О Юрии Соболеве-Нолеве и журнале «Знание — сила»
Параллельно с детской полиграфией прогрессивное художественное сообщество привлекали научпоп-издания и фантастика. Одним из наиболее ярких явлений стало объединение иллюстраторов художественного отдела журнала «Знание — сила».
«Знание — сила» — советский научно-популярный и научно-художественный журнал, публикующий материалы о достижениях в различных областях науки.
С 1960-х годов в нем успели поработать ранее упомянутые Илья Кабаков и Виктор Пивоваров, а также Владимир Янилевский, Эрнст Неизвестный, Анатолий Брусиловский, Юло Соостер и другие представители неофициального искусства. Этот либеральный состав иллюстраторов был образован благодаря главному художнику журнала Юрию Соболеву.
Юрий Соболев-Нолев — одна из ключевых фигур в истории советского неофициального искусства. Помимо того, что он внес огромный вклад в отечественный полиграфический дизайн, художник также получил известность как пионер отечественного мультимедийного искусства, мастер перформанса, открывший школу в Царском Селе, один из основоположников советской арт-терапии. Кроме того, ряд исследователей связывают с его деятельностью зарождение второй волны русского авангарда, так как благодаря влиянию и поддержке Соболева в отечественном современном искусстве закрепились многие громкие имена.
Юрий Соболев в своей квартире в Москве. Источник
Недетские мультфильмы
Деятельность некоторых мультипликаторов второй половины ХХ века также делилась на официальную и неофициальную. К последней категории их творчества относились экспериментальные работы, зачастую апеллирующие к взрослой аудитории.
Дипломный фильм Андрея Хржановского «Жил-был Козявин» в буквальном смысле чудом был допущен до защиты. Работу хотели забраковать из-за подозрений в сюрреализме, но заведующий кафедрой ВГИКа Сергей Герасимов вступился за ученика и определил мультфильм как «наш, социалистический сюрреализм».
Хржановский приглашал к сотрудничеству знаковых для своего времени художников, среди которых были иллюстраторы журнала «Знание — сила». В 1968 году режиссер представил мультфильм «Стеклянная гармоника», созданный совместно с Юрием Соболевым и Юло Соостером. Гармоника — существующий в действительности редкий музыкальный инструмент, ставший в фильме метафорой истинного искусства, способного преображать людей.
Визуальная составляющая «Стеклянной гармоники» была пронизана образами из мировой живописи: ленту наполняли герои Дюрера, Магритта, Босха, Брейгеля, Арчимбольдо, Гойи и других классических авторов. Идея была отнюдь не детской: она затрагивала проблемы культурного кризиса СССР и в иносказательной манере изобличала пороки общества. Фильм подвергался критике и неоднократно запрещался к показу.
Кадры из фильма «Стеклянная гармоника» (реж. А. Хржановский, 1968)
После премьеры «Гармоники» Андрей Хржановский вновь работал с Соболевым над мультфильмом «Бабочка» (1972), а через год вместе с известным неофициальным художником Владимиром Янилевским (также сотрудничавшим с журналом «Знание — сила») снял анимационный фильм «В мире басен» (1973).
Кадры из фильма «Бабочка» (реж. А. Хржановский, 1972)Владимир Янилевский. Рисунок к фильму «В мире басен» (реж. А. Хржановский, 1973). Источник
Екатерина Кочеткова
Старший преподаватель МГУ и член Международного совета музеев Екатерина Кочеткова в своих лекциях рассказывает о современном искусстве. Почему оно такое странное, как его вообще понять и когда так сильно изменились понятия о красоте. Екатерина Кочеткова помогает увидеть смысл в произведениях современного искусства и рассказывает про разных художников этого направления.
Помимо живописи она также разбирает архитектуру, ландшафтное искусство и перформансы. Большой цикл её лекций про художников современного искусства выпустил Пушкинский музей в 2020 году (чтобы было не скучно на карантине).
Мария Мороз
Мария Мороз работала редактором в Третьяковской галерее и специалистом выставочных проектов Музея русского импрессионизма. Она занимается исследованием русского искусства XIX–XX веков.
Особенно интересно будет послушать Марию Мороз тем, кто интересуется русским искусством XX века: она читает лекции о таких течениях, как авангард, гиперреализм, соцреализм и другие. Мария Мороз больше концентрируется на стиле искусства в целом, чем на отдельных произведениях. Она приводит много примеров работ художников, чтобы лучше объяснить зрителям стиль и его цели для мира искусства. С её манерой речи вы вряд ли заскучаете в процессе — Мария Мороз явно горит своим делом.
Где смотреть
Музей русского импрессионизма
YouTube-канал «Лекторий Достоевский»
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
«Экстракт детского иллюстратора»
Сотрудничество с представителями партийной линии для нонконформистов было единственным вариантом обеспечивать себя, не уходя из профессии. Многие авторы в официальной ипостаси творческой деятельности занимались иллюстрациями для календарей, кубиков и головоломок. Порой подобная работа воспринималась художниками пренебрежительно, ассоциировалась с обезличиванием и халтурой, но была практически единственным допустимым способом выжить под прицелом цензуры.
В детских изданиях также наблюдался приток новых авторов, во многом связанный с периодом оттепели. Авангардные традиции в это время воспринимались не так резко и даже представлялись частью большого дела — воспитания новых людей, способных смотреть на окружающую действительность через футуристическую оптику художника. Но даже этот путь напоминал хождение по тонкому льду. В «детском» авангарде границы дозволенного определялись субъективно и регулярно варьировались редакторской бюрократией.
Наталия Мазур
Наталия Мазур — специалист по истории русской литературы XVIII–XX веков, русско-европейским культурным связям и исследованиям визуальной культуры. Она преподаёт в Европейском университете Санкт-Петербурга, а также в некоторых иностранных университетах.
В своих лекциях по искусству она рассказывает, как художники изображали время, почему Марк Твен ругал «Венеру Урбинскую» Тициана или, например, чем картина Эдуарда Мане напугала первых зрителей. Записи её лекций хранятся на YouTube-канале Arzamas. Также на сайте образовательного проекта можно найти короткие аудиолекции, если вам неудобно смотреть видео. Каждый выпуск посвящён одному произведению искусства.