Особенности неоклассицизма в живописи и архитектуре: черты, история, известные представители

Современная мебель в стиле неоклассика

Главное правило при выборе мебели – функциональность и округлые формы, важно учитывать гармонию и пропорцию. Например, два одинаковых пуфа, два одинаковых кресла, два одинаковых окна – всё это показывает, как работает закон симметрии

Но здесь важно соблюсти меру. Комната не должна превратиться в хаос с загромождением пространства.

Мебель в неоклассике обязана выглядеть элегантно и добротно, желательно отдавать предпочтение натуральному дереву и красивым обивочным тканям. Можно выбрать современные модели с небольшим художественным декором. Часто в интерьерах встречаются и классические предметы: стулья с сиденьями овальной формы на гнутых ножках, кресла с декоративной резьбой, шкафы-витрины с панелями из стекла.

Расстановка мебели выполняется вокруг ключевого акцента в чётко заданной симметрии. При этом для перемещения должно оставаться достаточно пространства. Это может быть камин, обеденный стол, диван – вариантов очень много. В каждом случае владельцы сами определяют центральный акцент комнаты.

Шторы и текстиль

В неоклассических интерьерах используются в основном натуральные ткани

Но вместо жаккарда и гобелена обратите внимание на плотный хлопок, лен, смесовые ткани. Они не только дешевле, но и гораздо удобнее в эксплуатации и обслуживании

Декоративные композиции из штор в неоклассике более легкие и лаконичные, чем в классическом стиле. Уместны ламбрекены, но простые прямоугольные или округлые поверх плотных портьер в пол.

Если вы хотите постелить ковер, не выбирайте покрытие на весь пол: достаточно 2-2,5 метров по длинной стороне. Четкие контрастные геометрические орнаменты сделают комнату более современной. А классические размытые витиеватые узоры подойдут любителям более традиционных решений.

источник

Вернуться к классике

Происхождение неоклассицизма объясняется главным образом раскопками, проведенными в 18 веке в Риме, Италия. После ряда археологических процедур специалисты обнаружили руины древних городов Помпеи и Геркуланум.

С извержением вулкана Везувия и Помпеи, и Геркуланум были погребены под пеплом. Интерес к классике проявился, когда были обнаружены древние улицы, виллы и дома этих затерянных городов.

С другой стороны, с семнадцатого века различные люди с большими экономическими возможностями начали путешествовать по всей Европе. Путешественники с нетерпением ждали, чтобы полюбоваться городом Римом и его художественным богатством.

С бумом, который только что начался греко-римским, многие историки (в том числе прусский Иоганн Иоахим Винкельманн) были необходимы для теоретизирования и углубления подражания греческим и римским произведениям в новых художественных движениях.

Следовательно, многие французские художники стали склоняться к классическому. Это привело к формированию нового художественного движения: неоклассицизма .

Вернуться к простоте

Винкельманн предложил обновить греко-римские идеи, используя более простые техники, в отличие от экстравагантных стилей барокко и рококо. Чтобы добиться этого, художники делают ставку на то, чтобы отдавать приоритет простоте, а не перегружать произведения декоративными элементами..

Барокко и рококо выделялись своим декоративным и элегантным характером

Новые художники, в основном академики, подчеркивали важность освещения истории через искусство, в отличие от предыдущих стилей, которые придавали эстетике важность

Новые неоклассические художники были основаны на французском художнике-классицисте Николя Пуссене, в противовес чрезвычайно декоративным и чувственным техникам Жана-Оноре Фрагонара. Неоклассицизм был синонимом «возвращения к чистоте» и служил критикой предыдущих стилей.

Эпоха Просвещения

В течение восемнадцатого века в Европе доминировало интеллектуальное и философское движение, известное как Эра Разума или Просвещения. Просвещение включало в себя ряд идей, связанных с разумом и академизмом.

По этой причине неоклассицизм рассматривается как эволюция Просвещения. Философы считали, что судьбу можно контролировать с помощью обучения и художественного самовыражения. Неоклассицизм напоминает эпоху разума, потому что отражает умеренность и рациональное мышление..

Просвещение характеризовалось его противостоянием монархической системе и церковным идеям; Неоклассицизм занял аналогичную позицию: движение вращалось вокруг человека как центра мира.

Деятели

Неоклассицизм в той или иной степени относится к таким мастерам, как:

  • Адам Джон Нэш, Александр Томпсон (Англия); Лангханс (Германия), Жак Анж Габриель (спланировал «Площадь Согласия и «Малый Трианон» в Версале), Жан-Франсуа Шальгрен, Александр-Теодор Броньяр, Леду, (Франция), Андреян Захаров (Россия) – архитектура.
  • Э. А. Бурдель, А. Майоль (Франция), К. Миллес (Швеция), А. Г. Вигеланн (Норвегия), А. Т. Матвеев, С. Т. Конёнков, С. Д. Меркуров (Россия) – скульптура.
  • Ф. Ходлер (Швейцария), З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев, К. Брюллов (России), П. Пюви де Шаванн, М. Дени (Франция) – живопись.
  • М. П. Мусоргский, М. Равель – музыка.


П. Пюви де Шаванн

Роль освещения в дизайне интерьера в стиле неоклассика

В неоклассике используется множество разнообразных источников освещения. Но главным элементом по праву считается люстра. Её устанавливают в центральной части потолка и делают одной из ключевых деталей интерьера. Если вам позволит высота потолка, то выберите многоярусную модель с хрустальными подвесками. Если же высота потолка в вашей квартире менее 3 метров, подберите изящную модель с множеством небольших осветителей, которые будут равномерно распределены в одной горизонтальной плоскости на некотором расстоянии друг от друга. Пример таких моделей на фото ниже.

Замечательно впишутся в интерьер всевозможные настенные светильники, торшеры, настольные лампы. Для освещения практически всегда используется тёплый мягкий свет. Он создает спокойную, уютную обстановку.

Библиография

Общий

(ru) Роберт Розенблюм , Трансформации в искусстве конца восемнадцатого века , Принстон, Princeton University Press ,1970 г., 203  с. ( ISBN  0-691-00302-5 , читать онлайн )

Франсуа-Жорж Парисе , Неоклассическое искусство , Париж, Университетское издательство Франции ,1974 г.

Пьер Cabanne , Искусство XVIII — го  века , Париж, Somogy1987 г., 349  с. ( ISBN  2-85056-183-5 , уведомление BnF п о  FRBNF34973744 )

Филипп Бордес ( реж. ), Режис Мишель ( реж. ) И др. , Aux Armes et aux Arts: The Arts of the Revolution 1789-1799 , Париж, Адам Биро,1988 г., 350  с. ( ISBN  2-87660-023-4 )

Пьер Cabanne , Искусство XIX — го  века , Париж, Somogy1989 г., 350  с. ( ISBN  2-85056-189-4 , уведомление BnF п о  FRBNF35027265 )

Марио Праз ( перевод  с итальянского Констанс Томпсон Паскуали), Neoclassical Taste , Paris, Le Promeneur,1989 г.( 1- е  изд., 1974), 534  с. ( ISBN  2-87653-078-3 )

Андре Шастель , Французское искусство , т.  4: Время красноречия, 1775-1825 , Париж, Фламмарион ,1996 г., 335  с. ( ISBN  2-08-010203-6 , уведомление BnF п о  FRBNF36692913 )

Хью Хонор ( перевод  с английского Пьера-Эммануэля Дауза), Le Néo-classicisme , Paris, Librairie générale française , колл.  «бумажник»,1998 г., 283  с. ( ISBN  2-253-90450-3 )

Майкл Ливи ( трад.  Английский Жан-Франсуа Allain), Искусство XVIII — го  века живописи и скульптуры во Франции 1700-1789 , Париж, Фламмарион ,1998 г., 318  с. ( ISBN  2-08-012422-6 )

Рольф Томан ( реж. ) ( Перевод  с немецкого), Неоклассицизм и романтизм: архитектура — скульптура — живопись — рисунок, 1750-1848 , Потсдам, Х. Ф. Ульманн,2007 г., 520  с. ( ISBN  978-3-8331-3557-6 )

Даниэла Тарабра ( перевод  с итальянского Тодаро Традито), Как определить … Великие стилистические периоды: от романского искусства до модерна , Париж, Хазан, колл.  «Ключи и справки»,2008 г., 383  с. ( ISBN  978-2-7541-0373-2 )

Уильям Faroult ( реж. Christophe) Leribault ( реж. ) И Guilhem Scherf ( ред. ), Античность Вновь открытая: инновации и сопротивление в в XVIII — го  века , Париж, Галимар ,2010 г., 500  с. ( ISBN  978-2-07-013088-7 )

(ru) Эллисон Ли Палмер , Исторический словарь неоклассического искусства и архитектуры , США, Scarecrow Press,2011 г., 288  с. ( ISBN  978-0-8108-6195-4 и 0-8108-6195-X )

Пьер Кабан , L’Art Classique et le Baroque , Париж, Ларусс, колл.  «Поймите, узнайте»,2013, 143  с. ( ISBN  978-2-03-589073-3 и 2-03-589073-X , ISSN  1295-1730 ) , «Неоклассицизм и« прекрасный идеал »», с.  123–136

Статьи

Франсуа-Жорж Pariset , »  неоклассицизм около 1800  «, Восемнадцатый век , Париж, Garnier, п о  7,1975 г., стр.  335-341 ( читать онлайн )

Контекст

Пьер Чауну , Цивилизация Европы в эпоху Просвещения , Париж, Фламмарион , колл.  «Поля»,1982 г.( ISBN  2-08-081116-9 ) , гл.  VIII («Эстетика Просвещения: неоклассический поворот»), с.  404-417

Жермен Базен , История истории искусства: От Вазари до наших дней , Париж, Альбин Мишель ,1986 г., 652  с. ( ISBN  2-226-02787-4 ) , гл.  10 («Перелом в археологии»), с.  94-109

Даниэль Арасс , «Художник» , Мишель Вовель (реж.), L’Homme des lumière , Париж, Сёй,1996 г.( ISBN  2-02-020820-2 ) , стр.  253–284

Архитектура и декор

Марио Праз ( перевод  с итальянского), История дизайна интерьера: Философия мебели , Париж, Темза и Гудзон ,1994 г., 388  с. ( ISBN  2-87811-085-4 ) , стр.  152–192

  • Ноэль Райли ( реж. ) И Патрисия Байер ( перевод  с английского), Грамматика декоративно-прикладного искусства: от Возрождения до постмодернизма , Париж, Фламмарион ,2004 г., 544  с. ( ISBN  2-08-011327-5 ) , «Неоклассицизм», с.  127-209
  • Оуэн Хопкинс ( пер.  , Англ.) The Architectural Styles: Visual Guide , France, Dunod ,2014 г., 240  с. ( ISBN  978-2-10-070689-1 ) , «Неоклассицизм», стр.  96-121

Скульптура

Стефано Дзуффи ( перевод  с итальянского), Скульптура: От Древней Греции до постмодернизма , Париж, Солнце ,2005 г., 191  с. ( ISBN  2-263-03730-6 ) , «Классицизм и неоклассицизм», с.  136-147

Статьи

Франсуа Souchal , «  Положение скульптуры во Франции в 1778 году  », Восемнадцатый век , Париж, Garnier, п о  11,1979 г., стр.  117-128 ( читать онлайн )

Картина

Пьер Розенберг ( режиссер ), Фредерик Каммингс , Роберт Розенблюм и Антуан Шнаппер , Де Давид à Делакруа: Французская жизнь 1774–1830 , Париж, Издания национальных музеев ,1974 г., 702  с. ( ISBN  2-7118-0002-4 , уведомление BnF п о  FRBNF34574367 )

Patricia Фрида Р. Carrassat и Изабель Marcadé , Понимание и признание движения в живописи , Париж, Larousse ,1997 г.( 1- е  изд. 1993 г.) ( ISBN  2-03-511342-3 ) , «Néoclassicisme» стр.  44-46

Графика

Мария-Кристина Паолуцци ( перевод  с итальянского), La Gravure , Paris, Solar ,2004 г., 191  с. ( ISBN  2-263-03729-2 ) , «Неоклассицизм и академизм», с.  132–161

  • Портал истории искусства
  • Скульптурный портал
  • Портал живописи
  • Портал архитектуры и градостроительства
  • Портал огней
  • Портал XVIII — го  века
  • Портал XIX — го  века

Как проявил себя в русской…

Архитектуре

Основные признаки классицизма в архитектуре:

  • строгая симметрия;
  • пропорциональность;
  • четкая планировка и продуманная величественная композиция.

Основные детали – купол и колонны в зданиях, акцентированные лестницы и античный декор (портики, ниши со скульптурами и т.д.).

Для ампира была характерна воинская тематика (здание Сената в Санкт-Петербурге).

Яркие представители классицизма в архитектуре:

  1. В.И. Баженов (дом Пашкова в Москве),
  2. М.Ф. Казаков (Голицынская больница),
  3. И.Е. Старов (Таврический дворец).

Классицизм оказал сильное влияние на облик Москвы и Санкт-Петербурга. Все эти здания до сих пор сохраняют свою привлекательность и отображают историю;

Литературе

Для русского классицизма характерны следующие черты:

  • преобладание разума над чувствами;
  • конфликт долга и страстей;
  • равенство и справедливость.

Основные представители классицизма в литературе: М. Ломоносов, Д. Фонвизин, Г. Державин.

  • М. Ломоносов заложил основы стихосложения и создал новый русский жанр – оду.
  • Д. Фонвизин в своих произведениях («Недоросль», «Бригадир») подвергал критике отрицательные стороны русской жизни, используя говорящие фамилии, сатиру, деление персонажей на положительных и отрицательных.
  • Г. Державин соединял лирику с сатирой в одах;

Музыке

Для русского классицизма характерно сохранение национальных особенностей при восприятии европейских норм. За основу произведений они брали национальные фольклорные мотивы и героические события из русской истории. Музыка того времени звучала пафосно и монументально, в ее исполнении был задействован весь оркестр.

Основные представители: Д.С. Бортянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин.

Так, Д.С. Бортянский вкладывал в музыку стройность, законченность форм, сочетая строгость с чувствительностью;

Живописи

Для живописи эпохи классицизма характерны сдержанность, величественность и строгость. Основные элементы – линия и светотень.

Большой популярностью пользовались портреты, например, парадные (В.Л. Боровиковский «портрет А.Б. Куракина») и аллегорические (Д.Г. Левицкий «Екатерина II – законодательница»). К тому же, происходило освоение новых жанров: натюрморт, пейзаж.

Классицизм особенно сильно отразился в исторической живописи, например, картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой». Другие представители: А.П. Антропов, И.Н. Никитин, Г.И. Головкин.

Театре

Классицизм — это «золотой век» в театральном искусстве. Театр развивался динамично, становясь высоко профессиональным. Театральный стиль был провозглашен искусством декламации.

Если раньше на сцене преобладали французские труппы, то в первом же десятилетии 18 века русские актеры составили им достойную конкуренцию. Та же ситуация была с драматургами: наряду с шедеврами Расина и Корнеля в России ставили «Бригадира» и «Недоросля» Фонвизина.

Для всех театральных постановок было применимо главное правила классицизма — единство времени, места и действия. Все 4 акта (именно столько занимала каждая пьеса) должны были проходить в одном месте, в один временной промежуток, а сюжет должен представлять собой одну основную линию, где роль второстепенных персонажей сводится к минимуму.

Декор и аксессуары

Неоклассический дизайн поражает большим количеством аксессуаров, например в виде скульптур, бюстов, подсвечников, барельефов или напольных ваз в античной стилистике, которые перекликаются с лепным декором или стеновой отделкой. 

На фото декор в оформлении студии в стиле неоклассика.

В интерьере также встречаются антикварные варианты часов, а также гобелены и картины. Обстановку гостевой комнаты украсят настенные полотна с пейзажами, для кухонного пространства будут уместны натюрморты, а спальню или кабинет дополнят акварели. Особенно благородный вид придадут помещению большие зеркала в деревянных или металлических золотистых рамах. 

Неоклассицизм в интерьере

Говоря о новой классике в интерьере, мы имеем в виду респектабельность и классическую элегантность с гармоничным вплетением современности.

Неоклассицизм — это выбор тех, кто хочет видеть пространство роскошным, элегантным и в тоже время простым. Дизайнеры останавливают свой выбор на данном стиле достаточно часто, ведь проекты такого рода всегда выглядят шикарно и, позволяют использовать современные технологии. Из этого вытекает еще одно значительное преимущество. Применение ненатуральных материалов значительно снижает стоимость проекта, и он становиться привлекательным еще и в плане бюджета.

Обустраивая комнату в стиле неоклассики, следует соблюдать следующие правила:

Цветовая палитра должна быть выдержана в светлых тонах. Нежный голубой, непринужденный бежевый и коричневый — вот те цвета, что являются визитной карточкой стиля. Здесь также могут применяться оттенки коричневого и античного золота.

Неотъемлемым элементом интерьера являются зеркала. Они расширяют пространство и создают иллюзию незаконченности.

Стены могут быть оклеены обоями постельных тонов или декорированы тканью в античном стиле.

Для напольного покрытия рекомендуется дерево. Это может быть паркет, но  обязательно дерева благородных пород. Не исключается использование подходящих  по стилистике ковров.

Декор подразумевает шелковый текстиль, тяжелые шторы с драпированными ламбрекенами, а также бронзовые статуэтки и картины в позолоченных рамах. На последних , как правило,  изображены сцены исторических баталий.

Особую роль в интерьере неоклассики играет освещение. Хрустальные люстры, торшеры с деликатным абажуром обеспечивают помещению уютное , теплое настроение и привносят торжественный и богатый дух.

Орнамент сочетает в себе четкость и герметичность линий. Это может быть завиток, лавровый венок, розетка или гребень.

Неоклассицизм вещает о статусности, серьезности и богатстве, хотя и не всегда является высокобюджетным. Интерьеры в характере новой классики — это светлые и просторные гостиные не лишенные современных технологий и функциональности. Ностальгируя о строгости классицизма, неоклассики творят пространство,  таящее в себе теплоту веков и свежий дух новизны.

Материалы и отделка

Для оформления интерьера в стиле неоклассика требуются качественные отделочные материалы. При отделке стен используются: штукатурка, декоративные панели из дерева или стеклянные (зеркальные), обои с ненавязчивым узором, в полоску или с растительным орнаментом.

При отделке можно использовать как классические способы и материалы, так и современные, трендовые. Главное, чтобы результат был безупречен, соответствовал стилю и гармонично вписывался в общее оформление.

Потолки могут быть белёные, натяжные, кессонные, ровные или многоуровневые. Стыки между стенами и потолком часто обрамляют гипсовыми или деревянными резными карнизами.

Для оформления пола используются: керамическая плитка, паркетная доска, паркет (ламинат, как эконом вариант) или наливные полы (монотонные, «под мрамор» или с ненавязчивым узором).

Стиль Неоклассика в интерьере: мебель

Стилевая мебель может быть роскошной, пышной, креативной, украшена резьбой или наоборот, комфортабельной и функциональной, без излишеств, а может быть и сдержанной, практичной, а-ля минимализм. Все зависит от предпочтений и бюджета хозяина. Среди предметов мебели в неоклассике можно увидеть весь стандартный комплект мягкой мебели, диваны, кресла, а также оригинальные журнальные столики, стулья с овальными мягкими сиденками и спинками, декорированные резьбой столы, комоды, тумбы, шкафы-витрины со стеклянными или витражными вставками, секретеры, консоли, канапе, банкетки, кушетки и оттоманки капитоне. Что из этого включить в свой интерьер решать вам, но любой из этих предметов может стать прекрасным дополнением мебельного оснащения комнаты.Смотрим на примерах:

Помните, что перегружать интерьер предметами мебели и декором не стоит, свободного пространства должно быть достаточно — ведь это одна из основных концепций стиля.

скульптура

черты

Неоклассическая скульптура родилась как стихийная реакция на экстравагантность скульпторов в стиле барокко и рококо. Кроме того, он был основан на имитации греческих, римских и даже ренессансных скульптур; особенно в работах Микеланджело.

Для него характерны скульптуры обнаженных тел как мужчин, так и женщин, типичные для классических культур из белого мрамора. Как и неоклассическая живопись, скульпторы пытались воссоздать сцены, которые естественным образом отражали театральную драму и боль..

У неоклассических скульпторов был ряд помощников, отвечающих за выполнение самой тяжелой работы, в то время как художник отвечал за последние штрихи и отделки..

Антонио Канова

Антонио Канова был итальянским скульптором, известным как один из ведущих представителей неоклассического стиля и отличающийся своими скульптурами.

Художник создал гробницы Клемента XIV и Климента XIII, а также статуи Наполеона Бонапарта и его сестры принцессы Боргезе. Он был назван маркизом за восстановление произведений искусства после разгрома Наполеона.

Между 1812 и 1816 годами он создал одну из самых признанных статуй неоклассического стиля под названием Три Спасибо. Скульптура была основана на наборе из трех полуголых женских фигур, представляющих дочерей Зевса. Три женщины являются символами красоты, радости и очарования классической культуры.

Венера Виктрикс

Венера Виктрикс Это скульптура Антонио Канова, выполненная между 1805 и 1808. Скульптура была заказана мужем Полиной Бонапарт, сестрой Наполеона Бонапарта. Скульптура представляет принцессу Полину, замаскированную как Венера, римская богиня.

С помощью этой работы Канова возродила древние греко-римские традиции размещения смертных персонажей под видом богов. Единственное, что непонятно, так это то, что Полина Бонапарт действительно позирует голой, потому что считается, что единственной частью скульптуры, которая напоминает настоящую фигуру принцессы, является голова.

В скульптуре принцесса держит яблоко, которое вызывает триумф Афродиты на суде в Париже.

Текстиль

Большое внимание уделяется и текстильному оформлению. Избыточность здесь неуместна, а потому каждый элемент подбирается с особой тщательностью

Шторы прямолинейные, легкие, ниспадающие большими складками до самого пола. Основное требование, ткани для штор должны гармонично сочетаться с общим цветовым оформлением. Лучше предпочесть качественные дорогие ткани, которые красиво ложатся, образуя ровные поверхности, например: атлас, бархат, тафта, плотный шелк. Использование ламбрекенов, бахромы и подхватов с кистями – придаст дополнительную выразительность помещению. Красоту штор дополнят карнизы с живописной резьбой.

Ковровые напольные покрытия также подбираются в соответствии с общей цветовой палитрой. Они могут быть однотонными, но чаще всего выбираются классические варианты, выдержанные в светлой, бежевой гамме, с роскошным геометричным рисунком или растительным орнаментом.

Материалы и дизайн

Неоклассика в интерьере более мягкая и гибкая по отношению к материалам, по сравнению с требовательными классическими стилями. Здесь можно использовать простые сорта дерева, декоративный камень и даже сочетать натуральные материалы с искусственными.

Отделка пола

Традиционное напольное решение – паркет, пришедший прямо из классики. Но можно заменить их более практичным и неприхотливым ламинатом, имитирующим художественное покрытие. Для функциональных помещений подойдет камень, керамическая плитка, керамогранит.

Дизайн потолка

Идеальные потолки в неоклассике белые: однотонная краска или одноуровневое натяжное полотно. Выбирайте матовую или сатиновую фактуру, хотя даже глянцевую фактуру можно выгодно обыграть в маленьком помещении. По краям – аккуратные лепные подоконники, а вокруг люстры – декоративная розетка.

Отделка стен

Стены в неоклассических интерьерах украшают лепниной и панелями с простыми формами и линиями. Альтернативой являются обои нейтральных тонов, однотонные или с цветочными мотивами.

Особенности архитектуры

Наиболее ярко неоклассицизм проявился в архитектуре. Во Франции он нашёл отражение большей частью в проектах общественных зданий, которым придавались суровые, тяжеловесные формы. В Англии же в этом стиле строились в основном частные усадьбы и городские дома.

Следует упомянуть о значимом в Англии стиле, называемым «стилем Адама», творцом которого считается Роберт Адам (1728-1792). В 1754 году он совершил путешествие в Италию, после чего стал страстным поклонником античности. Стиль Адама был легко узнаваем и отличался своеобразием.

Сторонники русского неоклассицизма исходили больше из собственных традиций, хотя черпали свои формы и принципы в великом античном искусстве Греции, Рима, в архитектуре эпохи Возрождения и русско-французского классицизма XVIII-XIX веков.

Чем отличается неоклассика от классицизма

Важно отметить, что русский неоклассицизм, основываясь на старом, добром классицизме, всё-таки во многом отличается от него. Даже материалы использовались иные: естественный камень, а не белые отштукатуренные колонны

Даже материалы использовались иные: естественный камень, а не белые отштукатуренные колонны.

Неоклассицисты опирались на ордерную систему, соблюдали пропорции, стремились к уюту и гармонии. Украшали здания фронтонами, листьями, раковинами, античными фигурами.

Однако интерпретация античных мотивов была несколько иная: это был не идеал, а условный код, через который воспринимался и отражался реальный мир. Зачастую решения неоклассиков называли античной реминисценцией.

Главные отличительные особенности архитектуры неоклассицизма:

  • изящность;
  • лёгкость;
  • прямолинейность.

Кризис модерна: отличия от классического

Как уже было сказано, в конце XIX века в Европе и России сформировался абсолютно новаторский стиль, называемый модерном. Его отличали такие особенности, как:

  • отказ от прямых линий и углов;
  • использование новых технологий и материалов (стекло, металл);
  • сочетание эстетики и функциональности в архитектуре строений;
  • акцент на интерьере;
  • излишества в использовании конструктивных элементов: лестниц, дверей, балконов, столбов.

Однако новомодный стиль быстро надоел, да и разочаровал архитекторов. Ностальгия по старому, доброму, вечному вылилась в новое явление – неоклассицизм.

Ретроспективизм или сталинский ампир

В узком смысле ретроспективизм и есть неоклассицизм, в широком же – термин включает в себя ещё и русский стиль 1900-1917 веков.

Их стремление к полной реконструкции исторического стиля, старины не всегда оправдывалось. В сочетании с современными функционально-планировочными структурами здания приобретали больше модернистские черты, нежели классические.

Некоторые из неоклассиков (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко) позже станут ведущими специалистами сталинской архитектуры.

Новые взгляды на архитектуру

Цикл статей А. Бенуа о красоте старого Санкт-Петербурга вызвал незамедлительную реакцию со стороны современников. Художник словно открыл глаза архитекторам, показал незыблемость, вечность традиций классицизма. Неоклассицизм стремительно вошёл в обе столицы, а затем и в провинции. И хотя в Москве и Санкт-Петербурге этот стиль проявился наиболее ярко, в глубинке неоклассицизм задержался на более долгий период.

Главной идеей неоклассиков стала опора на традиции «золотого века» и возврат к корням русского зодчества того периода. Петербург возрождался, олицетворяя историческую причастность к общеевропейской культуре.

В последствии появился стиль конструктивизм. Он возник в начале прошлого столетия в рамках авангардистского направления искусства. Родиной его являлась советская Россия. Конструктивизм в архитектуре, направленный на максимальную эффективность и рационализм нового времени, позволил решить проблему не только транспортного обслуживания, но и оптимального расселения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: