Юность
Наталья Гончарова родилась 4 июня 1881 года в селе Архангельском Тульской губернии в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова. Её мать, Екатерина Ильинична (в девичестве Беляева) была дочерью профессора Московской духовной академии, дед, Михаил Сергеевич – волоколамским коллежским секретарём. Гончаровы владели несколькими сёлами и усадьбами в Тульской губернии, как-то: Ладыжино, Нагаево и село Лужны. Именно здесь прошло детство будущей художницы, что наложило отпечаток на её психику – всю дальнейшую жизнь она сожалела, что вынуждена трудиться в больших городах и проявляла значительных интерес к деревенской жизни.В 1891 году (по мнению некоторых исследователей – в 1892) семейство Гончаровых переехало в Москву. Наталью отдали в IV женскую гимназию, которую та окончила в 1898 году с серебряной медалью.В 1901 году Гончарова поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры в качестве вольной слушательницы. Её преподавателями оказались П.П. Трубецкой и С.М. Волнухин. Примерно в это время происходит судьбоносное знакомство художницы с её будущим супругом и единомышленником – Михаилом Ларионовым. Именно Ларионов посоветовал Гончаровой заняться живописью. «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» – заявил он. В 1903 году Гончарова посещает Крым и Тирасполь. Здесь она выполнила серию плакатов для сельскохозяйственной выставки, проходившей в здании, построенном её отцом. Художница много писала на пленере: её ранние акварели и пастели отмечены сильным влиянием импрессионизма. По возвращении в Москву ей удалось продать некоторые работы видным коллекционерам современного искусства – А.И. Морозову, Н.П. Рябушинскому. Затем последовал небольшой перерыв в обучении, связанный с продолжительной болезнью.В 1904 году Гончарова вернулась в училище, но перешла в мастерскую живописи. Здесь её преподавателем стал К.А. Коровин. Художница не забросила скульптуру и была отмечена малой серебряной медалью за анималистические работы. Она получила вторую медаль в 1907 году.В 1908 году Гончарова поселилась в доме, спроектированном её отцом, в Трёхпрудном переулке. Она начинает брать частные уроки живописи в студии И.И. Машкова.В 1909 году Гончарова перестала оплачивать обучение и была отчислена. Она начала активную творческую деятельность и впервые попробовала себя в качестве художницы-оформительницы. Её театральным дебютом стали эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Свадьба Зобеиды» по пьесе Гуго фон Гофмансталя, поставленному частной студией Константина Крахта. Примерно в это же время Гончарова приходит к декоративно-прикладному искусству, в частности, разрабатывает дизайны обоев. Она также оформила фризы нескольких особняков.
Столкновения с цензурой
В 1914 году в Москве состоялась наиболее масштабная прижизненная ретроспектива Гончаровой, в экспозицию которой вошло 762 работы.Картины, изображающие святых, вызвали возмущение православных консерваторов. В марте того же года из экспозиции персональной выставки, открывшейся в «Художественном бюро» Надежды Добычиной изъяли сразу 22 картины – в том числе уже наделавших шуму «Евангелистов». Травля была спровоцирована заметкой в газете «Петербургский листок», в которой автор, скрывавшийся под псевдонимом Дубль-вэ, писал: «Все выставленные кощунственные произведения должны быть немедленно убраны с выставки; нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, «лучистых» пейзажей и подобной «кубистической» дребедени».Но ареста картин цензорам показалось мало – дело довели до суда. Адвокатом художницы выступил Михаил Ходасевич. За Гончарову вступились различные деятели искусств: граф И.И. Толстой, художник Мстислав Добужинский, вице-президент Академии художеств и хранитель Эрмитажа Н.Н. Врангель и др. Дело было выиграно, а цензурный запрет – отменён. «Спорят и спорят со мной — о том, что я не имею права пиcать иконы: я недостаточно верую. О Господи, кто знает, кто и как верует!» — Жаловалась Гончарова. Её возмущение понятно: художница не так далеко, как это может показаться на первый взгляд, отходила от канонов. Она умело сочетала иконописные приёмы и авангардистскую стилистику, и у неё в мыслях не было насмехаться над чьим-либо вероисповеданием. В определённом отношении она и сама была довольно консервативной, о чём можно судить по высказываниям вроде «Религиозное искусство, которое может прославить государство, – прекрасная и магическая манифестация самого искусства». Наименее радикальная авангардистка, Гончарова никогда не делала эпатаж и провокацию своей целью. Она также считала, что возмущение общественности вызвано непониманием людьми основ искусства. С одной стороны, Гончарова достаточно далеко ушла от канонов изображения святых, с другой – возродила в своём творчестве традиции древнерусского лубка. Её религиозные полотна носят печать двоеверия – характерного для русского крестьянства смешения христианства и язычества.Через два года после происшествия Гончарова получила предложение выполнить роспись Троицкого храма в селе Кугурешты (Бессарабия) от его архитектора – знаменитого Алексея Щусева. Творчество Гончаровой даже получило одобрение архимандрита Александро-Невской лавры. Сохранились эскизы художницы, однако реализации проекта помешала гражданская война и отделение Бессарабии.
Особенности литературного таланта И.А. Гончарова
Обычно 60-е годы 19 века рождали весьма деятельных людей. Но И.А. Гончаров по своему характеру явился редким исключением. Бурлящая общественно-политическая жизнь прошла как бы мимо писателя. Всю свою жизнь Гончаров прожил жизнь честного чиновника. По природе он был натурой медлительной и флегматичной. Литературный успех тоже пришел к нему уже в зрелые годы.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Уравновешенность и спокойствие, присущие писателю, выделяют его от других писателей его эпохи, для которых общественные страсти имели большое значение. Современники наделили его прозвищем «человек дэ-Лень». Всего однажды писатель удивил современников–совершил кругосветное путешествие на военном корабле «Паллада», но и за время всего кругосветного путешествия он оставался верным своему прозвищу.
Писатель по-своему воспринимал пришедшее на его эпоху столкновение старого патриархального уклада и зарождающегося нового буржуазного
Он понимал важность происходящего исторического процесса, но не хотел утраты вечных ценностей, не хотел, чтобы холодный расчет разрушил духовное родство между человеком и природой, рационализм уничтожил гармонию ума и сердца. На протяжении всей его жизни его волновали вопросы о том, как сделать так, чтобы все хорошее, что есть в старом гармонически слилось с тем хорошим, что есть в наступающем новом
По мнению писателя, в поле внимания художника должны быть не подверженные влиянию общественных процессов устойчивые формы, которые с течением времени застывают и становятся знакомыми наблюдателю. Возможно, в этом и кроется причина медлительности писателя. В течение всей своей писательской деятельности он написал только три романа, над каждым из которых работал на протяжении не менее 10 лет. В 1847 году увидел свет его роман «Обыкновенная история», в 1859 — «Обломов», а в 1869 — последний роман «Обрыв»
В каждом из этих романов писатель акцентрирует свое внимание над одной и той же проблемой: конфликт между патриархальным и буржуазным укладами жизни
Еще одной отличительной чертой писателя было то, что в его романах отсутствуют отвлеченная нравоучительная философия. Писатель не пытается направить своего читателя к каким-то готовым выводам, а предоставляет это сделать ему самому. Он стремится выступить объективным и беспристрастным художником, изображающим жизнь такой, какой ее видит сам.
Источник
Портрет Натальи Гончаровой 1820-х годов
Еще будучи подростком, девушка была удивительно красивой девочкой, которая всегда была в кругу своих воздыхателей. Поэтому неудивительно, что первый ее портрет появился в 1820 году. Картина была написана акварелью на бумажном холсте. Однако художник остался неизвестным.
Мастеру удалось передать зрителю необыкновенные черты лица девочки, ее светлый и добрый взгляд. Несмотря на это, художник сумел передать и стыдливую скромность девочки, которая была свойственна Наталье Гончаровой. Главное же достоинство этого портрета заключается в ее естественности, отсутствии жеманства и очаровательная простота.
Роман «Обыкновенная история»
Роман Обыкновенная история» (1846) является первым крупным произведением Гончарова. Этот роман можно охарактеризовать следующим образом:
✓ действие охватывает временной отрезок с 1830 по 1843 г., т. е. около 14 лет, что позволило автору воссоздать широкую картину реальности русской жизни 30—40-х гг.;
✓ показаны различные слои общества: чиновники, мещанство, буржуазия, светское общество, деревенские помещики с патриархальным укладом жизни;
✓ центральным конфликтом выступает противостояние романтического «юноши» и буржуазной морали и людей, ее исповедующих, в частности его столкновение с собственным дядей, и в этом противостоянии, по замыслу автора, выражен конфликт и ломка всего старого в русском обществе второй половины XIX в. — старых понятий о дружбе и любви, поэзии праздности, маленькой семейной лжи и т. п.;
✓ описывает утрату романтических иллюзий центральным героем –Александром Адуевым, и эта романтичность героя рассматривается автором как бесполезная, ненужная и мешающая полезному существованию вещь;
✓ показывает «обыкновенность», типичность для того времени эволюции натуры главного героя, в которой отражаются настроения и характеры многих молодых людей того времени;
✓ раскрывает причины праздности и пустой романтичности героя, которые кроются в первую очередь в его окружении и воспитании: барской обеспеченности, неприученности к труду, обеспеченности, готовности людей вокруг него выполнять в любую минут все его прихоти;
✓ автор развенчивает романтические устремления своего героя.
Художественное своеобразие романа «Обыкновенная история» заключается в следующем:
✓ последовательность передачи «обыкновенности» истории героя — его превращения из бесплотного романтика в дельца — через построение романа, которое имеет следующие особенности:
• две части, в каждой из которых присутствует шесть глав и эпилог;
• описание в эпилоге женитьбы героя без любви, но со строгим расчетом;
• сопоставление племянника (главного героя) с дядей, черты которого и появляются у главного героя в конце романа;
• реализация закона симметрии и контраста;
• единая интрига в обеих частях романа;
✓ чистый, ясный и гибкий язык изложения, что усиливает ценность произведения.
Роман «Обыкновенная история» имеет важное общественное и литературное значение, которое заключается в следующем:
✓ наносит удар по романтизму, провинциальной мечтательности и буржуазной делецкой морали, которая не принимает в расчет человеческие качества и душу;
✓ обозначает ведущие тенденции и правила жизни современного автору общества;
✓ рисует портрет типичного молодого человека того времени — «героя времени»;
✓ показывает правдивые картины реальности тог о времени;
✓ утверждает принцип реализма в отображении действительности;
✓ демонстрирует основной принцип автора — реалистичное, объективное отношение к своему герою;
✓ вносит вклад в развитие жанра социально-психологического романа;
✓ злободневно по своему содержанию и поднимает один из важнейших вопросов человеческого существования: как и для чего надо жить.
Сторонница «традиционного авангарда»
Такое «отношение» и внимание Священного Синода к творчеству Натальи Гончаровой можно назвать более, чем необычным. По сравнению со своими коллегами-художниками, ее работы носили наименее провокационный характер
В 1910-х годах она «вращалась» в кругах русских футуристов, среди которых стоит назвать имена Алексея Крученых, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского. Творчество писателей и художников, называвших себя футуристами, отличалось вызывающим характером и включало в себя все сферы искусства, вплоть до подчинения этим идеям своего образа жизни. В числе задач, которые футуристы ставили перед собой, например, было создание нового революционного искусства на обломках консервативного старого. Они пересмотрели многие устоявшиеся взгляды на типичные вещи, «вытаскивая» на поверхность то, на что раньше почти совсем не обращали внимание, облекая это в такие авангардные формы, которые были незнакомы пуристическому классическому русскому искусству. Гончарова всячески поддерживала их начинания, участвуя вместе с Ларионовом в скандальных художественных акциях, таких как съемки полуобнаженной в противоречивых фильмах-манифестах или шествие по улицам Москвы с раскрашенным разноцветными красками лицом, организованные футуристами. Но несмотря на то, что ее жизнь была «пропитана» бунтарским духом, в искусстве она обращалась больше к традиционным приемам, интерпретируя их в своей манере. Краеугольным камнем русской живописи всегда была иконопись, и Гончарова, конечно, черпала оттуда вдохновение. Вторым главным увлечением художницы было народное творчество и особенно лубок, представляющий собой печатные графические листы с простой и очень чопорно исполненной картинкой на актуальный сюжет, чаще всего развлекательного характера. Соединив два этих интереса и добавив от себя оригинальное видение и профессиональное чутье художника, Гончарова создавала уникальные произведения, совершенные не только по художественным качествам и своеобразные идейно, но также наполненные необыкновенным лиризмом, яркостью и наивностью, буквально «вдыхая» посредством кистей и красок в них жизнь.
Образование и карьера
На начальном этапе образованием Ивана Гончарова занимался его крестный, а позже мальчика отдали в частный пансион. Когда Гончарову исполнилось десять лет, его отправили в Московское коммерческое училище, где он обучался в течение восьми лет.
В 1831 году будущий писатель становится студентом факультета словесности Московского университета. После завершения обучения в университете в 1834 году Иван Александрович уезжает в родной Симбирск и поступает на должность секретаря губернатора, но через год возвращается в Москву.
В Москве Гончаров поступает переводчиком на службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов. В то же время он устраивается в дом художника Майкова, репетитором к Аполлону.
В 1852 году И. А. Гончаров вместе с адмиралом Е. В. Путятиным отправляется в путешествие на фрегате «Паллада» на 2,5 года. В этот период он пишет серию очерков, которые впоследствии поразили читателей.
В эмиграции[править | править код]
В 1928 г. самопровозглашенный Император Всероссийский великий князь Кирилл Владимирович пожаловал ей титул княгини Брасовой, а 28 июля 1935 г. — светлейшей княгини Романовской-Брасовой.
О судьбе мужа Наталья узнала лишь в 1934 г., читая книгу П. Быкова «Последние дни Романовых». Автор, бывший в 1918 г. председателем Екатеринбургского Совета, написал, что великий князь и его секретарь были расстреляны в лесу у посёлка Мотовилиха «по требованию пермских рабочих».
Наталья обосновалась во Франции.
Дочь вышла замуж за англичанина, разорвав отношения с матерью. Сын учился в Харроу — закрытой школе для детей британской элиты. Наталья Сергеевна требовала, чтобы окружающие именовали Георгия «князем», что тяготило сына. После смерти бабушки — Императрицы Марии Фёдоровны Георгию досталась от неё по завещанию небольшая сумма денег. Их хватило, чтобы осуществить мечту — купить спортивный автомобиль. Георгий уже учился в Сорбонне и жил матерью в Париже. Сын Михаила Александровича и Натальи Брасовой получил тяжёлую травму в автокатастрофе под Париже в Сансе летом 1931 г. и скончался в больнице на руках у матери.
Умерла Н.С. Брасова в бедности на больничной койке в приюте для неимущих во Франции от рака груди 26 января 1952 г. Похоронена на парижском кладбище Пасси рядом со своим сыном.
Дочь Наталья (Тата) (1903—1969) была трижды замужем. В 1921 году в 18 лет, она вышла замуж, против желания матери и в тайне от неё, за Val Gielgud, в будущем писателем, актёром, редактором и ведущим постановок на Би-би-си, но они развелись уже в 1923 году. Позднее она была замужем за композитором и музыкальным критиком Сесилом Греем, в браке с ним она родила дочь Полину; они развелись в 1929 году. Её третий и последний муж — морской офицер Michael Majolier, от которого она родила вторую дочь, Александру.
«Всёчество»
В 1913 году Илья Зданевич (псевдоним Эли Эганбюри, поэта и художника, одного из лидеров русского футуризма) прочитал лекцию «Гончарова и всёчество», на которой с упоением рассказывал разного рода выдумки, в частности, о том, как Гончарова путешествовала по миру и общалась с выдающимися современниками из мира искусства. В действительности, художница впервые побывает за границей только в 1915 году – по приглашению Сергея Дягилева. Термин «Всёчество» был придуман самим Зданевичем для описания концепции, объединяющей несочетаемые направления, стили и идеи. Во второй половине лекции автор сообщил, что всё вышесказанное – выдумка, но поспешил заверить, что «Гончарова совершила эти путешествия …мысленно. Но для «всеков» сие безразлично. Они победили пространство». Созданная Зданевичем мистификация объясняется стремлением утвердить абсолютную самодостаточность настоящего и будущего русского искусства. Позднее он издал книгу о Гончаровой и Ларионове.В предисловии к каталогу своей собственной ретроспективы было написано: «Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени, а также все, что, идя от Запада, создала моя родина. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада…». Высказывание приписывают Гончаровой, но некоторые историки склонны сомневаться в её авторстве – вполне вероятно, что это ещё одна мистификация Зданевича. Тем не менее, эти слова вполне соответствуют мироощущению художницы. Известно, что, оказавшись во Франции, Гончарова сетовала: «Хотела на Восток, а попала на Запад».
Сторонница «традиционного авангарда»
Такое «отношение» и внимание Священного Синода к творчеству Натальи Гончаровой можно назвать более, чем необычным. По сравнению со своими коллегами-художниками, ее работы носили наименее провокационный характер
В 1910-х годах она «вращалась» в кругах русских футуристов, среди которых стоит назвать имена Алексея Крученых, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского. Творчество писателей и художников, называвших себя футуристами, отличалось вызывающим характером и включало в себя все сферы искусства, вплоть до подчинения этим идеям своего образа жизни. В числе задач, которые футуристы ставили перед собой, например, было создание нового революционного искусства на обломках консервативного старого. Они пересмотрели многие устоявшиеся взгляды на типичные вещи, «вытаскивая» на поверхность то, на что раньше почти совсем не обращали внимание, облекая это в такие авангардные формы, которые были незнакомы пуристическому классическому русскому искусству. Гончарова всячески поддерживала их начинания, участвуя вместе с Ларионовом в скандальных художественных акциях, таких как съемки полуобнаженной в противоречивых фильмах-манифестах или шествие по улицам Москвы с раскрашенным разноцветными красками лицом, организованные футуристами. Но несмотря на то, что ее жизнь была «пропитана» бунтарским духом, в искусстве она обращалась больше к традиционным приемам, интерпретируя их в своей манере. Краеугольным камнем русской живописи всегда была иконопись, и Гончарова, конечно, черпала оттуда вдохновение. Вторым главным увлечением художницы было народное творчество и особенно лубок, представляющий собой печатные графические листы с простой и очень чопорно исполненной картинкой на актуальный сюжет, чаще всего развлекательного характера. Соединив два этих интереса и добавив от себя оригинальное видение и профессиональное чутье художника, Гончарова создавала уникальные произведения, совершенные не только по художественным качествам и своеобразные идейно, но также наполненные необыкновенным лиризмом, яркостью и наивностью, буквально «вдыхая» посредством кистей и красок в них жизнь.
Библиография и фильмография
- Гончарова Наталия Сергеевна. Биография и творчество художника на Artonline.ru
- Письмо Джеймса Баттервика сайту InCoRM.org
- Глеб Поспелов. Ранняя Гончарова и Гоген.Журнал «Третьяковская галерея», #1 2014 (42)
- Инесса Кутейникова. Наталия Гончарова. Музыка и театр: русские годы.Журнал «Третьяковская галерея», #1 2014 (42)
- Евгения Илюхина. Вилла Сергея Кусевицкого. История одного заказа.Журнал «Третьяковская галерея», #1 2014 (42)
- Евгения Илюхина. Пошуары Наталии Гончаровой.Журнал «Третьяковская галерея», #1 2014 (42)
- Сергей Колузаков. Церковь Святой Троицы в Кугурештах.Журнал «Третьяковская галерея», #1 2014 (42)
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , .
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Наталья Гончарова: жизнь и творчество художника
2 (40%) 3 голос(ов)
Стиль кубофутуризма
Птицы и цветы, Наталья Гончарова. / Фото: fadmagazine.com.
Между 1913 и 1914 годами кубофутуризм, аспекты тогдашних современных стилей кубизма и футуризма, появился в живописи Натальи. Кубизм был известен русским художникам благодаря публикациям, выставкам и коллекциям, таким как коллекции Морозова и Щукина. Кубизм был амбивалентен к цвету в пользу нового чувства структуры—фрагментации и сцепления формы, приводящего к однородно одушевлённой композиции, в которой устраняется отношение фигуры/основания.
Итальянский футуризм также имел последователей в России в годы, непосредственно предшествовавшие Первой мировой войне.
Её футуризм, как и у итальянцев, был полон красок. Ощущения движения вызывались ритмическими повторениями фигур или линий. Включение окрашенных слов или фрагментов слов, как будто они были из знаков и частью окружающей среды, через которую человек проходил, ещё больше способствовало этому восприятию. Звуковые волны также подразумевались ритмическими эффектами и иногда использованием музыкальных обозначений.
Наталья Гончарова — амазонка художественного авангарда
Наталья Сергеевна родилась в сельской местности Тульской губернии в 1881 году. Она принадлежала к дворянскому роду Гончаровых (родственница жены А.С. Пушкина), а ее отец архитектор С.М. Гончаров владел несколькими имениями.
Н.С. Гончарова (1881–1962).
Наталья не сразу нашла свой путь. Она пробовала силы в медицине, истории, скульптуре, но нигде не задержалась надолго. Поворотным моментом ее жизни стало знакомство с художником-авангардистом Михаилом Ларионовым, ставшим в дальнейшем ее супругом. После встречи с ним девушка перевелась с отделения скульптуры Московского училища живописи на факультет живописи. Здесь ее учителем стал художник Константин Коровин.
Переехав вместе с Ларионовым в Париж, Гончарова приняла и его художественные взгляды, что ярко отразилось на ее творчестве. Этому же способствовало и знакомство с французскими художественными веяниями. Она пробовала себя в фовизме, увлекалась кубизмом и позже творила в лучизме, придуманном ее мужем. Примеры популярных работ художницы: «Испанка», «Павлин под ярким солнцем», «Автопортрет с желтыми лилиями», портрет Ларионова, «Аэроплан над поездом», «Велосипедист», «Кошка», «Фабрика», «Сирень».
Наталья Гончарова. Портрет мужа М. Ларионова. 1913 г.
Как и другим авангардистам, которые только начали выходить на художественную сцену России, Гончаровой часто приходилось сталкиваться с критикой и запретами. Так, за картины о натурщицах ей предъявили неожиданное для художников обвинение в порнографии, чему могло способствовать расширение прав цензоров с 1906 года и тот факт, что обнаженных женщин взялась изображать сама женщина.
Ушла из жизни талантливая художница в 1962 году, прожив 81 год. Похоронена в Париже.
Создательница лучизма
Поиском своей собственной манеры Наталья Гончарова занималась почти всю жизнь. На протяжении всей карьеры художница успела поработать во многих техниках и направлениях. Начинала она со скульптуры, позже продолжив свои художественные опыты уже на поле живописи, обратившись к импрессионизму, для которого характерно запечатление мимолетных состояний окружающей среды. На примере развития творчества Гончаровой буквально можно изучать разнообразие художественных течений, которые во множестве начали возникать в XX веке. Она увлекалась кубизмом, чьим флагманом был Пабло Пикассо, экспрессионизмом, выражая свои эмоции на холсте в крайних гиперболических формах, фовизмом, с его яркими жизнерадостными красками, примитивизмом, упрощая картинку так, что казалось ее рисовал ребенок. Но самым главным направлением стал для нее лучизм, который она изобрела вместе с Михаилом Ларионовым. Согласно теории этого течения, мы воспринимаем не сам предмет, а множество лучей источника света, отраженных от определенного предмета. Соответственно, на картине надо изображать эти самые лучи – фундамент всех окружающих нас вещей, – так мы приблизимся к изображению самой сущности внешнего мира. То есть художник минует «подготовительный» предметный шаг и переходит непосредственно к самому главному – нашему измерению, состоящему из множества разноцветных лучей. К сожалению, большого количества сторонников лучизм не нашел, отчего Гончарова вскоре оставила и его, оставив яркий след в истории искусств.
Участие в групповых выставках
24 марта 1910 года Гончарова выставила несколько картин в Обществе Свободной Эстетики. На них были изображены обнажённые женщины, напоминающие «скифских каменных баб», подобные палеотическим Венерам. Такое нетипичное для патриархального общества и в особенности для Серебряного века изображение женщины, отнюдь не ласкающей мужской взгляд и отсылающий к могучему архетипу Великой Матери, вызвало негодование. Отдельные работы показались цензорам порнографическими («Натурщица с руками на талии», «Натурщица с закинутыми за голову руками») и были арестованы. Выставка была закрыта. Историки отмечают, что этот случай был нетипичен даже для реакционной России, поскольку до него статью о порнографии никогда не применяли по отношению к произведениям искусства. В 1911 году была устроена выставка объединения «Бубновый валет». По требованию цензуры из её экспозиции была изъята картина Гончаровой «Бог плодородия». В том же году Гончарова и Ларионова покинули группу, так как в большей степени тяготели к примитивизму и русскому кубофутуризму, в то время как большинство «бубновалетцев» ориентировалось на современную западную живопись.В 1912 году Гончарова стала заниматься книжной иллюстрацией. Она активно сотрудничала с футуристами и оформила такие издания, как сборник «Садок судей №2», «Мирсконца» и «Игра в аду» А. Кручёных и В. Хлебникова, «Взорваль» и «Две поэмы. Пустынники. Пустынница» А. Кручёных, «Le Futur» и «Сердце в перчатках» К. Большакова и многие другие. Будучи центральной фигурой объединения наряду с Ларионовым, Гончарова принимала участие во всех знаковых мероприятиях. Так, художница ходила с разрисованным лицом по Петровке и Кузнецкому мосту в рамках «футуристических прогулок». Подписала манифест футуристов «Почему мы раскрашиваемся». Какое-то время писала работы в созданном Ларионовым жанре лучизма («Аэроплан над поездом», «Динамо-машина»), однако быстро вернулась к своему давнему увлечению – синтезу древнерусской и современной живописи. Надо отметить, что интерес к народному творчеству был свойствен многим её современникам, но Гончарова пошла дальше всех.В 1912 году состоялась историческая выставка работ отколовшихся от бубновалетцев художников под названием «Ослиный хвост». Именно там увидел свет знаменитый гончаровский четырёхчастный цикл «Евангелисты». Цензоры пришли в ярость из-за неортодоксального изображения христианских святых, и выставка была со скандалом закрыта. По мнению одного критика, содержание картины не соответствовало её названию и самому духу выставки.В первой половине 1910-х Гончарова приняла участие практически во всех знаковых групповых выставках, не считая «Бубнового валета», в том числе в выставках «Мира искусства» (1911-1913), «Московского салона», «Союза молодёжи», берлинской галереи Sturm, Первого немецкого осеннего салона в Берлине (1913), «Мишени» (1914), «№4» и др.Большинство выставок провоцировали агрессию со стороны прессы, цензуры или оскорблённой общественности. Отец художницы всячески поддерживал Наталью и защищал от нападок критики. После скандальной выставки «Салона Золотого Руна» он написал открытое письмо в газету, в котором вопрошал: «Ужели вы не видите в этих изображениях живого духа — духа творчества и духа исканий, не найденного еще почти никем?». В 1913 году Гончарова вместе с другими членами группы «Ослиный хвост» снялась в фильме Владимира Касьянова «Драма в кабаре футуристов №13». До наших дней дошёл лишь один-единственный кадр, на котором можно видеть полуобнажённую художницу на руках у своего мужа. «Драма…» представляла собой трагикомедию в двух частях и была представлена в качестве своеобразного отчёта о повседневной жизни футуристов. Пресса восприняла ленту как пародию на популярные в дореволюционной России уголовно-приключенческие фильмы. Название фильма отсылало к реально существовавшему в Москве кабаре «Розовый фонарь» в Мамонтовском переулке, в котором нередко собирались футуристы и читал свои стихи Владимир Маяковский. Премьера фильма состоялась только в 1914 году, к этому моменту группа уже распалась. Фильм шёл в прокате два года с небольшими перерывами и пользовался большим успехом. Последний раз его демонстрировали в конце 30-х гг. в Ленинградском Доме кино.
«Скудость духовной природы»: почему первые исследователи презирали Наталью Гончарову
Ограниченная натура, бездушная модница, виновница гибели гения — такой Гончарову-Пушкину представляли на протяжении десятилетий. Это заслуга не только её современников, но и писателей-пушкинистов. В 1916 году вышло первое издание монографии «Дуэль и смерть Пушкина». Её автор — историк литературы Павел Щёголев — собрал архивные материалы, изучил предпосылки смерти поэта и заодно попытался воссоздать образ его жены.
Щёголев сразу признал, что на момент написания книги документальная база была скудной: сохранились только письма Пушкина, писем самой Натальи в его распоряжении не было. Это не помешало ему рассуждать о личности женщины. По мнению Щёголева, Гончарова-Пушкина только и делала, что блистала своей красотой на балах. Пушкин не делился с ней творческими замыслами, а сама она не интересовалась его делами. Главной чертой Натальи Щёголев назвал «скудость духовной природы» — сфера её интересов якобы ограничивалась пошлыми ухаживаниями поклонников.
Выводы Щеголева не раз называли предвзятыми. Когда в 1987 году его книгу собрались переиздавать, группа советских деятелей культуры опубликовала открытое письмо с просьбой не делать этого.
О Гончаровой-Пушкиной нелестно отозвалась русская поэтесса Марина Цветаева. В 1929 году она написала очерк «Наталья Гончарова». Текст посвящён современнице Цветаевой — художнице-авангардистке, тёзке жены поэта. Но в главе «Две Гончаровы» есть строки и про Гончарову-Пушкину. Цветаева считала её «красавицей, без корректива ума, души, сердца, дара» — красавицей, безучастной к мужу, его работе и даже собственным детям.
Поэтесса Анна Ахматова заняла ещё более радикальную позицию. В 1961 году она почти напрямую обвинила Наталью Гончарову в смерти мужа. В плане своей книги о гибели Пушкина (книга так и не была издана) Ахматова перечислила все «грехи» Натальи: непослушный характер, любовь к дорогим квартирам, бесконечные рассказы о своих победах, транжирство и неумение «властвовать собой». По мнению литературоведки Эммы Герштейн, Ахматова не прощала Гончаровой ничего из-за её причастности к роковой дуэли.