Словарь терминов современного искусства на русском жестовом языке

Определение

Существует множество определений понятия “искусство”:

  • это уникальная система духовной жизни личности и социума, которая является творческим отображением реальности с помощью уникальных художественных образов.
  • это особенная форма духовного и практического освоения мира.
  • это наивысший уровень мастерства человека в любом деле (это может быть повар, врач, столяр и т.п.).

Изначально именно последнее определение использовалось в обществе чаще всего. Затем постепенно оно стало употребляться в основном для описания творческой деятельности, которая стремится показать и изменить мир с помощью прекрасного. Однако следует учитывать, что для этого требуется отменное мастерство, так что первоначальный смысл, по сути, не утратил своего значения.
Рис. 1. Предмет и цели искусстваОсновные предметы искусства: человек, общество, их взаимоотношения. Искусство может существовать в определенной форме — художественном произведении. Это может быть картина, фильм, стихотворение, скульптура и т.п.Средствами выражения действительности творца являются специфические объекты: слово помогает творцам литературы, музыканты используют звук, художники — цвет,  скульптура — объем. Цель искусства включает два аспекта:

  • художник стремится к самовыражению;
  • зритель получает удовольствие от наблюдения прекрасного.

Искусство — умение создавать прекрасное

Рассмотрим то самое «фильтрованное искусство», которое в конечном счете и останется в памяти человечества. Для его обозначения можно придумать более изящную и лаконичную формулировку:

Цель мотивирует источникИсточник использует средствоСредство достигает цель

Искусство – умение создавать прекрасноеИсточник искусства — создание (творчество).
Средство искусства — умение (ремесло).
Цель искусства — прекрасное (духовное наслаждение).

Всего три слова понадобилось для определения, но при этом в них умещается весь смысл: и источник, и средство, и цель.

Так же есть три действия, важные для искусства: постижение нового (для мотивирования творчества), выражение мыслей и чувств (для использования умения, мастерства), убеждение (для достижения сознания ценителей). Первые три составляющие — сама сущность искусства, эти три другие составляющие — не относятся к искусству, но необходимы для него

В чистом, бескорыстном искусстве никогда не обращают особое внимание на эти действия. Если же на каком-то элементе (постижении, выражении, убеждении) создается акцент, то искусство становится инструментом для какого-то другого действия, и перестает являться собой

постижениивыраженииубежденияубеждении

На рисунке показана схема искусства в виде правильного шестиугольника. На этой схеме можно заметить одно сходство, если двигаться против часовой стрелки: постижение, творчество, выражение, ремесло, убеждение, наслаждение. Это напоминает цикл любого товара: изучение, моделирование, конструирование, производство, распространение, потребление. Получается:

Искусство — цикл производства товара для души

Шестиугольник — фигура замкнутая, внутри него существует напряжение. Каждая из граней противостоит своей противоположной грани.

Выражение противостоит наслаждению.

Наслаждение — это потребность, тяга к прекрасному и душевному. Выражение — это возможность, то что может сделать человек. Часто возможностей не хватает для удовлетворения потребностей. Чтобы получить новые потребности нужно изменить возможности.

Ремесло противостоит постижению.

Производство сосредоточено на создании уже готовых идей, они оттачиваются до идеала, очень много усилий вложено в готовое производство. Поэтому появление новых знаний не выгодно производству: придется все перестраивать под новые идеи, тратить на это ресурсы, заново добиваться идеала. Изменения в производстве никогда не происходят добровольно, лишь под давлением внешних обстоятельств (пример: успешная роль актера, закрывает для него все остальные роли, его заставляют играть то, что получается лучше всего). Чтобы постичь новое нужно отвлечься от старого.

Убеждение противостоит творчеству.

С помощью убеждения распространяются и закрепляются продукты производства. «Убеждение» такая же закостенелая структура как и «ремесло». Она противодействует новым творениям, не дает им пробиться к потребителю. (пример: настоящие фанаты серии компьютерных игр всегда встречают в штыки новую игру сериала, какой бы она не была хорошей). Чтобы создать новое нужно разочароваться в старом.

Это внутреннее напряжение заставляет всю систему почти всегда стоять на месте. Лишь когда один из трех элементов движения (наслаждение, постижение, творчество) становится сильнее своей противоположности (элементы инерции: убеждение, ремесло, выражение), только тогда происходят изменения во всём цикле. Изменения происходят, и тут же элементы инерции заново начинают костенеть, до следующего изменения.

Стили

Определенные стили мирового искусства появлялись на протяжении всей истории человечества.

Античный, классическая древность

Античный стиль. Парфенон

VIII – V век до нашей эры. Расцвет культуры Древней Греции и Древнего Рима. После раздела Римской империи культурные традиции переняты Византией. Греки создавали образцы в области скульптуры и архитектуры. Римляне оставили храмы, скульптурные портреты, фрески.

Романский стиль, романтика

Романский стиль

X – XII века, начало XIII. Этот стиль относится к архитектуре. Характеризуется прямыми формами, круглыми арками, сводами, массивными стенами, яркими цветами, небольшими окнами. В изобразительном искусстве преобладает христианская тематика. Популярны горельефы, витражи.

Готика

XII – XVI века. Готика характеризуется стрельчатыми арками, узкими и высокими башнями, цветными витражами, сакральной живописью. В основе религиозная тематика.

Проторенессанс

Фреска Поцелуй ИудыДжотто

XIII – XIV века. Развитие итальянской культуры, переход от Средневековья к Возрождению. Проявляется интерес к античности, желание отобразить реальность, светские темы.

Возрождение, Ренессанс

Начало XIV века – конец XVI. Италия, зарождается интерес к античной культуре, пейзажу. Появляются портреты светских лиц. Выделяют перспективу, композицию. Художники изучают анатомию человека.

Барокко

В XVII–XVIII веках, появился в Италии. Стиль характеризуется пышными формами, чувственностью, динамичностью. Естественность уже не в моде.

Женщин изображают с пышными формами. Мужчины носят парики, бреются. Архитектура отличается большими пространствами, колоннадами. Популярны сложные формы купола, статуи.

Рококо

XVIII век. Зародился во Франции. Этот стиль считают продолжением барокко, высшей стадией. Его использовали в дизайне интерьера, архитектуры, скульптуры.

Классицизм

XVII – XIX век. Возвращение к идеалам античности, строгим линиям, идеальным пропорциям.

Романтизм

Конец XVIII, начало XIX века. Этот стиль распространен в европейской и американской культуре. Противоположность классицизму.

Ампир

Эпоха Наполеона, первые 30 лет XIX века. Королевский стиль архитектуры. В моде колонны, лепные карнизы, триумфальные арки. Рельефы львов, орлов, военной символики.

Реализм

Конец XVIII – XX века. Сущность стиля в точном и объективном изображении мира.

Импрессионизм

Конец XIX – начало XX веков. Зародился во Франции, характеризуется естественным отображением реальности. Мастера используют мелкие раздельные мазки вместо четких линий, смешивают краски на палитре.

Модерн

Конец 1880–1914 годы, возник в Англии. Сочетает в себе творчество и практичность. Происходит отказ от прямых линий и углов, соединение металла и бетона.

Зародился в конце XIX века. Характерная особенность – обдуманное упрощение изображения.

Экспрессионизм

Начало XX века. Выражает эмоциональное состояние художника.

Ар-деко

1925–1935 гг. В основе строгая геометрия, четкие линии, гладкие, блестящие поверхности. Использование стекла, зеркала, бронзы, кожи.

Сюрреализм

1920 годы и до наших дней. Главная идея сюрреализма – сочетание иллюзий и парадоксов.

Цели

Определением целей искусства занимаются теоретики на протяжении столетий

Существует множество определений и концепций, которые акцентируют внимание на разных фактах. В общем все цели можно разделить на две большие категории: немотивированные и мотивированные.Немотивированными называют те, что не получится использовать для достижения конкретной другой цели

К таким относят:

  • стремление к гармонии;
  • стремление к загадочности (связи со вселенной);
  • реализация воображения;
  • обращение к огромной аудитории;
  • символические.


Рис. 4. Первый в России публичный профессиональный театр. Ярославль. 1750 годМотивированные цели — это такие, которые автор специально ставит перед собой, приступая к творчеству. К таким относят:

  • способ коммуникации, донесения информации;
  • развлечение;
  • политические изменения;
  • психотерапия;
  • социальный протест.

Используя разные виды и инструменты, искусство отражает определенную сторону реальности, но все вместе они создают огромную прекрасную картину мира. Чем выше культурное развитие личности, тем сильнее в ней проявляется тяга к творчеству или наслаждении предметами искусства. Это один из основополагающих признаков, который отличает нас от животных.Искусство является основополагающей частью духовной жизни социума, его формой познания и отражения окружающего мира. По потенциалу изменения мира искусство стоит наравне с наукой.Ниже мы предлагаем вам видео про виды и жанры искусства. Ознакомьтесь с ним для более широкого раскрытия темы.

П

  • Панели из поликарбоната/Polycarbonate panels

  • Панели теплоизоляционные/ Heat-insulating panels

  • Панели/panelling

  • Паркет/ Parquet

  • Пароизоляция/vapor barrier

  • Перемычки железобетонные/ Jumpers, reinforced concrete

  • Песок/ Sand

  • Пигменты для красок/ Pigments for paints

  • Пигменты/ Pigments

  • Пиломатериал/timber

  • Питатели/feeder

  • Пластификаторы для бетона/ Plasticizersforconcrete

  • Плита OSB/OSB

  • Плиты/ Plates

  • Подземные горные выработки/Underground mine workings

  • Подземные горные выработки/Underground mining

  • Подземные хранилища газа и нефти

  • Пожарная безопасность/Fire safety

  • Покрытия/cover

  • Полимеры/ Polymers

  • Половое покрытие/Floor covering

  • Половые пропитки и смеси/Sex impregnation and mixtures

  • Полы/ Floors

  • Породы горные / Rocks, mountain

  • Потолки подвесные/ Suspended ceilings

  • Приборы неразрушающего контроля/ Devices of nondestructive control

  • Приборы отопительные/Heating devices

  • Приборы/instrumentation

  • Приспособления/ facilities

  • Прогоны/Runs

  • Проектирование/ Design

  • Проектный менеджмент

  • Производственные здания/Industrial buildings

  • Производство/ Production

  • Промышленные автоматизированные системы/Automation of construction production and building materials industry

  • Противопожарные мероприятия/Fire prevention measures

  • Процессы и аппараты/Processes and devices

  • Прочие, бетон/Other, concrete

  • Прочие, замазки/Other, putty

  • Прочие, краски/Other, paints

М

  • Маркетинг строительных материалов

  • Мастики/Mastics mastic

  • Материал звукопоглощающий /The Sound-Absorbing Material

  • Материалы абразивные/ Abrasive materials

  • Материалы акустические/ Materials acoustic

  • Материалы геосинтетические/Geosynthetic material

  • Материалы геотекстильные/ Geotextile materials

  • Материалы геотекстильные/Geotextile materials

  • Материалы гидроизоляционные/ Waterproofing materials

  • Материалы для водопроводной сети/ Materials for water supply network

  • Материалы нетканые/Nonwoven materials

  • Материалы отделочные/ Finishing materials

  • Материалы строительные/ Materials of construction

  • Материалы теплоизоляционные / Heat-insulating materials

  • Материалы хризотилцементные/Chrysotile cement materials

  • Машины землеройные/Earthmoving machines

  • Машины и оборудование для свайных работ/ Machines and equipment for piling works

  • Машины лесного хозяйства/Forestry machines

  • Машины мелиоративные/Reclamation machines

  • Машины ручные пневматические и электрические/Machines, manual, pneumatic and electric

  • Мелиоративные системы и сооружения/Reclamation systems and facilities

  • Мельницы/Mills

  • Менеджмент качества/quality management

  • Менеджмент строительных материалов/Management of construction materials

  • Металлочерепица

  • Метрология/metrology

  • Метрополитены

  • Механизация строительного производства/Mechanization of construction production

  • Механизмы грузоподъемные/ Mechanisms for lifting

  • Механика бетона/ Mechanics of concrete

  • Мешалки/ Agitators

  • Минералы/ Minerals

  • Моделирование информационное в строительстве/Information modeling in construction

  • Модульная координация размеров/Modular coordination of dimensions

  • Мостовые переходы/bridge crossing

  • Мосты/ Bridges

К

Каракули

Каракули – это свободный, забавный рисунок, который часто не учитывает пропорции. Обычно рисуется, когда художник о чем-то размышляет.

Картина

Картина – это законченное произведение искусства, выполненное с помощью одной из техник изобразительного искусства.

Коллаж

Коллаж – это техника в изобразительном искусстве, которая подразумевает крепление материалов к одной поверхности с помощью клея или другого вещества. Термин пошел от французского глагола coller, означающего «клеить». Также, коллаж – это произведение искусства, полученное с помощью данной техники.

Композиционный центр

Композиционный центр – это область произведения искусства, которая предназначена для привлечения внимания зрителя.

Композиция

Композиция – это расположение визуальных элементов в произведении искусства. Термин композиция может использоваться в изобразительном искусстве, а также в музыке, письме и фотографии.

Компоновка

Компоновка – это процесс, в ходе которого художник расставляет объекты будущей картины на холсте или листе бумаги, чтобы добиться максимально точной передачи перспективы, размеров и пропорций.

Контраст

Контраст – это художественный прием, который подразумевает противопоставление цветов, фактур, размеров и так далее для того, чтобы сделать картину более выразительной

Контрастная игра света и тени

Контрастная игра света и тени – это прием, который используется для обозначения сильного контраста между светлыми и темными участками на картине. Часто используется, чтобы сделать рисунок более объемным. Источник термина – Chiaroscuro – с итальянского переводится как «светло-темный».

Колорит

Колорит – это организованное и гармоничное взаимоотношение оттенков в картине, повышающее ее выразительность и определяющее эстетическое воздействе произведения искусства на зрителя.

Контур

Контур – это техника, в которой художник рисует обозначающую форму или край предмета линию. Как предполагает происхождение слова – от французского «схема» – контур создает схему предмета.

↑ Понятие «искусство»

Теории происхождения искусства
Биологическая теория Происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.
Игровая теория Причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.
Магическая теория Искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.
Трудовая теория Искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусство — результат творческой деятельности человека, способ изображения реальной действительности или вымышленного мира в художественных образах.

Посредствам художественных образов можно передать то, что невозможно сделать в словесной форме — чувства, эмоции, переживания. Так, в искусстве отражается не только материальный мир, но и внутренний мир человека, его отношение к среде, в которой он живет и действует. Искусство — это и определенная форма познания окружающего мира, а также способ оценки красивого или безобразного, что является неотъемлемой частью любого художественного произведения.

Художественный образ — это плод фантазии и воображения писателей и композиторов, художников и музыкантов, архитекторов и скульпторов. Художественный образ — это образ, который возникает в сознании человека, когда он соприкасается с произведением искусства.

Предметом искусства выступает человек и его духовный мир.

Специфика искусства

  • образность и наглядность;
  • особые способы воспроизведения реальности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.);
  • субъективное отношение к миру;
  • эмоциональное воздействие на человека.

Появление чего-либо нового в искусстве и творчестве называют новаторством.

Наука, изучающая особенности художественного познания, искусства и красоты называется эстетикой.

В обществе существуют разные взгляды на искусство.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всём многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передаёт людям определённую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.

Функции искусства

Искусство охватывает широкий спектр человеческой деятельности, творчества и способов выражения, включая музыку, литературу, кино, фотографию, скульптуру и живопись. Смысл искусства рассматривается в разделе философии, известном как эстетика, и даже в таких дисциплинах, как история и психология. Цель искусства – художественное и эстетическое овладение миром, жизнью человека и окружающей средой.

Искусству приписывают выполнение ряда функций в жизни человека и общества:

коммуникативная – художник (творец) общается со своим зрителем через свою работу;
эстетическая – искусство вызывает у получателя художественного продукта определённый эстетический опыт (например, обращаясь к идее красоты); у каждого исторического периода, а также у каждого народа есть свои эстетические требования и вкусы;
познавательная – зритель знакомится не только с произведением, но и с историей предков, через произведения он может «переноситься» в определённую историческую эпоху (искусство способствует эмпатии);
этическая, пропагандистская, образовательная – искусство обучает, воспитывает, поощряет размышления, раскрывает определённые модели поведения или социально-этические нормы;
метафизическая (религиозная) – произведения искусства создаются из метафизической (религиозной) мотивации и призваны возбуждать чувства; музыка, живопись, скульптура, архитектура служат духовной жизни или религии, черпают из неё темы для своих произведений;
эмоциональная – проявляется в основном в танцах и музыке;
лечебная, восстановительная – считается, что искусство лечит; катарсис – очищение психики (музыкальная терапия, библиотерапия, поэзия как терапия, драмотерапия, видеотерапия и др.);
развлекательная – искусство позволяет расслабиться и снять стресс за счёт активного участия в создании предметов искусства; позволяет каждому человеку побыть участником в таких областях, как танцы, музыка, комедия, сатира и избавиться от стресса;
идентификация и интеграция – искусство интегрирует и демонстрирует принадлежность к определённой социальной группе (например, врачи, скауты, музыканты и др.); помогает сохранить культурную самобытность местных сообществ и народов;
суггестивная функция – искусство способно внушать определённый состав мыслей и чувств, поскольку действует непосредственно на чувства, минуя барьеры рационального мышления; поэтому искусство является важной составляющей идеологии, оно способно осуществлять как конструктивное, так и деструктивное влияние на личность и общество;
гедонистическая функция – искусство доставляет удовольствие, все явления искусства соотносятся с эстетическими ценностями, а источником эстетического наслаждения является художественная форма, которая находится в гармоническом единстве с содержанием (привлечение к творчеству и игровой аспект, присутствующий при восприятии художественного произведения, способные вызвать чувство радости).

Искусство способствует полному развитию человека, его эмоциональному состоянию, интеллектуальному росту и позволяет ему опираться на накопленный многовековой культурный опыт и мудрость человечества. В основе искусства – своеобразный герой, потрясённый страданиями, восторженной радостью, разочарованиями. Этот герой является источником эстетического восторга. Этот восторг проникает в сознание людей через систему символов с уникальным художественным образом, посредством особого художественного языка.

Немотивированные функции искусства

Функции искусства подразделяются на две разновидности: мотивированную и немотивированную. В зависимости от состояния человека, автора и восприятия мира, создаются те или иные произведения, которые можно разделить мотивацией или ее отсутствием.

К немотивированным относят те, которые созвучны природе человека и не имеют в основе утилитарности.

Поиск гармонии, уравновешенности и ритма

Человек стремится к обретению гармонии на подсознательном уровне. Ему нравится это состояние, и оно не обязательно должно содержать практическую ценность. Под влиянием процесса поиска умиротворенности человек выбирает для себя стезю, в которой ему будет комфортно и которая позволит ему возвыситься над реальностью путем создания собственного ритма и равновесия.

Воображение

Посредством воображения человек начинает поиск символов и образов, помогающих достичь совершенства в создании произведений искусства и их восприятии. Конечный образ, созданный мастером, может не соответствовать стандартным и общепринятым понятиям, но будет продиктован автору внутренним ощущением. Логические представления могут быть заменены авторской эстетической концепцией и идти вразрез с рациональной идеей.

Ощущение загадочности

Когда человек соприкасается с искусством, он нередко испытывает ощущение загадочности. Музыка, стихотворение, художественное произведение создают таинственность и уводят в неизвестность. Человек, соприкоснувшийся с ними, начинает мечтать, видит некие образы и ищет их значение. Возникновение этого ощущения всегда влечет и создает предвкушение прекрасного.

Ритуальные и символические

Среди немотивированных функций искусства выделяется особый тип — ритуальные и символические. Они являются частью системы определенных событий, принятых в национальных культурах разных народов. Происхождение ритуалов и их преемственность относят к отдельным жанрам, присущим каждому народу и нации. Символы и ритуалы как правило не имеют утилитарной цели, но обладают особым смыслом для тех, кто им поклоняется. Они обязательны к соблюдению, передаются от поколения к поколению как аксиомы, знания рода и не подвергаются критике.

Зачем нам эти знания?

Можно
спросить: а зачем нам современное искусство? Зачем тратить время на его
изучение? Многие и вовсе считают его бессмысленным.

Здесь все просто — современное искусство предлагает прекрасную пищу для ума и выявляет тенденции развития общества.

Знание современного искусства значительно расширяет кругозор и позволяет мыслить на более высоком уровне. Это помогает человеку представлять связи между формой и содержанием, между идеей и реализацией. Таким образом, развивается масштабное мышление и повышается осознанность.

А
осознанного человека, хорошо разбирающегося в современном искусстве и
понимающего логику развития творческих трендов, не обмануть рекламными ходами и
социальными экспериментами.

Он легко
отличит художественную акцию от политической провокации. И сразу увидит, где
философский концепт, предназначенный для интеллектуалов, а где просто
сиюминутная выходка, нацеленная на хайп.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: