Афиша история российской рекламы

Вывески в России XIX – начала ХХ веков

Вывески – это один из видов наружной рекламы, представляющий собой конструкцию, исполненную в плоском или объемном формате и расположенную на фасадах зданий или рядом со входом в них, отражающая информацию об организациях, находящихся внутри этих зданий.

Если сначала вывески в России имели предметно-знаковую форму, когда на воротах или прямо над входом в лавку или харчевню висел предмет, относящийся к деятельности заведения (например, пучок соломы или чучело кабана), то позже они сменились вывесками живописного типа. Часто в них прослеживались приметы лубка (в частности речь идет о насыщенности цветов, контрастности их сочетания, несоразмерности фигур и примитивности изображений). Часто на таких вывесках изображались сами товары или услуги.

На смену живописным вывескам в середине XIX века пришли шрифтовые вывески, при изготовлении которых использовался уникальный способ воронения металла, когда после определенных манипуляций поверхность железа становилась матовой и промазывалась льняным маслом, а после покрывалась тонким слоем краски. Часто для декора использовалась позолота, что придавало шрифтовым вывескам дополнительную утонченность. Именно они завоевали наибольшую популярность на рубеже XIX – ХХ веков.

Шрифтовые вывески были ориентированы в первую очередь на грамотных людей. Примечательно, что на протяжении долгого времени на деревянно-фанерных основаниях бронзированными или позолоченными металлическими буквами больших размеров обозначались не сами предметы, а фамилии предпринимателей. Как правила, одновременно с вывесками подобного рода в российскую практику стали входить такие понятия, как «фирменный знак» и «торговая марка».

Все эти рекламные тенденции стали упорядочиваться начиная с послепетровского времени, а сам процесс шел вплоть до конца XIX столетия. Именно в это время товарные знаки и фабричные марки стали обретать более-менее современную форму. В 1823 году в России была учреждена патентная служба. Начиная с этого момента, фабричные символы должны были иметь отличительные особенности. Отличительной особенность торговых знаков и фабричных марок конца XIX – начала ХХ вв. стала их оснащенность двумя составляющими:

Часто таким образом, обеспечивалась фиксация премиальных мест, полученных на всероссийских и международных выставках товаров, лучше любой рекламы свидетельствовавшая о качестве предлагаемой продукции.

Развивались и упаковки товаров. В середине XIX века было усовершенствовано производство упаковочной продукции, появилась бутылочная тара. В результате в концу XIX – началу ХХ вв. коробки для кондитерских изделий, емкости для напитков и парфюмерии стали выглядеть весьма изысканно.

Театр

Развитие деятельности театра в стране проходило следующим образом:

  • В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Московский Художественный театр. На его сцене блистали знаменитые актеры Москвин, О.Л. Книппер-Чехов, В.И. Качалов.
  • В 1904 году был открыт театр в Петербурге имени Комиссаржевской. В театре ставились постановки, отражающие стремление демократической интеллигенции.
  • Благодаря деятельности некоторых театров стали развиваться музыкальные спектакли. К театрам, развивавшим данное направление, относится Московский Большой театр, частная опера, основанная Мамонтовым и Зиминым и Петербургский Мариинский театр.

Также произошло зарождение метафорического театра.

Самолеты Андрея Туполева

В конструкторском бюро Андрея Туполева было разработано более 100 типов самолетов, 70 из которых в разные годы выпускались серийно. При участии его самолётов установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода “Челюскин” при участии самолёта АНТ-4. Беспосадочные перелеты экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова в США через Северный полюс выполнялись на самолётах модели АНТ-25. В научных экспедициях “Северный полюс” Ивана Папанина также использовались самолёты АНТ-25. Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах. В мирное время в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов значились стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, ракетоносец-бомбардировщик дальнего действия Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (был построен на базе бомбардировщика Ту-16), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский авиалайнер Ту-114, ближне- и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154. Совместно с Алексеем Туполевым был разработан сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. Самолеты Туполева стали основой парка авиакомпании “Аэрофлот”, а также эксплуатировались в десятках стран по всему миру.

Музыка

В конце XIX века русская музыкальная школа была окончательно сформирована. Также именно в этот период существовала знаменитая «Могучая кучка». Так называлась творческая группа композиторов. В их произведениях прославлялось уважение к народному творчеству и поднимался национальный дух. К композиторам Могучей кучки относятся:

  • Мусоргский;
  • Римский-Корсаков;
  • Балакирев;
  • Бородин;
  • Кюи.

Произведения создавались в стиле оперы, балета, симфонии. Но поиски новых музыкальных стилей не прекращались.

В 1859 году было создано Русское музыкальное общество. Благодаря этому обществу большую популярность приобрела национальная музыка.

Множество консерваторий не только в столице, но и в других городах стали центрами музыкальной культуры. В 60-х годах в Петербурге была открыта бесплатная музыкальная школа. Её преподаватели Балакирев и Ломакин, которые и открыли эту школу способствовали приобщению общества к музыке.

В начале XX века наблюдалось усиление интереса к проблемам философии и этики. Этот интерес отразился в творчестве Скрябина, Рахманинова, Стравинского.

2.

1598-1613 Смутное время
Если можно одним словом охарактеризовать тот или иной период в истории, то Смутное Время — это упадок. Данный период остался памятен как время всяческих бедствий, экономического и политического кризиса, многочисленных вторжений иностранных армий на территорию Русского Царства и бесконечной борьбы за престол. И продолжалось все это целых 14 лет, вплоть до восшествия на царство первого царя из рода Романовых.

Началом Смутного Времени принято считать смерть последнего представителя рода Рюриковичей, имеющих право в законном порядке претендовать на российский престол. Из-за этого началась ожесточенная борьба за власть, которая велась преимущественно посредством интриг.

Правление Николая I: восстание декабристов и Крымская война

После смерти Александра (19 ноября 1825 г.) императором становится его младший брат Николай. Моментом безвластия и нестабильности, позже названным Междуцарствием 1825 года, когда новый император ещё не вступил на престол, решили воспользоваться тайные общества недовольных положением дел в стране дворян-декабристов. Их главным требованием которых было введение в стране конституции. 26 декабря 1825 года началось восстание, которое было жестоко подавлено Николаем I, а организаторы — казнены или отправлены в ссылку. Причины декабристского восстания мы описывали в предыдущем материале.

«Восстание декабристов» / Коллаж: картина В. Перов, кадр из х/ф «Союз спасения» (реж. А. Кравчук, 2020)

После подобного бунта император, естественно, перестал доверять дворянству и продолжил политику укрепления самодержавия, практически игнорируя реформаторскую деятельность. Следствием недоверия к дворянскому сословию стало создание новой организации «Его Императорского Величества канцелярии» — государственного органа, задачей которого было следить за соблюдением указов императора. Как итог — количество бюрократов в державе выросло в 6 раз, чиновники становятся главным правящим классом в государстве.

В 50-е годы XIX века Империя терпит ряд военных неудач. Одной из них было поражение в Крымской войне 1853—1856 годов (военный конфликт между Российской Империей с одной стороны и коалицией в составе Османской, Британской, Французской империй и Сардинского королевства, с другой). Сам Николай I скончался 18 февраля 1855 года от пневмонии, но после его смерти ещё долгое время ходили слухи, что правитель покончил жизнь самоубийством, не в состоянии в силу своего характера признать горькое поражение в Крымской войне. Однако историческим сообществом эта версия подвергается сомнению.

В. Перов «Суд Пугачева» ( 1875)

В. Перов «Суд Пугачева»

В начале 1870-х годов В. Перов искал новую тему для серьезной работы. В 1872 г. он писал портрет В. Даля, который сопровождал А.С. Пушкина во время поездки в Оренбург, когда он собирал материал для «Истории Пугачева», и вполне возможно, что именно В. Даль натолкнул художника  на этот сюжет. Первоначально Перов задумал серию из трех картин о Пугачёве, но работа остановилась только над одной из них.

Картина имеет явно антипугачёвский смысл. Она даже вызывает ужас перед всем изображённым: в центре картины кланяющийся в ноги Пугачёву человек и труп убитой жертвы. Чуть левее – помещик со связанными руками, к которому тянется калмык, чтобы схватить его за ворот. Возможно, он отказывается признавать в Пугачёве государя Петра III, и именно для него предназначена изображённая слева виселица…

Пугачев, в красном кафтане, сидит на крыльце, окруженный своими сообщниками. Лицо его не слишком выразительно – видимо, художник не ставил целью показать чувства и помыслы Пугачёва или просто у него это не получилось  — картина осталась неоконченной… А вот передать обстановку полного беззакония и самоуправства, стихийного бунта ему удалось. Вспоминаются слова Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

Углубиться в теорию

Самое главное — следить за текущими трендами. Почитайте наши статьи об актуальных тенденциях в области дизайна, векторной графики, анимации, фотографии и видео.

Книги

Начать можно с истории графики и плакатного искусства.

Собрание более 500 избранных российских рекламных плакатов.

Для тех, кто уделяет большое внимание цвету. Новинка рынка книг — исследование французского медиевиста Мишеля Пастуро об истории синего цвета в западной культуре

Должно быть очень интересно.

Для тех, кто свободно владеет английским языком, — отличная книга по использованию цвета в дизайне.

Бестселлер в мире англоязычной типографики. Авторитет книги признан как любителями классики, там и сторонниками авангарда.

Сайты

Отличный сайт для подбора цветовых схем.

Подбор цветов согласно теории цвета. Научный подход к выбору оттенков.

Популярная палитра цветов для веб-дизайна с кодами.

Отличный ресурс о шрифтах, типографике, леттеринге и буквах. Можете чему-то научиться или просто почитать что-то новое.

Библиотека крутой типографики.

Беловежское соглашение 1991 года

Документ подтвердил окончательный распад Советского Союза. 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще собрались руководители России, Украины и Беларуси. Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич подписали Беловежское соглашение, подтверждавшее акт образования СНГ. Документ разрабатывался еще в 80-х, когда некоторые республики уже задумывались о независимости.

Беловежское соглашение поставило крест на возрождении СССР. В будущем к СНГ присоединились бывшие республики, поскольку не могли самостоятельно строить экономику, противостоять Западу. Иной путь избрали лишь Литва, Латвия и Эстония. Культура, вера, история этих стран тесно переплеталась с Европой, поэтому они решили идти на Запад.

После подписания Беловежского соглашения началась история современной России. И хотя СНГ сплотило отставшие, обедневшие страны вокруг Российской Федерации, каждое независимое государство училось жить самостоятельно, без помощи соседей.

Тесты по обществознанию

  • Короткий тест по обществознанию
  • Тест по терминам в обществознании

Тесты по русскому

  • Тест на грамотность
  • Тест на перенос слов

Тесты по истории

  • Тест по Второй мировой войне
  • Тест по истории СССР
  • Тест по Всемирной истории
  • Тест по Царской Руси
  • Тест по Удельной Руси
  • Тест по современной истории России

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География
  • Экономика

Сервисы

  • Математические калькуляторы
  • Демоверсии ЕГЭ по всем предметам
  • Демоверсии ОГЭ по всем предметам
  • Списки литературы онлайн
  • Расписание каникул

Онлайн-школы

  • Умскул
  • Фоксфорд
  • Тетрика
  • Skypro
  • Учи Дома

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

4.

1703 Основание Санкт-Петербурга
Это знаменательное событие произошло 16 (27) мая 1703 года. Этому необыкновенному городу суждено было на протяжении почти 200 лет выполнять роль столицы Российской Империи. Теперь же он ограничивается скромным и почетным званием культурного центра нашей необъятной родины.

Названием своим Санкт-Петербург обязан Святому Петру — небесному покровителю отца-основателя города — Петра Великого, ведь именно ему принадлежит идея построить прекрасный, невиданный до тех пор на Руси город, который своей величественностью должен был превзойти все европейские столицы. Однако мало кто из подданных искренне поддержал царя в его идее, ведь и суровый северный климат, и болотистая местность, и близость с вечно враждующими государствами-соседями не вселяли им веру в успех этого предприятия. Но, как любил повторять сам Петр Первый: «И небывалое бывает!».

И. Крамской. Серия портретов Александра III

И. Крамской – известный русский портретист. Он создал галерею портретов выдающихся людей своего времени, в том числе писателей Л. Толстого, А. Грибоедова, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина и др.

Возможно, в Александре III И. Крамской видел, кроме императора, ещё и собрата по живописи – известно, что Александр III увлекался живописью и сам неплохо рисовал. Сохранились акварели, написанные его рукой, например вот эта: «Морской пейзаж».

Александр III «Морской пейзаж»

Кроме того, Александр III коллекционировал картины русских художников, в том числе и передвижников. В его собрании были и работы И. Крамского. Это собрание впоследствии составило основу Русского музея императора Александра III (теперь Государственный Русский музей), открывшегося в 1898 г. в Михайловском дворце уже после смерти императора. О музее подробнее читайте на нашем сайте: Государственный Русский музей: история создания.

Крамской создал несколько картин, посвященных коронации императора и императрицы: «Причащение святых тайн государя императора», «Коронование государя императора Александра III в Успенском соборе Московского Кремля 15 мая 1883 г.», «Коронование государыни императрицы Марии Фёдоровны в Успенском соборе Московского Кремля», «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов».

И. Крамской «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов».

Портрет императора стал одной из последних работ художника. Полотно было заказано А.А. Половцовым — членом Государственного совета, меценатом, почетным членом Императорской Академии художеств. Он приложил много сил и собственных средств для развития отечественной культуры и искусства. После кончины государя А.А. Половцов передал его в дар музею Императора Александра III.

И. Крамской «Император Александр III»

Портрет создаёт объёмный и пластичный образ императора, его непоказную доброту и миролюбие. И действительно, особенностью царствования Александра III  было отсутствие войн. За свою внешнюю политику он был прозван «миротворцем». В 1893 г. Александр III подписал франко-русскую военную конвенцию, чем обезопасил Россию от растущей агрессивности Германии.

Н. Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874)

Н. Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»

Эта картина Н. Ге не пользовалась успехом ни при жизни художника, ни после его смерти. Да и сейчас полотно находится не в основной экспозиции Третьяковской галереи, а в её фондах. Существует мнение, что она написана не по творческому вдохновению, а к определенному событию или, как сейчас сказали бы, конъюнктурная работа.

Между тем, картина эта глубокая, полная философского и психологического анализа. Для того чтобы лучше понять смысл картины, давайте обратимся к «Запискам Екатерины II». Она пишет: «Счастие не так слепо, как обыкновенно думают. Часто оно есть не что иное, как следствие верных и твердых мер, не замеченных толпою, но, тем не менее, подготовивших известное событие. Еще чаще оно бывает результатом личных качеств, характера и поведения. Чтобы лучше доказать это, я построю следующий силлогизм: ПЕРВАЯ ПОСЫЛКА: качества и характер. ВТОРАЯ — поведение. ВЫВОД — счастие или несчастие. И вот тому два разительных примера: ПЕТР III — ЕКАТЕРИНА II».

Чтобы лучше понять эти рассуждения Екатерины II, вспомним её биографию и те обстоятельства, при которых она вступила на русский престол, об этом читайте на нашем сайте: Дворцовый переворот 1762 года, Петр III.

Любой человек, не лишённый нравственности, не может видеть в императрице Екатерине II только Екатерину Великую. Вот и художник, который проблему нравственного достоинства ставил превыше всего, не мог воспринимать Екатерину II как идеальную женщину, несмотря на её «величие». Но в то же время он не стремился её осуждать. Готовясь к написанию картины, он прочитал мемуарные источники, хорошо изучил время, в которое происходили события, изображённые в картине. Что же происходило? Кратко: в 1762 г. Екатерина Алексеевна захватила власть, по праву принадлежавшую мужу, Петру III. «Мне хотелось изобразить здесь рознь между Екатериной II и Петром III», — писал Н. Ге. Посмотрим, как это у него получилось.

Княгиня Е. Дашкова и сама Екатерина II утверждали, что сразу же после кончины императрицы Елизаветы Петровны ее племянник, Петр III, предался безудержному веселью, столь неуместному для такого случая. Вот что пишет Екатерина II: «Сей был вне себя от радости и оной ни мало не скрывал, и имел совершенно позорное поведение, кривлаясь всячески, и не произнося окроме вздорных речей, не соответствующих ни сану, ни обстоятельствам, представляя более не смешного Арлекина, нежели инаго чево, требуя однако всякое почтение».

А вот воспоминания Е. Дашковой«Императрица приходила почти каждый день и орошала слезами драгоценные останки своей тетки и благодетельницы. Ее горе привлекало к ней всех присутствующих. Петр III являлся крайне редко, и то только для того, чтобы шутить с дежурными дамами, подымать на смех духовных лиц и придираться к офицерам и унтер-офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров».

На картине изображён момент неожиданной встречи Екатерины и Петра, после которой они расходятся каждый в свою сторону. Петр изображён со спины, поспешно удаляющимся; он в нарядном белом мундире (прусского образца). Екатерина в траурных одеждах приближается к гробу Елизаветы Петровны, который художник сделал недоступным для зрителей. Виден только стоящий в почётном карауле военный.

На первом плане картины – Екатерина. Поверх платья на ней широкая орденская лента из красного муара. Женский орден святой Екатерины был пожалован ей императрицей Елизаветой Петровной 9 февраля 1744 года — в день рождения великого князя Петра Федоровича, когда скромная немецкая принцесса София Фредерика Августа прибыла в Москву в сопровождении матери, чтобы стать невестой наследника российского престола.

Один миг из придворной жизни запечатлён на картине, но этот миг говорит зрителям о многом. «Картина не слово. Она дает одну минуту и в этой минуте должно быть всё — а нет — нет картины», — считал художник.

Окончание Смуты 26 октября 1612 года

Смерть Ивана Грозного не принесла стране облегчения, а лишь создала новые проблемы. После кончины его сына Федора в Русском царстве начались Смутные времена. Власть переходила из рук в руки. То и дело о правах на престол заявляли самозванцы и мошенники. Страна погрузилась в хаос. Царило беззаконие.

Начиная с 1610 года, страна находилась на грани распада. Москва оказалась под контролем поляков. В стране хозяйничали самозванцы, казаки, разбойники. Все это закончилось 26 октября 1612 года, когда народное ополчение освободило столицу от польско-шведских интервентов. В начале 1613 новым царем был избран Михаил Романов. Началось постепенное возрождение страны.

Начало Первой мировой войны в 1914 году

67% населения мира были втянуты в масштабный военный конфликт. И все из-за желания Англии и Германии сохранить за собой лидерство. Российская империя вступила в войну 1 августа 1914 года. Царь в срочном порядке мобилизовал около 10% россиян. В стране царили патриотические настроения. Люди готовы были сражаться до победного конца. Экономика переходила на военные рельсы.

Официально Россия выступала в защиту балканских народов. Но у государства были и свои интересы. Николай II хотел присоединить Анатолию, взять под контроль Дарданеллы, Босфор. Но император не учел военной мощи Германии. Русская армия постоянно несла потери и отступала. Сказывался дефицит боеприпасов.

Ситуация изменилась только в 1916 году, когда Россия сумела перестроить экономику, больше вкладываться в войну. В это время произошел Брусиловский прорыв, позволивший существенно продвинуться на Запад. Но все же внутри страны росло недовольство военным положением. На фронте нередко случалось дезертирство. После свержения Николая II Россия начала постепенно выходить из войны.

Наркоз

С древнейших времен человечество мечтало избавиться от боли. Особенно это касалось лечения, которое порой было болезненнее самого недуга. Травы, крепкие напитки лишь притупляли симптомы, но не позволяли совершать серьезных действий, сопровождаемых серьезными болевыми ощущениями. Это существенно тормозило развитие медицины. Николай Иванович Пирогов – великий русский хирург, которому мир обязан многими важнейшими открытиями, внес огромный вклад в анестезиологию. В 1847 году он обобщил свои эксперименты в монографии по наркозу, которая была издана во всем мире. Тремя годами позднее он впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием в полевых условиях.  Всего великий хирург провел около 10 000 операций под эфирным наркозом. Также Николай Иванович является автором топографической анатомии, которая не имеет аналогов в мире.

В. Суриков «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899)

В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»

В. И. Суриков удивительно талантливо сумел показать подвиг народа и народного полководца. Хотя Суворов один гарцует на лошади, а остальные пешие, но он неотделим от народа. На картине много персонажей, все они разные, но всех объединяет одно дело. Спуск очень сложен, но движущаяся по скользкому обрыву  группа солдат превращается в лавину, с которой врагу следует считаться.

Мастер батальной живописи В. Верещагин критиковал Сурикова за ошибки. По его мнению, конь не станет перед пропастью спокойно гарцевать. Но Суриков отвечал, что «уход от прямой фактологии нужен ему во имя художественной правды, которая «выше правды жизни»: штыки — чтобы подчеркнуть и усилить впечатление падения в пропасть, гарцующий конь — для привлечения внимания к фигуре полководца».

Тетрис

Середина 80-х. Время, овеянное легендами. Идея тетриса родилась у Алексея Пажитнова в 1984 году после знакомства с головоломкой американского математика Соломона Голомба Pentomino Puzzle. Суть этой головоломки была довольно проста и до боли знакома любому современнику: из нескольких фигур нужно было собрать одну большую. Алексей решил сделать компьютерный вариант пентамино. Пажитнов не просто взял идею, но и дополнил ее: в его игре собирать фигурки в стакане предстояло в реальном времени, причем сами фигурки состояли из пяти элементов и во время падения могли проворачиваться вокруг собственного центра тяжести. Но компьютерам Вычислительного центра это оказалось не под силу — электронному пентамино попросту не хватало ресурсов. Тогда Алексей принимает решение сократить количество блоков, из которых состояли падающие фигурки, до четырех. Так из пентамино получился тетрамино. Новую игру Алексей нарекает “тетрисом”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: