Рококо и барокко
Легкомысленность рококо заменила громоздкость барокко. Однако стиль рококо превратился одновременно и развитием барокко и его такой тогда необходимой эстетической противоположностью.
Рококо и барочный стиль оба любят завершённость форм. Но если барокко не может существовать без грандиозной торжественности, то рококо всё-таки ставит превыше всего изящность, грацию и невесомость.
Рококо свойственно множество белых деталей, светлые тона, равно как и розовые, голубые, зелёные. В то время как барочному декору присущи намного более тёмные оттенки, тяжёлая, роскошная, но и громоздкая позолота.
У рококо, главным образом, орнаментальная тенденция. Термин произошёл от сочетания «барокко» и «рокайль».
Отличие неоклассицизма от классицизма и ампира
Еще одна общая черта для этих двух направлений – использование дорогих пород дерева и роскошных тканей при оформлении интерьера помещений. Нередко можно было увидеть предметы мебели, украшены инкрустацией из других пород дерева, натурального камня или слоновой кости.
![]()
Среди общих характеристик направлений нельзя не заметить, что в них одинаково часто используются орнаменты из цветов в качестве декора
Выбору тканей для декорирования интерьера в эпоху классицизма и ампира уделялось особое внимание. Придать помещению роскоши и помпезности удавалось благодаря применению натурального шелка и гобеленов с различными мотивами
Здесь следует сразу отметить отличие неоклассицизма от классицизма и ампира – в нем используется исключительно искусственный шелк, который выглядит так же дорого, как и натуральный материал.
![]()
Отличия ампира и классицизма заключаются и в том, что для первого свойственной была выраженная помпезность и роскошь. Классицизм был наделен меньшей монументальностью, он больше характеризуется сдержанностью форм и линий при возведении архитектурных сооружений и оформлении интерьера. Есть еще одна отличительная особенность ампира, свойственна исключительно этому направлению – широкое применение зеркал.
Художники рококо
Аллан Рэмзи, Антуан Ватто, Антуан Пэн, Бенджамин Уэст, Бернардо Беллотто, Владимир Боровиковский, Джованни Баттиста Тьеполо, Джованни Доменико Тьеполо, Джошуа Рейнольдс, Жан Батист Симеон Шарден, Жан-Оноре Фрагонар, Каналетто, Карл Людвиг Христинек, Морис Кантен де Латур, Пьетро Лонги, Томас Гейнсборо, Уильям Хогарт,Фёдор Рокотов, Франсуа Буше, Элизабет Луиза Виже-Лебрен.
Живопись рококо, которая тесно связана с интерьером отеля, получила своё развитие в станковых и декоративных камерных формах. В росписи стен, плафонов, в гобеленах, наддверных панно преобладали современные и мифологические галантные темы, пейзажи, которые рисовали интимный быт аристократии, идеализированный портрет, который изображал модель в образе мифологического героя, пасторальный жанр. Утрачивал самостоятельное значение образ человека, фигуры превращались в детали орнаментального убранства интерьера.
С развитием живописи рококо одновременно усиливалась роль реалистического направления. Достигли своего расцвета натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр.
В основании этого рисунка и композиции лежит мягко изгибающаяся линия, придающая произведению обязательную для этого стиля нарядность и вычурность. Рокайльные мастера в своих колористических исканиях шли от Веронезе, Рубенса и венецианцев, однако, отдавали предпочтение не их насыщенным, сочным цветам, а бледным полутонам: синий становится голубым, красный – розовым, появляются блекло-голубые, розовые, лимонно-желтые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы».
Одним из представителей этого стиля был талантливый А. Ватто, который дал наиболее совершенное воплощение принципам данного стиля. Меланхолическая мечтательность и эмоциональность придают характерам образов Антуана Ватто особую утонченность, которую уже не достигают непосредственные последователи мастера. Они превратили его манеру и мотивы в поверхностную и изысканную моду (Патер, Ланкре, Кийар).
Ученик Франсуа Лемуана Франсуа Буше стал крупнейшим мастером собственнорокайльного искусства. Он был великолепным колористом и рисовальщиком, мастером занимательных любовных сюжетов. Целой плеяде мастеров, таких как Антуан Куапель, братья Ванло, Натуар и многие другие живопись Буше диктовала законы и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Среди значительных мастеров рококо были художники самого различного дарования, которые обращались к самым разным жанрам живописи: Луи-Мишель Ванло, Токке, Ж.М. Наттье, Латур, Друэ, Перроно. Жан Оноре Фрагонар был последним крупным живописцем рококо, тонкий пейзажист и портретист, как и Ватто, который не вписывался в рамки просто модного стиля.
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Рококо в живописи
3.5 (70%) 2 голос(ов)
10 известных картин в стиле рококо
Стиль французской аристократии значительно обогатил мировое искусство творениями живописи архитектуры и скульптуры. Немало картин того периода хранятся в мировых музеях, картинных галереях, частных коллекциях. Здесь приведем 10 картин, получивших мировое признание.
«Портрет балерины Парижской Оперы Мари-Мадлен Гимар»
Портрет балерины Парижской Оперы Мари-Мадлен ГимарЖан-Фредерик Шаль
Автор – французский живописец Жан-Фредерик Шаль. Героиня картины – классическая представительница женского типажа, принятого в рококо. В этом художественном произведении преобладают светлые пастельные тона. На балерине белоснежное с розовым платье, из-под которого выглядывает маленькая, изящная ножка в розовых туфлях. Фоном для портрета служит сад. На заднем плане едва угадывается каменная постройка.
«Вакх и Ариадна»
Вакх и АриаднаИоганн Георг Платцер
Картина написана художником Иоганном Георгом Платцером. На ней изображена сцена праздничного застолья мифических героев. В картине преобладают золотистые и голубые оттенки. Фигуры участников застолья отливают золотом. Элементы стиля также выражены в изображении посуды, садовой архитектуры, изображении деревьев, фигур людей.
«Молодая читательница
Молодая учительницаЖан Оноре Фрагонар
Автор портрета – Жан Оноре Фрагонар. Картина написана в 1769 году. На ней изображена молодая женщина, читающая книгу. В портрете использована присущая рококо цветовая гамма. Большая подушка за спиной олицетворяет собой комфорт и наслаждение.
«Качели»
КачелиФрагонар
Это еще одна картина Фрагонара. На ней изображена молодая женщина, катающаяся, а точнее, взлетающая на качелях. Именно ощущения полета выражено кистью мастера. Упавший впереди мужчина и стоящий на заднем плане — поклонники женщины, пытающиеся ухаживать за ней. Молодая женщина в персиковом платье изображена на фоне темного неба. Очевидно, действие происходит вечером, напоенным любовью и романтизмом.
«Юпитер и Калисто»
Юпитер и КалистоФрансуа Буше
Великолепное полотно, выполненное художником Франсуа Буше. Эта картина – яркое воплощение стиля рококо. Все в ней дышит эротизмом и чувственностью, которую подчеркивают кружащиеся над головой влюбленных амуры. Цвета, использованные в картине, тоже подчеркивают влюбленность героев
«Радости бала»
Радости балаАнтуан Ватто
Антуан Ватто. Одна из первых картин художника, написанная в 1714 году. Это полотно интересно еще и тем, что дает представление об архитектуре того времени. Полотно хранится в картинной галерее Дальвичского колледжа в Лондоне.
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны»
Портрет императрицы Елизаветы ПетровныИван Аргунов
Портрет написан в стиле рококо, входившем в российскую моду русским живописцем Иваном Аргуновым
На картине обращает на себя внимание сходство императрицы с ее отцом Петром I. Тяжелый атлас ее платья, синяя лента на груди и орден говорят о принадлежности дамы на портрете к власти
Предположительно, портрет был написан в конце 60-х годов XVIII века.
«Утренний шоколад»
Утренний шоколадПьетро Лонги
Художник – Пьетро Лонги. На картине хозяйка принимает гостей, находясь в постели. Один из присутствующих – священник с молитвословом, Слуга держит кофейник и чашечку с шоколадом, очевидно для хозяйки. И еще один герой картины тоже угощается горячим шоколадом. На картине, созданной в 1775-80 годах, отображен начинавший входить в моду обычай пить по утрам горячий шоколад.
Геркулес и Омфала
Геркулес и ОмфалаФрансуа Буше
Франсуа Буше изображает откровенно эротическую сцену. Согласно мифологии, Омфала была царицей Лидии, а Геракл оказался проданным ей в рабство. Но между рабом и царицей вспыхнула страсть. Красный цвет ложи, розовый палантин над постелью влюбленных, путти говорят, как раз, об этой любовной страсти.
«Сцена в фонтане перед дворцом»
Сцена в фонтане перед дворцомИоганн Георг Платцер
Сцена, изображенная Платцером в этой картине, показывает, как развлекаются дворяне в жаркий летний день, забыв об этикете и скромности. Картина была создана между 1730-35 годами, и сейчас хранится в замке Скуклостер в Швеции.
Модерн, барокко, ампир, классицизм: отличительные черты
Барокко, ампир, классицизм и модерн – направления, имеющие много отличительных черт. Модерн представляет собой «цитирование» всех этих трех классических стилей. Он сформировался под сильным влиянием культуры Японии, Древнего Египта и стран других древних цивилизаций.
![]()
Разница между барокко, ампиром и классицизмом с одной стороны и модерном – с другой, в том, что с появлением последнего направления архитектурное искусство отказалось от наследия предыдущих эпох. В этот период происходит отказ от прямых линий и четких геометрических форм, консервативности и пафоса в пользу более естественным изогнутым, округлым линиям и асимметрии.
Архитектура рококо
Дворец Сан-Суси , Потсдам .
В архитектуре стиль рококо узнаваем по изогнутым линиям и обилию украшений (скульптурные головы на фасаде). Дома этого типа оснащены мезонином (как и все здания вплоть до XIX — го века), мелких округлых консольных балконов, перила кованого железа. Также отметим уменьшение высоты этажей, а 1- й (или 2- й ) этаж — благородный.
Рококо родился при дворе Людовика XIV . Этот стиль в основном используется для оформления интерьеров, как, например, в отеле de Soubise в Париже.
Слово рококо никогда не следует использовать в контексте эволюции французских стилей в декоративном искусстве. В лучшем случае мы можем связать его со стилем рококо (1730-1745), хотя эти два стиля не совсем охватывают одно и то же понятие, стиль рококо подчеркивает определенную форму изобилия с гладкими поверхностями и характерным дыханием. пустота. Рокайль во Франции — это подстиль Людовика XV, возникший в период Регентства, за которым следует симметричная рокайль (с 1745 г.). Срок его службы очень короток. Симметричный классический рокарий (около 1755 г.) — это последняя эволюция греческого вкуса . Рококо со своей стороны по — прежнему очень присутствует в Италии, или в немецкой сфере в 1780 — х годах.
- Этот выразительный стиль достиг своего пика не в Франции , но в Баварии (павильон Amalienburg (1734-1739) Замок Нимфенбург , и XIX — го века , с царствования Людовика II Баварского в замок Линдерхоф ).
- В Пруссии « Фридрих Рококо » блестяще воплощен во дворце Сан-Суси в Потсдаме , созданном для Фридриха Великого .
- Площадь Станислава в Нанси , построенная с 1751 по 1755 год по проекту архитектора Эммануэля Эре , является образцом архитектуры рококо во Франции. Она украшена орнаментами в стиле рококо на зданиях в классическом стиле. Перила, балконы и фонарные столбы были изготовлены мастером по металлу Жаном Ламуром, а фонтаны — Бартелеми Гибалом . Есть и другие ворота в стиле рококо в Нанси: двери часовни в соборе Нанси .
Примеры архитектуры рококо
- Hotel de Soubise ( Париж )
- Hotel de Lassay (Париж)
- Церковь Сен-Жак де Люневиль
- Дворец Нимфенбург в Баварии ( Германия )
- Дворец Сан-Суси (Германия)
- Дворец Шарлоттенбург (Германия)
- Haus zur Krone в Вормсе , Германия
- Gise Palace в Мюнхене (Германия)
Урок 5. Искусство Нового времени
![]()
Пройдя этот урок, вы получите общие ориентиры, по которым сумеете определить принадлежность того или иного произведения искусства к тому или другому стилю Нового времени.
Изучая предыдущие темы, вы уже поняли, что искусство достаточно сложно загнать в какие-то строго определенные рамки, в том числе хронологические, ввиду того, что культурно-исторические процессы в разных странах развиваются неравномерно и несинхронно. Поэтому условно очертим хронологические границы данного периода в пределах 17-19 веков и будем уточнять их отдельно для каждого жанра и направления в искусстве.
Как и в прошлом уроке, мы сосредоточимся на европейской культуре, т.к. именно в Европе зародились основные стили искусства. В этом плане культура прочих регионов в некотором смысле вторична либо заимствована. Начнем со стиля барокко и посмотрим, как оно отразилось в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке и зрелищных искусствах.
Рококо в архитектуре
Рококо – переходный стиль, поэтому он не обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, его скорей можно назвать вариацией стиля барокко. Он находил применение в дворцовых и храмовых ансамблях Европы XVIII века.
Архитектура рококо характеризовалась отказом от парадности и напыщенности, она стала более лёгкой и игривой. В рококо сочетание и распределение частей сооружения отходят на второй план. На смену логичности форм приходит произвольность, строгой симметричность сменяется вариативностью и обилием орнаментальных деталей.
Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. При этом архитекторы часто отступали от рациональности и жёсткой пропорциональности – они частично сохранялись лишь в фасаде отеля. Внутренняя же планировка изменялась. Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад
Уделялось внимание и удобствам
Основной элемент декора эпохи рококо называется «рокайль» — он представляет собой орнамент, который выглядит как соединение природных камней с раковинами и листьями растений. Для орнамента характерны плавные линии и постепенные переходы, что позволяло создавать цельный и гармоничный декоративный фон. Данный элемент часто применялся для оформления интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.
Что касается линий, то прямые линии и плоские поверхности почти исчезают, прикрываются фигурной отделкой. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Изменениям подвергаются и капители, карнизы становятся двойными, всё чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи. Как снаружи, так и внутри зданий используются затейливые лепные орнаменты – в основном они напоминают листья растений, цветы и раковины. Несмотря на отсутствие рациональности, в стиле рококо было создано много памятников, отличающихся оригинальностью и живостью.
Ландшафт в стиле рококо
После излишне роскошного барокко появилась потребность в уюте и естественности. Возникла мода на загородные павильоны, стилистически близкие к природе – это отразилось и в ландшафте. Пейзажи парка становятся более сдержанными и менее искусственными, ценилось умение сохранить впечатление природной естественности.
Была ещё одна разновидность рококо – оно носило название рококо Шинуазри (от фр. «китайский») и отражало всеобщее увлечение восточным искусством, которое в этом плане служило прекрасным примером. В Европе стали в больших количествах появляться «китайские» павильоны и мостики – правда, увлечение Востоком касалось только искусства, о философии пока речи не шло.
Сады рококо создавались специально для прогулок, что располагало к романтике больше, нежели возвышенный стиль барокко.
Для садов рококо были характерны оптические иллюзии, лабиринты, сложные композиции и оптические иллюзии.
Трансформация стиля
Примечательно, что мода на стиль рококо в архитектуре продолжалась значительный промежуток времени. Постоянно в стиль вносились новые элементы, которые после этапа апробации, становились классикой, дошедшей до нас сейчас. Пик рококо приходится на моду в России при отделке дворянских домов в крупных городах Москве и Петербурге. Рококо в этом случае характеризуется пышными гостиными с наличием дорогих художественных полотен известных авторов. Во второй половине XIX века в России формируется собственный рококо – сам владелец особняка придумывал орнаменты и оформлял дом в своем собственном стиле, не прибегая к консультациям архитекторов и прочих специалистов. Так, черты рококо начинают постепенно сглаживаться, привносятся новые, не похожие на другие. Однако некая перегруженность декоративными элементами привела к так называемому кризису стиля и его постепенному сглаживанию и перерастанию в другой стиль.
Мебель
Мебель в стиле рококо – это отдельный вид искусства. Рассказывать о нем можно очень долго (что, кстати, доставляет истинное удовольствие), и мы не будем вас томить, а раскроем ключевые особенности этого удивительного стиля в виде списка:
- изящные формы, множество изгибов, плавность линий, активное использование «картельных» и «рокайльных» форм;
- акцент на деталях и элементах – фигурные, прихотливо изогнутые ножки, роскошное оформление спинок, изголовий и подлокотников;
- дорогие материалы – редкая и ценная древесина, сусальное золото, инкрустации;
- максимальный комфорт – высокие спинки, глубокие сиденья, высокие подлокотники;
- изысканная и яркая обивка – как однотонная, так и с рисунком.
Еще одной особенностью мебели в стиле рококо, о которой мы говорили выше, является использование достаточно обширного набора предметов обстановки для любого помещения. Поэтому уютные, манящие и изысканные диваны и кресла в гостиной обязательно соседствуют с консолями и разнообразными акцентными столиками. Великолепие кровати в спальне дополняют банкетки, пуфики и кокетливые журнальные столики. В столовой просто не обойтись без изящного серванта или ажурной витрины.
![]()
![]()
![]()
![]()
Мебель в стиле рококо
Все предметы меблировки того времени имели изящные формы. И в отличие от классицизма, с которым стиль развивался параллельно, обладали плавными линиями. На их изготовление шли самые лучшие и дорогие породы древесины.
![]()
Комод в стиле рококоИсточник wearefound.com
Для мебели в стиле рококо использовались:
- красное дерево;
- палисандр;
- клен;
- орех;
- лимон.
Оббивалась мебель парчой, бархатом или шелком. Но кроме дороговизны и высокого качества, мастера той эпохи буквально вкладывали душу в каждую вещь. А поскольку вся мебель была только ручной работы, то она нередко становилась наравне с предметами искусства. И любой уважающий горожанин из богатого сословья просто обязан был иметь у себя в доме такую обстановку.
![]()
Гостиная в стиле рококо с великолепной мебельюИсточник cvetamira.ru
![]()
Мягкая мебель в стиле рококо с оригинальной обивкойИсточник tiu.ru
В моде была низкая посадка кресел и стульев, а также диваны с большой глубиной. Эти предметы объединялись общей чертой. У них были изогнутые ножки и спинки похожей конфигурации. Поверхность часто украшалась ажурной резьбой. А обивка сидений или содержала романтические сцены, или украшалась растительными узорами.
Вся мебель в стиле рококо имела фигурные ножки, которые разнообразно декорировались либо инкрустацией и резьбой, либо бронзовыми накладками. К тому же поверхности щедро покрывались позолотой. Такие ножки поддерживали кушетки, комоды, и большое количество разнообразнейших скамеечек.
![]()
Скамеечка с гнутыми ножками в стиле рококоИсточник mebel-liberty.ru
Все шкафы утратили простую прямоугольную форму. Теперь их обводы стали обтекаемые, а поверхности украшались волнистыми линиями и тонкими кружевными орнаментами. Вся мебель тщательно лакировалась. А особым шиком считалась инкрустация слоновой костью и самоцветами.
Для спальни в стиле рококо подбиралась особая кровать. Это просторное место для сна, чаще всего располагалось под балдахином с резными колоннами. И, как правило, имело искусно выполненное изголовье, которое также отличалось большими размерами.
![]()
Резная кровать для спальни в стиле рококоИсточник aredi.ru
Эпоха рококо знаменита еще тем, что подарила миру секретеры и кантоньерки. Так замысловато называли в те времена шкафы для важных бумаг
Еще одной важной деталью, без которой не обходился стиль рококо, выступала ширма. Ее присутствие было обычным не только в будуарах знатных дам, но и во всех гостиных
С помощью нее обычно ограждали определенные зоны большой залы. Например, место для игры в карты.
![]()
Рабочий стол для бумаг в стиле рококоИсточник remont.boltai.com
![]()
Ширма в спальне, оформленной в стиле рококоИсточник natural-rattan.com
Кратко о зарождении и распространении стиля
Истоки зарождения стиля принадлежат далекому 18 столетию, а, точнее, первой его половине. Появившись во Франции, рококо уже к 50-м годам 18 века получает распространение во многих странах Европы. Своего апогея он достигает в Баварии.
- Стиль основан на барокко и стал, можно сказать, следующим этапом его развития. Толчком стала острая критика чрезмерной вычурности и яркости предшественника, которая стала основанием для наполнения нового стиля большим изяществом и относительной легкостью, сдержанностью.
- Позже, под влиянием тогдашней моды и политических событий, рококо получил новое направление, которое еще больше отдалило его от барокко.
- Примечательно, что стиль изначально в литературе именовали как «изящный, живописный вкус» и действительно, он этим характеризовался.
- С течением времени, этот термин сменился на совершенно противоположный, и рококо стал постепенно сдавать свои позиции, уступая главенствующее место уже существовавшему уравновешенному, монументальному классицизму.
Из истории
Выводы
Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Атрибуты рококо легко впишутся даже в небольшую комнату, сделав её уютной, по-домашнему тёплой. Цветочные скатерти, обои, занавески, подобранные в тон обивки мебели, различные вещицы из фарфора и керамики украсят любое помещение, будь то спальня или гостиная, кабинет или столовая. А если в интерьере появятся предметы мебели в этом стиле да ещё и лепнина на потолке и стенах, – комната будет выглядеть роскошно и изысканно.
Минимализм, как отдельный стиль интерьера, также имеет и этнические особенности в зависимости от страны, в котором он развивается (скандинавский стиль в интерьере, японский минимализм, китайский). Также и стиль рококо под влиянием разных культур имеет свои особенности, как пример, американские интерьеры.




























