«Собор в Руане» (1892)
Очередной серией картин Моне является «Собор в Руане», которая насчитывает 30 работ. Для этого Моне специально поселился близ собора. Его манило волшебство камня и формы при разном освещении. Он изображал отдельные фрагменты готического собора.
Полотна «Собор в Руане в полдень», «Собор в Руане, портал в сером тоне», «Собор в Руане в Солнце» написаны в разное время суток и в разную погоду. Красота и необычное изображение собора также возымело успех у зрителей. Картины быстро расхватали коллекционеры.
Хотите посмотреть на самые большие католические соборы мира? На TopCafe.su вы легко сможете насладиться их фотографиями и узнать о них много интересного.
6
«Каждый обсуждает мое искусство и делает вид, что понимает, как если бы это было необходимо, когда нужно просто любить»
Claude Monet 1905
Моне учился не в школах и академиях, а у самой Природы. Главный урок, который он усвоил, — понимания нет, есть — любовь. «Понять красоту» — то же самое, что сказать «я буду любить этого человека» — невозможно.
Мастер пережил всё — от полного отрицания, когда над его полотнами смеялись и сравнивали с обоями, до поклонения. Уже в конце жизни Моне один из художественных критиков скажет, что по полотнам живописца «учёные могли бы определить, сколько кислорода и азота в воздухе». Эти слова — наивысшее признание для Мастера, ведь он мечтал изобразить «сам свет».
Однако Моне печален. Он видит, что большинство следуют не внутреннему чувству принятия его картин, а общему — моде на Моне.
«Впечатление. Восходящее солнце» (1872)
Клод Моне на своём полотне изобразил порт Гавр на фоне восхода. Картина буквально вырвалась из-под кисти мастера всего за несколько мгновений, которые тот успел выхватить у природы. Моне торопился передать сиюминутность первых утренних мгновений, когда холодное небо сливается с водой в едином цвете. Картина отображает удивительную зеркальность пейзажа. Если картину перевернуть, впечатление о ней не изменится.
Именно эта картина стала началом нового жанра — импрессионизма. Всего десять минут, и крупные, размашистые мазки отобразили мгновение, которое поразило художника.
В 1874 году на выставке картину Моне многие не оценили, посчитав её ерундой. Но большинство художников подхватили манеру Моне и импрессионизм смело шагнул в мир.
15
«Мне потребовалось время, чтобы понять мои кувшинки»
Water Lilies 1906
Последние 30 лет жизни Моне рисовал свой сад. А в саду — кувшинки. Более 250 полотен, составивших одноимённый цикл. Когда зрение Мастера было поражено катарактой, кувшинки стали голубыми и сиреневыми.
Мастер начинает рисовать кувшинки в 1899 году. Сначала — в вертикальной композиции, со знаменитым японским мостом или розовыми арками. Далее на полотнах остаются только лилии, пруд и — свет.
Изо дня в день, в разные часы и погоду, с разным настроением изображая кувшинки в воде, Мастер достигает буквально головокружительного эффекта — того, какой бывает, если долго смотреть в тёмную воду. Гипнотический эффект заставил покупателя в 2008 году на торгах Christie’s отдать за картину «Пруд с водяными лилиями» (1919) 80 451 178 долларов.
Водный сад
Попасть из Нормандского в Водный сад можно по подземному переходу. И сразу оказываешься в совершенно иной атмосфере, буйству красок сменяется умиротворенностью, присущей мудрому Востоку. Моне живо интересовался японским искусством, в доме повсюду на стенах висят собранные художником японские гравюры.
В Водном саду сразу привлекает внимание Японский мостик, перила которого украшены глициниями. Это самый знаменитый, но не единственный мост Водного сада, тут можно обнаружить штук пять других оригинальных мостиков
В пруду круглый год цветут кувшинки, ставшие лейтмотивом серии знаменитых полотен, созданных Моне.
Водяные лилии, свисающие к воде плакучие ивы и прочая богатая растительность придают особую, неповторимую ауру этому месту.
Утомившись гулянием по саду можно присесть на одной из скамеек, расставленных по уютным закуточкам и вдоль тенистых аллей. А сев на лодку можно подплыть к островкам, на одном из которых разрослась целая бамбуковая роща. По берегам пруда растут рододендроны, и поэтому в воде постоянно мелькают блики красного, розового, желтого оттенков. Воздух в саду пропитан ароматом глициний и азалий.
Водный сад не подчиняется законам симметрии, а вот поворотов и изгибов хоть отбавляй, Знакомый с японским творчеством Моне был пленен нежной прелестью японских садов, и они послужили источником вдохновения для создания Водного сада. Специально для того сада в Японии были заказаны растения. Водный сад удивительным образом способен менять свой облик в течение суток и от сезона к сезону, перед гуляющими по саду посетителями открываются все новые перспективы обворожительной красоты мира растений.
Известный, но небогатый
Самобытность сделала Моне узнаваемым и интересным художником, только вот эта известность не приносила никакой прибыли. Семья бедствовала, чтобы купить необходимые материалы для живописи, приходилось урезать бюджет на питание, а ведь у Клода рос маленький сын.
К тому же, в 1870 году началась немецко-французская война, и Моне, чтобы не попасть в действующую армию, уехал из страны. Он перебрался в столицу Великобритании, где очень удачно познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который владел художественным магазином.
Поль Дюран-Рюэль, меценат, оказавший поддержку тогда ещё не признанному импрессионисту Клоду Моне
Немного улучшило финансовое положение семьи получение наследства от отца Клода, который умер в 1871 году. Жизнь в Париже стоила дорого, Моне решили переехать в столичный пригород – маленький городок Аржантёй. Место было выбрано не случайно, Клода очаровали и вдохновили местные пейзажи. Художника тянуло к речным и морским пейзажам, в Аржантее их было с избытком. Там Моне создал целую серию картин, посвященных судам, а также пейзажи с водоемами.
К тому же, Поль Дюран-Рюэль, с которым Моне познакомился в Лондоне, купил несколько картин художника. Этот человек в целом стал поддерживать зарождающееся направление в живописи – импрессионизм. Он первый открыто поддержал деятелей этого направления, среди которых помимо Моне, были ещё и Мане, Дега, Ренуар, Сислей и Писсаро, с которыми также был знаком и Клод, а с некоторыми из них вместе учился живописи.
В 1872 и 1873 годах живописец пишет две значимые для него и дорогие картины. На одной он изобразил своего пятилетнего сына Жана – «Жан Моне на своей лошади – трехколесном велосипеде». Эту картину Клод не будет нигде выставлять, так как она очень дорога его сердцу.
Второе полотно, где запечатлена его любимая натурщица и жена в одном лице – «Камилла Моне на скамейке в саду». Через пару лет свет увидит «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном», именно эту картину считают самой известной из раннего творчества художника.
Из знакомства с Гюставом Кайботом – коллекционером, охотно поддерживающим импрессионистов, впоследствии родилось общество, в которое вступили многие представители этого направления в живописи. Через год после знакомства Моне с Кайботом, в 1874 году, на бульваре Капуцинок была организована первая выставка нового сообщества.
Она открылась в фотоателье Надара и носила название «Выставка Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Эту смелую экспозицию называли ещё и «Выставка мятежников», так как в других местах импрессионистов пока не выставляли.
Клод Моне «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном Жаном», 1875 годМестонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
«Моя работа всегда лучше, когда я один, и следую своим собственным впечатлениям».
Моне отверг всякий академизм. Все учения и правила. Он говорил: «Мне нравится рисовать по тем же законам, по каким поёт птица».
Когда юноша решает стать художником, отец поддерживает его. Но, оказавшись в Париже, Моне отказывается поступать в Школу изящных искусств, предпочтя ей шумную и весёлую компанию из «Кабачка мучеников». Отец прекращает высылать деньги, но будущий Мастер остаётся непреклонен.
Первый успех стал основанием для развития индивидуальной техники. И тут публика перестаёт принимать и понимать творчество Моне. Но — одинокий и бескомпромиссный — он идёт дальше. И вот появляется техника дробного мазка — основа импрессионизма в живописи.
Дробные мазки, чистые цвета, которые не переходят друг в друга, а соседствуют, размывают чёткие границы предметов, создают эффект «солнечной ряби» или рассеянного света, дымки, дыхания, впечатления…
Гуляя по саду (видео)
Знаменитый мост в японском стиле был возведен по поручению Клода Моне местным ремесленником в 1894 году. Спустя десяток лет в конструкцию моста внесли изменения – появились опоры для глициний, которые так разрослись, что из них получился шикарный навес. К сожалению, первый Японский мостик сильно пострадал от времени и отсутствия своевременного ремонта, и, когда в 1970 годах, наконец, состоянием сада занялись всерьез, отреставрировать его было невозможно. Поэтому по сохранившимся чертежам на месте прежнего был выстроен новый Японский мост из букового дерева. Интересно, что для своего Японского мостика, Моне выбрал зеленый цвет, хотя в Японии принято окрашивать мосты в красный. В Водном саду идеально создан образ традиционных японских садов. Повсюду растут породы деревьев, кустарников, цветов, которые обычно и бывают в японских садах: бамбук, клен, гингко билоба, рододендроны и многие другие.
Но одно растение заняло особенное место в сердце художника. Моне говорил, что любит воду и цветы, поэтому по его заданию был вырыт пруд, в котором он посадил кувшинки и водяные лилии. Он так увлекся их разведением, что вывел несколько новых гибридов лилий, устойчивых к холодам. Кувшинки так полюбились Моне, он настолько проникся их красотой, что мог часами не сводить с них взгляда и рисовать, рисовать, рисовать. Из-под кисти Моне вышла целая серия из 48 картин, главной темой которой были кувшинки.
Возможно, вы не создадите шедевр живописи, посетив сад Моне, но обязательно в душе сохранятся прекрасные впечатления и неповторимый образ сада Моне.