Мистер и миссис эндрюс

Женитьба и начало карьеры

На одной из первых картин, которую художник подписал, изображена собака породы бультерьер на фоне пейзажа. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Там он и поселился. Через год после открытия мастерской Томас женится на Маргарет Бэрр, незаконнорожденной дочери герцога де Бофора. Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Поэтому художник вынужден был вернуться в Седбери. Там он жил до 1749 года. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Родители назвали ее Мэри. Пейзажи продавались плохо, и Томас все больше концентрируется на портретах. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги.

Художник – отец семейства. Переезд в провинцию

В возрасте 19 лет Томас влюбился. Маргарет Берр была незаконнорождённой дочерью герцога Бофора, на содержание ей ежегодно выделялось 200 фунтов стерлингов. Молодые обвенчались летом 1746 года.

После успешного выполнения заказа для детского приюта, а также написания «Леса Гейнсборо» (1748) по мотивам нидерландского пейзажиста Рёйсдаля наступило затишье, которое не устраивало молодого художника. Семья решила переехать на его родину, в Садбери графства Суффолк. Причиной отъезда из столицы была недостаточная вера Томаса в свои силы. Начинать надо в провинции – так представлял себе молодой художник путь к успеху, объясняя это неприхотливостью британцев в глубинке.

Лондонский период

В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Там он продолжает писать портреты известных людей, а также экспериментирует с техникой гравюры и созданием офортов. Художник соперничает с Президентом Королевской Академии Рейнолдсом, в связи с чем его отношения с Обществом Искусств становятся натянутыми. Но с 1780 года его влияние усиливается. Дело в том, что он пишет портрет короля Георга Третьего и членов его семьи, а затем становится любимым художником царствующего дома. В последние годы жизни живописец рисует много простых пейзажей.

Друзья и биографы уверяли, что художник Томас Гейнсборо был честным и искренним человеком. Его письма к близким представляют собой образец неплохого литературного стиля того времени, хотя читать он не очень-то любил. Второго августа 1788 года живописец умер. Говорят, что напоследок художник сказал, что уйдет на небеса, в компанию к Ван Дейку. Его похоронили в церкви святой Анны в Кью (Суррей), куда часто ходила молиться королевская семья.

Пейзажи

Английская природа и ее воплощение на холсте – вот как видел свое призвание Томас Гейнсборо. Произведения этого художника со временем делаются более зрелыми

Если вначале он концентрировал внимание на социальном положении портретируемого, то затем главное место в его картинах начинают занимать именно пейзажи. Из фона они превращаются в некую ауру, гармонирующую с настроением или сутью человека, которого рисует художник

Лес, поле, роща или старинный парк – все это словно бы придает портретам особую одухотворенность. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Но часто живописец создавал пейзажи для собственного удовольствия. Больше всего его привлекали сельские буколики. Он писал разные виды природы – поля перед страдой, таинственные лесные опушки, весенние рощи, красиво ухоженные парки. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку».

Лондон всё ближе

Гейнсборо постоянно учился и совершенствовался: изучал полотна старых мастеров, находившиеся в коллекциях аристократов, в домах которых он бывал. Картинами Ван Дейка и Рубенса художник был просто очарован, что заметно сказалось на его работах того периода: богаче стала цветовая палитра и интереснее оттенки.

В начале 1760-х Гейнсборо отправил «Портрет графа Нюджента» в Общество художников Великобритании, только что основанную профессиональную ассоциацию. О нём начала писать столичная пресса, вскоре его работы стали регулярными экспонатами на публичных выставках.

В конце 1768 года Гейнсборо, уже признанный живописец, по приглашению Джошуа Рейнольдса, авторитетного английского портретиста, стал членом только что основанной Королевской академии художеств. В дальнейшем Гейнсборо на этом посту активного участия не принимал, больше занимался собственным творчеством.

Детство

Родился 14 мая 1727 года в провинциальном Садбери, на востоке Англии, в небогатой многодетной семье. Отец будущего художника Джон Гейнсборо зарабатывал торговлей сукном и пошивом саванов, мать Сюзанна занималась детьми, которых было девять.

В Садбери Томас, девятый ребёнок, учился в гимназии для мальчиков. Особенно нравилось ему рисовать и лепить, поэтому он часто был озабочен, как-бы придумать причину для прогула скучных уроков. Исходил все окрестности Садбери, зарисовывая всё, что привлекало: зелёные холмы, живые изгороди, дуплистые деревья, пасущихся животных.

Вряд ли семья изыскала бы средства на дальнейшее обучение Томаса, если бы не трагические события: погиб его дядя, брат Джона, и по завещанию Томас получил 40 фунтов стерлингов, предназначенные для поиска «лёгкого ремесла». Благодаря этой сумме 13-летний подросток получил возможность продолжить обучение в Лондоне, куда уехал в 1740 году.

Примечания

  1. Уотерхаус, 249, Кларк, 48, Эгертон, 82–84
  2. ^
  3. Уотерхаус, 248-50; Кларк, 48
  4. Такие как Джонс; в любом случае обстановка находится намного ближе к дому, чем предполагает картина, см. ниже; Ленгмюр, 284
  5. ^ Эгертон, 80
  6. Эгертон, 83
  7. ^ Эгертон, 82
  8. ^ Ленгмюр, 284
  9. Эгертон, 83; Hagen
  10. Эгертон, 86
  11. Эгертон, 83; Ленгмюр, 284; см. у Джонса критику наряда миссис Эндрю.
  12. см. Rothenstein, 43–44 для сравнения двух художников.
  13. Эгертон, 84
  14. Эгертон, 84–86, цитата: 84
  15. Комментарий, включающий два других ранних портрета Гейнсборо. Ротенштейн, 43
  16. Кларк, 48
  17. Бергер, 106–107; Джонс
  18. Cloke et al, 120
  19. Роза
  20. Cloke et al, 120–121; Роза
  21. Джонс
  22. Грэм-Диксон, 110
  23. Ленгмюр, 285
  24. Рейтлингер, III, 165–166
  25. Эгертон, 80 лет, который подробно описывает используемые пигменты.

Почерк и профессиональные привычки

Рисование по памяти Гейнсборо не нравилось. Приступая к работе над пейзажем, кроме полотен голландских мастеров живописи, играющих роль наглядного пособия, он использовал природные материалы, которые отвечали требованиям будущей картины по задумке художника. Это были ветки, листья, мох, камни, лишайники, кусочки глины и земли, из которых на простом дубовом столе в мастерской составлялась нужная композиция.

Кроме того, художник разработал собственный способ нанесения плавного мазка: краски разбавлялись до жидкого состояния и наносились кистями полутораметровой длины. Стоять по несколько часов в день перед мольбертом с такой кистью было очень трудно.

Переезд в Лондон. Аукционы Кристи

В 1774 году Гейнсборо переезжает в Лондон, в самую гущу художественной жизни, к этому обязывает и членство в Академии. Рядом с домом живописца его друг Джеймс Кристи, бывший моряк, открыл совершенно новое дело – торговля картинами с аукциона. Гейнсборо, весельчак и острослов, иногда заходил сюда понаблюдать за новым для всех процессом, по ходу отпуская добродушные шуточки. В итоге Кристи стал даже зазывать Гейнсборо на торги: лёгкая атмосфера способствовала значительному увеличению продаж. Так что аукционный дом Christie`s началом своего успеха обязан в какой-то мере Гейнсборо.

Художник [ править ]

Автопортрет Гейнсборо 1754 года

Томасу Гейнсборо было около двадцати трех лет, когда он нарисовал мистера и миссис Эндрюс в 1750 году. Он женился на беременной Маргарет Берр и вернулся в Садбери, Саффолк , свой родной город, а также город Эндрюсов, пройдя обучение в Лондоне у французов. художник Юбер-Франсуа Гравело , у которого он научился французскому стилю рококо . Там он также проникся любовью к пейзажам в голландском стиле . Однако пейзажная живопись была гораздо менее престижной и малооплачиваемой по сравнению с портретами, и Гейнсборо был вынужден (поскольку семейный бизнес, суконная мастерская в Садбери, обанкротился в 1733 году), как он выразился, «раскрасить лицо». Мистер и миссис Эндрюссодержит широчайший пейзаж из портретов Гейнсборо, и он больше не будет возвращаться к таким композициям. Будущие картины будут противопоставляться нейтральной или типичной обстановке рококо. Было высказано предположение, что Гейнсборо хотел продемонстрировать свои способности к пейзажу потенциальным клиентам, чтобы удовлетворить свои личные предпочтения или пожелания своих натурщиков.

Относительно небольшой размер картины, всего 2 фута 3 дюйма (69 см) в высоту, типичен как для портретов, так и для пейзажей Гейнсборо этого раннего периода. Позже он писал более крупные портреты, приближенные к натуральному размеру для более богатой лондонской клиентуры, чем его ранние изображения местной знати, а пейзажные фоны, которые он использовал, были в основном лесными и очень обобщенными. И его пейзажные фоны, и портреты, и его чистые пейзажи, как правило, показывают лесные массивы, а открытая панорама сельскохозяйственных угодий, наблюдаемая здесь, необычна, тем более что она начинается так близко к зрителю. Как и большинство чистых пейзажных картин, картина Гейнсборо обычно показывала вид, видимый с определенного расстояния, и то, что этот пейзаж уносится от переднего плана очень близко к зрителю, является характерной чертой портрета, необходимой и типичной для портрета, хотя она значительно увеличивает успех картины. Как и почти все художники того времени, у Гейнсборо не было практики рисовать на открытом воздухе, и миссис Эндрюс на самом деле не приходилось ходить в своей шелковой одежде через поля, чтобы позировать, — один из аспектов работы, неодобрительно комментируемый некоторыми. современные писатели.

использованная литература

  • Александр, Джулия Марсиари в: Уорнер, Малькольм и Александр, Джулия Марсиари, Этот другой Эдем, британские картины из коллекции Пола Меллона в Йельском университете , Йельский центр британского искусства / Художественные выставки Австралия, 1998 г.
  • Бергер, Джон и другие, Ways of Seeing , 1972, Pelican, ISBN  
  • Кларк, Кеннет , Пейзаж в искусство , 1949, ссылки на страницу в издании Penguin за 1961 год.
  • Пол Клок, Ян Кук, Филип Крэнг, Марк Гудвин, Джо Пейнтер, Крис Фило, Практика географии человека , 2004, SAGE, ISBN   , 9781848604889
  • Эгертон, Джуди, каталоги Национальной галереи (новая серия): Британская школа , 1998, ISBN  
  • Ленгмюр, Эрика, Путеводитель по Национальной галерее , пересмотренное издание 1997 г., Национальная галерея, Лондон, ISBN  185709218X
  • Рейтлингер, Джеральд ; Экономика вкуса, Том III: Художественный рынок 1960-х , 1970-х, Барри и Роклифф, Лондон
  • Уотерхаус, Эллис , Живопись в Великобритании, 1530–1790 , 4-е изд. , 1978, Penguin Books (ныне серия «История искусства Йельского университета»), ISBN  

Период жизни в Бате

В 1759 году семья Гейнсборо решается на новый переезд. Они поселяются в Бате. Это модный курорт, куда приезжали знаменитые и богатые люди. Там же жили две сестры мастера. Судьба наконец-то улыбается художнику. Он впечатлен портретным стилем голландских живописцев, особенно Ван Дейка, становится большим поклонником этого художника и тщательно изучает его творчество. Многое из техники Ван Дейка Томас Гейнсборо использует в будущем.

Художник начинает неплохо зарабатывать, поскольку получает известность как автор прекрасных портретов. Титулованная знать с деньгами дает ему заказы. Их поступает так много, что Томас не справляется с работой, и в конце концов даже заболевает от перенапряжения. Местная газета ошибочно сообщает о его смерти. В 1761 году живописец начинает посылать свои работы на выставки в Королевское Общество Искусств в Лондоне. Для привлечения внимания публики он выбирает портреты известных и знатных людей.

Учеба

Когда Томас Гейнсборо был маленьким, его отец очень впечатлился способностями сына в рисовании. В десять лет он уже писал пейзажи, лепил фигурки животных и даже создал миниатюрный автопортрет. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Его преподавателем был известный гравер Юбер Гравло, работавший в Академии святого Мартина. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. А для того чтобы зарабатывать на жизнь, содержать себя и платить за учебу, ему пришлось писать еще портреты, а также реставрировать старые картины. Вместе с Фрэнсисом Хейманом Томас помогал декорировать лондонский развлекательный сад Воксхолл-гарденз.

Отсутствующая область

Место, зарезервированное для?

Область на коленях миссис Эндрюс «зарезервирована», то есть не окрашена в синий цвет ее платья. Коричневый мазок натолкнул на «давно популярную идею» о том, что там должен был разместиться петух фазан , несмотря на то, что картина, вероятно (из состояния кукурузы) была установлена ​​до официального начала сезона фазанов 1 сентября. скорее всего, это рабочая сумка для вышивки , «плетения или вязания узлом», как это часто можно увидеть на портретах, в книге, веере , болонке или даже еще не родившемся ребенке — их первым ребенком была дочь, родившаяся в 1751 году.

Групповые картины

Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. На одной из них изображены аристократы, на другой – обычные деревенские дети, но, несмотря на социальное положение, все они испытывают счастье от простых человеческих радостей, любят животных и готовы обнять целый мир. Это показывает, насколько художник был близок к современной ему английской литературе с ее идеями просветительства и сентиментализма.

Пейзажи

Английская природа и ее воплощение на холсте – вот как видел свое призвание Томас Гейнсборо. Произведения этого художника со временем делаются более зрелыми

Если вначале он концентрировал внимание на социальном положении портретируемого, то затем главное место в его картинах начинают занимать именно пейзажи. Из фона они превращаются в некую ауру, гармонирующую с настроением или сутью человека, которого рисует художник

Лес, поле, роща или старинный парк – все это словно бы придает портретам особую одухотворенность. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Но часто живописец создавал пейзажи для собственного удовольствия. Больше всего его привлекали сельские буколики. Он писал разные виды природы – поля перед страдой, таинственные лесные опушки, весенние рощи, красиво ухоженные парки. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку».

Живопись

Первая картина, подписанная живописцем, датируется 1745 годом. Она называется «Бультерьер Бэмпер на фоне пейзажа», на ней изображена собака, позади которой виднеются деревья. Искусствоведы считают, что в работе чувствуется влияние нидерландского художника Яна Вейнантса. В последующие годы Гейнсборо вдохновлялся творчеством Якоба ван Рёйсдаля.

Живописца увлекало рисование пейзажей, которые он редко создавал на природе. Вместо этого Томас сооружал ландшафтные макеты, используя натуральные материалы. Но картины плохо продавались, из-за чего художнику пришлось уехать из Лондона и вернуться в Садбери. Там он начал рисовать портреты и создал первый шедевр «Портрет четы Эндрюс», который позже назвали истинно английской работой.

Постепенно финансовое положение мастера улучшилось, и он решил переехать в Ипсвич вместе с семьей. Гейнсборо вступил в Музыкальный клуб, резидентов которого изобразил на своей картине. Среди его клиентов были в основном торговцы и оруженосцы, но в 1753 году живописцу выпала честь написать портрет адмирала Вернона. После этого доход мужчины возрос, ведь к нему начали обращаться представители знати. Томасу удалось изобразить графа Джерси и его сына.

Накопив достаточно средств, художник переехал в курортный город Бат. Там он не знал отбоя от заказов и вскоре слег от переутомления. Среди портретов, написанных рукой мастера, — изображение графини Мери Хау. В этот период живописец начал изучать работы Рубенса и Ван Дейка, которые оказали влияние на его стиль в дальнейшем.

В 1761 году Гейнсборо начал отправлять картины на выставки Общества искусств в Лондоне. Его талант был высоко оценен Джошуа Рейнольдсом, который прислал мужчине предложение вступить в Королевскую академию художеств. Работы Томаса ежегодно выставлялись на мероприятиях, организованных академией, на протяжении 4 лет. Но из-за конфликта с Рейнольдсом портретист предпочел прервать сотрудничество.

Вскоре художник переехал в Лондон, где начал писать портреты королевских особ. Среди работ этого периода можно отыскать изображение бабушки королевы Виктории — Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой. Конфликт с Рейнольдсом достиг пика, когда оба мужчины решили нарисовать актрису Сарру Сиддонс. Но Томас все равно некоторое время участвовал в выставках академии, с которой разругался окончательно в 1784 году и перенес картины к себе домой.

На поздних этапах биографии стиль Гейнсборо кардинально изменился. Манера стала более свободной и легкой, живописец научился передавать игру тени и света, что сделало пейзажи реалистичнее. В его картинах появились лиричность и романтизм.

Картины голландских мастеров как учебные пособия

В 40-е годы XVIII века у английских коллекционеров стали очень популярны картины голландцев, излюбленным предметом которых в прошедшем столетии была природа. Не имея возможности получить систематическое художественное образование, Гейнсборо во многом самостоятельно постигал искусство пейзажной живописи, выбирая в качестве образца старые картины. В первых его работах заметно влияние живописца ландшафтов Яна Вейнантса.

В 1745 году Гейнсборо начал подписывать свои картины. Одну из первых своих работ он назвал «Бультерьер Бэмпер на фоне пейзажа». В ней прослеживается прямое копирование многих элементов из композиций Вейнантса.

Томас Гейнсборо: творчество, основные черты

Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» — своеобразная проба кисти в этой области. Сам двойной портрет супружеской пары очень яркий, но точность изображения подчеркивается буколическим окружением – зеленью рощи, желтизной спелой пшеницы на поле. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо.

Наследие Гейнсборо

Для своего времени Гейнсборо считался нетипичным и странным художником, часто проигрывая конкуренцию современникам-портретистам — его работы почти не появлялись на ежегодных выставках Королевской академии художеств. Несмотря на это, к концу жизни у него сложился хороший круг заказчиков, среди которых были и представители королевской семьи. После его смерти главный конкурент Джошуа Рейнольдс произнес речь перед выпускниками академии, в которой назвал Гейнсборо «гением, возвысившим английскую школу живописи». Впоследствии картинами Томаса вдохновлялись многие британские художники, включая Джона Констебла и Уильяма Тернера, и, как оно часто бывает, Гейнсборо с каждым десятилетием получал все больше признания.

изображения: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Критический прием

После того, как в 1927 году картина привлекла к себе внимание критиков, картина изначально стала любимцем критиков и искусствоведов. Хотя лорд Дювин все еще добивался огромных цен на более поздние портреты Grand Manner, которые он продавал американским плутократам, критический вкус все больше ценил более мелкие и свежие ранние портреты Гейнсборо

Для сэра Джона Ротенштейна в 1947 году «есть несколько более прекрасных или психологически глубоких интерпретаций цивилизованного человека в его отношениях с культурной природой», а другие авторы разработали в своем произведении анализ тем плодородия, изобилия и интереса к природе. Его похвалил Кеннет Кларк в своей книге «Пейзаж в искусство» (1949): «Эта очаровательная работа написана с такой любовью и мастерством …», которую, в свою очередь, пренебрежительно процитировал марксистский искусствовед Джон Бергер в своей книге «Пути зрения» (1972). ), который продолжал комментировать, что мистер и миссис Эндрюс «не пара по своей природе, как Руссо представлял себе природу. Они — землевладельцы, и их собственническое отношение к тому, что их окружает, видно в их позе и выражениях».

« Семья Грейвеноров» Гейнсборо (около 1755 г.); Мистер Грейвенор был скорее аптекарем , чем оруженосцем.

Краткие замечания Бергера положили начало традиции враждебных комментариев в книгах по географии человека и другим областям гуманитарных наук , которые склонны рассматривать обычные черты исторической портретной живописи как несколько зловещие, с точки зрения подчеркивания негативных аспектов английского XVIII века. К 2004 году она была описана как «картина, которая стала настолько широко цитируемой географами-людьми, что мы чувствуем, что она стала единственным культурным артефактом, который ни один уважающий себя комментарий к практике человеческой географии не может позволить себе игнорировать». По словам другого географа: « Таким образом, мистер и миссис Эндрюс — это образ, по которому географы согласны: это симптом капиталистических отношений собственности, которые узаконивают и санкционируются визуальным охватом ландшафта».

В этой традиции дорогостоящий холст, масло, и отсутствие сельскохозяйственных рабочих на изображении приводятся в качестве дополнительных доказательств, а несколько жесткая сидячая поза миссис Эндрюс, как говорят, выражает ее неполноценный и пассивный статус, поскольку она выставлена ​​на обозрение, как и другие активы ее мужа. Резко говорят о внешности и выражениях лиц двух натурщиков, их одежде и позах, а также о мистере Эндрюсе, несущем пистолет. Для некоторых авторов, придерживающихся этой традиции, намерение Гейнсборо при создании портрета было отчасти сатирическим, с чем вряд ли согласятся большинство историков искусства.

Напротив, Эндрю Грэм-Диксон находит картину «в ее тихой, сдержанной манере одним из шедевров эротической живописи»; «Одежда Роберта почти сходит с него, она такая свободная и гибкая», в то время как у Фрэнсис «тающий, долгий вид». Для Эрики Ленгмюр это «самая едкая лирическая картина в истории искусства. Удовлетворение мистера Эндрю от его ухоженных сельскохозяйственных угодий ничто по сравнению с интенсивным чувством живописца к золоту и зелени полей и рощ, гибким изгибам плодородная земля встречает величественные облака ». Она отмечает визуальные «рифмы и ассонансы», связывающие элементы композиции: юбка со спинкой скамьи, туфли миссис Эндрюс с ногами и обувь мистера Эндрюс с корнями деревьев, а также «линии пистолета, бедер, собаки и т. Д. теленок, пальто ». Его висящий хвост пальто связан с лентой, свисающей с шляпы его жены.

Картины на стекле

В 1781 году азартный Гейнсборо захвачен новым увлечением. Театральный художник Ф. Дж. Де Лоутербург придумал проектор, эйдофузикон, который посредством свечей и рисунка на стеклянной пластине в тёмном помещении передавал изображение на экран. Лондонцы были в восхищении. Гейнсборо соорудил собственный эйдофузикон, подобный оригиналу, и написал для него эффектные пейзажи. По воспоминаниям современников, во время демонстрации картины с грозой за окном разыгралось нешуточное ненастье, частое явление для Англии. Гейнсборо выскочил на улицу, чтобы сравнить впечатления от настоящей грозы и нарисованной. Результатом остался очень доволен: «Наш гром лучше!».

На сегодня сохранились 10 стеклянных пластин с пейзажами мастера.

Искусство компромисса — как вписать любимые пейзажи в портреты заказчиков

Через какое-то время Гейнсборо освоился и начал сам принимать заказы. Проблема была в том, что почти никому из клиентов не были нужны пейзажи — ни большие, ни маленькие. Ведь люди, которые заказывали работы, в первую очередь хотели увидеть на них самих себя. Но в это время в Англии начал зарождаться жанр разговорного портрета — в отличие от монументальных, почти недвижимых фигур, свойственных континентальной живописи, британские художники старались показать своих героев в реалистичном виде: во время разговора или прогулки. Гейнсборо обеими руками ухватился за такую возможность — ведь в разговорных портретах можно было уделять больше внимания пейзажу.

Более того, иногда любитель сельских пейзажей увлекался ими настолько, что уделял видам на заднем плане не меньше внимания, чем изображениям заказчиков на переднем. Собственно, очень часто в разговорных портретах Гейнсборо и вовсе невозможно разделить задний и передний планы — и тот и другой прорисованы с одинаковой тщательностью, как будто бы снятые на объектив с почти закрытой диафрагмой. На выставке в Пушкинском довольно много таких работ. Например, «Портрет миссис Мэри Кобболд и ее дочери Энн с ягненком и овцой на фоне пейзажа» — здесь все ясно даже из одного названия работы.

Несмотря на все попытки Гейнсборо уйти от традиционных портретов, они так или иначе всю жизнь преследовали художника — именно на них Томас зарабатывал большую часть денег. После череды переездов Гейнсборо в 1758 году оказался в Бате — главном тусовочном городе после Лондона: здесь, посреди развалин римских бань, собирались актеры, музыканты и прочие представители богемы. С одной стороны, Томас приобрел много полезных и интересных знакомств, стал вхож во многие богатые дома, где впервые увидел коллекции континентальной европейской живописи — именно ею он увлечется в последние годы жизни. Однако вместе с этим так и не полюбившему формальную портретную живопись художнику стали десятками сыпаться заказы на портреты. «Гейнсборо называл портретную живопись проклятым бизнесом», — вспоминал Уильям Пирс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: