Рококо и барокко
Легкомысленность рококо заменила громоздкость барокко. Однако стиль рококо превратился одновременно и развитием барокко и его такой тогда необходимой эстетической противоположностью.
Рококо и барочный стиль оба любят завершённость форм. Но если барокко не может существовать без грандиозной торжественности, то рококо всё-таки ставит превыше всего изящность, грацию и невесомость.
Рококо свойственно множество белых деталей, светлые тона, равно как и розовые, голубые, зелёные. В то время как барочному декору присущи намного более тёмные оттенки, тяжёлая, роскошная, но и громоздкая позолота.
У рококо, главным образом, орнаментальная тенденция. Термин произошёл от сочетания «барокко» и «рокайль».
Отличие неоклассицизма от классицизма и ампира
Еще одна общая черта для этих двух направлений – использование дорогих пород дерева и роскошных тканей при оформлении интерьера помещений. Нередко можно было увидеть предметы мебели, украшены инкрустацией из других пород дерева, натурального камня или слоновой кости.
Среди общих характеристик направлений нельзя не заметить, что в них одинаково часто используются орнаменты из цветов в качестве декора
Выбору тканей для декорирования интерьера в эпоху классицизма и ампира уделялось особое внимание. Придать помещению роскоши и помпезности удавалось благодаря применению натурального шелка и гобеленов с различными мотивами
Здесь следует сразу отметить отличие неоклассицизма от классицизма и ампира – в нем используется исключительно искусственный шелк, который выглядит так же дорого, как и натуральный материал.
Отличия ампира и классицизма заключаются и в том, что для первого свойственной была выраженная помпезность и роскошь. Классицизм был наделен меньшей монументальностью, он больше характеризуется сдержанностью форм и линий при возведении архитектурных сооружений и оформлении интерьера. Есть еще одна отличительная особенность ампира, свойственна исключительно этому направлению – широкое применение зеркал.
Художники рококо
Аллан Рэмзи, Антуан Ватто, Антуан Пэн, Бенджамин Уэст, Бернардо Беллотто, Владимир Боровиковский, Джованни Баттиста Тьеполо, Джованни Доменико Тьеполо, Джошуа Рейнольдс, Жан Батист Симеон Шарден, Жан-Оноре Фрагонар, Каналетто, Карл Людвиг Христинек, Морис Кантен де Латур, Пьетро Лонги, Томас Гейнсборо, Уильям Хогарт,Фёдор Рокотов, Франсуа Буше, Элизабет Луиза Виже-Лебрен.
Живопись рококо, которая тесно связана с интерьером отеля, получила своё развитие в станковых и декоративных камерных формах. В росписи стен, плафонов, в гобеленах, наддверных панно преобладали современные и мифологические галантные темы, пейзажи, которые рисовали интимный быт аристократии, идеализированный портрет, который изображал модель в образе мифологического героя, пасторальный жанр. Утрачивал самостоятельное значение образ человека, фигуры превращались в детали орнаментального убранства интерьера.
С развитием живописи рококо одновременно усиливалась роль реалистического направления. Достигли своего расцвета натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр.
В основании этого рисунка и композиции лежит мягко изгибающаяся линия, придающая произведению обязательную для этого стиля нарядность и вычурность. Рокайльные мастера в своих колористических исканиях шли от Веронезе, Рубенса и венецианцев, однако, отдавали предпочтение не их насыщенным, сочным цветам, а бледным полутонам: синий становится голубым, красный – розовым, появляются блекло-голубые, розовые, лимонно-желтые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы».
Одним из представителей этого стиля был талантливый А. Ватто, который дал наиболее совершенное воплощение принципам данного стиля. Меланхолическая мечтательность и эмоциональность придают характерам образов Антуана Ватто особую утонченность, которую уже не достигают непосредственные последователи мастера. Они превратили его манеру и мотивы в поверхностную и изысканную моду (Патер, Ланкре, Кийар).
Ученик Франсуа Лемуана Франсуа Буше стал крупнейшим мастером собственнорокайльного искусства. Он был великолепным колористом и рисовальщиком, мастером занимательных любовных сюжетов. Целой плеяде мастеров, таких как Антуан Куапель, братья Ванло, Натуар и многие другие живопись Буше диктовала законы и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Среди значительных мастеров рококо были художники самого различного дарования, которые обращались к самым разным жанрам живописи: Луи-Мишель Ванло, Токке, Ж.М. Наттье, Латур, Друэ, Перроно. Жан Оноре Фрагонар был последним крупным живописцем рококо, тонкий пейзажист и портретист, как и Ватто, который не вписывался в рамки просто модного стиля.
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Рококо в живописи
3.5 (70%) 2 голос(ов)
10 известных картин в стиле рококо
Стиль французской аристократии значительно обогатил мировое искусство творениями живописи архитектуры и скульптуры. Немало картин того периода хранятся в мировых музеях, картинных галереях, частных коллекциях. Здесь приведем 10 картин, получивших мировое признание.
«Портрет балерины Парижской Оперы Мари-Мадлен Гимар»
Портрет балерины Парижской Оперы Мари-Мадлен ГимарЖан-Фредерик Шаль
Автор – французский живописец Жан-Фредерик Шаль. Героиня картины – классическая представительница женского типажа, принятого в рококо. В этом художественном произведении преобладают светлые пастельные тона. На балерине белоснежное с розовым платье, из-под которого выглядывает маленькая, изящная ножка в розовых туфлях. Фоном для портрета служит сад. На заднем плане едва угадывается каменная постройка.
«Вакх и Ариадна»
Вакх и АриаднаИоганн Георг Платцер
Картина написана художником Иоганном Георгом Платцером. На ней изображена сцена праздничного застолья мифических героев. В картине преобладают золотистые и голубые оттенки. Фигуры участников застолья отливают золотом. Элементы стиля также выражены в изображении посуды, садовой архитектуры, изображении деревьев, фигур людей.
«Молодая читательница
Молодая учительницаЖан Оноре Фрагонар
Автор портрета – Жан Оноре Фрагонар. Картина написана в 1769 году. На ней изображена молодая женщина, читающая книгу. В портрете использована присущая рококо цветовая гамма. Большая подушка за спиной олицетворяет собой комфорт и наслаждение.
«Качели»
КачелиФрагонар
Это еще одна картина Фрагонара. На ней изображена молодая женщина, катающаяся, а точнее, взлетающая на качелях. Именно ощущения полета выражено кистью мастера. Упавший впереди мужчина и стоящий на заднем плане — поклонники женщины, пытающиеся ухаживать за ней. Молодая женщина в персиковом платье изображена на фоне темного неба. Очевидно, действие происходит вечером, напоенным любовью и романтизмом.
«Юпитер и Калисто»
Юпитер и КалистоФрансуа Буше
Великолепное полотно, выполненное художником Франсуа Буше. Эта картина – яркое воплощение стиля рококо. Все в ней дышит эротизмом и чувственностью, которую подчеркивают кружащиеся над головой влюбленных амуры. Цвета, использованные в картине, тоже подчеркивают влюбленность героев
«Радости бала»
Радости балаАнтуан Ватто
Антуан Ватто. Одна из первых картин художника, написанная в 1714 году. Это полотно интересно еще и тем, что дает представление об архитектуре того времени. Полотно хранится в картинной галерее Дальвичского колледжа в Лондоне.
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны»
Портрет императрицы Елизаветы ПетровныИван Аргунов
Портрет написан в стиле рококо, входившем в российскую моду русским живописцем Иваном Аргуновым
На картине обращает на себя внимание сходство императрицы с ее отцом Петром I. Тяжелый атлас ее платья, синяя лента на груди и орден говорят о принадлежности дамы на портрете к власти
Предположительно, портрет был написан в конце 60-х годов XVIII века.
«Утренний шоколад»
Утренний шоколадПьетро Лонги
Художник – Пьетро Лонги. На картине хозяйка принимает гостей, находясь в постели. Один из присутствующих – священник с молитвословом, Слуга держит кофейник и чашечку с шоколадом, очевидно для хозяйки. И еще один герой картины тоже угощается горячим шоколадом. На картине, созданной в 1775-80 годах, отображен начинавший входить в моду обычай пить по утрам горячий шоколад.
Геркулес и Омфала
Геркулес и ОмфалаФрансуа Буше
Франсуа Буше изображает откровенно эротическую сцену. Согласно мифологии, Омфала была царицей Лидии, а Геракл оказался проданным ей в рабство. Но между рабом и царицей вспыхнула страсть. Красный цвет ложи, розовый палантин над постелью влюбленных, путти говорят, как раз, об этой любовной страсти.
«Сцена в фонтане перед дворцом»
Сцена в фонтане перед дворцомИоганн Георг Платцер
Сцена, изображенная Платцером в этой картине, показывает, как развлекаются дворяне в жаркий летний день, забыв об этикете и скромности. Картина была создана между 1730-35 годами, и сейчас хранится в замке Скуклостер в Швеции.
Модерн, барокко, ампир, классицизм: отличительные черты
Барокко, ампир, классицизм и модерн – направления, имеющие много отличительных черт. Модерн представляет собой «цитирование» всех этих трех классических стилей. Он сформировался под сильным влиянием культуры Японии, Древнего Египта и стран других древних цивилизаций.
Разница между барокко, ампиром и классицизмом с одной стороны и модерном – с другой, в том, что с появлением последнего направления архитектурное искусство отказалось от наследия предыдущих эпох. В этот период происходит отказ от прямых линий и четких геометрических форм, консервативности и пафоса в пользу более естественным изогнутым, округлым линиям и асимметрии.
Архитектура рококо
Дворец Сан-Суси , Потсдам .
В архитектуре стиль рококо узнаваем по изогнутым линиям и обилию украшений (скульптурные головы на фасаде). Дома этого типа оснащены мезонином (как и все здания вплоть до XIX — го века), мелких округлых консольных балконов, перила кованого железа. Также отметим уменьшение высоты этажей, а 1- й (или 2- й ) этаж — благородный.
Рококо родился при дворе Людовика XIV . Этот стиль в основном используется для оформления интерьеров, как, например, в отеле de Soubise в Париже.
Слово рококо никогда не следует использовать в контексте эволюции французских стилей в декоративном искусстве. В лучшем случае мы можем связать его со стилем рококо (1730-1745), хотя эти два стиля не совсем охватывают одно и то же понятие, стиль рококо подчеркивает определенную форму изобилия с гладкими поверхностями и характерным дыханием. пустота. Рокайль во Франции — это подстиль Людовика XV, возникший в период Регентства, за которым следует симметричная рокайль (с 1745 г.). Срок его службы очень короток. Симметричный классический рокарий (около 1755 г.) — это последняя эволюция греческого вкуса . Рококо со своей стороны по — прежнему очень присутствует в Италии, или в немецкой сфере в 1780 — х годах.
- Этот выразительный стиль достиг своего пика не в Франции , но в Баварии (павильон Amalienburg (1734-1739) Замок Нимфенбург , и XIX — го века , с царствования Людовика II Баварского в замок Линдерхоф ).
- В Пруссии « Фридрих Рококо » блестяще воплощен во дворце Сан-Суси в Потсдаме , созданном для Фридриха Великого .
- Площадь Станислава в Нанси , построенная с 1751 по 1755 год по проекту архитектора Эммануэля Эре , является образцом архитектуры рококо во Франции. Она украшена орнаментами в стиле рококо на зданиях в классическом стиле. Перила, балконы и фонарные столбы были изготовлены мастером по металлу Жаном Ламуром, а фонтаны — Бартелеми Гибалом . Есть и другие ворота в стиле рококо в Нанси: двери часовни в соборе Нанси .
Примеры архитектуры рококо
- Hotel de Soubise ( Париж )
- Hotel de Lassay (Париж)
- Церковь Сен-Жак де Люневиль
- Дворец Нимфенбург в Баварии ( Германия )
- Дворец Сан-Суси (Германия)
- Дворец Шарлоттенбург (Германия)
- Haus zur Krone в Вормсе , Германия
- Gise Palace в Мюнхене (Германия)
Урок 5. Искусство Нового времени
Пройдя этот урок, вы получите общие ориентиры, по которым сумеете определить принадлежность того или иного произведения искусства к тому или другому стилю Нового времени.
Изучая предыдущие темы, вы уже поняли, что искусство достаточно сложно загнать в какие-то строго определенные рамки, в том числе хронологические, ввиду того, что культурно-исторические процессы в разных странах развиваются неравномерно и несинхронно. Поэтому условно очертим хронологические границы данного периода в пределах 17-19 веков и будем уточнять их отдельно для каждого жанра и направления в искусстве.
Как и в прошлом уроке, мы сосредоточимся на европейской культуре, т.к. именно в Европе зародились основные стили искусства. В этом плане культура прочих регионов в некотором смысле вторична либо заимствована. Начнем со стиля барокко и посмотрим, как оно отразилось в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке и зрелищных искусствах.
Рококо в архитектуре
Рококо – переходный стиль, поэтому он не обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, его скорей можно назвать вариацией стиля барокко. Он находил применение в дворцовых и храмовых ансамблях Европы XVIII века.
Архитектура рококо характеризовалась отказом от парадности и напыщенности, она стала более лёгкой и игривой. В рококо сочетание и распределение частей сооружения отходят на второй план. На смену логичности форм приходит произвольность, строгой симметричность сменяется вариативностью и обилием орнаментальных деталей.
Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. При этом архитекторы часто отступали от рациональности и жёсткой пропорциональности – они частично сохранялись лишь в фасаде отеля. Внутренняя же планировка изменялась. Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад
Уделялось внимание и удобствам
Основной элемент декора эпохи рококо называется «рокайль» — он представляет собой орнамент, который выглядит как соединение природных камней с раковинами и листьями растений. Для орнамента характерны плавные линии и постепенные переходы, что позволяло создавать цельный и гармоничный декоративный фон. Данный элемент часто применялся для оформления интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.
Что касается линий, то прямые линии и плоские поверхности почти исчезают, прикрываются фигурной отделкой. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Изменениям подвергаются и капители, карнизы становятся двойными, всё чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи. Как снаружи, так и внутри зданий используются затейливые лепные орнаменты – в основном они напоминают листья растений, цветы и раковины. Несмотря на отсутствие рациональности, в стиле рококо было создано много памятников, отличающихся оригинальностью и живостью.
Ландшафт в стиле рококо
После излишне роскошного барокко появилась потребность в уюте и естественности. Возникла мода на загородные павильоны, стилистически близкие к природе – это отразилось и в ландшафте. Пейзажи парка становятся более сдержанными и менее искусственными, ценилось умение сохранить впечатление природной естественности.
Была ещё одна разновидность рококо – оно носило название рококо Шинуазри (от фр. «китайский») и отражало всеобщее увлечение восточным искусством, которое в этом плане служило прекрасным примером. В Европе стали в больших количествах появляться «китайские» павильоны и мостики – правда, увлечение Востоком касалось только искусства, о философии пока речи не шло.
Сады рококо создавались специально для прогулок, что располагало к романтике больше, нежели возвышенный стиль барокко.
Для садов рококо были характерны оптические иллюзии, лабиринты, сложные композиции и оптические иллюзии.
Трансформация стиля
Примечательно, что мода на стиль рококо в архитектуре продолжалась значительный промежуток времени. Постоянно в стиль вносились новые элементы, которые после этапа апробации, становились классикой, дошедшей до нас сейчас. Пик рококо приходится на моду в России при отделке дворянских домов в крупных городах Москве и Петербурге. Рококо в этом случае характеризуется пышными гостиными с наличием дорогих художественных полотен известных авторов. Во второй половине XIX века в России формируется собственный рококо – сам владелец особняка придумывал орнаменты и оформлял дом в своем собственном стиле, не прибегая к консультациям архитекторов и прочих специалистов. Так, черты рококо начинают постепенно сглаживаться, привносятся новые, не похожие на другие. Однако некая перегруженность декоративными элементами привела к так называемому кризису стиля и его постепенному сглаживанию и перерастанию в другой стиль.
Мебель
Мебель в стиле рококо – это отдельный вид искусства. Рассказывать о нем можно очень долго (что, кстати, доставляет истинное удовольствие), и мы не будем вас томить, а раскроем ключевые особенности этого удивительного стиля в виде списка:
- изящные формы, множество изгибов, плавность линий, активное использование «картельных» и «рокайльных» форм;
- акцент на деталях и элементах – фигурные, прихотливо изогнутые ножки, роскошное оформление спинок, изголовий и подлокотников;
- дорогие материалы – редкая и ценная древесина, сусальное золото, инкрустации;
- максимальный комфорт – высокие спинки, глубокие сиденья, высокие подлокотники;
- изысканная и яркая обивка – как однотонная, так и с рисунком.
Еще одной особенностью мебели в стиле рококо, о которой мы говорили выше, является использование достаточно обширного набора предметов обстановки для любого помещения. Поэтому уютные, манящие и изысканные диваны и кресла в гостиной обязательно соседствуют с консолями и разнообразными акцентными столиками. Великолепие кровати в спальне дополняют банкетки, пуфики и кокетливые журнальные столики. В столовой просто не обойтись без изящного серванта или ажурной витрины.
Мебель в стиле рококо
Все предметы меблировки того времени имели изящные формы. И в отличие от классицизма, с которым стиль развивался параллельно, обладали плавными линиями. На их изготовление шли самые лучшие и дорогие породы древесины.
Комод в стиле рококоИсточник wearefound.com
Для мебели в стиле рококо использовались:
- красное дерево;
- палисандр;
- клен;
- орех;
- лимон.
Оббивалась мебель парчой, бархатом или шелком. Но кроме дороговизны и высокого качества, мастера той эпохи буквально вкладывали душу в каждую вещь. А поскольку вся мебель была только ручной работы, то она нередко становилась наравне с предметами искусства. И любой уважающий горожанин из богатого сословья просто обязан был иметь у себя в доме такую обстановку.
Гостиная в стиле рококо с великолепной мебельюИсточник cvetamira.ru
Мягкая мебель в стиле рококо с оригинальной обивкойИсточник tiu.ru
В моде была низкая посадка кресел и стульев, а также диваны с большой глубиной. Эти предметы объединялись общей чертой. У них были изогнутые ножки и спинки похожей конфигурации. Поверхность часто украшалась ажурной резьбой. А обивка сидений или содержала романтические сцены, или украшалась растительными узорами.
Вся мебель в стиле рококо имела фигурные ножки, которые разнообразно декорировались либо инкрустацией и резьбой, либо бронзовыми накладками. К тому же поверхности щедро покрывались позолотой. Такие ножки поддерживали кушетки, комоды, и большое количество разнообразнейших скамеечек.
Скамеечка с гнутыми ножками в стиле рококоИсточник mebel-liberty.ru
Все шкафы утратили простую прямоугольную форму. Теперь их обводы стали обтекаемые, а поверхности украшались волнистыми линиями и тонкими кружевными орнаментами. Вся мебель тщательно лакировалась. А особым шиком считалась инкрустация слоновой костью и самоцветами.
Для спальни в стиле рококо подбиралась особая кровать. Это просторное место для сна, чаще всего располагалось под балдахином с резными колоннами. И, как правило, имело искусно выполненное изголовье, которое также отличалось большими размерами.
Резная кровать для спальни в стиле рококоИсточник aredi.ru
Эпоха рококо знаменита еще тем, что подарила миру секретеры и кантоньерки. Так замысловато называли в те времена шкафы для важных бумаг
Еще одной важной деталью, без которой не обходился стиль рококо, выступала ширма. Ее присутствие было обычным не только в будуарах знатных дам, но и во всех гостиных
С помощью нее обычно ограждали определенные зоны большой залы. Например, место для игры в карты.
Рабочий стол для бумаг в стиле рококоИсточник remont.boltai.com
Ширма в спальне, оформленной в стиле рококоИсточник natural-rattan.com
Кратко о зарождении и распространении стиля
Истоки зарождения стиля принадлежат далекому 18 столетию, а, точнее, первой его половине. Появившись во Франции, рококо уже к 50-м годам 18 века получает распространение во многих странах Европы. Своего апогея он достигает в Баварии.
- Стиль основан на барокко и стал, можно сказать, следующим этапом его развития. Толчком стала острая критика чрезмерной вычурности и яркости предшественника, которая стала основанием для наполнения нового стиля большим изяществом и относительной легкостью, сдержанностью.
- Позже, под влиянием тогдашней моды и политических событий, рококо получил новое направление, которое еще больше отдалило его от барокко.
- Примечательно, что стиль изначально в литературе именовали как «изящный, живописный вкус» и действительно, он этим характеризовался.
- С течением времени, этот термин сменился на совершенно противоположный, и рококо стал постепенно сдавать свои позиции, уступая главенствующее место уже существовавшему уравновешенному, монументальному классицизму.
Из истории
Выводы
Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Атрибуты рококо легко впишутся даже в небольшую комнату, сделав её уютной, по-домашнему тёплой. Цветочные скатерти, обои, занавески, подобранные в тон обивки мебели, различные вещицы из фарфора и керамики украсят любое помещение, будь то спальня или гостиная, кабинет или столовая. А если в интерьере появятся предметы мебели в этом стиле да ещё и лепнина на потолке и стенах, – комната будет выглядеть роскошно и изысканно.
Минимализм, как отдельный стиль интерьера, также имеет и этнические особенности в зависимости от страны, в котором он развивается (скандинавский стиль в интерьере, японский минимализм, китайский). Также и стиль рококо под влиянием разных культур имеет свои особенности, как пример, американские интерьеры.