Сходства
Рассматриваемые направления живописи отличаются большим количеством схожих характеристик. К ним, в частности, относят следующее:
- Оба направления представляют собой важные художественные движения, которые появились во Франции в конце девятнадцатого века.
- Художники, которые относятся к этим движениям, обладали схожими характеристиками. Они применяли предметы из реальной жизни, пользовались яркими оттенками для создания картин, делали характерные мазки, отображали толстые слои красок.
- Оба направления восхищают ценителей во всем мире. Они считаются одними из наиболее известных стилей живописи.
Представители направления
Основателем пуантилизма был Джорж Сера, получивший образование в Школе изящных искусств в Париже. Традиционный классический художник отверг импрессионизм, в пользу научного метода, который он разработал около 1884 года и назвал «хромолюминаризм». На основе научной теории цвета французского химика Шевреля а также американского физика Огдена Руда. Метод применялся ранее, но систематически применять его как основной способ рисования изображений на полотне начал именно Сера. Главным учеником Сера был бывший импрессионист Поль Синьяк. Пейзажиста Синьяка привлекли методы пуантилизма и дивизионизма, и после смерти Сера в 1891 году, он продолжил дело учителя. Кроме картин маслом и акварелью, он создал офорты, литографии, работы пером, чернилами. Интересно, что Синьяк был одним из первых покупателей полотна Анри Матисса.
Синьяк не только стал наследником стиля Сера, но и экспериментатором – он работал с расстоянием между точками, изучая особенности его влияния на восприятие мозаичного изображения глазом. На полотнах Сера точки расположены на одном расстоянии, у Синьяка – они приближаются и отдаляются друг от друга.
Результат экспериментов художника – создание динамичных, объемных изображений путем рисования точек на разном расстоянии.
Другие известные представители стиля:
Шарль Ангран
Экспериментировал с основными приемами направления. В некоторых работах он использовал тонкие, маленькие точки краски. В других – он использовал большие мазки краски, чтобы получить специфический эффект.
Максимилиан Люс
Французский неоимпрессионист, использовали пуантилизм во многих произведениях. Его самые известные картины – серия работ «Нотр-Дам».
Тео Ван Рейссельберге
Написал несколько картин с использованием техники пуантилизма. Наиболее известная и знаковая работа – портрет его жены и дочери. Техника художника развивалась в направлении увеличения мазков, их более грубой передаче.
Винсент Ван Гог
Эксперименты с пуантилизмом принадлежат Винсенту Ван Гогу – с использованием точечной техники написан автопортрет в 1887 году.
Чем отличается?
Для рассматриваемых стилистических направлений характерны определенные особенности и отличия. Они касаются целого ряда аспектов.
Основное внимание
В работах импрессионистов основное внимание уделяется современным пейзажам и городской жизни. Они обращали максимум внимания свету и цветовым решениям
При этом постимпрессионисты применяли другой подход. Они использовали более формальный порядок, уделяя максимум внимания символическому наполнению своих работ.
Место нанесения
Свои шедевры импрессионисты создавали на свежем воздухе. Постимпрессионисты предпочитали завершать работы в студии.
Вдохновение
Импрессионизм стал основой для появления и развития постимпрессионизма, кубизма и фовизма. Постимпрессионисты создали базу для возникновения современных направлений в искусстве.
Эмоции
Импрессионисты не ставили эмоции и настроение во главу угла
Основное внимание они уделяли концентрации на предмете. Постимпрессионисты уделяли максимум внимания эмоциональному аспекту
Потому их картины переполнены эмоциями и чувствами.
Внешний вид предмета
Представители импрессионизма предпочитали выделять значение тепла объекта и стремились отразить этот принцип в своих работах. Постимпрессионисты не придавали предметам столь высокой значимости. Максимум внимания они уделяли символическому содержанию.
«Натурщицы»
Это третья крупная работа Сера и вторая, полностью выполненная в технике дивизионизма. Большой размер полотна подчеркивает крошечный размер точек, позволяя детально рассмотреть процесс создания картины. Разноцветные точки, сливаясь, рождают нужный оттенок. На картине изображена одна модель в трех разных позах — она раздевается, позирует и одевается на фоне «Гран-Жатт», висящей на стене.
Вероятно, Сера хотел продемонстрировать таким образом, что его техника пригодна для изображения традиционных объектов живописи не в меньшей степени, чем любые другие приемы импрессионистов. По полу разбросаны предметы, изображенные на картине «Гран-Жатт», — шляпки, туфли, зонтики и маленькая корзинка с цветами.
«Натурщицы», Жорж Сера, 1888, холст, масло
Поделиться ссылкой
Отличия от постимпрессионизма, романтизма, модернизма и реализма
Его часто путают с другими направлениями в живописи, однако есть принципиальные различия между этими течениями. Постимпрессионизм появился уже после, и в начале также подвергался критике в творческих кругах. В отличие от импрессионистов, художники стали придавать значение не только красоте, но и содержанию. Живописцы старались совместить эстетическую составляющую и значение. Темы для картин становятся более возвышенными.
Основное отличие импрессионизма от романтизма — в сюжетах. Художники отвергали накал страстей, драмы в своих картинах. Они сконцентрировались на написании повседневных сюжетах
Импрессионисты старались «упростить» содержание, сосредотачивая свое внимание на красоте момента. Героями их картин выступали не прекрасные дамы или мятежные герои, а обычные люди
Без импрессионизма могло не быть модернизма. Во многом благодаря смелости французских художников второй половины XIX века появились новые направления в искусстве. Модернизм отличается от импрессионизма более радикальными художественными принципами. Если для Моне и других важнее всего красота и чистота красок, то для Пикассо и Дали важнее форма и передача эмоционального состояния художника.
Последователи реализма изображали на своих картинах действительность без прикрас. По их работам можно увидеть, как жили люди в определенную эпоху. Для реалистов главная задача — точное отражение действительности. Для импрессиониста важнее всего передать красоту и мимолетность действия. Они тоже рисовали обыденные сюжеты, но старались сделать свои картины более солнечными, уютными и эстетичными.
В каждом направлении можно заметить изыскания живописцев, чьи эксперименты повлияли на становление импрессионизма. Из поклонников романтизма выделяют Эжена Делакруа, в реализме — Густава Курбе. Молодые художники многое почерпнули в работах Жана-Батиста Камиля Коро, Эжена Будена, Йохана Бартольда Джонгкинда.
Отличие импрессионизма от других направлений
Параллельно со стилем, вызвавшим такие жаркие дискуссии в обществе, развивались и другие направления. Постимпрессионизм и экспрессионизм нашли почитателей в разных странах.
Критики сравнивают импрессионизм и постимпрессионизм. Постимпрессионисты передавали не только сиюминутные впечатления от увиденного. На их полотнах отражаются длительные состояния. Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген использовали различные техники, но отталкивались в своем творчестве от импрессионизма.
Берта Моризо “Игра в прятки”
Импрессионизм и экспрессионизм нередко путают, но это обусловлено в основном схожестью названий. Разница значительная. Экспрессионизм появился через 40 лет. Художники поднимают тему несовершенства мира – человек на их полотнах чувствует себя неуютно в уродливом мире. Это течение считают пессимистичным, ведь его переполняют апокалиптические идеи. Пропорции осознанно удлиняются, а краски используются резкие и драматические.
Чем импрессионизм является для ценителей искусства сегодня? Солнечные краски настраивают на позитивный лад и помогают с помощью живописи подкорректировать отношение к действительности. Бессюжетные картины отличаются легкостью и воздушностью, учат ценить каждый момент и любоваться окружающим с удовольствием.
Читайте далее:
Магические украшения от Юлии Чумаченко
Почему постимпрессионизм называют «размышлением с кистью в руках»?
Магия и геометрия: как в живописи 20 века появился кубизм
Что такое сюрреализм?
Художник Jean Marc Janiaczyk
Художник Александр Шилов
Художники импрессионисты
Среди импрессионистов много громких имен, таких как: Огюст Ренуар, Камиль Писсаро, Клод Моне, Альфред Сислей, Эдуард Мане, Берта Моризо и Фредерик Базиль.
Альфред Сислей, Андерс Цорн, Анри Матисс, Антуан Бланшар, Архип Куинджи, Берта Моризо, Ги Роуз, Гюстав Кайботт, Джон Генри Твахтман (Tуоктмен), Джон Сингер Сарджент, Джузеппе Де Ниттис, Джулиан Олден Вейр, Ева Гонсалес, Игорь Грабарь, Иоаннис Алтамурас, Камиль Писсарро, Клод Моне, Константин Коровин, Константинос Воланакис, Корнелис Вреденбург, Макс Либерман, Мэри Кассат, Огюст Роден, Пьер Огюст Ренуар, Роберт Джулиан Ондердонк, Теодор Клемент Стил, Теофрастос Триантафиллидис, Уиллард Меткалф, Уильям Джеймс Глакенс, Уильям Меррит Чейз, Уолтер Сикерт, Федерико Дзандоменеги, Филип Уилсон Стэр, Фриц Таулов, Хоакин Соролья, Чайльд Гассам, Эдгар Дега, Эдмунд Чарльз Тарбелл, Эдуард Мане, Эжен Буден, Эммануэл Заирис, Юлиус Леблан Стюарт.
История
1860 год считается началом импрессионизма, в силу того, что именно с этого момента молодое поколение художников ищет новые пути в развитии стиля.
Происхождение названия
В 1874 году проходит первая выставка импрессионистов. Там выставляли свои картины 30 художников, в общей сложности около 165 картин.
Философия импрессионизма
Философские проблемы никогда не затрагивали импрессионистов. Они сосредотачивались на поверхностном восприятии будничности. Им чужды проблемы социального характера – болезни, голод и смерть. Импрессионисты своими картинами представляют только позитивность жизни. В связи с этим в рядах импрессионистов происходит раскол.
Импрессионизм и его преимущества
Главными заказчика на картины, росписи, монументы были высшие слои общества. С ХІХ века аристократы не покупают картины с изображениями труда крестьян, бедности, военных баталий. Они их порицают.
Техника
Импрессионизм отличался от канонов живописи не только в идейном, но и в техническом плане. Импрессионисты заменяют контур контрастными и раздельными мазками. Солнечный луч расщепляют на составные: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Этих цветов семь, но синий и голубой – схожи, поэтому, их количество сводят к шести.
Цвета подразделяют на первичные и сдвоенные. Сдвоенные краски являются дополнением друг друга:
- желтый – фиолетовый;
- красный – зеленый;
- голубой — оранжевый.
Разделение цветовой гаммы дало возможность художникам не смешивать краски, а получать нужный оттенок и цвет правильно накладывая их на холст. Это послужило отказом от применения черного цвета в картинах импрессионистов.
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Импрессионизм в живописи
2.9 (57.14%) 7 голос(ов)
История возникновения
Происхождением импрессионизм обязан кризису, наступившему в живописи середины XIX века. Несмотря на обилие стилей, изобразительному искусству не хватало свежих веяний и легкости, недоступной классицизму.
Символисты пытались найти новые методы и приемы, позволяющие не только изобразить осязаемый мир, но и дать намек на существование чего-то невидимого за гранью восприятия. Но импрессионизм ушел еще дальше от классики, отступив как от техники изображения, так и от транслируемых идей.
Основателями нового изобразительного жанра принято считать творческую компанию, сложившуюся вокруг Эдуарда Мане, в которой присутствовали Моне, Сезанн, Дега, Базиль, Ренуар, Писсарро, Моризо.
Самые первые картины импрессионистов выставлялись в «Салоне Отверженных». Эта выставка была создана приказом Наполеона III для работ, которые не были приняты Парижским Салоном. Сперва они подвергались резкой критике, но постепенно получили общественное признание и доступ к главной галерее Парижа.
Позже импрессионисты устраивали собственные выставки, всего их было проведено восемь. Идея проведения первой принадлежит Ренуару.
Поль Синьяк (1863-1935 г.)
Отказавшись от карьеры архитектора, Синьяк в 19 лет обращается к живописи и посещает мастерскую Бинга. В 1884 г. он выступил одним из организаторов создания Общества независимых художников и его ежегодных выставок, получивших название Салон Независимых. На первой же выставке художник знакомится с Жоржем Сёра и его художественным методом — пуантилизмом. Отныне и до конца жизни он верный приверженец и теоретик пуантилизма, легшего в основу нового направления в искусстве — неоимпрессионизма. Он много работает, принимает участие в различных художественных выставках во Франции и за границей, даже в Нью-Йорке. В отличие от своих товарищей Синьяк пишет не только маслом, но и акварелью, применяя и в этой технике пуантилистский метод. Главное место в творчестве художника занимал пейзаж. Много путешествуя, он пишет виды Венеции и Константинополя, Парижа и Сен-Тропе. Будучи страстным мореплавателем, Синьяк увлекается морскими пейзажами, гаванями и портами, видами курортов. Его живописная манера отличалась скрупулезностью и тщательностью, с которой художник заполнял пространство картины маленькими квадратиками и мазками, напоминающими мозаичные панно. Синьяк создавал яркие, порой кричащие полотна, добиваясь от красок полной цветовой отдачи.
Ужин.Портрет отца.Жорж Пьер Сёра. |
Сена у острова Гранд-Жатт.Жорж Пьер Сёра.1888 г. |
Разрушитель.Поль Синьяк.1896-1899 г. |
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | R | S | T | U | VА | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я
Константин Коровин
История русского импрессионизма началась с картины «Портрет хористки» Константина Коровина, а также с непонимания и осуждения публики. Впервые увидев это произведение, И. Е. Репин не сразу поверил в то, что работа исполнена русским живописцем: «Испанец! Это видно. Смело, сочно пишет. Прекрасно. Но только это живопись для живописи. Испанец, правда, с темпераментом…». Сам Константин Алексеевич начал писать свои полотна в импрессионистической манере еще в студенческие годы, будучи не знакомым с картинами Сезанна, Моне и Ренуара, за долго до своего путешествия во Францию. Только благодаря опытному глазу Поленова Коровин узнал, что использует технику французов того времени, к которой пришел интуитивно. В то же время русского художника выдают сюжеты, которые он использует для своих картин, – признанный шедевр «Северная Идиллия», написанная в 1892 году и хранящаяся в Третьяковской галерее, демонстрирует нам любовь Коровина к русским традициям и фольклору. Эту любовь художнику привил «мамонтовский кружок» – сообщество творческой интеллигенции, в которое входили Репин, Поленов, Васнецов, Врубель и многие другие друзья известного мецената Саввы Мамонтова. В Абрамцево, где располагалась усадьба Мамонтова и где собирались члены художественного кружка, Коровину посчастливилось познакомиться и работать с Валентином Серовым. Благодаря этому знакомству творчество уже состоявшегося художника Серова приобрело черты легкого, светлого и стремительного импрессионизма, которые мы видим в одной из его ранних работ – «Открытое окно. Сирень».
Портрет хористки, 1883
Северная идиллия, 1886
Черемуха, 1912
Гурзуф 2, 1915
Пристань в Гурзуфе, 1914
Париж, 1933
Общий обзор
Для своего времени движение импрессионистов было радикальным течением в живописи, которое ломало все традиционные правила академического искусства. Импрессионисты начали с того, что отвергли четкие линии и начали накладывать на них мазки краской. Они расширили пространство процесса рисования – вышли из тесной студии обратно в мир. До этого и портреты и пейзажи обычно рисовались внутри помещений, а импрессионисты открыли, что они могут поймать мгновенный эффект от света, если будут снова рисовать на пленере (an plein air – на открытом воздухе). Делая упор на рисование реалистичных сцен из жизни, они старались скорее передать впечатление нежели множество деталей. Они использовали короткие мазки чистой, несмешанной краски, чтобы достичь эффекта интенсивной цветовой вибрации, жизни картины.
В то время, когда творили импрессионисты во Франции, художники в Италии и США также независимо от них открывали для себя искусство пленэра, но именно импрессионисты разработали ряд принципиально новых художественных техник, которые специфичны только для их движения. Хотя импрессионисты и стояли на позиции, что у каждого есть свой способ видеть, их видение – было взглядом внезапности, движения, изменчивости, игры света во множестве ярких и экспрессивных красок. Таким образом, импрессионисты старались передать совсем не то, каким является объект, а то, каким он является нам, то есть впечатление нашего зрения.
В самом начале импрессионисты завоевали любовь простой публики, которая увидела за движением огромный художественный потенциал, хотя критики-современники были далеки от восторга. Следующими были художники, которые согласившись с авторитетом импрессионистов, испытали огромное влияние этого течения. Его можно проследить не только у пост-импрессионистов, но, например, даже у кубистов.
Импрессионизм в России
Долгое время искусствоведы ставили под сомнение существование этого явления среди русских художников. В 1870-е гг. И. Репин, В. Поленов и Ф. Васильев делали акцент на обыденных сюжетах, пробовали отойти от возвышенных идеалов академизма. Однако специалисты называли их эксперименты работой в импрессионистической манере. Тогда в России художники не причисляли себя к новаторам в живописи.
В этот период набирает силу социальный реализм. В противопоставлении ему некоторые художники формулируют новый принцип работы. Для них главное — эстетическая составляющая картины, а сюжет приобретает второстепенное значение. Русские художники не стали полностью копировать манеру письма французских живописцев. Они адаптировали их принципы к российским реалиям.
Начало становления импрессионизма в России положило создание картины «Портрет хористки» К. Коровина. Также среди последователей нового течения нужно выделить В. Серова, И. Левитана, А. Куинджи, известного своими морскими пейзажами.
Большой вклад в развитие русского импрессионизма внес Сергей Арсеньевич Виноградов. Он консультировал братьев Морозовых при покупке работ французских художников. Сергей Виноградов был участником выставки передвижников. Период его творчества пришелся на период Гражданской войны в России. В его картинах воссоздана атмосфера счастья, гармонии, которых не хватало в тот непростой период для народа.
Главное отличие от французских импрессионистов — они редко изображали городские пейзажи, предпочитая писать сельские красоты. Их картины можно охарактеризовать как незавершенные, этюдные. Русские художники сумели адаптировать новое французское направление в живописи.
Техника письма и жанры
Мастера импрессионизма первыми отказались от контурного изображения в пользу коротких мазков, лишь символически очерчивающих границы. Разноцветные мазки должны были создавать игру света и иллюзию движения
Цвет здесь имеет большее значение, чем прорисовка деталей, которой внимание почти не уделялось
Характерным является совмещение нескольких техник живописи, эффект отражения одними объектами других.
Важным новшеством было изобретение красок в тубе и отказ от палитры для смешивания цветов. Необходимые оттенки получались при смешивании красок непосредственно на холсте. Зачастую новый слой краски наносился на еще не просохший старый.
Для передачи оттенков использовался весь спектр цветов радуги и все тонкости их удачного совмещения.
Чтобы понять, что изображено на картине импрессиониста, часто следует отдалиться на определенное расстояние, поскольку вблизи обилие оттенков сливается в беспорядочную мозаику.
Отсутствие необходимости в палитре и особых приспособлениях делало художника свободным от мастерской, поэтому импрессионисты часто писали на пленэре, запечатлевая всё увиденное. Это несколько объясняет частый выбор жанра пейзажа, в том числе городского.
Не избегали импрессионисты и портретов, зачастую изображая людей на фоне природы или урбанистических объектов. Натюрморты в импрессионизме встречаются, но реже.