Известные картины виктора васнецова

Как все начиналось…годы военного детства

Геннадий Дмитриевич родился в городе Хабаровск в 1938 году. Рисованием он увлекся с раннего детства. Во время Великой Отечественной войны мальчик рисовал военные машины и сидящих на них солдат на полях газет так точно, что солдаты просили эти рисунки у ребенка, чтобы отправить их домой. После войны Павлишин пришел в кружок юных художников при Дворце пионеров, где написал первую «взрослую» картину маслом «На Амуре».

Получать профессиональные знания Павлишин отправился во Владивостокское худучилище. Днем он учился, а вечерами подрабатывал, загружая уголь в вагоны. 3 года проработал пожарным в 9ВПЧ Дальзавода. При проведении сварочных работ на кораблях должен был присутствовать представитель пожарной части, и молодой художник с удовольствием ходил на эти дежурства, во время которых, как он говорит: «Перерисовал весь Тихоокеанский флот от клепки до клепки».

После окончания учебы в 1964 году Павлишин остался во Владивостоке, где в течение 5 лет работал в лаборатории Дальневосточного филиала Академии наук СССР. Это были годы частых поездок по Дальневосточному краю, в которых он знакомился с культурным наследием малых народов, делал наброски, позже ставшие основой его полотен, акварелей, панно-мозаик.

Основные моменты биографии

Биография художника в кратком перечислении дат:

  1. 1936 год. Сорокин поступил сразу на 2 курс художественного института в Москве.
  2. 1939 год. Принимал участие во Всесоюзной выставке, посвященной 20-летию ВЛКСМ. Там выставлялись молодые художники.
  3. 1941 год. Художник был эвакуирован в Самарканд вместе с художественным институтом, где находился до 1943 года.
  4. 1945 год. Виктор Семенович закончил с отличием институт, защитив дипломную картину «Самаркандский пейзаж».
  5. 1946 год. Участвовал во Всесоюзной выставке. Министерство культуры СССР купило его работу «Самаркандский пейзаж». Сорокина приняли в товарищество художников г. Москвы и в Союз художников СССР.
  6. 1948 год. Сорокин переехал жить в Елец. Там он начал преподавать в художественном училище уроки живописи.
  7. 1957 год. Художника перевели работать в Липецк.
  8. 1960 год. Виктор Семенович участвует в 1-ой художественной выставке «Советская Россия».
  9. 1971 год. Живописцу был вручен Орден Трудового Красного Знамени.
  10. 1973 год. В Ельце в первый раз состоялась персональная выставка художника.
  11. 1976 год. Получил звание «Заслуженный художник РСФСР».
  12. 1986 год. Сорокину вручили Орден Дружбы народов.
  13. 1991 год. Виктору Семеновичу присвоили звание «Народный художник России».
  14. 1994 год. Художник стал Почетным гражданином г. Липецка.
  15. 1997 год. Академия художеств Российской Федерации вручила Сорокину Золотую медаль. Он получил орден «Знак почета».
  16. 2000 год. Прошли персональные выставки в Малом Манеже в Москве и во Франции.
  17. 2001 год. Виктор Семенович Сорокин скончался в Липецке 25 августа.

Путешествие по БАМу длиной в 10 лет

В середине 70-х художника вызвали в Москву, где в ЦК КПСС ему дали задание — подготовить книгу о строительства БАМа, изобразив во всех подробностях великий подвиг строителей трассы. В столице обещали сопровождение, билеты и командировочные, но в хабаровском издательстве отказали во всякой помощи. 10 лет этот удивительный человек, считавший себя обязанным выполнить порученную работу, за свой счет путешествовал от станции до станции. За день ему приходилось преодолевать до 30 км, иногда пешком. Постепенно художник познакомился практически со всеми водителями БАМа. Он набирал в рюкзак книжки и шел голосовать на дорогу. Водители, получающие в подарок красочные книги для своих детей, охотно подвозили художника, хотя брать попутчиков на БАМе было строго запрещено.

Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».

За годы путешествия по строящейся магистрали были выполнены более тысячи рисунков, графических работ, этюдов. По результатам десятилетней работы Геннадий Павлишин выпустил 7 книг и получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Стройка века была запечатлена в альбомах: «Навстречу времени. От Байкала до Амура», «Трасса», «В краю созидания» и других. А главное — он открыл удивительные неизведанные места Дальнего Востока, до сих пор неизвестные широкому кругу жителей России.

Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».

Произведения Васнецова в книжной графике

Кроме того, художник работал и над созданием книжных иллюстраций. В начале двадцатого века была издана книга И. К. Линдемана под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках Виктора Михайловича Васнецова».

Можно сказать, что годы жизни Васнецова были наполнены плодотворной работой и желанием проявить себя в разных сферах и жанрах. Художнику удалось показать зрителю современный взгляд на древнерусское искусство и фольклор. В своих работах он стремился превратить героев из сказочных персонажей в реалистичных героев, со своими чувствами и переживаниями. Без слов, лишь при помощи кистей и красок, ему удалось передать все переживания сидящей на берегу Аленушки, в работе «Витязь на распутье» передать давящую тяжесть выбора в позе витязя, даже не показав зрителю его лица.

Биография Васнецова являет нам пример не только успешного художника, но и счастливого семьянина, для которого главным источником вдохновения были его родные и близкие, словно ломая стереотип о живописце как о богемном человеке, отличающемся непостоянством и не созданном для семейной жизни. Кажется, что всю жизнь художник делал то, чего от него не ждали: стал художником, несмотря на уготованный ему путь священника; невзирая на реалистическую манеру, создавал произведения на основе былинных сюжетов; был примерным отцом и семьянином, успешно сочетая семейную жизнь с творчеством. Виктора Васнецова с уверенностью можно назвать художником, талантливым во всем.

Литература

  • Бахревский В. А. Виктор Васнецов. — М.: Молодая гвардия, 1989. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 5-235-00367-5.
  • Бутина Н. Ю. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал Московской Патриархии. — 1994 . — № 7/8. — С. 124—125.
  • Гладкова Л., Пастон Э. «Аленушка» и «Гусляры» Виктора Васнецова // Третьяковская галерея. — 2008. — № 2 (19).
  • Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. — Л.: Художник РСФСР, 1964. — 56 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз.
  • Кудрявцева Л. Васнецов. — М.: Белый город, 1999. — ISBN 5-7793-0163-8.
  • Кульженко С. В. Соборъ Св. Равноапостольнаго Князя Владимира въ Киеве. — К.: Издательство С. В. Кульженко, 1898.
  • Моргунов Н. С. Виктор Васнецов / Худ. С. Кованько. — М.; Л.: Искусство, 1940. — 108, с. — (Сокровища мирового искусства). — 5000 экз.
  • Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов: Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1961 (1962). — 460 с. — (Русские художники). — 10 000 экз.
  • Осокин В. Н. Виктор Васнецов. — К.: Радянська школа, 1989. — 160, с. — 200 000 экз. — ISBN 5-330-00828-X.
  • Пастон Э. В. Виктор Васнецов. — М.: Белый город, 2001. — ISBN 5-7793-0266-9.
  • Рерих Н. К. Виктор Михайлович Васнецов // Художники жизни / Н. К. Рерих. — М.: Международный Центр Рерихов, 1993. — 88 с.
  • Шилова Е. В. Виктор Васнецов: Альбом. — М.: Арт-Родник, 2004. — 72 с. — ISBN 5-9561-0021-4.
  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 34. — 454 с.

Художник Виктор Васнецов: биография и творчество

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье потомственных вятских священников и иконописцев. Его род вел родословную с XVII века. Село Лопьял, где появился на свет будущий художник, сейчас относится к Кировской области. Как и четверо его братьев, Виктор получил хорошее домашнее образование, затем обучался в Вятском духовном училище, а после — в семинарии, которую не стал оканчивать. С позволения отца он отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.

Виктор Васнецов успешно сдал экзамены в Академию, но узнал об этом лишь спустя год. Он сомневался в своих силах и даже не стал узнавать результаты, а вместо этого год занимался у Ивана Крамского в школе общества поощрения художников. В годы учебы в Санкт-Петербурге художник находился под влиянием идей передвижников и писал реалистичные картины на социальную тематику. Исторический жанр, который в будущем станет для мастера главным, в то время не интересовал его, и золотых медалей в Академии он не получал.

В 1876 году Васнецов отправляется в Париж и остается там на год вместе с передвижниками. Но творчество импрессионистов мало впечатляет художника. Напротив, именно во Франции он особенно сильно чувствует свои корни и приверженность русским традициям. В Париже появляются первые эскизы «Богатырей» и «Жар-Птицы». Вернувшись на родину, Васнецов посвятил себя никому не известному на тот момент историко-былинному жанру.

В Москве художник знакомится с Павлом Третьяковым и входит в абрамцевский кружок Саввы Мамонтова. По предложению последнего были написаны три картины для главной конторы Донецкой железной дороги, в том числе «Ковер-самолет». Чиновники сочли сказочную тему неподходящей для их серьезной организации, но Мамонтов выкупил все три работы. В Абрамцеве была написана и «Аленушка». Критики поначалу критично отнеслись к таким произведениям — очень уж далеки они были от привычных принципов передвижников-реалистов.

Важный этап творческой биографии Васнецова — роспись Владимирского собора в Киеве. На эту работу ушло 11 лет, и автор считал ее главной в своей жизни. Всего было расписано более 2 000 квадратных метров. В поиске новых соборных образов художник изучал традиции византийской и древнерусской монументальной живописи. В этот период он многому научил Михаила Врубеля, также принимавшего участие в оформлении собора. В дальнейшем Васнецов расписывал и другие храмы, в том числе в Петербурге и Дармштадте — на родине супруги императора.

Революцию художник перенес спокойно и при новой власти остался жить в Москве — в построенном по собственному эскизу доме с большой мастерской. Поздние годы были плодотворными: живописец создал многие наиболее известные произведения на сказочные темы. Умер он 23 июля 1926 в возрасте 78 лет. Виктор Васнецов был счастливо женат на девушке из вятского купеческого рода. Она стала одной из первых русских женщин, получивших медицинское образование. В семье родилась дочь и четверо сыновей. Один из них, Андрей, стал известным советским художником.

Биография Васнецова

Виктор Васнецов появился на свет 3 (15) мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Он рос и воспитывался в семье православного священнослужителя Михаила Васильевича. У своих родителей он был одним из шестерых детей.

Будущих живописец учился в местном духовном училище, после чего продолжил получать образование в семинарии. Одновременно с этим он проявлял живой интерес к художественному искусству, обучаясь рисованию у Н. М. Чернышева.

Вскоре Васнецов осознал, что хочет связать свою жизнь с живописью. По этой причине, он с позволения отца оставил семинарию и отправился в Петербург. Здесь он изначально учился у Ивана Крамского в Рисовальной школе, а потом в знаменитой Академии художеств.

Во время учебы Виктор проявил себя как талантливого ученика, вследствие чего получил одну большую и 2 малые серебряные медали. В данный период биографии он также посещал Вятку, где познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли.

Гималаи

Розовые горы. Картина написана в 1933 году. В настоящее время хранится в собрании Нью –Йорского музея Николая Рериха. Всего художником написано до двух тысяч картин, посвященных Гималаям.

Образ гор у художника родом из Индии, где горы – неотъемлемая часть пейзажа этой самобытной страны.

Но для зрелого художника Гималаи – это не высочайшая горная система мира, не сползающие мощные ледники, не массивные снеговые сопки.

Горы – это живой организм, обладающий своим особым настроением. Переменчивость которого зритель ощущает за счет колебания оттенков. Где нежность розового цвета, любви, привязанности гармонирует с контрастами белого и синего и иссиня черного.

От переживания чувства умиротворения, безопасности, релаксации до отчаянья. Горы, как застывшая вечность.

Но если есть желание узнать, что за ними, то надо пройти их. Может, действительно за ними укрывается сказочная страна Шамбала, где нет места тревогам и печалям.

Краткая биография Виктора Васнецова

Родина Виктора Михайловича Васнецова — Вятская губерния (современная Кировская область). Село Лопьял, в котором он появился на свет 15 (по новому стилю) мая 1848 года, известно с 1740. В старину у села имелось два названия: Лопиал — по земскому учёту и Богоявленское — по имени сельской церкви Богоявления Господня. Жизнь Виктора Васнецова оказалась тесно связана с православием.

Его отец, Михаил Васильевич, был священником, как многие его предки. Так, ещё в 1678 году есть сведения о псаломщике Трифоне, сыне Васнецове. «Весь род был духовный», — так позже напишет Михаил, третий сын Виктора Васнецова.

У родителей будущего художника родилось шестеро детей, и все сыновья. Виктор был вторым по старшенству. Мать звали Аполлинария Ивановна. В 1850 году глава семейства был переведён в село Рябово, жителями которого в те времена были только священники. Семья прожила в селе 20 лет. Здесь прошли детские годы Васнецова и здесь похоронены его родители. Сейчас в Рябово филиал музея братьев Васнецовых. В этих вятских местах и взросла любовь будущего живописца к русской старине, к вековым народным традициям. «Я всегда только Русью и жил», — таково признание художника.

Дом Васнецовых в музее-усадьбе братьев художников Васнецовых в селе Рябово Кировской области

Надгробия родителей художников В.М. и А.М. Васнецовых в селе Рябово Кировской области.

Виктор с 10-летнего возраста бесплатно, как сын священника, учился несколько лет в духовном училище, а затем в Вятской семинарии. Но по стопам отца не пошел, в семинарии не доучился. Победу одержало желание рисовать. По согласию с отцом он в 1867 году перебрался в Петербург, чтобы получать художественное образование.

В первый год своей петербургской жизни Виктор Васнецов учился на курсе Ивана Крамского в Рисовальной школе. После — в Императорской Академии художеств (с 1868 по 1873 год).

Выставляться он начал ещё во время учёбы в Академии, а потом присоединился к выставкам Товарищества передвижников. На начальном этапе своей творческой жизни Васнецов писал в основном картины бытового содержания. Затем его начали увлекать сюжеты сказок, былин, исторические и религиозные темы.

Начало пути

Художник Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец был священником, и предполагалось, что сын пойдет по стопам отца. Родитель не был зациклен полностью только на служении Богу, он был грамотным, эрудированным человеком, много времени проводил со своими детьми. Учил рисовать, выписывал для них научные журналы. На развитие прекрасного художественного вкуса повлияла суровая, но живописная природа края, где мальчик рос. Люди здесь свято чтили древние поверья, поэтому былины и сказания в голове у маленького Виктора казались реальностью. Первые опыты в живописи он делал еще в раннем детстве, изображая на рисунках жизнь крестьян и красоты природы.

Учебные военные годы

Борис Иогансон хорошо подготовил Виктора Сорокина. Его приняли в художественный институт сразу на второй курс. Там он занимался в мастерской С. Герасимова. Студента впечатлили работы Европейских импрессионистов. В стенах института к художнику пришло профессиональное понимание живописи. Его произведение «Татарская деревня» даже отправили на выставку молодежи. В первые месяцы войны Сороки вступил добровольцем в маскировочную бригаду. Он рисовал на крышах домов кроны деревьев для цветомаскировки зданий от бомбежек.

Виктор Сорокин (справа) и коммунар-студиец Н.А Пушкин (1930-ые)

В октябре 1941 года институт был эвакуирован в Самарканд. Начался новый виток в творчестве. Природа Средней Азии отличалась своими контрастными красками. Художнику пришлось решать новые художественные задачи. Там появились на свет картины «Самаркандский пейзаж» и «Портрет пожилой женщины». Дорабатывать их пришлось уже в Москве по возвращении из эвакуации. Именно картина из Самарканда стала выпускной работой, которая позволила с отличием окончить институт.

Начало творчества в Академии художеств

В 1867 году Виктор Васнецов принимает решение бросить семинарию, и, с благословения отца, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Выдержав вступительные экзамены, Васнецов, из-за скромности своей, даже не решился проверить себя в списке зачисленных студентов. Поэтому, по приезду в Петербург, начинает обучение живописи у Ивана Крамского.

И только спустя год он узнал, что был зачислен еще в первый год, и снова поступил в Петербургскую академию художеств. В академии Васнецов познакомился с Репиным, Максимовым и Антокольским, что заметно повлияло на его творчество. В это время Васнецов получает две серебряные медали за учебные работы, после чего за картину «Христос и Пилат перед народом» его награждают Большой серебряной медалью.

В 1870 году умирает отец художника, из-за чего ему приходится еще больше работать, дабы помочь своей семье. В этот период художник особенно активно занимается иллюстрированием сказок Николая Столпянского – «Народная азбука» и «Солдатская азбука», для которых он создает более двухсот иллюстраций. Помимо этого, Васнецов работает над самостоятельными темами, создавая полотна с небольшими бытовыми сценками.

Проживая в Петербурге, Васнецов создал несколько полотен на тему бытового жанра – «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру» и «Рабочие с тачками». В 1874 году художника награждают бронзовой медалью на Всемирной выставке в Лондоне за полотна «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».

Флорентийская живописная мозаика

Геннадий Дмитриевич Павлишин — не только известный иллюстратор, но и мастер флорентийской мозаики, получивший высокую оценку своего мастерства на родине этого вида прикладного искусства. Во Флоренции ему вручили премию Леонардо да Винчи.

Навыки камнерезания Г. Павлишин приобрел еще в детстве в ремонтных цехах — сначала наблюдал со стороны за рабочими, а потом учился у них. Наиболее известная мозаичная работа — «Поэма о Приамурье», созданная в 1979 году. Ее площадь — 12 м². Чтобы найти материалы для изготовления панно художник с рюкзаком за плечами проехал и прошел сотни километров. Река Зея подарила ему халцедоны, Кульдур — офикальциты, Хинган — кальциты, Нижний Амур — морионы и лазуриты, Якутия — нефриты, Приморье — ониксы и агаты, удалось даже добыть редкую синюю удскую яшму. При создании панно было использовано более 100 тысяч камней, которые распиливались на тонкие пластинки с созданием нужного контура. Это была кропотливая работа, требующая не только художественных способностей, но и огромного терпения и усидчивости.

Мозаика Геннадия Павлишина «Поэма о Приамурье»

Из интервью Геннадия Павлишина еженедельнику «Аргументы и Факты» № 37, «АиФ Даль-Информ» 12.09.2018: 

Сегодня это произведение искусства, служащее визитной карточкой Дальневосточного края, находится в Хабаровске в Доме приемов.

Геннадий Павлишин и его дочь Ирина, продолжающая творческие традиции своего отца, часто работают для русской православной церкви, создавая поразительные мозаичные иконы. С 2003 года в технике мальтийской мозаики начала работать и младшая дочь Геннадия Дмитриевича — Наталья, долгие годы занимавшая пост главного художника Хабаровского Театра кукол, член Союза Художников с 2006 года.

Знаменательным событием стало сооружение православной часовни Святого воина Виктора на Большом Уссурийском острове. Павлишины создали и подарили мозаичное панно-икону Святого воина Виктора, изготовленную из смальты и камней-самоцветов. Для этой же часовни была изготовлена икона-мозаика «Порт-Артурская Божья Матерь». В 2009 году на фасаде храма архангела Михаила установили икону, которую семья Павлишиных создавала в течение года из тысяч каменных элементов.

Заключение

В работах талантливый живописец отражал свое внутреннее мировоззрение. Главным в нем была страстная любовь к жизни. Особенно на завершающем этапе жизненного пути

Сорокин стал дорожить каждым неповторимым мигом своего существования в этом мире. У него была одна задача – успеть прочувствовать и эти переживания передать на холст. Поздние его полотна рекомендуется смотреть издали. Тогда можно увидеть, как мешанина красок превращается в трехмерную картину. Он один из немногих Творцов кисти, который овладел эффектом пространственности в живописи. Все свое творчество он посвятил одной цели – дух людей поднимать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: