Содержание:
В 1874 году Анонимное общество художников, скульпторов, граверов и т. Д. Впервые выставило свои работы вместе. Выставка проходила в бывшей мастерской фотографа Надара (Гаспар-Феликс Турнахон, 1820–1910) на бульваре Капуцинов, 35 в Париже. Названная критиками в том году импрессионистами, группа не принимала это название до 1877 года.
Идея выставок независимо от формальной галереи была радикальной. Ни одна группа художников не организовывала саморекламу за пределами ежегодного Салона Французской академии.
Их первая выставка знаменует собой поворотный момент для арт-маркетинга в современную эпоху. С 1874 по 1886 год группа провела восемь крупных выставок, среди которых были одни из самых известных работ того времени.
Разморозка войны
Весной и летом 1995 года хорватская сторона провела ряд наступательных операций, и югославский конфликт перешёл в открытую стадию.
В июле сербы подтянули силы и начали наступление на Дрине, ликвидировав анклавы Жепа и Сребреница. Сам город Сребреницу практически без боя взял сербский отряд численностью около двухсот бойцов при поддержке четырёх танков.
Мусульмане(военные и гражданское население) переместились на северо-запад анклава.
В сербском варианте 28-я дивизия пошла на прорыв в направлении Тузлы. При этом погибло около двух тысяч мусульманских бойцов. Сербы признают, что свыше четырёхсот мусульман из числа попавших в плен стали жертвой самосуда со стороны победителей и были расстреляны.
Отряд боснийских сербов
В логике той войны, больше похожей на коллективную вендетту, сербов понять можно: ведь на совести бойцов мусульманского гарнизона в период с 1992 по 1993 год — большое число жертв среди мирного сербского населения.
Практика убийства военнопленных противоречила международным конвенциям, но была привычным делом на той войне.
В этой истории остаётся неясным, кто командовал колонной во время прорыва, так как старший офицерский состав в этот момент у бошняков отсутствовал. И есть все основания считать, что приказ на самоубийственный прорыв отдал именно Алия Изетбегович.
Клод Моне (1840—1926).
Андрей Аллахвердов. Клод Моне. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com
Клода Моне можно назвать хрестоматийным импрессионистом. Так как он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь.
Он писал не предметы и людей, а единую цветовую конструкцию из бликов и пятен. Раздельные мазки. Дрожание воздуха.
Клод Моне. Лягушатник. 1869. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Metmuseum.org.
Моне писал не только природу. Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных — “Бульвар Капуцинок”.
В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения.
Обратите внимание: дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке. Клод Моне
Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва.
Перед нами остановленный момент бурлящей жизни Парижа. Никакой постановочности. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” — главная черта импрессионизма.
К середине 80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика — это, конечно, хорошо. Но бессюжетность многих угнетала.
Лишь Моне продолжал упорствовать, гипертрофируя импрессионизм. Это переросло в серии картин.
Один и тот же пейзаж он изображал десятки раз. В разное время суток. В разные времена года. Чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить один и тот же вид до неузнаваемости.
Так появились бесчисленные стога сена.
Картины Клода Моне в Музее изящных искусств в Бостоне. Слева: Стога сена на закате в Живерни, 1891. Справа: Стог сена (эффект снега), 1891.
Обратите внимание, что тени на этих картинах цветные. А не серые или чёрные, как было принято до импрессионистов
Это ещё одно их изобретение.
Моне успел насладиться успехом и материальным благополучием. После 40 он уже забыл о нищете. Обзавёлся домом и прекрасным садом. И творил в своё удовольствие ещё долгие годы.
О самой знаковой картине мастера читайте в статье “Впечатление” Клода Моне. С чего начинался импрессионизм”.
3. Отношение: Гюстав Курбе
Наконец, что касается отношения: импрессионистам не нужно было ждать, пока легкомыслие проявит себя в мире искусства. На протяжении веков художники пытались освободиться от официального диктата, чтобы процветать в чистой творческой свободе. В этом освободительном поиске явно больше неудач, чем успехов. Однако в 1850 году уже существовала артистическая личность, известная и признанная своим характером и своей независимостью от академического курса, и это прославленный Гюстав Курбе .
Гюстав Курбе, Les Demoiselles des Edge de la Seine (лето) , 1856-57 гг. Пти-Пале, Париж.
Этот художник-реалист , автор самой известной вагины в истории искусства, открыл брешь для импрессионистов , неоднократно выступая против академии, организовывая свои собственные выставки в кулуарах салона и десятикратно увеличивая его известность. его богатство благодаря различным скандалам , отмеченным его существованием.
Гюстав Курбе родился не в Париже, он провинциал, как Клод Моне и Фредерик Базиль. Однако ему удалось выйти из игры и добиться успеха и уважения в столице: идеальный образец успеха для молодых импрессионистов.
Гюстав Курбе, Ла Ваг , около 1869 года. Старая национальная галерея, Берлин.
Гюстав Курбе не только раскрепостил будущих импрессионистов: он накачал их до предела! Без сопротивления академическому притеснению, без своих независимых выставок рядом с официальным салоном у группы Моне, Моризо и Дега никогда не хватило бы смелости или даже идеи организовать свои собственные выставки, чтобы обойти отказы жюри. Салон. Эжен Буден , наставник Клода Моне, даже заявил по этому поводу: «Курбе уже избавил меня от застенчивости. » . Теперь все знают, что возможен другой путь. Это будет болезненно, сложно и утомительно, но оно существует, и каждый смело вступит в него.
Гюстав Курбе, Отчаянные , 1843-45. Частная коллекция.
В заключение, если ядром импрессионизма был коктейль, тогда смешайте технику Делакруа , стратегию Будена и страстность Курбе в шейкере: у вас есть прекрасный шедевр, который можно подавать охлажденным!
Очевидно, что эти влияния не являются исчерпывающими. Мы могли бы также упомянуть влияние японских гравюр , обнаруженных в то время, которые расстроили многих будущих импрессионистов: в частности, в отношении использования ярких цветов и отказа от некоторых слишком строгих правил западной точки зрения.
Йохан Йонгкинд, акварель, Bords de rivière , 1868. Пети-Пале, Париж.
Наконец, для каждого художника, взятого отдельно, можно без особого труда найти множество других влияний:
- Цветные акварели Йохана Джонкинда для Клода Моне.
- Утонченность рисунков Жана-Огюста-Доминика Энгра для Эдгара Дега , Эдуарда Мане , Поля Гогена или Мари Бракемон (которая к тому же была его ученицей, хотя и не ценила женских амбиций в художественной сфере, мы к этому вернемся. в последнем выпуске этой саги, посвященном актерам импрессионизма).
- Поэзия пейзажей Жана-Батиста Камиля Коро и Шарля-Франсуа Добиньи для Камиля Писсарро и Альфреда Сислея.
Камиль Коро, « Ранний утренний вид на Марино в Альбанских горах» , 1826–27. Штедельский музей, Франкфурт.
Мы очень быстро встречаемся во втором эпизоде этой импрессионистской саги !В меню: ожесточенная борьба с академизмом, подробное объяснение происхождения термина « импрессионисты », а также крайне жестокие средства массовой информации и общественный прием … Короче, начало уже громкого движения! Оставайся на связи!
Игры в цифры
Официальное правительство Боснии и Герцеговины заявило о гибели приблизительно трёх тысяч мусульман и пропаже без вести более семи тысяч. Однако два года спустя, в 1997 году около трёх тысяч пропавших обнаружили. В Боснии в это время были выборы, и люди оказались живыми и здоровыми — в списках избирателей, проживающих в других районах республики. То есть общее предполагаемое количество жертв резни в Сребренице сократилось до 7,5-8 тысяч человек.
Эксгумация останков жертв резни в Сребренице
В последующие годы на территории анклава Сребреницы провели масштабные поисковые работы и обнаружили останки примерно двух с половиной тысяч человек. Часть из них явно погибли в бою, а некоторые могли быть сербами, которых казнили мусульмане в 1992 году. Однако общее количество останков, в целом, соответствует сербской версии событий.
Трудно представить, чтобы сербы убили восемь тысяч человек, а потом незаметно извлекли пять тысяч тел и куда-то перевезли. Такой объём работ невозможно провести скрытно, не оставив следов на земле и не будучи замеченными.
И если сербы смогли бесследно скрыть нескольких тысяч трупов, почему они не сделали это со всеми?
Тогда предложили другой метод для подсчёта количества жертв. В анклаве к лету 1995 года числилось 36 тысяч человек, а когда посчитали тех, кто вышел в Тузлу, оказался на территории Сербии, либо попал в плен при прорыве, обнаружили… свыше 37 тысяч.
Беженцы из Сребреницы неподалёку от базы ООН
Понятно, что данные о количестве людей в анклаве занизили, но насколько и почему — вопрос остаётся открытым.
PS.
Несколько десятилетий импрессионисты боролись за признание. Кто-то полжизни. Кто-то весь свой век. Почему же так долго?
Представьте себя человеком XIX века. Для вас картина – это аккуратно и гладко выписанные тела и предметы. Каждый мазок “спрятан”.
Поэтому любитель живописи делал простой вывод. Эти стараются. А вот эти (импрессионисты) халтурят. Раз мазки видно. И краски не смешивают. И не хотят точно передавать действительность.
Обывателю ещё сложно было осознать, что эти “пачкуны” не хотят копировать реальный мир с помощью традиционных методов. Они мечтают сотворить свои собственные!
Импрессинизм — это школа художественного рыцарства. Он учит быть свободным от канонов и традиций.
Крещение импрессионизмом прошли все великие художники следующих поколений. И Пикассо, и Мунк. И даже Малевич.
Слева: Эдвард Мунк “Улица Лафайет”, 1901 г. Национальная галерея Осло, Норвегия. Справа: Пабло Пикассо “Коррида”, 1901 г. Частная коллекция. Внизу: Казимир Малевич “Весна, яблоня в цвету”, 1904 г. Третьяковская галерея.
Неожиданно увидеть Пикассо-импрессиониста? А уж тем более Малевича, изображающего нежный цвет яблонь. И такого позитивного Мунка.
Все они прошли стадию импрессионизма. Без этого они не смогли бы сделать следующий шаг. В кубизм (Пикассо). В экспрессионизм (Мунк). И даже в супрематизм (Малевич).
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
1. Техника: Эжен Делакруа.
Что касается техники , то на большинство импрессионистов повлияют зарисовки Эжена Делакруа. С одного взгляда, Не кажется очевидным установить связь между этим мастером романтизма и пятнистыми пейзажами импрессионистов, и тем не менее, их много!
Эжен Делакруа, Свобода, ведущая народ , 1830. Лувр, Париж.
Автор легендарной картины «Свобода, ведущая народ» создал множество пейзажей, в которых можно увидеть зачатки импрессионистической техники, в частности, в крупных мазках, суммирующих формы ряби, долин и других скал. Темный художник также был великим мастером пигментов и хроматических нюансов : только через тонкий анализ он обнаружил эстетический интерес использования дополнительных цветов для создания теней в своих композициях. Техника, которая станет краеугольным камнем импрессионистского микромира!
Эжен Делакруа, Paysage aux Rochers , 1822. Музей Валенсии
Эта картина была собственностью художника Камиля Писсарро , что еще раз доказывает важность этой романтической фигуры среди импрессионистов
Эдуард Мане (1832—1883).
Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com
Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.
Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.
Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.
В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе, Париж.
Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.
“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.
Тома Кутюр. Римляне времён упадка. 1847. Музей д’Орсе, Париж. artchive.ru.
На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.
“Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.
Мане пробовал считаться со вкусами публики. Писал портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.
Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.
Эдуард Мане. Ангелина. 1860. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.
Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.
Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.
Эдуард Мане. Аржантей. 1874. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikimedia Commons.
Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.
Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.
2. Завещание: констебль, Тернер, Буден
Что же касается воли, то импрессионисты не были первыми, кто пытался запечатлеть непосредственность и живость окружающих их пейзажей. Подстрекателей к такой скорости казни можно найти в Англии и на побережье Нормандии . В Англии художник Джон Констебл будет преследовать свою жажду непосредственности , создавая пейзажи как можно быстрее , чтобы запечатлеть огненные вспышки света на англосаксонском побережье. Он позаботится указать за каждой картиной дату и время ее реализации, зафиксировать энергию момента во времени.
В Онфлёре, на побережье Нормандии, художник и наставник Клода Моне, Эжен Буден , выполнит во многом ту же работу, написав многочисленные холсты в формате открыток, изображающие небо и его оттенки облаков. Он также отмечал свои достижения, указывая дату, время и направление ветра, считая, что явления, процветающие перед его глазами, никогда не появятся снова так, как в тот момент.
Эжен Буден, Сиэль 4 часа, восход , около 1848 года. Музей Мальро, Гавр.
Творческий процесс Эжена Будена окажет большое влияние на искусство Клода Моне , которого также очень вдохновит другой англичанин, Уильям Тернер, и его яркие пейзажи.
В Англии границы между академическим искусством и новыми техниками живописи не существует или, по крайней мере, намного легче, чем во Франции. Это объясняет, почему эти художники ( в частности, Констебль и Тернер ) смогли процветать в этом новом способе живописи, наслаждаясь успехом, позволяющим им жить и быть видимыми, особенно для французской публики, такой как будущие звезды того времени. : Моне , Ренуар , Дега или Писсарро .
Уильям Тернер, дождь, пар и скорость , 1844. Национальная галерея Лондона.
Кровавый мясник
Мусульманской группировкой в Сребренице(28-й дивизией армии БиГ — Боснии и Герцеговины) командовал Насер Орич, бывший охранник Слободана Милошевича.
Насер Орич
Первоначально Сребреница находилась под сербским контролем, но в мае 1992 года бошняки захватили город, изгнав сербское население. Мусульмане контролировали здесь территорию, превышавшую 900 квадратных километров.
Так 16 января 1993 года во время рейда на небольшой посёлок Скелани, стоящий на Дрине возле электростанции, убили 65 сербов, ранили 160 и около 30 человек увели в плен. Четверо до сих пор числятся пропавшими без вести.
Группировка подвергла миномётному обстрелу даже территорию самой Сербии, формально нейтральной и в конфликте не участвовавшей.
Весной 1993 года войска Насера Орича потерпели поражение. Сербы перерезали пути снабжения этого мусульманского анклава, и его территория уменьшилась. Но от падения его спасло введение голландских миротворцев. Территорию превратили в одну из шестизон безопасности». Так назывались контролируемые мусульманами боснийские районы, которые формально демилитаризовали. Их охранялиголубые каски», но фактически они превратились в военные базы БиГ под защитой войск ООН.
Насер Орич с бойцами
С этой территории армейские подразделения совершали рейды, а иногда — как это было осенью 1994 в анклаве Бихач — даже крупномасштабные наступления. Тогда сербы отразили удар, но покончить с группировкой в Бихаче не дало НАТО.
1882: Седьмая выставка импрессионистов.
На седьмой выставке импрессионистов вернулись Моне, Сислей и Кайботт. Из него также вышли Дега, Кассат, Рафаэлли, Форейн и Зандоменеги.
Это был еще один знак перехода в художественном движении, когда художники начали переходить к другим техникам. Писсарро дебютировал с произведениями деревенского фольклора, такими как «Этюд прачки» (1880, Метрополитен-музей), которые контрастировали с его более ранними исследованиями освещения в сельской местности.
Ренуар дебютировал в «Обеде на лодке» (1880-81, Коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия), в котором участвовали его будущая жена и Кайботт. Моне принес «Закат на Сене, зимний эффект» (1880, Пти-Пале, Париж), который заметно отличается от его первой работы «Впечатление, восход солнца».
На выставке были представлены 203 работы всего девяти художников, придерживавшихся импрессионизма. Он проходил в галерее, посвященной поражению французов во время франко-прусской войны (1870–71). Противопоставление национализма и авангарда не осталось незамеченным критикой.
- Название: Выставка независимых художников.
- Адрес: 251, rue Saint-Honoré, Париж (Salon du Panorama du Reichenshoffen)
- Даты: 1–31 марта; 10:00 — 18:00
- Входная плата: 1 франк.
Дежурная демонизация
Фальсификация количества жертв столкновений или массовых казней — для истории дело привычное. И целый ряд подобных примеров относится к периоду гражданской войны в Боснии и Герцеговине(1992–1995).
С самого начала конфликта западные СМИ занимались демонизацией сербов, выставляя их агрессорами. Выглядело это, как минимум, странно, ведь речь шла о гражданской войне на собственной территории; сербы не первыми её начали. Заодно западная пропаганда обвинила их в геноциде хорватов и бошняков-мусульман.
Особняком в этой трёхсторонней резне стоит Сребреница, которая стала случаем самого массового убийства сербами военнопленных армии БиГ в 1995 году. Все думали, что сербы планомерно уничтожали бошняков-мусульман ещё с 1992 года, однако самый масштабный случай пришёлся, как ни странно, на самый конец войны.
1886: Восьмая выставка импрессионистов
Восьмая и последняя выставка импрессионистов состоялась по мере того, как количество коммерческих галерей росло, и они начали доминировать на рынке искусства. Он воссоединил многих художников, которые приходили и уходили в предыдущие годы.
Выставлялись Дега, Кассат, Зандоменеги, Форен, Гоген, Моне, Ренуар и Писсарро. Сын Писсарро, Люсьен, присоединился к ней, и Мари Бракемон показала портрет своего мужа, который не выставлялся в этом году. Это было последнее ура для группы.
Неоимпрессионизм дебютировал также благодаря Жоржу Сёра и Полю Синьяку. «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» Сёра (1884-86, Чикагский институт искусств) ознаменовал начало эпохи постимпрессионизма.
Самый большой фурор мог произойти, когда выставка совпала с Салоном того года. Rue Laffitte, где он проходил, в будущем превратится в ряд галерей. Невозможно не думать, что показ 246 работ 17 чрезвычайно талантливых художников мог повлиять на это.
- Название: Выставка живописи.
- Расположение: 1 rue Lafitte (на углу итальянского бульвара), Париж
- Даты: 15 мая — 15 июня; 10.00 — 18.00
- Входная плата: 1 франк.
Источник
Моффетт С. и др. «Новая живопись: импрессионизм 1874–1886».Сан-Франциско, Калифорния: Музеи изящных искусств Сан-Франциско; 1986 г.
Новые публикации
Зачем пастор из Иллинойса переехал в деревню под Ростовом Великим 18.05.2022
– Санкции? Мы уже это проходили! Благодаря этим санкциям у нас теперь пшеницы больше, чем у них в Америке! – говорит священник Иосиф Глисон. – С введением санкций мы станем только сильнее – в России много места, людей и ресурсов, и никакой Запад не сможет этому помешать.
Куда Достоевский корову гонял. О чём расскажут в День музеев? 18.05.2022
Сотни российских музеев во всех регионах страны отмечают 18 мая Международный день музеев. Помимо традиционной Ночи музеев, к профессиональному празднику музейщики подготовили новые выставки об истории и современности, а также презентации программ на предстоящее лето. Во многих музеях вход будет бесплатным.
Вячеслав Никонов: с памятью о Великой Победе и с опорой на собственные силы 17.05.2022
17 мая первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов выступил на пленарном заседании Государственной Думы. Публикуем текст его выступления.
«Крест против свастики»: о нарушении права верующих в современном мире 17.05.2022
В Москве представили доклад Российской ассоциации защиты религиозной свободы. Эксперты обсудили дискриминационные решения украинских властей в отношении православных общин, обострение русофобских тенденций в странах Запада и вандализм в отношении русских культурных и религиозных памятников.
«Стараемся объяснить, что билингвизм – это не проблема, а преимущество» 16.05.2022
В июле в Италии в очередной раз откроется летний лагерь для молодых соотечественников от 14 до 23 лет. Здесь ребята в игровой форме будут учиться свободно общаться на русском языке и знакомиться с русской историей и культурой. Оксана Чинкуетти придумала такой формат молодёжного общения для своих детей, а теперь такие форумы проходят уже несколько раз в год.
Нескучный русский: всё вокруг родное 15.05.2022
В повседневной речи мы и не замечаем, как часто говорим о родстве не в прямом значении слова, а иносказательно: Россия-матушка, Ростов-батюшка. «О, Русь моя! Жена моя!» – восклицает поэт. Поговорим об этом языковом явлении в Международный день семьи.
Хотите «отменить» культуру – отменяйте и воздух, и воду, и деревья 13.05.2022
Любой житель Улан-Батора безошибочно подскажет, как пройти к РЦНК. Российский центр науки и культуры, сегодняшнее название – Русский дом в Улан-Баторе. Не только подскажут – ещё и с уважением проводят: «Вот здесь поверните, пожалуйста. Как увидите памятник, всё – пришли, значит. Там всегда много народу, а сегодня ещё больше: конкурс чтецов идёт – я новости читал!»
Рим: нет дискриминации культуры, в том числе русской! 13.05.2022
Митинг против дискриминации и «отмены» русской культуры прошёл в Риме на площади дей-Санти-Апостоли (Piazza dei Santi Apostoli). Среди участников акции – представители культурных ассоциаций, творческих профессий, российские соотечественники и представители итальянской интеллигенции.
Жертвенная пешка в боснийском гамбите
Президент Республики Сербской Радован Караджич предложил мусульманам обменять Сребреницу на Вогощу(сербский пригород Сараево), но руководство БиГ отказалось.
Алия Изетбегович, президент Боснии и Герцеговины, ещё в 1993 году заявил, что убийство пяти тысяч мусульман в Сребренице(то есть уничтожение гарнизона) станет для НАТО поводом вмешаться в конфликт. Начальник Генштаба БиГ Сефер Халилович также утверждал позже, что события 1995 года в Сребренице — провокация, нужная Изетбеговичу для получения долгожданного casus belli(формального повода объявления войны. — Прим. ред.).
Последующая интервенция НАТО на стороне официального правительства должна была кардинально переломить ход событий.
(Фото: Pascal Guyout)
В марте 1995 года Насер Орич и 15 старших офицеров из осаждённого анклава прибыли вместе с гуманитарным конвоем ООН в контролируемый официальными властями город Тузлу — набольшую землю» — для прохождения военного обучения. Седьмого мая того же года шестерых офицеров отправили обратно военным вертолётом.
Однако в том же месяце противовоздушная оборона сербоввышла из длительного отпуска», и вертолёт сбили. Все пассажиры погибли.
Насер Орич остался в Тузле, а группировка в составе 5 800 бойцов 28-й дивизии оказалась обезглавленной.
Скорее всего, произошёл конфликт различных подходов. Президент Боснии и Герцеговины, политик-исламист Алия Изетбегович готов был пожертвовать гарнизоном Сребреницы, а начальник Генштаба Сефер Халилович, националист-санджакли(выходец из Санджака, области на юго-востоке Сербии), придерживался на этот счёт иной точки зрения.
Алия Изетбегович в окружении бойцов армии Боснии и Герцеговины
Менять анклав власти не захотели. И благоприятный момент для прорыва, когда сербские силы в этом районе были символическими, также упустили.
Политика против логики
Достоверность оставшегося списка погибших и пропавших без вести вызывает лично у меня сильные сомнения. Однако МТБЮ(Международный трибунал по бывшей Югославии) выносил свой вердикт, исходя из цифры в восемь тысяч — при отсутствии заявленного числа тел погибших!
Но политическая целесообразность взяла верх над логикой. Трибунал оправдал и Сефера Халиловича, и Насера Орича, поскольку решил, что они не несут ответственности за военные преступления, совершённые их подчинёнными.
На сербских командиров это правило почему-то не распространили…
Прошло больше двадцати лет, но нет ясности ни с причинами трагедии, ни с её масштабами. Из жизни уходят участники событий в Сребренице(Алия Изетбегович умер в 2003 году) и уносят с собой в могилу её тайны. А шансы на то, что мы узнаем все обстоятельства, тают.
Сколько всего расстреляли пленных — несколько тысяч, согласно версии правительства Боснии и Герцеговины, или несколько сотен по сербской версии — неизвестно
По сути, это неважно даже для мусульман-бошняков
Сребреница сыграла свою роль, став ещё одним — главным — инструментом создания образа жутких сербов в глазах мирового сообщества.
1876: Вторая выставка импрессионистов
Причина, по которой импрессионисты пошли соло, заключалась в том, что жюри Салона не приняло их новый стиль работы. Это продолжало быть проблемой в 1876 году, поэтому художники превратили разовое шоу, чтобы заработать деньги, в повторяющееся мероприятие.
Вторая выставка переехала в три зала галереи Дюран-Рюэль на улице Ле Пелетье, недалеко от бульвара Осман. Было задействовано меньше художников, и только 20 участвовали, но работа значительно увеличилась, включив 252 произведения.
- Название: Выставка живописи.
- Адрес: 11 rue le Peletier, Париж.
- Даты: 1–30 апреля; С 10 до 17
- Входная плата: 1 франк.