Росписи Владимирского собора
Храмовые стены Владимирского собора украшены огромными композициями на библейские темы, которые иллюстрируют историю русской церкви.
Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит художнику Виктору Михайловичу Васнецову, который создал 15 композиций и 30 отдельных фигур, расписав 2840 квадратных метров стен Владимирского собора в Киеве.
Творения Васнецова
О крещении Руси Владимиром рассказывают масштабные композиции Васнецова «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира». Центральная фигура интерьера, выполненная художником, – «Богоматерь с Младенцем» – помещена во втором ярусе главного алтаря.
Богоматерь в лёгкой голубой ризе изящно и неторопливо идет навстречу зрителю. Царица Небесная несёт грешному миру своего Сына. Её большие, полные печали и любви, карие глаза ласково смотрят, выражая безграничное сострадание, что надолго приковывают к себе взоры посетителей.
На руках у Богоматери – Младенец Христос, лик которого дышит детским восторгом. С высоты небес Он смотрит на грешный мир тёмными широко раскрытыми глазами и чуть приподнятыми руками благословляет его.
По обеим сторонам – 10 шестикрылых серафимов. Традиционный образ Богоматери, который художник считал главным делом своей жизни, получил под кистью Васнецова оригинальную трактовку, так что этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью».
Картина, окружённая золотым фоном, царит над собором, привлекая восхищённые взгляды каждого входящего в храм. Завершив работу над картиной, Васнецов произнёс сакраментальную фразу: «Я поставил свечку Богу!».
Ниже Богоматери – изображение Евхаристии. В центре картины – Христос у престола, держащий в одной руке чашу, в другой – хлеб. Над престолом возвышается киворий – алтарная сень, поддерживаемая колоннами. По обеим сторонам кивория – Спаситель и два ангела с рапидами (жезлами) в руках.
С обеих сторон подходят к Христу с благоговейно сложенными руками святые Апостолы
Лик Христа дышит величием, Божественным спокойствием и сознанием важности совершаемого таинства
На стенах алтаря – изображение пророков и святителей вселенской и русской церкви. В иконостасе – изображение Христа и Магдалины, в Царских Вратах – Благовещение и евангелисты. На столбах собора – изображение апостолов Павла и Андрея.
На главном куполе – Христос, благословляющий мир, изображён как вершитель судеб мира, источник Истины и Жизни. Взгляд Спасителя – строгий и милующий одновременно. Лик Христа окружает сияние.
Над окнами главного купола – картина «Преддверие Рая». В центре – три архангела, охраняющие врата Рая. Среди фигур – разбойник с тяжёлым крестом на плечах, Мария Египетская с крестом в руках, невдалеке – Борис и Глеб с отцом своим, святым Владимиром.
При входе в собор – картина «Страшный Суд». В центре – Спаситель мира со строгим и спокойным лицом. В тенях Его лица – неземная скорбь за мир и за грехи человеческие. Рядом – Богоматерь, стоит с опущенными глазами. Её лицо полно скорби и мольбы за грехи человечества, обращённой к Сыну.
Картины и фрески других художников
Галерею фресок Владимирского собора в Киеве рисовали 96 художников в течение 11 лет. Старанием мастеров храм стал художественной жемчужиной. Авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество как долг каждого человека перед Богом.
Эффект драматизма и трагичности передают изображения Вильгельма Котарбинского и Павла Сведомского «Христос перед Пилатом», «Тайная вечеря» и «Распятие».
Кисти Михаила Нестерова принадлежат картины «Воскресение», «Крещение» и «Рождество». Михаил Врубель оставил в соборе свои произведения: «Образ Иисуса Христа», «Богоматерь», Сошествие Святого Духа», «Пророк Моисей» и «Пророк Соломон».
Архитектура
Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.
Первый Успенский собор Владимира строился ломбардскими мастерами, отправленными в распоряжение Андрея Боголюбского императором Священной Римской империи и, одновременно, королем Германии Фридрихом I, получившим за свою ярко-рыжую бороду прозвище Барбаросса.
Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.
Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.
Архитектура собора, Владимир
В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:
- четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
- четырехскатной кровлей;
- приделом во имя Георгия Победоносца;
- шлемовидными главками (ранее были луковичные).
Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.
Архитектура Софии Киевской, некрополь
Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.
Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.
София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.
Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.
Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.
Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.
Некрополь
Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.
Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет
неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).
Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.
Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.
Бассейн-рекордсмен на месте Храма Христа Спасителя
Никита Хрущёв, озабоченный внешним обликом столицы, не хотел, чтобы в её центре находился котлован, быстро превратившийся в болото. Поэтому в 1958 году он поручил построить на его месте бассейн. Автором проекта бассейна «Москва» был архитектор Дмитрий Чечулин, сумевший в кратчайшие сроки реализовать свой амбициозный проект.
Всего за два года вместо безобразной огромной ямы на Волхонке построили уникальный круглогодичный и круглый бассейн «Москва». В СССР в то время было два открытых бассейна такого плана, но они были небольшими. А размеры «Москвы» были поистине исполинскими. Посудите сами — диаметр бассейна равнялся 130 метрам, а вмещал он в себя 25 кубических метров воды. За первые десять лет работы в открытом бассейне «Москва» побывало около 24 миллионов граждан СССР и гостей Москвы. Побывали в нём даже и Эрнесто Че Гевара, и Модибо Кейта — президент Мали. Они, как и простые обыватели, остались в восторге. И было от чего.
Че Гевара во время визита у бассейна «Москва»
В центре самого большого бассейна в Москве (и во всём СССР, кстати) построили десятиметровую вышку. Ныряли с неё в специальном секторе для спортивного плавания, который был разделён на дорожки. На всей остальной территории «Москвы» дорожек не было, и пловцы могли перемещаться как им вздумается. По периметру бассейна были расположены душевые, гардероб, буфет и пункты проката плавательного оборудования. Там же располагались детские бассейны малой глубины и банный комплекс. Купить билет на единоразовый сеанс за полтора рубля или же абонемент мог любой житель и гость Москвы. Для этого не нужны были справки. Но ни одного случая заболевания у людей, плававших в бассейне, не зафиксировали.
Всё дело в том, что воду в бассейне «Москва» тщательно очищали и хлорировали. Каждые три часа местная санстанция брала пробы воды, а санэпидемстанция проверяла воду раз в три дня. Условия для плавания в «Москве» были невероятно комфортными. Летом температура воды поддерживалась на 18 градусах, а зимой её с помощью бойлеров нагревали до 22 градусов. В детских бассейнах температура воды была выше. Кстати, в бассейне «Москва» детей учили плавать специально обученные тренеры. Они же отбирали самых одарённых для участия в Олимпиадах. Также в самом большом бассейне Москвы проводили свои тренировки группы по водному поло и синхронному плаванию. Но, к сожалению, в 1991 году бассейн был закрыт.
Чуть ли не с момента открытия бассейна «Москва» жильцы соседних зданий стали жаловаться на неудобства. На фасадах домов появлялась ржавчина, а в Пушкинском музее и вовсе из-за повышенной влажности испортилось несколько экспонатов. А после распада СССР содержать бассейн стало невозможно из-за повышения тарифов на электричество и воду. В 1994 году прилегающие к бассейну постройки и сам резервуар разобрали. А всего спустя год на месте бассейна «Москва» появился фундамент для новой постройки.
Полезные советы для посетителей
Поклониться святым мощам во Владимире, побывать в уникальном памятнике белокаменного зодчества XII в. и отстоять службу в город стекается огромное количество паломников и туристов. Учитывая, что храм является не только музеем-заповедником, но и действующей церковью, следует соблюдать ряд правил:
- Не брать с собой животных.
- Отключать мобильные телефоны.
- Не допускать нецензурную лексику.
- Не курить на территории храма.
- Одеваться соответственно для посещения святого места.
Вход в музей-заповедник платный, фотографирование запрещено.
Рисунок 4. Успенский собор на реке Клязьме
Как добраться до Успенского собора во Владимире
Колокольня на территории храма считается географическим центром города Владимира, хотя никто не считал расстояние специально. Адрес Успенского собора: ул. Большая Московская, 56. Это в шаговой доступности от авто и железнодорожного вокзалов. Следует спуститься по Коммунальному спуску и повернуть налево. Время в пути составит 15-20 минут.
Режим посещения
Храм открыт для посетителей шесть дней в неделю: с 7-00 до 20-00. Нерабочим днём является понедельник. Групповые экскурсии проводятся с 13-00 до 16-45 в перерыве между дневными и вечерними службами. Их расписание зависит от церковного календаря.
Успенский собор за свою историю пережил многое. При этом продолжает духовно напитывать прихожан через Слово Божие. Любой посетитель имеет здесь возможность проникнуться не только историей русской земли, но и прикоснуться к истокам православия.
Интерьер и внутреннее убранство
Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.
В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.
В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.
Внутреннее убранство, Андрей и Валерия
Святыни
В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:
- Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
- Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
- Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
- Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.
В храме находятся иконы:
- Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
- Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
- Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.
Кафедральный собор Владимира, Igor Butyrskii
В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).
Разрушение Михайловского Золотоверхого монастыря в Киеве и его разграбление советской Россией
Михайловский Золотоверхий монастырь в Киеве: история кафедрального собора Православной церкви Украины, — ФОТО, Фото: Википедия
В 1922 году, монастырь уже был ликвидирован и не работал. Но в 1930-е, варварская советская власть решила пойти еще дальше, и после переноса столицы УССР в Харьков, приняла решение о снесении собора, для строительства на его месте административных зданий.
В 1934 году, был даже проведен конкурс на соответствующие проекты. Планировалось построить правительственный центр с местом для парадов. Лишь один из представленных проектов, проект Иосипа Каракиса, не предполагал снесение собора. Остальные предлагали уничтожение уникального памятника. Утверждено было предложение Петра Юрченко. Причем сам проект практически повторял версию Каракиса, но уже с ликвидацией храмов.
Однако, конкурс в итоге совсем забыли, и объявили новый, в котором победил проект Иосипа Лангбарда. Впрочем, снесение монастыря было утверждено еще до того, как архитекторы подали проекты. Мозаику начали грабить еще в 1933 году.
Сохранить Михайловский Золотоверхий пытались, среди прочих, Николай Макаренко и Дмитрий Айналов. Они предлагали не сносить хотя-бы храм, построенный в домонгольские времена, ведь это древнейший памятник архитектуры (Макаренко оказался единственным, кто не подписал проект сноса). Однако, их никто не послушал, и вскоре они были репрессированы.
А такой деятель как Александр Довженко, был среди людей, призывающих снести монастырь. В 1932 году он даже заявил, что «монастырь отжил свой век, недопустимо думать, что эти стены хоть кому-нибудь нужны», всячески призывая к сносу объекта.
Михайловский Золотоверхий монастырь в Киеве: история кафедрального собора Православной церкви Украины, — ФОТО, Фото: Википедия
В 1934-36 годы, Михайловский Золотоверхий, звонницу и несколько других сооружений снесли. Впоследствии, на их месте построили здание, которое на данный момент является Министерством иностранных дел Украины.
Естественно, перед сносом, российские большевики хорошо «поработали» над монастырем. Если конкретно — они ограбили церковь и вывезли все ценное в Москву, Петербург, Новгород, и другие российские города. На месте Михайловского остались руины. Часть ценностей перенесли в Софию Киевскую, где они сохранились до сих пор. Окончательно Михайловский монастырь дограбили немцы во Вторую мировую, вывезя оставшиеся ценности в Германию. Затем они были возвращены, но уже не в Киев, а вновь в Ленинград.
Современное состояние собора
Сегодня крестово-купольный пятиглавый храм соединяет в своём облике два строительных этапа: древнее трёхнефное ядро и равные ему по площади двухъярусные галереи, образовавшие два дополнительных нефа.
Рисунок 2. У алтаря
Архитектура и убранство собора
Объёмно-пространственное решение святыни — четверик с хорами, которые имеют позакомарное покрытие. Завершаются они шлемовидными главами. Полукруглые апсиды находятся на одном уровне с четвериком, внутреннее пространство которых заполнено шестнадцатью столпами.
Фасады разделены на прясла полуколоннами, каждый участок стены также имеет позакомарное завершение. Окна щелевидной формы и умеренное украшение двухъярусного фасада рельефами лишь подчёркивают красоту белого камня. Он использовался и для фундамента, в основе которого положены несколько рядов булыжников. В архитектуре собора можно видеть сочетание элементов классики (спаренные колонны колокольни) и псевдоготики (стрельчатые арки). Общий стиль храма носит название русской романики.
Что расположено внутри
Собор поражает своим великолепием. Молельня украшена скульптурами людей и животных. В хоры храма путь лежит через лестничную башню, которая примыкает к западному пряслу. Стены гладкие, но их лаконичность разбавляют рельефы из святилища Андрея Боголюбского. С юго-западной стороны можно видеть фигуры двух святых — Артемия и Авраамия. Они расположены на заиконостасных столпах.
Внутри восхищает буквально всё: обилие золота и серебра, мозаичные полы, деревянные двери с декоративными элементами, вычурный барочный стиль.
Иконостас
Это архитектурное сооружение впечатляет своими грандиозными размерами — его высота более 20 метров. Имеющий пирамидальное построение, иконостас выполнен в три яруса: местный, деисусный и праздничный. Он включает 123 иконы, написанные на липовых досках масляными красками. Каждая является произведением искусства. Деисусный ярус представлен пятнадцатью трёхметровыми иконами, разделёнными профилированными поясами (по горизонтали) и колонками с пилястрами (по вертикали).
Завершением иконостаса служит горельефное изображение Саваофа с восемью скульптурами ангелов, которые увенчивают композицию с разных сторон. Художественную ценность представляет также изображение «Благовещенья» с резными царскими вратами. Резьба в виде цветочных гирлянд, листьев аканфа, плодов винограда и граната очень объёмна, из-за чего создаётся игра света, дополняемая бликами золота.
Рисунок 3. Внутреннее великолепие собора
Святыни, реликвии
Почти 90% настенных росписей выполнены в XIX в., однако в результате реставрации были обнаружены и восстановлены фрагменты композиции, принадлежащей Андрею Рублёву. Это «Страшный суд» 1408 года.
В отдельной раке хранятся святые мощи Андрея Боголюбского, а в некрополе Успенского собора можно также обнаружить высохшие останки других великих князей — младшего брата Всеволода, Юрия Всеволодовича, Глеба Муромского и других. Здесь же погребения более 40 представителей княжеского и архиерейского сословий. Для этих целей в галерее оборудованы специальные ниши. Среди погребённых митрополит Максим, известный тем, что перенёс во Владимир кафедру из Киева. Это произошло в 1299 году.
История постройки
В середине XIX века митрополитом Киевским и Галицким Филаретом было послано прошение царю Николаю Первому о строении в Киеве храма в память о великом князе Владимире, Ясно Солнышко.
При этом митрополит Филарет подчеркнул, что не ждет от государства помощи, ибо строительство будет вестись на благотворительные средства, собранные среди населения и меценатов. Император ответил положительно и выделил для создания проекта будущего храма архитектора, им стал И. Штром.
Свято-Владимирский кафедральный патриарший собор в Киеве
1855 год ознаменовался восхождением на российский престол нового царя Александра ІІ, который в 1857 году лично прибыл в Киев для выбора места строительства будущей христианской святыни города. Им была выбрана площадка между бульваром Бибикова и улицей Фундуклеевской.
Ныне Владимирский храм располагается на бульваре Тараса Шевченко, неподалеку от государственного университета, в 1857 году он носил имя Владимира Великого.
В 1862 году в основание новой церкви был заложен митрополитом Киевским и Галицким Арсением первый камень.
После ухода в Небеса епископа Филарета значительно уменьшился приход пожертвований. Новоизбранный митрополит Исидор уделял проблемам возведения нового храма намного меньше времени, чем Филарет, для которого Владимирская обитель была любимым чадом.
Выбор проекта
И. Штром через 2 года предложил комиссии для рассмотрения готовый проект, по которому собор святого Владимира должен был иметь 13 куполов, но после перерасчета сметы, число куполов уменьшили до семи, и строительством занялся архитектор Беретти предложивший великолепный проект, позволявший уменьшить число куполов, но расширить внутреннее пространство будущей национальной святыни Киева.
Беретти перед разработкой проекта киевской святыни объехал храмы России, восхищаясь архитектурой древнерусского стиля, но в результате выбрал византийский.
Интерьер Владимирского собора
За 4 года возвели главное здание, но накрыть его не смогли, ибо из-за нарушения технологии строительства и неправильных расчетов появились глубокие трещины вдоль стен, это потребовало остановки всех строительных работ практически на 20 лет. За это время архитектор Беретти глубоко переживал за совершенные просчеты, заболел и умер.
10 лет строительство было заморожено, и только после приезда царя работы были продолжены.
Завершение строительства
Завершил строительство Владимир Николаев, учившийся в свое время у Рудольфа Бернгарда, который произвел математические расчеты, позволившие укрепить стены, и ликвидировать разрушения.
- В 1882 году после укрепления стен начались работы по внутренней отделке, которую проводили с учетом архитектуры времени, когда правил Владимир Великий.
- В конце лета 1896 года состоялось освящение Свято-Владимирского собора в Киеве. Обряд освящения проводил Высокопреосвященный митрополит Иоанникий в присутствии императора России Николая Второго и его семьи.
- В 1913 году патриархом Антиохийским и всего Востока Георгием Четвертым было проведено в Свято-Владимирском соборе два торжественных богослужения.
- В 1914 году появилось Свято-Владимирское братство.