Мифы и легенды
Миф о похождениях аргонавтов дошел до современных читателей в разных вариациях, поэтому характеристика Медеи в них преподносится в разном свете. Девушка всегда входит в число главных действующих лиц повествования, ведь подвиг Ясона не состоялся бы без ее помощи. Из мифа о Ясоне образ царицы перешел в легенду о Тесее. Героиня представала перед публикой в разных образах: ее видели убийцей собственных детей, страстной и гибнущей от разочарования женщиной.
Медея и Ясон
Миф о Ясоне гласит, что предводителю аргонавтов Медея помогла завладеть золотым руном благодаря волшебному зелью. Все испытания, подстроенные царем, Ясон преодолел с помощью советов девушки. Он вспахал поле на огнедышащих волах, засеял его драконьими зубами, из которых выросли воины, и смог победить их, стравив друг с другом. Медея усыпила дракона, и Ясон похитил руно. Происхождение чувств между героями сомнительно. Одна версия гласит, что любовь между Ясоном и Медеей стала делом рук его покровительниц – Геры и Афины.
Медея сбежала из дома вместе с Ясоном и аргонавтами, забрав с собой брата, Апсирта. Он стал жертвой девушки, когда корабль их отца начал преследование аргонавтов. Медея расчленила брата, и царю Колхиды пришлось остановить погоню, чтобы подобрать его останки. По альтернативной версии брат возглавлял погоню за Медеей и был убит Ясоном. Молодые люди вступили в брак на острове Схерия. Медея нашла спасение от тяжких грехов у тетки, Цирцеи.
Афина и Гера
Судно аргонавтов направилось в Средиземное море и у Крита столкнулось с бронзовым гигантом Талосом. Воин, созданный Гефестом, обходил остров трижды за день и метал камни в тех, кто грозил атакой. Непрошенные гости становились жертвами огненных потоков, которые Талос направлял на них. Медея помогла расправиться с воином, вытащив гвоздь, затыкавший отверстие в его организме, и ихор, бывший для Талоса живительной жидкостью, вытек. Существуют разные интерпретации этого мифа, но их финал одинаков: Медея способствовала гибели воина.
Добравшись до родины, Ясон передал дяде Пелию золотое руно, которое было условием получения трона. Царь отказался уступать власть. Медея уверила его дочерей, что они могут подарить отцу молодость. Результатом ее уговоров стала смерть Пелия, воскресить которого было невозможно. Герои сбежали в Коринф. Славящаяся магическими способностями, Медея изобрела краску, способную омолаживать. Кроме того, в Коринфе она остановила голод. Медея и Ясон стали правителями города.
Медея помогает Ясону выкрасть Золотое Руно
В альтернативных вариациях в женщину влюбился Зевс, но она отвергла его притязания, за что дети Медеи обрели бессмертие. Ясон узнал об этом и уехал в Иолк. Медея убила своих отпрысков – так описывают это Еврипид и Сенека.
По другой версии царь Коринфа Креонт предложил Ясону в супруги свою дочь. Медея отравила царя и бежала. Так как взять с собой детей она не могла, женщина убила их, чтобы невинные души не были попраны коринфянами.
Медея с детьми
Третья вариация повествует о чувствах, вспыхнувших между Ясоном и молодой дочерью Креонта. В порыве мести Медея сделала волшебное платье, которое в качестве подарка преподнесла сопернице. Наряд загорелся, и девушка сгорела вместе с отцом.
Женщина в гневе убила своих детей, рожденных от Ясона, и сбежала в Фивы. Оттуда ее изгнали горожане, знавшие о совершенном преступлении.
Царь Эгей
Медея стала супругой Эгея в Афинах, но брак рухнул после появления Тесея, которого женщина хотела убить из боязни соперничества за власть. После того как план был раскрыт Эгеем, царице вновь пришлось пуститься в бега. Далее мифы о Медее предлагают несколько вариантов развития событий, в которых женщина вернулась на родину и вернула трон отцу, либо вышла замуж за какого-то царя, либо, уже после смерти, вышла замуж за Ахилла.
Холст, масло
Рисунок | Заголовок | Датировано | Габаритные размеры | Технический | Место расположения | Инвентарный номер | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Смерть Демосфена | 1848 г. | 32,5 х 40 см | Париж, музей Гюстава Моро | Инв. 15755 | Это эскиз конкурса, Моро сделал его для участия в Prix de Rome, но этот эскиз не позволил ему представить его там в том году. | ||
Портрет Гюстава Моро. | 1850 г. | 41 х 32 см | Париж, музей Гюстава Моро. | Кот. 69 | |||
Дарий бежит после битвы при Арбелле | 1852 г. | 245 х 165 см | Париж, музей Гюстава Моро. | ||||
Претенденты | 1852 г. | 385 x 343 см | Париж, музей Гюстава Моро. | Холст был приобретен и расширен в 1882 году. | |||
Песнь песней или Суламиты | 1853 г. | 300 х 319 см | Дижон , Музей изящных искусств . | ||||
Дочери Феспия | 1853 г. | 258 х 255 см | Париж, музей Гюстава Моро. | Холст был приобретен и расширен в 1882 году. | |||
Детство Сикста V | 1853–1854 гг. | 41 x 27,5 см | Париж, Музей Орсе. | РФ 2009 7 | |||
Моисей снимает сандалии перед обетованной землей | 1854 г. | 245 х 151 см | Париж, музей Гюстава Моро | ||||
Пьета | 1854 г. | 75 х 96 см | Гифу , Музей изящных искусств. | ||||
La Chaste Suzanne | 1850-1855 гг. | 52 x 32,5 см | Лион , Музей изящных искусств . | ||||
Афиняне доставили Минотавру в лабиринт Крита | 1855 г. | 106 х 200 см | Бург-ан-Бресс , музей Бру . | ||||
Геркулес и Омфала | 1856–1857 гг. | 104,5 х 65 см | Париж, музей Гюстава Моро. | ||||
Гесиод и музы | 1860 г. | 263 х 155 см | Париж, музей Гюстава Моро. | Кот. 28 год | Холст был приобретен и расширен в 1882 году. | ||
Три Короля | 1860 г. | 43 х 162 см | Париж, музей Гюстава Моро. | ||||
Путь креста | 1862 г. | 100 х 80 см | Деказвиль , церковь Нотр-Дам. | Речь идет о реальном способе креста, таблица напротив — только одна из множества станций этого набора. | |||
Эдип и сфинкс | 1864 г. | 206,4 x 104,8 см | Нью-Йорк, Мет . | 21 134,1 | |||
Диомеда пожирают его лошади | 1865 г. | 138,5 x 84,5 см | Руан , Музей изящных искусств . | 31-16-1 | |||
Юноша и смерть | 1865 г. | 215,9 x 123,2 см | Кембридж, Художественный музей Фогга. | 1942 186 | |||
Ясон и Медея | 1865 г. | 204 x 121,5 см | Париж, Музей Орсе. | РФ 2780 | |||
Юпитер и европа | 1868 г. | 175 х 130 см | Париж, музей Гюстава Моро. | ||||
Прометей | 1868 г. | 206 х 122 см | Париж, музей Гюстава Моро. | ||||
Гесиод и муза | 1870 г. | 33 x 20,2 см | Инв. 15502 | ||||
Взлет Иоанна Крестителя | 1870 г. | 85 х 60 см | Париж, музей Гюстава Моро. | ||||
Саломея или Саломея татуированная | 1874 г. | 92 х 60 см | Париж, музей Гюстава Моро | Кот. 211 | |||
Геркулес и гидра Лерны | 1876 г. | 179,3 x 153 см | Чикаго, Художественный институт . | 1964.231 | |||
Саломея или Саломея танцуют перед Иродом | 1876 г. | 144 x 103,5 см | Лос-Анджелес , Музей Хаммера . | 90,48 хиджры | |||
Видение | 1876-1877 гг. | 55,9 x 46,7 см | Кембридж , Художественный музей Фогга . | 1943,268 | |||
Иаков и ангел | 1878 г. | 255 x 147,5 см | Кембридж , Художественный музей Фогга . | 1943. 266 | |||
Дэйвид | 1878 г. | 229,5 x 138 см | Лос-Анджелес , Музей Хаммера . | 90,49 хиджры | |||
Моисей разоблачен на Ниле | 1878 г. | 185,4 x 134,6 см | Кембридж , Художественный музей Фогга . | 1943,262 | |||
Триумф Александра Македонского | 1885-1890 гг. | 155 х 155 см | Париж, музей Гюстава Моро. | ||||
Путешественник или Путешественник Эдипа или Равенство перед смертью | 1888 г. | 124 х 93 см | Мец , музей Cour d’Or . | Инв. 222 | |||
Святой Георгий и Дракон | 1889-1890 | 141 × 96,5 см | Лондон , Национальная галерея . | NG6436 | |||
Юпитер и Семела | 1889-1895 гг. | 212 х 118 см | Париж, музей Гюстава Моро. | Кот. 91 | |||
Орфей у гроба Эвридики | 1890 г. | 173 х 128 см | Париж, музей Гюстава Моро. | ||||
Путешествующий поэт или отдых путешественника | 1890 г. | 180 х 146 см | Париж, музей Гюстава Моро. | Кот. 24 | |||
Юпитер и Семела | ap. 1890 г. | 149 х 110 см | Париж, музей Гюстава Моро. | Кот. 73 | |||
Русалка и поэт | 1895 г. | 338 х 235 см | Пуатье , музей Сент-Круа . | Д951.10.1, РЭ 3839, РЭ 1085, ЛЮКС 594 | |||
Сюзанна и старшие (в зеленой драпировке) | 1895 г. | 81 х 65 см | Коллекция Нахмада | Приобретенный Давид и Эзр Нахмад, он был представлен на выставке импрессионизма и смелости XIX — го века в музей Павла Valéry в Сете. | |||
Возвращение аргонавтов | 1897 г. | 434 х 215 см | Париж, музей Гюстава Моро |
Популярные сегодня пересказы
- Кот Иваныч — краткое содержание рассказа Скребицкого У хозяев в доме жил большой, пушистый кот. Он был толстый и ленивый, любил много есть и спать клубком на диване. Во сне он широко раскидывал лапы, вольготно вытягивался, а хвост свешивал вниз.
- Простодушный — краткое содержание повести Вольтера Произведение Вольтера «Простодушный» начинается с прогулки у моря аббата и его незамужней, сорокапятилетней сестры. Они придаются воспоминаниям о своем брате, который вместе с женой двадцать лет назад отплыл в Канаду и там сгинули.
- Никита — краткое содержание рассказа Платонова Главный герой рассказа – пятилетний мальчик Никита. Его отец ушёл на фронт воевать и не вернулся. Мать ходила в поле на работы на весь день, и Никита оставался один. Мать наказывала мальчику вести себя хорошо
- Луиза Миллер — краткое содержание оперы Верди Родольфо совершает визит в деревню к своей возлюбленной Луизе в честь ее дня рождения. По случаю праздника, она пригласила своих сельских друзей, на фоне которых Родольфо старался не выделяться и был представлен им как Карл
Страшная месть царевны Медеи
Увы, самоотверженность и безумная страсть Медеи не принесли ей счастья. Ясон однажды встретил Главку, коринфскую царевну, которую полюбил всем сердцем. Не раздумывая, он тут же сообщил о решении жениться на Главке.
Медея, которая к тому моменту воспитывала детей, рождённых от Ясона, обезумела от ревности. Своей сопернице она послала подарок – отравленную накидку необыкновенной красоты. Когда Главка набросила на плечи тонкую ткань, одежда тут же вспыхнула, превратив девушку в пепел. Погиб и царь-отец, пытавшийся спасти дочь.
Шарль Андре Ван Лоо «Ясон и Медея», 1759 годМестонахождение картины: Музей изящных искусств, По, Франция
Ясон проклинал свою могущественную супругу, а Медея понимала, что его любовь навсегда потеряна для неё. В отчаянии она попросила своего деда, солнечного бога Гелиоса, прислать колесницу, на которой она бы смогла оставить прежний мир. Эта мольба была услышана и, улетая, Медея говорит Ясону, что убила своих детей, его потомков, которых возненавидела за унаследованные от него черты.
Медея – один из самых жутких женских образов в мифах грековЭжен Делакруа «Медея и ее дети», 1862 годМестонахождение картины: Музей Лувр, Париж, Франция
Несмотря на все ужасы, совершённые Медеей, я бы хотела сказать несколько слов в её пользу. Исследователи утверждают, что в изначальной версии мифа убийцами детей Ясона выступают коринфяне, выступившие на стороне другого правителя. Медее же пришлось скрыться, чтобы спасти собственную жизнь. В поздней версии Еврипид несколько изменил сюжет, чтобы обелить жителей Коринфа. Если всё было действительно так, то Медея напоминает более жертву, чем преступницу.
Миф «Медея помогает Ясону похитить золотое руно» в изложении Куна Н.А.
Вернувшись во дворец, Эет созвал на совет знатнейших жителей Колхиды. Далеко за полночь советовался с ними царь о том, как погубить аргонавтов. Эет догадывался, что лишь с помощью Медеи мог Ясон совершить подвиг. Чувствовала Медея, что грозит великая опасность и ей, и Ясону. Она не могла найти покоя в своих пышных чертогах. Сон бежал от ее глаз. Встала она ночью со своего ложа и тихо покинула дворец Эета. Тропинками, известными лишь ей одной, идет она к берегу Фасиса, туда, где пылает яркий костер, разведенный аргонавтами. Подойдя к костру, позвала она Ясона и младшего сына Фрикса, Фронтиса. Медея сказала Ясону, какие злые предчувствия тревожат ее, и убедила его немедленно идти с ней за руном. Ясон надел свои доспехи и пошел в священную рощу Ареса. Все кругом окутано было тьмой, лишь в роще сверкало золотым блеском руно, висевшее на священном дереве. Когда Медея с Ясоном вошли в рощу, поднялся страшный дракон, извергая пламя. Призвала Медея могучего бога сна Гипноса. Страшные заклинания шепчет она и льет на землю волшебные зелья.
Ясон и Золотое Руно
Упал на землю дракон, еще поднимает он ослабевшую голову, но окропила его Медея снотворным зельем, закрылась пасть его, сомкнулись сверкающие огнем глаза, и, охваченный сном, растянулся он у дерева, на котором висело золотое руно. Ясон снял руно, он спешил вернуться скорее на «Арго».
Похищение золотого руно
В удивлении толпились герои вокруг Ясона и Медеи, рассматривая золотое руно. Но некогда было медлить, нужно было покинуть Колхиду, прежде чем узнает Эет о похищении руна. Обрубил Ясон канаты, которыми привязан был «Арго» к берегу, схватились за весла герои, и, как стрела, помчался «Арго» вниз по течению Фасиса, к морю. Вот и море. Налегают на весла герои, птицей несется по волнам «Арго», все дальше и дальше Колхида.
Рано утром Эет узнал о похищении золотого руна и о том, что Медея бежала вместе с аргонавтами. В неистовый гнев пришел Эет. Он созвал колхидцев на берег моря. Но далеко уже «Арго», не видно его среди волн моря. Эет повелел собираться в погоню колхидцам.
Он грозит им смертью, если не настигнут они аргонавтов. Спустили колхидцы корабли и, с сыном Эета Абсиртом во главе, пустились в погоню за аргонавтами.
Короткий пересказ «Медеи» Еврипида
Предводитель аргонавтов Ясон должен был стать правителем города Иолка в Греции. Однако вместо него там царствует Пелий. Чтобы доказать свои права и обрести власть, Ясон обязан совершить подвиг. Ему предстоит отплыть на “Арго” в далекие земли и вместе с верными друзьями привезти волшебное золотое руно из Колхиды. Путешествие опасное, ведь ценный трофей охраняет дракон.
У царя Колхиды была дочь Медея, которая отлично владела заклинаниями и волшебством. Она полюбила Ясона и решила ему помочь пройти все испытания. А они были не из легких. Для начала юноше предстояло вспахать землю при помощи быков, которые извергали пламя. Затем он должен был забрать руно у дракона. Для этого Медея передала Ясону зелье, способное усыпить чудовище. Но царь все равно не хотел отдавать чужеземцам волшебное руно.
Когда аргонавты с трофеем отплывали из Колхиды, Медея решила пожертвовать ради любви к Ясону жизнью брата. Она убила его и разбросала останки по всему берегу. Это задержало преследователей. Ясон, пообещавший взять Медею в жены, отплыл назад в Иолк.
В родном для Ясона городе Медея помогает ему захватить власть. Она подговаривает дочерей Пелия убить своего отца, обещая его потом воскресить и омолодить. Но она обманула девушек, прежний правитель мертв, а трон для Ясона свободен. Дочерей, убивших собственного отца, с позором изгоняют. Но местные жители возмутились и против коварства Медеи. Поэтому она, Ясон и их дети вынуждены уехать в Коринф.
Местный правитель побаивается колдунью, да и самого Ясона уже пугает коварство и жестокость жены. Царь Коринфа предлагает Ясону порвать с Медеей, жениться на своей дочери и вместе с ней царствовать. Тот соглашается. Он объясняет жене, что новый брак решит их проблемы, пойдет на пользу их детям.
Медея вынуждена уйти, но она не может понять Ясона и думает, как отомстить мужу за свое изгнание и позор. Она скрывается в Афинах у царя Эгея. Тот удручен отсутствием наследника трона. Медея обещает наколдовать ему сына, если он позволит ей жить в Афинах.
Через своих детей Медея передает новой царице свадебный подарок – красивый плащ и повязку на голову. Одежда эта была пропитана ядовитой смесью, поэтому молодая царевна сгорела заживо вместе со своим отцом, который попытался ей помочь.
Жители обозлились на детей, принесших смертельные дары. Медея понимает, что если она сама не лишит их жизни, то это сделают другие. Кроме того, она хочет окончательно отомстить Ясону и прервать его род. Мать убивает своих детей.
Ясон проклинает Медею за все убийства. Он напоминает ей, какой жестокой ценой она добилась места его жены: предала отца и убила брата. Медея же винит мужа в предательстве, смерти детей и предрекает ему страшную, мучительную смерть. После чего, забрав тела детей, взмывает в небо на колеснице, запряженной драконами.
Искусство
экзотика
Образование Гюстава Моро в области классического рисунка не мешало ему экспериментировать с разными стилями искусства. Путешествуя по другим странам, таким как Италия или Голландия, и читая публикации, Моро смог развить свой уникальный вид искусства. Наиболее важными публикациями Моро были «Грамматика орнамента » Оуэна Джонса, «Исторический костюм » Августа Расине и «Костюм » Фредерика Хоттенрота. Все эти влияния привели Моро к рисованию не только людей, но и животных и архитектурных памятников. Моро начал свою карьеру с классического искусства, но, включив экзотические образы, он разработал таинственную и уникальную форму искусства.
Моро Гюстав. Картины и биография. Moreau Gustave
Моро Гюстав Картины и биография Гюстава Моро Моро Гюстав (Moreau Gustave) (1826-1898), французский живописец и график. Родился в Париже 6 апреля 1826 года, в семье архитектора. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Теодора Шассерио и Франсуа-Эдуара Пико, посетил Италию (1857-1859) и Нидерланды (1885). С 1849 года Гюстав Моро начинает выставлять свои работы в Салоне — выставке живописи, скульптуры и гравюры, ежегодно проводившейся с середины XVII века в Большом салоне Лувра.
С 1857 по 1859 Моро проживает в Италии, где изучает и копирует полотна и фрески знаменитых мастеров. Осенью 1859 года Моро возвращается домой и знакомится с молодой женщиной – Александриной Дюре, работавшей гувернанткой недалеко от его мастерской. Они проживут вместе более 30 лет.
После смерти Александрины в 1890 году художник посвящает возлюбленной одно из своих лучших полотен — «Орфей у гробницы Эвридики», 1891. На протяжении 1860–х годов произведения Моро пользуются огромным успехом и популярностью. Критики называют художника Гюстава Моро спасителем жанра исторической живописи.
В течение всей жизни Моро писал фантастически пышные, мастерски исполненные в духе символизма композиции на мифологические, религиозные и аллегорические сюжеты, лучшие из которых — «Эдип и сфинкс», 1864, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Орфей», 1865, Музей Лувр, Париж; «Саломея», 1876, Музей Орсе, Париж; «Галатея», 1880, Музей Гюстава Моро, Париж.
В основе картины «Галатея» — сюжет из греческой мифологии, повествующий о неразделенной любви циклопа Полифема к нереиде Галатее. Чувственная обнаженная нимфа томно расположилась в экзотическом гроте, богато и причудливо украшенном яркими анемонами, кораллами и другими окаменевшими растениями. На нее пристально взирает жутковатое трехглазое чудовище.
Мириады подводных растений с их интенсивной окраской и плавная живописная манера создают в картине колдовскую атмосферу, похожую на сон. Гюстав Моро был тесно связан с движением символизма; входившие в него художники отказались от объективности и натурализма представителей импрессионизма. Галатея, 1880 Музей Гюстава Моро, ПарижЭдип и Сфинкс, 1864 Метрополитен-музей, Нью-Йорк Венера, рожденная из пены, 1886 Музей Гюстава Моро, ПарижСтранник Эдип, 1888 Музей истории искусства, Метц Осень, 1872-1873 Музей Гетти, Лос АнджелесАполлон и музы, 18 Музей Гюстава Моро, Париж В поисках вдохновения символисты обращались к литературе или античной и северной мифологии, часто произвольно соединяя их друг с другом.
В 1888 году Моро избирают членом Академии изящных искусств и спустя четыре года профессор Моро становится руководителем мастерской в Школе изящных искусств. В 1890-х здоровье художника резко ухудшилось. Он подумывает о завершении своей карьеры и возвращается к своим незаконченным картинам.
Одновременно Моро приступает к работе над своим последним шедевром – «Юпитер и Семела», 1894-1895.
Юпитер и Семела 1894-1895Святой Георгий и дракон 1890Прометей 1868Фракиянка с головой и лирой Орфея, 1865Ясон и Медея 1865 Химера 1862Клеопатра 1883Геракл и лернейская гидра, 1876Гесиод и муза 1891Поэт и Сирена 1894 Афина и Единорог 1888Дездемона 1864Ночь 1880Смерть Сафо 1894Мистический цветок 1890 Моро хотел сохранить свои работы для будущих поколений и не желал, чтобы после смерти его наследие оказалось рассеянным по всему свету. Художник превратил два верхних этажа дома, купленного его родителями еще в 1852, в экспозиционное пространство и завещал государству дом со всеми находившимися там произведениями и всем содержимым квартиры. Экспозиция музея в основном состоит из незаконченных работ художника и черновых набросков. Это придает уникальность и необычность коллекции, ощущение незримого присутствия великого мастера.
На данный момент музей насчитывает около 1200 холстов и акварелей, 5000 рисунков, которые экспонируются с учетом пожеланий их автора. Гюстав Моро умер от рака 18 апреля 1898 года.
Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже. Искусство Франции.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
Нужна Гувернантка в иностранную семью
Миф «Похищение золотого руна» в изложении Смирновой В.В.
Вернувшись с Аресова поля домой, жители Колхиды толковали о страшной силе чужеземцев, приплывших на корабле «Арго». В городе было неспокойно. Вечером во дворец Ээта пришли знатные колхи и, запершись с царём, стали совещаться, как погубить опасных гостей.
Медея чувствовала, что царь знает, что она помогла Язону, и с ужасом ждала отцовского гнева. Она знала, как жесток и неумолим, как коварен сын Солнца, и мучилась страхом за себя и за героя, которого полюбила. В полночь она услышала за окном бряцанье оружия и речи собравшихся у дворца колхидских воинов и узнала, что царь приказал под утро окружить греческий корабль и сжечь его со всеми аргонавтами.
Тогда она решила бежать к Язону. Взяв с собой усыпляющее зелье, босая, она тихо прокралась из дворца и тайными тропинками, по которым ходила ночами собирать волшебные травы, направилась к реке. Выйдя на берег против того места, где стоял «Арго», она стала звать младшего сына своей сестры, ночевавшего у аргонавтов.
Язон узнал голос Медеи и откликнулся. Гребцы, бывшие в тот час на вёслах, стали грести, корабль быстро пересёк реку. Язон с сыновьями Фрикса бросились к Медее.
— Всё открылось! — сказала она. — Отец не простит мне… Я должна бежать с вами… Спешите, гибель грозит вам! Идём, Язон, я добуду тебе золотое руно, и скорее прочь отсюда, или мы все погибнем! Я спасу вас и себя, но клянись, Язон, что ты не покинешь меня никогда, не оставишь меня одну в чужой стране!
Язон взял её за руку и сказал:
— Клянусь, если мне суждено живым вернуться на родину, ты будешь моей женой и я никогда не оставлю тебя!
Золотое руно — работа Анны Ходыревской
Медея велела тотчас плыть к роще Ареса, где хранилось руно. В ночной темноте течение реки быстро и бесшумно донесло корабль до заветного места. Медея и Язон одни сошли с корабля и направились в лес. Ночь была чёрная, и они шли, держась за руки, чтобы не потеряться в темноте. Вдруг перед ними загорелись два красных огня.
— Это дракон, — шепнула Медея. И сейчас же они увидели лёгкое золотистое сияние — от руна, висевшего на дубе.
Едва они подошли ближе, дракон свесился с дерева и зашипел, пламя вырвалось из его раскрытой пасти. Но Медея, протянув к нему руки, тихим голосом стала усыплять его. Она призывала на помощь бога сна Гипноса, который сильнее всех на земле, она заклинала всеми тайными силами: «Усни! Усни!» — и, подойдя совсем близко, брызнула в глаза дракону усыпляющим зельем. Погас один глаз, погас другой, опустились страшные веки, с треском захлопнулась грозная пасть, лапы разжались — дракон свалился с дуба и, бессильный, лёг у ног Медеи.
— Спеши! — сказала она Язону. — Скорее снимай руно с дерева, пока он не проснулся.
Медея помогает Ясону похитить Золотое Руно
Язон быстро снял с дуба золотое руно, накинул его на плечи, как плащ, и они немедленно покинули рощу Ареса.
Аргонавты с корабля увидели золотой свет руна на плечах Язона. Радостными криками приветствовали они желанную добычу, из-за которой оставили свои дома и отчизну и перенесли столько опасностей и невзгод. Но некогда было веселиться. Надо было к утру добраться до моря и покинуть Колхиду.
Язон завернул драгоценное руно в свой плащ, устроил Медею на корме корабля, где не было ветра, и сам обрубил мечом канат, державший «Арго» у берега. Гребцы-аргонавты сели на вёсла; другие со щитами и луками в руках стали вдоль борта, готовые защищать корабль от погони. «Арго» стремительно поплыл вниз по течению — к морю. Ещё не взошло солнце, а аргонавты были уже в открытом море, далеко от берегов Колхиды.
Утром пришли сказать царю, что чужеземцы похитили золотое руно и убежали, взяв с собой Медею. Страшно разгневался Ээт и послал большой отряд колхов в погоню за аргонавтами. Царь велел объявить воинам, что всех их ждёт смерть, если они не догонят беглецов и не вернут руна и царской дочери.
Сына своего Апсирта Ээт назначил начальником отряда.
Колхи вывели свои суда в море и поплыли за «Арго».
Экранизации
Мифы о Медее – классический драматургический материал для театральных постановок. С развитием телевидения стал популярным жанр телеспектакля. В Советском Союзе постановки классики часто транслировались на экранах. В 1967 году вниманию публики представили экранизацию пьесы «Медея», режиссерами которой стали Николай Охлопков, Алексей Кашкин и Александр Шорин. Зрители увидели спектакль театра им. Маяковского в сопровождении симфонического оркестра. В роли Медеи выступила Евгения Козырева.
Кадр из фильма «Медея»
В 1969 году Пьер Паоло Пазолини, вдохновленный пьесой Еврипида, выпустил кинокартину «Медея», где в образе главной героини предстала Мария Каллас. Для оперной певицы эта роль стала единственной в кинематографе.
Датчанин Ларс фон Триер представил интерпретацию мифологического сюжета о преступлении Медеи в 1988 году. В образе главной героини предстала Кирстен Олесен.