Музей ван гога в амстердаме

Преподавание, книжное дело, религия: «Это правда, что моё будущее покрыто мраком» (1876-1879)

В мае 1875 года Ван Гог уехал в Париж по делам компании. Отношения с начальством портились — то ли дело в эмоциональных переживаниях, то ли в чрезмерной религиозности, то ли в критике руководства — 1 апреля 1876 года Винсент ушёл в отставку, навсегда оставив коммерцию, которой он посвятил почти шесть лет.

Начались тяжёлые времена. Молодой человек метался, занимаясь то одним, то другим: преподаватель немецкого и французского в пансионате для мальчиков, торговец книгами в небольшом магазинчике, помощник священника. Его религиозность всё возрастала: он переводил Библию и много времени отдавал церковным службам. В 1877 году Винсент решил быть пастором и поступить в Богословскую академию, ради чего поехал в Амстердам к своему дядюшке, известному теологу, но вернулся ни с чем из-за проваленного вступительного экзамена. Вскоре он стал миссионером в бельгийской деревне, но почти сразу же церковные власти попросили его уехать.

Есть версия, что его отстранили за «‎‎подрыв достоинства священства», потому что Ван Гог, поражённый бедностью жителей, уступил свой дом нуждающимся, а сам ночевал на соломе в ветхой лачуге. Винсенту ничего не оставалось, как вновь возвратиться домой, где его встретили разочарованные родители. Он тяготился своими скитаниями и находился в депрессии. Из письма брату: «И вот, уже почти пять лет я без какой-то постоянной работы брожу туда-сюда. Это правда, что я потерял доверие многих. Это правда, что моё финансовое положение плачевно. Это правда, что моё будущее покрыто мраком».

В этот момент Тео, у которого коммерческие дела шли в гору, поддержал Винсента и предложил ему всерьёз заняться живописью — в конце концов брат всегда интересовался искусством, а его рисунки вроде бы были неплохи. Кажется, это стало спасением.

Постоянные коллекции

В музее, находящемся под контролем голландского государства, представлена ​​самая большая коллекция произведений Винсента Ван Гога, опередившая музей Креллер-Мюллер в Оттерло . Работа Ван Гога связана с периодом пост-импрессионистов , художественное движение предшественника современного искусства , которые следовали за импрессионистами , от течений в XIX — го  века

Влияние голландского художника на фовизма , в экспрессионизма и абстрактного искусства , действительно важно , и их можно увидеть во многих других аспектах искусства ХХ — го  века .

Работы в Музее Ван Гога охватывают следующие периоды:

  • — 1885 гг. В Нидерландах  ;
  • — 1888 гг. В Париже  ;
  • 1888 — 1889 гг. В Арле  ;
  • 1889 — 1890 гг. В Сен-Реми  ;
  • 1890 год в Овер-сюр-Уаз .

В музее, среди прочего, находятся следующие работы:

  • Le Semeur (после Милле ) , апрель 1881 года  ;
  • Старуха сзади , март 1882 г .  ;
  • Загородный переулок в Лосдуинен недалеко от Гааги ,Март 1882 г. ;
  • Офис лотереи ,Сентябрь 1882 г. ;
  • «Маленький ребенок» , февраль 1883 года  ;
  • Женщина с непокрытой головой (мать?) ,Март 1883 г. ;
  • Хижины ,Сентябрь 1883 г. ;
  • Пейзаж в сумерках ,Сентябрь 1883 г. ;
  • Две женщины работают на торфе ,Октябрь 1883 г. ;
  • Крестьянка , декабрь 1884 г .  ;
  • Едоки картофеля ,Апрель 1885 г. ;
  • Продажа крестов у старой башни ,Май 1885 г. ;
  • Натюрморт с корзиной картошки ,Сентябрь 1885 ;
  • Натюрморт с открытой библией, подсвечником и романом ,Октябрь 1885 ;
  • Женщина с распущенными волосами ,Ноябрь 1885 ;
  • Обнаженная женщина стоит, вид сбоку ,Февраль 1886 г. ;
  • Автопортрет в темной фетровой шляпе , апрель-Июнь 1886 г. ;
  • Вид на крыши Парижа , апрель-Июнь 1886 г. ;
  • Гипсовая повязка туловища , апрель-Июнь 1886 г. ;
  • Зимородок , октябрь-Декабрь 1886 г. ;
  • Вид на крыши Парижа (с улицы Лепик ), март-апрель 1887 г .  ;
  • Прогулки в парке в Аньер , апрель-Июнь 1887 г. ;
  • Опушка пшеничного поля с маками и жаворонком , апрель-Июнь 1887 г. ;
  • Сады Монмартра , апрель-Июнь 1887 г. ;
  • Внешний вид ресторана с олеандрами в горшках , июль-Сентябрь 1887 г. ;
  • Лесной участок, июль-Сентябрь 1887 г. ;
  • Автопортрет перед ослом , начало 1888 года;
  • Пшеничное поле с ирисами ,Май 1888 г. ;
  • Желтый Дом ,Май 1888 г. ;
  • Урожай ,Июнь 1888 г. ;
  • Маленькие лодки на пляже ,Июнь 1888 г. ;
  • Дом Винсента ,Сентябрь 1888 г. ;
  • Комната Ван Гога в Арле ,Октябрь 1888 г. ;
  • Подсолнухи ,Январь 1889 г. ;
  • Укладчики (после Просо) ,Сентябрь 1889 г. ;
  • Ваза с фиолетовыми ирисами на желтом фоне ,Май 1890 г. ;
  • Пшеничное поле под пасмурным небом ,Июль 1890 г. ;
  • Пшеничное поле с воронами ,Июль 1890 г..

Ирисы (1889)

Чем знаменита эта картина?

Ван Гога Ирисы являются, пожалуй, лучшим примером творчества художника, создающего чрезвычайно эстетичные произведения. Картина полна света, жизни и естественной красоты — с намеком на японское вдохновение, которое можно найти в Цветы миндаля. Проще говоря, это захватывающее зрелище, оно разрывается цветом.« бросается в глаза издалека. Ирисы — прекрасный кабинет, полный воздуха и жизни ». — Тео Ван Гог.

Какая предыстория?

Перебравшись в приют из-за ухудшающегося психического здоровья, Ван Гог почти сразу начал работать над этой картиной. Он назвал этот акт рисования «проводником молнии для моей болезни» и погрузился в свою работу, создав изображения цветника приюта Сен-Поль-де-Мавзоль.Нетрудно представить, что, проведя весь день в саду, Винсент успокоился или успокоился, каким бы временным оно ни было. В то время как сам художник считал это просто «этюдом» (недостаточно хорошим, чтобы быть самостоятельным произведением искусства), его брат Тео понял, что Винсент создал что-то особенное, и представил это Société des Artistes Indépendants, где он был выставлен рядом с Звездная ночь над Роной.

Дерзкое похищение

Вечером 7 декабря 2002 года пейзаж «Вид на море в Схевенингене» был похищен из Музея Ван Гога в Амстердаме. Дерзкое ограбление совершил вместе с напарником профессиональный амстердамский взломщик Октав Дарем (Octave Durham) по прозвищу «Обезьяна». Впоследствии подробности ограбления были детально восстановлены полицией на основе признаний арестованного Дарема. Уникальная исповедь вора проливает свет на систему хищений предметов искусства.

“Некоторые люди рождаются учителями, некоторые — футболистами. Я — прирождённый грабитель” — заявил Дарем. Он решил ограбить музей не потому, что его интересовало искусство или конкретная картина, просто Дарем увидел, как это можно сделать. «Таков уж устроен глаз у грабителя» — признался он.

Воры забрались на крышу музея, разбили кувалдой прочное окно и проникли внутрь. Дарем не знал исторической ценности картин Ван Гога. Сначала он нацелился на знаменитые «Подсолнухи», но картина были слишком прочно прикреплена к стене. Тогда он решил снять со стены «Едоков картофеля», но они показались ему слишком большими, чтобы уместиться в проломе окна.

В конце концов, грабители сняли со стены две самые маленькие картины, ближайшие к разбитому окну. Это и был уже знакомый нам морской пейзаж в Схевенингене (Дарему показалось, что толстый слой краски на картине свидетельствует о ее высокой стоимости ) вместе с другой картиной — «Выход из протестантской церкви в Нюэнене». Эта работа изображает церковь, пастором в которой служил отец художника. Винсент подарил эту картину своей матери.

Кража заняла всего 3 минуты 40 секунд. Грабители спустились вниз по веревке, которую предварительно закрепили. Дарем неудачно приземлился и упал на землю, повредив краску на морском пейзаже (см. левый нижний угол). Во время бегства Дарем обронил на месте преступления свою чёрную бейсболку.

Винсент Ван Гог — Вид на море в Шевенингене (фрагмент картины). Виден скол краски в левом нижнем углу.

“Когда всё закончилось«, — говорит Дарем — к музею прибыли полицейские. Я проехал мимо них на своей машине, сняв лыжную маску и опустив стекло. Я проезжал и смотрел на них, я слышал их переговоры по своему сканеру полицейской волны. Они не знали, что это я”.

Когда Дарем вернулся домой, он снял с картин рамы и стекло. Отколовшуюся с пейзажа краску стряхнул в туалет, а рамы выбросил в канал.

У грабителей не были никаких шансов открыто продать похищенное, поэтому они обратились к преступному миру Амстердама. Картинами заинтересовался Кор ван Хаут, известный похищением пивного магната Альфреда Хейнекена в 1983 году. Но сделка не состоялась — как раз в в день запланированной встречи он был застрелен.

В марте 2003 года Дарем и его сообщник связались с итальянским наркоторговцем Раффаэле Империале (Raffaele Imperiale) — владельцем одного из амстердамских «кофешопов». Тот согласился купить картины 2003 года за 350 000 евро (в этот момент картины были бесценны, так как никогда не продавались на рынке, а эксперты оценили ущерб музея в 100 млн. евро). Позже адвокаты Империале подтвердили, что тот купил картины, зная, что они украдены.

После покупки, Империале отослал полотна куда-то в Италию и следы обоих полотен надолго затерялись.

Воры стали очень быстро тратить вырученные деньги и их покупки привлекли внимание следователей. Однако во время задержания Дарем сбежал, ловко поднявшись по стене здания — навык, за который он и получил прозвище «Обезьяна». Его дом обыскали, но картин не нашли

Дарем сбежал в Испанию, где и был арестован в декабре 2003 года. Экспертиза подтвердила, что ДНК с бейсболки принадлежит Дарему — он и его сообщник были осуждены. После приговора грабители не признавали свою вину и отказывались сообщать о местонахождении картин. Видимо, на то были веские причины, ведь картины все это время были в руках неаполитанской мафии.

Прованс, творческая коммуна и психическое расстройство: «‎Человек без уха» (1888-1889)

В 1888 году Ван Гог, страдающий от злоупотребления абсентом и сигаретами, переехал в прованский городок Арль. В его голове крутилась идея: творческое сообщество! Что может быть прекраснее коммуны художников? Они будут вдохновлять друг друга и вместе создавать величайшие произведения! Винсент даже начал обставлять небольшой жёлтый дом, который должен был стать центром творческой ячейки. Для этого он написал такие картины, как «Ваза с двенадцатью подсолнухами», «Кафе на террасе ночью», «Звездная ночь над Роной», «Ночное кафе».

В это время художник освободился от влияния импрессионистов-парижан и начал вырабатывать самобытный стиль: яркость, экспрессивность, насыщенность. Он работал не покладая рук и чувствовал творческий подъём, проводя за мольбертом сутки напролёт. Именно этот период стал самым плодотворным в его творчестве: Винсент написал больше 200 картин за два года.

Винсент признавался своему другу Полю Гогену: «Даже во время работы я не перестаю думать про создание студии, где мы с тобой могли бы быть постоянными обитателями и которая была бы приютом и убежищем для наших приятелей в моменты, когда они оказываются в творческом тупике». Гоген, который тоже разочаровался в атмосфере Парижа, поддался на уговоры и приехал в Арль осенью 1888 года.

Жёлтый дом, 1888

Поначалу ничто не предвещало беды — друзья вместе рисовали, строили планы и много гуляли. Тем не менее скоро начались ссоры: Ван Гог с обожанием относился к приятелю и хотел такого же обращения к себе, но Поль Гоген, будучи от природы высокомерным и заносчивым, считал себя главным и не хотел сотрудничать на равных. Кажется, Винсент чувствовал ещё не озвученное желание друга уехать.

Точные детали проишествия неизвестны, но после нескольких дней, когда художники были заперты в доме из-за ливней, Ван Гог бросился с бритвой на Гогена. После ссоры Винсент вернулся к себе, где у него, вероятно, случился приступ, во время которого он отрезал себе то ли мочку, то ли всю ушную раковину в надежде искупить свою вину перед другом. Потом он завернул ухо в бумагу и отнёс его в ближайший бордель, чтобы знакомая девушка передала его Гогену, который, конечно же, к тому моменту уже покинул Арль.

Винсента поместили в больницу, где ему поставили диагноз «острая мания с общим бредом». Почти сразу же примчался взволнованный Тео. После выписки Ван Гог вернулся в свой Жёлтый дом, продолжил работу и утверждал, что чувствует себя полностью здоровым. Интересно, что возобновилась переписка с Гогеном: Винсент писал ему много и часто, но Поль, если и отвечал, то довольно сухо и сдержано.

Однако психическое расстройство не отступало: художник страдал от бессонницы, галлюцинаций и мании преследования. Вскоре стали повторяться приступы, во время которых он не узнавал лечащих врачей и бредил. Начались разговоры о его переводе в другую больницу. Ситуацию усугублял тот факт, что жители Арля написали петицию, где называли Ван Гога сумасшедшим, и требовали его изоляции.

Канал с прачками, 1888 Вспаханное поле и пахарь, 1889, частная коллекция

В моменты ясности Ван Гог продолжал создавать картины. Именно в это время Ван Гог выработал свою узнаваемую технику рисования: витиеватые закрученные мазки.

Винсент начал осознавать свою болезнь и то, что ему необходим специальный уход: «Меня немного утешает, что я начинаю относиться к безумию как к любой обычной болезни и принимать вещи таковыми, какие они есть. Во время же кризисов мне казалось, что всё, что я себе навыдумывал, было реальностью». Он попросил Тео помочь с переводом в Сент-Реми, лечебницу в бывшем монастыре. Ван Гог планировал задержаться на пару-тройку месяцев, чтобы поправить здоровье, а дальше пойти на военную службу — ему нужны дисциплина и строгое руководство, ко всему он смог бы наконец перестать обременять Тео денежными расходами.

Немного биографии: странный мальчик

Винсент ван Гог

Чтобы понять труд художника, необходимо узнать его как человека, а потому знакомьтесь…

Родился Винсент ван Гог 30 марта 1853 года в состоятельной семье, способной дать своим семерым детям хорошее образование. Однако в детстве его никто не считал гением, скорее наоборот – нелепым, нудным и со странными манерами ребенком. Даже гувернантка считала, что из него не вырастет ничего приличного.

Совсем иного мнения о нем были люди за пределами семьи. На публике он был молчаливым и мечтательным, а потому производил впечатление послушного, участливого и доброго мальчика. Сам ван Гог потом говорил: «Мое детство было мрачным, холодным и пустым…».

В местную школу он поступил в 7-лет, однако проучился в ней год, а затем занимался дома с гувернанткой, пока в 11-летнем возрасте его не отправили за 20 км от дома сперва в одну школу-интернат, а через 2 года в другую. Эта разлука настолько сильно ранила Винсента, что даже будучи взрослым, он вспоминал этот период с печалью.

В гимназиях его вдохновляли уроки рисования, а также обнаружился талант к языкам – он с легкостью выучил немецкий, английский и французский. Однако в 1968 году в возрасте 15-и лет молодой человек решил, что дальнейшее образование бессмысленно, и посредине учебного года вернулся домой.

До создания шедевров еще очень далеко, а пока будущему мастеру пришлось перепробовать несколько профессий. Иногда даже удавалось добиваться значительных успехов, но зачастую наваливающаяся скука мешала дальнейшему развитию.

Становление художника

Музей Ван Гога в Амстердаме

Потеряв место в Патюраже, ван Гог снова начал искать спасение в живописи, беря уроки в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе. Считая, что упорство и постоянные тренировки важнее таланта, он постоянно экспериментировал, пробуя разную технику – мел, перо, сепию, акварель. А в поиске новых оттенков красок его картины зачастую повторялись в нескольких вариантах с разными фонами и деталями.

Он успел несколько раз влюбиться и потерпеть фиаско. Его непредсказуемый характер не смогла вынести даже беременная уличная девица, поселившаяся у Винсента с другими своими детьми, и вскоре его покинула.

Но за время совместной жизни художник был рад иметь под рукой доступную модель. Именно потому, что нанимать натурщиков было дорого, он так часто писал самого себя, накопив за всю карьеру 35 автопортретов. Они красочно демонстрирую не только эволюцию импрессиониста, но и его отношение к себе в разные периоды жизни.

Сегодня ван Гог считается одним из наиболее узнаваемых мастеров с особенным почерком и характером. Однако сам он страдал от недостатка художественного образования и незнания классических приемов изображения человека – их пропорций, плавных движений, поз и мимики.

Его фигуры получались угловатыми, а соразмерность образов и композиций не соблюдалась. Например, на полотне «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» люди больше напоминают горы, на которые слишком давит горизонт.

Изначально Винсент предпочитал человеческую натуру, причем на его ранних работах события изображены в темных тонах, что демонстрирует боль, нищету, болезни и безвыходность низших слоев населения.

Только с приездом в Париж холсты стали наполняться светом. Помогло изучение импрессионизма, японской гравюры, посещение галереи Фернара Кормона, а также дружба с Полем Гогеном и другими живописцами. Постепенно оттенки землистого цвета начали пропадать, уступив место желтому, голубому, красному, зеленому.

Картины становились то совсем светлыми, то обретали насыщенность и контраст ярких красок. Это был явный прогресс, и все благодаря уютной среде, в которой оказался мастер.

На парижский период творчества приходится примерно 230 полотен. В коллекции есть портреты, натюрморты, пейзажи и работы под обобщенным наименованием «Башмаки». Впрочем, эйфория длилась недолго, ведь работы Винсента все еще никто не воспринимал всерьез.

Очередной приступ разочарования увел существование на свежий виток, проявив хаотичный характер в полной мере. После отъезда из столицы ради тихой жизни в Арле свершилась радикальная трансформация: сформировалась творческая манера письма, возникло желание уйти от импрессионизма ради понятной и простой формы самовыражения.

Интересные факты

Поскольку у Ван Гога не было классического образования, на многих картинах заметны ошибки в пропорциях и перспективе.
Художник серьёзно занимался живописью только десять лет, но написал больше двух тысяч работ.
Свои полотна Ван Гог подписывал именем, а не фамилией, потому что считал её непонятной и сложно произносимой для французов.
Существует альтернативная версия смерти Ван Гога: некоторые исследователи полагают, что это было не самоубийство. Возможно, в художника выстрелили в ходе деревенской потасовки.
Брат Тео, поддерживающий Ван Гога на протяжении всей жизни финансово и морально, скончался меньше чем через год после самоубийства Винсента. У него тоже произошло помутнение рассудка: он даже пытался убить жену и ребёнка.
Творчество Ван Гога стало популярным и продаваемым только после смерти художника

В его честь были организованы несколько выставок в Европе, на которых художественное сообщество наконец обратило внимание на работы.
Произведения Ван Гога занимают первые строчки в рейтингах самых дорогих произведений искусства. Например, «Портрет доктора Гаше» был продан за $ 82,5 млн

Большую часть жизни Винсент не мог содержать себя самостоятельно.

Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами.

На самом деле Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами!

Сначала он создал 4 натюрморта с сорванными подсолнухами. Написал он их в Париже в 1887 году.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1887 г. Метрополитен Музей, Нью-Йорк

А вот те самые, всем известные подсолнухи в глиняной вазе были написаны Ван Гогом год спустя. В городе Арль на Юге Франции.

Сюда Ван Гог приехал за солнцем и яркими красками. А ещё он мечтал создать новое направление в живописи. Оно должно было прийти на смену импрессионизму.

Здесь, в Арле Ван Гог написал 4 натюрморта. Два из них хранятся в музеях Лондона и Мюнхена.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Национальная галерея Лондона.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Новая пинакотека, Мюнхен

Два других в оригинале нам не доступны. Обе картины в своё время попали в частные коллекции. Одна сейчас находится у неизвестного коллекционера в США.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Частная коллекция

Другая сгорела вместе с домом своего владельца во время Второй Мировой войны в Японии. Знаем мы, как она выглядит только по репродукциям и фото.

Самая лучшая репродукция хранится в небольшом Японском музее. Воссоздана она была в 2010 году по фотографии. Её обнаружил в запасниках этого музея Мартин Бэйли, известный в Англии исследователь тайн мира живописи.

На фотографии были запечатлены те яркие цвета, которые и были у оригинала. К тому же изображённая на ней картина обрамлена тонкой оранжевой рамой. Именно такую раму сделал для своего натюрморта Ван Гог.

Для его времени это было очень необычно. Ведь тогда картины вешали только в больших позолоченных рамах.

Но обьяснить его решение просто. Ведь Ван Гог задумывал свои Подсолнухи, как декоративные украшения для жилища среднего класса. А для такой цели массивные рамы были не уместны.

Думаю, он и не представлял, что его натюрморты представитель среднего класса не сможет себе позволить. Так как будут они самыми дорогими картинами в мире.

Репродукция погибшей картины Винсента Ван Гога “Подсолнухи” 1888 года.

Когда Ван Гог уехал из Арля, он создал ещё 3 авторские копии написанных подсолнухов. Самая знаменитая копия “Лондонских” подсолнухов хранится в музее Ван Гога в Амстердаме.

Слева: “Подсолнухи”, которые хранятся в Национальной галерее Лондона. Справа: “Подсолнухи”, которые хранятся в Музее Ван Гога в Амстердаме.

Также он создал копию Арльских подсолнухов на голубом фоне. Сейчас она хранится в Филадельфии.

Слева: “Подсолнухи”, которые хранятся в Новой пинакотеке в Мюнхене. Справа: “Подсолнухи”, которые хранятся в художественном музее Филадельфии.

Третья авторская копия “Подсолнухов” хранится в Японии. С ней связана невероятная история. Поэтому о ней чуть позже.

Вид на море в Схевенингене

Это самый первый пейзаж маслом (из сохранившихся), написанный Винсентом Ван Гогом в своей жизни. Работа была выполнена в августе 1882 года в местечке Схевенинген (иногда неправильно произносят  Шевенинген) – курортном пригороде Гааги на берегу Северного моря, который часто называют Северной Ривьерой. Именно здесь начался недолгий творческий путь Ван Гога в живописи.

Для своего первого морского этюда Винсент выбрал экстремальную погоду: штормовое море в ненастный, ветреный день. Первый опыт закончился простудой.

Художник пишет в письме своему  брату Тео: «У нас тут на протяжении всей недели был сильный ветер, буря и дождь, наблюдать которые я несколько раз ходил в Схевенинген. Оттуда я вернулся с двумя маринами. На одну из них налипло довольно много песку, а со второй, сделанной во время настоящего шторма, когда море подошло к самым дюнам, мне пришлось дважды соскребать толстый слой песка, которым она была покрыта.

Ветер дул так сильно, что я едва мог устоять на ногах и почти ничего не видел из-за песчаной пыли. Однако я все же попытался запечатлеть ландшафт, зайдя с этой целью в маленький трактирчик за дюнами, где я все соскреб и немедленно написал снова, время от времени возвращаясь на берег за свежими впечатлениями. Таким образом, у меня остались памятки об  этом дне.

И еще одна памятка – простуда со всеми известными тебе последствиями, которую я  там подхватил и которая вынуждает меня два-три дня провести дома».

Винсент Ван Гог (Van Gogh) — View of the Sea at Scheveningen, Гаага — август 1882 (Музей Ван Гога , Амстердам)

Несмотря на то, что картина написана в августе, море совсем не вызывает «летнего» ощущения — свинцовое небо, нависшее над штормовыми волнами. Женщины встречают рыбацкий парусник, подпрыгивающий на волнах. Лошади (или ослы?) стоят наготове, чтобы вытащить лодку на берег. Кажется, что все застыли в ожидании неминуемой беды.

Серебристо-зеленые мазки наотмашь — художник с первых шагов заявляет свой фирменный пастозный стиль, а иногда просто  выдавливает краску на холст прямо из тюбика. Как далека еще палитра картины от привычного нам яркого Ван Гога.

Музей Ван Гога сегодня

Музей Ван Гога сегодня

В результате последней реставрации в 2012 году помещение обрело простой и лаконичный дизайн, не отвлекающий посетителей от внимательного изучения шедевров. Монохромные стены залов в желтом, темно-сером, синем, голубом тонах идеально оттеняют изображения в рамках, а мягкое освещение позволяет рассмотреть каждый мазок.

Периодически в галерее выставляют картины, позаимствованные в музеях и частных коллекциях со всего мира. Когда рядом висит несколько автопортретов, версий «Спальня в Арле» или «Подсолнухи», это создает необычный эффект дежавю.

Экспозиции выстроены в хронологическом порядке, позволяя проследить смену стиля, видения и настроения автора. Организаторы выделили пять этапов творчества художника:

  1. Первые пробы сопровождаются темными, землистыми тонами, создавая общее впечатление безысходности, что неудивительно, поскольку основная тема – нищета простого люда. Наиболее известная картина этого периода: «Едоки картофеля» 1885 года.
  2. Париж. Знакомство с творческой богемой французской столицы значительно повлияла на манеру письма Винсента. Палитра красок стала светлее и жизнерадостней, а также появился знаменитый прерывистый мазок, определяющий почерк мастера. В эту пору положено начало серии картин «Подсолнухи» – в 1887 году написаны первые два варианта, изображающие увядающие лежащие растения.
  3. Арле. Ван Гог активно экспериментирует с натюрмортами и пейзажами, уводя изображения людей на второй план. В 1888 году он продолжает серию «Подсолнухи», но теперь это букет в вазе. В первой части 4 холста, и каждый следующий выглядит все светлее. Вторую часть из 3-х картин художник написал в 1889 году, экспериментируя с тональностью. В музее Амстердама находится вторая из трех последних работ размером: 95 х 73 см. Также в этот период родился цикл из трех полотен «Спальня в Арле». Отличительной чертой является то, что на стенах комнаты он изобразил другие свои картины.
  4. Сен–Реми. Ван Гог в психиатрической лечебнице после стычки с Гогеном и инцидента с отрезанной мочкой уха. Однако это не повлияло на трудоспособность, и он продолжает активно выдавать одно полотно за другим. Много сюжетов о клинике, пациентах, больничных коридорах и палатах. Появляется новая серия: «Автопортрет», «Автопортрет с перевязанным ухом» и «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой». Также художник продолжает писать пейзажи, среди которых знаменитые «Ирисы» в разных версиях, «Звездная ночь» и «Пшеничное поле со жнецом».
  5. Овер. Заключительный период творчества и жизни талантливого маэстро. Совсем незадолго до самоубийства он пишет: «Церковь в Овере», «Хижина», «Пейзаж в Овере после дождя», «Портрет доктора Гаше», и его последняя картина, как финальный аккорд – динамичное и навевающее тревогу полотно «Пшеничное поле с воронами».

Среди экспонатов галереи помимо живописи выставлена палитра и краски художника. Интересно, что в отличие от некоторых своих друзей (в частности Гогена) ван Гог предпочитал пользоваться лучшими готовыми красками, а не готовить их самому.

Благодаря этому его шедевры до сих пор не потрескались, а цвета не утратили насыщенности, но с другой стороны – из-за высокого содержания свинца в белилах он серьезно ими травился, отчего получил целый букет проблем со здоровьем.

Сегодня свинцовые белила признаны слишком токсичными и больше не производятся.

На интерактивных стендах можно изучить образцы красок под микроскопом или на рентгеновских снимках. Также интересно попробовать себя в качестве художника, применив рамку, похожую на ту, которой пользовался ван Гог, а еще поэкспериментировать на компьютере с цветовой гаммой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: