Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года
Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им. Кузнецова
Наваринское сражение, которое состоялось в одноименной бухте Ионического моря, близ полуострова Пелопоннес, — редкий пример битвы XIX века, в которой Англия, Франция и Россия сражались на одной стороне. Их противником был флот Османской империи, который выступал против попыток Греции освободиться из-под ее владычества. Айвазовский запечатлел флагман «Азов», на котором, кстати, служили тогда еще никому не известные лейтенант Нахимов и мичман Корнилов. Корабль поврежден, однако берет на абордаж турецкое судно.
Послесловие
Иван Айвазовский — единственный в мире художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении.
Словами поэта А.И. Полежаева Иван Айвазовский мог бы сказать о себе так:
Описание картины Ивана Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями»
Известный российский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский автор множества полотен, на которых главными персонажами выступают огромные и величавые парусники, много моря и бескрайнего неба. Картина «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями написана художником в 1892 году, спустя много лет после событий изображенных на картине. Передний план полотна занимает пенящееся море, волны недостаточно большие для того, чтобы можно было говорить о буре, но и не слишком маленькие для штиля. В центре картины большое русское парусное судно под названием «Меркурий». В 1829 году «Меркурий» имевший в своем распоряжении 18 пушек и небольшую по численности команду вышел из порта в патруль по проливу Босфор.
Поскольку ветер был слабым, корабль передвигался крайне медленно и был замечен двумя скоростными турецкими кораблями, на борту у которых было не менее 200 пушек и большое количество людских ресурсов на случай абордажа.
Сцену поимки русского судна в ловушку и обмена первыми выстрелами и запечатлел на своей картине художник.
Белые паруса кораблей, пушечные выстрелы, взволнованное море, внезапно сгустившиеся облака, сквозь которые проглядывается голубое небо – все это придает картине необъяснимого колорита, свойственного исключительно полотнам Айвазовского.
(2 votes, average: 5,00
Феодосия. Лунная ночь (1852)
На ранней картине живописца изображен пейзаж, который пронизан тревожным ощущением. На практически безоблачном небе встает огромная желтая луна. Она прокладывает дорожку к берегу. Там мы видим двух прохожих, которые о чем-то задумались.
Бледно-алый лунный свет освещает парусные фрегаты, которые дежурят на рейде. Виднеется шатер купальни и нависающая над ним фортификация. Все это создает гнетущее впечатление. Его не может компенсировать спящий вдали город и очертания величественных гор. Складывается впечатление, что на картине постепенно зреет Крымская война.
Полотно написано в 1852 году, хранится в частном собрании.
Пушкин на берегу Чёрного моря (1887)
Полотно написано в 1887 году. На нем Айвазовский изобразил Пушкина. Поэт отдыхает на берегу черного моря. Он любуется величественной картиной природы.
Художник познакомился с поэтом в 1836 году на выставке в Санкт-Петербурге. После этого была создана серия картин, на которых живописец изобразил Пушкина.
На этом шедевре мы видим великого поэта на фоне моря. Александр Сергеевич любуется великолепным закатом. Выражение его лица говорит о том, что его опять посетило вдохновение.
Вполне возможно, что скоро будет создан новый шедевр. После написания Айвазовский передал картину Музею Академии художеств. В Великую отечественную войну картина сильно пострадала и впоследствии была отреставрирована.
8.
Броненосец «Монитор»
Этот корабль не имел триумфальной истории и просуществовал не долго, но все же остался в памяти, причем несколькими фактами. Во-первых, он был первым из ряда броненосцев такого типа. Во-вторых, его построили всего за сто дней, и, несмотря на конструктивные недостатки, считался лучшим судном северян во время гражданской войны в Америке. И в третьих, одно его название символично: «Монитор» означало «наставник», который должен был преподать урок южанам.
Броненосец имел ряд достоинств: мощная броня, низкая осадка, позволяющая ходить в мелководье, и малая высота бортов, делающая его малозаметным. Последнее и стало для броненосца фатальным, но победила его не армия, а природа. «Монитор» вступил в битву с судном южан «Вреджинией» и сумел нанести ей повреждения. Но и сам броненосец после этих событий просуществовал меньше года: те самые низкие борта увеличивали заливаемость корабля волнами, и в конце-концов он затонул во время шторма.
Синопский бой 18 ноября 1853 года (Ночь после боя)
Синопский бой 18 ноября 1853 года (Ночь после боя). 1853. Центральный военно-морской музей
Крымской войне, непосредственным свидетелем которой он был, Айвазовский посвятил не одну работу. Синопский бой стал чуть ли не последним крупным сражением парусных флотов — позже наступила эра паровых кораблей, хотя Айвазовский в своих картинах еще полвека останется преданным парусам и реям. Русский флот возглавлял вице-адмирал Нахимов. Он же поручил князю Виктору Барятинскому на месте набросать схему расположения кораблей, которая была передана Айвазовскому для работы. Картину художник написал действительно по горячим следам.
Боевой порядок
Российская империя
Линейные корабли
- Великий князь Константин 120 орудий
- Три святителя 120 орудий
- Париж 120 орудий (2-й флагман)
- Императрица Мария 84 орудия (флагман)
- Чесма 84 орудия
- Ростислав 84 орудия
Фрегаты
- Кулевчи 54 орудия
- Кагул 44 орудия
- Одесса 12 орудий
- Крым 12 орудий
- Херсонес 12 орудий
Османская империя
Фрегаты
- Аунни Аллах 44 орудия — выбросился на берег
- Фазли Аллах 44 орудия (бывший русскийРафаил , захвачен в 1829) — загорелся, выбросился на берег
- Низамие 62 орудий — выбросился на берег после потери двух мачт
- Несими Зефер 60 орудий — выбросился на берег после того как была перебита якорная цепь
- Навек Бахри 58 орудий — взорвался
- Дамиад 56 орудий (египетский) — выбросился на берег
- Каиди Зефер 54 орудия — выбросился на берег
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Делегация Газпрома прибыла на переговоры по «Северному потоку — 2» в форме 1945 года |
Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова) |
Ах, Наташа! Что нам делать? «Везде надзор, везде конвой — Хоть бейся в стенку головой»! |
О значении красного флага и бело-сине-красного триколора |
Что день грядущий нам готовит? |
Делегация Газпрома прибыла на переговоры по «Северному потоку — 2» в форме 1945 года |
Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова) |
Приёмы развития (построения) общества |
Ох, и дура же была Москва до Собянина! Очередные командно-штабные учения убийц |
Обращение от большинства к меньшинству! |
Без обмана, без насилия и с песнями! |
Письмо депутатам от наивного избирателя |
Памяти великого человека Земли Русской Владимира Михайловича Зазнобина |
Речь Путина на Валдае: Будущее русской глобальной политики на 22 года |
Через Совбез да и в Лондон! |
Как враг мой на Путина нарвался |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские |
Центральный банк России работает на её уничтожение |
Ну, за самодержание!… |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат |
Смотрите ж: всё стоит она! |
Девятый вал (1850)
Этот шедевр пронизан бурей, как величественным погодным явлением. Живописца переполняют эмоции, которые пронизывают картину. Написана она в 1850 году. Практически сразу творение стало настоящим шедевром.
Девятый вал – это сверхмощная волна, пиковая точка шторма. На картине мы видим море, которому не удалось оправиться от прошедшей бури. Но оно уже предчувствует новую, сильнейшую и всепоглощающую. Оно безграничное и темное, еще не получившее долгожданного спокойствия.
Мы видим плот, на котором плывут люди, изможденные штормом. Они надеются, что море успокоится, и им будет даровано спасение. Но они еще не знают, что их ждет в ближайшем будущем.
Произведение создано Айвазовским в момент творческого подъема. Мастерски подобранные краски передают непередаваемый колорит и особое ощущение надвигающейся бури.
Описание
Картина Айвазовского «Чесменский бой» была написана в 1848 году. Как уже было сказано выше, это был ранний период в творчестве художника. Главный элемент работы – это пожар, который производит впечатление страшного, но в то же время эффектного фейерверка. Художник нарочно сделал очертания кораблей несколько расплывчатыми, чтобы зритель не отвлекался от основного замысла работы
Всё внимание должно было быть приковано именно к этому мощному огненному потоку, который взмывает вверх
Как известно, представители романтизма очень часто играли на контрастах, чтобы тем самым ещё больше усилить впечатление от происходящего. Айвазовский не был исключением. В противовес пылающему морю, которое как будто сливается с ночным небом, из-за облаков выглядывает светло-жёлтая луна. Она бросает тусклые лучи вниз. Они немного оттеняют яркость страшного сражения. Картина Айвазовского «Чесменский бой» изображает на заднем плане фигуры людей, которых, очевидно, выбросило ударной волной за борт кораблей в море. Драматизм происходящего усиливается: зритель, глядя на картину, понимает, что без помощи им не обойтись, а между тем эту самую подмогу им будет очень трудно получить ввиду произошедшей катастрофы.
…Прошло три года
Как ни странно, показания Мартина не были забыты, и в 1966 году окружной прокурор Нового Орлеана Джим Гаррисон возобновил расследование. Он собрал свидетельские показания, которые подтверждали, что убийство Кеннеди стало результатом заговора с участием бывшего пилота гражданской авиации Дэвида Ферри и бизнесмена Клея Шоу. Конечно, несколько лет спустя после убийства некоторые из этих показаний были не вполне надёжными, но всё же Гаррисон продолжал работу.
Он зацепился за то, что в отчёте комиссии Уоррена фигурировал некий Клей Бертран. Кто он такой — неизвестно, но сразу после убийства он звонил новоорлеанскому адвокату Дину Эндрюсу и предлагал защищать Освальда. Эндрюс, правда, помнил события того вечера очень плохо: у него была пневмония, высокая температура и он принял много лекарств. Однако Гаррисон счёл, что Клей Шоу и Клей Бертран — это одно и то же лицо (позже Эндрюс признался, что вообще дал ложные показания относительно звонка Бертрана).
Шоу, между тем, был в Новом Орлеане фигурой известной и уважаемой. Ветеран войны, он вёл в городе успешный торговый бизнес, участвовал в общественной жизни города, писал пьесы, которые ставили по всей стране. Гаррисон полагал, что Шоу был частью группы торговцев оружием, которые имели целью обрушить режим Фиделя Кастро. Сближение Кеннеди с СССР и отсутствие последовательной политики, направленной против Кубы, по его версии, и стали причиной убийства президента.
В феврале 1967 года подробности этого дела появились в газете New Orleans States Item, не исключено, что следователи сами организовали «слив» информации. Через несколько дней Дэвид Ферри, которого считали главным связующим звеном между Освальдом и организаторами покушения, был найден у себя дома мертвым. Мужчина умер от кровоизлияния в мозг, но странным было то, что он оставил две записки сумбурного и спутанного содержания. Если бы Ферри покончил с собой, то записки можно было бы посчитать предсмертными, но на самоубийство его смерть похожа не была.
Несмотря на шаткие улики и доказательства против Шоу, дело удалось довести до суда, слушания начались в 1969 году. Гаррисон полагал, что Освальд, Шоу и Ферри вступили в сговор в июне 1963 года, что стрелявших в президента было несколько и что убила его не та пуля, которую выпустил Ли Харви Освальд. На суд вызвали свидетелей, однако приведённые аргументы не убедили присяжных. Им понадобилось меньше часа, чтобы вынести вердикт: Клея Шоу признали невиновным. А его дело осталось в истории как единственное, доведённое до суда в связи с убийством Кеннеди.
История
Первая экспозиция из 49 работ была открыта в 1845 году в части обширного дома, принадлежавшего самому Ивану Айвазовскому. В 1880 году к нему был пристроен ещё один, спроектированный художником, выставочный зал. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника. После смерти художника в 1900 году галерея по его завещанию была передана родному городу художника. С 1922 года галерея стала государственным музеем. В галерее находится собрание из около 12 тысяч произведений морской тематики, в том числе ей принадлежит самая большая в мире коллекция произведений И. К. Айвазовского (416 работ). Наиболее известные среди выставляемых работ — «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль „Мария“ на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», а также самое большое живописное полотно Айвазовского «От штиля к урагану», имеющее размер 212 на 708 см.
Экспозиция галереи знакомит с творчеством Ивана Айвазовского, историей его семьи, историей самой галереи. В комнате-сейфе экспонируются ценные вещи семьи Айвазовского.
В соседнем здании — доме сестры художника — собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, работы иностранных маринистов XVIII—XIX веков, современников великого художника, представляющих Киммерийскую школу живописи — М. Волошина, Л. Лагорио, К. Богаевского, учеников Айвазовского — М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников.
В конце 1920 года в здании галереи были размещены Феодосийский отдел ЧК, морской и дивизионный особые отделы Красной армии и Красного флота. За время их пребывания в здании галереи ряд картин были повреждены.
В 1922 году в помещениях был произведён ремонт, и 17 декабря, после восьмилетнего перерыва, галерея, как государственный музей СССР, вновь приняла посетителей. Первым директором галереи Айвазовского стал художник и искусствовед Герасим Афанасьевич Магула. Он организовал в Феодосии и уезде сбор художественных ценностей, оставленных эмигрировавшими, и на базе их организовал в жилых комнатах здания Музей художественных ценностей, просуществовавший до 1925 года; посетители знакомились с произведениями прикладного искусства (фарфором, изделиями из серебра), старинной мебелью, оружием. Уже в 1923 году директором стал Н. С. Барсамов.
В 1930 году перед галереей был установлен памятник Айвазовскому работы скульптора И. Я. Гинцбурга с надписью «Феодосия — Айвазовскому».
Во время фашистской оккупации Крыма картинная галерея героическими усилиями директора галереи — Николая Степановича Барсамова и его супруги Софьи Барсамовой, была эвакуирована в Ереван. Сначала из Феодосии картины были перевезены в Новороссийск, а оттуда в Краснодар. Там был получен приказ вести картины в Сталинград. Нарушив приказ, Николай Степанович, предварительно заручившись приглашением из Армении, решает везти картины в Ереван. Пока картины находились в Краснодаре, там была развёрнута выставка. Впоследствии выставки были организованы и в самом Ереване. В ноябре 1944 года картинная галерея была возвращена в Феодосию. Потерь во время эвакуации не было.
С. А. Барсамова оставила свои воспоминания о последних днях пребывания в эвакуации: «Провожали нас очень трогательно. Комендант ереванской галереи Пашик пригласил всех музейных работников на проводы Барсамовых. Никогда ни раньше, ни позже не провожали нас с такой теплотой и душевностью. Получив вагон, в котором разместились наши ящики, получив паек, которым мы питались потом в продолжение года, получив лекарства на случай болезни, попрощались с добрыми людьми, с гостеприимным Ереваном и пустились в обратный путь».
Феодосийская картинная галерея | Отдел галереи «Русская и современная марина», Дом сестры художника | Выставочный зал в галерее в 2008 году | Памятник Айвазовскому перед галереей |
Неаполитанский залив
Во время путешествия в Италию, Айвазовский написал одну из своих самых известных картин – «Неаполитанский залив». Европа была настолько поражена мастерством российского автора, что назвала его одним из лучших художников во всей Европе. Король Фердинанд Карл и Папа Римский Григорий XVI лично выразили желание увидеть картину российского автора. После увиденного, они были поражены мастерством Айвазовского, и Папа вручил ему золотую медаль. Во время написания картины Айвазовский окончательно определился как художник-маринист, который использует методы создания картин по памяти.
Опиcание картины Бриг Меркурий атакованный двумя турецкими кораблями
Картина Ивана Айвазовского «Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями» была написана за девять лет до смерти великого русского художника-баталиста и мариниста. Во время написания этого полотна, Айвазовский обращается к изображению эпизода отечественной истории.
В далеком 1829 году, в ходе одной из многочисленных русско-турецких войн, во время патруля пролива Босфор русский бриг «Меркурий» оказался вынужден вступить в бой с нервными противниками — большими и быстроходными кораблями турецкой эскадры. Несмотря на то, что силы были неравные, российский корабль одержал победу. На картине не изображено ни единой живой души.
Мы не видим ни моряков, ни их командиров, но, тем не менее, картина Айвазовского не оставляет художественного зрителя равнодушным к происходящему.
Когда предметом картин Ивана Айвазовского становится батальная сцена, с полотна исчезает мягкость. Даже изображая бури и крушения кораблей, художник тонко и подробно вырисовывает морскую гладь, не жалея сил и времени на оттенки и переливы, отражения и искры воды. Обычно, главный герой картин Ивана Айвазовского — это море в самых ярких и свободных его проявлениях: бури, шторма.
На картине «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями» море — это поле сражения, а не объект восхищения и любования.
Вода изображена достаточно (именно для кисти Айвазовского) однотонно, словно это не взволнованное кораблями море, а лёд. Главными героями картины на этот раз становятся три корабля, а не морские просторы.
Морская гладь кажется чем-то жестким и суровым, а не необъятной стихией.
Эстетика картины приближена уже не к романтизму, а к реализму — нет буйства природы и необычных оттенков, которые присущи некоторым более ранним работам художника. На полотне, наоборот, преобладают четкие линии, детальное изображение кораблей и даже холодность подачи происходящего. Иван Айвазовский подает происходящее правдиво, не приукрашивая события.
Размеры кораблей реальны, художник не играет с чувством гордости художественного зрителя. Полотно изображает неравный бой таким, каким он был в реальности — маленький корабль против сильнейших противников. Иван Айвазовский интересно работает с эмоцией зрителя.
Он не заставляет его чувствовать что-то определенное (гордость, жалость, стыд), а в реалистичной манере изображает события, предлагая зрителю рассуждать самому.
Почему картина получила именно такое название
Художник жил на побережье и часто общался с моряками, выходившими в море. От них он слышал множество увлекательных историй и различных поверий, которые бытовали среди них. Согласно одной из их легенд, существует волна, появляющаяся во время сильнейшего шторма. Она обладает небывалой силой и выделяется своими огромными размерами. В греческой мифологии гибельной считалась третья волна. В древнем Риме самой страшной называли десятую. Но во всем остальном мире, наибольший ужас вызывала именно 9 волна.
Это суеверие стало частью вдохновения, побудившего художника на создание шедевра. Так в 1850 году Айвазовский создает работу под названием «9 вал». Для многих стало удивлением то, как грамотно и реалистично живописец смог повторить атмосферу момента, несмотря на то, что сам он моряком никогда не являлся. Как выяснилось позже, картина имеет предысторию.
Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)
Картина написана в 1886 году. Сегодня она хранится в Санкт-Петербурге, в Центральном военно-морском музее.
Это творение относится к жанру мемуаров, так как Айвазовский сам присутствовал на рейде, когда император осматривал Черноморский флот.
Справа внизу на картине изображена группа главнокомандующих. Они осматривают флот. Это Корнилов, Лазарев, Истомин и Нахимов. Около самого борта судна стоит император.
Боевые корабли выстроились в одну линию. Эти известнейшие фрегаты через 4 года будут участвовать в знаменитом Синопском сражении и все будут потоплены.
Для достижения особой гармонии Айвазовский использует оливковый, белый, голубой и серый цвета.
Особенности «Чесменского боя»
«Чесменский бой» Айвазовского наглядно демонстрирует нам прорыв русского флота в Чесменскую бухту. На заднем плане можно заметить тонущие турецкие корабли. Здесь мастерски показан контраст тёмной воды и пламени. Отблески огня озаряют дым, который словно бы смешивается с облаками.
Если взглянуть на передний план картины, заметим флагман русского флота «Три Иерарха», к которому направляется шлюпка брандера Дмитрия Ильина. За «Тремя Иерархами» расположены корабли «Европа» и «Ростислав», а позади них слева – «Не тронь меня». Конечно, в реальности корабли не стояли так близко друг к другу, но именно за счёт «сдвигания» композиции Айвазовский добился максимального эффекта – картина стала гораздо более насыщенной эмоционально, нежели у его предшественника.
Благодаря цветовым контрастам визуальным центром картины кажутся вовсе не русские корабли, а горящий турецкий флот. Он озарён светом пламени, которое создаёт некий адский пейзаж в сочетании с бледным лунным светом и тёмной водой.
К флагману русской эскадры «Три иерарха» подходит шлюпка, на которой находится экипаж брандера генерала Ильина
«Чесменский бой» Ивана Константиновича Айвазовского позволяет нам перенестись во времени, словно вживую увидев жуткую и одновременно вдохновляющую картину. Полотно, как и сама битва, стало символом доблести русских воинов, силы русского флота и мужества моряков. Именно «Чесменский бой» позволяет увидеть ужасы и жуткую красоту морского сражения.
Картина И.К. Айвазовского «Корабль у берега»
Морская стихия – это и сильная, и одновременно слабая сторона известного художника Айвазовского Ивана Константиновича. Слабая — потому что он никогда не мог перед ней устоять. Море всегда его манило и завораживало. А сильной эта сторона является, потому что именно изображение моря принесло ему всемирную известность. На своих картинах он всегда изображал или берег тихого моря, или бушующие волны, или крушение корабля. Все его картины имеют некое сходство, но тем, ни менее каждая уникальная. Одной из таких картин есть «Корабль у моря».
На полотне изображено бушующее море и борющийся со стихией корабль. По всей видимости, он только отчалил от берега, но море не дает ему далеко отплыть. Бушующие и пенные волны прибивают его к берегу. По их цвету видно, что буря бушует уже давно, так как волны уже обрели грязно-желтый оттенок. Среди толстого слоя туч уже начинает пробиваться голубое небо. Это хороший знак, он свидетельствует о том, что буря стихает. Да и тучи уже не темные, а светло-голубого цвета.
Очень четко прорисовывается линия горизонта. Там грязное море сходится с синими тучами в одну линию. На таком светлом фоне хорошо видно темный силуэт корабля. Эго паруса серого цвета подвержены нападкам сильного ветра, что еще больше затрудняет его управление. На переднем плане автор немного показал берег. Камни омываются волнами и блестят при свете дня, а земля темно-мокрого цвета. Волны не дают времени ей высохнуть.
Все изображение светлое, несмотря на бурю. Так автор подчеркивает ее окончание. Хотя цвета неяркие, но какое-то чувство света и радости картина вызывает. Смешивание холодных и теплых тонов очень сбалансировано, что придает картине некое ощущение утра в теплую пору. Понятно, что совсем скоро море станет тихим и чистым, а день солнечным и теплым.
Иван Айвазовский всегда показывает возможности морской стихии и то, как с ними справляется человек. Их противостояние бесконечно и переходит с поколения в поколение. И пусть возможности человека в современном мире намного прогрессивнее, недооценивать море также невозможно.
Тонущий корабль
Среди самых известны картин Айвазовского, «Тонущий корабль» – одна из самых трагических работ, ведь показывает погибель парусного судна, которое не может сдержать всю мощь морской стихии. Кораблекрушение передано настолько подробно, что заставляет любого зрителя переживать за экипаж несчастного корабля. Небольшой корабль не в силах устоять перед такими большими и могущественными волнами
Айвазовский при написании особенное внимание уделял деталям. Чтобы их увидеть, следует разглядывать картину часами и только тогда можно прочувствовать всю боль судна и моряков, сражающихся со смертью