Хусепе Рибера. «Святой Себастьян и святая Ирина» (1628)
После того как Диоклетиан приказал лучникам расстрелять Себастьяна, святого оставили умирать привязанным к дереву. Ночью к месту казни пришла святая Ирина. Она вытащила стрелы из тела Себастьяна, отнесла его к себе домой и вылечила. Эта история появляется в середине XVII века в сборнике «Деяния святых», составленном иезуитом Жаном Болландом. В его основе — более ранние средневековые тексты. В искусстве же линия о святой Ирине возникает еще раньше — в XV веке.
Исцеление Себастьяна от ран и его способность останавливать чуму считались чудом: чума обойдет молящегося, как Себастьяна миновали стрелы палачей. В конце XVI — XVII веке, в эпоху Контрреформации, на изображениях казни святого все чаще появляется святая Ирина — и церковь всячески поддерживает этот сюжет, пытаясь восстановить доверие католиков. Образ Ирины являл христианам, и в особенности христианкам, пример сострадания и заботы о ближнем, а также рационально объяснял, каким образом Себастьян остался жив. К этой сцене часто обращались художники, находившиеся под влиянием Караваджо, в том числе Хусепе Рибера. Большую часть жизни он провел в Неаполе, где видел работы Караваджо.
На этой картине в теле святого осталась всего одна стрела
Внимание зрителя приковано к Себастьяну, тогда как женские лица остаются в полумраке. В отличие от большинства художников, изображавших Ирину и ее помощницу освобождающими Себастьяна от веревок, Рибера оставляет святого привязанным к дереву
Запрокинутая голова, голая шея, отведенная рука подчеркивают его беззащитность.
Хитрецы, кликуши, «блаженненькие» и юродивые ради Христа
Человек может принимать вид безумного по самым разным причинам. Например, герой древнего эпоса Одиссей принял вид безумного, чтобы попытаться увильнуть от участия в Троянской войне. Принц Гамлет, выписанный Шекспиром, притворяется умалишённым, чтобы свершить свою месть. Во время диктата Суллы, некоторые знатные римляне также делали вид, что сошли с ума, чтобы сохранить себе жизнь.
Также в околоцерковной среде, да и вообще в среде верующих разных религий распространено лже-юродство. То, что называется «кликушеством». Кликуши стремятся сыграть на авторитете юродивых ради Христа (среди христиан) или на суеверных страхах людей перед разнообразными «ясновидящими», «оракулами» и «колдунами» и принимают вид безумцев ради получения духовного авторитета и, через это материальной выгоды.
Наконец, человек действительно может быть душевно или умственно болен, но в лёгкой форме. Именно такие люди весьма часто встречаются при храмах, так как здесь к ним относятся наиболее терпимо и они чувствуют это. Таких людей принято называть «странненькими», «блаженненькими».
У «блаженненьких» бывает снижен интеллект, зато компенсаторно развита интуиция. Поэтому, будучи верующими христианами, они могут высказывать какие-то интересные соображения. Но это будут не подлинная духовная мудрость или дар прозорливости юродивого ради Христа, а лишь какие-то редкие счастливые догадки.
Настоящие юродивые ради Христа — люди глубоко внутренне цельные и встречаются крайне редко. Распознать настоящего юродивого могут только люди, которые сами живут высокой духовной жизнью.
Расцвет юродства на Руси пришёлся на XV–XVII века, когда юродивых ради Христа в народе даже научились почитать. В это время к поучением юродивых относились даже вельможи и властителя, которых смиренными не назовёшь. Например, Иоанн IV Грозный. Обидеть юродивого тогда считалось опасным делом: ведь за них сам Бог мог вступиться.
Творчество
В работах Андрея Рублёва сочетаются иконописные традиции, характерные для византийской и московской живописной школы XIV в. Его творения отличают следующие характерные черты:
- плавные линии в изображении фигур и одежд;
- тонкая прорисовка ликов и одеяний;
- преобладание в цветовой гамме работ насыщенных светлых и нежных оттенков;
- чёткие параболические линии в построении композиции.
Все эти черты просматриваются и в монументальных, и в иконописных работах, и в книжных миниатюрах.
Иконопись
Авторство средневековых икон определить практически невозможно, так как они не подписывались создателями.
Преподобный живописец написал множество святых образов, малая часть из которых сохранилась до современности. К ним относятся:
«Святая Троица» — единственная икона преподобного Андрея, авторство которой не вызывает сомнений исследователей. В основе её сюжета лежит библейское сказание о явлении праведному Аврааму Господа в виде трёх ангелов. Они сидят вокруг стола, в центре которого стоит голова жертвенного тельца. На заднем плане изображены дом, в котором жил праведный муж, а также дуб, в тени которого он принимал гостей и гора, куда привёл для жертвы своего сына Исаака.
«Святая Троица» — знаменитая икона Андрея Рублева
Считается, что центральный ангел — символ Иисуса Христа, готового покорно выполнить волю Отца. Левая фигура представляет Бога-отца, который благословляет чашу, обозначающую предстоящие мучения Христа. Третий ангел, символизирующий Святого Духа, утешает Сына. Лица ангелов наполнены светлой грустью и покоем, который присутствует и в их позах. Икона была написана в 10-20 гг. XV в. для Троицкого храма Сергиевой лавры. В настоящее время она является одним из главных экспонатов Третьяковской галереи.
«Звенигородский чин» — три иконы, написанные для деисусного чина иконостаса. Они изображают Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Икона «Спас» — одно из наиболее известных произведений, приписываемых руке преподобного Андрея — сохранилась не полностью. Чётко видны лишь часть лика и небольшой участок одеяний. Иконописец, придерживаясь традиционных иконописных канонов в общем изображении, придал спокойному лицу Иисуса Христа выражение не только мудрости и милосердия, но и оттенок усталости.
Перед этим ликом верующий человек должен был не просто каяться в своих деяниях, а задуматься о своей жизни и постараться услышать слова Господа, идущие из души. Лики, написанные в конце XIV в., хранятся в зале Рублёва в Третьяковской галерее.
Образ Божией Матери Владимирской, созданный для храма Успения владимирского кремля, написан в начале XV в. Изображение представляет собой список распространённого иконографического сюжета «Умиление». Богородица прижимает к себе младенца Христа, который с любовью смотрит ей в глаза и обнимает за шею. Икона наполнена чувством покоя и умиротворенности, бесконечной любви Богородицы ко всему человечеству в лице Сына Господа. Она находится во владимирском музее-заповеднике.
Монументальная живопись
Все письменные упоминания об Андрее Рублёве связаны с его монументальными работами-росписями храмов, расположенных в различных городах центральных русских княжеств. К ним относятся:
- Росписи в московском Благовещенском соборе инок Андрей создавал в 1405 г. совместно с признанными мастерами Феофаном Греком и Прохором с Городца. До современности первая монументальная работа великого мастера не сохранилась, так как культовая постройка была полностью перестроена в конце XV в.
- Росписи владимирского Успенского храма иконописец создавал вместе с Даниилом Чёрным в 1408 г. До настоящего времени сохранились фрагменты изображений. Руке святого Андрея принадлежат фрески, расположенные в северной и южной части центрального объёма собора. Среди них выделяются изображения Страшного суда, ангела со свитком и апостолов-евангелистов.
Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимира
- В 1425-27 гг. те же иконописцы работали в Троице-Сергиевой лавре над росписями соборного храма, которые были заменены на новые вследствие ветхости в середине XVII в. Возможно, в это же время создавалась сохранившаяся икона «Святой Троицы».
- Последней монументальной работой преподобного инока стали росписи Спасского собора московского Андроникова монастыря. Исследователи считают, что расположенные в откосах окон современного здания орнаменты, относятся к изображениям, созданным Андреем Рублёвым.
История мощей святого Антония в Падуанской базилике и традиция их почитания
Почитание мощей – древняя церковная традиция. Еще в римских катакомбах почитались мощи первых мучеников. В течение веков эта традиция развивалась, есть прекрасный текст святого Августина, объясняющий, почему мощи святого, как и физическое тело любого человека, достойны почитания. Тело – это тайна, знак, через который проявляет себя в этом мире личность человека. Мощи – это то же самое тело, которое осязало, благословляло, исцеляло, страдало. Почитая мощи, мы являем нашу веру в воскресение. Воскресение затронет всего человека: это воскресение и бессмертной души, и человеческого тела. Мы не относимся к реликвии как к какому-то магическому предмету. Мощи – это воспоминание о жизни человека, своеобразный памятник этой жизни. Жизни, которая была прожита для Бога, посвящена братьям и которая стала знаком бескорыстной любви. Прикасаясь к тому, что осталось от тела святого, мы вступаем в отношения со всей историей жизни святого, историей его отношений с Богом и ближними. Мне кажется важным подчеркнуть, что мощи – это своеобразный ответ на наши человеческие потребности. Потребность видеть, потребность прикоснуться. Мы ведь храним фотографии тех, кого любим, а от святых нам остаются мощи. Святой Антоний умер в 1231 году, по завещанию святого его похоронили в церкви Пресвятой Богородицы, где мощи Антония пребывали с 1231 по 1261 год. Потом было решено перенести мощи в новую базилику в Падую; прибыл святой Бонавентура, генерал Ордена, вместе с братьями, которые в тот момент собрались на генеральный капитул в Ассизи. Братья решили открыть гроб, чтобы посмотреть, в каком состоянии находятся мощи. И тогда св. Бонавентура обнаружил не подвергшийся тлению язык святого. Это сразу было воспринято как чудесный Божий знак: в то время как от тела остался лишь скелет, язык был естественного цвета, словно у живого человека. Орган, который мы используем при общении, у великого проповедника не подвергся тлению. Это было как бы Божественным подтверждением аутентичности проповеди Антония. В 1981 году было произведено повторное распознание мощей. Тогда нетленный язык святого поместили как главную реликвию в реликварий. В 1981 году были обнаружены, также нетленные гортань и голосовые связки св. Антония. То есть, мы видим, что весь речевой аппарат святого остался не подверженным тлению.
Из интервью с о. Энцо Пойана OFMConv. «Каждый стоит столько, сколько он стоит в очах Господних». Альманах «Брат Солнце», 4/2008.
Фото: Капелла Реликвий в Базилике Святого Антония (panoramio.com)
Жизнь
Святой Себастьян (Себиан) в Нюрнбергская хроника
Первое сохранившееся свидетельство жизни и смерти Себастьяна — это Пассио Санкти Себастьяни, долгое время считалось написанным Амвросий Миланский в 4-м веке, но теперь считается отчетом 5-го века неизвестным автором. Это включает в себя «два мученичества» и заботу Ирэн между ними, а также другие детали, которые остались частью истории.
Согласно записи 18 века Себастьяна в Acta Sanctorum, все еще приписывается Амвросию к 17 веку агиограф Жан Болланд, и более короткий отчет в 14 веке Легенда Ауреа, он был человеком Галлия Нарбоненсис кого учили в Медиолан (Милан). В 283 году Себастьян поступил в армию в Риме при императоре. Каринус чтобы помочь мученики. Благодаря своей храбрости он стал одним из капитанов Преторианская гвардия при Диоклетиане и Максимиан, которые не знали, что он христианин.
Согласно традиции, Маркус и Марселлиан были братьями-близнецами из знатной семьи и дьяконы. Оба брата поженились, и они жили в Риме со своими женами и детьми. Братья отказались приносить жертвы римским богам и были арестованы. Их посетили в тюрьме их родители Транквилин и Мартия, которые пытались убедить их отказаться от христианства. Себастьяну удалось обратить Транквиллина и Мартию, а также Святой Тибуртий, сын Хроматия, местного префекта. Другой чиновник, Никострат, и его жена Зоя также были обращены. Было сказано, что Зоя была немой шесть лет; однако она дала понять Себастьяну о своем желании принять христианство. Как только она это сделала, ее речь вернулась к ней. Затем Никострат привел остальных пленников; эти 16 человек были обращены Себастьяном.
Хроматий и Тибуртий обратились; Хроматиус освободил всех своих заключенных из тюрьмы, оставил свой пост и удалился в деревню в Кампания. Маркус и Марселлиан после того, как их спрятал христианин по имени Castulus, позже были замучены, как Никострат, Зоя и Тибуртий.
Мученичество
Реликварий Святого Себастьяна, около 1497 г. (Музей Виктории и Альберта, Лондон)
Лодовико Карраччи нарисованный Святой Себастьян Брошен в Cloaca Maxima для церкви на том месте, где было найдено его тело (1612 г.). Тема практически уникальна.
Себастьян предусмотрительно скрывал свою веру, но в 286 году она была обнаружена. Диоклетиан упрекнул его в предполагаемом предательстве и приказал вывести его на поле и там привязать к столбу, чтобы некоторые лучники из Мавритания будет стрелять в него стрелами. «И стреляли в него лучники, пока он не был полон стрел, как еж полон уколов, и поэтому оставил его там умирать ». Чудом стрелы его не убили. Вдова Кастула, Ирина Римская, пошел забрать его тело, чтобы похоронить, и обнаружил, что он все еще жив. Она вернула его к себе домой и вылечила.
Позже Себастьян стоял у лестницы, по которой должен был пройти император, и хвалил Диоклетиана за его жестокость по отношению к христианам. Эта свобода слова и от человека, которого он считал мертвым, очень удивила императора; но оправившись от удивления, он приказал схватить Себастьяна и забить его до смерти дубинки, а его тело выбросили в общую канализацию. Благочестивая дама по имени Люцина, получившая наставление мученика в видении, в частном порядке извлекла тело и похоронила его в катакомбах у входа на кладбище Каликста, где сейчас стоит Базилика Святого Себастьяна.
Расположение останков
Святой Себастьян (деталь), Андреа Мантенья, 1480, Musée du Louvre, Париж
Останки, считающиеся останками Себастьяна, находятся в Риме в Базилика Апостолорум, построен Папа Дамас I в 367 г. на месте временного гроба Святых Питер и Павел. Церковь, называемая сегодня Сан-Себастьяно фуори-ле-мура, был перестроен в 1610-х годах под патронатом Сципионе Боргезе.
Сент-Адо, Эгинар, Сигеберт и другие современные авторы рассказывают, что во время правления Луи Дебоннера папа Евгений II передал тело святого Себастьяна Хильдуину, аббату Сен-Дени, который привез его во Францию. депонировано в Аббатство Сен-Медар, в Суассон8 декабря 826 г.
Себастьяна череп был доставлен в город Эберсберг (Германия) в 934 году. Здесь было основано бенедиктинское аббатство, которое стало одним из самых важных мест паломничества в южной Германии. Говорят, что череп в серебряной оболочке использовался в качестве чаши, в которой подавалось освященное вино Благословенное Таинство верующим во время праздника святого Себастьяна.
Как защитник от чумы
Святой Себастьян ходатайствует за пораженную чуму (вверху),Хосе Лиферинксе, 1497–1499, Художественный музей Уолтерса
Вера в то, что святой Себастьян был защитой от чума был средневековым дополнением к его репутации, что во многом объясняет огромное увеличение его значения в позднем средневековье. Однако связь мученического выстрела со стрелами с чумой не является интуитивной. В греко-римском мифе Аполлон, бог-лучник, иногда уничтожает своих врагов, стреляя чумными стрелами с небес, но также является избавителем от мор; фигура Себастьяна Христианизирует это фольклор ассоциация. Подобные метафоры божественного неудовольствия встречаются в Еврейская библия.
Обнадеживающий пример того, как Себастьян смог оправиться от своего «первого мученичество»(или» стреловидность «, как ее иногда называют) тоже было актуально, и раны от стрел могут напоминать бубоны это были симптомы бубонной чумы. Визуально «раны от стрел взывают к Богу о милосердии к нам, как симптомы непоколебимого призыва к жалости от прохожего», как Молан положи это.
В летописец Павел Дьякон рассказывает, что в 680 г. Рим был освобожден от бушующей эпидемии. В Золотая легенда передает эпизод великой чумы, поразившей Лангобарды во времена короля Гумбурта, что было остановлено возведением алтаря в честь Себастьяна в церкви Святого Петра в Провинция Павия.
Моисей Мурин
Моисей Мурин
История Моисея похожа на историю Марии Египетской. Нет, он не торговал своим телом. Просто он был разбойником и всю свою сознательную жизнь грабил и убивал, насиловал людей и даже одного турка заживо сжёг в печи. Не очень хороший человек, одним словом. Моисей жил в IV веке в Египте и был двухметровым чернокожим рабом, которого отличал злобный нрав.
Каким-то образом от рабства он освободился и стал бандитом. Как он пришёл к Богу, не сообщается. Просто в какую-то из ночей вид звёздного неба сподвиг его отправиться к монастырю и остаться стоять у его ворот несколько суток. Моисей доживёт до 75 лет и сделает неплохую карьеру церковника, дослужившись до преподобного. Тут даже не столько Моисей странный, сколько церковь странная.
Пророк Елисей
Пророк Елисей
Жил почти за 1000 лет до н. э., а пророчествовал в общей сложности 65 лет, прожил очень длинную жизнь и умер в возрасте около 100 лет. Понятно, что его житие больше напоминает какие-то сказочные предания, там люди воскресают, елей превращается в воду и так далее. Также в житие Елисея записан очень странный его поступок.
Когда волосы уже сильно поредели на голове Елисея, он шёл по улице, и орава детишек начала его дразнить плешивым. Старец разгневался и проклял этих детей. Бог после этого проклятия наслал на них двух разъярённых медведиц, которые задрали до смерти 42 ребёнка. О да, христианство — это же о всепрощении.
Мастридия Александрийская
Мастридия Александрийская
Тоже интересная и фанатичная христианка, которая жила в Египте. Она сочла нужным свою девственность подарить Богу, а не кому-то из мужчин. Возможно, она бы осталась никем не замеченной обычной отшельницей, но, как на грех, Мастридия родилась очень привлекательной девушкой. В неё влюбился юноша, и шагу ей не давал ступить, вздыхая и засматриваясь.
Мастридия очень расстраивалась, что невольно искушает парня, которому ничего от неё не добиться. Поэтому придумала весьма элегантное решение проблемы. Она пригласила его в свою комнатушку и спросила, чем же так сильно она ему понравилась. Парень как истинный романтик ответил, что, конечно, глазами. «Всё, ни слова более», — наверное, примерно это сказала импульсивная и склонная к эпатажу девушка. Потому что в следующий миг она взяла челнок, которым ткала полотно, и выколола им свои глаза. Юноша очень удивился такому странному поведению и тоже уверовал, став аскетом.
Внешние ссылки [ править ]
- Жизнь и мученичество святого Себастьяна, святого и мученика католической церкви
- Legenda Aurea : Жизнь Святого Себастьяна
- Святой Себастьян
- Батлер, Жития или отцы, мученики и другие главные святые , святой Себастьян
- Клеменс Лёффлер (1913). «Святой Себастьян» . Католическая энциклопедия .
- Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Себастьян, ул .» Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Представления святого Себастьяна
Доступ к порталам связанные темы |
|
Узнайте больше о сестринских проектах Википедии |
Авторитетный контроль |
|
---|
Лодовико Карраччи. «Святого Себастьяна сбрасывают в клоаку Максима» (1612)
The J. Paul Getty Trust
После того как святая Ирина спасла Себастьяна, он пришел во дворец Диоклетиана и начал упрекать его в жестокости по отношению к христианам. Разгневанный император велел снова казнить святого, а именно забить его палками, после чего сбросить тело в клоаку Максима Клоака Ма́ксима, или Большая клоака, (от лат. Cloaca Maxima) — часть античной системы канализации в Древнем Риме. — до сих пор существующий канал канализационной системы, заложенной в VI веке до н. э.
В ночь после смерти Себастьян явился благочестивой римской матроне Луцине, показал ей, куда было сброшено его тело, и женщина похоронила его в катакомбах у Аппиевой дороги Аппиева дорога — одна из важнейших общественных дорог Рима, построенная в IV веке до н. э. В катакомбах на Аппиевой дороге были захоронены многие христианские святые и мученики. . Рядом с тем местом, где Луцина обнаружила тело святого, построили небольшую церковь, но в XVII веке ее пришлось снести, чтобы освободить место для базилики Сант-Андреа делла Валле. Чтобы сохранить память о том, что здесь произошло, одну из капелл новой базилики посвятили святому Себастьяну, а семейную капеллу Барберини расписали сценами из его жизни.
Как защитник от чумы
Святой Себастьян ходатайствует за пораженную чуму (вверху),Хосе Лиферинксе, 1497–1499, Художественный музей Уолтерса
Вера в то, что святой Себастьян был защитой от чума был средневековым дополнением к его репутации, что во многом объясняет огромное увеличение его значения в позднем средневековье. Однако связь мученического выстрела со стрелами с чумой не является интуитивной. В греко-римском мифе Аполлон, бог-лучник, иногда уничтожает своих врагов, стреляя чумными стрелами с небес, но также является избавителем от мор; фигура Себастьяна Христианизирует это фольклор ассоциация. Подобные метафоры божественного неудовольствия встречаются в Еврейская библия.
Обнадеживающий пример того, как Себастьян смог оправиться от своего «первого мученичество»(или» стреловидность «, как ее иногда называют) тоже было актуально, и раны от стрел могут напоминать бубоны это были симптомы бубонной чумы. Визуально «раны от стрел взывают к Богу о милосердии к нам, как симптомы непоколебимого призыва к жалости от прохожего», как Молан положи это.
В летописец Павел Дьякон рассказывает, что в 680 г. Рим был освобожден от бушующей эпидемии. В Золотая легенда передает эпизод великой чумы, поразившей Лангобарды во времена короля Гумбурта, что было остановлено возведением алтаря в честь Себастьяна в церкви Святого Петра в Провинция Павия.
Источники [ править ]
- Баркер, Шейла, Создание чумного святого , гл. 4 в книге «Благочестие и чума: от Византии до барокко» , под ред. Франко Мормандо, Государственный университет Томаса Вустера Трумэна, 2007, ISBN 1-931112-73-8 , ISBN 978-1-931112-73-4 , Google Книги
- Бёкль, Кристина М (2000). Образы чумы и эпидемии: иконография и иконология . Государственный университет Трумэна. С. 76–80. ISBN 978-0-943549-85-9.
- Хедквист, Валери, «Святой Себастьян Тер Браггена, которого заботит Ирэн», Журнал историков нидерландского искусства 9: 2 (лето 2017) DOI: 10.5092 / jhna.2017.9.2.3, полностью онлайн
- Митчелл, Питер, «Политика заболеваемости: символизм чумы в мученичестве и медицинской анатомии», в «Искусство науки 17-го века: представления природного мира в европейской и североамериканской культуре» , ред. Клэр Джовитт, Дайан Уотт, 2002, Рутледж, ISBN 9781351894449 , книги Google
Жизнеописание
О жизни святого известно немногое. Его житие, хотя и не имеет исторической основы, производит правдоподобное впечатление благодаря отсутствию в нём многочисленных чудес, которыми наполнены жития многих ранних святых.
Согласно жизнеописанию святого, Себастьян вырос в Милане и был начальником преторианской стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк и Маркеллин — были осуждены на смерть за свою веру. Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».
Зоя, немая жена царского казнохранителя Никострата пала к ногам святого и просила исцелить её. Себастьян осенил её крестным знамением, она тотчас заговорила и сказала, что видела Ангела с книгой, по которой Себастиан читал проповедь. Все присутствовавшие уверовали и крестились.
Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианке Лукине и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление.