5 самых ярких представителей кубизма

Поль Сезанн

Поль Сезанн — знаменитый французский художник, один из самых вдающихся представителей постимпрессионизма.

Несмотря на то, что художник стоит у истоков постимпрессионизма, которому он посвятил всю свою творческую жизнь, он также сделал большой вклад в основание кубизма, сам того не осознавая. За два десятка лет до основания кубизма, Сезанн написал картину «Пьеро и Арлекин», в которой использовал геометрические элементы. Данная картина вдохновила многих других художников на использование похожей техники, что привело к возникновению отдельного художественного направления.

Пьеро и Арлекин. Поль Сезанн

Развитие направления

В процессе эволюции стиля выделяется три периода:

Сезан

Ранний период развития или «сезанновский кубизм» — становление нового направления в живописи под влиянием работ Сезанна и африканских скульптурных композиций. Длился период с 1907 до 1909 года. В работах художников передается объем при помощи цвета – мощные изображения еще не укладываются в рамки плоского изображения.

Импрессионизм как стиль в живописи

Аналитика

Аналитический период (1910 – 1912) – этап переосмысления кубизма. Цвет на картине практически отсутствует, формы расплывчатые, нечеткие, каждый предмет делится на небольшие грани. Одна из наиболее репрезентативных работ второго периоды – «В честь И.С. Баха» Ж. Брака. Жанры – натюрморт, портрет.

Художники подают объекты более детализовано, исходя из собственного видения. Предметы разбиты на блоки, детали геометрических форм. Иногда виденье художника нарушает пространство и время. Путем дробления целого на геометрические фигуры, художники пытались проникнуть в суть вещей.

Работы, характерные для аналитического периода, считаются наиболее показательными для кубизма – у многих именно с такими полотнами ассоциируется все направление. Наиболее известные примеры аналитического кубизма – работы Пабло Пикассо «Бутылка и книги», «Стол архитектора», «Человек с кларнетом», «Человек со скрипкой».

Развитие

Синтетический период (1913 – 1914) – период развитого кубизма. Картины становятся более выразительными, яркими, декоративными. Основателем этого направления считается Хуан Грис. Время появления – 1912 год, но наиболее полно стиль раскрылся в 1913 году. Творцы стремились передать на картине самодостаточный, а не иллюзорный объект. Наиболее развитый жанр – натюрморт.

Концептуализм как стиль в живописи

Изображение плоское, комбинированное с наклейками, надписями. Популярны коллажи из необъемных геометрических фигур, из цветной бумаги или газет, некоторые художники полностью рисовали их, не используя дополнительные материалы. Представители синтетического кубизма – Пабло Пикассо, Жорж Брак.

Цвета и объем утратили привычное значение. С развитием кубизма, оттенки стали схематичными: чтобы передать выступающие объекты в натюрморте или другом жанре, изображенные на переднем плане, использовали светлые, теплые тона, для удаленных предметов – темные оттенки.

После Первой мировой войны Брак и Пикассо, которые работали совместно, прекратили сотрудничество. Творчество каждого из них оказало заметное влияние на футуризм, пуризм, вортицизм.

Представители и работы

Гийом Аполлинер

Аполлинер считается одной из важнейших литературных фигур начала ХХ века. Его использование прямого языка и нетрадиционной поэтической структуры оказало большое влияние на современную поэтическую теорию..

Из его обширной работы, Alcools: стихи, 1898-1913 (1964) и Caligramas: стихи о мире и войне, 1913-1916 (1980), считаются его лучшими произведениями.

Блез Кендрарс

Этот франкоязычный поэт и эссеист родился в Швейцарии под именем Фредерика Саузера в 1887 году. Он создал новый мощный поэтический стиль, чтобы выразить жизнь действия и опасности.

Некоторые из его стихотворений, такие как «Пасха в Нью-Йорке» (1912) и «Проза Транссиба и Маленькая Жанна Франс» (1913), представляют собой путевые плакаты и комбинированные причитания..

Среди дерзких механизмов Cendrars: одновременные впечатления в беспорядке образов, чувств, ассоциаций, неожиданных эффектов — все это передается в синкопированном и колеблющемся ритме..

Макс Джейкоб

Джейкоб стал лидером авангардной арт-сцены после переезда в Париж (он родился в Кемпере, Франция). Джейкоб был известен своими каламбурами и способностями в прозе.

Его работы включают в себя знаменитую коллекцию Кубик кубиков. Кроме того, другие его замечательные поэтические сборники: Центральная лаборатория и поэмы Морвана ле Гаелика, а также гибрид в прозе-поэзии La defensa de Tartufo..

Гертруда Стейн

Штейн был писателем, поэтом и коллекционером американского искусства. Его знаменитые книги «Создание американцев» (1925 г.) и «Автобиография Алисы Б. Токлас» (1933 г.) принесли ему много достоинств и известности..

Гертруда Штайн была одним из главных представителей литературного кубизма. Он также был одним из первых коллекционеров кубистических картин и других работ разных современных экспериментальных художников того времени..

Техники и стилистические аспекты

По словам Джона Голдинга, историка искусства и специалиста по кубизму, «кубизм — это абсолютно оригинальный живописный язык, совершенно новый подход к миру и концептуальная эстетическая теория. Мы понимаем, что он смог дать новое направление всей современной живописи ».

Кубистическая живопись стремится исследовать сам парадокс живописи. Как на двухмерном холсте показать всю сложность объемов. Как не заморозить объект и в то же время создать изображение, такое же прочное и долговечное, как и сам объект. Затем художники-кубисты разработали техники и методы для достижения своих целей.

Среди них наиболее часто используется техника, заключающаяся в умножении точек зрения на предмет на одном полотне. Этот метод был разработан Пабло Пикассо около 1909 года. Еще одной новинкой является довольно частое использование круглых или овальных картин. Этот выбор прямо противоположен классическому и живописному академизму.

В начале 1910 года Жорж Брак начал вводить в свои картины элементы trompe l’oeil и гравюры. Эта техника была тогда очень популярна среди художников-кубистов. В интеллектуальном и художественном исследовании произведений проявляются элементы реальности. Тем не менее, эта техника явно подчеркивает столь дорогой кубистам парадокс живописи. Конкретная внешность смешивается с понятиями, которые сами по себе нематериальны. В последующие годы Пикассо изобрел технику «коллажа», а Брак — технику «papier collé».

Известные картины в стиле кубизм

Жорж Брак, «Мандора» (1909-1910)

Это пример ранней живописи в стиле кубизм – его аналитической стадии. Брак решает отказаться от написания пейзажных сюжетов и остановиться на натюрмортах. На картине изображен музыкальный инструмент – маленькая лютня под названием мандора.

Нейтральная цветовая гамма картины является индикатором первых попыток Жоржа Брака в создании разных взглядов на один и тот же предмет – художник экспериментировал скорее с композицией и репрезентацией музыкального инструмента, чем с яркими цветами.

Пабло Пикассо, «Три музыканта в масках» (1921)

Хотя основной период кубизма в творчестве Пикассо приходится на 1909-1917 годы, в 1921-м, незадолго до погружения в сюрреализм, он пишет эту кубистическую картину. Ее интерпретируют как ностальгические воспоминания художника о былых временах: в центре картины сидит сам Пикассо, переодетый в Арлекина, и по обе стороны от него сидят старые друзья: Гийом Аполлинер (в костюме Пьеро), который умер в 1918 году, и Макс Жакоб (монах), с которым Пикассо перестал поддерживать связь.

Картина представляет собой квинтэссенцию синтетического кубизма. Фигуры персонажей выглядят так, будто бы они приклеены на полотно, отдельно одна от другой.

Увидеть эту работу можно в Художественном музее Филадельфии.

Хуан Грис, «Фантомас» (1915)

Хуан Грис разработал технику коллажирования, при которой он вставлял элементы из газет и журналов в абстрактную живопись. Иногда это бывали настоящие коллажи, а иногда — картины этих коллажей. В этой технике выполнена работа «Фантомас».

Она изображает вид сверху на деревянную столешницу, заваленную периодическими изданиями, включая роман из популярной криминальной серии под названием «Фантомас». Так, Грис стал первым кубистом, использовавшим яркий цвет и свет в своих работах, что впоследствии вдохновило Пикассо и Брака на синтетический кубизм.

Находится эта картина в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, США.

Фернан Леже, «Дама в голубом» (1912)

Леже демонстрирует ранний интерес к геометрической абстракции, которая словно плавает внутри холста. Элементы произведения раздроблены на отдельные части, чтобы передать впечатление художника от современной жизни – таким образом Леже хотел выразить суть характера главного персонажа картины, женщины, а не ее внешний облик.

Увидеть эту работу можно в Базельском художественном музее в Швейцарии.

Видео, раскрывающее историю жизни художника Пабло Пикассо, можно посмотреть далее:

Жорж Брак

Французский живописец Жорж Брак родился в 1882 г. в Аржантёе-сюр-Сене. В 1897-1899 гг. он учился в Гавре в Школе изящных искусств, затем в Париже в академии Эмбера и Школе изящных искусств. В 1905 г. художник сблизился с фовистами. В его пейзажах, написанных в 1905-1907 гг., чувствуется влияние А. Дерена и А. Матисса. В гамме ярких и чистых оттенков исполнены прекрасные виды гаваней и морских заливов Брака.

Одной из лучших картин художника этого периода является «Антверпенский порт» (1906), написанный в Бельгии, куда Брак ездил вместе с фовистом О. Фриезом. Хотя основную выразительную функцию в этом пейзаже выполняет рисунок, колорит также играет важную роль. Насыщенные зеленые и красные цвета причала, кораблей, лодок, розово-сиреневые оттенки неба создают ощущение теплого и солнечного летнего дня.

В 1907 г. Брак сблизился с П. Пикассо. Вместе они создали изобразительный метод, ставший основой нового направления — кубизма. Из пейзажей Брака исчезает небо, воздух; плоскостным становится пространство. В картине «Дома в Эстаке» (1908) городские постройки напоминают разнообразные геометрические тела.

В 1909-1911 гг. Брак пишет картины, в которых предметы и фигуры кажутся разделенными на подвижные призматические грани («Скрипка и палитра», 1909-1910; «Женщина с мандолиной», 1910). Цветовая гамма этих работ состоит из серых, охристых, блекло-зеленых оттенков.

В 1912-1914 гг., как и Пикассо, Брак вводит в свои композиции элементы коллажа (куски газет, обоев, клеенки), а в краску добавляет песок, опилки, металлическую стружку. В картинах появляются графические знаки (надписи, ноты, цифры). В такой манере написаны композиции «Вальс» (1912), «Бокал, скрипка и нотная тетрадь» (1913), «Гитарист» (1914).

В начале Первой мировой войны Брака отправляют на фронт. В мае 1915 г. он получает тяжелое ранение в голову. К живописи художник смог вернуться только в 1917 г. Он вновь пишет пейзажи, но теперь рисунок становится более плавным и мягким, а колорит — изысканным и сдержанным. Свет, заполняющий пространство полотен, делает краски прозрачными и мерцающими. Такова картина «Баркасы на пляже» (1929), глядя на которую можно узнать черты северного побережья Франции с его песчаными отмелями и высокими утесами. Плавные контуры и тончайшие градации серо-синих и розовых оттенков придают пейзажу свежесть и очарование. В то же время черные и темно-синие краски моря, неба и земли вносят в пейзаж драматическую напряженность. В подобной манере художник пишет серии натюрмортов («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942; «Камины», 1922-1927; «Биллиарды», 1944-1952).

С 1931 г. Брак живет в Варанжвиле и в Париже, время от времени совершая поездки по странам Европы. Помимо натюрмортов, он создает композиции с человеческими фигурами на фоне интерьера («Женщина с мандолиной», 1937; «Художник и модель», 1939). Натюрморты Брака, созданные в годы Второй мировой войны, наполнены символикой, придающей изображению трагическое звучание («Графин и рыбы», 1941; «Натюрморт с лестницей», 1943).

В 1849-1956 гг. художник исполнил серию «Мастерских». В нее вошло восемь крупноформатных монументальных композиций. Это натюрморты с изображением атрибутов искусства. Белая птица в полотнах «Мастерская II» (1949), «Мастерская III» (1949-1951) , «Мастерская IX» (1952-1956) стала символом творческого полета художника.

Образ птицы появляется в живописных и графических работах Брака как самостоятельный мотив («Птица и гнездо», 1955; «Черные птицы», 1956-1957; «Расправив крылья», 1956-1961).

Ж. Брак. Лимоны. 1929 г.Ж. Брак. Птица и гнездо. 1955 г.

В пейзажных композициях последнего периода творчества художника звучат печальные ноты. Ярким примером служит одна из последних картин «Марина. Непогода» (1959), изображающая море и берег, почти скрытые в темной пелене дождя. Светлыми пятнами выделяется лишь желтый песок на берегу. Монотонность и одиночество пустынных морских берегов, полей и равнин подчеркивают горизонтально вытянутые форматы («Морской пляж. Варанжвиль», 1952; «Равнина», 1955; «Лодка», 1960).

Мастерство Брака проявилось не только в гравюре и живописи, но и в книжной иллюстрации, скульптуре, сценографии.

Умер художник в 1963 г. в Париже.

Кубизм в живописи

Определение 1

Кубизм – это значимое направление в искусстве, зародившееся в начале 20-го века во Франции. Является частью модернизма.

Ключевая идея кубизма заключается в стремлении художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном формате. Это позволяет живописцу отобразить объект одновременно с разных сторон, подчеркнув его свойства, которые зритель не замечает при классическом воспроизведении объекта с одной стороны.

Английский искусствовед Эрнст Гомбрих считал, что происхождение кубизма нужно искать в произведениях французского живописца Поля Сезанна. В этой связи, Гомбрих приводит в пример работы Сезанна «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также ответ художника на письмо молодого Пабло Пикассо. В одном из писем, Сезанн рекомендует будущему основоположнику кубизма «рассматривать натуру как совокупность простых форм – сфер, конусов, цилиндров».

Ещё раз нужно подчеркнуть, что идеи Сезанна оказали большое влияние на изобразительно искусство 20-го столетия. В своём творчестве он специально искажал перспективу, чтобы получилось воспроизвести больше граней объекта (этот художественный приём, по сути, является основой кубизма). Кроме всего прочего, этот живописец в своих работах часто упрощал объекты до простых геометрических фигур.

Итак, появление кубизма относят к 1905-1907 гг., и связывают с творчеством Жоржа Брака, Хуана Гриса и Пабло Пикассо. Картина Пикассо «Авиньонские девицы», датированная 1907 годом, считается началом рассматриваемого нами течения в искусстве. Интересна история происхождения термина «кубизм». Он появился в 1908 году после того, как французский художник-фовист и скульптор Анри Матисс, увидев произведение Жоржа Брака «Дома в Эстаке», воскликнул: «Что за кубики».

Кубизм, в процессе своего развития прошёл несколько периодов:

Сезанновский кубизм. Название этого этапа связано с французским художником, предшественником и идейным вдохновителем течения. На данной фазе представители кубизма стремились отдалиться от передачи истинного вида, старались разложить изображаемые объекты на отдельные геометрические фигуры и формы. Такое разложение привело к возникновению закономерности в использовании цветов. Элементы переднего плана картины зачастую стали окрашиваться в тёплые тона, а составляющие части на заднем плане окрашивали холодными цветами.

Аналитический кубизм. Данный этап развития течения можно охарактеризовать стиранием границ между пространством и формой. Возникают переливчатые цвета в полупрозрачных пересекающихся плоскостях. Отныне художники располагают формы в хаотичном порядке. Взаимодействие между пространством и формой – главное достижение на данном этапе развития течения.

Синтетический кубизм. Элементы такового впервые появляются в творчестве Хауна Гриса с 1911

Важно, что Грис, наряду с Пикассо и Браком, считается основателем течения. Можно сказать, что синтетический кубизм стремился к обогащению действительности за счёт объектов эстетики. Для конструирования объекта применяется фактура поверхности, линии и узоры

В данном периоде живописцы применяли аппликации для конструирования самодостаточного объекта. Но позднее кубисты отказались от такого метода, как аппликация, потому что решили, что получить полноценную комбинацию можно без бумаги

Для конструирования объекта применяется фактура поверхности, линии и узоры. В данном периоде живописцы применяли аппликации для конструирования самодостаточного объекта. Но позднее кубисты отказались от такого метода, как аппликация, потому что решили, что получить полноценную комбинацию можно без бумаги.

Ключевые представители течения:

  • Пабло Пикассо;
  • Жорж Брак;
  • Хуан Грис;
  • Фернан Леже;
  • Андре Маре.

Художница А. Экстер и ее кубистические картины

Не меньше смелости было и у другой представительницы кубизма и кубофутуризма — Александры Александровны Экстер. Она была знакома с одним из основателей кубизма — Пабло Пикассо и многими именитыми авангардистами своего времени, ей доверял Казимир Малевич, а сама она внесла определенную лепту в развитие этого направления. Интересно, что обучение Александры во французской Academie de la Grande Chaumiere закончилось скандалом, так как именитый профессор академии был возмущен далеким от классического цветовым решением картин Экстер. Александра проявляла себя не только в картинах, но и в оформлении спектаклей, за что даже получила прозвище «Пикассо сценографии», причем сами декорации и костюмы называли «праздничным парадом кубизма».

А. Экстер (1882–1949).

Картины и эскизы костюмов Экстер в стиле кубизма характеризуются яркой палитрой, смелостью идей и свободой композиции. Она не боялась выходить за грани норм, разрывать шаблоны и демонстрировать миру свое видение. Например, в работе «Натюрморт» предметы одновременно и статичны, и подвижны. Кажется, что все предметы вот-вот сорвутся с шаткой поверхности, образуя новую комбинацию в пространстве. В этой же картине прослеживается любимая художницей цветодинамика, когда цвета картины то сгущаются, то разрежаются. Эта же шаткость, контрастные цвета и их движение наблюдается и во многих других натюрмортах художницы.

А. Экстер. «Натюрморт». 1913 г.

Помимо традиционной для кубистов скученности предметов художница использовала и другие приемы. Так, в картине «Вид Парижа» часть объектов теряет привычные формы и перспективу, а другая часть становится менее прозрачной, из-за чего город воспринимается более многогранным и наполненным. Безусловно, в начале XX века нужна была смелость, чтобы представлять публике такое видение реальности. Но оно того стоило, так как Александра Экстер стала широкой известной и в дальнейшем повлияла на своих учеников, а ее картины сегодня ценятся высоко. Среди других ее работ в стиле кубизма и кубофутуризма назовем: «Натюрморт с яйцами», «Вид на мост», «Город ночью» и другие.

А. Экстер. «Вид на мост». 1936-1938 гг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: