Северное Возрождение
Этот термин охватывает все искусство XV века, развивающееся за пределами Италии, которая была родиной классического Высокого Возрождения. К Северу относят и Францию, и Англию, но, говоря о живописи, как правило, вспоминают Нидерланды и Германию. Именно здесь работали Альбрехт Дюрер, Рогир ванн дер Вейден, Ян ванн Эйк и, конечно, Питер Брейгель с сыновьями.
В живописи времен Северного Ренессанса прослеживается четкая связь с готикой, народным искусством и мифологией. Письмо подробно и детализировано. В отличие от Италии, на Севере пока не возникает гуманистического светского мировоззрения. Художники не обращаются к классическому наследию античности и изучению анатомии для более достоверного изображения человеческого тела. Кроме того, ощущается значительное влияние церкви на искусство. Если картина не изображает напрямую библейский сюжет, то в ней четко прослеживаются христианские аллегории.
Биография Брейгеля
Брейгели – это целая династия. Живописью занимался не только отец, сам Питер Брейгель. Широко известны и работы его сыновей – Яна Брейгеля и Питера Брейгеля-младшего. Они не только писали свои картины, но и сделали довольно много копий отцовских произведений.
Старший Брейгель родился в нидерландском городе Бреда в начале XVI века. Начинал он свою карьеру как график, затем обучался живописи у придворного мастера Кука ван Альста в Антверпене. В 50-х годах он, подобно многим европейским художникам, совершил «образовательное» путешествие в Италию. По дороге посетил Швейцарию и Францию и написал несколько пейзажей. Солнечная Италия поразила Брейгеля не только прекрасной природой, но и памятниками классического искусства. Критики сходятся во мнении, что старые итальянские мастера оказали большое влияние на творчество молодого художника.
После путешествия Брейгель продолжает работать в Антверпене и женится на дочери своего наставника, Марии. В 1963 году семья переезжает в Брюссель, где художник останется до конца своих дней. Кисти Брейгеля приписывают сорок пять картин. Из них более тридцати изображают природу, сельскую жизнь и сценки из жизни деревенских жителей. Художник не принимал заказов на портреты, известно только одно его произведение в этом жанре – «Голова крестьянки». Если в раннем творчестве Брейгеля фигуры людей маленькие и незначительные по сравнению с окружающим пейзажем, то в позднем прослеживается растущий интерес к изображению человеческих фигур. В этих картинах люди выписаны крупно, лица изображены выразительно, на них легко читаются эмоции. К этим работам относятся «Калеки», «Крестьянин и разоритель гнезд» и, конечно, «Притча о слепых».
Описание картины
Полотно изображает любимую местность художника – окрестности Брабанта в южной части Нидерландов. Погода слегка пасмурная, но солнце поднимается над домами, освещая их крыши и шпиль возвышающейся рядом церкви. Некоторые искусствоведы определяет ее как церковь святой Анны в бельгийском городе Дильбек, но точно идентифицировать место невозможно. Окружающий пейзаж исполнен умиротворения и спокойствия, что создает намеренный контраст с процессией людей, идущих по дороге, и тем, что происходит с ними.
Процессия слепых
На картине, которую написал Питер Брейгель, слепые с посохами идут вереницей, и каждый держится за плечо того, кто находится впереди. Они выглядят жалкими и уродливыми, а лица написаны с медицинской точностью и беспощадностью – по ним можно определить причины, которые лишили несчастных зрения. С помощью врачей исследователи определили, что третий мужчина слева поражен бельмом, его сосед имеет полную (скорее всего, врожденную слепоту), а у того, который уже пошатнулся, но пока не упал, глаза выбиты или вырезаны. Слепцы не видят окружающий мир и не нужны никому, а единственная опора каждого незрячего – такой же несчастный и обездоленный.
Падение в пропасть
Люди пересекают косогор сверху вниз, но их путешествие прерывается досадным происшествием – тот, кто вел остальных, оступился и вместе с посохом упал в глубокую яму у пруда. Мужчина, который следовал за ним, уже потерял равновесие, и становится понятно, что судьба поводыря ожидает всю вереницу – они упадут друг на друга, как костяшки домино. Третий в ряду пока стоит на ногах, но уже теряет почву, а замыкающие процессию еще не знают о случившемся и спокойно бредут за остальными. Все это написано с драматической выразительностью, и представлено зрителям как будто в замедленной съемке – движение нарастает постепенно, но хорошо заметна неизбежность происходящего. На лицах слепцов нет страха или других эмоций – возможно, они даже не успели осознать печальную участь, которая ждет их через несколько минут.
Картина «Слепые», Питер Брейгель-старший
Сюжет основан на притче из Библии, которая гласит, что если слепец ведет слепого, то они обязательно попадут в яму.
На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Исследования показали, что каждый ослеп от разных причин, так детально изобразил художник незрячие глаза. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Поводырь уже упал в пруд. Следующий уже запнулся за него. Третий вот-вот оступится. Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Никто не придет им на помощь. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Их гибель предначертана. На лицах – беспомощность и ужас. В центр мира живописец поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет. Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.
Картина «Сорока на виселице» написана перед смертью художника. Она завершает его творчество, наполненное духовными исканиями.
Интерпретация
Чтобы понять, о чем говорит брейгелевская «Притча о слепых», нельзя упускать из виду культурный и исторический контекст, в котором создавалась эта картина. В последние годы жизни художника его родные Нидерланды были оккупированы испанцами под предводительством герцога Альбы. Под предлогом уничтожения еретиков были замучены и убиты тысячи простых людей. Террор и беззаконие царили в стране. Начавшиеся было бунты и выступления быстро сошли на нет. Как и весь народ, художника охватило отчаяние, и эта безысходность обрела наиболее полное выражение в его картине «Притча о слепых».
Эта работа – аллегорический протест и обращение ко всему миру. Куда придет незрячее человечество? По какому праву слепого ведет слепой? Слепота здесь – не только физическое увечье, но и нищета духа. Все полотно кричит о том, что пока не поздно следует остановиться и попробовать, наконец, открыть глаза. Вероятно, пока человечество существует, этот призыв все еще будет актуален.