Как отличить творческого человека
В исследовании, результаты которого были опубликованы в научном журнале Journal of Research in Personality, говорится о том, что открытые люди не просто стараются увидеть вещи с их иных сторон и выразить таким образом свою точку зрения, такие люди на самом деле действительно видят окружающий их мир иначе, по сравнению с обычными людьми.
Специалисты хотели выяснить, есть ли между открытостью и таким явлением, как бинакулярное соревнование, какая-нибудь связь. Это явление происходит, когда для каждого глаза одновременно представлены два разных изображения, например, карточка красного цвета и карточка зеленого цвета. При просмотре обоих изображений наблюдателем для последнего будет создаваться зрительный эффект, при котором карточка, показываемая для одного глаза, будет как бы переходить в другой глаз и наоборот. То есть в какой-то момент будет казаться, что оба глаза видят то зеленый, то красный фон.
Как отличить творческую личность
Что интересно, для некоторых участников подобного эксперимента может казаться, что оба фона либо сливаются, либо один накладывается на другой, создавая некое структурированное изображение, как это можно видеть на центральной картинке выше. И вот такие моменты бинакулярного подавления, когда оба изображения становятся зримыми одновременно, могут объясняться как попытка сознания найти «творческое» решение проблемы, представленной в виде совершенно разных визуальных раздражителей (карточками с разным цветом фона в данном случае).
В рамках экспериментов исследователи обнаружили, что открытые люди способны видеть сливающиеся или пересекающиеся изображения в течение более продолжительного периода времени, по сравнению со среднестатистическими людьми. Более того, эффект продолжается еще дольше, если у человека в этот момент отмечается хорошее настроение, которое, согласно более ранним исследованиям, тоже играет немаловажную роль для творческого потенциала. Исходя из этих наблюдений, исследователи сделали вывод, что творческие способности открытых людей распространяются вплоть до базового визуального восприятия. И такие открытые люди способны испытывать фундаментально иной зрительный опыт, по сравнению со среднестатистическим человеком.
Работы Фриды Кало
Непростая жизнь этой прославившейся на весь мир мексиканской художницы, ее переживания и страхи сохранены на полотнах. В 6 лет будущая художница тяжело перенесла полиомиелит, из-за чего осталась хромой, а через 12 лет попала в автокатострофу. Девушка в течение года была прикована к постели. Тяжелой для Фриды стала новость, что после этого трагического инцидента она не сможет иметь детей. Именно в этот период мексиканка начала писать картины в стиле сюрреализм.
Художница Фрида Кало в молодости, ч/б фотография
Волнения и страхи на полотнах Фриды Кало передаются через тревожные образы – она часто создавала автопортреты, на которых изображена в мучениях.
Одна из самых известных работ – «Две Фриды» – написана в 1939 году после развода с мужем. Слева изображена женщина в европейской одежде, которую художница носила до брака. Справа она в традиционном мексиканском платье – так художница выражает с помощью смены наряда приверженность новым идеям национализма, которые были важны для ее супруга.
Картина «Две Фриды»
Чувства как орудие греха или добродетели
Гравюра «Десять заповедей, пять чувств, семь смертных грехов». Аббатство Тегернзее, около 1480 года
В гравированном листе конца XV века из аббатства Тегернзее «аристотелевская» иконографическая традиция в некоторых случаях доведена до вполне логичного упрощения: изображается не целая фигура, а только «ответственный» орган (ухо или рука в аллегориях слуха и осязания); более того, иногда они даже вытесняются вторичными атрибутами (музыкальными инструментами или ароматным цветком).
Однако интереснее всего сама композиция этого листа, в которой нашла отражение средневековая концепция пяти чувств как инструмента познания, способного привести человека к греху или же к добродетели. Десять заповедей представляют собой основные правила, которым должен неукоснительно подчиняться верующий христианин, чтобы удостоиться рая; семь смертных грехов — то, чего он должен всеми силами избегать, дабы не угодить в ад; пять же чувств, расположенных между этими полюсами, служат ему опорой в земном бытии, но должны содержаться под неусыпным контролем, поскольку соблазн и, следовательно, грех приходят к человеку именно через органы чувств.
Примечание антрополога:
Почему Средневековье так любило красивые числа?
В Средние века очень распространенным способом описания мира была его упаковка в числовую форму: теологи и натурфилософы предлагали серии из значимых чисел — 3, 4, 5, 7, 12 и так далее. Семь смертных грехов уравновешивались семью добродетелями, которые, в свою очередь, обнаруживались в семи свободных искусствах. Четыре темперамента имели соответствия в четырех телесных жидкостях, четырех стихиях, четырех временах года и четырех «больших» возрастах жизни; 12 месяцев перекликались с 12 апостолами и 12 станциями Страстей Христовых.
Числа помогали запоминать важные теологические понятия и элементы натурфилософии и становились способом вписать человеческую жизнь в универсальные процессы и божественный замысел. Например, в середине XIII века была популярна интерпретация земного пути человека, от младенчества до дряхлости, с помощью пяти чувств, шести дней творения и семи добродетелей.
Работы Л. С. Лоури полны скрытых страданий
Этот художник середины 20-го века известен картинами, изображающими северо-запад Англии. Л. Лоури часто рисовал огромные городские сцены с толпами «аферистов». Хотя он был популярен, мир искусства в течение длительного времени не признавал его картины, считая их тривиальными. На самом деле картины Лоури наполнены скрытыми человеческими страданиями.
На полотне 1926 года «Несчастный случай» нарисована толпа людей, которые собрались возле озера и смотрят на него. На самом деле художника вдохновила сцена самоубийства в этом месте, а толпа собралась поглазеть на труп утопленника.
На других картинах Лоури изображены персонажи, смотрящие кулачные бои, несчастные, которых выселяют из дома, или просто люди, глядящие из окон в подавленном настроении.
Ни в одной картине трагедия никогда не выпячивается. Все остальные люди продолжают жить своей повседневной жизнью, не подозревая о страданиях своих ближних. В этом мире мы совершенно одни, и наша боль ничего не значит для других. И это, наверное, самое страшное скрытое послание.
- 7 вещей, которые стоит держать в секрете
- Почему мужчины и женщины не должны уживаться между собой (но всё-таки уживаются)
- Как нейтрализовать влияние шести часов сидячей работы за 10 минут
- 10 психологических хитростей, с помощью которых можно влиять на людей
- 15 развлекательных сайтов, на которых мы надолго залипли
Как проверить творческие способности
При проверке творческих способностей психологи часто прибегают к тестам на дивергентное мышление. Например, человеку говорят придумать как можно больше способов использования для самых простых вещей, вроде обычного кирпича. Если человек способен придумать множество вариантов и комбинаций использования обычного кирпича (вплоть до создания из него крышки гроба для куклы Барби), то тест покажет, что у такого человека будет существенно сильнее развито дивергентное мышление, чем у того, кто считает, что кирпичи можно использовать только для решения обычных задач вроде строительства стен и зданий.
Согласно тем же исследованиям, открытость переживаниям или просто открытость новому опыту является тем аспектом нашей личности, который и стимулирует наше творчество. Среди пяти основных черт личности человека (экстраверсии-интроверсии, доброжелательности, добросовестности, нейротизма и открытости опыту) именно открытость способна лучше всех предсказать нашу эффективность в выполнении задач на дивергентное мышление.
Как указывают американские психологи Скотт Барри Кауфман и Кэролин Грегуар в своей книге «Wired to Create», стремление к творчеству у людей «исходит от желания когнитивного исследования своего собственного мира и мира вокруг». Любопытство всестороннего изучения тех или иных вещей может привести к повышению уровня открытости человека видеть окружающий его мир иным по сравнению со среднестатистическими людьми. Или, как говорят другие исследователи этого вопроса, «способности видеть комплекс возможностей, лежащих незамеченными в так называемой устоявшейся «знакомой среде» для других людей».
«Аллегория с Венерой и Амуром» предупреждает о сифилисе
Картина, которая показывает Венеру и Амура, собирающихся заняться сексом на фоне лысого мужчины, всегда тревожит воображение. Даже по меркам своего времени картина Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Амуром» темновата.
Несмотря на восторженные отзывы о произведении как об эротический картине «особой красоты», есть много доказательств, что это действительно предупреждение о сифилисе. Об этом свидетельствует кричащая фигура в левой части картины.
Хотя в классическом описании картины сказано, что это метафора ревности или отчаяния, внимательное изучение показывает, что ей на самом деле очень плохо. Пальцы фигуры опухли, как у больных сифилисом, на них не хватает ногтей, а волосы имеют признаки сифилитической аллопеции. Беззубые дёсны предполагают отравление ртутью, которой пытались лечить сифилис в Италии эпохи Возрождения.
У одного из персонажей в ногу впился шип розы, но он этого не замечает. Такое отсутствие ощущений будет непосредственным результатом сифилитической миелопатии. Иными словами, на картине изображены страдания, которые ожидают в будущем тех, кто пойдет на поводу у страстей.
Постоянная коллекция
Tate Britain — национальная галерея британского искусства с 1500 года до наших дней. Таким образом, это самая важная галерея такого рода в мире. В музее также представлены работы более современных художников, таких как Дэвид Хокни, Питер Блейк и Фрэнсис Бэкон . Некоторые из работ, выставленных в Тейт Британия:
- Ньютон де Уильям Блейк
- Лошадь , атакованная львом Джорджа Стаббса
- Джованна Баччелли , Томас Гейнсборо
- Эскиз замка Хэдли Джона Констебла
- Великий день Его гнева Джона Мартина
- Ла Дама де Шалот де Джон Уильям Уотерхаус
- Офелия де Джон Эверетт Милле
- Смерть Чаттертона автора Генри Уоллис
- « Блаженная Беатрикс », Данте Габриэль Россетти
- Золотая ветвь Дж. М. У. Тернера
- Воскресение, Кукхэм Стэнли Спенсера
- Кастильо де Норам де Дж. М. У. Тернер
- Три этюда для фигур на основании распятия Фрэнсиса Бэкона
- Грязевые ванны Дэвида Бомбрега
- Ноктюрн: Синий и золотой — Старый мост Баттерси Джеймса Макнила Уистлера
Британское искусство 16-го и 17-го веков : в этот период преобладают портреты. Самая старая картина в музее, «Человек в черном плаще », написанная Джоном Беттесом в 1545 году, свидетельствует о влиянии Ганса Гольбейна , который представил Британии эпоху Возрождения. Его дотошный линейный стиль отражен во многих работах. Одним из первых гениев, родившихся и получивших образование в Англии, был Николас Хиллиард, представленный в галерее одним из его редких портретов Елизаветы I в натуральную величину. В 17 веке под влиянием сэра Антониса ван Дейка возник новый стиль. портретной живописи, прекрасными примерами которой являются « Леди из семьи Спенсеров » Ван Дейка и Эндимион Портер ., Уильям Хобсон. Два других шедевра — «Игра обезьян и спаниелей » Франсиаса Бралоу , ранняя картина на тему животных, и « Пейзаж с радугой в Хенли-на-Темзе » Яна Сиберехтса , знаменующий собой рождение английской пейзажной традиции.
Британское искусство 18-го века : Наряду с коллекцией начала 18-го века, Галерея Тейт также предлагает прекрасные образцы «разговорных произведений» (неформальные композиции фигур), такие как « Семья Джеймса» Артура Дэвиса и «Семья Строде за завтраком » Уильяма Хогарта, выдающийся деятель британского искусства 18 века, известный своими сатирическими произведениями. В конце этого века Великий Стиль Джошуа Рейнольдса можно сравнить с тщательностью исполнения портретов его соперника Томаса Гейнсборо. Работы Ричарда Уилсона того же периода показывают, что «большой стиль» в пейзажах, в то время как Джордж Стаббс хорошо представлен сельскими картинами и лошадьми удивительной красоты.
Британское искусство XIX века : в галерее Тейт находится большое количество работ Уильяма Блейка, а также некоторых его учеников, в том числе Сэмюэля Палмера , чьи интимные пасторальные сцены пронизаны мистической интенсивностью. Также представлены два великих художника-пейзажиста века: работы Тернера (в галерее Клор) превосходят по численности работы Джона Констебла, но у него есть хороший выбор масел и эскизов, таких как Flatford Mill . Есть также пейзажи из Кроума, Котамна, Бонингтона и других. Коллекция раскрывает разнообразие стилей в викторианском искусстве, начиная от очень сентиментального Слепого скрипача Уилки , смерть которого увековечена в « Мире » Тернера, до видения Дня Дерби .Уильяма Фрита и буйства красок и сильных эмоций художников-паррафаэлитов.
Галерея Clore : Когда Дж. М. У. Тернер (1775–1851) завещал свои работы нации, он сделал это при условии, что они будут храниться вместе. В 1910 году для его картин маслом был создан ряд комнат, но только когда в 1987 году открылась галерея Клора, все наследие было выставлено полностью, включая тысячи эскизов. В галерее также представлены акварели Тернера, такие как «Город на закате реки », часть его проекта «Великие реки Европы».
Чувства как звери
Фреска «Пять чувств» в башне Лонгторп. Англия, XIII век
Одно из самых ранних изображений пяти чувств в европейском искусстве находится в Англии, среди настенных росписей башни Лонгторп, неподалеку от Питерборо. На колесе, которое вращает человек в короне — аллегория разума, — сидят пятеро животных: обезьяна, олицетворяющая вкус, стервятник — обоняние, паук — воплощение осязания, кабан — слуха, петух — зрения. Средневековые энциклопедисты полагали, что некоторые твари наделены намного более развитыми, чем у человека, органами чувств. Список этих чудесных зверей, впрочем, не был жестко зафиксирован: в качестве аллегории зрения мы можем увидеть и орла, и рысь См. пункт 4 «Чувства как парочки».; за обоняние порой отвечает также собака, а за слух — олень.
Примечание антрополога:
О пяти чувствах рассуждали не только средневековые энциклопедисты-интеллектуалы: рядом с ними своим чередом шла повседневная жизнь, которая наделяла чувственные данные своими значениями. Например, чувство осязания могло считаться низменным и животным — но оно же давало возможность попросить о помощи или исцелении у гробницы святого или королевского престола. В средневековой Англии даже существовал закон, согласно которому преступника, нашедшего убежище в церкви или просто дотронувшегося до ее стен, не могли посадить в тюрьму. А еще люди верили, что короли и блаженные, наделенные божественной властью или благодатью, способны излечивать самые разные недуги, от золотухи до паралича, одним своим прикосновением.
Притча Сократа «Самое важное»
Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:
— Что самое главное в жизни? Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал: — Самое главное в жизни — это здоровье. Другой сказал: — Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин. Третий сказал: — Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе. После того, как высказались все, они спросили у Сократа: — А ты что думаешь об этом? Сократ сказал: — Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни? Слушающие его люди сказали: — Нет, Сократ, это не обязательно. — А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым? — Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди. — Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым? — Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими. —А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни? Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным
— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни
А теперь — цитаты
―О принцессе вы не подумали?―Ничего, влюбляться полезно.
―Бедная влюбленная девушка поцелует юношу — и он превратится в дикого зверя?―Дело житейское.―Да, но потом он убежит в лес!―Бывает, убегают.
―Добрый день. Я король, дорогие мои.― Добрый день, Ваше величество.
―Не знаю почему, понравилась Ваша усадьба. так что разрешите погостить у Вас несколько дней. Должен предупредить — гости мы беспокойные. Я — страшный человек.―Да?―Да. Тиран-деспот, коварен, капризен, злопамятен.
―И самое обидное, не я в этом виноват. Правда?―Правда.―Ну иди, все, свободен.―Не виноват! Предки виноваты! Прадеды-прабабки, внучатые дяди-тети разные, праотцы, ну, и праматери, угу. В жизни вели себя как свиньи последние, а сейчас я расхлебывай их прошлое.
―Ну паразиты, вот, одно слово, извините за тонкость такую грубость выражения, резкость, сейчас сказать, паразиты, вот и все.
―А сам я по натуре добряк, умница, люблю стихи, прозу, музыку, живопись, рыбную ловлю люблю. Кошек, да, я кошек люблю. Но иногда такое выкинешь, что просто на душе становится…
―Вино отравленное.―Какое?―Отравленное.―Что придумал, подлец.―Тогда пей первый.
―Точно, вино отравленное. Зачем выбрасывать-то? Не хочешь — не пей, вылей в бутылку и все. Где я теперь яду достану хорошего? Ну, в дороге вещь необходимая.
―Стыдно, Ваше величество!―Ну стыдно, но я-то при чем, я не виноват!―А кто?―Дядя. Вот тоже так бывало в компании разговорится с кем попало, наговорит про себя с три короба,а душа у него тонкая, деликатная и легко уязвимая, ну а чтоб потом не мучиться, возьмет, бывало, да и отравит собеседника.―Подлец!―Скотина форменная.
―Я не гений, это выше моих человеческих сил.
―Я — король, просто король, обыкновенный король.
―Бывало, придешь в детскую — стыдно сказать, сам себе становишься симпатичным. До смешного доходило! Иногда сидишь — подписываешь кому-нибудь смертный приговор — и хохочешь, вспоминая ее смешные шалости и словечки.
―Вы, небось, знаете, что такое королевский дворец?―Еще бы!―О! За стенкой люди друг друга давят, душат, братьев, родных сестер, душат. Словом, идет повседневная будничная жизнь.
―Во мне проснулся дед с материнской стороны. Он был неженка. При малейшем несчастье замирал, ничего не предпринимал, надеялся на лучшее. Когда при нем душили его родную жену любимую, он стоял возле и уговаривал: потерпи, может, обойдется.
―Меня до сих пор никто не называл просто «милая девушка».―Я не хотел вас обидеть.―Я вовсе не обиделась.―Дело в том, что я ужасно правдив. Если я вижу, что девушка милая, я прямо так ей об этом и говорю.
―Черт его знает, когда все это кончится! Мы все запаршивеем все тут к свиньям, пока этот ядовитый гад соблаговолит выдать нам мыло.Простите, хозяйка, что мы без стука. Мы одичали в дороге, как чертова мать.―Не угодно ли Вам умыться с дороги, сударыня?―Но у нас же нет мыла!―Я дам вам все, что потребуется. И сколько угодно горячей воды.―Горячей воды?! Она святая!
―Ровно в полночь.―Что в полночь?―Приходите к амбару, не пожалеете.
―Мне ухаживать некогда.― Вы привлекательны. Я чертовски привлекателен. Чего зря время терять?― В полночь. Жду.
―Вы негодяй.―Да. А кто нынче хорош?―― Вот сегодня, например, вижу, летит бабочка. Головка крошечная. Безмозглая.― Крылышками бяк-бяк-бяк-бяк-бяк. Ну, дура дурой. Воробышек тоже не лучше.― Береза — тупица. Дуб — осел. ― Речка — кретинка. Облака — идиоты.― Лошади — предатели. Люди — мошенники.― ― А что делать? Весь мир таков, что стесняться нечего.
―Ну, как? Придете?―И не подумаю. А еще пожалуюсь мужу, и он превратит вас в крысу.―А кто у нас муж?―Волшебник.―Предупреждать надо.
―Вот какое право она имела мою дочь, маленькую крошку оставить одну? В траве могут быть змеи, от ручья дует.―От кого?―От ручья.
―Родители живы?―Умерли.―Великолепно!―Братья-сестры есть?―Нет.―Еще лучше! Так. Я пожалую ему титул, состояние, и пусть путешествует с нами.
―Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками.― Приготовьте посуду, тарелки, я буду все это бить.― Уберите хлеб из овина. Я подожгу овин.
―Ну, Ваше Величество, самый лучший способ утешить Принцессу — выдать ее замуж за человека,доказавшего свою преданность, знание жизни, распорядительность и состоящего при Короле.―Говоришь о Палаче?―Что Вы, Ваше Величество! Я его с этой стороны и не знаю совсем.―Узнаешь.
Притча «Ничего такого, что было бы неправдой…»
Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста помогите!». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел. Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».
Картины голландской школы живописи — картины в картинах
Голландский золотой век живописи уступает, пожалуй, только итальянскому Возрождению. Как и в другие эпохи, в это время также были свои собственные причуды в моде и в живописи, одной из которых стало то, что художники рисовали «картины в картинах».
Эти «картины в картинах» рисовали не только Вермеер и его товарищи по кисти. Некоторые считают, что такие картины содержат специальный символьный код. Одним из примеров такого стиля является картина «Тапочки» Самуэля ван Хугстратена.
На первый взгляд, на картине показан пустой зал с двумя парами тапочек, которые лежат посреди него. На стене зала висит картина Каспара Нетшера «Отец отчитывает свою дочь».
На первый взгляд, ничего необычного. Но современным ценителям голландского искусства известно, что картина Нетшера была нарисована в борделе. По-видимому, эти тапочки принадлежат мужчине и женщине, но так как зал пуст — возможно, они ушли заниматься сексом.
В других случаях код был тоньше. На картинах «Мужчина, пишущий письмо» и «Женщина, читающая письмо» (на фото) Габриэль Метсю изобразил молодого человека, пишущего письмо своей возлюбленной, и его прочтение.
На второй картине изображение корабля в бушующем море символизирует бурную природу их дальнейшей связи. На картине «Любовное письмо» Вермеера корабль под зловещими тучами внушает мысль о возможных плохих новостях.
Вы можете найти сотни примеров таких голландских картин «внутри картины», которые тонко изменяют смысл основного изображения.
Чувства здесь и сейчас
1 / 5
Олафур Элиассон. Красота. 1993 год Olafur Eliasson / Museum of Contemporary Art, Los Angeles / Scottsdale Museum of Contemporary Art
2 / 5
Спенсер Финч. 2 часа, 2 минуты, 2 секунды (Ветер на Уолденском пруду, 12 марта 2007 года). 2007 год Spencer Finch / Cisneros Fontanals Art Foundation / Scottsdale Museum of Contemporary Art
3 / 5
Джанет Кардифф. Мотет для сорока голосов. 2001 год Janet Cardiff / Museum of Modern Art, New York / Scottsdale Museum of Contemporary Art
4 / 5
Эрнесто Нето. Cai Cai Marrom. 2007 год Ernesto Neto / Pérez Art Museum Miami / Scottsdale Museum of Contemporary Art
5 / 5
Рулоф Лау. Соул-Сити (Пирамида из апельсинов). 1967 год Roelof Louw / Scottsdale Museum of Contemporary Art
В современном художественном пространстве старинный сюжет о пяти чувствах практически не востребован. Однако в тех редких случаях, когда современное искусство все-таки обращается к этой теме (как на выставке, состоявшейся в 2014 году в Музее современного искусства в Скоттсдейле, США), оно больше не оперирует аллегориями и иносказаниями и даже не взывает к сенсорной памяти, как картины Моленара. Современное искусство пытается апеллировать к органам чувств непосредственно.
Пять «воображаемых скульптур» Джанет Кардифф, Олафура Элиассона, Спенсера Финча, Рулофа Лау и Эрнесто Нето должны, по мысли их создателей, задействовать в зрителе одновременно телесное и ментальное, ощущения и представления: дует производимый вентиляторами ветер, благоухают рассыпанные в сетки пряности, звучит из сорока динамиков сорокаголосный средневековый хорал, мерцает водная стена в темноте, а одну инсталляцию, с рассыпавшимися апельсинами, так и вовсе можно съесть. Вся эта сенсорная вакханалия должна наглядно продемонстрировать, что невозможно свести индивидуальный чувственный опыт всего к пяти знаменателям. Наше осознание пространства, времени, света, звука и прикосновения не только глубоко личностно, но и намного богаче, чем просто поставляемые пятью органами чувств впечатления.
Художники-прерафаэлиты, которые не входили в “Братство”
Альма-Тадема Лоренс (1836 – 1912)
Художник в совершенстве владел техникой масляной живописи. Он умел передать глубину пространства и многочисленные нюансы воздушной среды, эффекты яркого солнечного освещения, ажурную прозрачность теней, складки ткани и фактуру мрамора. По мастерству изображения деталей Альму Лоренсу не было равных среди современников.
Альма-Тадема Лоренс очень любил путешествовать, особенно по Италии. Её природа и тысячелетняя культура служили для художника неиссякаемым источником вдохновения.
Альма-Тадема Лоренс “Под синим ионическим небом” (1903)
Тема античности в творчестве Лоренса занимала главное место. На своих полотнах художник изображал повседневную жизнь греков и римлян. Это могли быть праздники, рынки, термы, интерьеры вилл и простых домов, досуг знати и простых горожан, а также другие сюжеты.
В Италии Лоренс жадно впитывал все мелкие подробности яркой и самобытной жизни, открывшейся ему
Особое внимание он уделял шедеврам архитектуры, скульптурам и прикладному искусству
Картины Альма Тадемы Лоренса
Мастер посетил развалины Помпей, сделал множество фотоснимков, которые впоследствии послужили богатейшим материалом для его полотен. Художник в течении всей своей жизни использовал фотографии в работе над своими картинами и не скрывал этого. Он не обращал внимания на презрительное отношение некоторых коллег и ценителей живописи.
Он был настоящим энтузиастом фотоискусства. Альма-Тадема Лоренс оставил после себя свыше 150 альбомов со снимками, которые сегодня хранятся в университете Бирмингема.
Работы Альма-Тадемы Лоренса: “Колизей” (1896) и “Любимая привычка” (1909)
Почти ни одна картина художника не была обойдена критикой. Лоренса не раз упрекали в легкомыслии и отсутствии моральных установок. Доставалось и его жене Лауре, постоянной модели художника. Критики бесцеремонно обсуждали достоинства и изъяны ее фигуры.
Джон Кольер (1850 – 1934)
По некоторым источникам, художник все же входил в “Братство”. Но информация двояка. Его работы по стилистике и приемам только частично схожи с картинами прерафаэлитов.
Кольер был автором многочисленных полотен на историко-мифологические темы, что помимо манеры, сближает его с прерафаэлитами.
Джон Кольер “Леди Годива” (1898)Художественная галерея и музей Герберта, Ковентри
Сюжет для картины “Леди Годива” художник позаимствовал из народной легенды, согласно которой Годива, жена графа Леофрика, правителя Ковентри, обнаженная, проезжает на коне по опустевшему городу. Она приказала жителям Ковентри закрыть ставни и не выходить из домов, чтобы выполнить условие мужа, обещавшего взамен снизить налоги.
Кольер был также талантливым иллюстратором. Он сделал множество иллюстраций к произведениям английской классической литературы.
La Primavera выражает любовь к садоводству
Это одно из самых известных произведений Боттичелли в галерее Уффици во Флоренции. La Primavera также одна из самых загадочных картин Боттичелли. Из-за того, что на ней изображена группа женщин, которые ходят по небу, как по лугу, эксперты по-прежнему утверждают, что у картины есть аллегорический смысл.
Но есть одна теория, выделяющаяся из всех остальных своей доказательностью и странностью, которая утверждает, что картина — о садоводстве.
Эта версия выглядит правдоподобной из-за умопомрачительной скрупулезности, с какой автор выписывает каждое растение. По официальным оценкам, на картине изображено, по крайней мере, 500 тщательно отрисованных различных растений почти 200 различных видов.
Некоторые полагают, что это были все растения, которые произрастали в 15-м веке во Флоренции и цвели с марта по май. Другие утверждают, что эти растения Боттичелли придумал сам, специально для этой картины.
Так, я попытаюсь эмоционально открыться. Но вдруг я всё неправильно пойму?
Давайте снова проведем черту между классикой и современностью. Классическое искусство — это искусство четких правил, которое не только предписывает художнику, как писать картину, но и зрителю — как на нее смотреть.
Современное искусство не признает этих правил. Необязательно быть искусствоведом и глубоко знать художественный контекст. Не бойтесь быть дилетантами, вы абсолютно свободны в своих интерпретациях!
Задача современного искусства — зацепить вас за живое, вызвать эмоции, заставить задуматься.
Помочь могут экспликационные тексты, те самые карточки-комментарии, которые висят в музеях рядом с картинами и подробно раскрывают внутренний мир художников и их работ. Это не «подсказки для непонятливых», а естественная часть культурных практик.
Знакомство с контекстом современного искусства помогает нам разобраться в собственных впечатлениях, вступить с автором и произведением в диалог. Задача современного искусства — зацепить вас «за живое», вызвать эмоции, задуматься над авторским посылом.
Ссылки по теме
Обыкновенное чудо на Википедии. Есть ссылка для просмотра на канале Мосфильма.
Фильм на сайте кинотеатр.ру. В каментах назвали бессмысленной чушью. Я негодуэ!
Обыкновенное чудо на сайте Рускино. Обсуждают, пишут добрые слова. Обзывают шедевром.
Присмотреть на Озоне:
— DVD Обыкновенное чудо: продвинутое издание, полная реставрация; упрощенное издание.
— 5 DVD: Фильмы Марка Захарова. Лабор ист ест ипсе волюмпас!
— Книга. Е. Шварц. Обыкновенное чудо. Твердый переплет.
— Книга. Евгений Шварц Тень. Обыкновенное чудо. Пьесы.
— Audio CD. Г.Гладков. Обыкновенное чудо / 12 стульев. Отличные песни из отличных фильмов.
Чувства как действия
1 / 2
Аллегории слуха и обоняния. Миниатюра из манускрипта «Малых трудов о природе». Англия, третья четверть XIII векаBritish Library / Harley MS 3487, f. 216
2 / 2
Схема чувств из списка трактата псевдо-Августина «О духе и душе». Начало XIII векаTrinity College Library, Cambridge / MS O.7.16, f. 47r
Появившийся в XII веке полный перевод на латынь «Малых трудов о природе» («Parva naturalia») Аристотеля положил начало другой иконографической традиции в изображении пяти чувств: дело в том, что Аристотель прицельно изучал человеческую физиологию пяти чувств и для иллюстрации его тезисов изображения животных подходили мало. В качестве замены им в иконографии появились человеческие фигуры, выполнявшие некое действие, намекавшее на искомый орган чувств. Так, трубящий персонаж олицетворял слух; смотрящийся в зеркало — зрение; нюхающий цветок или пробующий плод — осязание и обоняние соответственно.
Примечание антрополога:
Изображения пяти чувств встречаются и до Высокого Средневековья (пример — так называемая брошь Фуллера из Британского музея, где зрение, помещенное в центр фибулы, воплощает разум), когда сенсорные концепции Античности были доступны на латинском Западе лишь во фрагментарных переводах с арабского. Но в XII веке Аристотеля заново перевели на латинский с греческого, а сто лет спустя перевели еще раз — и в 1255 году новый перевод вошел в программу Сорбонны. Это вызвало оживленные богословские дискуссии о чувственном познании. Больше всего обсуждался вопрос, как данные внешних чувств перерабатываются в понятия и суждения с помощью разума (sensus communis) и, наоборот, как фантазия и мышление создают чувственные ощущения. Аргументы теологов сталкивались с контраргументами медиков, которые основывались на другой, прикладной интерпретации античных представлений о чувствах Средневековая медицина (например, Салернская школа) опиралась на физиологическое учение главных врачей классической древности, Гиппократа и Галена, и рассматривала чувства как индикаторы болезненных симптомов и лекарственных свойств.. В медицине зрение постепенно получало все более важную роль в диагностике болезней: основные симптомы предлагалось определять именно с помощью зрения (de visu). Это примиряло врачей и богословов: и в познании божественных истин, и в понимании телесных знаков у зрения оказывался приоритет.
Притча о достоинстве
Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать: – Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий. Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри. – Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны. Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.