Экспозиция
На 2022 год в фондах хранения числится 30 тысяч экспонатов, не считая филиалы и временные выставочные залы. Они поделены на 7 больших отделов по хронологии и регионам — белорусскому искусству посвящено всего три, остальные представляют русское передвижничество, западноевропейскую живопись и страны Востока до XX столетия
Каждому масштабному блоку уделено внимание, все экспонаты подробно подписаны выгодно скомпонованы
Великие отечественные живописцы выделены отдельно. Например, есть тематические уголки, посвящённые Репину или Шишкину, белорусские мастера нескольких эпох периодически выставляются в именном формате. Что особо ценно для посетителей — копий практически нет, а если и есть, то только подтверждённые экспертами авторские повторения известных полотен. К таким относится и легендарный «Неравный брак» Василия Пукирева, переданный из московских запасников.
Татьяна Васильева
Ежемесячно залы становятся домом для привозных выставок, в том числе из экзотических регионов. За 2019 год публике представлены сразу два колоссальных проекта — один из Пакистана, второй — из султаната Оман. Иногда анонсируются инсталляции из подаренных на хранение полотен, скульптур и антикварных предметов. С помощью такой системы у музея появились шедевры Марка Шагала, Эрнста Неизвестного и десятков других выдающихся авторов.
Огромный пласт в постоянной экспозиции занимает религиозная живопись и скульптура. Подлинные старинные иконы выставлены в отдельном зале, где собрана ретроспектива христианского и в частности православного искусства
Музей — одна из немногих площадок в республике, кто напрямую работает со старообрядческими организациями, знакомя простых людей, непричастных к религии, с малоизученной и долгое время закрытой, но важной для культуры темой
Татьяна Васильева
Музейный квартал в Минске
Уже несколько лет продолжается работа созданием первого в Минске музейного квартала, центром которого является именно Национальный художественный музей.
По замыслу создателей, квартал объединит целый комплекс галерей и инфраструктуру для отдыха.
Здесь откроются новые павильоны с произведениями белорусского искусства, магазины картин и сувениров, где будут продаваться произведения современных мастеров и копии работ классиков, художественные альбомы и открытки…
В музейном квартале появятся внутренний дворик под стеклянной крышей, парк скульптур, кафе и арт-ресторан, где можно будет насладиться произведениями искусства и музыкой в живом исполнении.
Современное белорусское искусство
Сразу несколько залов отведены под работы белорусских художников в XX и XXI вв. Отдельную большую экспозицию открыли в 2006 году. Сейчас в ней числится 380 работ почти 200 мастеров.
Фонд работ современных художников начал создаваться практически сразу, как появился музей. Однако все, что было собрано до Великой Отечественной войны, было разграблено. Поэтому с 1945 года работа началась практически с чистого листа. Произведения для музея приобретались в частных коллекциях и у самих мастеров. Часть ценностей была возвращена из Германии в 1947 году. А чуть позже около 200 работ минской галереи передали из фондохранилищ Витебска.
С 20-х годов XX века в белорусском искусстве можно проследить отказ от академических канонов и принципов поздних передвижников в пользу новых новаторских идей и решений. В первую очередь, они связаны с авангардизмом.
Художники больше не гонятся за деталями, отказываются от академических правил рисунка и даже построения перспективы. Главным для них становится строение пространственных объемов с помощью цветовых пятен. Таким образом они добиваются у зрителя обостренного восприятия окружающего мира.
Интересные факты
Мало кто знает, но первоначальный проект музея «размещал» его на противоположной стороне улицы Ленина. Согласно старым эскизам, культурный комплекс должен был занять целый квартал с каскадными фонтанами вплоть до набережной и стать соседом стадиона «Динамо», но послевоенные реалии не позволили грандиозным планам осуществиться. На указанном месте теперь стоит здание Министерства иностранных дел Беларуси, а рядом — один из корпусов городской больницы.
Самый необычный экспонат основной коллекции — простая на первый взгляд книга отзывов, где оставляли свои автографы именитые гости — от космонавта Валентины Терешковой до модельера Пьера Кардена. Прославил же её художник Михаил Шемякин, оформивший подпись в виде карикатурного рисунка. Его официально оценил эксперт аукционного дома Christie’s, по минимальным подсчётам, контурный набросок стоит от 7 тысяч американских долларов, и это лишь стартовая цена.
Музейный вестибюль — предмет особой гордости сотрудников. Он оформлен в виде трёх пролётов с двумя уровнями. Балюстрада и другие элементы выполнены из редчайшей породы белого мрамора, что делает объект самой дорогой лестницей Беларуси. Таких роскошных ступенек нет даже в минском президентском дворце, а оформление признанными шедеврами мировой живописи делает скромный по размерам холл самостоятельным и бесценным произведением искусства.
Татьяна Васильева
Получить персональную выставку здесь может далеко не каждый творец, даже имея возможность оплатить аренду. Ключевое условие — иметь признания уровня заслуженного или народного художника республики, что достаётся крайне редко. Однако, среди экспонатов есть и исключение — это картина Апполинария Горавского под названием «Пейзаж с рекой и дорогой». Она была закончена в 1853-м году, когда живописцу было всего 20 лет, что делает её самой «юношеской» работой в коллекции.
Другой рекорд — стоимость самой дорогой картины в основных фондах. Ей неожиданно для многих стал «Натюрморт с дынями и тыквами» за авторством Ильи Машкова. У полотна непростая судьба — впервые его выставляли в витебской галерее по рекомендации Марка Шагала, а во время войны работу похитили нацисты. Шедевр вернулся домой только в конце пятидесятых годов, и, по последним сведениям, его стартовая аукционная цена составляет 4 миллиона долларов
С 2019-го года совместно с телеканалом «Беларусь 3» запущен просветительский проект «АРТ-истории», посвящённый отдельным работам музея, эпохам, или конкретным авторам, оказавшим наибольшее влияние на формирование фондов. Большая часть передач — на русском языке и выложена в свободном доступе. В первую очередь, они нацелены на подрастающее поколение, чтобы заинтересовать школьников и студентов изучению изобразительных искусств и исторического контекста.
Татьяна Васильева
Антенны
Дом Ваньковичей
Интернациональная улица, где находится дом Ваньковичей
Этот особняк, ранее принадлежавший художнику Валентию Ваньковичу , был преобразован в музей в году к 200-летию со дня рождения этого художника из Минска. Первые остается в этом месте был построен в лесу в конце XVI — го века . В XVII — м веке , она до нынешнего особняка, камень, в сопровождении охраны дома. Комплекс, окруженный садом, расположен в самом центре Минска , на одной из немногих улиц, пострадавших от бомбардировок Второй мировой войны . Перед тем как хостинг коллекций, дом подвергся реконструкции и внутри нашли украшения и мебели первой половины XIX — го века .
Музей полностью посвящен Валентию Вильгельму Ваньковичу , родившемуся в 1799 году недалеко от Минска в польской дворянской семье. Политическая ситуация и желание увидеть произведения эпохи Возрождения заставили его покинуть Минск в 1839 году . Он умер в 1842 году в Париже , где и похоронен. В залах представлены его материалы, большое количество его картин и фотографий. В музее также представлены картины современных белорусских художников от Валентина Ваньковича, таких как Тадеуш Горецкий , Ксавери Мицкевич или Иван Хроуцкий (en) . В некоторых залах представлены предметы, собранные художником и его братьями, такие как зеркала, мебель из орехового дерева, полотна местных и европейских художников …
Дома Ванькович, помимо того , что музей является представительные особняки и дворцы занимают элиты , которые принесли прогресс и культуру в XIX — го века , когда Беларусь была бедной страной и очень сельской местности.
Мирский замок
Центральная башня Мирского замка
Мирский замок, расположенный на юго-востоке Беларуси , в Гомельской области , является одним из самых популярных туристических мест страны.
Замок впервые упоминается в 1395 году , но нынешнее здание в стиле поздней готики было построено только в 1522 году . Затем собственность унаследована семьей Радзивиллов , большим польским дворянским домом в Беларуси . В последующие столетия замку несколько раз были нанесены серьезные повреждения, особенно во время наполеоновских войн . Реставрация, начатая поляками в 1930-х годах, была прервана Второй мировой войной, и тогда в здании разместились гетто и казармы. Белорусское государство приобрело усадьбу в 1947 году, а в году началась масштабная реставрационная кампания. С этого дня замок становится художественной школой. В году была предпринята новая реставрационная кампания, одобренная ЮНЕСКО в 1992 году и позволившая создать музей в одной из башен. Замок находится в списке всемирного наследия в ЮНЕСКО в 2000 году .
Раубичский музей белорусского декоративно-прикладного искусства
Белорусский музей декоративно-прикладного искусства в Раубичах ( Музей беларускага народнага мастацтва ў Раўбічах по- белорусски ) расположен в здании бывшей неоготической церкви, построенной в 1862 году в Раубайне, городке, расположенном примерно в двадцати километрах от Минничей . Музей основан в 1979 году .
Она посвящена народного искусства и страна имеет большое количество антикварных характеристик сельской жизни в Беларуси в XVI — м веке до XIX — го века . Здесь можно увидеть вышитую одежду, декоративные изделия из соломы, керамику, игрушки, посуду и различные инструменты.
Художественный музей В.К. Бялыницкого-Бируля
Bialinitsky-Бирули художественный музей В.К. ( Музей В.К. Бялыніцкага-Бірулі в белорусском ) был открыт с 1982 года . Он установлен в Могилеве , город на востоке, в доме XVII — го века . Он целиком посвящен художнику Витольду Каетановичу Бялыницкому-Бируля , родившемуся в 1872 году и умершему под Твери в 1957 году . В музее есть несколько его картин, а также личные вещи, фотографии … Этот художник оставил в основном портреты и пейзажи.
Архитектурный комплекс Ружаны
Панорама руин замка Ружаны
Архитектурный комплекс Ружаны ( Архітэктурны комплекс у Ружаны по- белорусски ), в западно-центральной части Беларуси . Упомянутое в году имение Ружаны принадлежало одной из самых известных польских семей в Беларуси — роду Сапег . Он включает в себя замок, церковь и монастырь.
Замок, средневекового происхождения, был перестроен во второй половине XVI — го века и XVIII — го века . Заброшенный и сильно поврежденный во время Первой и Второй Мировых Войн , с тех пор он превратился в руины, но значительные части все еще видны.
Монастырь был построен в XVII — м веке , он был закрыт после польского восстания 1830 года . В отреставрированном здании с 1989 года размещается музей.
История
Первая картинная галерея в столице советской Белоруссии появилась в 1939-м году на базе Высшей сельскохозяйственной школы. Примечательно, что как таковая живопись поначалу составляла меньшую часть коллекции, а директором был художник Николай Михолап — известный мастер по керамике. Именно его заслугой был созыв всех домов культуры республики, чтобы в центр передавались образцы русского и зарубежного искусства, в том числе из коллекций Витебска и Гомеля.
Возвращение западных регионов в состав БССР в том же году открыло музею двери в бывшие дворянским собрания. Ценности привозили из Несвижского замка, часть экспонатов подарили граждане, пополнились витрины и посылками из Бреста. Точно известно, что к сороковым здесь хранились подлинные французские гобелены эпохи Людовика XV, дореволюционный народный промысел из Слуцка и сотни подлинных работ величайших классических художников из Европы и России.
Начавшаяся война стала для собрания настоящей катастрофой. Немецкие оккупационные власти взяли на особый контроль все экспонаты, а из Дрезденской картинной галереи прислали специального человека, который оценивал подлинность и ценность каждого полотна. В результате у музея не осталось даже лепнины на стенах, большую часть вещей солдаты вермахта забирали домой как памятные трофеи, а степень разграбления шокировала даже верхушку берлинской власти.
Татьяна Васильева
Послевоенный период стал символом возвращения экспонатов на родину, но 90% их оказались навсегда утерянными. Из 2711 единиц хранения солдаты Красной Армии смогли найти только 255 живописных полотен, менее сотни скульптур и незначительные остатки предметов прикладного искусства. Восстановлением занималась вся страна и крупнейшие фонды, включая Третьяковскую галерею и Эрмитаж. Новое здание в классическом античном стиле построили в 1957-м, дав музею второе рождение.
Следующие два десятилетия связаны с активной просветительской работой. Для советских граждан в Минск привозили ведущие художественные коллекции Праги, Парижа, Гамбурга, Дрездена и Нью-Йорка. Здесь впервые во всём СССР показали королевские облачения французских монархов, картины из частных американских собраний. Тесно фондам стало к концу восьмидесятых, когда руководство решило расшириться, и началось строительство стеклянной пристройки.
К началу 2000-х музейное пространство полностью обновилось. В залах стали появляться не только аудиогиды, но и специальные интерактивные стенды для слабовидящих людей. Молодёжь привлекают мультимедийными инсталляциями и участием в активных постановках. Согласно официальным данным, ежегодно сюда продаётся более 200 тысяч билетов, что почти в 4 раза больше, чем в советские годы, и интерес к высокому искусству у белорусов и гостей Минска только возрастает.
Татьяна Васильева
История музея
В 1939 году в Минске открылась Государственная картинная галерея. Основу ее коллекции составили произведения из исторических музеев Минска, Витебска, Могилева и Гомеля, полотна, подаренные Третьяковской галереей, Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени Пушкина, Государственным Эрмитажем.
Позже собрание пополнили раритеты из усадеб и замков Западной Беларуси, в том числе и резиденции князей Радзивиллов в Несвиже. Среди них – слуцкие пояса, французские гобелены XVIII в., портретная живопись XVI-XIХ вв.
Однако в годы Великой Отечественной войны богатую коллекцию (более 2700 экспонатов) вывезли из страны. Судьба многих шедевров до сих пор неизвестна.
В послевоенное время коллекцию начали собирать заново: были приобретены полотна известных русских художников Бориса Кустодиева, Василия Поленова, Карла Брюллова, Исаака Левитана, некоторые экспонаты переданы музеями Москвы и Санкт-Петербурга…
В 1957 году Государственный художественный музей БССР открылся в новом величественном здании, построенном по проекту архитектора Михаила Бакланова. Его украсили скульптуры-аллегории известных мастеров – «Живопись», «Скульптура» и «Слава».
Здание в Минске стало одним из первых музейных строений в истории советской архитектуры. Оно было изображено на белорусской денежной банкноте образца 2000 года номиналом Br1000. И в преддверии деноминации-2016 Национальный художественный музей провел акцию «Тысяча, прощай!» – символическое расставание с купюрой, на которой можно было увидеть и фасад музея, и фрагмент одной из картин постоянной экспозиции.
На протяжении десятилетий коллекция музея пополнялась новыми сокровищами из частных коллекций, шедевры белорусской живописи и графики, иконописи с успехом выставлялись в разных странах мира.
Сам музей в 1970-1990-е годы превратился в большой комплекс, объединивший 5 филиалов, в том числе знаменитые замки в Мире и Гольшанах.
описание достопримечательности
На сегодняшний день в музее, располагающем самой крупной в Беларуси коллекцией художественных ценностей, насчитывается более 30 тысяч экспонатов живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Примерно две трети из них представляют белорусское искусство ХII–ХХ веков: это иконопись, деревянная скульптура и церковная утварь ХII–ХVIII вв., живопись ХVI–ХХ вв., графика ХVIII–ХХ вв., старопечатные книги, декоративно-прикладное и народное искусство. В экспозиции, посвященной старинному белорусскому искусству, вы, например, увидите фрагменты фресковой росписи Благовещенской церкви в Витебске (ХII в.) и целую галерею портретов представителей магнатских династий Радзивиллов, Сапег, Веселовских. Белорусская живопись ХIХ – начала ХХ столетий представлена натюрмортами Ивана Хруцкого, пейзажами Витольда Бялыницкого-Бирули, фантасмагорическими полотнами Язепа Дроздовича и т.д.
Со стен музея на посетителей смотрит молодой Марк Шагал кисти Юделя Пэна – учителя будущего всемирно известного художника. Увы, до недавнего времени в музейном собрании отсутствовали произведения самого Шагала, равно как и таких мастеров искусства, как Валентий Ванькович, Казимир Малевич, чье творчество было неразрывно связано с Беларусью. Причина заключается в том, что вся довоенная коллекция минской картинной галереи в 1941 году была вывезена фашистами в Германию, и лишь небольшую ее часть удалось впоследствии возвратить в республику. Именно поэтому основу собрания белорусского искусства ХХ века составляют произведения, созданные с 1944 года по настоящее время. Среди них работы Савицкого, Волкова, Азгура, Грубе, Аникейчика, Щемелева, Ващенко, Масленикова, Кищенко и многих других.
Пятью тысячами экспонатов представлено русское искусство. В коллекции музея имеются произведения большинства известнейших мастеров живописи, скульптуры и графики ХVIII–ХХ вв.: Репина, Сурикова, Айвазовского, Серова, Шишкина, Венецианова, Тропинина, Брюллова, Врубеля, Крамского, Кустодиева, Верещагина… Собрание западноевропейского искусства насчитывает более семисот единиц хранения. Ее основу составляют работы художников Италии, Голландии, Франции, Фландрии ХVI–ХХ вв. Помимо европейской коллекции, музей располагает собранием произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стран Азии и Африки.
Новое здание музея
К концу ХХ века коллекция музея настолько увеличилась, что выставлялась лишь малая ее часть, поэтому возникла необходимость в новых помещениях.
Музей расширился за счет соседних зданий, где разместились лектории, отделы и службы. А в 2007 году после грандиозной реконструкции открылся новый пристроенный корпус.
Соединив историю и современный дизайн, архитектор Виталий Белянкин воплотил образ музея-«города под крышей». Его интерьер украсили классические колонны и арки, декоративная лепнина, а вместо крыши появился стеклянный купол.
Площадь здания – 8902 м². Помимо экспозиции, здесь разместились запасники для хранения произведений искусства, реставрационные мастерские с современным оборудованием, где на специальной экскурсии можно понаблюдать за работой реставраторов.
В новых залах выставлены шедевры древнебелорусского, западноевропейского, восточного, русского и современного белорусского искусства.
Фото и описание
Национальный художественный музей Республики Беларусь – один из самых интересных музеев Беларуси, музей с драматической судьбой. Начало музейной коллекции было положено в 1939 году, когда закончился польский период в истории Западной Беларуси, она была присоединена к СССР. 24 января 1939 года было издано специальное решение Совета Народных Комиссаров БССР о создании в Минске Государственной художественной галереи. Под экспозицию было решено выделить пятнадцать залов в Высшей Коммунистической Сельскохозяйственной Школе.
Благодаря самоотверженным усилиям первого директора галереи Николая Прокопьевича Михолапа были спасены бесценные произведения искусства и предметы культа из разграбленных большевиками шляхетских усадеб, православных и католических храмов.
Здесь, под защитой галереи в считанные довоенные месяцы были собраны настоящие сокровища. Всего насчитывалось 2711 уникальных экспонатов. Перед началом войны музей готовился к эвакуации, вся коллекция была описана и упакована и… бесследно исчезла. Скорее всего, произведения искусства были вывезены фашистскими оккупантами. К сожалению, до сих пор экспонаты коллекции галереи не найдены.
В 1944 году директором музея становится Елены Васильевны Аладовой, которая начала сбор коллекции практически с нуля. В распоряжение галереи отдали всего четыре комнаты в Доме Профсоюзов на улице Свободы и те, поначалу казались пустыми. Началась кропотливая тяжелая работа, но благодаря энтузиазму команды, собравшейся вокруг Аладовой, музей буквально восстал из пепла. Разоренная войной страна находила средства, чтобы выкупать бесценные национальные сокровища из частных собраний. Так, были приобретены картины Б. Кустодиева, В. Поленова, К. Брюллова и И. Левитана.
Невероятный оптимизм Е.В. Аладовой передавался всем. Так, в городе, лежащем в руинах, Елена Васильевна добилась разрешения на строительство огромного великолепного здания Художественной Галереи. На тот момент вся коллекция насчитывала всего 317 произведений. За проектирование нового музея взялся молодой архитектор Михаил Иванович Бакланов. Благодаря его усилиям на ул. Ленина за восемь лет был возведен настоящий дворец – храм искусств с массивным фасадом и треугольным фронтоном, внутри которого открывается торжественная мраморная колоннада.
Основание музея
Художественный музей Минска ведет свою историю с января 1939 года. Именно тогда была издано постановление Совета Народных Комиссаров об открытии в Белорусской республике художественной галереи. Первоначально в ней было 15 залов. Находилась она в высшей коммунистической сельскохозяйственной школе. В галерее были отделы скульптуры, графики и живописи, а также уникальный отдел художественной промышленности. Первым директором учреждения культуры стал Николай Михолап.
До Великой Отечественной войны художественный музей Минска собирал в своих фондах наиболее ценные и значимые произведения искусства, вывезенные из католических костелов и православных церквей. В основном это были картины, произведения декоративно-прикладного искусства.
Национальный художественный музей сегодня
Сегодня в НХМ Беларуси хранится более 30 тысяч экспонатов, которые составляют 20 коллекций и 2 собрания – национального и мирового искусства, в том числе произведения мастеров Западной Европы и стран Востока XV-XX веков.
Уникальная коллекция белорусского искусства включает древнюю иконопись, скульптуру, ткани и резьбу по дереву, живопись XIX века, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы искусства XX века.
В состав Национального художественного музея входят филиалы:
- музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство І-й половины XIX века» в Минске;
- музей белорусского народного искусства в Раубичах (Минский район);
-
.
В НХМ ведется научно-исследовательская и реставрационная работа, пополняются библиотечные фонды и электронный каталог для обмена изображениями произведений искусства с музеями Беларуси и мира.
Музей принимает участие в составлении книг и альбомов об искусстве. В 2011 году здесь была основана серия «Знаменитые художники Беларуси», посвященная мастерам ХIХ-ХХ вв.
Кроме выставок белорусских и зарубежных художников, в музее проводятся лекции, интерактивные туры. На протяжении 20 лет здесь работает детская творческая мастерская.
Современный музей – это еще и арт-площадка, где проходят творческие встречи с художниками и искусствоведами, литературные и музыкальные вечера, презентации книг и мастер-классы по живописи.
В 2013 году в НХМ открылось арт-кафе. Его «изюминка» – выставки художников, показы фильмов о белорусском искусстве, выступления музыкантов.
Ежегодно НХМ участвует в международной акции «Ночь музеев» и не только предлагает свободный доступ ко всем экспозициям, но и удивляет посетителей необычными программами.
Коллекция музея постоянно пополняется новыми приобретениями и дарами меценатов. Недавно в ней появились графические работы Марка Шагала, в планах – шедевры Фердинанда Рущица и других белорусских художников, слуцкий пояс.
Белорусское искусство в XIX веке
Развитие культуры и искусства Белоруссии в XIX веке можно, проследить, приехав в Минск. Художественный музей, выставки которого часто посвящены этому периоду и тематике, хранит в своих фондах уникальные образцы.
Дело в том, что после того, как Белоруссия стала частью Российской империи (после раздела Речи Посполитой), сюда приехали художники и мастера, обучавшиеся в Москве и Санкт-Петербурге. Они проводили выставки своих работ, набирали в Минске своих учеников, организовывали мастер-классы. Таким образом русская художественная традиция проникла в белорусское искусство.
В музее имеется богатая коллекция работ Ивана Хруцкого. Он в свое время прославился яркими и сочными натюрмортами. Самые известные из них — «Плоды и свеча», «Цветы и фрукты». Он работал в 1830-х годах.
Также представлены портреты и пейзажи известного уроженца Минска, художника Аполлинария Горавского. Он заканчивал Петербургскую академию искусств, а затем вернулся на малую родину, где и трудился долгие годы.