Поль гоген (1848-1903)

Источники

Гумберт де Супервиль, Аллегория , 1801, Библиотека Лейденского университета

Для картины было предложено два источника.

Повествование, возможно, было вдохновлено романом Пьера Лоти « Мадам Хризантема» , в котором героиня, девушка- гейша , описывается, как терзаемая ночным страхом. Роман был очень успешным и оказал влияние на формирование японского движения того времени. Известно, что ее читал Гоген.

Прямым визуальным вдохновением, возможно, послужил офорт Давида Пьера Джоттино Умберта де Супервилля « Аллегория» . Хотя прямой связи с этим нет, де Супервиль был назван Альбертом Орье одним из предшественников символистской живописи, и книга де Супервилля « Безусловные знаки в искусстве» (1827–1832) была широко известна этой группе.

Стиль синтетизм

На его стиль повлияла дружба с художником Лавалем, который привнес в картины Гогена любовь к японскому искусству. К этому периоду относятся работы «Видение после проповеди»,или ее называют также «Борьба Иакова с ангелом» (1888), которую критики назвали манифестом символизма.

Картина «Желтый Христос» (1889), считается одним из ключевых произведений в символизме, где контрастируют безграничные муки Христа и незамечаемость происходящего людьми, кроме горстки последователей — все на фоне умиротворенного типичного французского пейзажа. На лице Христа страдание на стадии апатии и безразличия ко всему происходящему.

Гоген становится проповедником нового стиля — синтетизма. Как он сам выражался, он «синтезировал разные техники» — по-новому использовал форму и цвет, упрощая образы, смело очерчивая контуры и сопоставляя большие участки с малыми — для придания мощной эмоциональности картине. Все заметнее становятся упрощение и эмоциональность в картинах Гогена (фото с названиями приводятся в статье). Они и породили направление примитивизма в эпоху распространенного импрессионизма в живописи, выражающего мимолетные впечатления всеми возможными техниками, методами и приемами для запечатления движущейся реальности.

Почему об этом молчали раньше?

Вообще-то не молчали. Абсолютно в каждой биографии Гогена можно найти упоминание о том, что его таитянской «жене» на момент знакомства с ним было 13 лет. И вряд ли в какой-то из статей, посвященных Гогену, вы найдете восхищение или хотя бы одобрение отношений между взрослым мужчиной и девушкой-подростком, которая была ровесницей его дочери. Не впечатляли любовные «подвиги» художника и его современников-французов. Безусловно, среди колонизаторов того времени находились те, кто с удовольствием пользовался своими сомнительными привилегиями, но нельзя сказать, что они составляли большинство.

Другое дело, что французы не воспринимали истории и картины Гогена всерьез. Когда он привез в Париж свои первые таитянские работы, их раскритиковали не только за примитивность и кричащие цвета, но и за «художественный вымысел». И нельзя сказать, что они были неправы: Гоген рисовал и описывал скорее тот Таити, который представлял в своих мечтах. Он окружил свою жизнь (и в частности — жизнь на островах) таким плотным облаком мифов, что сейчас отделить правду от вымысла почти не представляется возможным.

Тем не менее, Теха’амана была реальным человеком, в свое время исследователи творчества Гогена выяснили точные детали ее биографии

Вот только среди любителей искусства по-прежнему бытует мнение, что никакой 13-летней таитянки могло и не существовать, так что этот сомнительный факт из жизни художника можно не принимать во внимание

Трое таитян Поль Гоген

Нарисованный очаг

С молодой датчанкой Метте Софи Гад Поль Гоген познакомился в Париже в 1872 году. Будущий художник только недавно устроился на работу в контору биржевого маклера, а девушка работала гувернанткой детей премьер-министра Дании. В январе следующего года они обручились, а в ноябре сыграли свадьбу. Вскоре у супругов родился первый ребенок, и их дела пошли в гору. Гоген получил высокооплачиваемую работу в банке, денег с лихвой хватало и на достойную жизнь семьи, и на главное увлечение Поля — живопись. Довольно долгое время Гоген оставался лишь ценителем и коллекционером чужих произведений,но в конце концов начал писать и сам.

Первые годы совместной жизни Поля и Метте на первый взгляд были совершенно счастливыми и беззаботными. Они произвели на свет пятерых прекрасных детей,были полностью обеспечены материально и вели довольно активную светскую жизнь. Однако Гогена не устраивала роль «воскресного художника», ему хотелось больше писать, выставляться и продавать свои картины. Поэтому, когда во Франции грянул экономический кризис, Гоген счел это знаком, уволился и решил полностью посвятить себя искусству. Художник перевез оказавшуюся на грани нищеты семью в Руан, чтобы уменьшить траты. Коллекцию картин пришлось продать, поскольку работы самого Гогена не находили спроса.

Метте Гоген, спящая на софе

Само собой, Метте была недовольна такими кардинальными переменами. Мало того, что ей и ее детям пришлось жить в глуши, страдая от безденежья, так еще и муж отказался искать новую денежную работу, следуя за глупой мечтой. В доме Гогенов все чаще разгорались ссоры. В конце концов, Метте не выдержала, забрала детей и уехала к семье в Копенгаген.


 Поль Гоген. Метте Гоген в вечернем платье

Поль Гоген. Портрет мадам Гоген

В Дании Метте была вынуждена найти работу: она стала учить французскому местных детей. Вскоре она уговорила мужа воссоединиться с семьей в Копенгагене. Здесь художник чувствовал себя еще хуже, чем в Руане. Он не знал языка, ему пришлось работать продавцом брезента, а семейство жены относилось к нему в лучшем случае с презрением. В 1885 году супруги окончательно расстаются, и Гоген возвращается в Париж.

Портрет дочери Алины

Поль Гоген. Кловис

Поль Гоген. Алина Гоген с братом

Отношение к «Олимпии» Эдуарда Мане[ | код]

Поль Гоген, копия картины Эдуарда Мане «Олимпия» (1891)

Гоген был поклонником картины «Олимпия» (1863) работы Эдуарда Мане. Он видел картину на Всемирной выставке 1889 года и написал в своем обзоре: «La Belle Olympia, которая когда-то вызвала такой скандал, находится там, и как любая красивая женщина, привлекает немало благодарных взглядов». После того, как французское государство приобрело «Олимпию» у вдовы Мане на средства по открытой подписке, организованной Клодом Моне, Гоген сделал копию с картины, когда она была выставлена ​​в Люксембургском Музее. Копия не особо точная, и, как полагают исследователи, Гоген завершил ее с фотографии. В 1895 году Эдгар Дега приобрел копию за 230 франков на аукционе картин Гогена, чтобы собрать средства для возвращения художника на Таити. Как отмечает историк искусства Клер Фреш-Тори, отсылки к «Олимпии» присутствуют в изображении обнаженных тел и на других на картинах таитянского цикла: «Te Arii Vahine (Королева. Жена короля)» и «Больше никогда .

Когда в 1893 году Гоген неудачно представил картину «Дух мёртвых не дремлет» на выставке коллекционера Поля Дюран-Рюэля (картина так и не была продана за установленную сумму в 3 000 франков), несколько критиков также отметили сходство композиции с Олимпией. В частности, основатель французского литературно-художественного журнала La Revue Blanche Тадэ Натансон назвал ее «Таитянской Олимпией», а французский поэт и драматург Альфред Джарри более точно — «смуглой Олимпией».

Признание сразу после смерти

Гоген так и не успел насладиться успехом.

Многочисленные болезни, непростые отношения с миссионерами, безденежье – всё это подтачивало силы живописца. 8 мая 1903 года Гоген умер.

Вот одна из его последних картин “Заклинание”. В которой особенно заметно смешение туземного и колониального. Заклинание и крест. Обнажённая и одетая в глухую одежду.

И тонкий слой краски. Гогену приходилось экономить

Если вы видели работы Гогена вживую, то наверняка обращали на это внимание

Как насмешка над нищим живописцем развиваются события после его смерти. Дилер Воллар организовывает грандиозную выставку Гогена. Салон** посвящает ему целый зал…

Но Гогену не суждено искупаться в этой грандиозной славе. Он не дожил до неё всего чуть-чуть…

Однако искусство живописца оказалось бессмертно – его картины до сих пор поражают своими упрямыми линиями, экзотическим колоритом и неповторимой стилистикой.

Детство и юность

Будущий художник родился в городе любви – столице Франции – 7 июня 1848 года, в то смутное время, когда страну сезанна и пармезана ждали политические потрясения, отражающиеся на жизни всех граждан – от непримечательных торговцев до крупных предпринимателей. Отец Поля, Кловис, – выходец из мелкой буржуазии Орлеана, который трудился либеральным журналистом в местной газете «Насьональ» и скрупулезно освещал хроники государственных дел.

Его супруга Алина Мария была уроженкой солнечного Перу, росла и воспитывалась в знатной семье. Мать Алины и, соответственно, бабушка Гогена, незаконнорожденная дочь дворянина дона Мариано и Флоры Тристан, придерживалась политических идей утопического социализма, стала автором критических эссе и автобиографической книги «Скитания партии». Союз Флоры и ее мужа Андре Чазала закончился печально: горе-возлюбленный напал на супругу и попал в тюрьму за покушение на убийство.

Из-за политических переворотов во Франции Кловис, беспокоясь за безопасность семьи, был вынужден бежать из страны. К тому же власти прикрыли издательство, где он работал, и журналист остался без средств к существованию. Поэтому глава семейства вместе с супругой и маленькими детьми отправился на судне в Перу в 1850 году.

Отец Гогена был преисполнен благих надежд: он мечтал обосноваться в южноамериканском государстве и под эгидой родителей супруги основать собственную газету. Но планам мужчины не удалось сбыться, потому что во время пути Кловис неожиданно скончался от сердечного приступа. Поэтому Алина вернулась на родину вдовой вместе с 18-месячным Гогеном и его 2-летней сестрой Мари.

Поль до семилетнего возраста прожил в древнем южноамериканском государстве, горные живописные окраины которого будоражат воображение любого человека. За юным Гогеном был глаз да глаз: в поместье дяди в Лиме его окружали слуги и медсестры. Поль сохранил яркую память о том периоде детства, он с наслаждением вспоминал безграничные просторы Перу, впечатления от которого преследовали одаренного художника всю оставшуюся жизнь.

Идиллическое детство Гогена в этом тропическом раю внезапно закончилось. Из-за гражданских перуанских конфликтов в 1854 году именитые родственники со стороны матери лишились политической власти и привилегий. В 1855 году Алина вместе с Мари вернулась во Францию, чтобы получить наследство от дяди. Женщина обосновалась в Париже и начала зарабатывать на хлеб портнихой, а Поль остался в Орлеане, где воспитывался дедушкой по отцовской линии. Благодаря упорству и труду в 1861-м родительница Гогена стала владелицей собственной швейной мастерской.

После нескольких местных школ Гогена отправили в престижную католическую школу-интернат (Petit Sеminaire de La Chapelle-Saint-Mesmin). Поль был прилежным учеником, поэтому преуспевал во многих предметах, но в особенности хорошо талантливому юноше давался французский язык.

Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, тот поступил в парижскую военно-морскую подготовительную школу и готовился к поступлению в мореходное училище. Но, к счастью или сожалению, в 1865 году молодой человек провалил экзамены на приемной комиссии, поэтому, не теряя надежды, нанялся на судно лоцманом. Таким образом, молодой Гоген отправился в путешествие по безграничным водным пространствам и за все время объездил множество стран, побывал в Южной Америке, на побережье Средиземного моря, исследовал северные моря.

Пока Поль находился в плавании, его мать скончалась от болезни. Гоген в течение нескольких месяцев пребывал в неведении относительно ужасной трагедии, пока письмо с неприятной новостью от сестры не настигло его на пути в Индию. В завещании Алина рекомендовала отпрыску сделать карьеру, потому что, по ее мнению, Гоген из-за строптивого нрава не сможет в случае беды опереться на друзей или родственников.

Поль не перечил последней воле родительницы и в 1871 году отправился в Париж, дабы начать самостоятельную жизнь. Молодому человеку повезло, поскольку друг матери Гюстав Ароза помог 23-летнему осиротевшему парню выбиться из грязи в князи. Гюстав, биржевый делец, рекомендовал Поля в компании, за счет чего молодой человек получил должность брокера.

Учеба

Будущий художник сменил несколько обычных орлеанских школ, пока не остановил выбор на частной католической школе-интернате. Поль старательно учился, хотя и ненавидел семинарию. Юноша грезил о морских путешествиях. Гоген демонстрировал успехи по многим предметам – лучших результатов он достиг в изучении французского языка.

По достижении 14 лет Поль стал готовиться к поступлению в мореходное училище. Юноша, провалив экзамены, не стал отчаиваться и нанялся лоцманом. Ему удалось побывать в Бразилии, Чили и северных водах.

Во время его плавания умерла Алина Мария. Поль не сразу узнал об этой трагедии. Лишь через несколько месяцев, находясь в Индии, он получил письмо от сестры. В последнем наставлении матушка просила Гогена сделать карьеру. Женщина была уверена, что из-за своего строптивого нрава Поль не получит помощь от родственников. Молодой человек не стал перечить воле матери и в 1871 году приехал в Париж.

10 самых известных работ Поля Гогена

#10 День божества

Год создания: 1894

В Таити художник переезжает в 1891 году в поисках «спокойствия и искусства». Большую часть оставшейся жизни Гоген проводит именно там. Многие работы вдохновлены жизнью и бытом жителей Таити, как, например, и эта картина, разделенная на три горизонтальных слоя. Верхняя  часть преобладает поклоняющимися богине Хине и ритуалами в её честь. Три фигуры в центре, возможно, символизируют цикл рождения, жизни и смерти. Нижний фрагмент изобилует ослепительными и контрастными оттенками, выполненными в постимпрессионистской манере.

#9 Озорная шутка

Год создания: 1892

Гоген известен работами, в которых мечта и реальность сосуществуют. «Озорная шутка» является ярким примером этого. Две сидящие с красной собакой женщины занимают центральное место в картине. Образы мистичность и заколдованного мира создают женщины на заднем плане, которые поклоняются статуе. Несмотря на то, что работа в свое время не была принята с энтузиазмом, Гоген считал её одним из лучших своих произведений.

#8 La Orana Maria

Год создания: 1891

В этой работе тоже ощущается влияния визитов в Таити. В картине христианские фигуры Девы Марии и Иисуса превращаются в таитянских мать и дитя. Две другие женщины в стороне, подобно ангелам, поклоняются матери ребенка. «La Orana Maria» была хорошо принята зрителями и критиками.

#7 Портрет Ван Гога

Год создания: 1888

Дружба Ван Гога и Гогена была чревата ссорами и завершилась, когда Ван Гог лихо отрезал левое ухо. С тех пор они больше никогда не встречались, однако, продолжали переписку. Анализ отношений между ними представляет интерес для культуроведов и исследователей. Этот портрет изображает работу Гога над известной серией картин, посвященной подсолнухам.

#6 Борьба Иакова с ангелом

Год создания: 1888

Картина изображает библейскую сцену, в которой Иаков упорно борется с ангелом. Однако, эта сцена не занимает центральное место в произведении и проявляется через видение женщин, которые только что вышли с проповеди. Диагональный ствол дерева, проходящий через центр, создает визуальное разделение между женщинами и их видением, которое, по утверждению автора, является следствием проповеди.

#5 Больше никогда

Год создания: 1897

Картина создана в период стресса автора, связанного со смертью дочери и финансовыми трудностями, и навеяна знаменитой поэмой Эдгара По «Ворон»(1845), которая рассказывает историю о визите говорящей вороны к обезумевшему любовнику, оплакивающему потерю своей любви. Ворон усиливает страдания постоянным повторением слов «Больше никогда». Картина показывает таитянскую девушку в неудобной позе с выражением поэтической печали, возможно, оплакивая чью-то смерть. Тайну, как и в многих других картинах, добавляет одновременное изображение реальности и иллюзий. «Больше никогда» считается самой философской и поэтически богатой работой художника.

#4 Когда же замуж?

Год создания: 1892

Эта композиция изображает традиционно одетую женщину, позади которой фигура в западных одеждах. В феврале 2015 года картина была продана за 300 миллионов долларов. По состоянию на апрель 2016 — это самая высокая цена за произведение искусства.

#3 Желтый Христос

Год создания: 1889

Наряду с другой картиной под названием «Зеленый Христос», эта работа является одним из первых и наиболее важных произведений символизма. Желтый Христос показывает распятие Христа и молящихся женщин. Символизм наполняет картину, например, работающий на заднем плане человек отражает идею 19-го века уйти от городской жизни, вернуться к более примитивному быту.

#2 Дух мертвых не дремлет

Год создания: 1892

Во время своего визита на Таити, художник женился на местной женщине. Возвращаясь поздно ночью домой, молодая жена была сильно испугана, увидев, как фигура Гогена появляется из темноты. Считается, женщина приняла его за одного из легендарных демонов, которые служили причиной бессонных ночей многих местных. Именно этим инцидентом Поль Гоген вдохновлялся в процессе написания. Картина была воспринята холодно и осуждалась феминистками за «расизм и женоненавистничество».

#1 Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?

Год создания: 1897–1898

Самый известный шедевр Поля Гогена и одна из популярнейших картин постимпрессионизма, состоит из трех основных групп, иллюстрирующих вопросы, поставленные в названии. По словам художника, работу стоит изучать справа-налево. Считается, что отчаяние, вызванное смертью дочери в начале 1897, побудило живописца, после завершение картины, совершить попытку самоубийства (неудачную). Гоген считал эту работу своей лучшей картиной и грандиозной кульминацией своих мыслей.

Рай навсегда

Гоген осуществляет свою мечту остаться наедине с природой в дальней стране и творить, пока есть силы. Вдалеке от всякой цивилизованности, губящей истинный талант и растлевающей душу, жить среди простодушных дикарей, создавать шедевры, возвращающие к истокам человечества.

Свои картины Гоген писал с местных жителей, о самой простой их жизни, той самой, которую он утратил когда-то, будучи вырванным из своего рая.

Здесь он пишет свою юную таитянку, которая вдохновляла его и беззаветно любила. Одна из картин Поля Гогена с названием «Месяц Марии» 1899 г. находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Гоген пишет и работает сначала на Таити, а последних почти 3 года жизни проводит на Маркизских островах, где пишет пейзажи, рассказы и работает журналистом, создав сатирический журнал. Не раз художник, пребывая в депрессии, доведенный до отчаяния бедностью и болезнями, пытается покончить жизнь самоубийством. Несмотря на надрывность бытия, именно в этот период были созданы множество прекрасных произведений, в которых причудливо сплетаются реальная жизнь жителей Океании и местные мифы.

Начало искусства

Первые 10 лет брака Поля и Метте прошли спокойно и благополучно. Гоген был лишь любителем в живописи. И рисовал только в свободное от биржи время.

Более всего Гогена прельщали импрессионисты. Вот одна из работ Гогена, написанная с типичными для импрессионизма бликами света и милым уголком сельской местности.

Поль Гоген. Птичник. 1884 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com

Гоген активно общается с такими выдающимися живописцами своего времени как Сезанн, Писсаро, Дега.

Их влияние чувствуется в ранних работах Гогена. Например, в картине “Сюзанна за шитьем”.

Поль Гоген. Сюзанна за шитьем. 1880 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. The-athenaeum.com

Девушка занята своим делом, а мы словно подглядываем за ней. Вполне в духе Дега.

Гоген не стремится ее приукрасить. Она сгорбилась, что сделало ее осанку и живот малопривлекательными. Кожа же “безжалостно” передана не только бежевым и розовым, но и синим и зелёным цветами. А это уже вполне в духе Сезанна.

А некоторая безмятежность и умиротворение взяты явно у Писсарро.

1883 год, когда Гогену исполняется 35 лет, становится переломным в его биографии. Он ушёл с работы на бирже, уверенный, что быстро прославится, как живописец.

Но надежды не оправдались. Накопленные деньги быстро закончились. Супруга Метте, не пожелав жить в бедности, уезжает к родителям, забрав детей. Это означало крах их семейного союза.

Творчество

Благодаря знакомству с влиятельными людьми, Поль Гоген занял должность биржевого маклера. Его опекун, Гюстав Ароз, помог построить неплохую карьеру. Именно ему Гоген обязан вхождению в общество брокеров. Молодому человеку удалось улучшить свое благосостояние и получить признание в деловых кругах.

За много лет успешной службы он смог скопить деньги, приобрести квартиру для своей семьи в центре Парижа. У Поля появилось новое увлечение – он начал покупать полотна импрессионистов. Эти работы были источником вдохновения для Гогена, и он решил попробовать писать картины. Мужчина стал слушателем академии Коларосси, где изучал основы рисунка с натуры.

Первые попытки

С 1873 по 1874 год Поль писал пейзажи, отличающиеся яркостью, живописностью. На создание этих полотен его вдохновили воспоминания о детских годах, проведенных в Лиме. Спустя два года полотно “Лесная чаща в Вирофле” было выставлено в парижском салоне. Картина получила положительные отзывы критиков.

На полотно обратил внимание Камиль Писсарро. Так состоялось знакомство Гогена с мастером импрессионизма. Между ними установились крепкие дружеские отношения, Поль часто навещал мэтра, приезжая в пригород Парижа

Он презирал светскую жизнь, с трудом заводил новые знакомства. Поэтому друзей у начинающего художника было немного

Между ними установились крепкие дружеские отношения, Поль часто навещал мэтра, приезжая в пригород Парижа. Он презирал светскую жизнь, с трудом заводил новые знакомства. Поэтому друзей у начинающего художника было немного.

Все больше времени он проводил за написанием полотен. Парижское общество стало его воспринимать как живописца, а не как брокера. На его становление как художника повлияло знакомство с Эдгаром Дега. Он поддерживал Поля в его творческих попытках, покупал многие его работы.

В 1883 году произошло событие, изменившее жизнь Гогена – он ушел с должности брокера из-за биржевого кризиса. С этого момента мужчина решает полностью посвятить себя живописи. Поль был полон уверенности, что сможет достичь высот также быстро, как и на брокерской службе. Однако, путь к славе и признанию оказался не таким простым, как ему представлялось.

Поль Гоген, Marahi Metua no Tehamana

Жизнь на Таити и возвращение в Париж

Его последующие полотна не повторили успеха первой картины. Полю пришлось браться за любую работу, чтобы не голодать. Жена выгнала его из дома. Гоген начинает искать себя. Побывав в Бретани, Арле, Мартиники, живописец, вспоминая детские годы, в 1891 году уехал на Таити. Поль Гоген мечтал о жизни туземца без благ цивилизации. Но Таити предстал перед ним совсем не таким, как он себе его представлял.

Художник поселился на дальнем уголке острова, где нашел простую туземную жизнь. Начинается один из самых плодотворных периодов его творчества. Всего на Таити Гоген написал около 80 произведений, среди которых:

  • “Женщина с цветком”;
  • “Когда свадьба?”;
  • “Женщина, держащая плод”;
  • “Дух мертвых не дремлет”;
  • “А, ты ревнуешь?”.

В 1893 году живописец возвращается во Францию, уверенный в своем таланте и признании своих полотен. Но немолодого, с подорванным здоровьем и без денег Поля ждало разочарование. Выставка стала провальной, критики разгромили картины Гогена, назвав их “плодом больного воображения”. Живописец решает вернуться на острова.

Формирование собственного стиля

Для живописи Гогена
это был переломный момент. Школой художника был импрессионизм, достигший в тот период своего расцвета, а учителем — Камиль Писсарро
, один из основателей импрессионизма. Имя патриарха импрессионизма Камиля Писсарро
позволило Гогену
принять участие в пяти из восьми выставок импрессионистов между 1874 и 1886 годами.

«Водопой», Поль Гоген
, 1885, х.м., частная коллекция

В середине 1880-х годов начался кризис импрессионизма, и Поль Гоген
начал искать свой путь в искусстве. Поездка в живописную Бретань, сохранившую свои древние традиции, положила начало переменам в творчестве художника: он отошёл от импрессионизма и выработал собственный стиль, соединив элементы бретонской культуры с кардинально упрощённой манерой письма—синтетизм. Этому стилю свойственно упрощение изображения, передаваемого яркими, необычно сияющими красками, и намеренно чрезмерная декоративность.

Синтетизм появился и проявился около 1888 года в работах и других художников школы Понт-Авена—Эмиля Бернара, Луи Анкетена, Поля Серюзье
и др. Особенностью синтетического стиля было желание художников «синтезировать» видимый и воображаемый миры, и зачастую создаваемое на полотне было воспоминанием о некогда увиденном. Как новое течение в искусстве, синтетизм получил известность после организованной Гогеном
выставки в парижском кафе Вольпини в 1889 году. Новые идеи Гогена
стали эстетической концепцией известной группы «Наби», из которой выросло новое художественное течение «ар-нуво».

«Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)», Поль Гоген,
1888, х.м., 74,4 х 93,1см., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Искусство древних народов как источник вдохновения для европейской живописи

Кризис импрессионизма поставил художников, отказавшихся от слепого «подражания природе», перед необходимостью найти новые источники вдохновения. Искусство древних народов стало поистине неисчерпаемым источником вдохновения для европейской живописи и оказало сильное влияние на её развитие.

Биография

Он был успешным предпринимателем и за несколько лет умудрился сколотить крупное состояние, которого хватило бы для обеспечения всей семьи – жены и пятерых детей. Но в один момент этот человек пришел домой и заявил, что хочет надоевшую финансовую занятость променять на масляные краски, кисти и холст. Таким образом, он покинул биржу и, увлекаясь любимым делом, остался ни с чем.

Художник Поль Гоген

Сейчас постимпрессионистские полотна Поля Гогена оцениваются не в один миллион долларов. Например, в 2015 году картина художника под названием «Когда свадьба?» (1892), изображающая двух таитянок и живописный тропический ландшафт, была продана на аукционе за $300 млн. Но получилось так, что при жизни талантливый француз, как и его коллега по цеху Ван Гог, так и не удостоился заслуженных признания и славы. Ради искусства Гоген сознательно обрек себя на существование бедного скитальца и променял богатую жизнь на неприкрытую бедность.

Живопись

Талантливый Гоген преуспел в своей профессии, у мужчины начали водиться деньги. За десять лет карьеры он стал почтенным человеком в обществе и сумел обеспечить семью комфортабельной квартирой в центре города. Подобно своему опекуну Гюставу Арозе, Поль стал скупать картины знаменитых импрессионистов, а в свободное время вдохновленный полотнами Гоген начал пробовать свой талант.

Картина Поля Гогена «Когда свадьба?»

В период с 1873 по 1874 годы Поль создал первые яркие пейзажи, в которых отражалась перуанская культура. Одна из дебютных работ молодого художника – «Лесная чаща в Вироффе» – была выставлена в Салоне и получила восторженные отзывы критиков. Вскоре начинающий мастер познакомился с Камилем Писсарро, французским живописцем. Между этими двумя творческими людьми завязались теплые дружеские отношения, Гоген часто заходил в гости к своему наставнику в северно-западном пригороде Парижа – Понтуазе.

Картина Поля Гогена «Бретонская деревня под снегом»

Художник, ненавидящий светскую жизнь и любящий уединение, все чаще проводил свободное время за рисованием картин, постепенно брокера начинают воспринимать не как работника крупной компании, а как одаренного художника. Во многом на судьбе Гогена сказалось знакомство с неким Эдгаром Дега, оригинальным представителем импрессионистского движения. Дега поддерживает Поля как морально, так и материально, скупая его экспрессивные полотна.

Картина Поля Гогена «Шьющая женщина»

В поисках вдохновения и отдыха от шумной столицы Франции мастер собрал чемоданчик и отправился в путешествие. Так он бывал в Панаме, жил у Ван Гога в Арле, посещал Бретань. В 1891 году, вспоминая счастливое детство, проведенное на родине матери, Гоген уезжает на Таити – вулканический остров, просторы которого дают волю фантазии. Он любовался коралловыми рифами, густыми джунглями, где произрастают сочные плоды, и лазурными морскими берегами. Поль старался передавать все увиденные природные краски на полотнах, за счет чего творения Гогена получались самобытными и яркими.

Картина Поля Гогена «А, ты ревнуешь?»

Художник наблюдал за происходящим вокруг и подсмотренное чутким художественным взором запечатлевал в своих произведениях. Так, сюжет картины «А, ты ревнуешь?» (1892) предстал перед глазами Гогена в реальности. Только что искупавшиеся две сестры-таитянки легли в непринужденных позах на берег под палящим солнцем. Из девичьего диалога о любви Гоген услышал раздоры: «Как? Ты ревнуешь!». Позже Поль признавался, что это полотно является одним из любимейших его творений.

Картина Поля Гогена «Дух мертвых не дремлет»

В том же 1892 году мэтр написал мистическое полотно «Дух мертвых не дремлет», выполненное в мрачных, загадочных фиолетовых тонах. Взору зрителя предстает обнаженная таитянка, лежащая на кровати, а позади нее дух в мрачном одеянии. Дело в том, что однажды в светильнике художника закончилось масло. Он чиркнул спичкой, чтобы осветить пространство, тем самым напугав Техуру. Поль начал размышлять, могла бы эта девушка принять художника не за человека, а за привидение или духа, которых очень боятся таитяне. Эти мистические раздумья Гогена навеяли ему сюжет картины.

Картина Поля Гогена «Женщина, держащая плод»

Через год мастер пишет другую картину под названием «Женщина, держащая плод». Следуя своей манере, Гоген подписывает этот шедевр вторым, маорийским, названием Euhaereiaoe («Куда идёшь?»). В этом произведении, как и во всех работах Поля, человек и природа статичны, будто бы сливаются воедино. Первоначально это полотно приобрел российский купец Морозов, в настоящее время произведение находится в стенах Государственного Эрмитажа. Помимо прочего, автор «Шьющей женщины» в последние годы жизни написал книгу «НоаНоа», опубликованную в 1901 году.

Жизнь обычная

Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в весьма незаурядной семье. Матерью будущего художника была дочь известной писательницы. Отец – журналистом политического журнала.

В 23 года Гоген находит хорошую работу. Он становится преуспевающим биржевым маклером. Но по вечерам и в выходные он рисует.

В 25 он женится на голландке Метте Софи Гад. Но их союз – не история о великой любви и почётном месте музы великого мастера. Ибо искреннюю любовь Гоген испытывал лишь к искусству. Которую жена не разделяла.

Если и изображал Гоген супругу, то редко и довольно специфично. Например, на фоне стены серо-коричневого цвета, отвернувшейся от зрителя.

Поль Гоген. Метте спит на диване. 1875 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com

Однако супруги родят пятерых детей, и, пожалуй, кроме них их в скором времени ничего не будет связывать. Метте считала занятия живописью мужа пустой тратой времени. Она выходила замуж за обеспеченного маклера. И хотела вести комфортную жизнь.

Поэтому однажды принятое мужем решение бросить работу и заниматься только живописью для Метте было сильнейшим ударом. Их союз, конечно, не выдержит такого испытания.

Комментарии

Микеланджело Буонарроти

великий мастер эпохи Ренессанса, скульптор, живописец, архитектор

Николай Васильевич Ясиненко

народный художник Украины, донецкий художник и скульптор

Тео Янсен

нидерландский художник и кинетический скульптор

Идл

бельгийский и французский скульптор и график

Христо Явашев

американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Жийебон своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья

Валерий Юрлов

российский художник, живописец, график, художник книги, скульптор, автор коллажей и объектов

Марисоль Эскобар

американский и венесуэльский скульптор

Ганс Эрни

швейцарский художник и скульптор

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: