Серия «Великие художники». Качество. Содержание
Все альбомы серии имеют прекрасное оформление. Твердый, глянцевый переплет. Специальная бумага: мелованная, плотная, высококачественные цветные иллюстрации. Размеры альбома 245 на 340 мм (большой формат), вес около 500 грамм. Без всякого сомнения, книги эти выдержат не одно поколение читателей. Коллекция отпечатана в Польше на Торуньском полиграфическом заводе «Zapolex».
Мне захотелось, показать как выглядят альбомы, в меру моих сил и возможностей. Я выбрала три тома, чтобы посетители сайта увидели их своими глазами.
Поверьте, выбрать было нелегко. Я приняла самое простое решение и выбрала — первый, последний и тринадцатый альбомы! Уверена, что они вам понравятся.
1. Биография
Пётр Вильяис родился 17 (30) апреля 1902 года в Москве в семье принявшего в 1896 году русское гражданство американского учёного-технолога В. Р. Вильямса. С 1909 года посещал школу-студию В. Н. Мешкова. В 1918 году короткое время был студентом медицинского факультета МГУ. В 1919—1924 годах учился во ВХУТЕМАСе у таких мастеров, как В. В. Кандинский, И. И. Машков, К. А. Коровин, Д. П. Штеренберг. В 1922 году принимал участие в создании экспериментального Музея живописной культуры. В 1922—1924 годах входил в группу «конкретивистов», стоящую у истоков ОСТ (1925—1930). Профессор Московского института прикладного и декоративного искусства (1947). С 1929 года работал в качестве театрального художника. С 1941 года главный художник ГАБТ, создал эмоциональное, стилистически цельное оформление спектаклей.
П. В. Вильямс умер 1 июля 1947 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Серия «Великие художники». Отзыв
Серия альбомов «Великие художники» (2009-2012) — это уникальный проект «Комсомольской правды». В настоящее время в коллекции насчитывается 101 том. В интернете, я видела сайты, где можно скачать первые 50 томов. Возможно, есть и другие. Но согласитесь, читать и рассматривать шедевры на маленьком (относительно) экране смартфона или держать в руках красивую, прекрасно оформленную, с плотной мелованной бумагой, хорошего качества и с фотографиями картин (в каждом альбоме 50 и более иллюстраций), это не одно и то же. Сами понимаете.
Есть еще одна интересная изюминка: если поставить первые 50 томов по порядку, то из корешков книг получается картина Клода Моне, аналогично и со второй половиной коллекции.
По неизвестной мне причине, в серии оказалось два альбома с номером 50: один посвящен художнику Ивану Хруцкому, другой – Константину Васильеву. Ах, эти «очепатки», и куда они только не проникают!
Я не буду приводить здесь названия всех томов серии, ограничусь только теми, что бережно хранятся у хозяйки коллекции.
- Том 1 – Рафаэль (1483-1520)
- Том 2 – Айвазовский (1817-1900)
- Том 3 – Леонардо да Винчи (1452-1519)
- Том 4 – Клод Моне (1840-1926)
- Том 5 – Архип Куинджи (1842-1910)
- Том 6 – Сандро Боттичели (1445-1510)
- Том 7 – Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
- Том 8 – Поль Гоген (1848-1903)
- Том 9 – Иван Шишкин (1832-1898)
- Том 10 – Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660)
- Том 11 – Валентин Серов (1865-1911)
- Том 12 – Микеланжело Меризи да Караваджо (1573-1610)
- Том 13 – Иван Крамской (1837-1887)
- Том 14 – Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
- Том 15 – Исаак Левитан (1860-1900)
- Том 16 – Рембрандт (1606-1669)
- Том 17 – Василий Перов (1834-1882)
- Том 18 – Винсент Ван Гог (1853-1890)
- Том 19 – Тициан (1477-1576)
- Том 20 – Илья Репин (1844-1930)
- Том 21 – Поль Сезанн (1839-1906)
- Том 22 – Алексей Саврасов (1830-1897)
- Том 23 – Карл Брюллов (1799-1852)
- Том 24 – Франсиско Гойя (1746-1828)
- Том 25 – Эдгар Дэга (1834-1917)
- Том 26 — Василий Суриков (1848-1916)
- Том 27 — Эдуард Мане (1832-1883)
- Том 28 — Борис Кустодиев (1878-1927)
- Том 29 — Николай Рерих (1874-1947)
- Том 30 — Виктор Васнецов (1848-1926)
Вы только посмотрите – какие имена!
Учёба
Рыбаки в море
Первыми учителями стали Томас Хардвик, архитектор, и Томас Мелтон, известный художник-акварелист. Уже в 14 лет Тернер удостоился чести представить свою работу на выставке в Королевской академии, вслед за чем юноша получил право свободного доступа на занятия. Президентом академии тогда был сэр Джошуа Рейнолдс – молодой художник Уильям Тернер безмерно уважал авторитетного мастера. Почитание первого президента академии стало решающим фактором в процессе обучения – Тернер к его лекциям относился самым серьёзным образом, глубоко и вдумчиво штудировал все учебники.
Глава академии устраивал ученикам экскурсии, в том числе по своему дому, где Уильям познакомился с подлинниками Рембрандта, Рубенса, Пуссена. Много лет спустя Тернер будет вспоминать часы общения с Рейнолдсом, как счастливейшие в своей жизни.
Палитра становится ярче – публика холоднее
Дидона, основательница Карфагена
Художник не собирался ничего менять и меняться сам – через краски он выражал себя. С 1830-х критика в адрес Уильяма Тёрнера звучала всё чаще и громче. Даже королева Виктория приняла решение, что он недостоин звания рыцаря, и ему было отказано. Мало кто осмеливался защищать живописца. Одним из заступников стал Джон Рёскин (1819-1900), но слова молодого деятеля искусств в защиту «величайшего художника всех времён», как он его назвал, тонули в гневных высказываниях старожилов.
Новаторство в творчестве Тернера, несмотря ни на что, набирало обороты и стало первыми искрами – до импрессионизма оставалось лет пятьдесят. Иные работы были написаны на грани абстракционизма, до которого было чуть дальше. В некоторых выпадах даже звучали обвинения в сумасшествии.
Биография
Пётр Вильямс родился 17 (30) апреля 1902 год в Москве в семье учёного-технолога Владимира Р. Вильямса (1872—1957), сына Роберта Вильямса, американского инженера-мостовика, приглашенного на работу в Россию в 1852 году и навсегда оставшегося в ней.
С 1909 года посещал школу-студию В. Н. Мешкова. В 1918 году короткое время был студентом медицинского факультета МГУ. В 1919—1924 годах учился во ВХУТЕМАСе у таких мастеров, как В. В. Кандинский, И. И. Машков, К. А. Коровин, Д. П. Штеренберг.
В 1922 году принимал участие в создании экспериментального Музея живописной культуры. В 1922—1924 годах входил в группу «конкретивистов», стоящую у истоков ОСТ (1925—1930). Профессор Московского института прикладного и декоративного искусства (1947). С 1929 года работал в качестве театрального художника. С 1941 года главный художник ГАБТ, создал эмоциональное, стилистически цельное оформление спектаклей.
П. В. Вильямс умер 1 декабря 1947 года. Похоронен на Введенском кладбище (3 участок).
Жена — актриса Анна Соломоновна Ахманицкая (1902—1988), изображена на картине П. В. Вильямса «Акробатка» (1926); сестра Л. С. Ахматова-Ахманицкого. Её сестра Любовь была замужем за партийным деятелем Я. Н. Дробнисом.
Внешность соответствует методам работы
Это был невысокий, коренастый, крепкий мужчина с грубоватым лицом. Он мало заботился о своей внешности. Если бы не положение, так бы и ходил перемазанным красками. Внешне напоминал простого моряка или извозчика, но никак не академика. Сам признавал, что к труду относится, как к главному секрету успеха, не знал «другого гения, кроме гения упорной работы».
Случалось, Тёрнер писал способом «одновременной игры» – пока одна картина подсыхает, он колдует над другой, третьей. Но совсем лишало дара речи современников художника, когда тот подходил к своей картине буквально в последние минуты перед открытием выставки, чуть плевал в выбранную точку и пальцем доводил картину до нужного совершенства, по мнению автора.
Кумир
В процессе учёбы начинающие художники копируют работы признанных мастеров. Делая это, Тернер рассматривал картины-образцы под углом сегодняшнего переосмысления, через собственное отношение и видение.
Творческие вкусы Уильяма были таковы, что кумиром его в мире искусства стал Клод Лоррен (1600-1682), французский мастер-пейзажист. Увидев его «Отплытие царицы Савской», Тернер был растроган до слёз. Для себя он решил, что к подобному он и должен стремиться. Подражание Лоррену, внимательное изучение его техники, применение таких же способов живописи стали для Тернера основными приёмами в достижении высот в изобразительном искусстве. Составляя альбом, учебное пособие для начинающих художников, Уильям также опирался на опыт Лоррена, ставшего для него путеводной звездой. Популярность Тернера росла.
Биография
Могила Кончаловского на Новодевичьем кладбище Москвы Учился в Харьковской художественной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Жюлиана в Париже (1897—1898) и в Петербуржской Академии художеств (1898—1907) у В. Е. Савинского, П. О. Ковалевского.
Жил в Москве. В 1932 г. Пётр Петрович приобрёл у А. И. Трояновской усадьбу Бугры (ныне известную как «дача Кончаловского»), позже вошедшую в границы города Обнинска.
Один из основателей объединения «Бубновый валет», его председатель (1911). Также был членом художественных объединений:
- «Союз молодёжи» (1911)
- «Мир искусства» (1911—1922, с перерывами)
- «Бытие» (1926—1927)
- «АХРР»
Действительный член АХ СССР (1947). За 60 творческих лет художник создал около двух тысяч полотен.
Умер Кончаловский 2 февраля 1956 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
Крамской – том 13
Биографии художников написаны так, что вместе с событиями жизни, читатели знакомятся с творчеством в соответствующий период времени; с рассказами о людях, окружающих художника. Мне нравится, что о каждой картине написана история ее создания, краткое описание и указано место, где находится оригинал в настоящее время. Например, чтобы увидеть легендарное полотно «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, надо посетить Картинную галерею в Дрездене, а картину «Мадонна Альба» — Национальную картинную галерею в Вашингтоне. Кстати, «Мадонна Альба» в начале прошлого века тоже принадлежала России, но была продана в годы Советской власти. За свою долгую жизнь я успела побывать в нескольких знаменитых музеях и не один раз. Знаю по своему опыту, что пойти (например) в Эрмитаж с экскурсией можно один раз и только для общего ознакомления. Ни рассмотреть знаменитые полотна, ни узнать что-то о них, практически нет возможности. Поэтому надо идти подготовленными, чтобы насладиться шедеврами. Полистать альбомы о жизни и творчестве художников, посмотреть картины и их описания (пусть и в интернете) – это один из способов получения предварительной информации.
Иван Николаевич Крамской родился в городке Острогожске Воронежской губернии в бедной мещанской семье. Рисованием занимался с детства, был самоучкой, и только благодаря своему упорству, получил образование в Академии художеств (Петербург). В России был известен не только как художник, но и как общественный деятель и блестящий критик. Крамской умер от сердечного приступа в возрасте 50 лет, во время работы над портретом своего семейного врача. Доктор Раухфус не успел его спасти.
Картина «Неизвестная» (1883) это самая таинственная картина Крамского. До сих пор неизвестно, кто позировал художнику; к какому слою общества эта девушка принадлежит. Москва, Государственная Третьяковская галерея. На соседней странице – «Портрет Анатолия Ивановича Крамского» (1882) – сына художника. Воронеж, областной Художественный музей имени И.Н. Крамского.
Картина Крамского «Христос в пустыне» (1872). Москва, Государственная Третьяковская галерея.
«Портрет императрицы Марии Федоровны» (1882) и «Портрет С.И. Крамской, дочери художника» (1882) – обе работы находятся в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.
«Русалки» (1871). Картина наполнена глубокой грустью. Художнику удалось предать сказочную красоту украинской ночи, написать лунный свет. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
Тёрнер и дружба
Закадычных друзей у художника не было, всё-таки он был больше погружён в искусство, себя и собственную эксцентричность, чем в общение. Да и по воспоминаниям современников, у Тернера был резкий нрав. Особенно заносчивым стал, когда был назначен профессором. Он часто бывал желчным и насмешливым, его колкости отбивали охоту тесно дружить с этим человеком, но коллеги ценили его профессионализм – все замечания всегда были в точку.
Но однажды открылась его чувствительность – похоронив близкого 38-летнего товарища, Тернер признался, что лучше больше не привязываться ни к кому – терять больно. Это было странно слышать, исходя из того, какое о нём было мнение в обществе, к тому же эти слова не совсем соответствовали наружности художника, грубого человека.
Самые известные произведения Уильяма Джозефа Тёрнера
Наиболее знамениты картины под названиями:
- «Рыбаки в море» (1796),
- «Автопортрет» (1799) – редкая для творчества Тёрнера картина в портретном жанре,
- «Переход Ганнибала через Альпы» (1812),
- «Дидона, основательница Карфагена» (1815),
- «Большой канал в Венеции» (1835),
- «Последний рейс корабля «Отважный» (1839),
- «Современный Рим – Кампо Ваччино» (1839),
- «Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе» (1842),
- «Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигнал бедствия, попав в мелководье» (1842),
- «Свет и цвет» или «Утро после всемирного потопа» (1843),
- «Тьма после всемирного потопа» (1843),
- «Дождь, пар и скорость» (1844),
- «Ангел, стоящий на солнце» (1846).
По легенде последними словами Тёрнера перед смертью стала фраза: «Солнце есть Бог». Его картины – шаги-доказательства к этому утверждению, а животворящее солнце – главный герой.
Биография Уильяма Блейка – величайшего миротворца и гения – мистика
Клод Моне и его утонченное впечатление на картине «Впечатление. Восходящее солнце»
Рембрандт, биография правдивого гения
Рафаэль – том 1
Первый том коллекции можно было в означенный день получить в подарок, просто купив газету «Комсомольская правда». Но, вы же знаете сколько у нас охотников за дармовщинкой. Короче говоря, бесплатно заиметь альбом Рафаэля Санти мне не удалось. До начала работы я не успела, ну а после…
Продавщицы во всех киосках только разводили руками и говорили, что через пять минут после открытия все альбомы уже были разобраны. Я поделилась своим горем с коллегами и друзьями, и вскоре нашелся человек, у которого был лишний альбом. Несложно догадаться, что не бесплатно, но за него просили всего сто рублей. Это – такая малость, по сравнению с содержанием и качеством книги! Я до сих пор считаю, что тогда мне повезло, и я все же смогла его заполучить. Только представьте себе, почти все картины Рафаэля имеют возраст более 500 лет!
Все тома коллекции построены одинаково: биография художника переплетается с фотографиями картин, кратким их описанием и историей создания. Доставляет истинное удовольствие, сидя в удобном кресле, рассматривать мировые шедевры, и сразу же знакомиться с жизнью художника и пояснениями к картинам. Вот несколько фотографий из первого альбома. Я не ставила перед собой задачу показать как можно больше картин. Просто чуть-чуть приоткрою завесу тайны…
«Сикстинская мадонна» (1513-1514) эта картина принесла художнику мировую славу. Дрезден, картинная галерея. Рядом «Мадонна Альба» (около 1510 года). Вашингтон, Национальная картинная галерея.
На этой странице — «Обручение Марии» (1504). Милан, Пинакотека (картинная галерея) Брера.
«Мадонна Конестабиле» (1504). Это одна из двух картина Рафаэля, которая находится на территории России. Она бережно хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург. Размеры бесценного шедевра всего 17,5см х 18 см. Император Александр II приобрел картину-икону в качестве подарка для своей супруги Марии Федоровны в 1871 (1870) году.
Ниже можно увидеть фотографию «Мадонна Конестабиле» в богато украшенной раме (Эрмитаж). Широко известно, что картина Рафаэля сразу после прибытия в Россию была перенесена с дерева на холст.
Фото из интернета
«Мадонна в кресле» (1514). Флоренция, Палаццо Питти. Рядом «Портрет графа Бальдассаре Кастильоне» (15104-1515). Париж, Лувр.
«Мадонна в зелени» (1506). Вена, Художественно-исторический музей. И «Прекрасная садовница» (1507). Париж, Лувр.
На многих картинах Рафаэля рядом с младенцем Христом можно увидеть юного Иоанна Крестителя.
«Поэзия» фреска (1509-1511). Ватикан, Рим, Палаццо Понтифици. Портрет Иоанны Арагонской (1518). Париж, Лувр.
Как можно заметить, некоторые картины Рафаэля имеют круглую форму (тондо), которая была популярна у художников XV–XVI веков. Считалось, что круг это совершенная природная форма и воплощение гармонического равновесия.
Рафаэль умер совсем молодым, в возрасте 37 лет (1520 год), но успел стать великим мастером эпохи Возрождения. Один из современников написал эпитафию: «Господу Всеблагому Великому».
Рафаэля Санцио сына Джованни Урбинского, выдающегося живописца, соперника древних, почти что дышащие образы созерцая, союз природы и искусства постигаешь без затруднения.
Юлия II и Льва X первосвященников своими живописными и архитектурными творениями усугубил он славу, прожив XXXVII лет, точно-преточно, ибо в тот день, когда он родился, в тот же и скончался VIII апреля MLXX.
Здесь лежит Рафаэль, кем опасалась Природа стать побежденной навек и умереть вместе с ним»
Детство и юность
Петр Петрович Кончаловский родился в городе Славянске Харьковской губернии 9 февраля 1876 года. Его отец происходил из дворянского рода и был успешным переводчиком и издателем. Раннее детство будущего художника прошло в родительском имении, но так как Кончаловский-старший оказался причастен к революционной деятельности, вскоре обстоятельства жизни переменились.
Автопортрет Петра Кончаловского
Отца художника арестовали и сослали в Холмогоры, имение при этом было конфисковано. Позже Кончаловские уехали жить в Харьков, где 8-летний Петя начал обучаться в художественной школе.
В 1889 году семья вновь переехала, на этот раз в Москву, где мальчик, сильно увлекшийся живописью, стал посещать вечерние курсы Строгановского училища. По настоянию отца Петр чуть не изменил искусству и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако оставить живопись не сумел и, уговорив отца, уехал в Париж – продолжать обучение.
Автопортреты Петра Кончаловского
2 года, с 1896-го по 1898-й, Петр Кончаловский учился в академии Жулиана и за это время окончательно понял, что хочет быть только художником. Работы молодого человека во Франции получили положительные оценки. Вернувшись в Россию, он поступил в Академию художеств, в которой в итоге выбрал мастерскую живописца-баталиста Павла Ковалевского.
Впрочем, батальные картины Петра не интересовали, и он подолгу сидел в ботаническому саду, зарисовывая природу. Диплом Академии художеств Кончаловский получил в 1907 году.
Заключение
Можно сделать некоторые выводы: в настоящее время наша замечательная коллекция стоит на полке. Интерес к художникам, да и процессу создания картин, у девочки так и не проснулся, но я нисколько не жалею о своем решении сделать такой подарок. Более того, я горжусь, что я не только потратила некоторое количество денег, но и приложила усилия, чтобы эту коллекцию собрать.
Могу предположить, что со временем, ценность ее вырастет. Я говорю не о стоимости одного альбома, а о желание людей насладиться прекрасными картинами и получить достойные знания. Более того, я считаю, что совсем не обязательно иметь дома всю коллекцию. Ну, куда же вы поставите сто один альбом? Да и вес их будет внушительный, около 50 килограмм. Мы проверяли.
Вес одного альбома приблизительно 500 грамм. Не всякая книжная полка выдержит. Даже один альбом — это прекрасный универсальный подарок ко всем праздникам и для всех возрастов. Но только для тех, кому это будет действительно интересно.
В старой и когда-то очень популярной песне, которую исполнял Владимир Трошин, были такие слова: «…Кто привёз коляску, кто — коня, кто — сказку, а сосед — подписку на Дюма-отца…» Так почему бы нам не вспомнить и не поддержать эту традицию – и не подарить новорожденному внуку, внучке (племяннику, брату, сестре и тд и тп) подписку на серию альбомов «Великие художники»? Или на любую другую. Благо выбор достаточно большой. А к ним большой и прочный книжный шкаф. Надеюсь, вы поняли, что это шутка?
Кстати, в 2015-2016 годах «Комсомольская правда» продолжила популярную коллекцию «Великие Художники» — выпуском новой коллекции «Лучшие художники современности». Количество альбомов в серии — 45, цена — 229 рублей (рекомендованная), начиная со второго тома. Для первого тома назначена специальная цена 139 рублей.
Еще одна новинка. Осенью 2017 года начинается продажа книжного проекта редакции «Комсомольской правды» и Московского Государственного Университета «Великие умы России». Это — художественная, превосходно иллюстрированная энциклопедия, рассказывающая о науке и ученых России, которые изменили мир.
Если вам интересно, узнавайте в киосках вашего города.
И в самом конце моей статьи приглашаю посмотреть несколько детских работ моей внучки, ради которой и появились эти замечательные альбомы в нашей семье.
Мне кажется, что в них «что-то такое» есть. Хотя, я понимаю, что «красота – в глазах смотрящего…»
Вот и все, что я хотела рассказать. Буду рада, если вы посчитаете эту статью интересной, и вам захочется узнать подробнее о творчестве Великих художников.
Автор текста: Людмила Волонцевич
Вперёд