Разбираем явление «мультимедиа»
Тот особенный глубокий уровень сопереживания, который достигается на мультимедийных выставках сложно не отметить. Чтобы понять, почему опыт посещения таких экспозиций вызывает сильное эмоциональное погружение, мы решили обратиться к искусствоведческой литературе и кураторам современных московских музеев за мнением.
Слово «мультимедийность» переводится с латыни как «многосредность».
Многосредность заключена как снаружи, так и внутри человека. Снаружи на глаза, уши, пальцы, нос попадают продукты цифрового и электронного проектирования, элементы художественных работ, аудиодорожек и запаха. После поглощения всех раздражителей различными органами чувств внутри происходит диффузия полученной информации. Это приводит к чувственности нового уровня, которая уникальна у каждого воспринимающего в силу индивидуально накопленного знания и эмоционального состояния.
Мнение критиков
Мультимедиа давно и крепко вошла в сферу культурных выставочных пространств. Одни называют формат новым эволюционным витком в развитии музейного дела, другие критикуют за чрезмерное упрощение восприятия и доминантность технологий нежели самого искусства.
Любители мультимедиа лелеют идею о привлекательной попытке воссоздать чужое сознание. Смотря на «ожившие полотна», слушая музыку, слова, узнавая жизненные события нам открывается окно в голову художника. Отчасти поэтому формат завоёвывает все больше площадок и сердец людей. Часовое переселение души полезно и желанно: оно учит эмпатии и заполняет потребность в ней. С одной стороны, мы испытываем эмоцию другого человека, с другой, осуществляется мечта всех, кто хочет «быть Джоном Малковичем», то есть эмпатия происходит между двумя людьми, но не в равном диалоге, а скорее за счёт фактического погружения зрителя в мультимедийный зал (он же голова художника).
Далее, полуразвлекательный, интерактивный формат мультимедиа делает искусство более популярным, гуманным и инклюзивным для восприятия. Формат погружения, где усилие для понимания искусства сводится к минимуму, цепляет людей неискушенных или неспособных воспринимать визуальное искусство по физиологическим причинам. Это и есть гуманизм, отказывающийся от иерархических отношений «картина — смотрящий». Теперь человек не пытается постичь великий и далекий смысл (характерно для иконописи), а общается с картиной на равных.
Наконец, сторонники мультимедиа подчеркивают трудоёмкость и эстетический вкус в создании самих экспозиции.
Критики же говорят, что, хотя мультимедиа коммерчески выгоднее обычных выставок, ценность экспонатов ниже, так как демонстрируется в первую очередь технология, а не работы художников. По той же причине коммерческой привлекательности мультимедийные выставки чуждаются новых художников, так как широкая публика «покупает» их с меньшей охотой, чем «известных умерших». Инклюзию людей, ранее не интересовавшихся искусством, критики трактуют как упрощение смыслов и потребление эмоций. Выставки впечатляют скорее, чем просвещают зрителей, меньшее усилие требуется для постижения искусства.
Artplay Media
Центр цифрового искусства Artplay Media уже пять лет проводит такие выставки, открывая по два новых проекта в год. Некоторые из них стали настолько успешными, что отправлялись в прокат и по второму, и по третьему разу. Технология Cinema 360, транслирующая изображения не только на стены, но и на пол, обеспечивает зрителю максимальное погружение. На примере двух выставок из репертуара Artplay Media мы наблюдали, какие приёмы используются для раскрытия личности и творчества художников.
Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”. 1897 г.
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.Пушкина, Москва. Из коллекции Сергея Щукина Считается, что Дега был живописцем танцовщиц. Но как он сам утверждал, он любил не танцовщиц, а движение и красивые платья. Именно это он и искал в балеринах.
Вам может показаться, что на картине танцует четыре танцовщицы. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре!
Скорее всего, Дега изобразил одну девушку в разных ракурсах. В его архивах после смерти обнаружили как раз фотографии одной и той же девушки в разные моменты движения.
Мы видим, как она нагнулась поправить пуант. В следующее мгновение она поправляет лямки платья. А затем она держится за декорацию, чтобы осмотреть своё платье.
Голубого сияющего цвета Дега добился необычным способом. Картина написана пастелью. Это что-то вроде восковых мелков. Дега воздействовал на неё паром.
Мультимедийные выставки. Artplay Media
В середине августа два корреспондента Goodbye-Office посетили Центр цифрового искусства Artplay Media. Сейчас центр показывает две мультимедийные выставки: «Ван Гог. Письма к Тео» и «Я — Айвазовский». Цель нашего похода была двояка: с одной стороны, духовно обогатиться эмоциями и знанием о жизни и творчестве художников, с другой, начать полевое исследование о новом музейном формате мультимедийных выставок.
Люди, которые часто посещают выставки такого формата, могут угадать излюбленную тематику их кураторов: признанные мировым сообществом художники эпохи ренессанса, романтизма, импрессионизма и авангарда. Эти экспозиции не являются исключением. И тот и другой художник известны по всему миру.
Винсент Ван Гог и Иван Айвазовский
Винсент Ван Гог, пожалуй, — любимый художник Artplay Media и мультимедийных площадок в целом. В 2015 отмечалось 125 годовщина со дня его смерти. В Европе проходили мероприятия с общим названием «Ван Гог. 125 лет вдохновения». Artplay Media тогда же открыл «Ван Гог. Ожившие полотна 2.0». А в 2022 проходил «День Ван Гога» в Artplay. В 2022 вышел полнометражный фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент», собравший $42.187.665 в прокате. Музеи всего мира открывают «Знакомьтесь, Ван Гог», «Неизвестный Ван Гог» и еще ряд одноименных выставок мультимедийного и иммерсивного формата. Можно смело сказать, что сейчас рыжий, голландский страдающий депрессиями художник популярен, как никогда раньше. Печально осознавать это, учитывая скудные финансовые условия Винсента при жизни.
Иван Айвазовский также пользуется популярностью у современных музееведов
Хотя он не был обижен общественным вниманием или скромен в средствах и при жизни. В 2016 году Третьяковская галерея делала выставку «Иван Айвазовский
К 200-летию со дня рождения» с рекордом по посещаемости — почти 600 тысяч человек.
Стоит отметить, что Artplay Media старается сделать переживания зрителей своих выставок особенными. Кураторы создают видимость почти интимного общения с художниками. История Ван Гога — это отрывки его личной переписки с братом Тео, самым близким человеком художника. Рассказ Айвазовского — реалистичный диалог современного актёра Сергея Гармаша и интервьюера Лянки Грыу.
Мы прочувствовали обе работы, испытав непривычные для посещения музея ощущения. Как только ты заходишь в полностью закрытый черными шторами зал, создаётся впечатление сказки.
Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г.
Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина. Newpaintart.ru. На картине мы видим очень небольшую часть оранжереи. На столике стоит банка с золотыми рыбками. Слева виднеется плетёное кресло. Зелень растений делает рыбок ещё более яркими.
Часто о картине Матисса говорят, что ее как будто написал ребёнок.
Да, натюрморт кажется незавершенным и наивным. Матисс сознательно «упрощал» свою живопись. Он отказался от смешения красок и мелких деталей, чтобы не заглушать влияние цвета на зрителя.
Рыбок мастер написал после посещения Марокко. Там он был поражён тем, как арабы часами смотрят на золотых рыбок. Матисс и создал “Золотых рыбок” для неспешного созерцания и медитации.
Я — Айвазовский
В этой выставке авторы решили не просто рассказать историю, а лично познакомить зрителя с художником, используя для этого формат телеспектакля.
Айвазовский предстаёт перед зрителем как простой человек, ведущий беседу. Он отвечает на вопросы, рассказывая нам свою историю, раскрывая свою личность и затрагивая при этом исторические события. Настроение диалога максимально непринужденное, и создаётся ощущение, будто сам Айвазовский сидит перед зрителями и беседует с ними. Каким должен быть человек, посвятивший все свое творчество одной теме? Мы увидели его цельной личностью: он уверен в своих решениях и следует зову сердца. Эмоции порой превалируют над рассудком или житейской логикой. Так, Айвазовский рассказывает романтическую историю своей первой любви к итальянской балерине Марии Тальони и их символическом общении букетами ландышей на протяжении всей жизни и даже после неё. «Вы знаете, что Мария Тальони умерла?» — «Я получаю букеты каждый год», — настойчиво-железно повторяет он.
Пожалуй, это интервью и есть ответ авторов проекта на вопрос, каким был выдающийся российский маринист. Образ художника и все факты, затронутые им, основаны на документах, письмах и воспоминаниях современников.
Помимо оригинального раскрытия героя, зрителя, безусловно, ждёт море: «Девятый вал», «Корабль среди бурного моря», «Чесменский бой», «Наваррский бой», «Море. Коктебель». Порты и кораблекрушения, закаты и рассветы, штиль и шторм. Море многогранно, и наблюдать его в разных проявлениях можно бесконечно долго, а формат Cinema360 ещё больше этому способствует. Зритель с головой погружается в картины, чувствуя размах и величие и в то же время имея возможность разглядеть каждую деталь. Увеличивает впечатление аккомпанемент сильных музыкальных композиций, таких как «The Gods Of Darkness» Ричарда Харви.
Библиография
- Центр цифрового искусства Artplay Media. (2015). Ван Гог. Ожившие полотна. 2.0 — «Artplay – Центр Дизайна». Artplay. https://www.artplay.ru/events/van-gog-ozhivshie-polotna-20.html
- Азбука.КиноПоиск. (2017). Kinopoisk. https://www.kinopoisk.ru/film/909720/box/
- Выставка. (2020). Арт-Экспо. https://vystavkavangoga.ru/?utm_source=kudago&utm_medium=cpc&utm_campaign=Vystavka
- Гог, В. В. (2014). Письма к брату Тео (Азбука-классика) (Russian Edition).
- РИА Новости. (2017, July 29). Биография Ивана Айвазовского. https://ria.ru/20170729/1499263026.html
- Третьяковская галерея. (2016). Otchet-us-2016-god. https://www.tretyakovgallery.ru/filedownload.php?id=1608
- Айвазовский И. К., из выставки-спектакля “Я — Айвазовский”, куратор Я. Яворская. Центр цифрового искусства Artplay Media.
- Буров А. М., Яременко Е. Г., Соколов С. М., Лукиных Н. В., Орлов А. М., Монетов В. М. Язык мультимедиа. Эволюция экрана и аудиовизуального мышления : отчет о научно-исследовательской работе. . URL: https://mkrf.ru/upload/mkrf/ mkdocs2012/08_11_2012_4.pdf
- Малыгина И. В., Афанасьева Л. В. Коммуникативный потенциал мультимедиа и его реализация в пространстве современных выставочных проектов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 6 (80). С. 93–101.
- Куратор уровня «Босх»: почему в России так популярны мультимедийные выставки // Афиша Daily : . Электрон. дан. 21 марта 2016 года. URL: https://daily.afisha.ru/brain/930-dizajner-urovnya-bosh-pochemu-v-rossii-tak-populyarnymultimedijnye-vystavki/
Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г.
Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина. Сезанн был полным антиподом импрессиониста. Он стремился создать монументальное, существующее вне времён. В отличие от импрессионистов, которые стремились передать впечатление от сиюминутного.
Клод Моне писал свои картины считанные часы и даже минуты. Как, например, свою знаменитую картину “Впечатление. Восход солнца”.
Сезанн же работал над “Пьеро и Арлекино” 2 года! Ему позировали сын и друг сына. Никто бы другой не согласился на сотни изнурительных сеансов.
Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г.
Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки, 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина Ближе к 50 годам Клод Моне наконец получил заслуженное признание. Его картины стали покупать за приличные деньги. Не раздумывая, он купил себе дом в живописной провинции Живерни. Здесь он разбил великолепный сад с прудом.
При покупке дома пруда на участке не было. Мане создал его искусственно, изменив русло близлежащей речки.
Моне проживет в Живерни 43 года. В своём саду он напишет сотни картин. Из них 12 работ — с японским мостиком. Та, что хранится в Пушкинском музее, считается одной из лучших в этой серии.
Кстати, кувшинки в пруду появились незадолго до написания этой картины. До этого мостик простирался над чистой гладью воды, как на картине «Мост в саду Моне».
Клод Моне. Мост в саду Моне. 1895-1896 гг. Частная коллекция
Еще о двух шедеврах Моне из Пушкинского музея читайте в статьях:
«Бульвар Капуцинок Моне: необычные факты о картине»
«Завтрак на траве» Клода Моне. Как зарождался импрессионизм»
Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.
Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина. Гогена всегда тяготила чопорная Европа. Наполовину перуанец по материнской линии он до семи лет жил среди экзотической природы Южной Америки. Поэтому ничего удивительного, что однажды он сбежал из Парижа на Таити.
Картина “А, ты ревнуешь?” — одна из лучших его таитянских работ. Она яркая, экзотичная. Именно по таким работам Гоген более всего узнаваем.
На картине изображен подсмотренный художником момент жизни таитянских девушек. Они ведут неспешный разговор, приняв расслабленные позы.
Одна удивлена, почему другая ревнует. О теме разговора мы понимаем по фразе, написанной Гогеном внизу “А, ты ревнуешь?” Для нас эта сценка не будет понятна, если не знать обычаев таитян.
Таитяне были сторонниками свободной любви. Даже замужняя девушка могла провести ночь с другим мужчиной. Поэтому ревность считалась неуместной.
Отсюда удивление одной девушки по отношению к ревности другой. Да, она провела ночь с возлюбленным своей подруги. Что же здесь такого? Вот такие нравы.
Ван Гог. Письма к Тео
Перед нами представала знаменитая картина «Звёздная ночь». Внезапно жёлтые пятна на синем небе ожили, они танцевали и мерцали вокруг. Анимация создаёт эффект постоянного движения, действительно оживляя полотна. Сложно передать словами, насколько органично она дополняет и без того живую экспрессию Винсента. Когда всматриваешься в «Звёздную ночь», и без всяких эффектов может показаться, как синие вихри плывут по небу. Наблюдая же выставку, возникает мысль, что, возможно, эта идея созвучна с задумкой самого художника и что именно подобного эффекта он и добивался.
Но вот приглушается музыка, красочные полотна сменяются белыми набросками на чёрном фоне и закадровый голос читает. «Мой дорогой Тео…» — так начинается каждое письмо, в котором Винсент делится с братом, а вместе с тем и со всеми зрителями своими мыслями и чувствами. Эти письма путеводной нитью проводят нас через весь творческий путь художника — от первых мрачных работ и поиска своего стиля до предсмертных полотен, созданных в Овер-сюр-Уаз.
Заметной линией сквозь весь фильм идёт история психического расстройства художника. Ван Гог страдал депрессиями и другими ментальными недугами. Болезнь являлась почти неотъемлемой константой, которая и мучила Винсента, и поощряла его к движению. Тема ментального здоровья волнует многих жителей большого города. После выставки, поделившись впечатлениями, мы обе отметили, что тема близка нам. Юля делится: «Я искала синие, голубые и лиловые краски даже в самых радостных картинах Ван Гога. Он ведь всегда был тонко чувствующей натурой. А его переписка с братом Тео являлась тем островком безопасности и единственным надежным стержнем, на котором строилась жизненная уверенность Винсента».