Самообучающиеся чат-боты
Общение с аудиторией и вовлечение в сферу культуры
Чат-боты сегодня успешно заменяют человека, отвечая на рутинные вопросы аудитории. Такие голосовые помощники, как Siri, Alexa и Алиса, имеют довольно сложную логику и готовы отвечать даже на абстрактные вопросы. В области искусства подобных технологий пока очень мало.
При этом не только аудитория, но и сами представители культурных институтов нуждаются в таких технологиях, поэтому молодая компания, которая правильно презентует свои разработки в сфере чат-ботов, легко сможет найти заказчика.
Например, в Национальном художественном музее Беларуси внедрили технологию, которая помогает решать простую, но важную задачу. Перемещаясь по музею, посетитель может через Facebook Messenger попросить чат-бота рассказать побольше о предмете искусства, который сейчас осматривает.
В одном из музеев Милана. Фото предоставлено автором материала.
При этом конечная задача чат-ботов в области культуры, возможно, даже сложнее, чем у голосовых помощников. Идеальный чат-бот должен самостоятельно инициировать общение с пользователем, побуждать его зайти на какой-либо онлайн-ресурс или даже самому прийти в музей. Такому алгоритму необходим огромный арсенал знаний о человеке, о том, как с ним разговаривать, как его увлечь.
Показательный пример привлечения с помощью чат-ботов новой, молодой аудитории демонстрируют в Сase Museo di Milano — это группа четырех миланских домов-музеев. Решая задачу приглашения новых посетителей, они обратились к геймификации: бот в Facebook Messenger призывает юных собеседников исследовать четыре дома на предмет скрытых ключей, которые помогут им сразиться с таинственным магом эпохи Возрождения.
Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти.
Потолок Сикстинской капеллы 4 года (1508-1512) расписывал Микеланджело Буонарроти. До этого там было изображено звездное небо. Потолок Сикстинской капеллы — поистине выдающееся произведение, которое характеризует Микеланджело как гения-живописца. До этого он позиционировал себя как скульптор. В 25 лет он создал одну из главных своих работ скульптурную группу Пьета («Оплакивание Христа»).
Роспись потолка в Сикстинской капелле. Работа Микеланджело Буонарроти (1508-1512).
Итак, что же изобразил Микеланджело на потолке в Сикстинской капелле? Для начала стоит отметить, что высота потолка Сикстинской капеллы составляет 20 метров и имеет закругленную форму. Поэтому художником для большей выразительности было принято решение разбить на отдельные части свод. В центре потолка на самом верху изображены 9 фресок, которые образуют одну группу и рассказывают сюжеты из Книги Бытия. Читается слева на право от Алтарной стены, где изображен «Страшный суд» работы Микеланджело (1537-1541).
- Отделение света от тьмы;
- Сотворение солнца и луны;
- Отделение тверди от воды;
- Сотворение Адама;
- Сотворение Евы;
- Грехопадение;
- Жертвоприношение Ноя;
- Всемирный потоп;
- Опьянение Ноя.
Микеланджело начал работу над центральной частью потолка с фрески «Опьянения Ноя» и двигался по направлению к Алтарной стене. В ходе работ прослеживается такая закономерность: фигур становится меньше и они увеличиваются в размерах для большей наглядности. Закончил роспись потолка Микеланджело в возрасте 37 лет.
Нижний уровень фресок свода Сикстинской капеллы имеет выделенные треугольники (выступы) и область над окнами — люнет. Состоит он из 14 отдельных сюжетов, которые изображают предков Христа.
На Северной (правая от алтарной стены) стене на фресках изображены (слева на право):
- Наасон Naason(люнет);
- Иессей, Давид и Саломон (Iesse David Salomon) (люнет и треугольник);
- Аза, Иеосафат и Иорам (Asa Iosaphat Ioram) (люнет и треугольник);
- Езекия, Манасcия и Амон (Ezechias Manasses Amon) (люнет и треугольник);
- Иосия, Иехония и Салафииль (Iosias Iechonias Salathiel) (люнет и треугольник);
- Азор и Задок (Azor Sadoch)(люнет).
На Южной (левая сторона от алтаря) стене на фресках изображены (справа на лево):
- Аминадаб Aminadab (люнет);
- Салмон, Боаз и Обед (Salmon Booz Obeth) (люнет и треугольник);
- Ровоам, Авия (Roboam Abias) (люнет и треугольник);
- Озия, Иотам и Ахаз (Ozias Ioatham Achaz) (люнет и треугольник);
- Зоробабель, Абиуд и Елиаким (Zorobabel Abivd Eliachim) (люнет и треугольник);
- Ахим и Елиуд (Achim Elivd) (люнет).
А среднюю часть свода Сикстинской капеллы украшают 9 фигур пророков и 5 фигур сивилл. Боковые своды – область между окнами и центральным потолком. Ветхозаветные сцены спасения – 4 сюжета в угловых треугольных парусах свода.
С правой стороны на фресках изображены (слева на право): Пророк Иеремия; Персидская сивилла; Пророк Иезекииль; Эритрейская сивилла; Пророк Иоиль.
С левой стороны на фресках изображены (слева на право): Ливийская сивилла; Пророк Даниил; Кумcкая сивилла; Пророк Исайя; Дельфийская сивилла.
На восточной стене два изображения с Предками Христа: Элеазар и Маттан; Яков и Иосиф.
Средняя часть свода над Алтарной стеной украшает в центре изображение Пророка Иона (Ionas), завершает образ по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Моисей и медный змей; слева — Наказание Аммана.
На противоположной стороне – аналогично 3 фрески в центре — пророк Захария (Zacherias), по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Давид и Голиаф; слева — Юдифь и Олоферн.
Восточная стена (напротив алтарной стены) в Сикстинской капелле.
9. Оборудование для дайвинга
Ни небо, ни море не было преградой для гения Леонардо да Винчи. Он создал проект для первого водолазного костюма, задуманного как необычное оружие для поражения кораблей противника.
Водолазный костюм должен был быть изготовлен из кожи, и в нем была специальная маска с двумя трубками (располагавшимися в области носа), которые были соединены с пробковым водолазным колоколом, плавающим над водой.
На груди подводного костюма располагался большой карман, который заполнялся воздухом. С его помощью водолаз мог всплыть на поверхность.
Эта изящная штуковина сопровождалась отдельным отделом в костюме, который позволял бы дайверу мочиться в случае, если он участвует в длительной подводной миссии.
Этот костюм демонстрирует удивительное сходство с системами, которые используются до сих пор.
Также Леонардо разработал перепончатые перчатки, которые являются прототипом современных ластов.
Экспонаты
Сикстинская капелла многие века хранит в себе произведения искусства флорентийских и умбрийских художников. Фрески, находящиеся на северной стене среднего яруса капеллы отведены под цикл сцен истории Христа, включающие такие известные росписи.
Например:
- «Крещение Христа», Пьетро Перуджино.
- «Тайная вечеря», Козимо Росселли.
- «Воскресение», Доменико Гирландайо.
Фреска, изображающая искушение Христа, включает в себя три сцены из Евангелия, а фреской Святого Воскресения завершается цикл сцен истории Христа, которая находилась на стене над выходом из капеллы.
Роспись руки Доминико Гирландайо была уничтожена в 1522 г. из-за обрушения балочной конструкции часовни, после чего восстановление росписи на аналогичную тему была заказана посторонним художникам. Фрески, находящиеся на южной стене среднего яруса Сикстинской капеллы, отведенные под цикл сцен истории пророка Моисея, включают в себя цикл росписей, посвященных житию пророка Моисея.
Несколько фресок, касающихся темы пророка Моисея, были выполнены рукой Луки Синьорелли – одним из помощников великих мастеров. Однако, фреска, расписанная Синьорелли, и завершающая цикл сцен истории пророка Моисея также была уничтожена из-за обвала балочной конструкции часовни.
Сикстинская капелла на протяжении веков хранит гобелены Рафаэля, которые были сотканы в Брюсселе. На гобеленовых полотнах Рафаэль воссоздал сцены из жизни апостолов и события из Евангелия.
Роспись свода и «Страшный суд» Микеланджело Буонаротти
Сикстинская капелла (Ватикан) содержит в себе главную жемчужину произведений искусства эпохи Возрождения – роспись свода, включающего в себя 9 сцен из Книги Бытия.
В свою очередь эти сцены объединены в три тематические группы, раскрывающие:
- Сотворение Небес и Земли;
- Адам и Ева;
- История Ноя.
Роспись «Страшного суда» Буонаротти была открыта в 1541 г., а открытие Сикстинской капеллы – в октябре 1512 г.
Флорентийский «десант»
История и архитектурные особенности Сикстинской капеллы увлекательны и необычны, но наибольший интерес, несомненно, представляют ее фрески и росписи. Внутреннее убранство главного зала Капеллы просто великолепно!
Задняя стена капеллы — «Страшный Суд»
После завершения строительства Сикстинской капеллы возник вопрос об украшении ее помещений. Для этого в Рим специально была приглашена целая группа знаменитых флорентийских художников. Их имена сегодня хорошо известны любому интересующемуся культурой человеку: Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Россели, Пьетро Перуджино. Им помогали талантливые и многочисленные помощники: Синьорелли, Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо, Давид Гирландайо и другие.
Художники создали 16 красивейших фресок, представляющих собой сложные портретные композиции на библейские темы из Нового и Ветхого Завета. К сожалению, до наших дней из 16 фресок сохранились только 12. Но и те, что сохранились, поражают искусством исполнения и разнообразием персонажей (более сотни на всех фресках!). Два цикла картин, по 6 фресок в каждом, опоясывают изнутри стены Капеллы: история Христа и история Моисея. Знаменитая «Тайная вечеря» здесь тоже присутствует.
Стены зала под фресками, на самом нижнем его уровне, раньше покрывали искусно сотканные гобелены. Эти гобелены кроме декоративной, выполняли и чисто практическую функцию, скрывая двери в служебные помещения. И конечно, выполненные по рисункам Рафаэля Санти и изображающие события из жизни апостолов, они были очень красивы.
По центру фреска работы Пьетро Перуджино — «Вручение ключей апостолу Петру», правее фреска работы Козимо Росселли — «Тайная вечеря»
До нас дошло лишь 7 гобеленов, которые сейчас хранятся в музее. А копии, висящие на стенах Сикстинской капеллы, большую часть времени скрыты портьерами, и открываются только по праздникам.
Посещение Сикстинской капеллы
Билеты: чтобы посетить Сикстинскую капеллу, необходимо приобрести входной билет в музеи Ватикана. Приобрести билет можно на сайте tiqets, по состоянию на 2022 год билет стоит 27 евро:
В течение года есть несколько дней бесплатного посещения в последнее воскресенье каждого месяца. Но очереди в это время огромные, поэтому не рекомендую отправляться в это время.
Также вы можете заказать экскурсию по музеям Ватикана с личным гидом.
Часы работы: с понедельника по субботу 9:00 — 18:00 (вход не позднее 16:00).
Ограничения: В музеях Ватикана существует целый ряд ограничений, включая запрет на нескромную одежду, фотографирование со вспышкой или прикосновение к произведениям искусства. В Сикстинской капелле запрещена любая фото- и видеосъемка.
Как добраться: так как Ватикан находится в Риме, то чтобы добраться до капеллы можно воспользоваться общественным римским транспортом:
- На метро – станция Ottaviano по линии A;
- На трамвае – номер 19, на остановки площадь Рисорджименто (Piazza del Risorgimento);
- На автобусе – номер 32, 49, 81, 982, 492 и 990.
Можно ли посетить только Сикстинскую капеллу?
Нет, чтобы попасть в Сикстинскую капеллу, необходимо пройти через Музеи Ватикана, так как она является последней из 54 галерей Музеев Ватикана.
Нужен ли дополнительный билет для входа в Сикстинскую капеллу?
Нет, для входа в Сикстинскую капеллу дополнительный билет не нужен. Ваш билет в Ватикан включает вход в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу.
Можно ли фотографировать внутри Сикстинской капеллы?
Нет, внутри Сикстинской капеллы фотографировать строго запрещено.
Сколько времени нужно будет провести в Сикстинской капелле?
Я рекомендую выделить как минимум час, чтобы осмотреть все фрески внутри Сикстинской капеллы, но находиться и рассматривать всё можно значительно дольше.
Где находится Сикстинская капелла, как добраться
Здание Сикстинской капеллы находится справа от Собора Святого Петра, но попасть туда можно только через главный вход в Музей Ватикана со стороны улицы Viale Vaticano. Чтобы дойти до Сикстинской капеллы, придётся пересечь не один десяток других залов.
Как доехать до Музея Ватикана на метро
Ближе всего находится станция Cipro (линия A, оранжевая ветка), от неё до входа в музей идти около 10 минут. Другая ближайшая станция — Ottaviano (линия A, оранжевая ветка), от неё до Музея Ватикана идти около 5 минут.
Как доехать до Ватиканского музея на автобусе или трамвае
Вам подойдёт автобус № 49, который останавливается на площади перед Музеем Ватикана, также автобусы 32, 81, 982, остановка Piazza del Risorgimento и автобусы 492, 990, остановка на Via Leone IV / Via degli Scipioni.
Вы можете доехать на трамвае № 19 до остановки на Piazza del Risorgimento.
Другие способы доехать до Сикстинской капеллы в Ватикане
Вы можете воспользоваться обычными такси или вызвать его через приложение Uber или подобные.
Видео о Сикстинской капелле в Музее Ватикана
О работе
Пожалуй, самой знаменитой картиной в истории западноевропейской живописи является именно эта — потемневшая, покрытая трещинами и грязью, которую никто не осмеливается счищать. «Мона Лиза» — величайший портрет всех времен и народов.
В течение долгого времени картина была объектом жарких споров. Джорджо Вазари отмечал в своей «Жизни художников»: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо написал портрет Моны Лизы, его жены». Подписанный «Джоконда», портрет известен и под этим названием.
Впрочем, то, что на портрете изображена Лиза Джерардини дель Джокондо, вызывало и продолжает вызывать большие сомнения. Картина обычно датируется 1503-1506 годами, однако некоторые исследователи относят её к 1514 году. И ещё одна загадка: почему Леонардо не отдал готовый портрет заказчику, а держал его при себе до самой смерти?
Как правило, портреты в Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом повторяя чеканку римских монет. Долгое время заказать свой портрет могли только очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете не столько узнаваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства. Умение Леонардо создавать портреты с наибольшей силой воплощено в «Моне Лизе», обозначившей переход от формального портрета раннего Ренессанса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.
Её глаза
Тёмные глаза Моны Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затенённых век.
По эмоциональному выражению Вазари, «её брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее».
Приходится верить ему на слово, поскольку у современной Мона Лизы вообще нет ни бровей, ни ресниц. С одной стороны, в средневековой Флоренции существовала мода на выщипанные брови, а с другой, брови и ресницы могли исчезнуть во время одной из неудачно проведённых реставраций.
Выражение «улыбка Моны Лизы» давно стало нарицательным. Эта знаменитая улыбка сотни раз истолковывалась, обсуждалась и даже воспевалась в популярных песнях.
Улыбка Моны Лизы слегка асимметрична, что и делает её такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и всё тот же приём сфумато.
Трещины
Изображение покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникают потому, что с течением времени краска и лак становятся ломкими.
Мотив узелк
Вышивка, украшающая вырез платья Моны Лизы, может быть зашифрованной подписью Леонардо, поскольку итальянское слово «завязывать» («vincolare») созвучно фамилии художника. Подобные узелки встречаются и на других картинах Леонардо.
Элегантные руки
Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портре более естественным.
Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.
Пустынный пейзаж
Существует явный контраст между городской женщиной и открывающимся за её спиной диким горным ландшафтом. Леонардо всегда отвергал общепринятую в те времена манеру изображать умиротворённые пейзажи и писал природу загадочной, могучей, непознаваемой. Так и здесь — ничто, кроме извилистой дороги и моста, не указывает на какое-нибудь присутствие человека.
Особенности названия
О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.
Кроме того, сама эта работа Леонардо хранит немало тайн. Одно только её название является своего рода “шифром”. Слово “мона” является производным от “монна”, а именно – сокращённым вариантом фразы “ма донна” (переводится как «моя госпожа»).
Я уверена, что вам известно и другое название картины – «Джоконда». Оно впервые упоминается в 1525 году в списке художника Салаи, где картина обозначается как «Ла Джоконда». Такое название имеет прямое отношение к фамилии женщины, изображённой на полотне. Её мужа звали господином Джокондо (с итальянского эта фамилия переводится как «весёлый»). Буква “а” в конце слова появилась в женской интерпретации.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519 года, Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле
В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело переделать потолок капеллы. В возрасте 33 лет Микеланджело начал расписывать потолок и закончил в течение 4 лет. Именно на потолке была создана самая известная фреска в мире — «Сотворение Адама».
Но изначально Микеланджело был напуган масштабами заказа и с самого начала знакомства с Юлием II дал понять, что предпочел бы отказаться. Он считал себя больше скульптором, чем художником, и подозревал, что столь масштабный проект был предложен ему врагами как некая «подстава». Но в итоге согласился.
Портрет Микеланджело в возрасте 69 лет
Вторая крупная работа в капелле — фреска «Страшный суд» — была создана на алтарной стене. Эту работу Микеланджело начал в возрасте 60 лет и продолжал делать на протяжении 7 лет.
Потолок Микеланджело в Сикстинской капелле
С первой проблемой, с которой столкнулся Микеланджело — каким образом достать до потолка. Простые строительные леса не подходили, так как церковные служения решили должны были проводиться всё это время.
Первую идею предложил архитектор Браманте: он предложил построить леса, которые будут подвешены в воздухе с помощью канатов. Но от этого оставались дыры в потолке, что портило вид фресок в итоге.
Поэтому Микеланджело создал плоскую деревянную платформу на кронштейнах, которые крепились на отверстия в стене, высоко над верхней частью окон. Так это было практически незаметно и не мешало итоговой работе. Вопреки распространенному мнению, он не лежал на этих подмостках во время рисования, а писал стоя.
Микеланджело использовал яркие цвета, легко различимые с пола. На самой нижней части потолка он изобразил прародителей Христа. Над ним он чередовал пророков мужского и женского пола, с Ионой над алтарем. На самом высоком участке Микеланджело изобразил девять историй из Книги Бытия.
Площадь росписи составляет около 40 м в длину на 13 м в ширину. Это означает, что Микеланджело расписал 460 м2 фресок всего за 4 года.
«Сотворение Адама» — самая известная фреска Микеланджело
7 ноября 1984 года началась реставрация потолка Сикстинской капеллы, которая продлилась почти 10 лет. Были обновлены краски в изначальную яркость, так как за несколько столетий они успели потускнеть. Во время реставрации только сняли слой сажи и копоти, новых красок не вносили.
Вы можете увидеть разницу:
Фреска «Страшный суд»
«Страшный суд» был написан Микеланджело в 1535-1541 годах, между двумя разграблениями Рима: наемными войсками Священной Римской империи в 1527 году и Тридентским собором в 1545 году.
Работа была задумана в грандиозном масштабе и занимает всю стену за алтарем Сикстинской капеллы. На картине изображено второе пришествие Христа в Судный день.
Высоко на стене изображена героическая фигура Христа, а вокруг него группами стоят святые. В левой нижней части картины мертвые восстают из могил и поднимаются на суд. Справа изображены те, кто отведен в ад.
При создании фрески Микеланджело уходит от многих норм и канонов того времени. Иисус Христос изображен без бороды, святые люди не облачены в одежды, а предстоят перед судом совершенно нагими, ангелы лишены крыльев.
Дева Мария смиренно склонила голову, стоя позади Христа в ожидании приговора. Сам Иисус поднял руку то ли с намерением успокоить всех, то ли в приступе гнева.
«Страшный суд» стал предметом ожесточенного спора между кардиналом Карафа и Микеланджело. Поскольку он изобразил обнаженные фигуры, художника обвинили в безнравственности и непристойности.
Интимные места на фреске всё же были позже зарисованы художником Даниэле да Вольтерра.
Архитектура
Структура
Внешний вид Сикстинской капеллы.
Часовня представляет собой высокое прямоугольное здание, и ее точные размеры определить трудно, так как известны только внутренние помещения: 40,9 метра в длину и 13,4 метра в ширину, размеры Храма Соломона согласно Древнему Завету_
Внешний вид не имеет архитектурных или скульптурных украшений, как это принято во многих средневековых и ренессансных церквях в Италии. У него нет главного фасада или внешних входов; Доступ к нему возможен только через внутреннюю часть Апостольского дворца , а внешний вид виден только из окружающих окон и внутренних дворов дворца. Провисание и растрескивание кладки также повлияли на здание, что потребовало строительства больших контрфорсов для укрепления внешних стен. Строительство других примыкающих зданий также изменило первоначальный внешний вид.
Внутреннее пространство разделено на три уровня, нижний из которых представляет собой высокий цоколь с несколькими хозяйственными окнами и выходом на внешний двор. Подвал покрыт прочным сводом, поддерживающим часовню. Выше находится главное пространство, Сикстинская капелла, свод которой находится на высоте 20,7 метра. В здании было шесть высоких арочных окон с каждой стороны и по два с каждой стороны, но некоторые из них заложены кирпичом. Над часовней находится еще один этаж с помещениями для Папской швейцарской гвардии . На этом этаже была устроена дорожка под открытым небом, выступавшая из фасада и окружавшая здание, поддерживаемая аркой, выходящей из стен. Этот проход был перекрыт, так как из-за него в своде часовни образовались
течи .
Гравюра 19 века , показывающая внешний вид Сикстинской капеллы в конце 15 века , до вмешательства Микеланджело.
Интерьер
Пропорции интерьера часовни используют длину в качестве эталонной меры: деление на три дает ширину, а деление на два дает высоту. Для соблюдения пропорций было по шесть окон с каждой стороны и по два на каждом конце. Четко очерченные пропорции были особенностью архитектуры эпохи Возрождения и отражали растущий интерес к классическому наследию Греции и Рима.
Интерьер Сикстинской капеллы.
Потолок часовни представляет собой приспущенный бочкообразный свод с люнетами , окружающими арки окон. Свод поперечно прорезан небольшими сводами, образованными над каждым окном, которые делят его на нижнем уровне на ряд приподнятых парусов на пилястрах , расположенных между окнами. Цилиндрический свод первоначально был окрашен в ярко-синий цвет с золотыми звездами по проекту Пьерматтео да Амелия . Напольное покрытие cosmatesco, декоративный стиль, в котором используется мрамор и цветной камень в дизайне, который отражает пропорцию, которая ранее существовала в разделении интерьера, а также отмечает путь процессии от главной двери, используемый папой в важных случаях, таких как Вербное воскресенье .
Мраморная перегородка или трансенна , работа Мино да Фьезоле , Андреа Бреньо и Джованни Далмата , делит часовню на две части. Первоначально он был расположен в центре часовни, оставляя такое же пространство для членов , на стороне алтаря, и для паломников и граждан на другой стороне. Однако по мере роста числа помощников папы ширму перемещали, уменьшая площадь верующих. Трансенну венчает ряд богато украшенных, ранее позолоченных подсвечников, и имеет деревянную дверь, которая заменила старую дверь с орнаментом.золотое кованое железо . Скульпторы трансенны также создали канторию или кафедру для хора.
Два способа понять искусство
Мода на искусство, художников, архитекторов и скульпторов подсказывает нам, что красиво, а что нет. Однако популярность или цена работы может ввести в заблуждение. Например, в 2003 году эпатажный художник Дэмьен Хёрст через агента приобрёл свою же работу на аукционе. Если одна работа продана за 10 млн, то и другую можно будет выставить за крупную сумму. Поэтому вам придётся самостоятельно решить, достойны ли инсталляции Хёрста внимания.
Дэмьен Хёрст, «Отбившаяся от стада», 1994, резервуар с овцой в растворе формальдегида
Дэмьен Хёрст, «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», 1991, резервуар с тигровой акулой в растворе формальдегида
Дэмьен Хёрст, «За любовь Господа», 2007, череп из платины, инкрустированный бриллиантами
Хронологический
На факультете искусствоведения студентов обычно знакомят с художниками именно в хронологическом порядке. Это помогает видеть связи между эпохами. Меня жутко поразила статуэтка египетской богини Исиды с сыном Гором: так на иконах, а затем на картинах эпохи Возрождения изображали деву Марию с младенцем Иисусом.
Исида вскармливает сына Гора — фаянсовая статуэтка 332–330 годов до н. э.
Леонардо да Винчи, «Мадонна Литта», 1490–1491
Я советую начинать знакомство с искусством по книге Эрнста Гомбриха «История искусства». Пусть вас не пугает увесистый талмуд — он написан как сказка. В книге вы найдёте биографии художников и информацию о картинах и скульптурах. Одновременно с этим автор рассказывает, что происходило в мире в разные периоды, и объясняет сходства между разными направлениями. Читаешь, например, про Караваджо, а там отсылка: «Посмотрите, 20 страниц назад был художник, который работал в подобной технике».
К сожалению, нельзя один раз прочесть книгу об искусстве и стать грамотным. Чтобы уметь анализировать произведения, нужно тренировать этот навык
На моём курсе я сначала показываю ребятам пару работ и обращаю их внимание на значимые детали. А затем предлагаю самим определить эпоху и стиль создания работы
Чтобы глубже понимать визуальное искусство, нужно регулярно ходить в музеи и на экскурсии или смотреть картинки в интернете.
Метод википедии
Если вам нравится искусство XX века, начинать с Древней Греции будет не самым лучшим решением. В этом случае можно следовать за своим интересом: нагуглить работы любимого автора и посмотреть, у кого он учился, а кто стал его последователем. Например, начинающий ценитель импрессионизма может удивиться, увидев два «Завтрака на траве». Один написан Мане, другой принадлежит кисти Моне. Если начать выяснять, почему на картине двое одетых мужчин и одна голая женщина, можно дойти до «Спящей Венеры» Джорджоне. Так шаг за шагом вы познакомитесь с шедеврами XV века.
Джорджоне, «Спящая Венера», 1508–1510
Нет определённого перечня шедевров, которые прилично знать. Если вам понравилась какая-то работа, постарайтесь выяснить, почему она стала популярной. Знакомьтесь с искусством так, чтобы это было в удовольствие: смотрите документальные фильмы BBC или читайте художественную литературу о художниках. Советую прочесть роман Сомерсета Моэма «Луна и грош» — он создан на основе биографии Поля Гогена.
Поль Гоген, «Кафе в Арле», 1888
Разнообразные материалы об искусстве и культуре повседневности публикует проект «Арзамас»: видео, лекции, статьи помогают глубоко погрузиться в тему. Чтобы иметь повод задуматься об искусстве, стоит подписаться на соцсети понравившегося музея. В Пушкинском, например, школьники участвуют в образовательных проектах и создают мемы об искусстве.
18. Шлюз с раздвижными створками
Этот тип шлюза до сих пор используется практически на любом канале или водном пути. Дизайн Леонардо был эффективным, и выполнял свою работу точно так, как хотел изобретатель.
Шлюз состоял из двух створок, расположенных под углом 45 градусов, которые встречались в одной точке. Они напоминали по форме букву V. Когда встречный поток воды ударял в них, то створки плотно сдвигались.
В нижней части больших ворот Леонардо предлагал сделать маленькие шлюзовые ворота, запирающиеся на засов. Это позволило бы впустить столько воды, сколько нужно чтобы выравнять давление с обеих сторон больших ворот.
Скульптор, пишущий фрески
Одна из необычайных подробностей создания Сикстинской капеллы — это обстоятельства творчества Микеланджело. Ему, всегда настаивавшему на том, что он скульптор, было суждено написать фрески, которыми люди восхищаются уже более 5 веков. Но при этом, ему пришлось учиться искусству росписи стен уже на практике, переписывая усеянный звездами потолок д’Амелия и даже не имея возможности не подчиниться указаниям пап. Фигуры на его участке работы отличаются скульптурностью стиля, разительно не похожи на то, что было создано до него, в них настолько выражен объем и монументальность, что с первого взгляда многие фрески читаются как барельефы.
То, что не похоже на существовавшее ранее, часто вызывает неприятие, поскольку ум воспринимает новизну как разрушение канона. Фрески Микеланджело Буонаротти неоднократно вызывали спорную оценку современников и потомков — ими и восхищались при жизни художника, и жестко осуждали за наготу библейский святых.
В порыве критики они чуть было не погибли для следующих поколений, но были умело спасены одним из учеников художника, Даниеле да Вольтерра. При Павле IV фигуры на фреске «Страшный суд» были искусно задрапированы, тем самым избежав расправы над произведением мастера. Наложенная драпировка была сделана таким образом, чтобы фрески никоим образом не пострадали, когда их решили бы привести в первоначальный вид. Записи продолжили делать и после XVI века, однако при реставрациях были оставлены только самые первые из них как исторические свидетельства требований эпохи.
Фреска передает впечатление события мирового масштаба, которое разворачивается вокруг центральной фигуры Христа. Его поднятая правая рука принуждает фигуры, пытающиеся подняться наверх, спуститься к Харону и Миносу, стражам ада; в то время как его левая рука увлекает людей справа от него как избранных и праведных на небеса. Судью окружают святые, словно планеты притянутые солнцем.
Известно, что в этой фреске был запечатлен не один современник Микеланджело. Кроме того, его собственный автопортрет появляется на фреске дважды — в снятой коже, которую держит Святой Варфоломей в своей левой руке, и в облике мужской фигуры в нижнем левом углу картины, обнадеживающе глядящей на восстающих из могил.
Аддитивность
Есть такое словосочетание – «аддитивные технологии» – это послойное наращивание для создания какого-либо объекта. Так мы в конце концов получаем аддитивное искусство. Проще говоря, это применение технологии 3D-печати в творчестве. Если раньше у художников и скульпторов были только глина и камень – и попробуй преврати эти природные материалы в произведение искусства, то сейчас можно запустить принтер, который выдаст трехмерное изображение. Но, конечно, не все так просто. Не стоит думать, что технологии обесценивают труд авторов. Значительное преимущество 3D-печати перед, например, бетоном или гипсом – вариативность и легкость материалов. Благодаря этому можно экспериментировать с конструкциями и формами.
Примеры
Фотореализм
Richard Estes
Начиная с 60-х годов движение фотореалистов стремилось создать предельно реалистичные изображения, которые были почти неотличимы от реальных фотографий. Копируя мельчайшие детали, фиксируемые камерой, художники-фотореалисты стремились создать «картину картины жизни».
Richard Estes
Ещё одно движение, известное как супер-реализм (или гипер-реализм), охватывает не только живопись, но и скульптуру. Также это движение находится под сильным влиянием современной поп-арт культуры. Но в то время как в поп-арте повседневные образы стараются из контекста убрать, фотореализм напротив, концентрируется на образах обычной, повседневной жизни, воссоздаваемых с максимально возможной точностью.
Richard Estes
К наиболее знаменитым художникам-фотореалистам относятся Ричард Эстес, Одри Флэк, Чак Клоуз и скульптор Дуэй Хэнсон. Движение очень неоднозначно воспринимается критиками, которые считают, что в нём механическое мастерство явно превалирует над стелем и идеями.
Audrey Flack Audrey Flack Chuck Close Chuck Close Duane Hanson Duane Hanson Duane Hanson
Роспись стен капеллы
Для росписи стен Сикст IV заключил договор с четырьмя флорентийскими художниками: Перуджино, Боттчинелли, Гирландайо, Роселли. Знаменитые художники, ограниченные рамками договора с Папой, работали, как одна команда. Изумительные фрески, украсившие капеллу, успели сдать в срок. На двух противоположных стенах представлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, с историями из жизни Моисея и Иисуса Христа.
Северная сторона капеллы включает цикл фресок из жизни Спасителя:
- крещение Христа;
- искушение Христа и очищение прокаженного;
- призвание первых апостолов;
- Нагорная проповедь;
- вручение ключей апостолу Петру;
- тайная вечеря.
Дьявол под видом отшельника уговаривает Иисуса превратить камни в хлеб и утолить жажду, броситься вниз с вершины храма, чтобы проверить обещание Бога об ангельской защите. Дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатство и власть, если он отвергнет Бога и поклонится ему, Сатане. Иисус прогоняет Дьявола, и тогда тот предстает в истинном обличье.
На переднем плане фресок – юноша, исцеленный от проказы, пришел к верховному жрецу Храма, чтобы объявить о чуде очищения. В руках его – жертвенная чаша, женщины подносят жертвенных птиц и вязанку кедровых дров. Жрец – символ Моисея, юноша – Иисуса, пролившего свою кровь в искупление человеческих грехов и исцеленного через воскресение.
Южная сторона – история пророка Моисея, представленная шестью фресками:
- путешествие Моисея в Египет;
- призвание и испытание Моисея;
- переход через Красное море;
- получение Моисеем Скрижалей Завета;
- наказание восставших;
- смерть и завещание Моисея.
Пророк убивает египетских надсмотрщиков, издевающихся над евреями, и уходит в пустыню. Он слышит глас Божий, приказывающий вернуться в Египет и освободить свой народ, что и делает Моисей, приведя народ в Землю Обетованную.
Портреты первых понтификов выполнены теми же мастерами – с каждой стороны по 12 портретов и 4 – на стене над входом.