Кто он такой, чёрт возьми, этот Banksy?
Никто точно не знает. Вернее, не так — наверняка кто-то знает, но в этом мире лучше всего продаётся тайна. Недосказанность. Бэнкси сегодня — это бизнес на миллионы долларов. Владельцы произведений Бэнкси, пожалуй, молятся на то, чтобы неопределённость вокруг личности этого экстравагантного творца сохранялась как можно дольше. А то вдруг вылезет что-нибудь вроде «сексуальных домогательств» и все инвестиции рухнут. Общепризнанно, что Бэнкси родился около 1974 года в в английском городе Бристоле и что он мужчина. В 90-е годы стал заниматься граффити.
Запомните навсегда: ударение вот так — граффИти. От слова графит.
Минерал Графит
Благодаря таланту художника и остросоциальной тематике своих рисунков, Бэнкси быстро обрёл популярность сначала в Англии, а затем и во всём мире. Пользуется трафаретами и спрэем, (спрэй-арт) проводит акции острой социальной и политической направленности.
Остросоциальный смысл этого граффити Banksy (ниже) понятен всем.
Однажды Бэнкси запустил по улицам Нью-Йорка вот такой автомобиль с куклами животных, которых мы едим
Куклы издавали естественные звуки и стучали изнутри по бортам машины, привлекая внимание прохожих. Машина делала остановки у мясных ресторанов и магазинов…
Культурный террор
Бэнкси действительно особенный художник. Хотя бы потому что является настоящим террористом от мира искусства. Он называет себя вандалом и гордится этим: «Вы ведь знаете, что хип-хоп сделал со словом «ниггер»? Так вот: я хочу сделать то же самое со словом «вандализм» – вернуть его».
Как бы ни был велик градус сарказма в речах Бэнкси, он действительно верит, что способен изменить мир с помощью своих работ. Но нет – это не высокопарные высказывания о волшебной силе искусства. Как вы уже несколько раз убедились ранее – методы Бэнкси радикальны. Он переворачивает представления людей о самых простых понятиях, обесценивает дорогие для них вещи и жёстко провоцирует власть имущих. Метод Бэнкси – это самый настоящий культурный террор.
И нет, это не часть образа и не затянувшийся перфоманс. Пришедший с улиц художник так и остался изобретательным хулиганом. О крупных выходках мы говорили выше, но наиболее показательны приземлённые истории. Именно они демонстрируют, насколько же Бэнкси прётся от чёрного юмора и трюков на грани.
В 2006 году художник вместе с друзьями по фану изготовил 500 фейковых дисков с «альбомом» Пэрис Хилтон. Вместо музыки записали протяжный звук длиной в несколько минут, а в качестве буклета приложили подборку фотошопных откровенных фото с подписями, высмеивающими гламурную диву. За неделю до выхода реального альбома Пэрис хулиганы подложили в 48 магазинов липовые диски, которые невнимательные работники продавали как настоящие.
С другой иконой моды «вандал» поступил более элегантно. Картина с изображением Кейт Мосс в стиле Энди Уорхолла – одна из самых известных работ Бэнкси. В какой-то момент художник решил, что хорошо бы разместить её в доме Кейт. Непонятно как, но ему удалось пробраться в особняк, пока модель путешествовала. Звезда была ошарашена, когда вернулась и увидела висящую в спальне картину.
Без хулиганства Бэнкси не обходится даже в случае коммерческих предложений. Создание оппенинга к серии «Симпсонов» вроде бы честь для великого шутника. Но и здесь он нашёл возможность для жёсткой критики индустрии развлечений, масс-медиа и рекламы. На середине весёлый ролик резко меняет тон, повествуя о тяготах азиатских детей, вручную рискующих мультик.
Человек творящий
В официальных биографиях о деятельности Паши 183 говорится более сжато – он занимался граффити, уличными инсталляциями и живописью. Заявлять о себе художник начал в конце 1990-х годов. Яркие и точные работы видели миллионы людей, а их автора – единицы. В очень редких интервью Павел упоминал о том, что получил два высших образования – кроме дизайна он учился еще и на юриста.
В середине 2000-х годов у P183 уже сформировался свой оригинальный стиль, сделавший работы узнаваемыми даже для тех, кто далек от современного искусства. За размах таланта и бескомпромиссность Павла уважали и художники из андеграундной среды и те, кто расписывает фасады домов и трансформаторные будки по заказу муниципалитета
Это очень важно, когда автора признают в противоположных сообществах художников
Паша 183 создал десятки смелых работ. Одна из самых известных под названием «Правда за правду» появилась к 20-летию путча – 19 августа 2011 года. Тогда на стеклянных дверях выхода со станции метро «Красные ворота» горожан неожиданно встретили фигуры готовых к атаке ОМОНовцев.
Многие инсталляции P183 были недолговечны – он любил работать с «временными» материалами. Для примера можно назвать слово «Осень», набранное на асфальте из опавших листьев, или те самые очки, нарисованные на снегу с дужкой в виде уличного фонаря.
Как разрешали и запрещали граффити
Если опираться на перевод этого слова, то все, что нацарапано или нарисовано на стенах в пределах видимости, является граффити (множественное число от Graffito). Слово происходит от греческого γράφειν — графеин, что означает «писать». Первые рисунки на стенах появились несколько тысяч лет назад в пещерах, населенных первыми людьми. За этим последовали греки, римляне и египтяне. Эти изображения позволяют получить много исторической информации. Например, граффити на стенах пирамиды в Гизе предполагают, что рабочие в эпоху фараонов любили работать на короля и их не заставляли и не пытали.
Различные стили граффити имеют свои корни и названия. В то время как «тег» — это самый простой вариант написания имени художника, «пьеса» требует, чтобы автор включил в алфавиты стилизованные шрифты с широким диапазоном цветов. Еще одна техника предполагает использование огнетушителя вместо баллончика с распылителем и используется для изготовления меток высотой до 6 метров. Более сложным является «дикий стиль» — форма граффити, обычно включающая переплетенные буквы и точки соединения. Художникам, не занимающимся граффити, зачастую труднее читать эти произведения, поскольку буквы сливаются друг с другом, зачастую неразборчиво.
История граффити связана с сильными политическими и социальными трансформациями. Взволнованная молодежь выходила на протесты и использовала любые средства, необходимые для того, чтобы выразить собственное мнение. Например, в Париже, при забастовках 1968 года стала популярна фраза «L’ennui est contre-révolutionnaire», что означает «Скука контрреволюционна».
Однако такое искусство долгое время не принимали. В Нью-Йорке в 1984 годы городские власти приняли меры и начали ликвидацию граффити по всему городу. Новые рисунки сразу же смывали. Также в 80-ые в Лондоне был создан отдел по противодействию вандализму. В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити — «Philadelphia Anti-Graffiti Network (PAGN)». Власти отметили, что чаще всего рисунки на стенах появлялись в бедных районах городов, то есть они являлись своеобразным отображением уровня жизни людей.
Кто это такой?
У меня нет никакого желания показать себя публике. Я просто пытаюсь сделать так, чтобы мои работы выглядели хорошо, но я не пытаюсь выглядеть хорошо сам. К тому же я просто убежден, что правда может оказаться горьким разочарованием для нескольких 15-летних подростков.
«Кто такой Бэнкси?» – вопрос, набивший оскомину, ответ на который мы узнаем ещё нескоро. Настоящее имя провокатора от искусства давно будоражит умы британцев. Информация о настоящем имени Бэнкси даже продавалась на аукционе, и ставка поднялась почти до миллиона, точнее до 999 999 долларов. Но в последний момент лот сняли с торгов. Почему – тоже загадка, наверное, потому, что это как минимум не этично.
Хотя версий существует много. Ученые Лондонского университета королевы Марии утверждают, что знают имя плохиша – Робин Ганнингэм из Бристоля. Примерно то же самое утверждал желтушный таблоид Mail on Sunday ещё в 2008-м. Они якобы нашли фотографию Бэнкси за работой, и в Бристоле (родном городе художника) рассказали, что настоящее имя Бэнкси – Робин Ганнингэм. Вот так просто, вся страна голову ломает, а в Бристоле каждая собака знает. А потом просто пообщались с родными и друзьями. Как всё просто. Собственно, из-за примитивности доказательств никто не верит даже учёным, обвиняя их в дешёвом пиаре. Хотя люди науки клялись Наукой (с Богом у них нелады), что проводили географическое профилирование и сложный статистический анализ, который применяется в криминологии для поимки преступников. Анализ бристольских работ показал, что Бэнкси рисовал граффити рядом с одними и теми же пабом, жилым домом и игровыми площадками; в Лондоне рисунки появлялись вокруг трех повторяющихся адресов. Правда, они не учли, что рисунки появлялись в разное время и что работы могут вполне не принадлежать художнику, он ведь не Никас Сафронов, делает это не ради денег и свои работы не подписывает. Да и, в конце концов, кто станет верить легендарным «британским учёным»? Опять хернёй занимаются, вместо того чтобы лекарство от рака и врожденной предрасположенности к терроризму искать.
Версий много, даже ещё больше, чем в тайне убийства Кеннеди. Одним из самых распространённых мнений является то, что Бэнкси – это не один человек, а группа художников, эдакий художественный вариант Козьмы Пруткова, по другим – бристольский мясник. Наверное, свои картины желчью и кровью рисует.
Вот такая неэтичная нация: готовы на парочке хлипких фактов раздуть сенсацию и оговорить простого человека. Хотя кто знает, может быть, на фотографии таблоида настоящий Бэнкси: старый, похожий на Шона Пенна и уборщика из местной забегаловки одновременно. Ведь мы долгое время представляли себе парней из «Кровостока» несколько иначе. Во всяком случае, лет на 20 моложе.
Самому Бэнкси попытки развенчать тайну очень не нравятся, потому он категорически нервничает через своих адвокатов и агентов, которые, к слову, сами не знают, кто такой Бэнкси – группа людей или просто таинственный анонимус.
Берлин: начало
Считается, что настоящая родина современного граффити – это Берлин. История началась с Берлинской стены, которая постепенно покрывалась надписями с Восточной и Западной сторон. Визитной карточкой стены стал рисунок «Поцелуй генсека Леонида Брежнева и лидера Восточной Германии Эриха Хонеккера». Фотограф Эдвард Мюррей шесть месяцев потратил на то, чтобы сфотографировать всю Берлинскую стену до ее сноса. Теперь у него есть полная коллекция граффити с Берлинской стены.
Это искусство было и хулиганским и политическим одновременно. Сохранившиеся части Берлинской стены с граффити – это уже символ города, посмотреть на который стекаются миллионы туристов со всех уголков мира.
Германия еще прославилась и тем, что там работают немцы Эдгар Мюллер и Манфред Стадер, которые многие свои проекты делают в стиле 3D- рисунков. Они используют сюжеты эпохи Барокко и Ренессанса. Мюллер и Стадер выиграли множество призов в уличных соревнованиях по граффити, сейчас они даже преподают рисунок в некоторых европейских университетах.
Фото: Manos Matsakis / Flickr
Творчество
Работ Бэнкси действительно великое множество. Самые резонансные из них — своеобразные реплики в ответ на те или иные общественные события и настроения. Так, в 2006 году художник выставил в Лондонском Сохо инсталляцию в виде покореженной красной телефонной будки, «зарубленной» топором. В попытке расшифровать послание зрители разделились на два лагеря. Первые ругали художника за покушение на классический символ Лондона, вторые восхищались изящным способом «поностальгировать» по эпохе живого общения.
Работа Бэнкси «Телефонная будка»
Критикуя всепоглощающую эпоху потребления, Бэнкси рисует распятого Иисуса с пакетами для покупок, плачущую девочку, ведомую за руки двумя символами Америки – Микки Маусом и клоуном Рональдом МакДональдом.
Часты в произведениях (а сегодня их называют уже так) обращения к моральной стороне общества. Ярко иллюстрируют эти посылы работы «Целующиеся констебли» (2004) и «Голый человек» (2006). Первая выполнена в лондонском Брайтоне, рядом с Трафальгар-стрит, и в 2014 году была продана с аукциона в Майями за $ 575 тыс.
Работа Бэнкси «Голубь мира в бронежилете»
Присущи духу Бэнкси и совершенно хулиганские выходки. Например, в 2004 году он нарисовал и напечатал пачку 10-фунтовых купюр, на которых вместо королевы Елизаветы II изобразил лицо трагически погибшей принцессы Дианы. Банкноту украсила надпись «Banksy of England».
Значительную часть работ Бэнкси, как в начале пути, так и сейчас, посвящает вопросам мира, критикуя военные конфликты и политические провокации. Перечислять тут можно много: «Букет» (Иерусалим, 2003), на которой изображен бунтарь, бросающий букет цветов вместо зажигательной смеси; «Голубь мира в бронежилете» (2007), «Девочка с бомбой» (2003).
Работа Бэнкси «Девочка с бомбой»
Как видим, пик граффити-творчества приходится на начало 2000-х годов. В это же время приходит и признание работ Бэнкси. Из уличного хулигана и вандала он превращается в гения социального поп-арта. Картины и рисунки автора охотно скупают знаменитости и коллекционеры всех мастей, они уходят с арт-торгов за баснословные суммы.
Так, в 2008 году работа «Борьба с вредителями», созданная в соавторстве с британским художником Дэмиеном Херстом, продана на аукционе в Нью-Йорке за рекордную сумму в 1 миллион 870 тысяч долларов.
Работа Бэнкси «Борьба с вредителями»
В 2010 году Бэнкси представил авторский документальный фильм «Выход через сувенирную лавку» на международном кинофестивале в Берлине (Берлинале). Главное действующее лицо картины – режиссер, снимающий фильм о граффити-искусстве, беседует с представителями этого жанра. Примечательно, что в кадре появляется сам Бэнкси, однако лицо его скрыто тенью от капюшона.
Выставка Бэнкси «Дисмаленд»
В 2015 году художнику становится тесно в рамках существующего направления, и он инициирует выставку-пародию на «Диснейленд». Бэнкси разворачивает экспозицию в курортном британском городе Уэстон-сьюпер-Мэре и называет ее «Дисмаленд» (английское dismal — «гнетущий, мрачный»).
Антураж «Дисмаленда» действительно создает угнетающее впечатление: вместо ярких дворцов тут обгоревшие руины готических замков, сказочные кареты перевернуты, а бассейны заросли болотной тиной.
Рисунок на стене в Бристоле
Этим летом в журналистской среде разгорелся нешуточный скандал, который был связан с тем, что сотрудники газеты The News of The Worls, культурного еженедельника, позиционировавшего себя как побратима газеты The Sun, занимались прослушкой телефонных разговоров звезд. Скандал закончился тем, что Джеймс Мердок, сын владельца The News of the World и медиамагната Руперта Мердока, объявил о закрытии газеты — сейчас на сайте издания висит заглушка с надписью «Спасибо и пока». Немного позже — 5 августа — на официальном сайте Бэнкси появилась фотография его новой работы, высмеивающей описанную выше ситуацию.
Всё, что мы знаем о Бэнкси и не стесняемся рассказать
Это очень разочаровывает: когда ты понимаешь, что лучшие коллекционеры твоих работ – это сотрудники полицейского управления.
Все, что известно о предположительном Робине, так это то, что делом своей жизни он начал увлекаться ещё в начале 90-х. Если верить слухам, то в то время он мог вполне стать футболистом, зарабатывать миллионы, не скрывая своего лица. Будучи вратарём Бристольской футбольной команды Eastern Cowboys and Cowgirls, он в 2001-м году отправился в тур по Мексике и сыграл против бойцов Сапатистской армии национального освобождения. Вдохновившись борьбой за свободу группы молодых революционеров, Бэнкси оставил после себя шедевр стрит-арта. Наверное, мать Бэнкси была бы рада такому повороту. Всё же лучше, чем провоцировать общество и скрываться. К тому же, матери, как стороннице консервативных взглядов, было чуждо увлечение сына, и потому несчастный Бэнкси оправдывался, что подрабатывал маляром, ведь графитист не лучше наркомана.
После долгих месяцев труда его рисунки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так и было положено начало неповторимому стилю Бэнкси – монохромным рисункам на остросоциальную тематику. Плюшевые мишки, атакующие стражей порядка, гориллы в розовых масках и тому подобная красота. Как говорил сам маэстро:
Граффити – это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего. И даже если ты не расправишься при помощи граффити с мировой нищетой, ты можешь заставить кого-то улыбаться, пока он сыт.
Удивительно, что своим остросоциальным творчеством он зарабатывает очень хорошие деньги. Даже может себе позволить работать с бывшим агентом Шона Пенна. Его работы выставляются на торги за сумму $500000, причем их хищно вырезают вместе со стенами. А пока ты углубился в циничные мысли о том, на что бы ты потратил такие деньги, Бэнкси готовит очередную провокационную картину. В 2008 году работа под названием «Борьба с вредителями», созданная Бэнкси совместно с английским художником Дэмьеном Херстом, была продана на аукционе в Нью-Йорке за 1 миллион 870 тысяч долларов.
Но ничто так не характеризует славу, как поклонники. Если среди них затесалась парочка мелькающих на телеэкране селебрити, то можно считать, что ты успешный художник. В 2006 году Анджелина Джоли потратила в общей сложности более 300 000 долларов на его работы. Коллекция Кристины Агилеры насчитывает три работы Бэнкси, включая картину с изысканным названием «Королева Виктория как лесбиянка», которую певица купила за $38000.
Но деньгами андеграунд-художник делиться умеет, что характеризует его с лучшей стороны. Вряд ли он пытается задобрить не очень доброжелательное общество и поднять свой личный рейтинг. Просто бесконечно оказывает помощь благотворительным организациям, которые исследуют заболевания глаз и помогают восстанавливать зрение слепым людям. Но есть один случай, спровоцированный художником по незнанию, но за него он вполне оправдался. Бэнкси расписал водяную цистерну в Лос-Анджелесе словами: «Это немного похоже на слона». Эта цистерна долгих 7 лет была домом для человека по имени Тачова Ковингтон
Невинная шалость Бэнкси не только привлекла внимание фанатов, но и сподвигла коллекционеров купить цистерну и выселить Ковингтона из арт-объекта. Признав свою ошибку, Бэнкси дал бедолаге достаточно денег для того, чтобы спокойно жить в течение года
В интервью Independent Ковингтон заявил: «Нет лучшего человека, чем Бэнкси… Он был для меня ангелом. Он помог мне больше, чем кто-либо за всю мою жизнь». Кто-то скажет, что ничего благородного в этом поступке нет, ведь человека без дома оставил. Кто-то посетует на то, что, ворочая такими суммами, можно выделить средства на приобретение маленькой хибарки со всеми удобствами. Так-то оно верно, но разве искупление грехов не освобождает от ответственности?
Было в его карьере и добро по неведению, когда он обменял билеты на фестиваль в Гластонбери на право разрисовать фургон. Ясное дело, что со временем фургон, отмеченный самим Бэнкси, принёс его хозяевам баснословные $500000, хотя ему красная цена – не больше тысячи.
Ранние годы
Павел Александрович Пухов родился в Москве 11 августа 1983 года. В подростковом возрасте он, как и многие в те времена, танцевал брейк и бросал во дворе мяч в кольцо. Друзья описывают его как честного, открытого и удивительно наивного человека, всегда искренне и самоотверженно верившего в собственные идеи. За счет этого Паша заряжал окружающих энергией и желанием что-то упорно делать.
Образование Павел получил в области дизайна, но никогда не пользовался знаниями, полученными во время учебы. Он сменил много профессий: дизайнер, художник-постановщик, реставратор, системный администратор. Параллельно с работой Паша 183 занимался творчеством и постоянно придумывал что-то необычное. Многие слышали о его первом самодельном переносном проекторе на аккумуляторных батареях или о роботе Space Invader.
Конструированием Паша занимался сам, и помимо этого у него была масса интересов – он фотографировал, проводил время с диггерами, пробовал заниматься дизайном и аэрографией, монтировал клипы и ролики, пытался выпускать журнал, делал сайт, рисовал декорации для мюзикла и так далее. Знакомым сложно было понять, как он все успевает. Еще больше у Паши было нереализованных проектов и просто идей, отмеченных в записных книжках.
Работы Бэнкси
Бэнкси (Banksy) — это гениальный уличный художник, режиссёр и политический активист родом из Англии. Работы Бэнкси выставляют известные галереи и оценивают в миллионы долларов. Бэнкси, тот самый знаменитый художник граффити лица которого не видел никто. Искусство стрит-арт Бэнкси набрало популярность благодаря его работам, в том числе. Масштаб и география нарисованных им уличных работ заставляет удивляться и следить за его творчеством. Бэнкси известен многим, но лица не видел никто, именно поэтому его загадочная личность и отказ от аккаунтов в социальных сетях создаёт интригу вокруг его личности. Вначале своего творчества вёл себя, как обычный граффити райтер. Позже начала создавать оригинальный и идейные черно-белые трафареты. Анонимный художник действовал всегда быстро и бесповоротно, что отличало его манифест от других художников. Уличное искусство стрит-арт он демонстрирует на улице и в первую очередь для жителей города. Со временем темы стрит-арт работы Бэнкси стали носить социально-значимый и политический характер и отличаться глубоким содержанием. В каждой работе нарисованной на стене, крыше, фасаде или торце магазина вкладывает свой скрытый смысл, о котором знает только он один.
Как граффити трансформируют городское пространство сегодня
Как правило, художественное произведение рассматривается в контексте социально-культурного символизма. Сегодня поднимается вопрос об институционализации стрит-арта. Теперь эти изображения используют для рекламы, а также для выражения своих политических взглядов. Художники постоянно сталкиваются с последствиями показа своих работ. Многие предпочитают оставаться анонимными. Споры о том, является ли граффити искусством или вандализмом, все еще продолжаются. В большинстве стран маркировка или покраска собственности без разрешения владельца считается порчей и вандализмом.
Питер Валлоне, член городского совета Нью-Йорка, считает, что граффити, сделанное с разрешения, может быть искусством, но если работа находится на чьей-то собственности, оно становится преступлением. «Ваша свобода слова заканчивается там, где начинается моя собственность», — процитировал он. С другой стороны, Феликс, член берлинской группы Reclaim Your City, отмечает, что художники отвоевывают города для публики у рекламодателей, и что граффити олицетворяет свободу и делает пространство ярче.
Постепенно с развитием стрит-арта, который только начинает положительно восприниматься аудиторией, граффити выступает как самостоятельный жанр современного искусства, часть культуры, а также является репрезентацией городской среды. Некоторые рисунки становятся социальной рекламой и отражают сильные политические потрясения.
В сентябре 2014 года, к 12-летней годовщине трагической гибели Сергея Бодрова, группа художников из Витебска «HoodGraff» нарисовала на стене портрет Сергея Бодрова в образе Данилы Багрова. Это произведение стало одним из наиболее известных среди стрит-арта. Творение расположено недалеко от Александро-Невской лавры, рядом с остановкой «Проспект Обуховской Обороны».
В то же время официально не закреплено, какие рисунки можно считать вандализмом, а какие — искусством. Так, в Санкт-Петербурге в день 80-летия Иосифа Бродского появилось граффити с его изображением. Его разместили на стене школы напротив дома Мурузи, где жил поэт с 1955 по 1972 год. Изображение представляло собой фотографию Бродского, сделанную в Венеции в 1989 году итальянским фотографом Грациано Аричи. Однако на следующий день граффити закрасили. Инициатором стала завхоз школы. .
«Мытьё полосок зебры». 2008 г.
Бэнкси. Мытьё полосок зебры. Где-то в Мали, Западной Африке (предположительно)
Эта работа интересна не только смыслом, но и очень удачным выбором образа. Женщина развешивает для просушки только что постиранные полоски … зебры!
Забавно, конечно. И удивительно, что эта работа Бэнкси малоизвестна. Вполне возможно, что из-за своего расположения. Она появилась в 2008 году в каком-то поселении в Мали (Западная Африка).
Граффити Бэнкси в Мали «Мытье полосок зебры»
Фотографий этой работы сделано очень мало. Скорее всего, она давно уничтожена. Просто потому, что жители этого полузаброшенного поселения вряд ли что-то слышали о Бэнкси.
Так в чем же состоит послание художника?
Сразу понятно, что у жителей Мали большие проблемы с водой.
Тем временем, женщина на рисунке очень расточительно с ней обходится. Она тратит ее на совершенную ерунду — стирку полосок зебры.
Тем самым художник намекает, насколько людям из стран Европы и Северной Америки легко достаётся вода. И насколько ее катастрофически не хватает на африканском континенте.
Мы привыкли жить в мире изобилия. А для кого-то это мир нехватки всего, даже простой воды.