Городецкий сергей митрофанович 1884

Сергей Митрофанович Городецкий

Cергей Митрофанович Городецкий (1884 — 1967)

Русский поэт, наряду с Гумилевым основатель и теоретик акмеизма (его «второй основоположник», по выражению Брюсова).

Родился 5 января 1884 года в Петербурге. В 1902 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлеченно изучал славянские языки, историю искусств, русскую литературу, рисовал. Проучился до 1912 года, но так и не окончил университета.

Первая книга «Ярь» (конец 1906) отразила интерес поэта к народному творчеству, к воспроизведению древней славянской мифологии в близких современной литературе формах и принесла ему известность. Эту тематику продолжает второй сборник стихов «Перун» (1907), встреченный уже не так восторжено. Третий сборник «Дикая воля» (1908) почти не был замечен ни критиками ни читателями. К этому времени относятся и первые прозаические опыты, работы в драматургии: «Повести. Рассказы» (1910), «На земле», «Старые гнезда» (оба 1914), «Адам» (1915), трагедия «Марит» (1908), комедия «Темный ветер» и др., но не принесшие ему явного успеха.

Одна из заслуг — введение в русскую литературу детского фольклора. В 1910—1920-х годах писал много книг для детей, собирал детские рисунки, вынашивал планы создания своей детской газеты.

С 1912 года вместе с Гумилевым начинает, выступая с докладами, активно прокламировать акмеизм, участвует в создании «Цеха поэтов». Сборники «Ива» (1912), «Цветущий посох» (1914) отражают акмеистические настроения.

В годы первой мировой войны оказался во власти шовинистских настроений. Это отражает сборник «Четырнадцатый год» (1915).

Весной 1916 г., поссорившись с Вяч. Ивановым и А. Блоком, разочарованный в литературной деятельности, Городецкий едет корреспондентом газеты «Русское слово» на Кавказский фронт. И здесь он осознает несостоятельность своих недавних представлений о войне. Он пишет проникнутые болью стихи (сборник «Ангел Армении» (1918)).

Февральскую революцию встретил в Иране, работая в лагере для тифозных больных (воспоминания в романе «Алый смерч» (1927)). Октябрьские события застали его в Тифлисе, где он читал курс эстетики в Тифлисской консерватории, работал редактором журнала «Арс» и организовал местный «Цех поэтов».

Осенью 1921 года переехал в Москву, где работал в литературном отделе газеты «Известия» и вместе с Н. Асеевым руководил литчастью Театра революции. В 20-е годы часто менял свою литературную позицию, много печатался: повести «Памятник восстания», «Черная шаль» (1921), книга «Серп», сборники «Миролом» (1923), «Из тьмы к свету» (1926), «Грань» (1929), поэма «Красный Питер» (1928).

С начала 30-х стал меньше писать, а большее переводил, создавал оперные либретто (именно им был создан новый текст к опере Глинки «Иван Сусанин» (1937−1945)).

Сергей Митрофанович Городецкий родился 17 января 1884 года в столице Российской империи, городе Санкт-Петербург. В возрасте 18-ти лет поступил на историко-филологический факультет, но не окончил его.

Известность пришла к писателю после издания в 1906 году первой книги «Ярь», но его последующие издания («Перун» и «Дикая воля») уже не имели и десятой части популярности первого сборника. Также, к неудачным работам Городецкого можно отнести и его первые прозаические попытки «Повести. Рассказы», «На земле», «Старые гнезда» и др.

Происхождение и семья

В 1884 году, 5 января по старому стилю (17 января нового стиля), в Санкт-Петербурге, в дворянской семье земского деятеля, сотрудника Министерства внутренних дел, действительного статского советника Митрофана Ивановича Городецкого, и его жены Екатерины Николаевны родился сын Сергей.

Их семья была поистине интеллигентной, с богатыми культурными традициями. Отец семейства был большим ценителем искусства, литератором-этнографом, занимался живописью и археологией. Он с детства прививал Сергею любовь к поэзии Пушкина, Никитина, Кольцова. Мать была знакома с И. С. Тургеневым, увлекалась литературой и помогала детям изучать языки и историю искусств.

В доме родителей Сергей часто видел известных писателей и художников. Дорогим подарком для мальчика стала книга Н. С. Лескова «Левша» с дарственной надписью автора.

В 1893 году, когда Сергею было девять лет, умер его 47-летний отец. Забота о пятерых детях легла на мать.

Первые шаги в творчестве

Это были времена интереса к простым людям, деревне, панславизму. В 1904 и 1905 годах Городецкий путешествовал по Псковской губернии. Эти летние поездки вызвали у 22-летнего юноши живой интерес к народному творчеству.

Под свежим впечатлением обрядовых плясок и хороводов на реке Плюссе, сказок с элементами язычества поэт написал свою первую книгу «Ярь» (1906), которая вышла в издательстве университетского «Кружка молодых». Обложку к сборнику нарисовал гениальный Николай Рерих, творчество которого было близко Городецкому. В книге автор воссоздал яркий, колоритный, полнокровный мир Древней Руси с ее мифическими персонажами, где оригинально переплелись признаки современности и отголоски старины. Стихи дышали озорством, свежестью и молодостью начинающего поэта. Сборник получил всеобщее признание, в частности восторженные отзывы К. Чуковского, М. Волошина, В. Брюсова и А. Блока.

За причастность к революционным кружкам в 1907 году поэту даже довелось побывать в качестве заключенного в тюрьме «Кресты». Горький опыт ареста не оставил большого следа в биографии Сергея Городецкого. Но, как видно по его дальнейшей жизни, научил поэта выбирать безопасную гражданскую позицию.

Блестящий дебют «Яри» затруднил творческое развитие Городецкого. Следующий сборник «Перун», вышедший в 1907 году, во многом повторял литературные находки первой книги. И ни один из последующих сборников не достиг успеха «Яри».

Влияние символистов слышалось в ранней лирике Сергея Городецкого. Биография молодого поэта пересекалась с творчеством В. Иванова, А. Блока и К. Бальмонта.

Со временем литератор Городецкий становится заметен и как художник, автор характерных портретов современников-писателей, музыкантов, артистов, а также живописных пейзажей Крыма, Средней Азии, Закавказья и Петербурга. Его холсты и рисунки выставлялись на вернисажах вместе с работами признанных мастеров. В поисках своего пути в поэзии автор метался из крайности в крайность: от мистического анархизма к реалистическому символизму и акмеизму.

Смена эпох и творческого пути

Новая жизнь увлекла Городецкого. Он начинает писать политические стихи – агитки, становится видным литературным деятелем Закавказья.

Поэзия его все больше приобретает «пролетарский» характер. В 1919 году Городецкий написал цикл стихотворений «Алая нефть» о бакинских рабочих. В декабре того же года им были написаны стихи «Кофе» о тяжелом труде на плантациях острова Ява. Очень скоро «Кофе» было переведено на несколько европейских языков.

Уже в Баку, с приходом в 1920 году Красной Армии, он активно начал сотрудничать с новой властью: был руководителем агитационного отдела РОСТА и литературной частью политуправления Каспийского флота, редактировал журналы и выступал со статьями и лекциями на темы музыки, живописи, русской поэзии и культуры кавказских народов.

Летом 1920 года поэт приехал в Петроград, где А. Блок организовал вечер поэзии Городецкого.

Осенью Сергей Митрофанович уехал за семьей в Баку. По его воспоминаниям, ехали целый месяц, и он в купе вагона запоем читал книгу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Прочтение этой книги, по признанию самого С. Городецкого, стало для него «подлинным университетом».

Только осенью 1921 года Городецкий приехал в Москву. Здесь он до 1932 года работал в газете «Известия», до 1924-го — руководил литературной частью Театра революции. Все это время он также писал и прозу, и стихи. Наряду с этим печатал много стихов-приветствий пролетариату.

Тогда же он пытался возродить «новый акмеизм». В 1925 году московский «Цех поэтов» выпустил сборник «Стык» со стихами П. Г. Антокольского, М. А. Зенкевича, В. М. Инбер, И. Л. Сельвинского, Г. А. Шенгели и А. В. Ширяевца.

На протяжении 1920-х годов Городецкий искал себя в литературе, часто публикуя новые произведения.

Годы сороковые, военные

Стихотворение «В ответ врагу» Сергей Городецкий написал в первый день войны и прочел по радио в Ленинграде. Оно начиналось пророческой строфой:

«Выходит в бой страна моя родная,

В столетьях закаленная борьбой.

Наполеона участь и Мамая

Ждет всех, кто вызывает нас на бой».

После начала Отечественной войны поэт много выступал перед призывниками и добровольцами, на собраниях и митингах.

В эти годы поэт был уже пожилым человеком. Вскоре они вместе с женой отправились в эвакуацию в Ташкент. Там он делал переводы стихов узбекских поэтов. Затем, будучи в Таджикистане, переводил на русский язык таджикскую поэзию.

Сергей Митрофанович возвратился в столицу до окончания войны. В 1945 году он похоронил супругу и верного соратника, Анну Алексеевну, ушедшую из жизни в возрасте 56 лет.

Несмотря ни на что, продолжал плодотворно работать. В этом же году вышла его книга стихотворений «Песня дружбы».

Биография

С. М. Городецкий.

С осени 1916 года находился на Кавказском фронте Первой мировой войны в качестве представителя Союза городов и военного корреспондента. Позднее некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. После Октябрьской революции издал книгу стихов «Ангел Армении», где, в частности, отражёна тема геноцида армян . Знал армянский язык [] . Его учителем был сын армянского поэта Туманяна, Амлик Иванович Туманян [] . Будучи в Баку , Городецкий заведовал художественным отделением РОСТА , затем работал в Политуправлении Каспийского флота .

С 1921 года жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию — как народов СССР, так и зарубежную. До 1924 года работал завлитом в Московском Театре Революции , редактировал журнал «Искусство трудящимся » , затем до 1932 года — в литературном отделе газеты «Известия» . В 1930-е годы много работал над оперными либретто — это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Перевёл либретто опер: «Фиделио» Бетховена , «Водонос» Керубини , «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера .

Создал либретто одной из первых опер советской тематики — «Прорыв» композитора С. И. Потоцкого — о Гражданской войне. Для композитора В. М. Юровского написал либретто оперы «Дума про Опанаса» (1938), по одноимённой поэме Э. Г. Багрицкого .
Написал новый текст («немонархический») оперы М. Глинки «Жизнь за царя », получившей название «Иван Сусанин».

Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане , переводил местных поэтов.

Выступал как критик и литературовед. В 1911 году подготовил и издал двухтомное собрание стихотворений Ивана Никитина с собственной вступительной статьёй.

Революции и война в жизни поэта

Когда началась Первая мировая война, Городецкий оказался под влиянием шовинистских настроений. Это отобразилось в книжке стихов «Четырнадцатый год» (1915).

В 1915 году началась его дружба с Есениным, в котором поэт Городецкий увидел талант и свежий стихотворный дух. Есенин пришел на квартиру к известному поэту по рекомендации Александра Блока. Сергей Городецкий в короткой биографии начинающего стихотворца Есенина оставил неоценимый след: он дал молодому коллеге рекомендательные письма в различные издательства, к тому же подарил ему свою только что вышедшую книгу стихов с автографом.

Весной 1916 года Городецкий, разочаровавшись в литературной сфере деятельности и поссорившись с «предводителем петербургских символистов» Александром Блоком, едет на Кавказский фронт корреспондентом газеты «Русское слово».

Там, в Армении, увидев войну воочию, он понял незрелость своих недавних милитаристских убеждений и снова занялся писательской деятельностью. Его сборник 1918 года «Ангел Армении» проникнут сочувствием и болью.

Когда произошла Февральская революция, Сергей Митрофанович работал в Персии (Иране), в госпитале для тифозных больных. Там он оказался с отступавшими русскими войсками. Свои тяжелые воспоминания об этом периоде жизни он отразил в романе «Алый смерч», написанном в 1927 году.

Затем у Городецкого была насыщенная работа в Тифлисе: редактором журнала «Арс», организатором аналога петербургского «Цеха поэтов», лектором по эстетике в консерватории. Там его и застала весть об Октябрьской революции 1917 года.

В стихотворении «Ностальгия», написанном в 1918 году, он говорит о своем выборе стать на сторону революции

Это было важное решение поэта Городецкого, биография которого была с этого момента предрешена

Акмеизм — новое направление поэзии

Разочаровавшись в символизме, Городецкий собирает 20 октября 1911 года в своей квартире учредительное заседание «Цеха поэтов», где он и Н. С. Гумилев были избраны ответственными наблюдателями нового общества.

С этого времени начался акмеистический этап его творческой биографии. Городецкий стал главным идеологом новой школы поэзии. Выступая в качестве критика, он всегда поддерживал товарищей по «Цеху поэтов» — М. Зенкевича, В. Нарбута и других. Сам же неизменно пользовался поддержкой Николая Гумилева. Сборник «Ива» (1913) Гумилев представил общественности как образец акмеизма.

А книга С. Городецкого «Цветущий посох», вышедшая в 1914 г. и содержащая стихи 1912-1913 годов, была объявлена автором программно-акмеистской.

Обращение поэта к акмеизму было инициировано стремлением уйти от иррациональных тем и писать о живой действительности. Стихотворение «Адам» стало гимном акмеистов. Городецкий описал в нем то, в чем видел призвание своей поэзии: «Живой земле пропеть хвалы».

В стихотворении 1913 года, посвященном О. Э. Мандельштаму, Городецкий приписал последнему основные принципы акмеизма: избавление поэзии от мистики и воспевание многообразного, конкретного земного мира, придание слову точного значения:

«Он верит в вес, он чтит пространство,

Он нежно любит матерьял…»

Когда в 1915 году первый «Цех поэтов» распался, Сергей Городецкий в биографии начинающих поэтов Н. А. Клюева, С. А. Есенина и других сыграл решающую роль. Он популяризировал молодых талантливых литераторов и стал инициатором создания групп, объединяющих крестьянских поэтов, — «Краса» и «Страда».

Особенности творчества Городецкого в 30-е годы

С наступлением 30-х годов, в то время, когда в стране происходило становление социалистического реализма в искусстве, Городецкий много занимался переводами, знакомя советских читателей с творчеством украинских, болгарских, белорусских и армянских поэтов.

В 1931 году написал свое первое приветствие партийному съезду.

В 1936-м вышел его «Изборник» («Избранные лирические и лиро-эпические стихотворения»).

Одновременно с этим он много и талантливо писал оперные либретто: «Прорыв» о Гражданской войне композитора С. Потоцкого, «Александр Невский», либретто поэмы Э. Багрицкого «Думы про Опанаса» композитора В. Юровского, создал для Большого театра либретто к опере «Амран», переработал для оперы поэму «Граф Нулин», перевел «Фиделио» Бетховена, «Лоэнгрин» и «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера, «Водонос» Керубини и другие. Именно он в 1937 году начал создание нового текста к опере «Иван Сусанин» Глинки, который завершит только в 1945 году.

Очевидно, занятие «безопасным» творчеством помогло бывшему дворянину избежать репрессий.

Первые шаги в поэзии

В самом начале 1907 г. у Городецкого вышел первый сборник стихотворений под названием «Ярь», его оценили поэты и читатели, а автор получил широкое признание. В стихах звучали темы русского народного творчества, было стремление передать восприятие полнокровности мира в фольклорных образах, первобытных, зримых, колоритных. Первозданность мира он видел в образах славянской мифологии: бога Перуна , Ярилы, Веснянки и других. В них он выразил идею первобытных сил, полноты жизни, чистоты и непосредственности чувств.

В середине того же года вышел и второй сборник стихов Городецкого — «Перун», в котором прослеживались уже знакомые читателям мотивы и образы. От символизма — к акмеизму. Русская поэзия конца 19-го — начала 20 веков пестрела множеством различных литературных течений, направлений, групп. Сначала Городецкий примкнул к символистам. В соответствии с их кодексом, в эти годы он писал стихи многозначно-иносказательно, но и в них чувствовалось доверие к вечным культурным ценностям, присутствующим в фольклоре. Таковы его книги этого периода: «Дикая воля», «Русь», «Ива». В 1913 г. Городецкому стали близки идеи акмеизма.

Вместе с Николаем Гумилевым Городецкий стал организатором «Цеха поэтов». Это было нечто вроде клуба или творческой мастерской, где главным был Гумилев и куда допускались только избранные. В «Цехе» собирались поэты, читали свои стихи, которые потом подвергались обсуждению. Акмеизм привлек Городецкого своей «земной» сутью, без идеализации жизни, без усложненной метафоричности. В это время Сергей Митрофанович выпустил новый сборник — «Цветущий посох» (1914). В этой книге он размышляет о жизни, искусстве и о себе как человеке и поэте. Гумилев, кстати, похвалил стихи Городецкого, сказав, что он обладает «неиссякаемой певучей силой».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: