Поп-арт (1950-е–1960-е)
Банка с супом Кэмпбелл (рисово-томатный) (Энди Уорхол, 1968)
Поп-арт — одно из самых узнаваемых художественных течений XX века. Художники отказались от методов, используемых в абстрактном экспрессионизме. Вместо этого они использовали повседневные, бытовые предметы для создания инновационных произведений искусства, бросающих вызов потребительству и средствам массовой информации. Это включение в изобразительное искусство знакомых, опознаваемых образов было смещением от основной линии модернизма.
Художники поп-арта, такие как Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн, стремились обосновать идею того, что источником искусства может стать все, что угодно, и нет никакой иерархии культуры, которая могла бы этому помешать. Пожалуй, самым известным произведением искусства поп-культуры являются «Банки супа Кэмпбелла» Уорхола.
История музыки
Музыка облагораживает человеческую душу, заставляя людей верить в прекрасное. Также она развивает культуру. Современное многообразие музыкальных направлений может послужить темой для целого исследования, попробуем рассмотреть историю музыки.
Античные времена
Уже в древности люди пытались звуки природы. Для этого они создавали простые музыкальные инструменты, такие как гусли, арфа. Позже инструменты стали более сложными.
Средневековье
В Средние века инструменты стали более изысканными, но их главной целью было прославление Господа. Поэтому в основном это были церковные органы.
Также в ходу были тимпаны и барабаны, с их помощью объявляли обычно о выходе на арену важных церковных деятелей или государственных чиновников.
Классицизм
В восемнадцатом веке господствует музыка классического направления. Ее пишут Бах, Гендель. Это сонатины и фуги, кантаты. Взяв много у народной музыки, Бах попытался создать жанр, подходящий для исполнения в храмах.
Появление Бетховена изменило подход к музыке. В девятнадцатом веке на нее начинает оказывать влияние романтизм, который проповедовал открытость чувств. Музыка Бетховена выражала всю полноту человеческих чувств. Его знаменитые «Лунная соната» и «Элизе» исполнялись разными оркестрами. Сам гениальный Бетховен в относительно молодом возрасте был поражен глухотой, и вынужден был уйти от сочинения музыки.
Моцарт и Гайдн тоже сочиняли романтическую музыку. Моцарт писал оперы, его «Свадьба Фигаро» известна всем мировым театрам.
Двадцатый век
В двадцатом веке музыка претерпевает радикальные изменения. Классической музыке приходится уступать место таким направлениям, как рок и поп.
Рок-музыка – это молодежное направление, которое возникло в 1960 годах. Начало ему положили группа «Битлз» из Ливерпуля. Известными рок-группами того периода стали «Роллинг Стоунз», «Ес», «Дженезис», «Синдерелла».
Надо сказать, что рок-музыканты в своих произведениях затрагивали вечные классические темы, такие как дружба, любовь, взаимоотношения между человеком и обществом. Это заметно в творчестве группы «Металлика». Отдельным направлением стал русский рок. Это группы «Ария», «Черный кофе», творчество Вячеслава Бутусова, песни Владимира Высоцкого.
Эстрадная музыка представляет собой массовое явление, и сейчас проводятся многочисленные конкурсы, которые ей посвящены. Например, «Евровидение».
comments powered by HyperComments
Сентиментализм в русской культуре
В конце века появляется в русской литературе новое направление — сентиментализм (от фр. sentiment — чувство). Наиболее известным представителем этого направления был Н. М. Карамзин (роман «Бедная Лиза»), чье творчество пришлось на 90-е гг. уходящего века, завершив собой, как и творчество А. Н. Радищева, историю литературы XVIII в.
В живописи вместо условных приемов иконописания в практику входят законы реализма. Уже в первой четверти XVIII в. начинает складываться понятие жанрового многообразия. Постепенно главное место начинает занимать светский сюжет. Кроме портретной живописи, появляется историческая. Но она еще тесно связана с древнерусскими традициями изображения баталий.
Лишь с созданием Академии художеств в 1757 г. историческая живопись начинает выступать как самостоятельный жанр. Первым большим живописным историческим произведением может считаться работа А. П. Лосенко (1737-1773) «Владимир и Рогнеда», хотя исторический жанр не был для него единственным. К темам национальной истории особенно тяготел Г. И. Угрюмов (1764-1823). Написанные в стиле классицизма картины «Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани» и др. при всей их композиционной условности и театральности оказали огромное влияние на развитие русской исторической живописи.
Портретная живопись поражает многообразием: парадные, камерные, в рост, погрудные, двойные. Одним из основоположников русской портретной живописи был И. Н. Никитин (1690-1742). Первый автопортрет был написан А. М. Матвеевым (1701 — 1739): «Автопортрет с женой Ириной Степановной». Особо нужно выделить портретную миниатюру. Одним из наиболее талантливых портретистов был Ф. С. Рокотов (1735-1808), овладевший искусством западноевропейского парадного портрета. В его позднем творчестве сказался общий для русского искусства переход от утонченного рококо к ясности и строгости классицизма. Д. Г. Левицкий (1735-1822) в своих лучших произведениях (портреты А. Ф. Кокоринова, П. А. Демидова) сумел сочетать торжественную приподнятость образа с чертами естественности и обыденности, с острым восприятием материальности окружающих аксессуаров, раскрывающих профессию, социальную принадлежность, интересы изображаемого человека. Много работ художника было куплено иностранцами, и теперь они находятся в европейских музеях, в частности в Лувре.
В работах В. Л. Боровиковского (1757-1825) середины 90-х гг. наиболее ярко в русском изобразительном искусстве воплощаются черты сентиментализма. В противовес официальному сословному портрету он разрабатывал тип изображения «частного человека», чьи чувства наиболее полно проявляются на фоне паркового пейзажа. Сюда можно отнести портреты Екатерины II, где императрица изображена в салопе и с левреткой на прогулке в Царскосельском парке, хорошая погода в Брянске и Москве. Но в начале XIX века он постепенно переходит к эстетике классицизма. Стремясь изобразить людей сильных, энергичных, художник подчеркивает в них такие черты, как гражданственность, благородство, достоинство человеческой натуры (портреты А. А. Долгорукого, В. Л. Боровского).
- Выставка одной картины «Борис Яковлев (1890-1972) «Анемоны» 1945 г.»
- Выставка «Любовники» Марк Шагал
- Концерт «Великие романтики». Дмитрий Алексеев, фортепиано (Великобритания)
Сентиментализм в русской литературе
Первая волна сентиментальных романов началась в России в 1790 году с «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.
После него к жанру романа-путешествия обращались многие писатели: Карамзин, Сумароков, Измайлов, Шаликов и др
Такая форма открывала новые возможности для свободного выражения своих мыслей — это было важно для писателей-сентименталистов
В романе-путешествии постоянно меняется картинка, чувства автора зависят от пейзажа за окном и от общения с простыми людьми.
Маленький человек приходит в русскую литературу именно в эпоху сентиментализма. Оказывается, что честь — это удел не только высших сословий. Доброе имя может быть у всякого человека, если у него чистая совесть.
В русской литературе сентиментализм расходится на два крыла:
- Одних авторов интересует социальный конфликт (это что?), они ищут причины несчастий человека в несправедливом устройстве общества, уж где-где, а в России с ее крепостным правом проблема маленького человека перед лицом социальной несправедливости была очевидна. Флагман этого направления А.Н.Радищев.
- Другие авторы обходили острые социальные конфликты стороной, сосредотачиваясь на чувствах и богатом духовном мире героев, пусть даже и низшего сословия. Здесь главную роль сыграл Н.М.Карамзин.
*А.Г.Венецианов, Портрет Н.М.Карамзина, 1828 г.
Представители и примеры произведений
Сентиментализм имел много последователей в России, однако среди них можно выделить немногих, которые внесли значительный вклад в развитие этого течения.
Главную роль прежде всего отводят Карамзину. Он является автором таких произведений: «Бедная Лиза» (1792 г.), «Наталья, боярская дочь» (1792 г.), «Чувствительный и холодный» (1803 г.), «Рыцарь нашего времени» (1803 г.) и другие. Кроме этого Карамзин, как и его друг В. Подшивалов, был теортиком сентиментализма
Подшивалов же в 1796 году опубликовал статью «Чувствительность и причудливость», где основное внимание атора заоострено на проведении различий межу истинной «чувствительностью» и искаженной «манерностью», «причудливостью»
Крупными представителем сентиментализма можно также считать деятеля русского Просвещения, академика Муравьева, который в своем творчестве отстаивал идею, что добродетель является «верховным счастьем». Существует мнение, что Муравьев был предшественником Карамзина в литературе, однако как историк был подражателем последнего («Учение истории»).
Также ярко отличился в рамках развития сентиментализма поэт, публицист и критик Дмитриев. Почет и известность среди других авторов поэту принесли его песни и басни, а также мастерство в поэзии, талант в сатире.
Немалое влияние на распространение и закреплении достижений основателей сентиментализма осуществила группа учеников Карамзина: В. В. Измайлов, А. Е. Измайлов, П. Ю. Львов, князь Шаликов. В.В. Измайлов писал, в большинстве подражая своему учителю («Путешествие в Полуденную Россию» 1800-1802 гг.). А.Е. Измайлов стал автором романа «Евгений, или пагубные следствия духовного воспитания и сообщества», которое за своим литературной направленности ближе к реализму, а также другого творения-подражания — «Бедная Лиза» (1801 г.). Льовова рассматривают как значимого писателя-романиста (повести «Роза и Любим», «Александр и Юлия», «Российская Памела»).
Князь П.И. Шаликов в своем творчестве воссоздал наиболее образцовый пример сентиментализма. Писатель не только идеализировал существующую жизнь простого народа, но и говорил о благости и счастье жизни крестьян, что существующий социальный порядок дарован Господом Богом, а все проблемы крепостных из-за злоупотребления помещиков. Особенно ярко данные настроения проявились в его произведении «Путешествие в Малороссию», где крестьяне радуются и веселятся, не страдая от лишений жизни.
Группа карамзинистов (учеников и соратников Карамзина) образовала отдельное течение в рамках сентиментализма. Позже они оформились в известное на то время литературное сообщество «Арзамас», в которое входил и А.С. Пушкин
Карамзисты заостряли свое внимание на формировании нового русского литературного языка. Особый вклад в поэтическию речь внес поэт-карамзинист К.Н
Батюшков.
Если Карамзин и его единомышленники (в т.ч. подражатели) образовали дворянское (либеральное) крыло сентиментализма, то наиболее ярким представителем революционного направления стал Радищев. Позиция последнего была крайне радикальной и отстаивала запрет крепостного права, критиковала религиозных деятелей, посягала на величие института самодержавия и в целом отличалась диссидентством. Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 год) сразу после своего издания принесла славу автору. Однако за критические и резкие комментарии в сторону власть имущих, а также за описание жестокости обращения последних с представителями низших сословий (к примеру, как продают крепостных на аукционе), Радищева арестовали и сослали в Сибирь.
Как одного из представителей сентиментализма рассматривают ранеего Жуковского, на поэзию которого существенно повлияло творчество Дмитриева и Карамзина. Повесть «Марьина роща» (1809 г.) является наиболее показательным результатом влияния Карамзина на поэта. Достижения в поэзии Жуковского и Батюшкова заложили основы для подальшего становления слога Пушкина и его литературного языка.
Основные признаки и черты сентиментализма
Выделим несколько базовых признаков сентиментализма:
- Главное достоинство личности — умение сочувствовать.
- Главные персонажи — простые люди.
- Нравственная чистота, чувствительность — врожденное качество человека.
- Во главе угла — богатый внутренний мир героев.
- Природа имеет огромное значение в жизни персонажей, чем ближе к природе человек, тем чище его душа.
- Задача искусства — направлять на путь доброты и внутренней гармонии.
*Жозеф-Дезире Кур, «Сборщица колосьев»
Больше всего сентименталисты почитали романы.
Чтобы читатель как можно глубже проник во внутренние переживания героя, авторы эпох сентиментализма находят новые жанры для произведений:
- роман в письмах,
- роман-путешествие,
- дневник,
- исповедь,
- мемуары,
- очерк (что это такое?),
- элегия (что это?),
- послание.
Часто повествование ведется от первого лица, а жанры произвольно смешиваются.
Сентиментализм. Чувства «маленького человека»
Во Франции сентиментализм появился в 1720-х годах, в России — на рубеже XVIII и XIX веков. Сентименталисты стремились приблизить искусство к реальности и поэтому прославляли окружающий мир и обычные человеческие чувства. Красота природы, дружба, волшебство любви — вот что интересовало художников этого направления и воплощалось в их картинах.
Полотна сентименталистов пронизаны меланхолией. Нередко они изображали идиллические пейзажи и картины из жизни крестьян, чьи простота и естественность противопоставлялись «испорченности» благородных особ.
Все характерные черты стиля в творчестве французского сентименталиста Жана-Батиста Грёза (1725–1805) предстают в преувеличенном виде и порой доходят до безвкусицы
Очень важной задачей живописца Грёз считал воспитание, «исправление нравов». Он создал целый цикл картин, обличающих порок и превозносящих добродетель: «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», «Наказанный сын», «Избалованное дитя», «Посещение священника»… Эти полотна, с одной стороны, отличались филигранной техникой и мастерством композиции, а с другой — были переполнены пафосом, слащавы и нарочито театральны
Кисти Грёза принадлежат и многочисленные так называемые головки — трогательные портреты девушек, печально созерцающих погибших птичек, увядшие цветочки или разбитые вазы.
Жан-Батист Грёз «Прачка» (1761) Художник воспевал добродетели третьего сословия — трудолюбие и скромность
Жан-Батист Грёз «Утренняя молитва» (1780) «Девушек Грёза» многие считают эталоном слащавой сентиментальной живописи
Новое литературное течение
французского слова santimentasчувство
Такое название было избрано из-за того, что основное внимание приверженцы стиля уделяли внутреннему миру человека, его чувствам и эмоциям. Уставшая от героя-гражданина, характерного для классицизма, читающая Европа с восторгом приняла нового ранимого и чувственного человека, изображенного сентименталистами
В Россию это течение пришло в конце XVIII века посредством художественных переводов западноевропейских писателей, таких как Вертер, Ж.Ж. Руссо, Ричардсон. Это направление возникло в западноевропейском искусстве в XVIII веке. В литературных произведениях это течение проявилось особенно ярко. Распространилось в России благодаря художественным переводам романов европейских писателей.
Особенности сентиментализма в живописи
О характерных особенностях этого течения в литературе мы уже поговорили ранее. Теперь настал черёд живописи.
Наиболее ярко сентиментализм в живописи представлен в нашей стране. Прежде всего, он связан с одним из самых известных художников Владимиром Боровиковским (1757 ‑ 1825 гг.). В его творчестве преобладают портреты. При изображении женского образа художник старался показать её природную красоту и богатый внутренний мир. Наиболее известными работами считаются: «Лизонька и Дашенька», «Портрет М.И. Лопухиной» и «Портрет Е.Н. Арсеньевой». Также стоит отметить и Николая Ивановича Аргунова, который был известен своими портретами четы Шереметьевых. Помимо картин, русские сентименталисты отличились и в технике Джона Флаксамана, а именно его росписи на посуде. Самым известным считается «Сервиз с зелёной лягушкой», увидеть который можно в петербургском Эрмитаже.
Из зарубежных художников известны лишь трое ‑ Ричард Бромптон (3 года работал в Петербурге, значимая работа ‑ «Портреты князя Александра и Константина Павловичей» и «Портрет принца Георга Уэльского»), Этьен Морис Фальконе (специализировался на пейзажах) и Антонис Ван Дейк (специализировался на костюмированных портретах).
Жанры
Эмоциональное и чувственное восприятие мира вынуждало к использованию новых литературных жанров и возвышенной образной лексики, соответствующей идейной нагрузке. Упор на то, что в человеке должны преобладать естественные начала, и на то, что лучшей средой обитания является естественная, предопределил основные жанры сентиментализма в литературе. Элегия, дневник, психологическая драма, письма, психологическая повесть, путешествие, пастораль, психологический роман, мемуары стали основой произведений чувственных авторов.
Важно! Обязательным условием абсолютного счастья сентименталисты считали добродетель и высокую духовность, которые должны естественным образом присутствовать в человеке
Романтика стихии и свободы
Одно из первых значительных произведений романтизма — картина французского художника Теодора Жерико (1791–1824) «Плот „Медузы»». Работая над огромным полотном 4,7 x 7 метров, художник обратился к реальным событиям — крушению фрегата «Медуза» у берегов Сенегала. Корабль затонул, но 140 пассажиров и членов экипажа спаслись на плоту. Через 12 дней, когда их обнаружили, в живых осталось лишь 15 человек. Двое спасенных, врач Савиньи и инженер Корреар, даже позировали Жерико для картины, в которой живописцу удалось передать ужас людей перед стихией и страх приближающейся смерти, силу надежды и, напротив, охватившее их глубокое отчаяние и бессилие.
Полотно исполнено в мрачных красках, а во время работы над ним художник делал очень много набросков, заставляя натурщиков застывать в самых разных позах.
Теодор Жерико «Плот „Медузы»» (1819) Люди отчаянно пытаются привлечь внимание показавшегося вдали корабля
Жизнь испанца Франсиско Гойи сама по себе напоминает жизнеописание героя приключенческого романа: поединки, преследования инквизицией «за оскорбление святынь»… Но его незаурядный талант все же был оценен по достоинству. Он стал сначала художником Королевской мануфактуры гобеленов, а затем — в 1789 году — придворным живописцем. На полотнах Гойи мы видим весь цвет испанской аристократии, но нельзя не заметить, что гораздо большую симпатию у художника вызывали повстанцы, охотники, воины. Его полотна — яркие и звучные по цвету, необычные по композиции — ближе к концу жизни художника стали более мрачными и трагичными.
Франсиско Гойя «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» (1814) На картине — нападение испанцев на мамлюков, служивших в оккупировавшей Мадрид армии Наполеона
Принципы романтизма ярко воплотились и в творчестве французского скульптора-анималиста Антуана-Луи Бари (1795–1875). Он изображал не любых животных, а только самых мощных, царственных и диких жителей пустыни.
Хорошо знакомый с повадками зверей, художник сумел поймать и воплотить в своих скульптурах не только плавные, грациозные и опасные движения хищников, но и тот дух свободы, которым эти животные наделены от природы.
Уже первые работы «Тигр, терзающий крокодила» и «Лев, поражающий змею» принесли Бари успех и положили начало новому направлению во французской пластике. Самые знаменитые работы романтика-анималиста: «Отдыхающий лев», «Кентавр и лапиф» и «Ягуар».
Многие черты романтизма получили развитие в последующих направлениях, например в модерне, импрессионизме.
Поделиться ссылкой
Особенность языка
Простой, понятный и эмоционально окрашенный язык ‑ вот основа стилистики сентиментализма. Для нее также характерны объемные лирические отступления с обращениями и восклицаниями автора, где он обозначает свою позицию и мораль произведения. Практически в каждом тексте используются восклицательные знаки, уменьшительно-ласкательные формы слов, просторечия, экспрессивная лексика. Таким образом, что литературный язык на этом этапе сближается с языком народа, делая чтение доступным для более широкой аудитории. Для нашей страны это означало, что искусство слова выходит на новый уровень. Признание получает светская проза, написанная легко и художественно, а не тяжеловесные и безвкусные труды подражателей, переводчиков или фанатиков.
Новое литературное течение
Сентиментализм в литературе принадлежит к наиболее заметным направлениям, он зародился в европейском искусстве в XVIII веке, под влиянием эпохи Просвещения. Страной возникновения сентиментализма считается Англия. Определение этого направления произошло от французского слова santimentas, которое в переводе на русский язык означает «чувство»
Такое название было избрано из-за того, что основное внимание приверженцы стиля уделяли внутреннему миру человека, его чувствам и эмоциям. Уставшая от героя-гражданина, характерного для классицизма, читающая Европа с восторгом приняла нового ранимого и чувственного человека, изображенного сентименталистами
В Россию это течение пришло в конце XVIII века посредством художественных переводов западноевропейских писателей, таких как Вертер, Ж.Ж. Руссо, Ричардсон. Это направление возникло в западноевропейском искусстве в XVIII веке. В литературных произведениях это течение проявилось особенно ярко. Распространилось в России благодаря художественным переводам романов европейских писателей.
Сентиментализм в русской живописи
Данный стиль пришел в Россию с запозданием вместе с популярностью античных камей, которые вошли в моду благодаря императрице Жозефине. В живописи 19 века в России сентиментализм художники соединили в другим популярным направлением — неоклассицизмом, образовав таким образом новый стиль – русский классицизм в форме романтизма. Представителями этого направления являлись В. Боровиковский, И. Аргунов и А. Венецианов.
Сентиментализм утверждал необходимость рассмотрения внутреннего мира человека, ценность каждой личности. Это стало достижимым благодаря тому, что художники начали показывать человека в интимной обстановке, когда он остается наедине со своими переживаниями и эмоциями.
Русские сентименталисты в своих картинах помещали центральную фигуру героя в картину пейзажа. Таким образом, человек оставался в компании с одной лишь природой, где появлялась возможность проявить наиболее естественное эмоциональное состояние.
Сентиментализм в русском искусстве
В Россию стиль пришел с запозданием, в первом десятилетии XIX века, вместе с модой на античные камеи, которую ввела французская императрица Жозефина. Русские художники преобразовали два существовавших в то время стиля, неоклассицизм и сентиментализм, создав новый — русский классицизм в наиболее романтической его форме. В этой манере творили В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, И. П. Аргунов.
Семен Федорович Щедрин «Пейзаж в окрестностях Петербурга»
Сентиментализм позволил художникам в картинах утверждать самоценность человеческой личности, ее внутреннего мира. Причем это стало возможным через показ чувств человека в интимной обстановке, когда он остается наедине сам с собой. Руские художники населяли своими героями пейзаж. Наедине с природой, оставшись один человек способен проявить свое естественное состояние души.
Русские художники-сентименталисты
Владимир Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной»
Известна картина Боровиковского «Портрет М. И. Лопухиной». Модлодая женщина в свободном платье изящно оперлась на перила. Русский пейзаж с березками и васильками располагает к душевности, как и выражение милого лица героини. В ее задумчивости читается доверие к зрителю. На лице играет улыбка. Портрет по праву считается одним из лучших образцов русского классического произведения. В художественной стилистике полотна ясно прослеживается сентиментальное направление.
Алексей Гаврилович Венецианов «Спящий пастушок»
Среди художников этого времени руская живописная классика ярко проявилась в творчестве А. Г. Венецианова. Известность приобрели его «пасторальная» живопись: картины «Жнецы», «Спящий пастушок» и другие. Они дышат свежестью и любовью к людям. Полотна написаны в манере русского классицизма с сентиментальной выраженностью. Картины вызывают ответное чувство любования пейзажем и лицами героев полотен. Стиль нашел свое выражение в гармонии крестьян с окружающей природой, в спокойных выражениях лиц, неярких красках русской природы.
Искусство сентиментализма в наиболее чистом виде было особенно развито в Австрии и Германии в конце XVIII-начале XIX веков. В России художники писали в своеобразной манере, в которой стиль использовался в симбиозе с другими направлениями.
Сентиментализм в творчестве В. А. Жуковского
Писатель жил на стыке двух столетий. В конце 18 века ведущим жанром в русской литературе был сентиментализм, а в 19 на смену ему пришли реализм и романтизм. Ранние произведения Василия Жуковского написаны в соответствии с традициями Карамзина. «Марьина роща» — красивая повесть о любви и страданиях, а стихотворение «К поэзии» звучит как героический призыв к совершению подвигов. В своей лучшей элегии «Сельское кладбище» Жуковский размышляет о смысле человеческой жизни. Большую роль в эмоциональной окраске произведения играет одушевленный пейзаж, в котором дремлет ива, трепещут дубравы, бледнеет день. Таким образом, сентиментализм в литературе 19 века представлен творчеством немногих писателей, среди которых был и Жуковский, однако в 1820 году направление прекратило свое существование.