Голландская живопись 17 века
Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар, как на средство наживы, источник спекуляции. Избавившись от непосредственного заказчика – католической церкви или влиятельного мецената-феодала,– художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка. Вкусы буржуазного общества предопределяли пути развития голландского искусства, и художники, выступавшие наперекор им, отстаивавшие свою самостоятельность в вопросах творчества, оказывались изолированными, безвременно погибали в нужде и одиночестве. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта.
Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистических тенденций в живописи, ведущее место в которой заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения.
В каждом жанре существовали свои ответвления. Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), живописцы, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники, изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков; были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов – «завтраков», «десертов», «лавок» и т.п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Но вместе с тем сосредоточение каждого из художников на определенном жанре способствовало отточенности мастерства живописца. Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах.
Становление реалистической голландской живописи проходило в борьбе с итальянизирующим направлением и маньеризмом. Представители этих направлений каждый по-своему, но чисто внешне заимствовали приемы итальянских художников, глубоко чуждые традициям национальной голландской живописи. На раннем этапе становления голландской живописи, охватывающем 1609–1640 годы, реалистические тенденции ярче проявлялись в портрете и бытовом жанре.
История зарубежного искусства ►
Эдди Ван Хален
Эдди Ван Хален родился в Амстердаме и являлся одним из самых известных музыкантов 20-го и 21-го веков. Его также относят к числу самых известных голландцев современности. По версии журнала Rolling Stone, он занял восьмое место среди величайших гитаристов всех времен. Тематический журнал Guitar World поставил его среди величайших гитаристов всех времен.
Ван Хален переехал в Соединенные Штаты, когда ему было всего шесть лет, и с раннего детства проявлял большой интерес к музыке. В 1972 году Ван Хален сформировал группу под названием Genesis, которая вскоре была переименована в Mammoth. Эта группа не имела большого успеха. Через некоторое время Эдди надоело отсутствие в группе хорошего вокалиста, и тогда на эту должность он нанял Дэвида Ли Рота, а группа была названа по его фамилии – Van Halen.
Группа нашла путь к массовому успеху в 1977 году, когда ее взял под свою опеку продюсер Тед Темплман. Они выпустили свой первый альбом в 1978 году и получили признание как одна из величайших рок-групп всех времен. Эдди Ван Хален оказал влияние на стиль многих гитаристов и является одним из величайших «сокровищ» Нидерландов, хоть и провел значительную часть жизни в Америке.
Исторические условия
Людолф Бакхёйзен. «Док Ост-Индской кампании в Амстердаме», 1696 год
Корнелис де Ман. Мануфактура по переработке китового жира
Гербранд ван ден Экхоут. Ботанический кружок за работой.
В 1579 году семь мятежных провинций Нидерландов в городе Утрехт создали так называемую Республику Семи Объединённых Провинций. Во время войны с Испанией ей удалось отстоять свою независимость. Испанские захватчики отомстили убийством 10 000 граждан города Антверпен, что привело к массовой эмиграции в «Объединенные Провинции» с территорий Фландрии, контролируемых Испанией. Вестфальское мирное соглашение 1648 года признало независимость «Объединенных Провинций», которые стали известны как Голландия.
Искусство Голландии логично выросло в искусстве Нидерландов XV—XVI веков, когда они были единым государством. С XVII века прошло государственное и художественное разграничение, что побудило формирование двух национальных художественных школ, единых по происхождению, но разных по признакам. Свой вклад в художественное разграничение внесли и конфессиональные разногласия. Фландрия осталась в лоне католицизма, где религиозное искусство испытывало новый расцвет в XVII в.
В XVII веке голландская нация только начинала свой исторический путь. Именно в этот период произошел решительный разрыв голландского искусства с искусством предыдущей эпохи. Простая жизнь голландских бюргеров порождала примитивные и приземлённые вкусы в искусстве, в работах художников они стремились видеть отражение собственной жизни, лишённой благородства, широкого образования, утончённых вкусов и почитания многих традиций.
Но в начале XVII века тенденция переменилась. Успешно заканчивалась борьба за собственную независимость от могущественной империи Испании. Самоутверждение было присуще и поведению жителей, и национальному искусству, активно освобождавшемуся от религиозных ограничений, которые шли от католической Испании. Господство протестантизма привело к значительному сокращению заказов на религиозную живопись, и, одновременно, к взрывному распространению светских по тематике жанров. Именно в искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт, подобного которому не знали даже выдающиеся центры искусства в Италии или Франции. Искусство Голландии XVII века стало своеобразным феноменом в художественной ситуации Европы XVII века. Путём, проложенным художниками Голландии, пойдут художники других национальных художественных школ Европы.
Такое видение направило голландских живописцев к новой разновидности художественного реализма, который постепенно появился во всех художественных жанрах — портретах, интерьерах, пейзажах, натюрмортах. Мода на эти работы приобрела невиданный размах среди всех слоёв общества, что породило колоссальный спрос на картины. Именно эти события привели к тому, что XVII век стал «золотым» для голландского искусства.
Активное усвоение научных исследований, технических навыков, изучение природных явлений, природных ресурсов океана и отдалённых уголков мира, колониальные войны и эмиграция из страны — характерные признаки XVII века. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Если в XVI веке насмехались над алхимиками, в XVII веке видное место заняли изображения кабинетов, где работают богословы, ботаники, астрономы — теперь уже без едких намёков на насмешки. Получили распространение посещения анатомических театров. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Сюжетами картин голландских художников становятся также Ост-Индская кампания, мануфактуры по переработке китового жира, заседания ботанических обществ. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Нек.
Ян ван Нек создал серию портретов доктора и коллекционера анатомических препаратов Фредерика Рюйша. Его коллекция была хорошо известна в Голландии, которую посещали и местные жители, и иностранцы. За фантастическую цену в 30 000 гульденов эту коллекцию приобрёл для Санкт-Петербурга в 1717 году русский царь Пётр I. Коллекция попала в Кунсткамеру.
Начало развития
В 1648 году Голландия получила независимость, однако за образование нового государства Нидерландам пришлось претерпеть акт мести со стороны Испании, уничтожившей около 10 тысяч человек во фламандском на тот момент городе Антверпене. Вследствие резни жители Фландрии эмигрировали с территорий, контролировавшихся испанской властью.
Исходя из этого, логично будет признать, что толчок к независимым голландским художникам исходил именно из фламандского творчества.
С XVII века происходят как государственные, так и художественные ответвления, что приводит к образованию двух, разграниченных по национальности школ искусств. Они имели общее происхождение, но в признаках достаточно сильно различались. Пока Фландрия оставалась под крыльями католицизма, Голландия испытывала на себе абсолютно новый расцвет, начиная с XVII столетия.
Известная культура Нидерландов
Нидерланды дали миру известные фамилии живописцев и философов, спортсменов и математиков. Культура Нидерландов богата наследием, которое доступно для восхищения всему миру. Каждый школьник знает из курса математики про систему Декарта, но никто не делал акцент, что этот француз – физик и математик – делал научные открытия в Нидерландах. Живопись Ван Гога и Рембрандта оценивается в миллионах евро и хранится в музейных галереях Амстердама. Философские работы Спинозы являются предметом изучения в университетах, а оригиналы его работ хранятся в центральной библиотеке Амстердама. Можно сказать, что культура этой страны принадлежит всему миру…
Оценки
- В общей истории 1702 год иногда знаменует собой конец Золотого века, дата, подходящая для живописи. Слайв, который избегает этого термина (см. стр. 296), делит свою книгу на две части: 1600–1675 (294 страницы) и 1675–1800 (32 страницы).
- Ян Стен был мытарем, у Элберта Кейпа была богатая жена, которая позволяла ему посвятить себя живописи, как и другим, хотя Карел Дюжарден , похоже, оставил жену, чтобы продолжить свою работу. См. их биографии в MacLaren. Специалист по рыбе Джейкоб Гиллиг работал надзирателем в Утрехтской тюрьме, недалеко от рыбного рынка. . Среди тех, кто потерпел банкротство, были: Рембрандт, Франс Хальс, Ян де Брей и многие другие.
- Franits, 217 и сл. о 1672 г. и его последствиях.
- ↑ Фукс, 43 года
- Прак, 241
- Ллойд, 97 лет.
- Фукс, 76 лет.
- Сливе, 13-14
- Фукс, 62-69
- , 65. Голландские художники 17-го века включают Авраама Блумарта и Герарда ван Хонтхорста из Утрехта, а также Яна Стена, Паулюса Бора , Якоба ван Велсена , а также Вермеера, который, вероятно, обратился в христианство после женитьбы. .
- Сливе, 22-4
- Фукс, 69-77
- Эккарт, 17 н.1 (на стр. 228).
- Шоу-Тейлор, 22-23, 32-33 о портретах, со ссылкой на 33
- Эккарт, 118
- Эккарт (ensayo de Marike de Winkel), 72-73
- Другая версия в Эпсли-Хаусе , с другой композицией, но с использованием большинства тех же морализаторских объектов, обсуждается Франитсом, 206–209.
- Слайв, 123
- Франиц, 24-27
- Франиц, 34-43.
- Слив, 190 (другое), 195-202
- ↑ Взято из работ Алларта ван Эвердингена , который, в отличие от , посетил Норвегию в 1644 году. Slive, 203
- Слив, 273-6
- Макларен, 79 лет.
- Слайв, 279-281. Фукс, 109 лет
- И еще о нескольких см. Slive, 128, 320-321 и index, и Schama, 414. Самым выдающимся художником того периода была Джудит Лейстер.
- , 11–15, 23–4 и passim , а также списки отдельных художников.
- Reitlinger , 483-4, мимоходом.
- Рейтлингер, I, 11-15. Цитата стр.13
- Слайв, 225
Основные темы
Большинство живописцев специализировалось на каком-либо жанре. Популярны были исторические полотна, изображавшие события и подвиги прошлого, библейские, мифологические, литературные или аллегорические сюжеты. Пейзажи вызывали особое восхищение, если на них были запечатлены узнаваемые места. Прекрасно продавались серии картин, изображавших одно и то же место в разное время года, и морские виды. В моде были и жанровые сцены, где люди занимались своими повседневными делами, — унаследованный от мастеров раннего северного Ренессанса сюжет.
Зачастую художники помещали в композицию символические «ключи», имевшие определенный поучительный смысл, и поиск таких скрытых «наставлений» создавал дополнительный интерес у покупателя. Завораживающие своим реализмом детали натюрмортов демонстрировали ценность подлинной жизни и мимолетную природу тщеславия и суеты. Но наиболее распространенным жанром были, пожалуй, портреты, ибо преуспевающие представители среднего класса стремились сохранить свой образ для потомков.
В это время появилось беспрецедентное количество выдающихся художников — Рембрандт (1606-1669), Франс Хальс (около 1580-1666), Рейсдаль (около 1602-1670), Стейнвик (около 1612-1659), Де Хоох (1629-1684) и Вермеер (1632-1675).
Ре́мбрандт Ха́рменс Ван Рейн
Франс Хальс
Якоб Ван Рейсдал
Питер де Хох
Йоханнес Вермеер
Представители Эпохи
К эпохе Золотого века относятся такие писатели, как:
- Ф.М. Достоевский;
- А.С. Пушкин;
- И.А. Гончаров;
- Н.В. Гоголь;
- Л.Н. Толстой;
- Н.М. Карамзин;
- М.Е. Салтыков-Щедрин;
- И.С. Тургенев;
- А.П. Чехов;
- А.С. Грибоедов;
- Е.А. Баратынский;
- В.А. Жуковский;
- И.А. Крылов;
- В.К. Кюхельбекер;
- А.И. Одоевский;
- К.Ф. Рылеев и другие талантливые писатели.
В русской литературе XIX века отчетливо прослеживается влияние европейского романтизма того времени. Ярким представителем жанра являлся поэт Байрон, творчеством которого был вдохновлен известный русский писатель А.С. Пушкин.
А.С. Пушкин
Пушкин Александр Сергеевич является гением литературы Золотого века. По мнению многих историков, родоначальник русского литературного слова играл роль лирического новатора и талантливого рифмоплета. Пушкин одним из первых авторов смешал языковые жанры и проводил эксперименты со стилями. Развитие классического реализма наблюдается в произведениях писателя, в которых описывались окружающий мир, явления, события, мысли, философия человека. Известный писатель вдохновлял своим творчеством многих начинающих поэтов того времени.
А.П. Чехов
Драматургический жанр является неотъемлемой частью Золотого века русской классики. Ярким представителем уникального литературного жанра является Антон Павлович Чехов. Пьесы талантливого автора с момента создания и по сегодняшний день ставят во многих театрах по всему миру. Тонкая сатира позволяла писателю высмеивать пороки человеческой сущности, выражать презрение к недостаткам дворянских сословий.
Н.М. Карамзин
Проведенная Н.М. Карамзиным реформа русского литературного языка оказала значительное действие на поэзию XIX века. При этом в качестве образца грамматики использовался французский язык, а от использования церковного славянского языка было решено отказаться в пользу современных средств русского языка.
М.Ю. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов считается мистическим поэтом Золотого века, который обладал широкой душой и глубоким внутренним миром. Характерными особенностями произведений великого автора являются символичность, тайный подтекст и философия, отражающие переживания главных героев, их мысли и стремления. Наиболее часто в произведениях поднимается тема проблемы одиночества и духовного дисбаланса в формате жанров романтизма и реализма.
В.А. Жуковский
Василий Андреевич Жуковский известен, как один из основоположников романтизма в литературе. Произведения автора отличались задушевной романтикой и трепетной мечтательностью. Стихи помогали читателю отстраниться от серой обыденности, погрузиться в возвышенный мир чувств. Творчество Жуковского повлияло на становление великих писателей, включая А.С. Пушкина.
А.С. Грибоедов
Александр Сергеевич Грибоедов входил в круг суровых судей аристократии. В произведениях автора прослеживается презрение к высшим слоям общества, их тщеславию, эгоизму, лицемерию и моральной распущенности. Особенностью литературных творений писателя является отказ от романтизма в пользу реализма. Масштабная комедия, написанная автором, затмила все последующие произведения. Однако, Грибоедов на долгое время сохранился в памяти народа, как талантливый человек с уникальной личностью и яркой писательской судьбой.
Спорт Нидерландов
Футбол любят во многих странах мира, но Нидерланды по уровню футбола входят в десятку лучших команд мира. Спорт Нидерландов богат известными именами в теннисе, конькобежном спорте, хоккее, гольфе.
0%
Для чего был сделан Колокол Свободы – один из известных символов Америки?
Чтобы напоминать о церковных службах
Созывать жителей города
Оповещать о пожаре
Оповещать о смерти одного из жителей
Правильно!
Неправильно!
Проверь себя, насколько хорошо ты знаешь достопримечательности мира
Недостаточно знаний!
Не расстраивайтесь! Скорее всего, вы когда-то слышали об этих необычных местах и достопримечательностях, но никогда не посещали их лично. У вас все еще впереди! Пройдите тест еще раз и закрепите свои знания.
Хороший результат!
Наверняка многие достопримечательности мира вам знакомы не понаслышке. Вы можете пройти тест еще раз и увеличить свои баллы до максимума.
Потрясающие знания!
Поздравляем! Вы имеете достаточно знаний о мировых достопримечательностях. Продолжайте в том же духе и переходите к следующим тестам.
Пройди снова!
Посмотреть другие тесты
Яндекс Новости |
Google Новости |
Наука
Активное развитие науки переходного периода от Средневековья к Новому времени позволило сделать множество открытий и подарить миру имена ученых, которые способствовали появлению технологий, знаний и умений для создания сложных механизмов.
Идеалом стал возврат к ценностям, характерные черты которых – гуманизм, просветительство, развитие и совершенствование. Культура повлияла на взгляды и мировоззрение людей, изменила общество. Если ранее в основе лежали церковные постулаты, то во времена Ренессанса – исследования, опыты, знания.
Одной из основных теоретических проблем в науке этого периода стало электричество и магнетизм. Основателем исследований является Уильям Гилберт. По образованию он врач, но в круг его интересов входила и магнитная философия.
Именно Гилберт выдвинул предположение, что наша планета — круглый магнит, географические полюса которого совпадают с магнитными. Для доказательства своей теории он изготовил уменьшенную копию Земли из круглого магнита, к которой была прикреплена стрелка. С ее помощью он проводил опыты и исследования магнитного поля планеты.
Другие выдающиеся ученые и деятели науки эпохи Возрождения:
- Николай Коперник – его открытия – настоящая революция в мире науки.
- Джордано Бруно.
- Галилео Галилей.
- Иоганн Кеплер.
Труды ученых позволили лучше узнать, как устроены земные объекты. Открыть закономерности косметических тел и явлений. Механика, технология, физика – все эти науки активно развивались в период Ренессанса.
Образование и наука
Фундаментом для развития культуры стала популяризация образования и воспитания молодёжи. Утомлённые войной и революцией люди хотели утолить жажду новых знаний, поэтому представители власти были вынуждены ввести единую систему образования. Она была достаточно продумана, чтобы обеспечить необходимыми навыками всех граждан в зависимости от их сословия. Обучение состояло из четырёх методик. Школы делились на:
- Церковно-приходские. Они состояли из одного класса, в котором проходили обучение представители низших слоёв населения.
- Уездные училища. Двухгодичную программу были обязаны освоить мещане, купцы и горожане.
- Губернские гимназии. Провести четыре года в стенах школы могли себе позволить только дворяне.
- Университеты и прочие высшие учебные заведения были построены для богатых людей, составлявших элиту общества.
Результат, полученный в конце XIX столетия, можно охарактеризовать как залог образованной и процветающей нации. На тот момент уже были основаны 63 высших учебных заведения, количество студентов в них превышало 30 тыс. человек. Для женщин образование стало доступным с 1819 года. Реформа, отменившая крепостное право, послужила своеобразным катализатором для продвижения системы обучения. Во второй половине столетия количество грамотных людей возросло с 7 до 22%, что увеличило количество учёных и изобретателей.
Позже репутация
Филипс Вауверман , Путешественники в ожидании парома (1649).
Огромный успех голландской живописи семнадцатого века означал, что ни один голландский художник в течение следующих двухсот лет не был известен за пределами Нидерландов. Даже в самом XVII веке, в конце, живые художники жаловались, что публику больше интересуют мертвые мастера.
Хотя бы из-за огромных объемов производства голландская живопись в стиле барокко всегда составляла значительную часть коллекций живописи старых мастеров . Однако его репутация со временем менялась, за исключением постоянного восхищения Рембрандтом . Другие художники претерпели резкие изменения в цене и оценке критиков. В конце периода некоторые финшильдеры , работавшие в Лейдене, пользовались высокой репутацией, но с середины 19 века более ценятся реалистические работы. Вермеер был спасен от почти полной безвестности в 19 веке, когда некоторые из его работ были приписаны другим; но тот факт, что так много его работ уже находились в больших коллекциях, часто приписываемых другим художникам, показывает, что качество отдельных картин признавалось, даже если его работа в целом игнорировалась.
Во второй половине 18 века приземленный реализм голландской живописи был « вкусом вигов » в Англии, а во Франции ассоциировался с просветительским рационализмом и стремлением к политическим реформам. В 19 веке, с почти всеобщим уважением к реализму и возможным упадком иерархии жанров , современные художники начали заимствовать у художников жанра как их реализм, так и их использование объектов в повествовательных целях, и рисовали похожие предметы. себя, культивируя все жанры, пионерами которых были голландцы.
В жанре пейзажа итальянские художники были самыми влиятельными и уважаемыми в 18 веке, но Джон Констебл был среди тех романтиков, которые осуждали их за их искусственность, предпочитая тональных и классических художников. На самом деле обе группы оставались влиятельными и популярными в 19 веке.
Франс Халс
Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпене в семье ткача. В юношеском возрасте он приехал в Харлем, где и жил почти безвыездно до самой смерти (в 1616 г. он посетил Антверпен, а в середине 1630-х гг. — Амстердам). О жизни Халса известно немногое. В 1610 г. он вошел в гильдию Св. Луки, а в 1616 г. — в камеру риторов (актеров-любителей).
Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. В XV-XVI вв. в живописи Нидерландов существовала традиция писать портреты лишь представителей правящих кругов, известных людей и художников. Искусство Халса глубоко демократично: на его портретах мы можем увидеть аристократа, зажиточного горожанина, ремесленника и даже человека из самых низов. Художник не пытается идеализировать изображаемых, главное для него — их естественность и неповторимость. Его вельможи держат себя так же раскованно, как и представители низших слоев общества, которые на картинах Халса изображены жизнерадостными людьми, не лишенными чувства собственного достоинства.
Ф. Халс. Портрет молодого человека с черепом в руках. Ок. 1626-1628 гг.
Большое место в творчестве живописца занимает групповой портрет. Лучшими работами этого жанра стали портреты офицеров стрелковой роты Св. Георгия (1627) и стрелковой роты Св. Адриана (1633). Каждый персонаж на картинах имеет свою яркую индивидуальность, и в то же время эти произведения отличаются целостностью.
Халс писал также заказные портреты, на которых в непринужденных позах размещены состоятельные бюргеры и их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626; «Портрет Хетхейсена», 1637). Образы Халса живые и динамичные, кажется, что люди на портретах разговаривают с невидимым собеседником или же обращаются к зрителю.
Яркой выразительностью и непосредственностью отличаются представители народной среды на портретах Халса. В изображениях уличных мальчишек, рыбаков, музыкантов, посетителей кабаков чувствуется симпатия и уважение автора. Замечательна его «Цыганка». Удивительно живой кажется улыбающаяся молодая женщина, лукавый взгляд которой направлен на невидимого зрителям собеседника. Халс не идеализирует свою модель, но образ веселой, растрепанной цыганки восхищает своим задорным очарованием.
Очень часто портреты Халса включают элементы жанровой сцены. Таковы изображения детей, поющих или играющих на музыкальных инструментах («Поющие мальчики», 1624-1625). В таком же духе исполнена знаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлеме содержательницу харчевни, которую посетители за глаза называли харлемской ведьмой. Художник почти гротескно изобразил женщину с огромной пивной кружкой и совой на плече.
Франс Халс. Цыганка. Ок. 1630 г.
В 1640-х гг. в стране намечаются признаки перелома. Прошло всего несколько десятилетий после победы революции, а буржуазия уже перестала быть прогрессивным классом, опирающимся на демократические традиции. Правдивость живописи Халса больше не привлекает богатых заказчиков, которые хотят видеть себя на портретах лучше, чем они есть на самом деле. Но Халс не отказался от реализма, и его популярность резко упала. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Строже и спокойнее становится его палитра.
В возрасте 84 лет Халс создает два своих шедевра: групповые портреты регентов (попечителей) и регентш приюта для престарелых (1664). Эти последние работы голландского мастера отличаются эмоциональностью и яркой индивидуальностью образов. От изображений регентов — стариков и старух — веет печалью и смертью. Это ощущение подчеркивает и колорит, выдержанный в черных, серых и белых тонах.
Умер Халс в 1666 г. в глубокой бедности. Его правдивое, жизнеутверждающее искусство оказало большое влияние на многих голландских художников.
Периоды
Зарождение – XIV век, страна – Италия. Исследователи и ученые не могут определиться с точными временными рамками эпохи. Каждый период приблизительный, поскольку страны входили в Ренессанс постепенно. Связано это с отставанием в социально-экономическом развитии, различиями во взглядах и суждениях.
Примерными датами можно назвать XIV- XVI столетия. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры. Религиозные взгляды уступают место гуманизации.
Возрождается интерес к античности и всему, что с ним связано. Внедрение в европейский мир античных элементов привнесло в культуру и искусство яркие мотивы, которые и сделали произведения незабываемыми. В это время появляется человек эпохи Возрождения – целеустремленный, вдохновленный, стремящийся к открытиям.
Начальные признаки эпохи Ренессанса стали заметны обществу ему в XIII-XIV веках, но твердые позиции появились в 20-х годах XV века. В Эпохе Возрождения принято выделять 4 основных периода:
- Проторенессанс.
- Раннее Возрождение.
- Высокое Возрождение.
- Поздний Ренессанс.
В каждом периоде появлялись новые веяния и стремления, позволяющие совершенствоваться и развиваться.
Проторенессанс – период, который относится к XIII-XIV векам. Появление отмечено в Италии.
Время подготовки к Возрождению подразделяется на еще 2 подэтапа – время жизни и смерти ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника Джотто ди Бондоне. В этот период на искусство оказывали влияние средневековые мотивы – готика и романтизм, а также византийские традиции.
Бурное развитие было остановлено эпидемией чумы, которая накрыла все Европу. Джотто был первым, кто наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло основное развитие Ренессанса.
Следующим был период раннего Возрождения. Примерное время развития – 80 лет. Ученые относят к нему 1420-1500 годы. В искусстве еще прослеживались веяния средневековой культуры и традиций. Одновременно активно добавляют элементы, позаимствованные у классической древности – Античности.
Условия социальной среды, взгляды и стремления быстро меняются. Основной концепцией в искусстве становятся именно античные элементы. Главной личностью, мастером на этом этапе стал живописец Мазаччо, рожденный во Флоренции. Взяв за основу идеи и взгляды предшественников, он принес в свое творчество практически осязаемую скульптурность фигур и образов на холстах картин.
Следующий этап — период высокого Возрождения. Считается пиком Ренессанса. Время – 1500-1527 годы. Развитие культуры позволило перенести центр культуры из Флоренции в Рим. Скачок произошел благодаря вступлению на престол нового Папы Римского — Юлия II.
У него были смелые и прогрессивные взгляды, которые позволили в полной мере способствовать расцвету Ренессанса. Благодаря предприимчивости, присутствующей в характере, ему удалось привлечь в Рим ведущих художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время появляются шедевры, которые изменят мир искусства.
Следующий этап – позднее Возрождение. Его временной отрезок 1530-1620 годы. Развитие культуры и искусства в этот период протекает неоднородно и разнообразно. Исследователи и искусствоведы спорят и не могут определиться с основными направлениями в развитии и точными датами.
Часть специалистов указывает, что эпоха Возрождения окончательно угасла с падением Рима. Южная часть Европы погрузилась в Контрреформацию, которая не позволила мыслить свободно и смело, как того требовало Возрождение.
На позднем этапе Ренессанса наблюдался выраженный кризис идей. Возникали противоречия в мировоззрении, которые переросли в маньеризм. Возникший стиль специалисты характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, которая была свойственна смелой эпохе новых устремлений.
Изабелла ПортугальскаяТициан
В Венеции творили Тициан и Палладио. Их произведения не затронули противоречия кризис во взглядах. Увидеть, как смотрели на мир мастера можно на полотне Тициана «Изабелла Португальская».
Голландская культура
В XVII веке новое государство только встало на путь своего развития, полностью разрывая связь с искусством прошедшей эпохи.
Борьба с Испанией постепенно затихала. Национальное настроение стало прослеживаться в народных кругах при отхождении от навязанного ранее властью католического вероисповедания.
Протестантское господство имело противоречивый взгляд на убранство, что привело к сокращению работ на религиозную тематику, и в дальнейшем только сыграло на руку светскому искусству.
Еще никогда до нынешнего времени настолько часто на картинах не изображали настоящую окружающую действительность. В своих работах голландские художники хотели показывать обыкновенную бытовую жизнь без прикрас, изысканных вкусов и благородства.
Светский художественный взрыв породил такие многочисленные направления как пейзаж, портрет, бытовой жанр и натюрморт (о существовании которого не знали даже самые развитые центры Италии и Франции).
Собственное видение голландских художников реализма, выражавшееся в портретных, пейзажных, интерьерных работах и картинах натюрморта, породило интерес всех слоев общества к данному мастерству.
Таким образом, голландское искусство XVII столетия прозвали «Золотым веком голландской живописи», закрепив за ним статус самой выдающейся эпохи в живописи Нидерландов.
Важно знать: существует ошибочное мнение, что голландская школа изображала лишь посредственность человеческого бытия, но мастера тех времен нагло рушили рамки с помощью своих фантастических произведений (например, «Пейзаж с Иоанном Крестителем» Блумарта)