Биография ореста адамовича кипренского

Описание портрета Пушкина. Кипренский-психолог

Композиция портрета проста и естественна. Поэтому ясно, что она продумана от первой до последней детали. Корпус написан прямо, а голова чуть повернута вправо. Именно там стоит деталь, указывающая на занятие модели – муза поэзии Эрато с лирой в руке.

Из желтовато-зеленоватого фона четко проступает фигура Пушкина со сложенными на груди руками. Видны изящные ухоженные пальцы правой руки. Левая закрыта клетчатым пледом. Свет выделяет лицо с характерными чертами: чуть приплюснутым носом и полноватыми губами. Кудрявые волосы, не закрывая лицо, переходят в бакенбарды.

Поэт одет в черный сюртук. Слегка выступает белый воротник. Он подвязан платком темно-зеленого цвета. Живописец создал простой, изящный, элегантный облик.

Самое сложное в портрете – глаза. Они совершенно живые – ясные и чистые с голубоватым оттенком. Они наполнены чувством вдохновения. Выражение каждого из них, если внимательно вглядываться, различно. Правый – спокойный с легкой грустью, в левом – ирония, насмешка, легкое удивление. Этот метод применял Т. Жерико. Зритель воспринимает глаза одновременно, и потому они выражают многообразие духовного мира.

Мимика лица сдержанна и спокойна, но готова к действию. Губы закрыты не жестко и плотно, а готовы открыться, но их изгиб печален. Мягко и ненапряженно обрисованы мускулы лица.

Поэт недавно вернулся из ссылки, переговорил с императором, встретился с друзьями. Облик полон достоинства, уверенности и прилива творческих сил. В образе прочитывается сложное политическое и общественное время.

Портрет понравился поэту. Об этом говорит поэтическое послание художнику.

Портретное рисование

Краткая биография Кипренского гласит, что художнику удавалось поймать тонкую душевную нить героя картины. В предвоенный период Кипренский сделал портретное изображение бравого гусара. На рисунке запечатлен решительный и открытый человек, отличающийся яркими горящими глазами, смелостью настоящего бойца. За этим красивым лицом можно заметить напряженную силу, готовность к совершению подвига. Портрет явно показывает, что человек ждет сражения и верит в победу.

Во время Отечественной войны 1812 года Орест перешел с кисти на быстрый карандаш. Работал молодой портретист задорно, смело и горячо. Глядя на портреты участников войны, можно отметить их героизм, отвагу, одушевление победой и веру в торжество. Рисунки отличаются искренностью и стремлением к достижению поставленных целей. Живопись Кипренского передавала его душевную близость с изображаемым человеком.

В 1825-1827 годах Орест нарисовал портрет великого поэта А. С. Пушкина. Картина передает зрителю не простое изображение человека, а часть души самого художника, его личность, настроение, судьбу и отношение к людям. Конечно же, Кипренскому удалось передать в портрете Пушкина частичку себя.

Полотна Кипренского никогда не стареют, ведь рисовал он портреты, на которых запечатлена красивая внешность и душа человека, сохраняющаяся веками. Его работы заставляют задуматься над бытием, призывают всех стать добрее и лучше.

Кипренская живопись

Женские изображения — особая часть творческого пути Ореста Адамовича. Каждая картина Кипренского раскрывает душу творца, передает глубину образа, облика. Все это благодаря мастерству. Наиболее популярными считаются портреты Щербатовой, Авдулиной и Хвостовой. А самой выдающейся работой является изображение Ростопчиной. За широкой и добродушной улыбкой этой красивой женщины скрываются духовные и эмоциональные переживания. В рисунке явно присутствует драматизм, некий душевный кризис.

С 1813 по 1814 год Орест создал несколько карандашных портретных рисунков мальчиков и девочек разных возрастов. Каждый из них передает тончайшую грань детской натуры.

В те же годы Кипренский, картины которого уже пользовались популярностью, получил академическое звание, а через несколько лет стал советником в родной Художественной академии. Та пора считается наиболее удачной в плане признания таланта мастера.

Он не мог забыть свою Мариуччи

Ко всем страданиям прибавлялась тоска по маленькой шестилетней девочке Анне-Марии Фалькуччи, которую художник называл Мариучча. К слову, именно она позировала Кипренскому для знаменитой «Девочки в маковом венке с гвоздикой в руке». Мариучча оказалась ненужной матери и жила в доме художника. Он настолько привязался к малышке, что даже обратился в Ватикан с просьбой оформить над ребёнком опекунство.

«На мрачной и безнравственной стезе, по которой идёт мать её, и она не замедлит сама со временем совратиться с пути чести и добродетели», – писал он в письме к кардиналу. Но поскольку Кипренский находился в православной вере, ему отказали, а девочку забрали в монастырский приют.

Но Кипренский никак не мог забыть свою маленькую музу. Он просил скульптора Самуила Гальберга, оставшегося в Италии, выяснить, как живётся Мариучче: «Я весьма бы желал узнать о её положении. Хорошо ли ей там, не надобно ли чего для помощи».

В следующем письме он пишет: «Прошу сделать мне дружбу, объявить начальнице её, что я непременно приеду в Рим в течение двух или трёх лет и постараюсь нашей Марьючче вполне оказать мое участие, которое я принял в её судьбе. У меня никого ближе её нет на земле, нет ни родных и никого».

Портретист или художник исторического жанра?

Этот вопрос не был ясен даже для самого художника. Академию художеств он окончил по классу исторической живописи и считал, что именно в этом жанре его призвание. В то же время свои замечательные портреты он считал в основном только заработком. Ему хотелось писать большие исторические полотна. И вот создана историческая картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Орест Кипренский «Князь Димитрий Донской после Куликовской битвы» (1805). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) Князь Димитрий Иванович (1350-1389) правил Москвой после 1359 г. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая. 8 сентября 1380 г. татары были разбиты на Куликовом поле, за что князь Димитрий Иванович получил почётное прозвище Донской. Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери были огромные, но сражение было выиграно. Димитрий Донской был тяжело ранен. На картине показан эпизод, когда после битвы люди нашли раненого князя среди мёртвых. Академия художеств присудила Кипренскому за эту работу Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Только в 1816 г. он смог поехать в Европу – после окончания наполеоновских войн. По пути он остановился в Женеве, и здесь за ряд работ его избрали членом Женевского художественного общества. Но портреты по-прежнему были его лучшими работами. Например, портрет С. Щербатовой.

Орест Кипренский. Портрет С.С. Щербатовой (1819). Итальянский карандаш, сангина на бумаге. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Кем была она, эта юная женщина с задумчивым и одухотворённым лицом? Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) изображена на портрете в возрасте 19 лет. Она уже жена А.Г. Щербатова, вдовца, генерала от инфантерии, участника войны 1812 г., отмеченного многими наградами. Он старше своей юной жены на 22 года. Портрет Софьи Щербатовой написан Кипренским во время свадебного путешествия супругов. Несмотря на разницу в возрасте, этот союз был счастливым, в семье было 6 детей. В Москве салон молодой княгини со временем стал «центром всей старой столицы». В ее альбоме подписывались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тютчев, Тургенев, Гоголь, Баратынский, Мицкевич, Лист, Рубини, Россини, Патти, Полина Виардо. Ей посвящали ноты и стихи. Но она была известна своей простотой и трудолюбием, любовью к людям. Овдовев, она активно занималась благотворительностью и меценатством: организовала вместе с доктором Гаазом Никольскую общину сестер милосердия. По инициативе её сына Александра в Москве открылась городская больница, которую впоследствии назовут Щербатовской (ныне это Русаковская детская больница). Александр передал в дар Москве дом, оставшийся в наследство от матери, здесь устроили детскую больницу. В наши дни она известна как городская клиническая детская больница имени Филатова.

Детские годы

Кипренский Орест родился в 1782 году, 24 марта. Его мать, крепостная крестьянка по происхождению, родила сына от помещика Дьяконова, а чуть позже вышла замуж за Швальбе Адама. Фамилия Кипренский является выдуманной.

Орест был внебрачным сыном Дьяконова, но несмотря на это помещик всячески заботился о ребенке. В 6 лет Орест стал вольным человеком и был определен Дьяконовым в художественную академию Петербурга. Уже в начале своего учебного пути Кипренский был отмечен как одаренный мальчик. Он много раз получал всевозможные медали за композиционные эскизы и штудии.

В. С. Дмитриев, гувернер и преподаватель Академии художеств в то время, отмечал, что Ореста отличало от сверстников чуткое восприятие цветовой гаммы. Он рисовал непринужденно, легко. Частенько мальчика можно было застать даже за пением. Кипренский был способным, живым и темпераментным.

Ярлыки

  • «Вирсавия» (1)
  • «Даная» (1)
  • «Девочка с персиками» (1)
  • «Девушка освещенная солнцем» (1)
  • «Кружевница» (1)
  • «Ночной дозор» (1)
  • «Пётр на смертном ложе» (1)
  • «Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье» (1)
  • «Последний день Помпеи» (1)
  • 18 век (9)
  • Академия хкдожеств (1)
  • Академия художеств (1)
  • Александр Македонский (2)
  • Алексей Петрович Антропов (2)
  • амулеты (1)
  • анималист (1)
  • анималистический жанр (1)
  • Антон Лосенко (1)
  • Анубис (1)
  • Апеллес (1)
  • архитектура (1)
  • барокко (2)
  • богиня Хатхор (1)
  • Брюллов К.П. Автопортрет (1)
  • Брюллов Карл (1)
  • Бурлаки (1)
  • бытовой жанр (1)
  • В.А. Тропинин (1)
  • Валентин Серов (4)
  • Василий Андреевич Тропинин (1)
  • Великий сфинкс (1)
  • Виргилиус Эриксен (1)
  • Вишняков Иван (1)
  • Гентский алтарь (1)
  • Георг Кристов Гроот (1)
  • Геродот (2)
  • Гертье Диркс (1)
  • Гиза (1)
  • Гор (1)
  • Горький (1)
  • графиня Юлия Самойлова (1)
  • грифоны (1)
  • Губерт ван Эйк (2)
  • Д.Г. Левицкий (1)
  • Дашур (1)
  • Джордж Стаббс (1)
  • Джосер (2)
  • Древний Египет (8)
  • Египет (1)
  • Екатерина II (1)
  • Елизавета Петровна (1)
  • Ермолова (1)
  • Женский портрет 18 века (1)
  • живописец Иван Аргунов (1)
  • живопись (3)
  • Живопись Нидерландов (1)
  • Живопись Нидерландов 15 века (2)
  • жизнь и творчество (1)
  • И. Е. Репин (2)
  • И.Е. Репин «Царевна Софья» (1)
  • И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве» (1)
  • Иван Аргунов (2)
  • Иван Никитин (3)
  • идущие вброд (1)
  • изображение Мадонны (1)
  • изображения лошадей (1)
  • Икона «Ангел Златые власы» (1)
  • Илья Репин (1)
  • Имхотеп (1)
  • интимный портрет (1)
  • Иоганн Фридрих Гроот (1)
  • Исаак Ильич Левитан (1)
  • искусство портрета (1)
  • историческая живопись (1)
  • исторические картины (1)
  • исторический жанр (1)
  • история жизни и любви Рембрандта и Саскии (1)
  • история создания Русского музея (1)
  • К.Е. Маковский (1)
  • канопы (1)
  • Каравакк (1)
  • Карл Брюллов (2)
  • картина «Бурлаки на Волге» (1)
  • картина «Воскрешение дочери Иаира» (1)
  • классицизм (1)
  • классицизм. Карло Расстрели (1)
  • конный монумент (1)
  • Константин Тон (1)
  • Коровин (1)
  • Красная пирамида (1)
  • крепостной художник (2)
  • критический реализм (1)
  • Левитан (1)
  • Левицкий (1)
  • Ломаная пирамида (1)
  • Лоренс Альма-Тадема (1)
  • Луи Токке (1)
  • М.И. Козловский (1)
  • Мазини (1)
  • Мари Анн Колло (1)
  • Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен (1)
  • Медный всадник (1)
  • Медум (1)
  • Мемфис (1)
  • Микерин (1)
  • Михаил Микешин (1)
  • мумия (1)
  • набережная (1)
  • Наполеон Бонапарт. (1)
  • натюрморт (1)
  • Невский проспект (1)
  • немес (1)
  • Нидерланды (4)
  • Никитин Иван (1)
  • О. А. Кипренский (1)
  • острохарактерные народные типажи (1)
  • Павел Федотов (1)
  • памятник А.С. Пушкину (1)
  • памятник Екатерине Великой (1)
  • парадные портреты (1)
  • парадный портрет (1)
  • парадный портрет Петра III (1)
  • пейзаж (1)
  • Пётр III (1)
  • пирамида (1)
  • пирамида Микерина (1)
  • пирамида Хеопса. (1)
  • пирамида Хефрена (1)
  • Пирамиды (3)
  • площадь Искусств (1)
  • поздний академизм (1)
  • Портрет (1)
  • портрет А.С. Пушкина (1)
  • портрет графини М.А. Румянцевой (1)
  • портрет Е.С. Авдулиной (1)
  • портрет Иды Рубинштейн (1)
  • портрет императрицы Елизаветы Петровны (1)
  • портрет Сары Фермор (1)
  • портрет статс-дамы А.М. Измайловой (1)
  • Портрет супругов Арнольфини (1)
  • портретист (2)
  • портреты (2)
  • портреты Екатерины II (1)
  • портреты Петра I (1)
  • портреты Саскии (1)
  • портреты светских красавиц (1)
  • портреты смольнянок (1)
  • прерафаэлиты (1)
  • приветствие (1)
  • придворный живописец (1)
  • реализм (2)
  • Рембрандт ван Рейн (2)
  • Репин И.Е. (2)
  • Риччи Себастьяно (1)
  • Рождество Христово (1)
  • рококо (4)
  • Рокотов (1)
  • романтизм (2)
  • русский классицизм (1)
  • Русский музей в СПб (2)
  • русский пейзаж (1)
  • русский реализм (1)
  • Санкт-Петербург (3)
  • саркофаг (2)
  • Саския ван Эйленбюрх (1)
  • Северное возрождение (2)
  • Северное возрождение. (1)
  • сентиментализм (1)
  • сердаб (1)
  • Серов Валентин (2)
  • скарабей (1)
  • скульптор М.К. Аникушин. (1)
  • скульптура (2)
  • Снофру (2)
  • список литературы (1)
  • строительство пирамиды (1)
  • сфинксы (1)
  • Таманьо (1)
  • Титус ван Рейн (1)
  • учеба в Академии художеств (1)
  • Ф.С. Журавлёв (1)
  • фараон (4)
  • фараон Хеопс (1)
  • фараоны четвёртой династии (1)
  • Хеб-сед (1)
  • Хендрикье Стоффельс (1)
  • Хеопс (4)
  • Хефрен (1)
  • Химеун (1)
  • Хкдожник-баталист В.В. Верещагин (1)
  • Хуфу (1)
  • Чемесов (1)
  • Чудеса света (1)
  • Шаляпин (1)
  • Этьен Фальконе (1)
  • Юсуповы (1)
  • Ян ван Эйк (4)
  • Ян ван Эйк — портретист (1)
  • XIX век (2)
  • XV век (4)
  • XVIII век (2)

Юношество

Спустя 9 лет Орест Адамович Кипренский благополучно завершил свое обучение в воспитательном училище Художественной академии и попал в класс исторической живописи того же учреждения. Здесь обучались одаренные ученики, ведь историческая живопись в то время была высшим жанром художественного искусства.

В рисунках Ореста просматривался особенный собственный стиль. Виртуозностью исполнения отличаются такие его работы, как «Натурщик с красным плащом», «Гектор и Андромаха», «Читатели газет в Неаполе».

Обучение живописца происходило в полуказарменном режиме, где он подвергался постоянному муштрованию, а вокруг царила рутина. После того как Кипренский закончил свое обучение в Художественной академии, в кругу друзей его начали называть «сумасбродным Орестом» и «пылким».

Художник Кипренский никогда не расставался со своим альбомом, а его душа принимала все впечатления жизни. Его друзья говорили о том, что он не знал меры в работе и увлечениях. В принципе, молодой человек никогда не отличал работу от увлечения, ведь писал все то, что привлекало его интерес, захватывало.

Творчество

В 1804 году живописец подготовил для выставки Академии художеств первую работу — написал портрет Адама Швальбе. В качестве основной техники автор использовал прием лессировки. Картина, выполненная в темно-золотистом тоне, напоминала произведения старых мастеров и вызвала много восторженных отзывов.

Через год для академического конкурса Орест создал полотно «Дмитрий Донской на Куликовском поле». Работа на исторический сюжет, написанная в стиле французского классицизма, стала лучшей — студент получил Большую золотую медаль. Также Кипренский участвовал в росписи строившегося в городе на Неве Казанского собора — создал икону «Богоматерь с младенцем». Но в дальнейшем иконопись не увлекала творца, как и пейзажи.

Популярным жанром у светской петербургской публики в начале XIX столетия стали портреты. К тому времени их могли позволить себе не только цари и полководцы, но и знатные купцы. У молодого художника появились заказчики, в том числе и торговец Иван Кусов, образ которого запечатлел живописец в 1808-м.

Известность автору принес портрет Александра Челищева, который позднее оказался героем Отечественной войны 1812 года. На картине, созданной в направлении романтизма, зрители увидели подростка, почти ребенка, с нежной кожей и удивительными «внимательными» глазами. Психологизм впоследствии стал неотъемлемой особенностью живописи автора.

В 1809 году Кипренский отбыл из Петербурга в Москву, чтобы продолжить работать там. За время пребывания в Белокаменной живописец написал парные портреты супругов Растопчиных. В отличие от модных «парадных» картин этого жанра, Орест представил мужа и жену по-домашнему скромными, что придало полотнам глубину.

Ярким произведением этого периода стал «Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова». Больше столетия после появления этого творения считалось, что на нем изображен знаменитый гусар и партизан Денис Давыдов.

На самом деле перед публикой «предстал» Евграф Владимирович Давыдов. Причиной путаницы стала неверная расшифровка экспертами подписи к полотну самого автора. В 1812-м он получил звание академика, а в 1815-м стал советником Императорской академии художеств.

В 1816 году живописец впервые поехал за границу благодаря протекции императрицы Елизаветы Алексеевны, которая высоко ценила талант творца. Италия вдохновила Ореста величественными зданиями, прекрасной скульптурой и живописью. Здесь мужчина познакомился с образцами искусства эпохи Античности и Возрождения.

В Риме и Неаполе Кипренский писал заказные портреты, а также рисовал местных жителей. Талант автора не остался незамеченным — от Флорентийской академии живописцу поступило предложение создать автопортрет для галереи Уффици. Орест стал первым из русских мастеров, кто удостоился такой чести.

Вернувшись в Россию в 1823 году, Орест Адамович столкнулся с трудностями в работе: из-за «итальянских» слухов заказов было мало. В этот период ему помог граф Дмитрий Шереметьев, предложивший художнику работать в мастерской при дворце. Постепенно о скандальном происшествии забыли. Именно там в 1827-м Кипренский создал портрет Александра Пушкина.

В том же году на свет появилось полотно «Бедная Лиза», изобразившее главную героиню повести Николая Михайловича Карамзина. Живописцу удалось запечатлеть на картине богатую эмоциональную палитру. В лице девушки читались легкая грусть и тихое счастье, скромность и возвышенность.

Через год творец покинул Россию и переехал в Италию. Здесь, едва находя средства к существованию, автор в последние годы жизни продолжал писать жанровые картины «Неаполитанские мальчики», «Читатели газет в Неаполе» и портреты.

Портретное рисование

Краткая биография Кипренского гласит, что художнику удавалось поймать тонкую душевную нить героя картины. В предвоенный период Кипренский сделал портретное изображение бравого гусара. На рисунке запечатлен решительный и открытый человек, отличающийся яркими горящими глазами, смелостью настоящего бойца. За этим красивым лицом можно заметить напряженную силу, готовность к совершению подвига. Портрет явно показывает, что человек ждет сражения и верит в победу.

Во время Отечественной войны 1812 года Орест перешел с кисти на быстрый карандаш. Работал молодой портретист задорно, смело и горячо. Глядя на портреты участников войны, можно отметить их героизм, отвагу, одушевление победой и веру в торжество. Рисунки отличаются искренностью и стремлением к достижению поставленных целей. Живопись Кипренского передавала его душевную близость с изображаемым человеком.

В 1825-1827 годах Орест нарисовал портрет великого поэта А. С. Пушкина. Картина передает зрителю не простое изображение человека, а часть души самого художника, его личность, настроение, судьбу и отношение к людям. Конечно же, Кипренскому удалось передать в портрете Пушкина частичку себя.

Полотна Кипренского никогда не стареют, ведь рисовал он портреты, на которых запечатлена красивая внешность и душа человека, сохраняющаяся веками. Его работы заставляют задуматься над бытием, призывают всех стать добрее и лучше.

Домашний портрет

Василий Тропинин предположительно по заказу Соболевского, а, может быть, и самого Александра Сергеевича, изобразил Пушкина-поэта в свободной позе, в халате с небрежно повязанным шейным платком.


Эта одежда символична и означала в те времена стремление к вольности и свободе. На этом портрете поэт захвачен мыслью, он творит. Лицо одухотворено внутренним волнением. Рукопись на столе подсказывает, что лишь на минуту Александр Сергеевич оторвался от нее. Взгляд невольно останавливается на руке, которая лежит на ней. Два перстня украшают ее. Один из них – талисман, с которым поэт не расставался и посвятил ему стихотворение.

Этот портрет необыкновенно хорош, но далеко не полно характеризует сложную личность. В совершенно ином ключе создал в том же 1827 году Орест Кипренский портрет Пушкина.

Примечания

  1. 12Карамзин Н. М. Бедная Лиза // Избранные сочинения в двух томах. — Москва — Ленинград: Художественная литература, 1964. — Т. I. Письма Русского Путешественника. Повести. — С. 605—621.
  2. Басовская Е. Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. — М.: Интерпракс, 1994.
  3. Очерки из истории русского романа
  4. О. А. Кипренский, «Бедная Лиза». История создания Архивировано 19 февраля 2011 года.
  5. Текст повести «Несчастная Лиза»
  6. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина Архивировано 10 декабря 2008 года.
  7. Все спектакли театра «У Никитских ворот» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 сентября 2009. Архивировано 2 ноября 2009 года.

Аллегории остались неосуществлёнными

Всё его творчество связано с жанром портрета, в котором Кипренский сумел обновить традиции русского портретного искусства.

При этом не следует забывать, что он был также виртуозным рисовальщиком, который в технике итальянского карандаша и пастели создал образцы высокого графического мастерства. К слову, довольно часто по эмоциональности они превосходят даже его живописные портреты. В этом списке и бытовые типажи «Слепой музыкант», «Калмычка Баяуста», и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года, и многие другие работы.

Большое число набросков и свидетельства современников показывают, что художник в свой зрелый период тяготел к созданию большой, как он сам писал президенту Академии художеств Алексею Оленину: «эффектной, или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины». Он очень хотел написать работу в аллегорической форме и изобразить в ней итоги европейской истории и предназначение России.

К великому сожалению, наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными. Некоторые и вовсе пропали, как случилось с «Анакреоновой гробницей». Эта его идея была реализована в творчестве Карла Брюллова и Александра Иванова.

История жизни Ореста Адамовича Кипренского

«Живя в Петербурге, Кипренский сблизился с наиболее выдающимися людьми своего века, — пишет Н.Г. Машковцев. — Он написал портрет поэта В.А. Жуковского (1816), нарисовал архитектора Кваренги (1814), поэта К.Н. Батюшкова (1815), И.А. Крылова (1816), слепого поэта Козлова. Почти во всех своих портретах, как и во множестве других, изображающих людей менее известных, Кипренский дает образ русского человека, пережившего бедствия войны и перестрадавшего за свою родину. Особенным обаянием отличаются некоторые из созданных им женских образов. 

В 1816 году академия сочла возможным возобновить заграничные командировки художников. Одним из первых за границу отправляется Кипренский. Через год из Рима Кипренский прислал свою первую заграничную картину «Итальянский садовник» (1817), встреченную в Петербурге как новый, неожиданный и радующий поворот в творчестве Кипренского. Подкупала, прежде всего, блестящая, законченная эмалевая живопись, сильный свет, озаряющий форму, и, наконец, весь миловидный облик юноши с выражением неги и даже томности на красивом лице. Картина Кипренского, казалось, заключала в себе благодатную атмосферу Италии. 

Портрет Екатерины Авдулиной, 1822

Итальянские годы Кипренского — годы наивысшей славы. В России его имя обратилось в легенду, итальянцам он открыл Россию. Его завалили заказами. Он удостоился неслыханной чести — галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет. 

К лучшим работам этого периода принадлежат портреты A.M. Голицына (ок. 1819) и Е.С. Авдулиной (ок. 1822) с их стремлением к обобщенности образа, его пластической завершенности. Изучение классического искусства и разработка сложных композиционных замыслов обогатили Кипренского-портретиста; окрепло его композиционное мастерство; линии контуров приобрели изысканность, а пластические объемы — необычайную убедительность. Из карандашных работ Кипренского наиболее примечателен портрет Гёте, сделанный в 1823 году в Мариенбаде, на пути домой. 

Стоит сказать также о «Портрете Мариуччи», более известном под названием «Девочка в маковом венке». Позировала для него очаровательная пухленькая девчушка. Мать девочки, распущенная и жадная женщина, постоянно вымогала у Кипренского деньги под предлогом своей безмерной материнской любви и страданий от разлуки с дочерью. Уезжая из Италии, художник выкупил девочку у беспутной матери и официально оформил документ на право воспитания ребенка. Через высшие церковные круги он поместил свою будущую жену Мариуччу — Анну Марию Фалькуччи — в привилегированный монастырский пансион. 

Портрет князя Н. П. Трубецкого, 1826

Россия встретила Кипренского неприветливо. Сам художник чувствовал себя неуверенно, так как произведения, посланные им из Италии и Парижа, долго не прибывали. Стали говорить, что Кипренскому нечего показать русской публике. Его рассказам об успехах в Италии не верили. К счастью, у него нашелся покровитель — Д.Н. Шереметев. Кипренский снимает квартиру на Английской набережной, но бывает там мало, так как работает в доме Шереметева на Фонтанке, где хозяин предложил ему мастерскую. При содействии своего покровителя Кипренский получает заказы, заводит новый круг знакомств. 

В 1824 году на очередной публичной выставке в Академии художеств Кипренский показал, помимо ранее созданных, новые произведения, среди них «Портрет Д.Н. Шереметева». После этого репутация художника была восстановлена. 

Бедная Лиза, 1827

В 1827 году в доме на Фонтанке в художник создал знаменитый портрет А.С. Пушкина. В эти же годы Кипренский рисует и графические портреты, создает такие совершенные листы, как «Портрет С.П. Бутурлина», «Портрет Е.Е. Комаровского», «Портрет М.А. Кикиной» и «Портрет А.А. Олениной». 

В 1828 году Кипренский снова уехал в Италию. В Риме художник женился на бывшей своей воспитаннице и вдохновительнице его таланта — Мариучче Фалькуччи. Для женитьбы на Мариучче Кипренскому пришлось тайно перейти в католичество. 

Место погребения в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, Рим

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: