Представители экзистенциализма
Философы-экзистенциалисты:
- Сёрен Кьеркегор;
- Фридрих Ницше;
- Зигмунд Фрейд;
- Эдмунд Гуссерль;
- Мартин Хайдеггер;
- Карл Ясперс;
- Освальд Шпенглер;
- Анри Бергсон;
- Георг Зиммель;
- Николай Александрович Бердяев;
- Лев Исаакович Шестов.
Писатели-экзистенциалисты:
- Жан-Поль Сартр;
- Альберт Камю;
- Габриэль Марсель;
- Симона де Бовуар.
В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.
Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.
Экзистенциализм Кьеркегора
Сёрен Кьеркегор
Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее «Я», которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.
Экзистенциализм Ницше
Фридрих Ницше
По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее «Я» человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.
Нигилизм
(От лат. nihil — «ничто») философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.
Экзистенциализм Гуссерля
Эдмунд Гуссерль
Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления
Гуссерль писал о «чистом сознании» человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к «идеальному бытию», которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.
Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.
Ссылки [ править ]
- Антклифф, Марк и Грин, Вивьен (ред.), The Vorticists: Manifesto for a Modern World (Лондон: Tate Publishing, 2010)
- Блэк, Джонатан (редактор), Взрыв будущего !: Вихрь в Великобритании 1910–1920 (Лондон: Филип Уилсон, 2004)
- Корк, Ричард, Vorticism and Abstract Art in the First Machine Age (два тома) (Лондон: Галерея Гордона Фрейзера и Беркли: Калифорнийский университет Press , 1976)
- Корк, Ричард, вортицизм и его союзники (Лондон: Совет по делам искусств Великобритании, 1974)
- Хейкок, Дэвид Бойд, Кризис блеска: пять молодых британских художников и Великая война . (Лондон: Old Street Publishing, 2009).
- Паунд, Эзра., «Vorticism», в Fortnightly Review 96, нет. 573 (1914), стр. 461–71.
Нигилизм в литературе
После этого нигилисты в литературе закрепились прочно и надолго, до 1870-х годов, когда оно иммигрирует в произведения западных писателей. Там оно получает новое значение. Нигилисты, с их точки зрения – русские революционеры и бунтари.
Новую жизнь на родине термин получил, когда публика узнала, что такое нигилизм Базарова из книги Тургенева. Выход в свет романа «Отцы и дети», нигилизм в котором был ярко показан, совпал с петербургскими пожарами, когда в поджоге заподозрили именно нигилистов. Толпа подхватила чей-то возглас, и термин стал крылатым, а слово нарицательным.
Нигилизм и нигилисты фигурируют в повести С. Ковалевской (1884, «Нигилистка»), а в российской культуре 19 века таковыми называли разночинцев-шестидесятников, которые яро отрицали религиозность и проповедовали атеизм вкупе с материализмом, аморализм, анархизм.
Задача и суть этого направления
Как и было сказано, футуризм – полное отрицание рамок, норм и условностей. Футуристы стремились выразить свое мировосприятие и понимание всего происходящего любыми удобными для себя способами, наплевав на опыт предшествующих поколений: «теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».
Вы скажете, что любое авангардистское течение было против классицизма? Да, так и есть. Но футуристы делали это крайне радикальным образом, выступая против любых литературных рамок и стремясь к искусству будущего. Сам Маринетти толковал задачу футуризма следующим образом: «ежегодно плевать на алтарь искусства».
Герой в работах футуриста – это житель большого современного города, наполненного различной техникой и постоянным движением. Здесь жизнь постоянно улучшается и достигает все новых этапов развития. Вечный прогресс.
В чем суть футуризма?
Ссылки [ править ]
- Антклифф, Марк и Грин, Вивьен (ред.), The Vorticists: Manifesto for a Modern World (Лондон: Tate Publishing, 2010)
- Блэк, Джонатан (редактор), Взрыв будущего !: Вихрь в Великобритании 1910–1920 (Лондон: Филип Уилсон, 2004)
- Корк, Ричард, Vorticism and Abstract Art in the First Machine Age (два тома) (Лондон: Галерея Гордона Фрейзера и Беркли: Калифорнийский университет Press , 1976)
- Корк, Ричард, вортицизм и его союзники (Лондон: Совет по делам искусств Великобритании, 1974)
- Хейкок, Дэвид Бойд, Кризис блеска: пять молодых британских художников и Великая война . (Лондон: Old Street Publishing, 2009).
- Паунд, Эзра., «Vorticism», в Fortnightly Review 96, нет. 573 (1914), стр. 461–71.
Мятежные художники [ править ]
Кейт Лечмер , Катберт Гамильтон (сидит), Эдвард Уодсворт и Уиндем Льюис в Центре искусства повстанцев , март 1914 года.
Ссора с Роджером Фраем дала Льюису повод покинуть Мастерские Омега и создать конкурирующую организацию. При финансовой поддержке подруги Льюиса, художницы Кейт Лечмер , в марте 1914 года по адресу Грейт-Ормонд-стрит, 38 был основан Центр искусств повстанцев . Это должно было быть платформой для искусства и идей кружка Льюиса, и серия лекций включала выступления друга Льюиса, поэта Эзры Паунда , писателя Форда Мэдокса Хьюффера (позже Форд Мэдокс Форд ) и итальянского «футуриста», Филиппо Томмазо Маринетти. Маринетти был знакомым — и провокационным — присутствием в Лондоне с 1910 года, и Льюис видел, как он создал движение в искусстве на основе своего «футуристического» манифеста. Казалось, что все новое или шокирующее в Лондоне теперь описывалось как «футуристическое», включая работы английских кубистов.
Когда Маринетти и английский футурист CRV Невинсон опубликовали манифест «Vital English Art» , указав адрес Rebel Art Center, это выглядело как попытка поглощения. Спустя несколько недель Льюис разместил в The Spectator объявление о публикации «Манифеста вортицистов» — движения английского абстрактного искусства, которое было «параллельным движением кубизму и экспрессионизму » и, как обещала реклама, будет «Смертельный удар импрессионизму и футуризму ».
Фовизм
Понятие
В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Влиятельный искусствовед Луи Воксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Любопытно, что на этой же выставке Кандинский и Явленский, которые не были фовистами наряду с Матиссом и его французскими коллегами, также удостоились аналогичной критики.
Фовизм — часть постимпрессионистского движения, которая попыталась выйти за рамки простого подражания природе. Использование не натуральной цветовой палитры имеет много общего с экспрессионизмом. Тесная связь этих направлений можно увидеть в творчестве немецкого движения «Новые дикие». Стоит отметить влияние Поля Гогена на оба стиля.
День божества. Гоген.
Изобретение завихрения [ править ]
Иератическая голова Эзры Паунда Анри Годье-Бжеска, 1914 г.
Семинар Уиндем Льюис, с 0,1914
Эзра Паунд ввел понятие «водоворот» в связи с модернистской поэзией и искусством в начале 1914 года. В самом очевидном, например, Лондон можно было рассматривать как «водоворот» интеллектуальной и художественной деятельности. Однако для Паунда существовало более конкретное — хотя и неясное — значение: « той точкой в циклоне, где энергия врезается в пространство и придает ему форму… узор углов и геометрических линий, который формируется нашим вихрем. в существующем хаосе ». Льюис видел потенциал «вортицизма» как захватывающий объединяющий призыв, который, как он надеялся, был также достаточно расплывчатым, чтобы охватить индивидуализм бунтующих художников.
Манифест Льюиса Vorticist должен был быть опубликован в новом литературном и художественном журнале BLAST — по иронии судьбы название журнала было предложено Невинсоном, который теперь стал персоной нон грата после манифеста «Vital English Art». Французский скульптор, художник и анархист Анри Годье-Бжеска познакомился с Эзрой Паундом в июле 1913 года , и их идеи о «Новой скульптуре» развились в теорию скульптуры вортицизма. Две художницы, Хелен Сондерс и Джессика Дисморр, которые обратились к «кубистическим работам» в 1913 году, присоединились к повстанцам — и, хотя они не были высоко оценены мужчинами, Бриджит Пеппин утверждает, что «сопоставления сильного и неожиданного цвета» Сондерса, возможно, повлияли на более позднее использование Льюисом ярких цветов. .
Еще одним многообещающим «английским кубистом», использующим смелые, противоречивые цветовые комбинации, был Уильям Робертс . Написав гораздо позже, он вспомнил, как Льюис позаимствовал две картины — « Религия» и « Танцоры», чтобы повесить их в Центре искусства повстанцев.
Жанры сатиры
Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа.
Однако есть ряд разновидностей словесного творчества, которые невозможно представить без сатирической начинки.
Наиболее известные жанры сатиры:
- собственно сатира;
- сатирический роман;
- басня;
- эпиграмма;
- памфлет;
- пасквиль.
Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы:
- В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов.
- В произведениях Н. Буало сохраняются черты личной сатиры, адресованной конкретным лицам. Также критикуется суетная жизнь в столице, поклонение ложным ценностям: богатству, славе, внешней красоте.
- В сатирических произведениях Кантемира, положивших начало русской истории жанра, высмеиваются щеголи, невежды и подражатели, порочащие свои семьи и весь народ.
Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец – «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С. Бранта «Корабль дураков».
В России жанр представлен романом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».
Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы (Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов), безусловно, были сатириками.
Эпиграмма – это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова.
В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.
А вот пасквиль – не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях.
Признаки сатирических произведений
В России сатиру принято противопоставлять юмору. Есть и другая традиция: юмористическое делят на сатирическое, ироническое и прочие разновидности смешного. Так или иначе, противопоставляя, мы лучше видим отличия.
Чтобы понять, что перед нами сатира, а не просто весёлый рассказ или забавное стихотворение, посмотрим, есть ли в произведении данные признаки:
- недостатки не просто называются, но и высмеиваются (иногда с помощью гиперболы (преувеличения) или литоты (преуменьшения);
- насмешку нельзя назвать безобидной: по характеру она острая, злая, порой язвительная;
- цель сатиры: уничтожить, искоренить прежнее и спровоцировать появление нового;
- задачи сатирика глобальны: он борется с «сорняками» как в одном человеческом сердце, так и на ниве всего человечества;
- нельзя представить сатиру вне жизни общества;
- сатира не знает оттенков и компромиссов, используя самые беспощадные средства осмеяния.
Если говорить о средствах художественной выразительности, которые помогают сатирикам заострить оружие борьбы, то это гротеск, гипербола, литота, метонимия, синекдоха и другие способы создания контрастности.
Чаще всего сатира используется для изобличения действующей власти, затрагивает какие-либо социальные проблемы или политические силы. Например, в эпоху Просвещения в Англии сатирические произведения позволяли высмеять борьбу политических партий тори и вигов.
В XX веке в Европе этот жанр был направлен на шаржированное изображение Первой мировой войны, фашизма, Адольфа Гитлера. В первые годы существования Советского Союза – это сатира высмеивала буржуазию и диктаторский образ правления, а с наступлением периода «оттепели» стала изобличать недостатки правления Хрущева, Брежнева.
Предпочтения нигилистов
На самом деле нигилист наших дней – это человек, основывающийся на духовном минимализме и особой теории осознанности. Предпочтения нигилистов основываются в отрицании любых смыслов, правил, норм, общественных правил, традиций и морали. Таким людям не свойственно поклонение каким-либо властителям, они не признают авторитетов, не верят в высшие силы, отрицают законы и требования общественности.
Считаете ли Вы себя нигилистом?
ДаНет
Психологи отмечают, что нигилизм на самом деле является близким течением к реализму, но при этом он опирается исключительно на фактологическую базу. Это своего рода скептицизм, мышление на критической точке, но в форме расширенного философского толкования. Специалисты также отмечают причины появления нигилизма – обостренное чувство самосохранения и человеческого эгоизма, нигилисты признают только материальное, отрицая духовное.
Мятежные художники
Кейт Лечмер , Катберт Гамильтон (сидит), Эдвард Уодсворт и Уиндем Льюис в Центре искусств повстанцев , март 1914 года.
Ссора с Роджером Фраем дала Льюису повод покинуть Мастерские Омега и основать конкурирующую организацию. Финансируется художника друга Льюиса Кейт Lechmere , то Центр искусств Rebel был создан в марте 1914 года на 38 Грейт — Ормонд — стрит. Он должен был стать платформой для искусства и идей круга Льюиса, а серия лекций включала выступления друга Льюиса, поэта Эзры Паунда , писателя Форда Мэдокса Хьюффера (позже Форд Мэдокс Форд ) и итальянского футуриста Филиппо Томмазо Маринетти. . Маринетти был знакомым — и провокационным — присутствием в Лондоне с 1910 года, и Льюис видел, как он создал движение в искусстве на основе своего «футуристического» манифеста. Казалось, что все новое или шокирующее в Лондоне теперь описывалось как «футуристическое», включая работы английских кубистов.
Когда Маринетти и английский футурист CRV Nevinson опубликовали манифест «Vital English Art» с адресом Rebel Art Center, это выглядело как попытка поглощения. Несколькими неделями позже Льюис разместил рекламу в The Spectator, чтобы объявить о публикации «Манифеста вортицистов» — движения английского абстрактного искусства, которое было «параллельным движением кубизму и экспрессионизму » и, как обещала реклама, будет «Смертельный удар импрессионизму и футуризму ».
Прелюдия к вортицизму
Рок-дрель в студии Якоба Эпштейна ок. 1913 г.
Танцоры Уиндем Льюис, 1912 год
Летом 1913 года Роджер Фрай вместе с Дунканом Грантом и Ванессой Белл основал мастерские Omega в Фицровии — в самом сердце богемного Лондона. Фрай был сторонником все более абстрактного искусства и дизайна, и студия / галерея / магазин позволили ему нанять и поддержать художников, симпатизирующих этому подходу, таких как Виндхэм Льюис, Фредерик Этчеллс , Катберт Гамильтон и Эдвард Уодсворт . В прошлом году Льюис произвел впечатление на Салоне союзных художников огромной фактически абстрактной работой Кермессе (ныне утерянной), и в том же году он работал с американским скульптором Джейкобом Эпштейном над украшением печально известного произведения мадам Стриндберг. театр-кабаре клуб Пещера Золотого Тельца .
Льюис и его коллеги по Omega Workshop Этчеллс, Гамильтон и Уодсворт вместе выставились позже в этом году в Брайтоне с Эпштейном и Дэвидом Бомбергом . Льюис был куратором выставки «Комната кубизма» и представил письменное введение, в котором он попытался связать различные нити абстракции, представленные на выставке: «Эти художники не случайно [ sic ? ] ассоциируются здесь, но образуют головокружительный, но не экзотический остров в спокойном и респектабельном архипелаге английского искусства ».
Иммануил Кант
Немецкий философ, родившийся в 1724 году в Кёнингсберге и умерший в 1804 году.
Он работал над объединением эмпиризма и рационализма. Его философия называется трансцендентальный идеализм. Кант заявлял, что разум получает стимул к действию в том случае, если познание при помощи органов чувств невозможно. Познание при помощи разума имеет смысл при постижении таких понятий, как: Бог, бессмертие, свобода, воля и другие.
Иммануил Кант считал, что хотя разум стремится познать эти понятия, сделать он этого не может, так как они непостижимы для разума. Особенность Канта заключается в его двойственности и попытке объединить два разных направления. Он признавал, что чувства играют важную роль в процессе познания так же, как и разум. Он критиковал эмпириков за то, что они исключали роль разума в этом процессе.
Рационализм – важное направление мысли в философии, которого придерживались многие известные мыслители. Он противопоставлен иррационализму в философии, который не признает важную роль разума в процессе познания
Это понятие не принадлежит к какому-то конкретному направлению философской мысли, так как представители разных течений могут придерживаться этой позиции. Главными противниками рационалистов являются эмпирики, которые придерживаются мнения о том, что в процессе познания главную роль играет опыт и чувства. Девизом приверженцев рационалистического течения является фраза: «Знание – сила».
В основе этого понятия стоит мысль о том, что человек в научной деятельности и познавательном процессе должен руководствоваться разумом, при помощи которого он может достигнуть истины. Все полученные данные должны быть проверены с помощью критического анализа, и не должны приниматься на веру. Мыслители, придерживающиеся этого направления, считают, что познает мир человек при помощи разума, а на основе опыта и чувственных ощущений познаваемы только бытовые понятия. Боле сложные термины, такие как Бог или свобода, познаются рационально.
Особенности классицизма в архитектуре: не в красоте дело?
Классицизм в архитектуре — это симметричная планировка и сдержанность в убранстве. Архитекторы классицизма черпали вдохновение и опирались на композиционные основы античной архитектуры: симметрию, рациональные пропорции, тектонику. Архитектуру позднего периода развития классицизма западные искусствоведы называют неоклассицизм (neoclassicism).
Строения в изучаемом стиле, простые и строгие, гармонично вписанные в окружающую среду, производят величественное впечатление. Им характерны крупные формы, минимум декора, лаконичность, порядок, строгость, фундаментальность и масштаб. Окна большие, расположены равномерно, колонны с классическими , дверь строго в центре.
Такие особенности классического стиля способствовали планированию и строительству жилых кварталов и городов. Также важную роль в классицизме играла природа: от маленьких садиков перед домом до обширных парков, окружающих комплексы зданий (пример: Версаль).
Классицизм предпочитает только вечное и неизменное. Выделяет и подчёркивает существенные, наиболее важные черты любого явления (здания, интерьера, ландшафта), отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Вместо минутного самовыражения признаёт мастерство и неизменные правила.
Фовизм и общество
Первая выставка фовистов случилась в 1905 году на парижском Осеннем сезоне. Новые художники тогда просто ошеломили искушенную публику. Так как в зале, где выставлялись новаторы, также была выставлена «приличная» неоклассическая скульптура, то влиятельный в то время французский критик и искусствовед Луи Воксель одарил ее фразой: «Донателло среди диких зверей».
Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц. «les fauves»).
Но многие ценители искусства, наоборот, высоко оценили новые творения, в частности русские коллекционеры Сергей Щукин и Иван Морозов. Поэтому, кстати, в Эрмитаже можно увидеть обширную экспозицию стиля фовизм.
исчезновение и наследие
Вортицисты провели только одну выставку в 1915 году в галерее Доре . После нее движение распалось, во многом из-за начала Первой мировой войны и общественного безразличия к ее творчеству. Годье-Бжеска умер на военной службе, в то время как ведущие деятели, такие как Эпштейн, стилистически дистанцировались от Льюиса. Попытки возродить движение в -х годах под названием « Группа X» не увенчались успехом.
Льюиса обычно считают центральной фигурой движения. Выставка 1956 года в галерее Тейт называлась « Виндхэм Льюис и вортицисты », что подчеркивало его выдающееся место в движении. Это возмутило других участников группы. Дэвид Бомберг и Уильям Робертс решительно протестовали против заявления Льюиса, которое было напечатано в каталоге выставки: «Фактически вортицизм был тем, что я лично сделал и сказал в определенное время».
История зарождения учения об утилитаризме
Утилитарные выражения о том, что мораль выводится из конечной составляющей, были заложены ещё античными философами. В учениях Аристотеля и Эпикура проскакивают идеи о «большем счастье большего количества идей». Но итоговое оформление система получила позднее.
- Об утилитаризме как о полноценном течении заговорили благодаря трудам Иеремии Бентама. Он утверждал, природа человека такова, что каждый стремится к получению личного, а не коллективного удовольствия. Для достижения идей о всеобщей полезности было предложено модифицировать уголовное право. Благодаря этому пересмотрелась вся карательная система и отменился ряд жестоких законов, таких как смертная казнь за мелкие кражи.
- В 1861 году Дж. Милль предложить разделение ценностей на «высшие» и «низшие». Но в последующем утилитаристы назвали Милля популяризатором и отказались от его идей, так как качественное распределение удовольствий мешает количественному сравнению возможных благ.
- В начале XX века аксиологические основы утилитарного учения подхватили участники Австрийской экономической школы. Труды оказали значительное влияние на экономические и политические взгляды общества. Норвежский криминолог Нильс Кристи, последователь учений Бентама, сумел добиться проведения реформ в карательной системе своего региона.
- В XXI веке основы утилитаризма легли в учения философов-трансгуманистов. Британец Дэвид Пирс и россиянин Виктор Аргонов высказывали идеи о достижении всеобщего счастья путём изменения психики отдельных личностей. В самом простом варианте это достигается использованием психотропных препаратов, в будущем предполагается радикальная перестройка головного мозга. Учёные планировали выведение нейрокоррелянта удовольствия, который позволит не только измерят уровень удовлетворения, но и регулировать его. Человек сможет сам решать от чего получать удовольствие, а от чего нет. Природные инстинкты и рефлексы заменятся собственными мотивациями. Высказаны мысли и о том, чтобы перепрограммировать сознание животных, что должно привести к полному искоренению хищничества.
Трансгуманистическая теория разыгрывает и катастрофические сценарии. Сверхсчастливому сверхорганизму для получения максимального счастья требуется увеличение массы тела. В итоге утилитарная сущность посчитает морально оправданным такой поступок, как уничтожение всего живого на Земле с целью присвоения всех ресурсов для достижения собственного блага. Таким образом наряду со сверхорганизмами, поглощающими всё окружающее, проецируются постлюди, стремящиеся наладить мирное существование организмов, пусть и посредством уменьшения количества индивидуумов, но повышением уровня всеобщего счастья. Опять же назревает вопрос: всегда ли цель оправдывает средства?
Жанры
Именно в эпоху классицизма была выстроена чёткая иерархия жанров. Их отныне разделяли на две категории – высокие и низкие. К первому виду причисляли живопись на темы истории, мифологии, религии, ко второму – портрет, пейзаж и натюрморт.
Высокие жанры наделяли глубоким, значительным смыслом, и прямо противоположное отношение было к низким. Смешение двух этих категорий было строго запрещено.
Портрет
Основные черты жанра задал «отец» классицизма Никола Пуссен. Именно в его «Автопортрете» сосредоточено главное художественное кредо: выразительные, несколько приукрашенные черты лица, чётко выдержанная композиция, строгость формы.
Ещё одним знаковым образцом позже стал запечатлённый на полотне самим собой Жак Луи Давид. Хорошо развился этот жанр классицизма и в Российской Империи. «Портрет Екатерины II» Левицкого, «Дмитрий Голицын» и «Григорий Орлов» Рокотова – показательные примеры.
Пейзаж
Природные ландшафты сделал неотъемлемой частью стиля классицизм Клод Лоррен. На его произведениях пейзаж органично дополняет руины построек и, в то же время, противостоит им. Налицо борьба вечного против тленного.
Прекрасные образцы классицизма Лоррена – «Пейзаж с Аполлоном и Марсием», «Утро в гавани», «Отплытие царицы Савской».
Натюрморт
По-своему развитие стиля проходило в Голландии. Там характерные черты классицизма наиболее чётко проявились в технике натюрморт в XVII-XVIII столетиях. Яркие представители – Виллем ван Алст, Абрахам Миньон.
Цветы и фруктыЯн ван Хёйсум
Наивысшего цвета нидерландский классицистический натюрморт достиг при Яне ван Хёйсуме. Он стал блестящим мастером жанра. «Цветы и плоды» ван Хёйсума – едва ли не эталонный образец позднего натюрморта.
Средневековье и эпоха Возрождения
Религия занимала важное место в обществе, а божественное начало является источником бытия и целью, к которой стремятся люди. Основными представителями этого времени являлись Фома Аквинский, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Лютер, Цвингли и другие
Фома Аквинский признавал подчинение разума божественному началу, но в научных знаниях, таких как математика, природа или этика, он занимал главенствующую позицию и являлся признаком разумного человека.
Николай Кузанский выдвинул идею о том, что человеческий разум бесконечно приближается к божественному в развитии, но никогда не приблизится. Хотя человек не достигнет той полноты, которой обладает божественный разум, он никогда не прекратит приближаться к нему.
В эпоху Возрождения развивается идея гуманизма, которая противоречит идеям Реформации, и воспринимается как идея, которая подорвет веру человека в Бога.
Как общаться с такими людьми
Люди, которые все отрицают, далеко не всегда являются приятными собеседниками. Обычно нигилистический собеседник демонстрирует кривую ухмылку, явное недоверие к говорящему, ироническое поведение, неуважение к чужой точке зрения.
Выстраивать коммуникацию с таким человеком стоит:
- Никогда не вестись на его провокации, манипуляции.
- Сохранять спокойствие и свою власть над ситуацией.
- Постараться не копировать собеседника, не поддразнивать его, даже если это очень хочется сделать.
- Если в беседе возникла напряженная ситуация, то попытаться справиться с ней при помощи чувства юмора.
- Адекватно оценивать собственный потенциал, не позволять нигилисту сеять в душе сомнения или неуверенность в собственных силах.
- Не давать непрошенных советов, а если нигилист интересуется мнением собеседника, то выдавать его в максимально нейтральном или оптимистичном ключе.
- Не нужно пытаться переубедить человека, начинать читать ему мораль, взывать к совести.
- Постараться относиться к нигилисту снисходительно, с пониманием. Не нужно уподобляться ему, куда продуктивнее вместе найти подход и точки соприкосновения.