КлассицизмИскусство века Просвещения
Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве семнадцатого – начала девятнадцатого века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Лежащие в его основе принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.
Классицизм, развивавшийся в полемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классического стиля, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (зодчие: Мансар Франсуа, Перро Клод, Лево Луи, Блондель Франсуа); со второй половины 17 века, французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко (Ардуэн-Мансар Жюль и Ленотр Андре, работы архитекторов в Версале).
В 17 – начале 18 веков классицизм сформировался в архитектуре Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством (Айниго Джонс, Кристофер Рен), Швеции (Н. Тессин Младший). В живописи классического стиля основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины; отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Пуссена Никола, основоположника классицизма и крупнейшего мастера 17-го столетия; «идеальные пейзажи» (живописец Лоррен Клод).
Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классического стиля – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида.
В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классического стиля 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова.
В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классического стиля развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов. К конце первой трети 19 столетия ведущая роль этого стилевого направления в искусстве почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классического стиля в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.
Ампир и француский классицизм: вечность мимолётной империи
Во Франции классицизм появился позже, чем в Англии. Первая его фаза охватывает период c 1750 по 1800. Выражается в стиле «Людовика XVI», который включал в себя завершение рококо и рождение французского классицизма.
Классицизм в архитектуре 18 века во Франции. Церковь Св. Женевьевы, ныне Пантеон, была построена по проекту архитектора Ж. Ж. Суффло
Второй этап известен под стилем Ампир или Поздний классицизм, который отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. Есть ещё другие имена этого направления: императорский стиль, (фр. empire — империя), высокий классицизм или наполеоновский стиль (по периоду правления). Ампиром завершается эволюция классицизма в первых трёх деcятилетиях 19 века.
Триумфальная арка в Париже. 1806—1836 гг по проекту архитектора французского ампира Жана-Франсуа Шальгрена. Арка «в древнеримском стиле» построена по распоряжению Наполеона Бонапарта в ознаменование побед его «Великой армии» по подобию Триумфальной арки Тита на римском Форуме. После смерти Шальгрена в 1811 году строительство продолжал архитектор Жан-Арно Реймон.
Отличия ампира — помпезность, напыщенность, парадность, праздничность — активно использовались французскими придворными архитекторами Наполеона. В России появился при Александре I.Францускому ампиру соответствуют:
- В Британии — Регентский стиль,
- в Германии — Бидермейер или Бидермайер,
- в США — федеральный стиль.
О самом важном символе Парижа 19 века в имперском стиле, а так же о русском ампире того же времени читайте в статье. Если есть 26 минут времени, то посмотрите видео «Секреты стиля ампир»
Если есть 26 минут времени, то посмотрите видео «Секреты стиля ампир».
Классицизм в архитектуре Германии и Австрии: Бидермайер
Немецкое слово Biedermeier правильно читать, как «бидермайер». Распространялся с 1815 по 1848 года. Его иногда относят к ветке романтического стиля, который сменил ампир, усматривая смесь направлений.
Современники того времени называли его «ампиром для бедных», потому что экономический упадок после наполеоновской Европы не позволял строить роскошные особняки. Стиль Бидермайер имеет место не только в Германии и Австрии, но и в городах Северной Италии, Скандинавских стран, Польши.
Этот стиль сформировал монументальные здания того времени и жилые кварталы среднего класса. Самым выдающимся архитектором Бидермайера, безусловно, был Йозеф Корнхойзель (1782 — 1860 гг), который оставил свой след в основном в Вене и Бадене под Веной.
Охотничий дворец Габсбургов в стиле Бидермайер. 1838-1840 г., в Тешине, Польша. Он был спроектирован венским архитектором Йозефом Корнхойзелем. By Verlag Grubner, Bielitz — Vintage postcard in private collection, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36043997
Геймюллершлёссель в Вене. 1808 г. Коллекция Бидермайера Музея прикладного искусства. By Bwag — Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=103371759
Такие характеристики неоклассической архитектуры Бидермайера, как единство простоты и функциональности , оказали влияние на югендстиль-модерн, и, в целом, архитектуру 20-го века.
Бидермайер. Дворец Florastöckl в Бадене, 1816—17. Арх. von Joseph Kornhäusel. Фото: Von Karl Gruber — Eigenes Werk, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6229177
Федеральный стиль: как отличить от георгианского
Федеральный стиль также известен как стиль Адама, в честь британских архитекторов братьев Адам, которые разработали этот стиль в Англии. В федеральном стиле есть много элементов георгианского стиля: симметрия, классические детали, двускатная крыша. Но отличается он орнаментом и изысканностью.
Федеральные детали более изящные, тонкие, тщательнее прорисованные, чем их георгианские аналоги, и могут включать в себя флаги, гирлянды и урны. Кроме того, в федеральном стиле были введены более формальные элементы, такие как вентиляционное окно на входной двери, иногда с боковыми фонарями по бокам, а также более сложные дверные обрамления и портики.
Дом Уильяма Бентли (около 1730 года) в г. Салэм, Массачусетс, США. Фото: Изначально этот файл был загружен участником Daderot из английский Википедия — Перенесено с en.wikipedia на Викисклад., CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3212645
Федеральный стиль также известен эффектными трехчастными или палладианскими окнами с изогнутыми арками. Еще одной выдающейся, но менее распространенной особенностью федеральной архитектуры является использование изогнутых или многоугольных оконных проекций.
Федеральный стиль в архитектуре США. Photo: jiawangkun / Adobe Stock
Федеральный стиль стал популярным во всех колониях после Американской революции и доминировал примерно до 1820 года
Самый простой способ отличить здание в федеральном стиле от здания в георгианском стиле — это обратить внимание на эллиптический вентилятор над входной дверью или окна в стиле палладио
Палладианский стиль или палладианство
Началом классицизма считается ранее палладианство (по имени основоположника стиля). Его проявление отмечено уже в середине 16 века.
Вилла ла Ротонда — самый знаменитый частный дом
Первая светская постройка эпохи Возрождения Андреа Палладио — «Вилла Альмерико Капра Ла-Ротонда» в Виченце (Италия) — демонстрирует тенденции классицизма. В проект 1556 года заложен принцип пропорционирования. В плане вилла “Ротонда” абсолютно симметрична и на все четыре стороны смотрит одинаковыми портиками с шестью ионическими колоннами в каждом. Здание создаёт впечатление абсолютной гармонии и считается образцом классической загородной виллы.
План виллы Ротонда (Италия) By Andrea Palladio — I Quattro libri dell «Architettura (1570); Transferred from it.wikipedia to Commons by Marcok using CommonsHelper. 10 January 2005 (original upload date); Original uploader was Marrabbio2 at it.wikipedia, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4378682
Кубическая (!) постройка с круглым залом в центре увенчана куполом. Здесь нет иррациональных отношений и правила золотого сечения. Приобретенная графом Аттилио Вальмарана в 1912 году, вилла сегодня принадлежит его наследникам и открыта для публики. Рассмотрите получше это сооружение в 4-минутном видео:
В своих творческих работах Палладио строго следовал правилам симметрии и перспективы. Он широко использовал арочные окна с двумя просветами, которые теперь носят название Палладианские окна.
Палладианское окно над дверью лондонского здания по адресу 20 St.James Square.
Мировые лики палладианства
Палладианский стиль быстро обрел популярность. В других странах он адаптировался к предпочтениям местной публики и играл важную роль в развитии архитектурных идей классицизма. Искусствоведы отмечают английское палладианство, ирландское, северо-американское (Дрейтон-Холл в Южной Каролине, библиотека Редвуда в Ньюпорте, штат Род-Айленд). Этот стиль был принят в Пруссии (оперный театр Кнобельсдорфа на бульваре Унтер-ден-Линден), во всех британских колониях.
В России палладианство представляют работы конца 18 века Дж. Кваренги: Английский дворец в Петергофе (разрушен в 1942 г.), здание Академии наук, Александровский дворец в Царском селе и другие. Последователем итальянского архитектора стал Николай Александрович Львов (усадьба в Знаменском, дача П. А. Соймонова и др.).
Первая постройка Кваренги в России — Английский дворец в Петергофе в конце XVIII века. Источник
Этот стиль продолжал использоваться в Европе на протяжении 19-го и начала 20-го веков при проектировании общественных и муниципальных зданий. Со второй половины 19-го века в англоязычном мире с ним начинает соперничать готическое возрождение. Священство сочло палладианство слишком языческим и не подходящим для англиканского и англо-католического богослужения.
Тем не менее, как архитектурный стиль он продолжает оставаться популярным и развиваться. Его фронтоны, симметрия и пропорции отчетливо прослеживаются и сегодня в дизайне многих современных зданий.
Особенности классицизма в архитектуре: не в красоте дело?
Классицизм в архитектуре — это симметричная планировка и сдержанность в убранстве. Архитекторы классицизма черпали вдохновение и опирались на композиционные основы античной архитектуры: симметрию, рациональные пропорции, тектонику. Архитектуру позднего периода развития классицизма западные искусствоведы называют неоклассицизм (neoclassicism).
Строения в изучаемом стиле, простые и строгие, гармонично вписанные в окружающую среду, производят величественное впечатление. Им характерны крупные формы, минимум декора, лаконичность, порядок, строгость, фундаментальность и масштаб. Окна большие, расположены равномерно, колонны с классическими , дверь строго в центре.
Такие особенности классического стиля способствовали планированию и строительству жилых кварталов и городов. Также важную роль в классицизме играла природа: от маленьких садиков перед домом до обширных парков, окружающих комплексы зданий (пример: Версаль).
Классицизм предпочитает только вечное и неизменное. Выделяет и подчёркивает существенные, наиболее важные черты любого явления (здания, интерьера, ландшафта), отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Вместо минутного самовыражения признаёт мастерство и неизменные правила.
Понятие – Классицизм
Классицизм — понятие, вошедшее в историю литературы конца 19 — начала 20 века, в работах, написанных учеными культурно-исторической школы (Г.Лансон и др.). Черты Классицизма прежде всего определялись из драматической теории 17 века и из трактата Н.Буало «Поэтическое искусство» (1674). Его рассматривали как направление, ориентирующееся на античное искусство, черпающее свои идеи из «Поэтики» Аристотеля, а также как воплощающее абсолютистскую монархическую идеологию. Пересмотр такой концепции Классицизма и в зарубежном, и в отечественном литературоведении приходится на 1950-60-е: отныне Классицизм стал трактоваться большинством ученых не как «художественное выражение абсолютизма», а как «литературное направление, пережившее период яркого расцвета в XVII веке, в годы укрепления и торжества абсолютизма» (Виппер Ю.Б. О «семнадцатом веке» как особой эпохе в истории западноевропейских литератур XVII век в мировом литературном развитии.). Термин «Классицизм» сохранил свою роль и тогда, когда ученые обратились и к не классицистическим, барочным произведениям литературы 17 века. В определении Классицизма выделяли прежде всего стремление к ясности и точности выражения, строгую подчиненность правилам (так называемые «три единства»), равнение на античные образцы. Зарождение и распространение Классицизма связывали не только с укреплением абсолютной монархии, но и с возникновением и влиянием рационалистической философии Р.Декарта, с развитием точных наук, прежде всего математики. В первой половине 20 века Классицизм именовали «школой 1660-х» — периода, когда во французской литературе одновременно творили великие писатели — Расин, Мольер, Лафонтен и Буало. Постепенно его истоки выявились в итальянской литературе периода Возрождения: в поэтиках Дж.Чинтио, Ю.Ц.Скалигера, Л.Кастельветро, в трагедиях Д.Триссино и Т.Тассо. Поиски «упорядоченной манеры», законов «истинного искусства» обнаружились в английской (Ф.Сидни, Б.Джонсон, Дж.Милтон, Дж.Драйден, А.Поуп, Дж. Аддисон), в немецкой (М.Опиц, И.Х.Готшед, И.В.Гёте, Ф.Шиллер), в итальянской (Г.Кьябрера, В.Альфьери) литературах 17-18 веков. Заметное место занял в европейской литературе русский Классицизм эпохи Просвещения (А.П.Сумароков, М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин). Все это заставило исследователей рассматривать его как одну из важных составляющих художественной жизни Европы на протяжении нескольких столетий и как одно из двух (наряду с барокко) главных направлений, заложивших основы культуры Нового времени.
Долговечность Классицизма
Одной из причин долговечности Классицизма было то, что писатели этого направления рассматривали свое творчество не как способ субъективного, индивидуального самовыражения, а как норму «истинного искусства», обращенного к общечеловеческому, неизменному, к «прекрасной природе» как постоянной категории. Классицистическое видение действительности, сформировавшееся на пороге Нового времени, обладало, как и барокко, внутренним драматизмом, но подчиняло этот драматизм дисциплине внешних проявлений. Античная литература служила для классицистов арсеналом образов и сюжетов, но они наполнялись актуальным содержанием. Если ранний, ренессансный Классицизм стремился к воссозданию античности путем подражания, то Классицизм 17 века вступает в соревнование с античной литературой, видит в ней прежде всего пример правильного использования вечных законов искусства, пользуясь которыми можно суметь превзойти древних авторов (см. Спор о «древних» и «новых»). Строгий отбор, упорядочивание, стройность композиции, классифицирование тем, мотивов, всего материала действительности, ставшей объектом художественного отражения в слове, были для писателей Классицизма попыткой художественного преодоления хаоса и противоречий действительности, соотносились с дидактической функцией художественных произведений, с почерпнутым из Горация принципом «поучать, развлекая». Излюбленная коллизия в произведениях Классицизма — столкновение долга и чувства или борьба разума и страсти. Для Классицизма характерно стоическое настроение, противопоставление хаосу и неразумию действительности, собственным страстям и аффектам способности человека если не к их преодолению, то к обузданию, на крайний случай — к одновременно драматическому и аналитическому осознанию (герои трагедий Расина). Декартовское «мыслю, следовательно, существую» играет в художественном мироощущении персонажей Классицизма роль не только философско-интеллектуального, но и этического принципа. Иерархия этико-эстетических ценностей обусловливает преимущественный интерес Классицизма к нравственно-психологической и гражданской тематике, диктует классификацию жанров, деление их на «высшие» (эпопея, ода, трагедия) и низшие (комедия, сатира, басня), выбор для каждого из этих жанров специфической тематики, стиля, системы персонажей. Классицизму присуще желание аналитически разводить по разным произведениям, даже художественным мирам, трагическое и комическое, возвышенное и низкое, прекрасное и уродливое. Одновременно, обращаясь к низким жанрам, он стремится их облагородить, например, убрать из сатиры грубый бурлеск, из комедии — фарсовые черты («комедия высокая» Мольера). Поэзия Классицизма устремлена к ясному выражению значительной мысли, смысла, она отказывается от изощренности, метафорической усложненности, стилистических украшений. Особенное значение в Классицизме имеют драматические произведения и сам театр, способный наиболее органично исполнять одновременно нравоучительную и развлекательную функции. В лоне Классицизма развиваются и прозаические жанры — афоризмы (максимы), характеры. Хотя теория Классицизма отказывается включать роман в систему жанров, достойных серьезного критического размышления, но на практике поэтика Классицизма оказала ощутимое воздействие на популярную в 17 веке концепцию романа как «эпопеи в прозе», определила жанровые параметры «маленького романа», или «романической новеллы» 1660-80-х, а «Принцессу Клевскую» (1678) М.М.де Лафайет многие специалисты считают образцом классицистического романа.
Своеобразие московского классицизма
Петербург в XVIII веке являлся молодым, быстро разрастающимся городом. Здесь было где разгуляться вдохновению архитекторов. Составлялись генеральные проекты по его застройке, с четкими ровными улицами, оформленными в едином стиле, ставшими впоследствии гармоничными архитектурными ансамблями.
С Москвой дело обстояло иначе. До пожара 1812 года ее бранили за неупорядоченность улиц, характерную для средневековых городов, за многостилье, за преобладание деревянных построек, за «варварские», по мнению просвещенной публики, огороды и другие вольности. «Это был город не домов, а заборов», — говорят историки. Жилые постройки располагались в глубине домовладений и были скрыты от глаз прогуливающихся по улице людей.
Снести все это до основания и начать возводить город по новым градостроительным правилам, разумеется, ни Екатерина II, ни ее потомки не решались. Был избран мягкий вариант перепланировки. Архитекторам поручили возводить отдельные здания, организующие большие городские пространства. Они должны были стать архитектурными доминантами города.
↑ Русский классицизм в литературе
Классицизм стал ведущим направлением в русской литературе в XVIII веке и связан с именами М. Ломоносова, А. Сумарокова, Г. Державина, Д. Фонвизина. Для классицизма характерны следующие жанровые формы: ода, трагедия, поэма, комедия, стихотворная сатира, басня, элегия. Классицизм, как литературное направление, зародился в Италии в середине XVI века. В XVII веке он получил полное художественное выражение во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена.
В целом, европейский классицизм неразрывно связан с эпохой абсолютизма. Своеобразие русского классицизма заключается в том, что он развивался в эпоху становления национальной государственности. Это серьезно отразилось на литературе, которая становилась важнейшим средством утверждения идей гражданственности.
Михаил Ломоносов фото
Первым представителем русского классицизма в литературе считается Антиох Кантемир (1708-1744 гг.). Он стал основателем сатиры в России и предшественником Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Защищая петровские преобразования, Кантемир выступал против реакционного дворянства и духовенства.
Еще одним представителем классицизма в русской литературе является В. К. Тредиаковский (1703-1768 гг.). Он был первым русским профессором, закончил образование в Сорбонне. Тредиаковский писал поэмы, оды, трагедии, басни, элегии. Одной из главных его заслуг стала проведенная реформа стихосложения. М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.) Белинский назвал «Петром Великим нашей литературы». Этот незаурядный человек проявил себя в различных областях научного знания. При этом Ломоносов был поэтом и филологом. Он завершил реформу стихосложения, положил начало формированию русского литературного языка и создал жанр русской оды.
Тредиаковский фото
А. П. Сумароков (1718-1777 гг.) ставил своей задачей воспитание дворянского сословия, утверждение в нем гражданских идеалов. Он писал, по большей части, трагедии. Перечисленные писатели относятся к первому периоду развития русского классицизма (30-50-е гг. XVIII века). Их творчество объединяет стремление разрешить общенациональные задачи: развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка.
Второй период развития классицизма в русской литературе приходится на конец XVIII века и связан с именами Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина, Я. Б. Княжнина и др. Д. И. Фонвизин (1745-1792 гг.) прославился двумя комедиями: «Бригадир» и «Недоросль». В своем творчестве он обратился к негативным сторонам русской жизни и подверг их острой критике. Крупнейшим представителем высокой поэзии был Г. Р. Державин (1743-1816 гг.). Он работал в самых разнообразных жанрах, но самыми известными стали его оды, соединяющие лирику с сатирой.
Державин фото
Я. Б. Княжнин (1742-1791 гг.) прославился своими комедиями и трагедией «Вадим Новгородский», в которой провозглашается героический образ гражданина. В целом для второго этапа характерны гражданские мотивы, приобретающие социальную окраску и критическое восприятие русской действительности. Третий этап в развитии русского классицизма в литературе занимает первую треть XIX века. Он связан с именами А. С. Шишкова, А. С. Ширинского-Шихматова, А. Н. Грузинцева. В этот период классицизм начинает вытесняться романтизмом. Тяжеловесные оды и трагедии выглядят устаревшими и не отвечающими требованиям времени.
Мебель классицизма
Если в основу оформления интерьера легла античная культура, то обстановка в помещениях начала приобретать национальные черты. С эпохой Возрождения классицизм начал быстро распространятся по свету. И в странах, занимавших на то время ведущее положение, начали оказывать на него влияние.
Мебель эпохи классицизма в гостинойИсточник flat-dizain.ru
Государства, внесшие свой вклад на развитие стиля:
- Франция.
- Англия.
- Россия.
Это выразилось в создании целого ряда мебельных гарнитуров специально под направление. Каждая страна видела стиль немного по-своему, но общее у них все же было. Началась делаться ставка на натуральность материалов. И древесину стали меньше золотить и красить. А для декора в стиле классицизм теперь использовались бронзовые или керамические накладки.
Классицизм в Европе
Классицизмом принято называть стиль и художественное направление искусства Европы XVIII–XIX ст., которое возникло в эпоху формирования мощных национальных централизованных монархий в странах Европы.
Определение 1
Классицизм, опираясь на традиции Античности и эпохи Возрождения, отражал идеи гармоничного устройства общества, основанного на принципах рационализма.
Классицизм зародился во Франции, которая из-за подъема экономики стала могущественной европейской державой. Первоначально в своем развитии классицизм воплощал общенациональные художественные идеалы, которые сложились во Франции к 30-м годам XVIII века. Затем данное направление распространилось на все страны Европы, разным образом проявляясь в разных моделях культуры. Такими идеалами можно назвать идеи рациональной соподчиненности, строгой дисциплины, всеобъемлющего порядка, ответственности личности за свои поступки и упорядоченного бытия. Таким образом, классицизм отразил стремление к гармоничному и разумному мироустройству.
В качестве философской основы эстетики данного художественного направления выступает рационализм и идея о разумной закономерности мира, предложенная Р. Декартом. Согласно данному подходу в философии искусство – это разновидность человеческого творчества и познания. Соответственно, к сфере искусства вполне можно применить фундаментальные основы реализации когнитивных процессов. Иными словами, искусство должно подчиняться строгой регламентации со стороны разума, рационального.