломея», «Фаэтон» (Г. Моро), «Циклоп» (О. Редон), «Снежная королева» (Э. Максенс).
Бельгия
Бельгийский символизм развивался по линии декаданса. Картины Ксавье Меллери, Джеймса Энсора, Жана Дельвиля в стиле символизм отличаются особым восприятием и передачей образов.
Стиль живописи арт-деко
Британия
В Британии ощущалось влияние прерафаэлитов, их средневековый стиль и возврат к идеалам Возрождения дал толчок истории местного символизма. Художники: Уильям Холман Хант (1827 — 1910), Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), Джон Эверетт Милле (1829 – 1896), Эдвард Берн-Джонс (1833 — 1898).
Развитие стиля в России
Символизм в России отставал от своего движения в Западной Европе. Период представлен творчеством Врубеля, Нестерова, Сомова, Рериха, Гущина. В развитии русской живописи этот период связан с представителями Серебряного периода в начале 20 столетия, совпавшего с появлением модерна в культуре.
Культурное становление русской философии и поэзии этого периода происходило в сложный период развития государственности. Представители Серебряного века переключились с политических и социальных проблем на мистические, философские. Это ярко проявилось в работах Врубеля. Русский символизм наиболее выразительно представлен поэтами Серебряного века. Название зародилось позже, чем получили популярность работы поэтов и художников – в эмиграции, по аналогии с Золотым веком русской поэзии 19 столетия.
Сущность российской версии символизма – богоискательство, эмоциональность, декадентство. Окончание Серебряного века связано со становлением советской власти.
Китайская живопись Гохуа
Одним из наиболее ярких представителей этого периода в русской живописи является Михаил Врубель. Живописец работал в разных жанрах искусства – графика, театр, живопись, скульптура. Влияние Врубеля на живопись Серебряного периода исключительно. Одной из главных работ Врубеля, репрезентативных для характеристики периода, можно назвать полотно «Демон сидящий».
Картины представителей периода были представлена на двух тематических выставках – «Алая роза» и «Голубая роза». Первая прошла в Саратове в 1904 году. Организаторами были представители одноименного объединения, созданного в конце 19 века. В 1907 году ядро Алой розы сформировало новое объединение – «Голубая роза».
Работы символистов России Серебряного периода характеризуются атмосферностью. Художники стремились передать суть, а не правильную, натуральную форму.
Абстракционизм как стиль в живописи