В каком стиле писал шагал. марк шагал

ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ МАРКА ШАГАЛА

Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.

Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» («Суббота», 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене — Белле Розенфельд («Над городом», 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917, частное собрание, Париж).

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Автопортрет с семью пальцами», 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена.

К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.

По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.

В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.

В 1973 Шагал посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее.

Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.

Шагал в кинематографе

Год Страна Название Режиссёр В роли Шагала Примечание
Белоруссия Белоруссия Эпоха Марка Шагала Олег Лукашевич Виктор Манаев 4-х серийный документальный фильм
Россия Россия Страсти по Шагалу Андрей Мельников Анимационный фильм
2012 Россия Россия Глаз Божий Иван СкворцовСергей Нурмамед Владимир Этуш Телевизионный проект Леонида Парфёнова
2012 Белоруссия Белоруссия Марк Шагал. Нереальная реальность Зоя Котович Александр Курзинер Документальный фильм к 125-летию со дня рождения Шагала
Россия Россия Шагал — Малевич Александр Митта Леонид Бичевин Художественный фильм, вышел в прокат 3 апреля 2014 года
Белоруссия Белоруссия Марк Шагал. Цвет любви Олег Лукашевич Виктор Манаев Документальный фильм

Живопись

Весной 1911 г. Марк Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию отправился в Париж, где продолжил обучение. Здесь он познакомился со многими живописцами и поэтами.

К тому моменту биографии Шагал уже написал такие картины, как «Покойник», «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Уже тогда у парня начал вырабатываться характерный для него стиль.

Во Франции Марк создал ряд полотен, включая «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами», «Голгофа», «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые сделали его одним из передовых художественных представителей еврейской культуры.

Осенью 1913 г. работы Шагала были выставлены в Берлине, откуда он возвратился в Россию. Он планировал вернуться в Европу, но по причине начала Первой мировой войны (1914-1918), его планам было не суждено сбыться.

В разгар войны Марк написал цикл картин из 70 полотен: портреты, пейзажи, жанровые сцены. Когда к власти пришли большевики, его определили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. Вскоре он открыл Витебское художественное училище.

В последующие годы биографии Шагал побывал в разных европейских странах, где представлял свои работы на выставках. Интересен факт, что во время пребывания в Германии, он освоил ряд печатных техник – офорту, сухую иглу и ксилографию.

В 1927 г. Марком была создана серия гуашей «Цирк Воллара», с безумными клоунами и акробатами. По распоряжению нацистского пропагандиста Йозефа Геббельса в 1933 г. картины художника были публично сожжены.

В 1941 г. руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала в США, куда он впоследствии переехал вместе с семьей. Во Францию он вернулся уже после окончания войны. Стоит отметить, что он имел французский паспорт еще в 1937 г.

Когда Марку было 73 года он стал лауреатом премии Эразма. В это время он увлекся мозаикой, оформлением витражей, лепкой и керамикой. В 60-х годах он участвовал в создании мозаики для здания парламента в Иерусалиме.

В результате, Шагалу начали поступать крупные заказы на оформление католических и лютеранских церквей, а также синагог в самых разных государствах. Тогда же он представил множество гравюр к различным книгам.

В 1973 г. по приглашению Минкультуры СССР мастер побывал в Ленинграде и Москве. Специально для него устроили выставку в Третьяковской галерее, которой он подарил несколько своих полотен. Через 4 года он удостоился наивысшей награды Франции – Большого креста Почетного легиона.

В период биографии 1977-1978 гг. была организована выставка картин Марка Шагала в Лувре. Примечательно, что вопреки всем правилам в Лувре были представлены картины еще живущего автора.

Главные герои картины

С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.

Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.

А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.

Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.

А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.

Пара хорошо выделяется на фоне такого неба. И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.

Творчество и известные произведения Марка Шагала

Марк Шагал прожил длинную жизнь, творческий стержень которой заключался в неразрывном сплетении его национального самоощущения и природного дарования. На веку Шагала менялись эпохи, власти, страны и континенты. Неизменной оставалась только жажда творчества. Нет точных данных о количестве работ художника, как и полного их каталога, но мастером создано просто огромное количество произведений в уникальном стиле.

Самые известные картины:

  • «Я и деревня» (1911),
  • «Париж через окно» (1913),
  • «Над городом» (1914-1918),
  • «День рождения» (1915),
  • «Уличный скрипач» (1912-1913),
  • «Влюблённые» (1928),
  • «Белое распятие» (1938),
  • «Три свечи» (1938-1940),
  • «Невеста» (1950),
  • «Букет цветов» (1982) …

Листая работы Шагала, действительно не перестаёшь удивляться своеобразной экзотике видения действительности и странной фантазии автора. Какое счастье для миллионов любителей нетривиальной живописи, что маленький еврейский мальчик из Витебска сумел расправить крылья в Париже и взлететь над всем миром, став самым экстравагантным и оригинальным художником ХХ века.

Личная жизнь

Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Правда, судьба сложилась таким образом, что художник намного пережил свою музу: Белла скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года. Тогда, вернувшись после похорон в опустевший дом, он поставил на мольберт портрет Беллы, написанный им еще в России, и попросил Иду выбросить все кисти и краски.

Марк Шагал и Белла с дочерью

«Художественный траур» длился 9 месяцев. Лишь благодаря вниманию и заботе дочери он вернулся к жизни. Летом 1945 года Ида наняла сиделку для ухода за отцом. Так в жизни Шагала появилась Вирджиния Хаггард. Между ними вспыхнул роман, который подарил Марку сына Дэвида. В 1951 году барышня ушла от Марка к бельгийскому фотографу Шарлю Лейренсу. Она забрала сына и отказалась от 18 работ художника, подаренных ей в разное время, оставив себе лишь два его рисунка.

Марк Шагал с женой Валентиной Бродской

Моисей опять хотел покончить с собой, и, дабы отвлечь отца от тягостных дум, Ида свела его с владелицей лондонского салона мод Валентиной Бродской. Брак с ней Шагал оформил через 4 месяца после знакомства. Дочка творца еще не раз пожалела об этом сводничестве. Мачеха не пускала к Шагалу детей и внуков, «вдохновляла» на рисование декоративных букетов, потому что они «хорошо продавались», и бездумно тратила гонорары супруга. С этой женщиной живописец прожил до самой смерти, продолжая, однако, постоянно писать Беллу.

Очарованный Библией

Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни.

Песнь Песней. Марк Шагал. 1958

Его творчество глубоко проникнуто библейской поэзией, даже когда он в молодости рисовал свою любимую жену Беллу или себя вместе с ней, летящим по небу, он мыслил это как отражение Песни песней, где любовь поднимает влюбленных под облака и наполняет счастьем.

Часто на его картинах и офортах мы видим древних библейских пророков, величественных и одновременно печальных в своей мудрости («Во многой мудрости много печали», — говорит Екклезиаст).

Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Это и Витебск, и Париж одновременно. Это Божий мир. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. На многих картинах мы видим ангелов — летящих по небу или несущих Тору, венчающих влюбленных или преподносящих цветы — это мир, в котором небо и землю связывают небесные посланники Бога.

Влюбленные. Марк Шагал. 1929

Но нельзя сказать, что Марк Шагал жил в нереальном мире, где существуют только ангелы, святые и влюбленные. Он очень остро реагировал на события страшного ХХ века. Так, например, картина «Белое распятие» была написана Шагалом как отклик на трагедию так называемой Хрустальной ночи, когда в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии была устроена целая серия еврейских погромов.

Эта картина изображает распятого Христа, вокруг которого чего только не происходит: тут и коммунисты, штурмующие деревню, и национал-социалисты, оскверняющие синагогу, и евреи, убегающие со своим скарбом, войны, революции, пожарища — словом, все, чем было наполнено трагическое столетие. «Белое распятие» и подобные ей картины («Желтое распятие», «Исход» и др.) до сих пор вызывают массу споров своей неординарностью.

Белое распятие. Марк Шагал. 1938

Чаще всего звучит вопрос: кем был Христос для Шагала? Почему время от времени в его картинах возникает сюжет распятия? Что это: дань христианской традиции или привычный для европейской культуры образ? Ответ нужно искать в Библии, причем именно в Ветхом Завете. Например, в книге пророка Исайи, где изображен страдающий Мессия: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…» (Ис 53).

Да, для Шагала Христос — это не Богочеловек, а прежде всего страдающий праведник, которого гонят со всех сторон. Но невозможно не видеть здесь образ Того, Кто берет на себя грех мира, Кто разделяет с нами наши скорби, тем самым скрепляя мир и не давая ему окончательно погибнуть.

Нет, Шагал не стал христианином, но он был глубоким человеком, близким к Богу.

Художник у мольберта. Сен-Поль. Марк Шагал. 1979

Часто в своих картинах Шагал изображает себя с палитрой и мольбертом, как бы подчеркивая, что художник — свидетель и летописец, призванный запечатлеть этот мир во всем его многообразии. Но чтобы он ни изображал — творение мира Богом, царя Давида, пляшущего перед ковчегом, битву Иакова с Ангелом, кошку, сидящую на окне его парижской квартиры, влюбленных, пророка, обнимающего Тору — все это пронизано духом благоговения и благодарности Творцу за творение и за каждый миг жизни. Марк Шагал — библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а потому что сохранил его дух в своих произведениях — дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов.

Марина Языкова

Кругосветное путешествие

Первая поездка в Париж состоялась в 1911 году благодаря полученной стипендии. В эмиграции впервые стал подписывать свои работы как Марк Шагал. Знакомства с художниками авангардистами, писателями, поэтами, сказочная атмосфера Франции вдохновляла Шагала. Он во всем видел прекрасное.

Прогулки по Парижу, посещение выставок и галерей помогали в формировании чувства меры, ясности ума, живописности. Шагал не вступал в объединения, считая свое творчество вне направлений.

В 1913 году принимает участие в немецком осеннем сезоне, а через год состоялась персональная выставка в Берлине. Работы художника высоко оценила публика и критики, у живописи Шагала появились последователи.

Первая мировая война разрушила планы художника, мечтая о Париже, вынужден был вернуться в Витебск, где организовал художественное училище. Разногласия в коллективе заставили переехать в Москву, в столице учил подростков рисованию в колонии для беспризорников.

В 1922 году отправляется на выставку в Литву, затем Берлин, куда в скором времени перевез и семью. А через год по приглашению влиятельного торговца произведениями искусства возвращается в Париж.

В 1931 году супруги отправляются в Палестину. В 1934 году картины Шагала, хранившиеся в Берлине, публично сожгли по приказу Гитлера. В 1941 году переезжает с семьей в Нью-Йорк, а в 1944 году планирует вернуться в освобожденную от нацистов Францию, смерть жены заставила остаться в США.

В 60-х писал фрески, делал витражи соборов во Франции, синагог в Израиле. В 1973 году художник провел выставку работ в Третьяковской галерее.

В 1977 в Лувре прошла персональная выставка Шагала, в этом же году удостоился высшей награды Франции — Большого креста Почетного легиона.

Картина «Прогулка», Марк Шагал

Прогулка — Марк Захарович Шагал. 1917-1918. Холст, масло 169,6×163,4 см Необычный взгляд на, казалось бы, обычные вещи, своя трактовка мира, романтика и философия, в основу которой легла национальность, стремление к авангарду и личная судьба – вот, что отличает стилистку работ Марка Шагала. Картина «Прогулка», вне всяких сомнений, — самая узнаваемая работа мастера.

Роль Беллы Розенфельд в жизни и творчестве Шагала невозможно переоценить, так как все любовные настроения, встречающиеся в работах живописца, неизменно связаны с её образом. «Прогулка» была написана когда молодые люди уже сочетались законным браком, и в семье родилась дочь Ида. Художник был необычайно счастлив, что не преминул отметить в своих картинах.

Главная героиня полотна, Белла, летит, оторвавшись от земли, и это является выражением наивысшей точки счастья. Молодые влюблённые люди наслаждаются обществом друг друга, поднявшись над всем земным, незначительным. Любовь – вот основное условие победы над земным тяготением.

Также в картине интересно представлены два контрастных начала: небо и земля. Зелёные квадраты земли с неровными рядами низких домиков уравновешиваются ясным перламутровым небом, почти безоблачным. На земле стоит Марк, держа за руку Беллу, которая находится в небесной выси, и это ещё раз подчёркивает, что любви не страшны никакие расстояния.

Картина «Прогулка» стала частью триптиха, в который помимо неё входят работы «Двойной портрет» и «Над городом». Если в первой работе Белла только сидит на плечах у возлюбленного, как бы готовясь оторваться от земли, а в «Прогулке» она уже взмывает в небо, то третье полотно демонстрирует нам уже двух летающих влюблённых. Сегодня триптих разлучён, а сама «Прогулка» путешествует по свету, занимая почётные места в музеях разных стран, ведь Шагала считают «своим» многие – и французы, и россияне, и израильтяне, и белорусы.

В 1973 году Шагал, уже пожилой человек и состоявшийся всемирно известный живописец, прибыл с визитом в Советский Союз. Почти 30 лет не было в живых Беллы, а сам Шагал был женат вторым браком, но он снова пришёл к этой картине в Третьяковскую галерею, где та экспонировалась, долго стоял подле своего шедевра и долго о чём-то думал.

Глядя на гармоничную композицию, сквозь призму лиризма и романтики, которую сумел передать Шагал, у зрителя даже вопросов не возникает о неестественности, фантастичности полёта и такой вот прогулки. А может это ещё и потому, что каждый чувствовал что-то подобное искренне и сильно полюбив…

Источник

Дополнительные материалы

Книги о Шагале и альбомы художника

  • «Марк Шагал, альбом» / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 46 с.
  • «Марк Шагал, альбом» / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — Усть-Илимск: Сибирь, 1992. — 46 с.
  • «Шагал. Возвращение мастера» / С вступительным словом Андрея Вознесенского. — М.: Советский художник, 1988. — 326 с.
  • Шагал М. З. «Ангел над крышами». Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма. / Сост., авт. предисл., комментар., пер. с идиша Л. Беринский. — М.: Современник, 1989. — 222 с. — ISBN 5-270-00677-4
  • Шагал М. З. «Моя жизнь» — М.: Азбука, 2000. — 416 с. — 5000 экз. — ISBN 5-267-00200-3. Электронные версии: «Мой мир» — пер. Дмитрия Веденяпина, «Моя жизнь» — пер. Н. С. Мавлевич
  • «Марк Шагал. Здравствуй, Родина!» / Третьяковская галерея. — Сканрус, 2005. — 352 с. — ISBN 5-93221-072-9
  • «Марк Шагал об искусстве и культуре» / Под ред. Б. Харщава. — М.: Текст, 2009. — 320 с. — (Чейсовская коллекция). — 3500 экз. — ISBN 978-5-7516-0768-5
  • Апчинская Н. Марк Шагал. Портрет художника. — М.: 1995.
  • Апчинская Н. В. Театр Марка Шагала: конец 1910-х — 1960-е гг. Витебск : ВГТУ, 2004. — 22 с — (Научно-популярная серия Музея Марка Шагала; вып. 4).
  • Мак-Нил, Давид. По следам ангела: воспоминания сына Марка Шагала. М., Текст, 2005.
  • Мальцев, Владимир. Марк Шагал — художник театра: Витебск—Москва: 1918—1922 // Шагаловский сборник. Вып. 2. Материалы VI-IX Шагаловских чтений в Витебске (1996-1999). Витебск, 2004. С. 37-45.
  • Хаггард В. Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия. М., Текст, 2007.
  • Хмельницкая, Людмила. Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.
  • Белла Шагал (текст), Марк Шагал (иллюстрации). «Горящие огни». М., Текст, 2001; 2006.
  • Шатских А. С. «Благословен будь, мой Витебск»: Иерусалим как прообраз шагаловского Города // Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 260—268. — ISBN 5-7859-0074-2
  • Шишанов В. А. «Если уж быть министром…» // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2003. № 2(10). С. 9-11.
  • Шишанов В. «Эти молодые люди были ярыми социалистами…»: Участники революционного движения в окружении Марка Шагала и Беллы Розенфельд // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2005. № 13. С. 64-74.
  • Шишанов В. Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна // Бюллетень Музея Марка Шагала. 2006. № 14. С. 110—111.
  • Шишанов, Валерий. Марк Шагал: Этюды к биографии художника по архивным делам
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции. 1918—1941. Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Шишанов В. А. Несколько строк из жизни Марка Шагала / В. А. Шишанов // Мишпоха. 2010. №26. С. 46 — 50..
  • Яков Басин К вопросу о попытках дискредитации имени и творчества Марка Шагала в белорусских СМИ в 1987—2002 гг.. Заметки по еврейской истории (№8(155) август 2012 года). Проверено 15 августа 2012.

Источники и ссылки

В Викицитатнике есть страница по темеМарк Шагал

  • Марк Шагал, биография, избранные работы
  • Сайт о Марке Шагале: биография, картины, фотографии
  • Шагал, Марк Захарович в библиотеке «Старатель»
  • Марк Шагал в Швейцарии. «Библейское послание» Новое о Шагале — малоизвестные страницы

Рецензии

  • Александра Смирнова, «В мерном пламени меноры»(Рецензия на книгу Беллы Шагал «Горящие огни»)
  • Шварц Анна, «И прошли семь лет изобилия» (Рецензия на книгу второй жены М. Шагала Вирджинии Хаггард «Моя жизнь с Шагалом. Семь лет изобилия.)
  • Михаил Эдельштейн, Рецензия на книгу Давида Мак-Нила «По следам ангела»

Статьи и эссе

  • Мейер, Мерет. Фрагмент биографии Марка Шагала.
  • Леонид Кацис, «Шагал сквозь призму идишкайта»
  • Письмо Марка Шагала Лео Кенигу
  • Эссе И. Шесткова «Скрипач»
  • Евгения Гершкович, «Еврейская луна над Чёрным горизонтом»
  • Мария Эндель Неизвестный Шагал. booknik.ru (22 августа 2013). Проверено 30/10/2013.

Музеи

  • Витебский музей Марка Шагала
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: история создания и коллекции (1918—1941)
  • Хмельницкая, Людмила. Музей Марка Шагала в Витебске.
  • Музей Шагала в Ницце — «Библейское послание Марка Шагала»
  • Музей Марка Шагала в Ницце — Le Musee National Message Biblique Marc Chagall(французский сайт)
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАГАЛ Марк в ЭЕЭ

Память

Шагал не оставил после себя школы, он был единственным в своем роде — великий еврейский художник, органично соединивший в творчестве художественный язык 20 в. с мироощущением хасида, который ощущает святость повседневности и считает чудо естественной и непременной частью жизни.

Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре наследника Шагала. Полного каталога работ художника нет.

Фильмы

  • Фильм «Эпоха Марка Шагала» авторского цикла Олега Лукашевича (цикл «Эпоха» рассказывает о выдающихся личностях, которые родились на территории Беларуси и внесли значительный вклад в мировую культуру, науку, политику) был признан лучшим документальным фильмом на IX Евразийском телефоруме в Москве, и удостоен диплома и медали.
  • Франсуа Леви-Кюнц, документальный фильм «России, ослам и другим», Франция, 2003 год
  • Мультфильм «Страсти по Шагалу» (реж. Андрей Мельников)
  • В 2013 году вышел фильм Александра Митты «Шагал — Малевич», снятый в Витебске.

Дань уважения

Мемориальная доска на вилле Эжен-Мануэль, 4 .

  • В память о Шагале , произведение для флейты и ударных, написанное Роджером Лерси , 1995 г.
  • Луи Арагон пишет сборник, посвященный Шагалу под названием « Тот, кто говорит вещи, ничего не говоря».
  • В Ferrat поет Арагон , Жан Ферра поет название Шагал в честь художника.
  • 2014: Мимоза Койке , Гаэтан Морлотти и Бруно Роке, танцоры Балета Монте-Карло с музеем Марка Шагала в Ницце, создают спектакль, основанный на детстве художника в Витебске, вдохновленный автобиографической историей « Моя жизнь» .
  • Несколько видоизмененная копия картины Зеленый скрипач появляется в фильме Monsieur Klein, снятом Джозефом Лоузи в 1976 году.
  • Он жил в п O  4 Villa Eugene-Manuel ( 16 — й округ Парижа ); мемориальная доска отдает ему дань уважения.
  • (2981) Шагал , астероид.
  • В эпизоде «Подсказка слишком многого» из сериала « Эркюль Пуаро » ( ) знаменитый сыщик в сопровождении графини Веры Россакофф восхищается картиной Цвета в цвете» . Пуаро объясняет, что это одна из его любимых работ, а графиня отмечает, что когда смотришь на его работы, сразу понимаешь, что он прежде всего русский.

«Кому повем печаль мою…»

Одни из самых пронзительных образов Христа в светском искусстве XX века принадлежат кисти… нехристианина Шагала.  Как вспоминал сам мастер, он обращался к образу Христа, в частности Распятия, в самые грустные периоды своей жизни. Иисус представал в его творчестве в разных ипостасях : и как собирательный образ самого еврейского народа-изгоя («Белое распятие», «Желтое распятие» и пр.), и как Мессия («Лестница Иакова», «Принесение в жертву Исаака» и др.). Если работы первого типа, где Христос интерпретируется скорее как пророк, вполне вписывались в идеи либерального иудаизма, распространявшиеся на американской почве  как попытка сближения с либеральным протестантизмом еще с  конца XIX – начала ХХ веков, то вторые приближали живописца к христианству. Это был очень неожиданный и смелый жест для еврейского художника изображать Христа как Мессию. Однако само мессианство Шагал воспринимал очень своеобразно, сужая его кафолическое значение до национального. И здесь его  акцентирование еврейского контекста миссии Христа сближает его с позицией протестантской организации «Евреи за Иисуса», созданной в 1973 году в Сан-Франциско Мойше Розеном. Такое приятие евангельской идеи мессианства Христа (хотя в специфической неканонической интерпретации) у Шагала не всегда находило одобрение в еврейской среде, подчас осуждалось (например, С. Л. Шнайдерманом).

Известно, что Марк Шагал достаточно глубоко интересовался христианским богословием, в частности, дружил со знаменитым католическим французским теологом-неотомистом Жаком Маритеном. Последний вместе с Н. А. Бердяевым организовывал в Париже богословские встречи в формате богословских дискуссий , на которых присутствовали с православной стороны Г. Флоровский, С. Булгаков, Б. Вышеславцев, В. Зеньковский, М. Лот-Бородина, с католической – Габриэль Марсель, Этьен Жильсон и др. Участвовал в этих встречах и Марк Шагал. Теология Ж. Маритена оказала влияние на Шагала, на его представления о миссии художника, да и не только на него одного: например, и на знаменитого фовиста Жоржа Руо, часто обращавшегося к евангельским сюжетам в своём творчестве.

Десятки детских интересов

В одном дворе с семьёй Шагала жил старичок, кантор и учитель. У него, кроме грамоты, Марк учился пению, по праздникам своим звонким сопрано оглашая всю синагогу, подрядившись помощником к этому церковному певчему. Пел громко, усердно, подумывая стать певцом и учиться в консерватории. Ещё один житель двора, приказчик скобяной лавки, вечерами давал уроки игры на скрипке. Марку эти занятия давались с трудом, но в детстве он подумывал стать и музыкантом, учитель то – хвалил. Бывая на свадьбах и других праздниках с танцами, Марк со своей «кудрявой шевелюрой» был неотразим, и тогда мечтал стать танцором. Случались дни и ночи романтического настроя, и он сочинял стихи, за которые также хвалили. «Не стать ли мне поэтом?» – думал Марк.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ШАГАЛА

Открывая утром глаза, я мечтаю увидеть более совершенный мир, в котором правят дружественность и любовь. Одного только этого достаточно, чтоб мой день был прекрасен и достоин бытия

  • Марк Шагал является единственным в мире художником, чьими витражами украшены соборы практически всех конфессий. Среди пятнадцати храмов есть старинные синагоги, лютеранские храмы, католические костёлы и прочие общественные сооружения, расположенные в Америке, Европе и Израиле.
  • Специально по заказу Шарля де Голля, действующего французского президента, художник выполнил оформление плафона Гранд-Опера в Париже. Еще через два года он написал два панно Нью-Йоркскому Метрополитен-Опера.
  • В июле 1973 года во французской Ницце открылся музей, получивший название «Библейское Послание», который был украшен за счёт работ художника и разместился в том здании, которое он сам задумал. Некоторое время спустя музей был удостоен правительством статуса национального.
  • Шагал считается одним из зачинщиков живописной сексуальной революции. Дело в том, что уже в 1909 году на его полотне была изображена обнажённая женщина. Натурщицей была Тэя Брахман, согласившаяся на такую роль только из соображений жалости к художнику, который в финансовом плане не мог позволить себе профессиональных натурщиц. Позже эти сеансы привели к романтическим отношениям, а Тэя стала первой любовью живописца.
  • Пребывая в плохом настроении, художник рисовал только библейские сцены или цветы. При этом, последние продавались значительно лучше, что очень разочаровывало Шагала.
  • Самым главным во Вселенной и жизни живописец считал только любовь.
  • Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года во время поднимания на второй этаж в лифте, следовательно, смерть его наступила в полёте, пусть и не очень высоко .

http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2023-mark-zaharovich-shagal-kartiny-i-biografiya.htmlhttp://24smi.org/celebrity/4519-mark-shagal.htmlhttp://allpainters.ru/shagal-mark.html

Роспись плафона парижской Оперы Гарнье

Плафон, расположенный в зрительном зале одного из зданий парижской оперы — Оперы Гарнье, был  расписан Марком Шагалом в 1964 году. Заказ на роспись 77-летнему Шагалу сделал в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро. Было много возражений против того, чтобы над французским национальным памятником работал еврей — выходец из Белоруссии, а также, против того, чтобы здание, имеющее историческую ценность, расписывал художник с неклассической манерой письма.

Шагал работал над проектом около года. В результате было израсходовано приблизительно 200 килограммов краски, а площадь холста занимала 220 квадратных метров. Плафон был прикреплен к потолку на высоте более 21 метра.

Плафон был разделён художником цветом на пять секторов: белый, синий, жёлтый, красный и зелёный. В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала — музыканты, танцоры, влюблённые, ангелы и животные. Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер, либо балета:

Белый сектор — «Пеллеас и Мелисента», Клод Дебюсси

Синий сектор — «Борис Годунов», Модест Мусоргский; «Волшебная флейта», Вольфганг Амадей Моцарт

Жёлтый сектор —  «Лебединое озеро», Пётр Чайковский; «Жизель», Шарль Адан

Красный сектор — «Жар-птица», Игорь Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Морис Равель

Зелёный сектор — «Ромео и Джульетта», Гектор Берлиоз; «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер

В центральном круге плафона, вокруг люстры, предстают персонажи из «Кармен» Бизе, а также персонажи опер Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и  К. В. Глюка.

Также, роспись плафона украшают парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Бурбонский дворец</nowiki> и Опера Гарнье. Роспись плафона была торжественно представлена зрителям 23 сентября 1964 года. На открытии присутствовало более 2000 человек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: