«Суд Париса»? Нет, жизнь художника
События в семействах богов, полубогов и прочих таинственных обитателей Эллады вдохновляли и по сей день вдохновляют художников и скульпторов, наверное, потому, что за их сказочной формой скрыты особенности реальных отношений между людьми, некая философия жизни.
Один из таких сюжетов — «Суд Париса». Что же это такое? Парис — сын троянского царя Приама и Гекубы. Его рождение сопровождалось настолько страшными пророчествами, что отец велел отнести сына в горы и там оставить (почему-то не дал приказ убить, видимо, пожалел).
Главный пастух царя (во простота нравов — у царя был в те времена главный пастух!) выполнил приказ, но через пять дней решил проверить, что осталось от младенца. Младенец был жив, потому что его нашла и кормила медведица (как это установил пастух — не написано).
Пастух забрал Париса к себе домой.
Прошло лет этак пятнадцать (или что-то около этого). Мальчик стал красивым и храбрым, за что и выбрала его нимфа Энона — дочь речного бога Кебрена, которая впоследствии родила ему сына. Парис и Энона вместе пасли скот и охотились на горе Ида.
Именно туда явился Гермес (покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства) и привел с собой трех олимпийских богинь: Геру — законную жену Зевса, Афину — первую дочь Зевса (но не от Геры), и Афродиту — богиню любви (почему Зевсу в качестве судьи понадобился пастух — в легенде ни слова, ни полслова).
Гермес дал Парису золотое яблоко и указание Зевса разрешить с его помощью ссору трех богинь — отдать какой-нибудь одной, на выбор бедного пастуха. А яблоко это с нацарапанной надписью «Прекраснейшей» подбросила на какой-то свадьбе коварная богиня раздора Эрида, из-за чего богини сильно повздорили (ну, всё как у людей!).
Представляете себе положение Париса: рассудить трех особ женского пола, одна могущественнее другой?!
Первой вышла Гера, показалась вся и заявила, что, если яблоко достанется ей, Парис будет самым могущественным.
Следом появилась Афина с обещанием, что он будет побеждать во всех своих битвах, а также будет самым красивым и мудрым человеком в мире.
Однако золотое яблоко Парис присудил Афродите, которая пообещала ему любовь самой красивой женщины на свете — Елены, жены спартанского царя Менелая (обратите внимание на эту пикантную деталь — Парису богиня обещает чужую жену!). Итак — выбор в пользу любви: не надо ни могущества, ни ума, ни красоты — дайте любящую женщину! Последствия — самые неприятные: кражи, войны, убийства
Итак — выбор в пользу любви: не надо ни могущества, ни ума, ни красоты — дайте любящую женщину! Последствия — самые неприятные: кражи, войны, убийства.
Петера Пауля Рубенса этот сюжет волновал до конца жизни. Первый вариант картины датирован 1605 годом (Рубенсу 28 лет). На картине слева на переднем плане спиной к зрителю вполоборота сидит Парис, в левой руке — яблоко. Обнаженный Гермес стоит левее Париса. На то, что Парис — пастух, слабо намекает пес у его ног.
Картина 1638 г.
Мне нравится1Не нравится
Последняя картина о суде Париса написана за год до смерти художника, в отличие от предыдущей работы, краски стали более холодными, лишены жизни и энергии. По мнению эксперта, автор использует геометрию при создании композиции для придания ей ритма и динамики. Женские фигуры словно созданы из фарфора, восхищают грациозностью и жемчужным сиянием. Если Афина и Гера прикрывают драпировками ткани свои тела, Афродита полностью обнажена, как бы заявляя о своем превосходстве. Над ее головой и у ног Купидоны, бессменные спутники любви.
Парис же находится в раздумьях, он еще не сделал главный выбор своей жизни — любовь, власть или мудрость. Художник возвращается в момент, когда можно еще что-то изменить, а судьба Трои еще не в руках пастуха.
Галереи
- Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
- Босуортская Псалтирь
- Древнерусское искусство — атрибуция
- Остромирово Евангелие
- Раннехристианское искусство. Архитектура
- Эллинизм
- Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
- Эгейское искусство
- Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
- Атрибуция памятников Древнего Египта
- Греция. Древняя
- Онежские петроглифы
- Пещера Ласко
- Пещера Альтамира
- История искусств зарубежных стран в картинках
- Вавилон
- Хетты и хурриты
- Шумер-Аккад
- Раннее Двуречье
- Архитектура Древнего царства
- Раннее царство
- Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
- Изборник Святослава
Ссылки [ править ]
- ^ a b «Эрнст Людвиг Кирхнер: немецкий, 1880–1938» . Немецкий экспрессионизм . Музей современного искусства . Нью-Йорк . Проверено 23 мая 2015 года.
- ^ a b c d e f g h i «Эрнст Людвиг Кирхнер» , Музей Брюке. Проверено 8 сентября 2007 г. Архивировано 28 сентября 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z aa ab ac ad ae af ag ah ai aj ak al am an ao ap aq ar as at au av aw топор ay az ba bb bc bd Корнфилд, EW; Штауффер, Кристин Э. Штауффер (1992). «Биография Эрнста Людвига Кирхнера» , Музей Киршнера в Давосе. Проверено 21 марта 2016 года.
- ^ «Студенческие годы Брюке и их учителей» , ingentaconnect.com (отрывок из книги Питера Ласко), из истории искусств , том 20, номер 1, март 1997 г., стр. 61–99. Проверено 7 сентября 2007 года.
- ^ a b «Фриц Блейл (1880–1966)» , Музей Брюке. Проверено 7 сентября 2007 года.
- ^ a b c d e f g «Кирхнер — Экспрессионизм и город» , Королевская академия , 2003. Проверено 7 сентября 2007 года.
- ^ «Ассоциация художников» Брюке » , Музей Брюке. Проверено 7 сентября 2007 года.
- ^ а б Симмонс, Шервин. «Уличные проститутки Эрнста Кирхнера: искусство, роскошь и аморальность в Берлине, 1913–1916» , The Art Bulletin , март 2000, с сайта findarticles.com. Проверено 7 сентября 2007 года.
- ↑ Цитируется в «Ассоциации художников Брюке — Хронология» , Музей Брюке. Проверено 29 сентября 2016 года.
- ^ a b Эрнст Людвиг Кирхнер Горная жизнь . Художественный музей Базеля. п. 143.
- ^ Эрнст Людвиг Кирхнер, Давосер Тагебух
- ^ a b c d «Эрнст Людвиг Кирхнер». Архивировано 5 октября 2008 г. в Wayback Machine , Национальная художественная галерея, США. Проверено 8 сентября 2007 года.
- ^ Гордон, Дональд Э. (1969). Кирхнер: ретроспективная выставка . Бостон: Музей изящных искусств.
- ^ Немецкие произведения парить выше оценок , АРТИНФО, 14 июня 2007 , извлекаться 2008-04-17
- ^ Бурума, Желание в Берлине , стр. 19.
- ^ «Еврейские наследники хотят вернуть свое искусство» . www.lootedart.com . Проверено 2021 февраля .
- ^ «История« уличной сцены »: реституция разграбленного нацистами искусства, дела и споры» . www.lootedart.com . Проверено 2021 февраля .
- ^ «Sotheby’s выставил на торги картины Кирхнера и Кокошки, возвращенные наследникам еврейских торговцев» . www.lootedart.com . Проверено 2021 февраля .
- ^ «Музей Гуггенхайма восстанавливает картину Эрнста Людвига Кирхнера наследникам еврейского коллекционера» . lootedart.com . Проверено 2021 февраля .
- ^ «Обзор Синди Хелмс в Нью-Йоркском журнале книг» .
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Родился 6 мая 1880 года в Ашаффенбурге в семье инженера-химика Эрнста Кирхера.
В 1901 году окончил гимназию в Хемнице. Потом учился на факультете архитектуры Высшей технической школы в Дрездене, посещал Учебно-экспериментальную мастерскую свободного и прикладного искусства в Мюнхене. В это время он познакомился с Блёйлем.
В 1903—1904 годах учился в художественной школе фон Дебшица и Обриста в Мюнхене, затем продолжил изучения архитектуры в Дрездене. В 1905 году получил диплом архитектора.
В 1905 году он вместе с Блёйлем, Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуфом образует группу «Мост» (Die Brücke), с которой началось становление немецкого экспрессионизма. 7 июня считается днем основания группы. Позднее к ней присоединились Василий Кандинский, Август Маке, Алексей фон Явленский. Название было предложено Хеккелем, идеологом группы стал Кирхнер. В 1906 году Кирхнер пишет программу группы.
Летом 1907 года вместе с Максом Пехштейном едет в Гоппельн возле Дрездена, где много рисует. В 1908 году работает на острове Фемарн.
В 1909—1911 годах ездит рисовать на Морицбургские пруды. В 1910—1911 —годах состоит в группе художников «Новый сецессион». В октябре 1911 года переезжает в Берлин, знакомится с Эрной Шиллинг, впоследствии ставшей гражданской женой Кирхнера. Тогда же основывает с Максом Пехштейном институт «МИУМ» (современного преподавания в живописи).
В 1913 написанная Кирхнером «Хроника художественной группы „Мост“» приводит к распаду группы.
В 1914 году участвует в художественной выставке в Кёльне, с началом Первой мировой войны уходит добровольцем на фронт. В 1915 был комиссован из армии по болезни лёгких, направлен на лечение в санаторий в Кёнигштейне.
В 1917 переезжает на жительство и лечение в Швейцарию, живёт в Штафельальпе возле Давоса, до октября 1918 года лечение в санатории в Кройцлингене. 1922 стал началом совместной работы с Лизой Гуйер.
В 1923 переезжает в Вильдбоден, где делает большую выставку работ в Базеле. В это время работает над иллюстрациями к книге поэта Георга Гейма «Umbra Vitae». В 1925/26 совершает большое путешествие по Германии (Франкфурт-на-Майне, Хемниц, Дрезден, Берлин).
В 1929 году едет в Эссен, Берлин и Франкфурт-на-Майне. В 1933 году делает большую выставку в Берне.
В 1937 художник был причислен нацистами к представителям «дегенеративного искусства». В 1938, измученный болезнью и пристрастившийся к наркотикам, художник совершает самоубийство, его гражданская жена Эрна Шиллинг получает разрешение до самой смерти (2 октября 1945 г.) носить фамилию Кирхнер.
биография
Дрей Баденде ( Три купальщицы ), , холст, масло (215,2 × 165 см ), Художественная галерея Нового Южного Уэльса , Сидней .
Эрнст Кирхнер изучал архитектуру в Дрезденском техническом колледже , где он сначала познакомился с Фрицем Блейлом , затем Эрихом Хекелем и Карлом Шмидт-Ротлуффом . Четверо из них основали в 1905 году группу Die Brücke (Le Pont), программа которой была составлена в 1906 году, и с этой даты проходили выставки картин и гравюр. Эти художники не претендуют на какое-либо влияние, даже если Кирхнер обнаруживает концепцию «быстрого рисования» у других современных художников и обращается к немецкому средневековью, рисункам Рембрандта , японскому искусству.
Он интересовался резьбой по дереву, и его стиль развился в сторону упрощения линий, что сделало работу по дереву видимой на окончательной гравюре. Открытие Дрезденского этнографического музея в 1912 году явилось новым источником вдохновения, основанным на примитивном искусстве.
Мастерская Кирхнера в Берлине-Штеглице (1915).
Он записался в армию в 1915 году, но через два месяца был реформирован из-за проблем со здоровьем (болезнь легких, депрессия, усугубленная употреблением алкоголя и наркотиков). Затем он несколько раз побывал в санатории, из которых украсил некоторые стены ( Königstein im Taunus в Гессене). В 1916 году он стал жертвой автомобильной аварии. Он переехал в Давос в 1917 году и написал много пейзажей.
Молодой Роберт Верлин (1903-1964), приехавший навестить свою мать в Давосе, бросил учебу в области права, чтобы заняться живописью после того, как регулярно виделся с Эрнстом Людвигом Кирхнером.
Киршнер также пишет ряд статей под псевдонимом Луи де Марсаль.
В 1937 году нацисты объявили его искусство вырожденным, и многие его картины были уничтожены.
В году Эрнст Кирхнер покончил жизнь самоубийством, испытывая физическую и душевную боль .
Отрывок, характеризующий Суд Париса
Хотя, за все эти годы нашего общения, уж его-то точно трудно было чем-то удивить, но, видимо, открывшаяся ему в этот момент картинка «переплюнула» самые впечатляющие мои ранние «эксперименты»… Именно Ромас и рассказал мне после, как пугающе со стороны выглядело такое моё «присутствие»… Я, как могла, постаралась его успокоить и кое-как объяснить, что же такое «страшное» со мной здесь происходило. Но как бы я его бедного не успокаивала, я была почти стопроцентно уверенна, что впечатление от увиденного останется в его мозгу ещё очень и очень надолго… Поэтому, после этого смешного (для меня) «инцидента», я уже всегда старалась, чтобы, по возможности, никто не заставал меня врасплох, и никого не пришлось бы так бессовестно ошарашивать или пугать… Вот потому-то бабушкина помощь так сильно мне и была необходима. Она всегда знала, когда я в очередной раз шла «погулять» и следила, чтобы никто в это время, по возможности, меня не беспокоил. Была и ещё одна причина, по которой я не очень любила, когда меня насильно «вытаскивали» из моих «походов» обратно – во всём моём физическом теле в момент такого «быстрого возвращения» чувствовалось ощущение очень сильного внутреннего удара и это воспринималось весьма и весьма болезненно. Поэтому, такое резкое возвращение сущности обратно в физическое тело было очень для меня неприятно и совершенно нежелательно. Так, в очередной раз гуляя со Стеллой по «этажам», и не находя чем заняться, «не подвергая при этом себя большой опасности», мы наконец-то решили «поглубже» и «посерьёзнее» исследовать, ставший для неё уже почти что родным, Ментальный «этаж»… Её собственный красочный мир в очередной раз исчез, и мы как бы «повисли» в сверкающем, припорошенном звёздными бликами воздухе, который, в отличие от обычного «земного», был здесь насыщенно «плотным» и постоянно меняющимся, как если бы был наполнен миллионами малюсеньких снежинок, которые искрились и сверкали в морозный солнечный день на Земле… Мы дружно шагнули в эту серебристо-голубую мерцающую «пустоту», и тут же уже привычно под нашими стопами появилась «тропинка»… Вернее, не просто тропинка, а очень яркая и весёлая, всё время меняющаяся дорожка, которая была создана из мерцающих пушистых серебристых «облачков»… Она сама по себе появлялась и исчезала, как бы дружески приглашая по ней пройтись. Я шагнула на сверкающее «облачко» и сделала несколько осторожных шагов… Не чувствовалось ни движения, ни малейшего для него усилия, только лишь ощущение очень лёгкого скольжения в какой-то спокойной, обволакивающей, блистающей серебром пустоте… Следы тут же таяли, рассыпаясь тысячами разноцветных сверкающих пылинок… и появлялись новые по мере того, как я ступала по этой удивительной и полностью меня очаровавшей «местной земле»…. Вдруг, во всей этой глубокой, переливающейся серебристыми искрами тишине появилась странная прозрачная ладья, а в ней стояла очень красивая молодая женщина. Её длинные золотистые волосы то мягко развевались, как будто тронутые дуновением ветерка, то опять застывали, загадочно сверкая тяжёлыми золотыми бликами. Женщина явно направлялась прямо к нам, всё так же легко скользя в своей сказочной ладье по каким-то невидимым нами «волнам», оставляя за собой длиннющие, вспыхивающие серебряными искрами развевающиеся хвосты… Её белое лёгкое платье, похожее на мерцающую тунику, также – то развевалось, то плавно опускалось, спадая мягкими складками вниз, и делая незнакомку похожей на дивную греческую богиню. – Она всё время здесь плавает, ищет кого-то – прошептала Стелла. – Ты её знаешь? Кого она ищет? – не поняла я. – Я не знаю, но я её видела много раз. – Ну, так давай спросим? – уже освоившись на «этажах», храбро предложила я. Женщина «подплыла» ближе, от неё веяло грустью, величием и теплом.
Предание, вдохновившее Рубенса
Суд Париса неслучайно в античные времена был одним из самых популярных мифов. Через много столетий этот сюжет снова начинает вызывать интерес у мастеров – теперь уже не поэтов, а живописцев. Суть этого предания известна многим, но я всё-таки кратко перескажу его. Согласно легенде, в Трое жил некий Парис, который в дальнейшем оказался местным царевичем. Во время выпаса стад Парис встретил трёх богинь, которые попросили его рассудить их.
Все три небожительницы (а ими были Гера, Афина и Афродита) присутствовали на свадьбе Пелея и Фетиды. Именно там богиня раздора Эрида, обиженная тем, что молодые не пригласили её на торжество, решила подбросить в пиршественный зал яблоко. Фрукт был красивым и спелым, но главное – имел надпись: «Прекраснейшей».
Поскольку три верховных богини действительно были главными красавицами праздника, между ними разразился спор о том, кому именно предназначался заветный плод. Каждая из них предложила Парису свою помощь в осуществлении желаемого. Гера заявила, что он станет великим правителем, Афина обещала славу непобедимого воина, а Афродита (к слову, самая хитрая из них) сказала, что Париса полюбит самая красивая женщина мира.
Молодой красавец, конечно, отдал предпочтение богине любви. И, казалось бы, не было в этом ничего предосудительного, но именно этот выбор стал началом долгого противостояния и борьбы. Троянская война, разразившаяся из-за любви Париса и Елены Прекрасной, унесла множество жизней греков и стала настоящей трагедией для троянцев, потерявших свой город и видевших смерть земляков.
Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1639 годМестонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
ТВОРЧЕСТВО
Большое влияние на ранее творчество художника оказали кртины Ван Гога. Это сказалось в его первых работах: «Женский профиль и подсолнухи» (1906), «Женщина в белом платье» (1908). В то же время он проявлял интерес к примитивному искусству народов Африки и Океании. Черты примитивизма заметны в его композициях: «Обнаженная перед зеркалом» и «Две девушки» (1910). Для этих работ характерно декоративное построение плоскостей, обрамленное стремительными темными линиями. Кирхнер первый из участников «Моста» определил новый образ цветов, линий и плоскостей, их тяготение друг к другу в экспрессионистском понимании. Картины, по его мнению, суть не просто изображения определенных предметов, а самостоятельные существа из линий и красок, которые похожи на их прототипы настолько, чтобы сохранялся ключ к пониманию изображенного.
По-другому Кирхнер понимал и природу: под природой он понимал все, что можно увидеть или ощутить, в том числе и то, что создал сам человек. На творчество Эрнста Людвига оказала влияние не только живопись Ван Гога, но и анализ более старого искусства (гравюры Альбрехта Дюрера) вплоть до народного примитивизма (искусство народов Африки). В живописи Кирхнера характерна некоторая «смазанность» женских фигур и удлиненные пропорции («Улица с красной кокоткой», 1914).
Художник попробовал себя и в деревянной скульптуре. Он распространял новые идеи не только в рамках группы «Мост», но и публиковал статьи об импрессионизме в прессе. Художник переезжает в Берлин, что отражается на характере творчества группы.
После издания Хроники «Моста» и распада группы художник продолжил работать самостоятельно. Главной картиной того времени была «Уличная сцена в Берлине». Цвета резки и диссонируют друг с другом. Создается впечатление, что мазки нанесены как будто в лихорадке, и это придает картине тревожные ноты.
Пребывание в армии, куда Кирхнер пошел добровольцем, тяжело сказалось на его психике, результат чего выплеснулся в «Автопортрет в солдатской форме».
Переехав в Швейцарию предметом интереса становятся главным образом альпийские пейзажи. На протяжении 1920-х годов творчество Кирхнера развивалось в направлении абстракционизма.
В поисках своего стиля у него сложилась своя собственная система приемов и манера письма. Особенностями его стиля стали: отказ от изображения пространства, плоскостное изображение предметов и их деформация, резкие цветовые противопоставления, яркий колорит(«Автопортрет с натурщицей», 1907 ).
В историю мировой живописи Эрнст Кирехнер вошел как основоположник одного из самых заметных явлений художественной жизни – экспрессионизма. Полотна Э.Кирхнера, яркие по колориту, драматически напряженные, внесли большой вклад в его развитие.
Картина 1636 г.
Мне нравится1Не нравится
Стала четвертым вариантом мифического суда Париса над олимпийскими богинями. Женские образы созданы в характерном для автора стиле, пышные привлекательные формы являются узнаваемой чертой рубенсовских женщин. Еще одной особенностью являются позы богинь — они не стоят обеими ногами на земле, а как бы замерли в танце. Лица не выражают ярких эмоций, в легком замешательстве ожидают решения Париса. Они прекрасны в равной мере, возле каждой богини художник изобразил характерные атрибуты. Возле Афины Паллады — покровительницы войны, размещен щит, украшенный головой Медузы Горгоны и сова – как символ мудрости. Властная Гера — богиня семьи и жена Зевса, изображена спиною к зрителю, у ее ног расположился павлин. Взор богини любви Афродиты направлен на Париса, а за ее спиной на земле играет златовласый Купидон со стрелами.
За спиною пастуха Париса бог торговли Меркурий, именно он передал юноше судьбоносное яблоко раздора. На заднем плане мирно пасутся овцы, под ногами пастуха спит собака. Только в небесах можно заметить предвестницу беды, силуэт Эриды — богини вражды и соперничества. Парис в раздумьях протягивает яблоко Афродите, ее победа обусловлена не только красотой, а обещанием награды в виде любви прекрасной Елены.
Художник в образе богинь воплотил собственные представления о женской красоте. Неслучайно выбрана тема сюжета. Женская красота толкает мужчин на безрассудные поступки, становится причиной войн и жестоких кровопролитий. Закономерно и то, что верховный бог Зевс отказался судить извечный спор — кто прекраснее, зная, что на судью обрушится гнев проигравших.
Суд Париса — 1635-1638 Рубенс
Июль 25, 2014
„Произведения Рубенса отличались от работ его предшественников, прежде всего, утонченным колоритом… Впечатление от его картин сравнимо с чувством, которое пробуждает в нас букет полевых цветов” Джошуа Рейнолдс Эти слова в полной мере можно отнести и к картине «Суд Париса».
Суд Париса
1635-1638 | 144,8х193,7 см | дерево, масло | Национальная галерея, Лондон
На сегодняшний день известны две картины Рубенса, на написание которых его вдохновил известный миф о яблоке раздора. Первая из них была написана художником в молодости, во время поездки в Италию, вторая же, в которой вновь отчетливо проявляется влияние Тициана, относится к последнему периоду его творчества.
С одной стороны, обращение Рубенса к этой теме позволяло ему вступить в своеобразный художественный диалог с античными живописцами и художниками итальянского Ренессанса, у которых она пользовалась большой популярностью, и это в какой-то мере удовлетворяло его профессиональные амбиции. С другой стороны, это был прекрасный повод лишний раз поупражняться в изображении обнаженной женской натуры.
Богиня раздора Эрида, в отместку за то, что ее не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, подбросила гостям яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей». На яблоко оказалось три претендентки, и Зевс коварно предоставил право выбора Парису, сыну троянского царя Приама. Какие только блага ни сулили богини своему судье!
Гера обещала Парису землю и богатство, Афина — победы в войнах, Афродита же обещала наградить его любовью той женщины, которую он выберет, и в качестве примера привела красавицу Елену, дочь спартанского царя Менелая. Парис, конечно же, объявил победительницей Афродиту, а после этого отправился в Спарту, похитил царевну и привез ее в Трою. Так была развязана троянская война…
Картина Рубенса «Суд Париса» представляет сцену суда и не дает даже намека на ужасные события, последующие за тем, как сын Приама вынесет свой вердикт. И это замечательно! Перед нами — милая пасторальная сценка с Парисом и Меркурием в роли пастухов и прекрасными обнаженными богинями в образах пастушек.
Кстати, сегодня не подвергается сомнениям тот факт, что богиню любви Рубенс писал со своей второй жены — Елены Фоурмен. Ее же мы видим и на картине «Сад любви» — в центре композиции, как и в «Суде Париса», но на сей раз лицом к зрителю.
(1577-1640) Рубенс
«Философия Жизни» — это познавательный онлайн-журнал. В нем собраны интересные статьи из разных областей жизни: культура и искусство, наука и религия, история и приключения, география и астрономия, рассказы о знаменитых людях.
«ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей.
Добавляйте знания и делитесь ими!
Знаете ли вы ……откуда мансарды? Первым перекрытие, позволяющее устраивать жилую комнату под двухскатной крышей, придумал французский архитектор Франсуа Мансар. Отсюда и название. Кроме как этим изобретением, Мансар почти ничем не знаменит.
Мост
В 1905 г. четверо студентов-архитекторов из Дрездена — Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф создали нечто вроде средневековой цеховой коммуны — вместе жили и работали. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество — «мост» в искусство будущего. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники.
Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Художники искали новые, агрессивные образы, стремились выразить средствами живописи тревогу, дискомфорт. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение.
Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 г. в помещении завода осветительной аппаратуры. И эта, и последующие выставки, мало интересовали публику.
С 1906 г. «Мост» ежегодно издавал так называемые папки, каждая из которых воспроизводила работы одного из членов группы.
«Потсдамская площадь в Берлине». 1914Эрнст Людвиг Кирхнер
Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм». В 1913 г.Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост». Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. В результате объединение официально прекратило существование.
Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Ведущий художник и теоретик группы Эрнст Людвиг Кирхнер занялся графикой, заразив этим увлечением и других представителей «Моста»
Работа над гравюрами помогла художнику обрести собственную живописную манеру: яркие цветные плоскости на его полотнах часто ограничены широким резким контуром — чёрным или белым. В картинах Кирхнера нет глубины пространства, которого он всегда словно боялся. Напротив, художник как бы «выталкивал» фигуры на зрителя. Рисунок нарочито прост, по-детски простодушен.
В 1937 г. гитлеровское правительство конфисковало более шестисот работ Кирхнера, присвоив им ярлык
Авотопортрет Эмиля Нольде
«дегенеративности». Удар был слишком тяжёл. В начале 1938 г. мастер покончил с собой.
Эмиль Нольде. Окончив школу художественной резьбы, он начал работать на мебельной фабрике.
Традиционные методы резьбы по дереву оказали влияние на его живописную манеру- мистическое, возвышенное сочетается с наивным, бытовым. Грубая выразительность, искажение формы и цвета как проявление напряжённого чувства.
Нольде часто обращался к религиозной тематике, он написал двадцать пять работ на библейские сюжеты, в том числе серию из девяти картин «Жизнь Христа» (1912 г.), которая возмутила церковных иерархов и была снята с выставки в Брюсселе. После 20-х гг. пейзаж стал основной темой его творчества.
В последние годы жизни, удалившись в деревушку Зеебюле, он выполнил около полутора тысяч маленьких акварелей.