Арт-трип «любительницы абсента» по картинам классиков

С незапамятных времен

Алкогольные напитки стали «спутником» человека очень давно. По общепринятому мнению, они способствуют расслаблению, созданию приподнятого настроения, снижают нервное напряжение и тревогу, улучшают аппетит. Как же спорить с тем, что они и впрямь могут быть полезными? Известно, например, что диетологи несколько лет бились над разгадкой «французского парадокса»: как французам большим любителям сыра и других богатых жирами продуктов удается избегать разного рода сердечных заболеваний? Оказалось, благодаря потреблению сухих виноградных вин, которые снижают способность тромбоцитов крови образовывать сгустки, являющиеся причиной закупорки кровеносных сосудов при инфарктах и инсультах. Напротив (по данным Всемирной Организации Здравоохранения), жители Финляндии, Канады и Великобритании, традиционно употребляющие крепкие спиртные напитки, в 812 раз по сравнению с обитателями Средиземноморья чаще страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Что касается России, то достоверной статистики производства и потребления алкоголя здесь нет, потому что невозможно учесть количество выпиваемого самогона и прочих народных горячительных напитков. Однако, если разделить подлежащее учету спиртное, выпиваемое ежегодно россиянами, то среднедушевое его потребление составит 1416 л чистого спирта. Причем 90% приходится на потребление крепких напитков и только 10% вина. Так уж исторически сложилось, что предпринимавшиеся в течение пяти веков волюнтаристские правительственные реформы, направленные на извлечение доходов от производства и продажи алкоголя, вытеснили давнюю традицию пращуров пить слабоалкогольное «мед-пиво».

Устойчивых норм употребления алкоголя не существует. Для каждого они сугубо индивидуальны. Национальные традиции, социальное положение, возраст и состояние здоровья вносят свои коррективы во взаимодействие человека с «зеленым змием». Однако далеко не все могут уловить ту грань, за которой потребление спиртного становится неотъемлемой частью жизни. А доводы типа «так принято», «надо угостить» или «неудобно отказаться» найдутся всегда. Постепенно привычка выпить, как известно, крепнет и перерастает в органическую зависимость, когда при отсутствии алкоголя у больного развивается абстинентный синдром. Чтобы снять сильнейший физический и психический дискомфорт, пьющий стремится опохмеляться, иными словами «лечиться» тем же, чем и отравился. По мнению врачей-наркологов, два главных критерия потеря контроля над количеством выпитого и появление похмельного синдрома достоверно подтверждают наличие развившегося алкоголизма.

Происходит чудовищная по сути своей ситуация, когда структуры головного мозга уже не могут функционировать без выстроившегося в цепочку из биохимических реакций алкоголя, а печень не способна его перерабатывать. Страдают и другие органы и системы. Если же мозг лишается необходимого «допинга», то в тяжелых случаях развивается отек мозга с чрезвычайно опасным делирием (от лат. «безумие», «помешательство») бредом со зрительными галлюцинациями или судорожным синдромом. Без медицинской помощи больной в такой момент может погибнуть. По статистике, из всех «внешних» причин, приводящих к летальному исходу мужчин в России, 45% приходится именно на алкоголь.

Коварная Зеленая фея абсента в живописи М: kovlam

Богемный напиток жил в мире искусства и служил серьезным источником вдохновения. Отнюдь не банальный «зеленый змий»: опьянение от абсента приравнивалось к благородному помешательству, в результате которого художнику открывались иные горизонты… Что ж, отправляемся на прогулку — разумеется, на трезвую голову, чтобы суметь оценить результаты арт-экспериментов!

1887, 33×46.5 см.

Говорим «абсент» — первым делом вспоминаем Ван Гога. Лик «зеленой феи» был настолько любим Винсентом Ван Гогом, что немало искусствоведов полагают, будто именно галлюцинации от абсента стали источником всех оттенков желтого цвета на картинах гения. Можно не соглашаться с этим мнением, однако факт его привязанности к напитку неоспорим.

1859, 178×103 см.

Учитель Эдуарда Мане, — Кутюр, — когда увидел картину «Любитель абсента», сказал: «Зачем рисовать такие мерзости? Мой бедный друг, это вы — любитель абсента. Это вы утратили нравственность».

Жан Беро — современник импрессионистов, однако, как считается, его картины, скорее,ценны как зарисовки Парижской жизни, и не представляют такой художественной ценности, как эксперименты новаторов того времени. В общем, абсент на картинах Беро встречается действительно часто. Употребляли!

Картина Дега вызвала шквал негативных откликов, современники художника увидели в полотне пошлость и безнравственность. Сейчас картина находится в Музее Д’Орсе в Париже.

Кстати, на полотне изображена профессионалка — простите, это не совсем то, что вы подумали. Художнику позировала актриса кабаре «Фоли-Бержер» Эллен Андре,а рядом с ней… Рошфор! Урожденный барон де Рошфор — еще одно имя Марселена Дебутена, известного художника, друга Мане и Дега, который, разорившись, зарабатывал портретами посетителей кафе. Еще одна интересная деталь: перед Дебутеном на столе — «мазагран», предтеча кока-колы: кофейный «антиалкогольный» коктейль(холодный кофе, пару капель коньяку, вода).

Даже не знаем, как подать тот факт, что единственное всемирно известное полотно чешского художника, иллюстратора Виктора Оливы (1861 — 1928) посвящено абсенту! И,оказывается, у зеленого змия есть и дамское воплощение! В общем, будете в Праге — наведайтесь в кафе «Славия», проверьте, на месте ли картина. Кстати, а что вы там заказывать будете?

1901

Альберт Меньян (Albert Maignan, 1845 — 1908) в большинстве источниках значится как«исторический иллюстратор», так что его картины, можно сказать, исторически обоснованы. «Угадай, кто?» — кокетничает зеленая муза…

1895

У Паболо Пикассо — несколько полотен, посвященных абсенту. Пара «Любительниц абсента», одна из которых (см. ниже) была некогда куплена знаменитым русским коллекционером Щукиным и досталась Эрмитажу, а также вашему вниманию и «мужской вариант».

Вообще, любители абсента — эта целая серия в искусстве. Балансирование между сумасшествием и гениальностью — это ли не заветная формула вдохновения? Приглянитесь к образам любителей пригубить рюмочку зеленого напитка: после выпитого стакана абсента женщины становятся гораздо желаннее, а мужчины кажутся довольными жизнью. Или же опьяненными ею.

Абсент пили и восхваляли, художники увековечивали его в картинах, критики относились с презрением, а зрители тайно мечтали постигнуть вдохновение «зеленой феи». А пока химики предупреждали (о вреде… красителей, которые, мол, и вызывали галллюцинации), — лирики употребляли. Ясно одно, что богемные отношения абсента и художественного мира навсегда остались завораживающей тайной.

В 1993 году абсент, о котором все лишь читали в книгах, неожиданно снова ворвался в Европу, словно ураган.

Случилось это благодаря музыканту по имени Джон Мур, игравшему в группах Jesus and Mary Chain и Black Box Recorder. В том году он посетил Чехию, совсем недавно открывшую границы. Там он попробовал нечто совершенно небывалое — богемский ядреный ликер Hills. Приехав домой в Лондон, Джон Мур написал о нем в модный журнал «The Idler» («Бездельник»):

Джон Мур — популяризатор абсента

«Как-то зимой, разглядывая бутылки в пражском баре, я заметил одну, которая казалась особенно соблазнительной. Наполненная изумрудно-зеленой жидкостью, она выглядела так, как будто могла нанести вред. Это был абсент. Я кое-что слышал о нем, но никогда не думал, что мне удастся его попробовать. Как большинство людей, я считал, что он запрещен и исчез навсегда. Первый эффект был почти мгновенным. Казалось, я скорее ввел абсент в вену, чем выпил. Не было медленного нарастания, постепенного всасывания в кровь. Вооруженный стаканом воды, я выпил остатки и заказал еще один стакан. Дружба началась».

…И понеслось. Богема 1990-х накинулась на абсент совсем как богема 1910-х. Самый грандиозный всплеск произошел, когда публика прочитала в таблоидах, о том, что это зелье любят «контркультурные» знаменитости. Джонни Депп хлестал абсент вместе с Хантером Томпсоном (которого играл в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе») на съемках «Сонной лощины». Абсентом напивались Мэрилин Мэнсон и Эминем (едва ли не вместе). Журнал «Селект» вообще ввел специальную рубрику, посвященную абсенту: редактор приглашал знаменитостей, поил их до тошноты и записывал весь тот бред, что они несут. Публика была в восторге.

Так что абсент обязан своим триумфальным возвращением трем вещам. Во-первых, он никогда не был запрещен в Чехии и тихо «пережил» там десятилетия гонений. Во-вторых, он не был запрещен в Британии — у англичан всегда все было по-своему. В-третьих, абсенту просто повезло: он объявился как раз в момент интереса богемы к декадансу. Ликер Hills, пробивший дорогу на британский рынок, был довольно дрянным и почти не содержал туйона, но упаднического флера было достаточно для того, чтобы правительство восприняло его в штыки. На волне государственной наркоистерии премьер-министр Великобритании Тони Блэр лично заявил, что мониторит ситуацию с абсентом и, если что, запретит его. Естественно, это лишь прибавило популярности напитку. 

Абсент Мэрилина Мэнсона

После триумфа абсента в Британии, другие страны Европы нехотя и постепенно снимали запрет на него, и ликер хлынул на прилавки магазинов. В 2004 году парламент Швейцарии вообще посвятил абсенту отдельные слушания и после дебатов наконец легализовал его в стране. Правда, с ограничением на уровень туйона, которое, впрочем, регулярно нарушается. В самой Франции ликер легализовали лишь в 2011.

История абсента – популярность

Во время правления Наполеона 3-го (1852- 1870), потребление абсента переживало свой золотой век, абсент характеризовал парижскую жизнь. Между творческой интеллигенцией (людьми жаждущих всего не ординарного, необычного) и абсентом возникла сильная связь и влечение. Считалось, что употребление абсента способствует новому восприятию мира, расширяет границы сознания, приносит творческое вдохновение, необычные ощущения и чувства. Начинающие художники, поэты, журналисты, вот основные любители абсента в творческой среде. Журналисты очень любили употреблять абсент перед написанием материала. Абсент получил еще одно название «Зеленой (или Зеленоглазой) музой».

Вот одна из множества французских карикатур того времени, которые в сатирической форме смеялись над шаблоном “абсент – источник вдохновения”: ”Поразительно! – гласит подпись под одной из них. – Я выпил уже четыре абсента, но еще не написал ни катрена… Гарсон! Абсент!”. Вот некоторые выдающиеся личности любившие употреблять абсент художники: Эдуард Мане, Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо, поэты: Поль Верлен, Артур Рембо, писатели: Эдгар По, Оскар Уайльд и многие другие творческие личности. Многие художники запечатлели абсент на своих полотнах: натюрморт с графином – Ван Гог, «Абсент» Эдгар Дега, “Любитель абсента” Эдуард Мане. Пикассо, Пабло создал скульптуру “Стакан абсента”.

Мода пить абсент передалась от утонченной и изысканной буржуазии в широкие массы. В эти славные дни для абсента, считалось, что его употребление перед ужином улучшает аппетит и пищеварение, абсент считался аперитивом. По парижским мостовым и бульварам, между пятью и семь часами вечера, повсеместно разносился запах абсента, это время получило название “l’heureverte” или “зеленым часом”.

А если учесть крепость абсента (60 – 70 градусов), то он не только улучшал аппетит, но еще и способствовал достойно завершить день и приобрести вечерний настрой. Некоторые марки абсента того времени содержали около 90 процентов чистого спирта, что в три раза больше, чем бренди. Большая популярность абсента начала играть с ним злую шутку. Все чаще и чаще абсентом злоупотребляют, он вызывал алкоголизм, неадекватное поведение, шизофрению, временное помешательство. На этом, золотой век абсента заканчивается, приближается закат, гонения и запреты.

Тайна абсента.

(Два рецепта напитка внизу статьи)

Общеизвестно, что опьянение абсентом не похоже на алкогольное. Атмосфера мистики и тайн окутывает этот напиток не одно столетие и, по этой причине, абсент стал редчайшим явлением в культуре человечества.

«Абсент». Винсент Ван Гог, автопортрет:

Перечислять можно до бесконечности… В 1859 году Эдуард Мане написал свою знаменитую картину «Любитель абсента». В 1876 году великий Дега воплотил ту же тему в своем полотне «Абсент». В 1914 года Пикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. С модели этой скульптуры было сделано шесть бронзовых отливок, которые Пикассо расписал по-разному. Скорее всего, художник пытался как-то объяснить воздействие этого напитка непосредственно на мозг пьющего и показать, что происходит в голове героини его известнейшей картины, написанной в 1901 году («Любительница абсента» выставлена в зале импрессионистов, на третьем этаже Эрмитажа).

Не обошли абсент своим вниманием Бодлер, Верлен, Золя, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Модильяни и Виктор Гюго, обычно начинавшие и заканчивающие день стаканчиком «зеленой феи» в одном из кафе Монпарнаса. Рассказывают, что Анри де Тулуз-Лотрек, не в силах выносить даже кратковременную разлуку с любимым напитком, носил его с собой в специальной фляжке, вделанной в рукоять трости

*** Виктор Олива «Пьющий абсент»:

Абсент родился на свет в Швейцарии в конце XVIII века, как тоник, аперитив. Когда его создатель умер, этот необычайно крепкий алкогольный напиток уже называли «Зеленой Феей»)) Рюмка абсента стала респектабельной и почти повсеместной буржуазной привычкой в пышные времена Второй империи, его стали связывать с поэтами, художниками, вообще с богемой. Обычай пить абсент стал практически повсеместным. Тогда считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином. Время между пятью и семью часами вечера называлось «Зеленым часом», и в эту пору запах абсента носился в предвечернем воздухе бульваров. Питье абсента было приятным и ритуальным способом завершить день и перейти в вечернее настроение. Абсент ассоциировался с вдохновением, со свободой и стал символом французского декаданса; само это слово вызывает мысли об интриге, эйфории, эротизме и декадентской чувственности.

Из Википедии: «Иногда при употреблении абсента возникают галлюцинации, которые обычно связывают с содержанием в абсенте туйона

В своей книге «Абсент» известный английский культуролог Фил Бейкер рассказывает о случаях галлюциногенного эффекта от приёма абсента, вообще не содержащего туйон, что говорит скорее о важности второстепенных факторов, таких как соблюдение ритуалов приготовления абсента, атмосфера и переносимость ингредиентов напитка организмом пьющего, чем о каких-то «магических» свойствах «зелёной феи». Так или иначе, сообщения о состояниях изменённой реальности всегда сопровождают случаи употребления абсента.»

Современный абсент можно разделить на две группы: анисовый и полынный. Анисовый имеет ярковыраженный вкус и аромат аниса и бадьяна, мутнеет при контакте с водой, практически не содержит полыни и туйона. Полынный абсент имеет горечь во вкусе, которая усиливается в послевкусии , почти не мутнеет при добавлении воды, содержит много полыни и достаточно туйона. Ритуал принятия абсента подразумевает наличие определённых аксессуаров и, конечно, соответствующей обстановки.

Уникальный дизайн ложки, с клипсой для захвата края стекла:

Есть ложечки, изготовленные солдатами из любых подручных материалов, что были под рукой — олово, латунь из гильз, алюминий — это часто, грубо сработанные, кустарные вещи, сделанные для ежедневного использования, в качестве подарков для отправки домой, или просто скоротать скуку траншейной жизни. Солдатская ложечка для абсента из латуни

Солдат выбил инициалы «PB» на ручке и пробил отверстия. Сделано до 1914:

А это — одна из величайших редкостей среди абсентных ложек:

** Способов употребления абсента очень много, приведу французский: «Налить в бокал одну часть абсента, поставить на края бокала специальную абсентную ложечку, на неё положить кубик сахара. Вылить в бокал три части ледяной воды через сахар в ложке. Сахар растворится в воде, а получившийся сироп смешается с абсентом.»

Есть более зрелищный способ:

Кусочек сахара предварительно смачивается в абсенте, кладётся на абсентную ложечку и поджигается. После того, как в стакан упадет необходимое число капель расплавленного сахара, заливается ледяная вода

Этот способ позволяет еще сильнее смягчить вкус напитка, но, будьте внимательны – абсент в стакане может воспламениться, поэтому, применяйте его осторожно. Некоторые, применяя этот способ, после расплавления сахара воду не заливают

***

Галина Бутучел Килару

Домашнее производство

Если есть желание, время и немного терпения, дома приготовить зеленый алкогольный напиток не составит труда. Для изготовления придется потратиться, дабы приобрести:

  • 1,75 л спирта;
  • 3 чайных ложки горькой полыни;
  • 3 чайных ложки дягиля;
  • семена аниса и кориандра по 3 чайные ложки;
  • 16 стручков кардамона.

Теперь можно перейти к действиям. В темную стеклянную посуду вылить спирт, добавить туда полынь и настаивать 2 суток. Настаивать можно горячим и холодным способом. Для ускорения процесса полученный настой подогревают на водяной бане, но не слишком сильно.

По истечении 48 часов в настойку полыни добавляют указанные в списке компоненты и отправляют посуду в темное место еще на неделю.

Затем полученный настой следует перегнать и профильтровать. На выходе получится 1,25 л абсента. После очистки напиток имеет прозрачный цвет. Насыщенный зеленый оттенок ему придаст добавление в небольших количествах измельченной:

  • полыни;
  • мелиссы;
  • мяты;
  • аниса;
  • фенхеля.

Получается домашний абсент зеленого цвета. Сколько градусов будет в напитке? Обычно не более 65 %, но эликсир домашнего приготовления не подвергается специальной очистке и сохраняет туйон.

Для приготовления нельзя использовать водку или самогон. Это испортит вкус напитка. Полученный результат будет таким, каким он был в самом начале истории его зарождения.

История абсента – закат

Негативное воздействие абсента

После того как абсент достиг своего рассвета в середине 19 века, широкое его распространение начинает приводить к нежелательным последствиям. Все чаще начинают проявляться ужасающее влияние абсента на человеческий мозг. Абсент начинает распространять свое влияние не только на мужчин, но и на женщин. Широкое распространение получило заболевание “Абсентизм” – зависимость от абсента. Молоденькие женщины начинали страдать от этого заболевания уже после девяти месяцев употребления абсента. Все это получило широкое отражение в искусстве того времени.

Гибель виноградников в 70-е и 80-е годы 19 века от филлоксеры подняла цену виноградного спирта в облака. Что соответственно повлияло на стоимость вина. Стандартный стакан среднего абсента в то время стоил 15 сантимов, батон хлеба стоял 45 сантимов, а бутылка посредственного вина стояла 100 сантимов. Самый дешёвы же абсент продавался “рюмочных”, барах без столов и стульев, там присутствовала только стойка. В таких “рюмочных” цена стакана абсента стояла 10 сантимов.

Большая популярность абсента начала негативное сказываться на нем. В частности, среди любителей абсента начали демонстрировать приступы неадекватного поведения, признаки алкоголизма и временное помешательство. Многие из них кончали жизнь самоубийством. В это время сформировалось новое понятие: “абсентизм” или алкоголизм из-за злоупотребления абсентом. Вследствие чего появлялись звуковые и зрительные галлюцинации, головокружение, припадки похожие на эпилептические.

Эдуа́рд Мане́ (Édouard Manet), 1832-1883

В 1859 году Мане создал первую картинку под воздействием абсента. Картина называлась «The Absinthe Drinker (Абсентный пьяница)», работа спровоцировала скандал и отборочный комитет отказался её вывешивать на показ.

В то время общество было возбуждено абсентом, этот портрет развязного, денди-пьяницы (фактического друга Мане) оскорбил высокопоставленных лиц.

Верхушка власти привыкла видеть пьяниц, изображенных как жалких, угнетенных негодяев.

Гордость и жизнеспособность изображённого человека напугали их. Комитет атаковал картину за ее «вульгарный реализм». И это была не единичная критика.

Британская тема: экстравагантные и старинные коктейли из абсента

Но кроме этих методов был и иной — коктейли. В начале XX века, в отличие от наших дней, коктейли не были распространены. Еще не сложилось соответствующей культуры. Тем удивительнее варианты с абсентом из той эпохи. Видно, что это было нечто совершенно иное, какой-то другой, альтернативный подход. И сложился он, что характерно, в Британии — словно бы в пику французам. Да и названия — просто блеск. Оцените этот фрагмент из книги «Абсент» Фила Бейкера:

Коктейль «Обезьяньи железы»

«Среди коктейлей, в которых много абсента, можно назвать «Креолку» (треть абсента, две трети сладкого вермута), «Герцогиню» (треть сухого вермута Мартини, треть сладкого вермута Мартини, треть абсента), «Счастливые глазки» (треть мяты, две трети абсента), «Макарони» (треть сладкого вермута Мартини, две трети абсента), «Подхвати меня» (треть коньяка, треть сухого Мартини, треть абсента) и «Обезьяньи железы» (две трети сухого джина, треть апельсинового сока, две дозы абсента, две дозы гренадина). Собственно «Абсент» — более классический напиток, в книге Тарлинга он состоит из половины абсента и половины воды, с добавлением сиропа и ангостурского биттера; его взбивают в шейкере и подают в бокале для коктейлей».

Однако на фоне всех негативных свойств абсента, все чаще вспоминается еще один способ его «употребления», согласно французскому поэту Анри Буретту:

Как пили абсент?

Необычная популярность абсента явилась толчком к производству специальных аксессуаров для его сервировки и приготовления. Существовали несколько типов абсентовых бокалов, обязательным атрибутом были перфорированные ложечки для сахара, графины и «абсентовые поилки-самовары».

Процедура приготовления напитка выглядела следующим образом: на дно бокала наливалась одна треть крепкого абсента, затем на его верх помещалась ложечка с отверстиями с кусочком сахара, на кусочек сахара через ложечку тонкой струйкой наливалась ледяная вода. Когда вода смешивалась с абсентом, то напиток начинал мутнеть.

Способы смешивания абсента с водой у разных любителей были свои: кто-то добавлял воду по каплям, кто-то лил тонкой струйкой. Эти особенности учли изготовители аксессуаров. Например, если вода наливалась в бокал из специального графина, то в его верхней части было несколько дырочек, закрывая одну или несколько, можно было регулировать скорость смешивания жидкостей.

Если за одним столом собиралась компания любителей абсента, то на столе стоял «абсентовый самовар» с водой, и каждый участник застолья мог приготовить себе очередную порцию напитка, не дожидаясь, когда ему подадут кувшин с водой.

Туйон: вред и польза

Но все же, вреден ли туйон, содержащийся в абсенте и, если верить некоторым источникам, вызывающий галлюцинации? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала важно понять, что такое туйон. Это вещество представляет собой соединение, содержащееся в эфирных маслах полыни

Оно и вправду относится к нейротоксическим, а его передозировка может вызвать судороги и деменцию. Однако любителям абсента не стоит паниковать. На самом деле существуют жесткие требования, ограничивающие концентрацию туйона в современном напитке. Во-первых, после перегонки в полыни остается небольшое количество этого вещества. Во-вторых, оно концентрируется преимущественно в стеблях растения, а для изготовления напитка используют листья. После многих исследований ученые доказали: содержание туйона в абсенте слишком мало, чтобы вызвать галлюцинации или другие опасные реакции. Ну, разве что, причиной этого станет спирт, содержащийся в напитке.

Почему существует так много способов употребления абсента

Появление вопроса, как правильно пить абсент, обусловлен специфическими свойствами данного алкоголя. По сути он представляет собой спиртовую настойку с травами, главным ингредиентом которой является горькая полынь. Мало того, что она придает напитку характерную, достаточно интенсивную горечь, так еще и содержит особые соединения — туйоны, из-за высокой концентрации которых у человека появляются галлюцинации, расстройство сознания, немотивированная агрессия и другие признаки «абсентизма».

Полынь горькая – трава знахарей и колдунов

Но горечь и наличие
туйонов — еще не все специфические свойства полынного алкоголя. Многих смущает
его цвет — традиционно он зеленый. Поневоле задаешься вопросом, можно ли пить абсент, отличающийся таким
неестественным, порой опалесцирующим оттенком, страшно подумать, что добавили в
такую жидкость.

Но этот страх как раз
не обоснован, потому за зеленый цвет отвечает хлорофилл — натуральное вещество,
содержащее в травянистой части растений. Оно попадает в алкоголь при
настаивании. Правда сегодня помимо классического сорта с изумрудной окраской
выпускаются и другие: красный — с настоем граната, черный — с отваром корня
полыни, синий — с вытяжкой акации Катеху и др.

Ассортимент абсента

Еще одни важный момент,
касающийся полынной настойки: она очень крепкая — от 55% до 85%. Так что сразу
напрашивается вопрос: пьют ли абсент чистым? Как
ни странно, пьют, но с таким-то содержанием спирта на это отваживаются единицы.
Осилить сорт с 55-процентным содержанием спирта — это уже подвиг, а вот как пьют абсент 70% и выше — это сродни
сакральному знанию, которым, тем не менее может овладеть любой, кто поставит
такую задачу.

А́вгуст Стри́ндберг (August Strindberg) 1849-1912

Шведский драматург, писатель и автор коротких рассказов.

Объединил психологию и натурализм в новой европейской драме, которая превратилась в драму экспрессионистов.

Его пьеса «Мисс Джули» (1888) сегодня остается наиболее концентрированным примером первого шага в развитии современной драмы, потому что она разбила старые иллюзии о значении и ценности человеческого существования, а также предположения 19-го века о том, как существование могло быть представлено в театре.

Во время своего пребывания в Париже в 1880-х годах он сталкивался с абсентом, как и все остальные люди во Франции того времени.

Абсент упомянут в нескольких работах автора.

Художник должен быть пьяным

Чарльз Буковски, Джек Керуак, Сергей Довлатов, Венедикт Ерофеев, Винсент ван Гог, Джим Моррисон — список известных творческих алкоголиков можно продолжать до бесконечности. Имена знаменитых трезвенников от искусства, напротив, никому не известны: о трезвости говорить скучно (потому что это естественное состояние). Кроме того, «трезвый художник» многим кажется оксюмороном вроде «живого трупа». Креативно мыслящие такому раскладу только рады и со словами Ерофеева «и немедленно выпил» опрокидывают стопку за стопкой.

Чарльз Буковски, выпив пива, объясняет, что марихуана — зло

Действительно, небольшие дозы алкоголя могут немного увеличивать креативность во время решения задач. Однако эти «волшебные дозы» совсем небольшие (до 0,03 % этилового спирта в крови или бутылка пива 0,3 или около 100 граммов вина): в США при таком количестве спирта в крови можно даже водить автомобиль. Большее количество спирта работает, напротив, как мощный депрессант: мы не только лишаемся возможности стоять, не шатаясь, но и стремительно теряем свои творческие навыки.

В своей автобиографии многоопытный алкоголик в завязке Стивен Кинг рассказывает, что для оправдания своих сношений с зеленым змием бессознательно использовал классическую «защиту Хемингуэя»: «Я — писатель, а потому человек очень чувствительный. Но я мужчина, а настоящий мужчина своей чувствительности воли не дает. Поэтому я пью. Как еще мне пережить экзистенциальный ужас и продолжать работать? А кроме того, я себя контролирую. Как настоящий мужчина». Эта «защита» была разработана Хэмом, чтобы объяснять свои неуемные алкогольные аппетиты то чувствительностью творческой души, то психологическими травмами войны, то неудавшимися отношениями, то затянувшимся писательским кризисом.

Спустя полвека после смерти писателя «защитой Хемингуэя» продолжают пользоваться не только начинающие писатели и спившиеся претенденты в гении, но и вполне сформировавшиеся мастера вроде Ларса фон Триера.

Персональный рецепт Джорджа Сентсберри:

«Поставьте рюмку с ликером в стакан с самым плоским дном, какой только сможете найти, и осторожно наливайте в абсент воду (или прикажите, чтобы наливали) так, чтобы смесь переливалась через край в стакан. Темный изумрудный цвет чистого ликера, нежно клубясь, сначала превращается в то, что было бы цветом звездного смарагда, если бы Всемогущий пожелал завершить квартет звездных камней

Потом в в опал, который по ходу дела исчезает; и когда в рюмке нет ничего, кроме чистой воды, а напиток готов, и запах его, и вкус даруют нам поразительное сочетание».

А как же церемониал с поджиганием сахара, сетчатыми ложечками и прочее? Забавно, но несмотря на то, что сейчас он считается классикой, в начале XX века в специфическом заведении вам бы за такое набили морду. Ритуал с поджиганием появился под конец века в Чехии, в золотую эпоху ликера его не знали. Да и вообще, с классическим абсентом это изначально не очень хорошая идея. Дело в том, что алкоголь нейтрализует негативные последствия туйона; сжигая спирт, вы усиливаете удар абсента по организму. Впрочем, к нынешнему абсенту это не относится: в нем количество туйона может быть в десятки, если даже не сотни раз меньше. Жгите его сколько душе угодно. Итак:

Цена вопроса

Однако главной причиной неистовой популярности абсента была, конечно, не столько его богемность, сколько могучая крепость и обескураживающая дешевизна. Во второй половине XIX века в Париже за стакан горькой полынной настойки брали всего 15 сантимов, а в подворотнях возле центрального рынка хватало и 10. Для сравнения буханку хлеба можно было купить примерно за 50 сантимов, а бутылку вина за один франк. Стоит ли удивляться, что за тридцать с небольшим лет потребление абсента выросло в разы — с 700 тысяч литров в 1874 году до 36 миллионов литров к 1910 году.

Анри Привад (Henri Privat), рекламный плакат Absinthe Robette, 1896 год

Изображение: public domain

Доступность абсента имела вполне объективные причины. Во-первых, эпидемия филлоксеры, поразившая европейские виноградники, привела к резкому удорожанию виноградного спирта. Поэтому со второй половины XIX века производители перешли на спирт-ректификат, стоивший примерно в 8-10 раз дешевле. Во-вторых, в то же время заметно улучшаются условия жизни городских рабочих в ведущих европейских странах и в США. Их зарплаты выросли, а рабочий день, напротив, сократился. У сотен тысяч людей появились очень скромные, но все-таки излишки, которые они, не раздумывая, тратили на дешевую крепкую выпивку. В-третьих, по причине все той же филлоксеры заметно сократились объемы производства вина. И на его место неизбежно пришел другой напиток.

Регулярное потребление большого количества очень крепкого алкоголя было опасно само по себе. Недаром среди любителей «зеленой феи» цирроз печени и белая горячка были совершенно рядовыми явлениями. Вдобавок огромный спрос привел к появлению на рынке множества недобросовестных производителей, которые использовали для изготовления настойки особенно токсичные виды полыни и добавляли в нее другие яды, например, сурьму, которая придавала мучнистому цвету напитка красивый матовый оттенок. Стоит ли удивляться большому количеству жертв «зеленой феи»? Люди банально травились и спивались.

Наконец, следует признать, что в старом абсенте концентрация туйона порой была очень высокой. И если сегодня законодательство ЕС устанавливает норму содержания туйона примерно в 10 миллиграммов на литр, то сто лет назад эта цифра могла составлять и 60, и 100, и 200, даже 300 миллиграммов на литр. Туйон в сочетании с алкоголем представлял собой классическую наркотическую смесь стимулятора и депрессанта, причем в очень высоких дозах. Легкой и гораздо более дружелюбной версией аналогичной по воздействию смеси является, например, кофе с коньяком.

Материалы по теме

  • Непорочная сладость Откуда в вине сахар
  • Игра в бокалеМало какое вино вызывает столько симпатий, как шампанское

Приводил ли к психическим расстройствам именно туйон, содержащийся в абсенте, неясно. Во всяком случае, убедительных доказательств на сей счет так и не было представлено, хотя исследований проводилось немало, а опасность употребления концентрированного туйона не вызывала сомнений. Врачи, со второй половины XIX века наблюдавшие хронических абсентистов в психиатрических лечебницах, не могли точно сказать, что лежало в основе заболеваний их подопечных — экстракт горькой полыни в сочетании с крепким алкоголем или непомерное потребление. Возможно, и то, и другое.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: