Импрессионизм

Импрессионизм в литературе

Импрессионизму как стилю в литературе были присущи следующие черты:

  • описание увиденного, никакого анализа или пояснения тому, что предстаёт перед взором;
  • предпочтение отдаётся чувственности, отсутствует логика;
  • природа, люди описываются в естественном для себя виде: красочная чувственная реальность;
  • основная задача поэта или писателя — наблюдать за происходящим и описать увиденное и полученные эмоции.

К поэтам-импрессионистам относят:

  • русского поэта Константина Бальмонта (1867–1942);
  • французского поэта Поля Верлена (1844–1896);
  • французского литератора Ги де Мопассана (1850–1893);
  • французского поэта Марселя Пруста (1871–1922).

Черты импрессионизма можно найти и в произведениях Стефана Цвейга, Оскара Уайльда, Антона Павловича Чехова, Шарля Бодлера, Александра Блока, Эмиля Золя.

Альфред Сислей: «Лужайки весной»

«Лужайки весной» – это одна из самых поздних картин пейзажиста Альфреда Сислея, написанная в 1880-1881 гг. На ней зритель видит лесную дорожку вдоль берега Сены с деревушкой на противоположном берегу. На переднем плане девушка – дочь художника Жанна Сислей.

Пейзажи художника передают подлинную атмосферу исторической области Иль-де-Франс и хранят в себе особую мягкость и прозрачность природных явлений, характерных для конкретных времен года. Художник никогда не был сторонником необычных эффектов и придерживался простой композиции и ограниченной палитры красок. Ныне картина хранится в Национальной галерее Лондона.

Мы перечислили самые известные картины импрессионистов (с названиями и описанием). Это шедевры мировой живописи. Зародившийся во Франции уникальный стиль живописи поначалу был воспринят с насмешкой и иронией, критиками подчеркивалась откровенная небрежность художников в написании полотен. Сейчас же вряд ли кто осмелится оспорить их гениальность. Картины импрессионистов выставлены в самых престижных музеях мира и являются желанным экспонатом для любой частной коллекции.

Стиль не канул в Лету и имеет много последователей. Наш соотечественник Андрей Кох, французский живописец Лоран Парселье, американки Диана Леонард и Карен Тарлтон – это известные современные импрессионисты. Картины их выполнены в лучших традициях жанра, наполнены яркими красками, смелыми мазками и жизнью. На фото выше — работа Лорана Парселье «В лучах солнца».

Эдуард Моне: «Олимпия»

Картина «Олимпия», созданная французским импрессионистом Эдуардом Мане в 1863 г., является одним из шедевров современной живописи. Она была впервые представлена на Парижском салоне в 1865 г. Художники-импрессионисты и их картины нередко оказывались в центре громких скандалов. Однако «Олимпия» стала причиной самого крупного из них за всю историю искусства.

На полотне мы видим обнаженную женщину, лицом и телом обращенную к зрителям. Второй персонаж – это темнокожая служанка, в руках которой завернутый в бумагу роскошный букет. У изножья кровати присутствует черный котенок в характерной позе с выгнутой спиной. Об истории создания картины известно не так много, до нас дошли лишь два эскиза. Моделью послужила, вероятнее всего, любимая натурщица Мане – Викторина Мёнар. Существует мнение, что художник использовал образ Маргариты Белланже – любовницы Наполеона.

В тот период творчества, когда создавалась «Олимпия», Мане был увлечен японским искусством, и поэтому намеренно отказался от проработки нюансов темного и светлого. Из-за этого его современники не увидели объемности изображенной фигуры, посчитали ее плоской и грубой. Художника обвинили в аморальности, вульгарности. Никогда до этого картины импрессионистов не вызывали подобного ажиотажа и глумления со стороны толпы. Администрация была вынуждена поставить охранников вокруг нее. Дега сравнил известность Мане, завоеванную посредством «Олимпии», и мужество, с которым он принял критику, с историей жизни Гарибальди.

Почти четверть века после выставки полотно хранилось в недоступной для посторонних глаз мастерского художника. Затем его вновь выставили в Париже в 1889 г. Ее чуть было не купили, но друзья художника собрали нужную сумму и выкупили «Олимпию» у вдовы Мане, а затем передали в дар государству. Ныне картина принадлежит музею Орсе в Париже.

Клод Моне: «Впечатление. Восходящее солнце»

Полотно, с которого следует начинать разговор про лучшие картины импрессионистов. Клод Моне написал его в 1872 году с натуры в старом порту французского Гавра. Спустя два года картина впервые была продемонстрирована публике в бывшей мастерской французского художника и карикатуриста Надара. Эта выставка стала судьбоносной для мира искусства. Впечатленный (не в лучшем смысле) работой Моне, название которой на оригинальном языке звучит как «Impression, soleil levant», журналист Луи Леруа впервые ввел в оборот термин «импрессионизм», обозначив им новое направление в живописи.

Картина была украдена в 1985 г. вместе с работами О. Ренуара и Б. Моризо. Обнаружили ее спустя пять лет. В настоящее время «Впечатление. Восходящее солнце» принадлежит музею Мармоттан-Моне в Париже.

Камиль Писсаро: «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно»

Камиль Писсаро прославился благодаря своим пейзажам, характерной особенностью которых является прорисовка света и освещенных предметов. Его работы оказали заметное влияние на жанр импрессионизма. Художник самостоятельно выработал многие присущие ему принципы, легшие в основу творчества в дальнейшем.

Писсаро любил писать одно и то же место в разное время суток. У него существует целая серия полотен с парижскими бульварами и улочками. Наиболее известная из них — «Бульвар Монмартр» (1897 г.). Она отражает все то очарование, которое художник видит в кипящей и неугомонной жизни этого уголка Парижа. Рассматривая бульвар с одного и того же места, он демонстрирует его зрителю в солнечный и пасмурный день, утром, после полудня и поздним вечером. На фото ниже — картина «Бульвар Монмартр ночью».

Эту манеру переняли впоследствии многие художники. Упомянем лишь о том, какие картины импрессионистов написаны под влиянием Писсаро. Данная тенденция отчетливо прослеживается в творчестве Моне (серия полотен «Стога»).

Отличительные черты импрессионизма в искусстве

Живые люди и природа

Течение характеризуется изображением живых людей за их повседневными занятиями и природу.

Импрессионисты изображали настоящую жизнь, окружающую реальность, а не пейзажи и постановочные натюрморты.

Эдуард Мане «Аржантёй» (1874)

И до возникновения импрессионизма художники рисовали с натуры. Но люди, изображённые на картинах, не имели недостатков. Художники делали их похожими на античные статуи: красивые округлые формы, утончённые черты лица, совершенные пропорции.

На античность в целом делался большой акцент. До эпохи импрессионизма на картинах появлялись сюжеты из древнегреческих мифов и легенд или исторические события.

Техника грубых мазков

Так как импрессионисты рисовали повседневность, жизнь и природу как они есть здесь и сейчас, им нужно было быстро фиксировать происходящее на своих картинах.

Так родилась техника крупных мазков краски. Создаётся ощущение, что картина нарисована каплями.

Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр зимним утром» (1897)

На картину наносилось несколько слоёв краски. Но, во-первых, каждый новый слой наносился до того, как высохнет предыдущий. Это создавало эффект движения на картине, как будто она вибрирует и мерцает.

Во-вторых, краски, как правило, не смешивались. Они располагались рядом друг с другом, но не заходили друг на друга. Это создавало эффект отражения, зеркальности в картинах художников-импрессионистов.

Пьер Огюст Ренуар «У озера» (1879–1880)

До появления этого течения считалось, что чем ровнее лежала краска на картине, тем искуснее был художник.

Отсутствие чёрного цвета

На картинах импрессионистов практически отсутствует чёрный цвет. Поэтому картины излучают тепло, солнечный свет и очень красочны.

Клод Моне «Стог сена на закате» (1891)

Поль Сезанн как яркий представитель постимпрессионизма

Один из самых знаменитых художников этого направления – Поль Сезанн, который привнес понимание в новое течение в живописи. Благодаря его работам новый стиль получил оформленность и целостность. Помимо этого работы Сезанна высоко оценивались критиками, а сейчас считаются шедеврами.

Метод познания действительности – так понимал Сезанн искусство. В его понимании выразительность не превратилась в самоцель, гораздо важнее использовать все новые приемы и способы для того, чтобы как можно понятнее выразить свою мысль. Если для этого придется отказаться от полной палитры цветов – то так тому и быть.

Сезанн предельно лаконичен, он не считал, что нужно много деталей, чтобы сообщить некую идею. В его работах все ясно и точно, но стиль узнается мгновенно – в линиях, цветах, формах и технике.

Сезанн желал достичь гармонии между опытом предшественников и современными художественными веяниями и течениями. И этот баланс – грань между классикой и полной свободой самовыражения, стал персональным стилем художника, определив ему место в истории искусства, как одного из ярчайших представителей постимпрессионистской эпохи.

Суммируя, можно сказать, что постимпрессионизм – это собирательное направление в искусстве на рубеже 19-го и 20-го века, главная характеристика которого – поиск новых форм и способов выражения творческой мысли.

Импрессионизм в музыке

Наиболее ярким представителем стиля импрессионизма в музыке считают французских композиторов Клода Дебюсси (1862–1918) и Жозефф Морисс Равеля (1875–1937).

Их произведениям были присущи:

  • разнообразие музыкальных инструментов;
  • музыкальные произведения создают яркие образы в голове (как красочные мазки художников-импрессионистов);
  • присутствие природы: благодаря уникальному тембру инструментов появляется живость, выразительность.

Для наглядности посмотрите воспроизведение сочинения для фортепиано Клода Дебюсси «Отражения на воде».

В сочинении слышны звуки природы: перелив воды, мерцание отражения окружающих объектов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: