Биография[ | код]
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает, что он родился в Санкт-Петербурге в 1764 году, а Петербургский некрополь датой рождения указывает 29 мая 1748 года.
Сын наборщика Сенатской типографии, десяти лет от роду написал прошение о приёме в Академию художеств, изложив несчастные обстоятельства и бедность своей жизни, и был принят в воспитанники.
Акимов обладал преподавательским даром и имел весьма большое влияние на образование русских исторических живописцев, хотя сам не был первоклассным художником, в частности, по своим произведениям ставился ниже своего современника Г. И. Угрюмова. Иван Акимович был, возможно, одним из первых историографов русского искусства. Хорошо известна его статья «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках, „Северный вестник“, СПБ. 1804, ч. 1, № 3.». Занимался также драматической литературой.
Акимов завещал Академии капитал в 15 тысяч рублей ассигнациями на содержание двух стипендиатов его имени.
- В — обучался в Петербургской Императорской Академии Художеств у А. П. Лосенко.
- После получения в 1769 году 2-х серебряных медалей за рисунки с натуры Акимову было задано, в виде программы на большую золотую медаль Академии художеств написать сперва «Крещение Великого князя Владимира», затем «Греческого философа Кирилла, показывающего, по изъяснении разных вер, великому князю Владимиру завесу с изображением Страшного суда».
- В 1772 году получил малую золотую медаль, а картину ,исполненную по программе «Великий князь Изяслав Мстисловович, открывающийся любимым воинам, хотевшим убить своего раненного полководца, не узнав его на поле брани под шлемом». В 1773 году за картину «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» Акимов получает большую золотую медаль, вместе с правом на пенсионерскую поездку от Академии Художеств. В — как стипендиат от Академии Художеств путешествует по Европе. Посетил Париж, Авиньон, Лион, Геную, потом Болонью, учился в болонской Пиоклементинской академии у Гандольфи, копирует картину Гвидо Коньяччи «Лукреция с Тарквинием» и пишет несколько этюдов с картины Доменикино «Мучение св. Агнессы», но ввиду того, что обучение там было поставлено весьма неудовлетворительно — «кроме хороших художественных произведений, в Болоне, нет ни хороших мастеров, ни хороших школ, и что в тамошней Академии рисуют вообще худо, тогда как ему именно нужна столько же хорошая школа, сколько и усердная работа, в виду того, что он часто не может чувствовать и схватывать колорит» Акимов через год перебрался в Рим. Позже, по приказу Академии, возвращается в Болонью, где заканчивает «Прометея, делающего статую по приказу Минервы» (в 1778 году Акимова за эту картину избрали «назначенным» в академики Академии Художеств) и работает над картиной «Дидона и Эней, укрывающиеся в пещере от бури». В ноябре 1776 года, после путешествия по Флоренции и посещения Венеции, возвращается в Рим, где написал «Нарцисса, любующегося в воде фонтана», закончил «Дидону и Энея» и работал над картиной «Фавн, забавляющийся с козлёнком». С 1 января 1779 года преподавал в натурных классах в Академии Художеств, был помощником проф. Г. И. Козлова. 3 сентября 1782 года был избран академиком в Академию Художеств за картину «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии своего друга Филоктета по поолучении смертоносной одежды от своей бывшей возлюбленной Деянири, похищенной Кентавром Несусом», а 28 июля 1785 года — адъюнкт-профессором Академии. В 1791 году был назначен членом Академического Совета Академии художеств и, почти сразу, директором Императорской Шпалерной мануфактуры. Преподавал также рисование дочерям императора Павла I. Член Академического совета Академии Художеств. По предложению президента Академии Мусина-Пушкина в 1794 году был назначен адъюнкт-ректором, 4 сентября того же года — старшим профессором. 12 Января 1796 года избран директором Академии Художеств, но уже в январе 1800 года Иван Акимович отказывается от директорской должности. Впрочем, эта должность «в 1799 году, с учреждением должности Вице-Президента, совсем упраздняется»
Скончался в 1814 году, похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.
Биография [ править ]
Его отец был типографом и наборщиком в Правительственном сенате . В возрасте десяти лет, после смерти отца, он написал письмо в Императорскую Академию художеств , в котором просил зачисления и ссылался на бедность. Письмо было успешным, и он был принят. Он был там с 1765 по 1773 год и учился у Антона Лосенко .
Геракл сгорает на костре в присутствии своего друга Филоктета
В период с 1773 по 1778 год он получил стипендию для обучения в Италии, пройдя через Париж и Авиньон, а затем в Геную и Болонью, где он был зачислен в Академию прекрасных искусств Болоньи под руководством Гаэтано Гандольфи . Однако он нашел там преподавание неудовлетворительным и после многочисленных безответных петиций в Академию переехал в Рим без разрешения. Он прибыл туда только для того, чтобы обнаружить, что их «Академия» на самом деле была объединением художников с частными учениками. Благодаря рекомендации русского дворянина, проживавшего в Италии, он смог поступить в классы Помпео Баттони . Позже, по приказу Императорской Академии, он закончил курс в Болонье, затем последовательно жил в Риме, Венеции и Флоренции. В 1779 году он вернулся в Петербург и стал преподавателем Академии. Три года спустя он был назван академиком за картину, в которой Геркулес сжигает себя на костре .
Более поздние достижения
В 1785 году он получил звание доцента, а в 1791 году он был назначен директором . Он также обучал рисованию дочерей царя Павла I. Три года спустя он поднялся до заместителя директора Академии и, наконец, стал директором в 1800 году. В последующие годы он обратился к рисованию более современных исторических сцен под патриотическим давлением войны с Наполеоном . О них не слишком много думали, но сейчас о них нельзя судить, потому что немногие выжили.
Сатурн подрезает крылья Амура (1802)
Хотя он не считается первоклассным художником, у него был особый педагогический талант и он оказал большое влияние на русскую историческую живопись . Среди его самых известных учеников — Андрей Иванович Иванов , Василий Шебуев и Алексей Егоров . Александр Ступин (который позже основал свою художественную школу) фактически поселился с Акимовым и его семьей.
Он также был одним из основоположников русской историографии искусства , начиная со статьи «Краткие исторические сведения о некоторых русских художниках» в « Северном вестнике » 1804 года . Завещанием он завещал Академии 15000 рублей .
Акимов Иван Акимович (1754-1814)
Вся жизнь
Ивана Акимовича Акимова (1754-1814) была связана с
петербургской Академией художеств: с детских лет ее
воспитанник, затем заграничный пенсионер, академик,
профессор и, наконец, ректор — он поднялся по всем
возможным ступеням академической карьеры. В девять лет,
лишившись отца, наборщика сенатской типографии, мальчик
сам подал прошение с просьбой принять его в
академическое обучение на казенный счет; он писал о
нужде, о том, как любит живопись, и прилагал несколько
рисунков. Так в 1764 году Иван Акимов попал в недавно
образованную «Академию знатнейших художеств» —
всесильное учреждение, призванное регламентировать всю
художественную жизнь государства.
Президентом ее
был тогда И.И.Бецкой, чтец императрицы. Уже пожилым
человеком, не имея ранее никакого отношения к искусству,
он встал во главе Академии художеств. Впрочем, не только
Академии — ему подчинялись и Канцелярия от строений,
Кадетский корпус. Воспитательное заведение для
благородных девиц, московский Воспитательный дом,
Коммерческое училище и Вдовий дом. И всюду он
намеревался неукоснительно провести полную реформу в
деле воспитания «новой породы людей», основываясь на
принципах жестких, а порой и жестоких, и полностью
пренебрегая природными склонностями и способностями
своих подопечных. Менее всего эта система способствовала
формированию творческой личности. На ровесников Акимова,
тех, кто еще детьми пришел в Академию, возлагались
особенно большие надежды — они должны были явить плоды
нового метода. Но безусловное предпочтение послушания и
примечания — «добродетелей» — дарованию и таланту
сделало поколение в достаточной мере бесцветным.
Сама система
преподавания была безличной — профессора не имели своих
учеников, а дежурили в классах по очереди.
Главенствующее место отводилось рисунку; большое
значение имела и композиция, «сочинение». Акимов учился
успешно — за годы, проведенные в Академии, получил малую
и большую серебряные медали за рисунок, 2-ю золотую
медаль за программу «Великий князь Изяслав Мстиславович
чуть не изрубленный воинами, его не узнавшими в бою,
открывается им» (1772). На следующий год, ко времени
выпуска, он был удостоен за картину «Великий князь
Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с
Дуная в Киев» золотой медали, которая давала право на
поездку за границу, в Италию.
Девятнадцатилетний художник отправился морем до Кале и
через Париж в Марсель, добрался до Болоньи, затратив на
этот путь четыре месяца. Оказалось, однако, что в те
годы в Болонье не было натурных классов, и Акимову
пришлось удовлетвориться копированием картин в городской
галерее. Не получая из Петербурга ответа на свои
многочисленные просьбы о разрешении переехать в Рим,
молодой художник в конце концов решился это сделать
самовольно. Но и в Риме поначалу ожидало его
разочарование — Капитолийская академия была тогда скорее
обществом художников, имевших частных учеников, чем
учебным заведением с классами и программами. Благодаря
рекомендации известного мецената И.И.Шувалова,
путешествовавшего по Италии, Акимову удалось попасть в
мастерскую знаменитого живописца Помпео Баттони. Скорее
всего, именно следуя советам Баттони, его русский ученик
предпринял поездку в Венецию и, чтобы преодолеть
слабость колорита, начал там копировать работы
венецианских мастеров (чьи «жаркие колера» пленили
незадолго перед тем учителя Акимова — Лосенко).
В Риме
историческая тематика сменилась мифологической: там были
написаны «Нарцисс, любующийся своим отражением в воде»,
«Дидона и Эней, укрывающиеся в пещере от бури», «Фавн,
забавляющийся с козленком» и «Прометей, делающий статую
по повелению Минервы» (1775) — за последнюю работу
Акимов был избран «назначенным» в академию.
Комментарии
Алевтина Анатольевна Черникова
ректор МИСиС, учёный и политик
Лев Давыдович
краевед, внештатный корреспондент газеты «Приазовский рабочий», преподаватель Мариупольского индустриального техникума
Наталья Николаевна Яровенко
российский педагог, Заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения СССР, директор таганрогской школы № 24
Гогэн Ямагути
выдающийся японский мастер и преподаватель каратэ стиля Годзю Рю, ученик Тёдзюна Мияги
Яблонский Нил Александрович
советский художник и преподаватель
Жерар Эккинг
французский виолончелист лотарингского происхождения
Константин Жорж Ромен Эже
бельгийский учитель викторианской эпохи
Владимир Петрович Шмидт
капитан 1-го ранга, участник русско-японской войны, герой обороны Порт-Артура, член Общества бывших русских морских офицеров в Америке, гидрограф и океанограф, преподаватель Колумбийского университета, первый церковный староста русского Храма Христа Спасителя в Нью-Йорке