В чем разница между импрессионизмом и экспрессионизмом

Содержание:

В 1874 году Анонимное общество художников, скульпторов, граверов и т. Д. Впервые выставило свои работы вместе. Выставка проходила в бывшей мастерской фотографа Надара (Гаспар-Феликс Турнахон, 1820–1910) на бульваре Капуцинов, 35 в Париже. Названная критиками в том году импрессионистами, группа не принимала это название до 1877 года.

Идея выставок независимо от формальной галереи была радикальной. Ни одна группа художников не организовывала саморекламу за пределами ежегодного Салона Французской академии.

Их первая выставка знаменует собой поворотный момент для арт-маркетинга в современную эпоху. С 1874 по 1886 год группа провела восемь крупных выставок, среди которых были одни из самых известных работ того времени.

Что такое импрессионизм?

Импрессионизм — это художественное направление, развившееся в 1860-х годах в Париже. Импрессионизм оказал большое влияние на художников по всей Европе и США. Импрессионизм начался с художников, которых часто отвергали авторитетные художественные учреждения. Ключевой особенностью импрессионизма было то, что он пытается уловить впечатление. Другими словами, художник сосредоточился на фиксации мгновенного эффекта сцены. Это повлекло за собой выход за рамки реальности и спонтанный фокус на световых эффектах.

Некоторые из художников, связанных с движением импрессионистов, — это Альфред Сислей, Камиль Писсаро, Мэри Кассат, Клод Моне, Эдгар Дега и Пьер-Огюст Ренуар. Эти художники импрессионистского движения, как правило, использовали яркие цвета при рисовании, а также выбирали сцены на открытом воздухе в качестве своего предмета. Особенностью было то, что на большинстве картин запечатлено, как конкретная сцена будет выглядеть мельком.

Разница между импрессионизмом и экспрессионизмом

Что такое экспрессионизм

Экспрессионизм — это художественное движение, возникшее в начале 20-х годов.го век в Германии и Австрии, а также как художественный ответ на дегуманизирующие последствия индустриализации. В этом художественном стиле художник пытается изобразить субъективные эмоции и реакции, которые вызывают в нем предметы и события, а не объективную реальность. Таким образом, это искусство является реакцией на позитивизм и другие художественные стили, такие как натурализм и импрессионизм.

Рисунок 4: Автопортрет Макса Бекмана с бокалом шампанского

Термин экспрессионизм берет свое начало в картинах, выставленных Жюльеном-Огюстом Эрве в 1901 году в Париже, которые он назвалExpressionismes, В экспрессионизме есть отличные художественные характеристики, которые отличают его от других стилей. В отличие от картин импрессионистов, картины экспрессионистов полны ярких образов и эмоций, и их часто описывают как отражение прикосновения темной стороны человеческой натуры. Использование искаженных и взволнованных мазков означает эмоциональный эффект на этих картинах.

Следовательно, эти картины представляют мир исключительно с субъективной точки зрения и радикально искажают предмет для эмоционального эффекта, чтобы вызвать настроение или идеи и создать эмоциональный эффект. Кроме того, эти художники использовали произвольные цвета в своих работах, то есть предметы изображались в цветах, которые не имели к ним естественного отношения (зеленое лицо, оранжевое небо и т. Д.).

Рисунок 5: Крик Эдварда Муча

Аналогично, художники-экспрессионисты показывают свои эмоции и личные взгляды на свою работу. Они изображают субъективную реальность, а не реализм. Художники, которые рисуют в этом стиле, также включают фантазию и насилие в свой предмет, чтобы показать крайность эмоций. Некоторые известные художники-экспрессионисты — Эрнст Людвиг Киршнер, Жорж Руо, Макс Бекманн, Август Макке, Пол Кли, Марк Шагал, Эдвард Мунк и Василий Кандинский.

Характеристики экспрессионизма

Отличительные черты живописи экспрессионизма

  • Взволнованные или жестовые и искаженные мазки, чтобы передать экстремальные эмоции
  • Использование насыщенного и произвольного жирного цвета с насыщенными оттенками
  • Часто предметы изображались в цветах, которые не имели к ним естественного отношения. Более того, такие художники, как Василий Кандинский, даже назначали цвета различным чувствам (красный для радости, желтый для злости и т. Д.).
  • Разрозненные пространства и искаженные предметы — это используется для иллюстрации новых тревог и изоляции в городской жизни.

Рисунок 6: Сцена Берлина на улице Эрнста Людвига Киршнера

Экспрессионистские картины характеризуются искажением и преувеличением, чтобы создать эмоциональный эффект.

Эдгар Дега (1834—1917).

Андрей Аллахвердов. Эдгар Дега. 2020. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Дега не был классическим импрессионистом. Он не любил работать на пленэре (на открытом воздухе). У него вы не найдёте намеренно высветленной палитры.

Наоборот, он любил чёткую линию. Черного цвета у него предостаточно. И работал он исключительно в студии.

Но все же его всегда ставят в ряд с другими великими импрессионистами. Потому что он был импрессионистом жеста.

Неожиданные ракурсы. Асимметрия в расположении объектов. Застигнутые врасплох персонажи. Вот главные атрибуты его картин.

Он останавливал мгновения жизни, не давая персонажам опомниться. Посмотрите хотя бы на его “Оркестр оперы”.

Эдгар Дега. Оркестр оперы. 1870. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.

На переднем плане спинка стула. Музыкант к нам спиной. А на заднем фоне балерины на сцене не уместились в “кадр”. Их головы беспощадно “обрезаны” краем картины.

Так любимые им танцовщицы далеко не всегда изображены в красивых позах. Порой они просто делают растяжку.

Но такая импровизация мнимая. Конечно, Дега тщательно продумывал композицию. Это лишь эффект стоп-кадра, а не настоящий стоп-кадр.

Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879. Музей Шелбурн, Вермут, США

Эдгар Дега любил писать женщин. Но болезнь или особенности организма не позволяли ему иметь с ними физический контакт. Он никогда не был женат. Никто никогда не видел его с дамой.

Отсутствие реальных сюжетов в его личной жизни добавляло тонкую и напряженную эротичность его образам.

Эдгар Дега. Звезда балета. 1876-1878. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.

Обратите внимание, что на картине “Звезда балета” прорисована только сама балерина. Ее коллеги за кулисами еле различимы

Разве что несколько ног.

Это не значит, что Дега не закончил картину. Таков приём. Оставить в фокусе лишь самое главное. Остальное сделать исчезающим, неразборчивым.

О других картинах мастера читайте в статье “7 выдающихся картин Эдгара Дега”.

Минимализм

Минимал арт (англ. Minimal art), также Минимализм (англ. Minimalism), Искусство ABC (англ. ABC Art) — художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. В теории искусства обычно рассматривается как реакция на художественные формы абстрактного экспрессионизма, а также на связанные с ним дискурс, институции и идеологии. Искусство минимал-арта обычно включало в себя геометрические формы, очищенные от всякого символизма и метафоричности, повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления.

К художникам минимал-арта относятся Карл Андре, Дэн Флавин, Сол Ле Витт, Дональд Джадд, Роберт Моррис , а также иногда причисляемый к ним Фрэнк Стелла.

Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные материалы, концептуалисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества — определенный заранее результат процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, Минимализм, интерпретируемый в широком смысле как экономия художественных средств, нашел применение и в других видах искусства, прежде всего театре, кинематографе.

Минимализм  возник в США в первой половине 60-х гг. XX в. Его истоки — в конструктивизме, супрематизме, дадаизме (см.:Дада), абстракционизме, формалистической американской живописи конца 50-х гг., поп-арте. Непосредственным предшественником минимализма является американский художник Ф. Стелла, представивший в 1959-60 гг. серию «Черных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962-63 гг. Термин «Минимализм » принадлежит Р. Уолхейму, вводящему его применительно к анализу творчества М.Дюшана и поп-артистов, сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду. Его синонимы — «прохладное искусство», «АБВ-искусство», «серийное искусство», «первичные структуры», «искусство как процесс», «систематическая живопись». Среди наиболее репрезентативных минималистов ~- К. Андре, М. Боннер, У. Де Мариа, Д. Флэвин. С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн. Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Д. Жад определяет его как «специфический объект», отличный от классических произведений пластических искусств. Самостоятельную роль играет освещение как способ создания минималистских художественных ситуаций, оригинальных пространственных решений; используются компьютерные способы создания произведений.

Идея концептуальной предопределенности творческого процесса в Минимализме  получила развитие в концептуализме; представление об искусстве как действии, пространственно-временном опыте освоения окружающей среды оказалось созвучно американским течениям антиформы, земляного искусства (см.: Лэнд-арт), саморазрушающегося искусства и постминимализма второй половины 60-х гг.

Что такое импрессионизм

Импрессионизм — это художественное движение, возникшее в конце 19го век в Париже как художественная реакция на быстро меняющуюся городскую среду. Движение также ознаменовало собой значительный разрыв с традициями европейской живописи. Импрессионисты подвергались резкой критике со стороны обычных художников во Франции. Однако в дальнейшем это художественное движение вызывало восхищение и любовь.

Название импрессионизм происходит от названия картины Клода Моне Впечатление, Солей Левант (Впечатление, восход). Импрессионистический стиль живописи считается спонтанным методом живописи, при котором художник пытается запечатлеть впечатление света в сцене.

Рисунок 1: Клод Моне

Кроме того, отличительной чертой картин импрессионистов является их стиль живописи, который отвергает традиционный реалистический стиль. Импрессионисты включили новые научные эксперименты в использование цвета, чтобы добиться более точного представления цвета и тона. Они использовали более оптический метод, поскольку они смешивали несмешанные пигменты, чтобы создать туманную смесь чистого цвета.

Рисунок 2: Картина Клода Моне «Впечатление», Солей Левант

Подчеркивая взгляд предмета в своих картинах, импрессионисты также исследовали тема изоляции в недавно переполненном обществе через взгляд своего субъекта. Некоторые известные художники-импрессионисты — Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Эдуард Мане и Арманд Гийомен.

Характеристики импрессионизма

Художники-импрессионисты сосредоточены в основном на

  • Яркие цвета вместо того, чтобы смешивать их
  • Спонтанные мазки широкими мазками, используя малярный нож или кисть,
  • Акцент на точном изображении света наряду с его изменяющимся качеством
  • Необычные углы обзора
  • Предметы из модернизированной городской жизни
  • Откровенные позы и композиции предметов

Таким образом, этот метод помог художникам подчеркнуть впечатление от своего объекта, а не нарисовать объект реалистичным способом.

Кроме того, импрессионизм позволил художникам нарисовать изображение таким образом, чтобы зритель почувствовал, что он только мельком увидел предмет изображения.

Рисунок 3: Бар Unou от Edouard Manet aux Folies Bergere (Бар в Фоли-Бержер)

Большинство картин импрессионизма на открытом воздухе запечатлевают реалистичные сцены современной жизни, окрашенные в яркие цвета без акцента на деталях.

Ключевое различие — импрессионизм против экспрессионизма

Импрессионизм и экспрессионизм — два направления, возникшие в мире искусства, между которыми можно выделить ключевое различие. Импрессионизм — это художественное направление, развившееся в 1860-х годах в Париже. Экспрессионизм — это движение, возникшее в 1905 году в Германии. Ключевое различие между импрессионизмом и экспрессионизмом заключается в том, что в то время как импрессионизм пытался уловить впечатление или мгновенный эффект сцены, экспрессионизм представил преувеличенные и искаженные эмоции через искусство. В этой статье давайте подробно рассмотрим различия между двумя движениями.

Огюст Ренуар (1841—1919).

Андрей Аллахвердов. Пьер-Огюст Ренуар. 2018. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Импрессионизм — это самая позитивная живопись. А самым позитивным среди импрессионистов был Ренуар.

В его картинах вы не найдёте драмы. Даже чёрной краской он не пользовался. Только радость бытия. Даже самое банальное у Ренуара выглядит прекрасным.

В отличие от Моне, Ренуар чаще писал людей. Пейзажи для него были менее значимы. На картинах отдыхают и наслаждаются жизнью его друзья и знакомые.

Пьер-Огюст Ренуар. Завтрак гребцов. 1880-1881. Собрание Филлипса, Вашингтон, США. Wikimedia Commons.

Не найдёте вы у Ренуара и глубокомыслия. Он был очень рад примкнуть к импрессионистам, которые поголовно отказывались от сюжетов.

Как он сам говорил, наконец у него есть возможность писать цветы и назвать их просто “Цветы”. И не выдумывать никаких историй про них.

Пьер-Огюст Ренуар. Женщина с зонтиком в саду. 1875. Музей Тиссена-Бормениса, Мадрид. arteuam.com.

Лучше всего Ренуар чувствовал себя в обществе женщин. Он просил своих служанок петь и шутить. Чем глупее и наивнее была песенка, тем лучше для него. А мужская болтовня его утомляла. Неудивительно, что Ренуар известен полотнами в стиле ню.

Модель на картине “Обнаженная в солнечном свете” словно проявляется на красочном абстрактном фоне. Потому что для Ренуара нет ничего второстепенного. Глаз модели или участок заднего фона равнозначны.

Пьер-Огюст Ренуар. Обнаженная в солнечном свете. 1876. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.

Ренуар прожил долгую жизнь. И никогда не откладывал кисть и палитру. Даже когда его руки совсем сковал ревматизм, он привязывал кисточку к руке веревкой. И рисовал.

Как и Моне, он дождался признания после 40 лет. И увидел свои картины в Лувре, рядом с работами знаменитых мастеров.

Об одном из самых обворожительных портретов Ренуара читайте в статье “Жанна Самари. 7 самых интересных фактов о картине”

Знаменитые экспрессионисты и их работы

Художники-экспрессионисты

Самыми известными художниками экспрессионистами стали:

Винсент ван Гог

Автопортрет, Винсент ван Гог (1853–1890)

Его методы стали определять многие последующие художественные движения, он использовал импульсивное нанесение краски и символических цветов для выражения субъективных эмоций.

Эдвард Мунк

Некоторые называют его первым экспрессионистом потому, как он использовал цвета, сила его красного и неистовая яркость, с которой он воспринимает свои темы.

Джеймс Энсор

В своё время этот художник отказался от использования иллюзионизма и перспективы с одной точкой схождения. Энсор начал наращивать объём, покрывая цветными пятнами всю поверхность холста.

Оскар Кокошка

Оскар Кокошка (1886–1980)

Он запомнился истории как художник, который дал свободу от стилистических ограничений, также он заставил поверить в способность искусства повышать осведомлённость о современных проблемах. Он стал примером для многих художников абстрактного экспрессионизма и неоэкспрессионизма.

Также очень знамениты эти художники-экспрессионисты:

  • Эгон Шиле;
  • Франц Марк;
  • Эмиль Нольде;
  • Макс Пехштейн;
  • Август Макке;
  • Отто Мюллер.

«Звёздная ночь», художник Винсент ван Гог, 1889 г.

«Рококо», художник Август Макке, 1912 г.

«Олень в лесу», художник Франц Марк, 1914 г.

Писатели-экспрессионисты

Среди знаменитых немецких писателей можно встретить таких авторов как:

  • Георг Гейм — «Гримаса»;
  • Готфрид Бенн — «Морг» и другие стихотворения», «Сыновья», новые стихотворения» и «Плоть»;

А писателей экспрессионистов из Австрии можно назвать:

  • поэт Георг Тракль — «Песнь о стране Запада»;
  • Густав Майринк — «Голем»;
  • также можно вспомнить и такое известное имя как Франц Кафка (он писал на немецком языке, но родился в Чехии) — «Превращение», «Процесс», «Замок», «Охотник Гракх».

Экспрессионизм в литературе

Экспрессионизм как литературное и художественное движение процветало в Европе, особенно в Германии, между 1914 и 1924 годами. Термин был впервые применён к литературе австрийским писателем Германом Бахром (1863–1934) в 1914 году.

Существуют некоторые сходства между экспрессионизмом и романтизмом. Романтизм был бунтом, реакцией против ограниченного и материалистического мировоззрения эпохи, он призывал к свободе мысли и содержания.

Писатели, неудовлетворенные «грязной реальностью», возвышали человеческую природу и искали путь в бесконечность. Появлялись нотки мистического настроения, меланхолии, любовных мечтаний, видений, экстаза и романтической символики.

Экспрессионизм, также как и романтизм, был своеобразным протестом против материалистической и механической тенденции, к которой в то время стремилось человечество, превращая людей в роботов.

Знаменитые писатели-экспрессионисты:

  • Леонид Николаевич Андреев;
  • Данило Локар;
  • Константин Симонович Гамсахурдиа;
  • Эмиль Зегадлович;
  • Ойген Д. Релгис.

Что такое экспрессионизм?

Экспрессионизм — это движение, возникшее в 1905 году в Германии. С 1905 по 1920 год существовала классическая фаза экспрессионизма. В каком-то смысле это движение можно рассматривать как реакцию на импрессионизм. Кроме того, экспрессионизм подчеркивал утрату подлинности и духовности, которую можно было увидеть в мире. Искажение и преувеличение картин очень хорошо подчеркивают эту идею. Кроме того, экспрессионистское искусство изображало социальное зло и подчеркивало такие темы, как капитализм, отчуждение, урбанизация и т. Д.

Символистские течения искусства XIX века оказали явное влияние на экспрессионизм. Винсент Ван Гог, Джеймс Энсор, Эдвард Мунк, Анри Матисс, Марк Шагал, Поль Клее, Василий Кандинский, Франц Марк и Август Маске — некоторые художники, которые были связаны с движением экспрессионистов. В отличие от импрессионистов, экспрессионисты, как правило, использовали яркие цвета, чтобы подчеркнуть ощущение темноты и тревоги. Еще одно отличие, которое можно подчеркнуть, заключается в том, что с появлением экспрессионизма изображение внешних реальностей уменьшилось, а изображение внутренних эмоций получило признание.

Ключевое различие — импрессионизм против экспрессионизма

Разница между импрессионизмом и экспрессионизмом

Определение

Импрессионизм — это художественное движение, возникшее в конце 19го век в Париже как художественная реакция на быстро меняющуюся городскую среду. С другой стороны, Экспрессионизм — это художественное движение, возникшее в начале 20-х годов.го век в Германии и Австрии как художественный ответ на дегуманизирующие последствия индустриализации. Таким образом, в этом главное отличие импрессионизма от экспрессионизма.

Характеристики

Важные характеристики импрессионизма включают использование ярких цветов, резких и спонтанных мазков, точное изображение света с его изменяющимся качеством, использование необычных углов обзора и использование предметов из модернизированной городской жизни. Напротив, существенные черты живописи в экспрессионизме включают использование интенсивных и произвольных цветов со сплошными оттенками, взволнованных или жестовых мазков для передачи экстремальных эмоций, разрозненных пространств, искаженного предмета и использования предметов из индустриальной городской жизни. Следовательно, в этом главное отличие импрессионизма от экспрессионизма.

Художники

Некоторые известные художники импрессионизма — Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Эдуард Мане, Арманд Гийомен и др. В то время как некоторые известные художники экспрессионизма — Эрнст Людвиг Киршнер, Жорж Руо, Макс Бекман, Август Макке, Пол Кли, Марк Шагал, Эдвард Мунк, Василий Кандинский и др. Это еще одно различие между импрессионизмом и экспрессионизмом.

Заключение

И импрессионизм, и экспрессионизм — это художественные движения, которые произошли в течениего век в европе. Импрессионизм возник в конце 19го века в Париже, тогда как экспрессионизм появился в начале 20го век в Германии и Австрии. Несмотря на то, что на первый взгляд они выглядят похожими стилями картин, они имеют отличительные характеристики и стили. Таким образом, это разница между импрессионизмом и экспрессионизмом.

PS.

Несколько десятилетий импрессионисты боролись за признание. Кто-то полжизни. Кто-то весь свой век. Почему же так долго?

Представьте себя человеком XIX века. Для вас картина – это аккуратно и гладко выписанные тела и предметы. Каждый мазок “спрятан”.

Поэтому любитель живописи делал простой вывод. Эти стараются. А вот эти (импрессионисты) халтурят. Раз мазки видно. И краски не смешивают. И не хотят точно передавать действительность.

Обывателю ещё сложно было осознать, что эти “пачкуны” не хотят копировать реальный мир с помощью традиционных методов. Они мечтают сотворить свои собственные!

Импрессинизм — это школа художественного рыцарства. Он учит быть свободным от канонов и традиций.

Крещение импрессионизмом прошли все великие художники следующих поколений. И Пикассо, и Мунк. И даже Малевич.

Слева: Эдвард Мунк “Улица Лафайет”, 1901 г. Национальная галерея Осло, Норвегия. Справа: Пабло Пикассо “Коррида”, 1901 г. Частная коллекция. Внизу: Казимир Малевич “Весна, яблоня в цвету”, 1904 г. Третьяковская галерея.

Неожиданно увидеть Пикассо-импрессиониста? А уж тем более Малевича, изображающего нежный цвет яблонь. И такого позитивного Мунка.

Все они прошли стадию импрессионизма. Без этого они не смогли бы сделать следующий шаг. В кубизм (Пикассо). В экспрессионизм (Мунк). И даже в супрематизм (Малевич).

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Альфред Сислей (1839—1899).

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Альфреда Сислея. 1868. Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих, Швейцария. Wikimedia Commons.

Альфред Сислей был человеком скромным и молчаливым. Такими же были и его пейзажи. Тихие, наполненные цветовым уютом. Сислей не любил внешних эффектов. Людей он тоже почти никогда не изображал.

Широкими мазками он писал подвижное небо и воду. Дома же выписывал более гладко. Это подчеркивало статичность материала. Как на его знаменитой картине “Наводнение в Порт-Марли”.

Альфред Сислей. Наводнение в Порт-Марли. 1877. Музей Д’Орсе, Париж.

Сислей особенно любил писать небо. С него он и начинал любую картину. Часто оно занимало бОльшую часть холста.

В изображении неба он также использовал разные мазки. Длинные помогали передать быстро движущееся предгрозовое небо. Лёгкие и тонкие передавали небо ясное и безоблачное.

Картины Альфреда Сислея. Слева: Вид на Сен-Мамес. 1880 г. Художественный музей Уолтерса. Балтимор, США. Справа: Мост в Море. Утро. 1891 г. Частная коллекция.

Сислей признания так и не дождался. Его пейзажи казались публике невыразительными. Оценили их после его смерти. Сейчас они стоят миллионы долларов.

Экспрессионизм в кино или киноэкспрессионизм

Кинематографический экспрессионизм начал развиваться в Германии в 1920 году. Когда экспрессионизм стал проявляться в кино, он повёл его абсолютно в другом направлении, отличном от голливудского.

Такие режиссёры, как Фридрих Вильгельм Мурнау (в своей ленте «Носферату. Симфония ужаса») или Роберт Вине (в «Кабинете доктора Калигари») использовали техники, которые не давали ни малейшей возможности их картинам выглядеть реалистичными.

Это например: преувеличенное использование углов, не натуралистический дизайн декораций и тёмные сюжеты.

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине, 1920 г.

Их влияние ещё чувствуется в современном кинематографе в таких картинах, как: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Эдвард Руки-ножницы» Тима Бёртона и многих других.

Эдуард Мане (1832—1883).

Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.

Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.

Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.

В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе, Париж.

Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.

“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.

Тома Кутюр. Римляне времён упадка. 1847. Музей д’Орсе, Париж. artchive.ru.

На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.

“Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.

Мане пробовал считаться со вкусами публики. Писал портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.

Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.

Эдуард Мане. Ангелина. 1860. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.

Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.

Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.

Эдуард Мане. Аржантей. 1874. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikimedia Commons.

Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.

Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.

1882: Седьмая выставка импрессионистов.

На седьмой выставке импрессионистов вернулись Моне, Сислей и Кайботт. Из него также вышли Дега, Кассат, Рафаэлли, Форейн и Зандоменеги.

Это был еще один знак перехода в художественном движении, когда художники начали переходить к другим техникам. Писсарро дебютировал с произведениями деревенского фольклора, такими как «Этюд прачки» (1880, Метрополитен-музей), которые контрастировали с его более ранними исследованиями освещения в сельской местности.

Ренуар дебютировал в «Обеде на лодке» (1880-81, Коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия), в котором участвовали его будущая жена и Кайботт. Моне принес «Закат на Сене, зимний эффект» (1880, Пти-Пале, Париж), который заметно отличается от его первой работы «Впечатление, восход солнца».

На выставке были представлены 203 работы всего девяти художников, придерживавшихся импрессионизма. Он проходил в галерее, посвященной поражению французов во время франко-прусской войны (1870–71). Противопоставление национализма и авангарда не осталось незамеченным критикой.

  • Название: Выставка независимых художников.
  • Адрес: 251, rue Saint-Honoré, Париж (Salon du Panorama du Reichenshoffen)
  • Даты: 1–31 марта; 10:00 — 18:00
  • Входная плата: 1 франк.

Экспрессионизм в живописи

Художник-экспрессионист стремится передать свои личные ощущения от нарисованного. Для достижения максимального эффекта на зрителя точность представления жертвуется (внешняя оболочка предмета) и искажается в пользу чётких контуров и жирных цветов.

«Большие голубые лошади», художник Франц Марк, 1911 г.
Отодвигаясь от реалистического изображения, для этого художника означало — поворот к духовному, эмоциональному и подлинному. Для Франца Марка, как впрочем и для многих экспрессионистов, цвет был скорее символикой, чем описанием.
В этой картине художник использовал эмоциональные качества своей палитры, чтобы передать своё видение всей духовности этих синих зверей.

Зачастую создаются более простые композиции, прямолинейные, характеризуются густой краской, приёмом импасто (на холст наносится неразбавленная краска, густым и сочным слоем), рыхлыми, свободно нанесёнными мазками. Иногда проскальзывает символика, будто случайно

Но сообщение автора очень важно

Каковы основные характеристики экспрессионизма?

Экспрессионистское искусство старалось передать не реальность, а эмоции и смысл. У каждого творца искусства был свой уникальный способ «выразить» эмоции в своём искусстве.

«Сидящая женщина с задранными ногами», художник Эгон Шиле, 1917 г.
Австриец Шиле известен своим резким и часто гротескным выражением явной сексуальности. Он появляется в экспрессионистском движении из-за эмоциональности его линий и цвета.
Этот художник воспроизводил изображения так, как их видел он, а не так, как они представлялись внешнему миру.

Зачастую их творения выходили искажёнными или преувеличенными, одновременно авторы использовали яркие и шокирующие цвета.

Главные характеристики полотен кисти экспрессионистов:

  • ярко выраженные черты, насыщенные цвета и иллюзорная трёхмерность;
  • главенствует трагедия и субъективность, а чувства и эмоции идут на первом месте;
  • рассматриваются трагические проблемы жизни и общества, но с пессимистическим подходом к реальности;
  • через иррационализм и субъективность приходит индивидуальная свобода.

Абстрактный экспрессионизм

Это широкое абстрактное движение американской живописи. Ему было свойственно множество самых различных живописных стилей, которые различались и по технике, и по качеству выражения. Оно зародилось в конце 1940 и превратилось в доминирующую тенденцию западной живописи 1950 годов.

Картины абстрактного экспрессионизма в основном абстрактны со свободным, спонтанным и личным эмоциональным выражением художника.

Зачастую наблюдается большая свобода техники и исполнения, придавая особое внимание использованию различным физическим характеристикам краски, чтобы вызвать выразительные качества, такие, как: чувственность, тайна, лиризм, динамизм. Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции

Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность

Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции. Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность.

Пример абстрактного экспрессионизма — «Зимний пейзаж», художник Фонс Хейнсбрук, 1989 г.

В чем разница между импрессионизмом и экспрессионизмом?

Определения импрессионизма и экспрессионизма:

Импрессионизм: импрессионизм был художественным движением, которое возникло в 1860-х годах в Париже.

Экспрессионизм. Экспрессионизм — это движение, возникшее в 1905 году в Германии.

Природа:

Импрессионизм: Импрессионизм пытался уловить впечатление или мгновенный эффект сцены.

Экспрессионизм: Экспрессионизм представил преувеличенные и искаженные эмоции через искусство.

Ключевые цифры:

Импрессионизм: Альфред Сислей, Камиль Писсаро, Мэри Кассат, Клод Моне, Эдгар Дега и Пьер-Огюст Ренуар — некоторые ключевые фигуры.

Экспрессионизм: Винсент Ван Гог, Джеймс Энсор, Эдвард Мунк, Анри Матисс, Марк Шагал, Поль Клее, Василий Кандинский, Франц Марк и Август Маске — некоторые художники экспрессионистского движения.

Цвета:

Импрессионизм: картины были полны ярких цветов.

Экспрессионизм: в картинах использовались сильные, насыщенные цвета.

Эмоции:

Импрессионизм: эмоции сочетались с реальностью.

Экспрессионизм: эмоции усиливаются через искусство.

Изображение предоставлено:

1. Кувшинки Моне 1916 Клод Моне — вероятно, bildum.de, через Wikimedia Commons

2. Крик Эдварда Мунка — WebMuseum на ibiblioPage через Wikimedia Commons

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: