Реализм в литературе
Реализм — это одно из направлений художественной литературы, для которого характерно объективное и верное воспроизведение действительности посредством типизации.
Данный термин происходит от латинского слова «realis», что в переводе означает «действительный», «вещественный».
В рамках реализма жизнь изображается наиболее приближенной к существующей реальности, в ней показаны «типические характеры в типической обстановке», конкретные исторические события, эпохи и т.д.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
История происхождения
Несмотря на то, что некоторые черты реализма начинают просматриваться уже в литературе Эпохи Ренессанса или Просвещения (к примеру, в произведениях Мигеля де Сервантеса или Даниеля Дефо), само направление формируется в европейской литературе в 30-е годы XIX века. В противовес романтизму, на смену которому он пришел, реализм обнаруживал интерес к типическим повседневным событиям и обыкновенным людям, тогда как в романтизме наблюдался интерес к особенному, идеальному. Постепенно реализм получает свое развитие и становится ведущим литературным направлением.
Основоположниками реализма являются:
- Фредерик Стендаль, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер (Франция);
- Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей (Англия);
- Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь (Россия).
Со временем помимо классического реализма появляются и другие его виды со своей спецификой: критический (Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев), социалистический (связанный в первую очередь с понятием «советский реализм»: М. Горький, М. Шолохов), магический (Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества», А.С. Пушкин «Пиковая дама»).
Отличие социалистического реализма от буржуазного
Н.И.Бухарин
На Первом всесоюзном съезде советских писателей (1934) своеобразие метода социалистического реализма обосновывали А.А.Жданов, Н.И.Бухарин, Горький и А.А.Фадеев. Политическую составляющую советской литературы акцентировал Бухарин, который указывал, что социалистический реализм «отличается от простореализма тем, что он в центре внимания неизбежно ставит изображение строительства социализма, борьбы пролетариата, нового человека и всех многосложных «связей и опосредований» великого исторического процесса современности… Стилевые особенности, отличающие социалистический реализм от буржуазного… ближайшим образом связаны с содержанием материала и целеустремлений волевого порядка, диктуемого классовой позицией пролетариата» (Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчет, 1934).
Фадеев поддерживал высказанную раньше Горьким мысль о том, что в отличие от «старого реализма — критического… наш, социалистический, реализм — утверждающий. Речь Жданова, его формулировки: «изображать действительность в ее революционном развитии»; «при этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма», — легли в основу определения, данного в Уставе Союза советских писателей.
Программным явилось и его утверждение, что «революционный романтизм должен входить в литературное творчество как составная часть» социалистический реализм (там же). В преддверии съезда, узаконившего термин, поиски его определяющих принципов квалифицировались как «Борьба за метод» — под таким названием в 1931 вышел один из сборников рапповцев. В 1934 была опубликована книга «В спорах о методе» (с подзаголовком «Сборник статей о социалистическом реализме»). В 1920-х шли дискуссии о художественном методе пролетарской литературы между теоретиками Пролеткульта, РАПП, ЛЕФа, ОПОЯЗа. Пафосом борьбы были «насквозь» пронизаны выдвигавшиеся теории «живого человека» и «производственного» искусства, «учебы у классиков», «социального заказа».
Особенности
Реализм в литературе имеет ряд особенностей.
- Авторское видение окружающей действительности. В реалистическом произведении изображаются общественные проблемы, которые кажутся для писателя наиболее животрепещущими, актуальными.
- Детали отображают эпоху написания произведения.
- Обращение к реальным историческим личностям, историческим темам.
- Типичные ситуации в произведениях. Чаще всего это любовные конфликты или столкновение интересов — идей, сословий, поколений.
- В рамках романтизма появляются новые образы персонажей: например, «лишний человек» (таковыми являются Печорин, Обломов, Евгений Онегин), «маленький человек» (Акакий Акакиевич Башмачкин, Макар Девушкин).
- Зачастую писателями-реалистами используются приемы психологизма (портрет, пейзаж, психологический параллелизм, речь героя, сны, монолог, письма и т.д.) для того, чтобы раскрыть внутренний мир своего героя.
Расширение понятия социалистический реализм
Острые споры продолжалась в 1930-х (о языке, о формализме), в 1940-50-х (главным образом в связи с «теорией» бесконфликтности, проблемой типического, «положительного героя»). Характерно, что дискуссии по тем или иным вопросам «художественной платформы» часто касались политики, были связаны с проблемами эстетизации идеологии, с обоснованием авторитаризма, тоталитаризма в культуре. Десятилетия длился спор о том, как соотносятся романтизм и реализм в социалистическом искусстве. С одной стороны, речь шла о романтике как «научно обоснованной мечте о будущем» (в этом качестве романтику на определенном этапе стал подменять «исторический оптимизм»), с другой — предпринимались попытки выделить особый метод или стилевое течение «социалистического романтизма» со своими познавательными возможностями. Эта тенденция (обозначенная еще Горьким и Луначарским) вела к преодолению стилевой монотонности и к более объемной трактовке сущности социалистического реализма в 1960х.
Стремление к расширению понятия социалистический реализм (а вместе с тем и к «расшатыванию» теории метода) обозначилось в отечественном литературоведении (под влиянием аналогичных процессов в зарубежной литературе и критике) на Всесоюзном совещании по вопросам социалистического реализма (1959): И.И.Анисимов подчеркнул свойственную эстетической концепции метода «большую гибкость» и «широту», что диктовалось стремлением преодолеть догматические постулаты. В 1966 в ИМ ЛИ проходила конференция «Актуальные проблемы социалистического реализма» (см. одноименный сборник, 1969). Активная апологетика социалистического реализма одними докладчиками, критико-реалистического «типа творчества» —другими, романтического — третьими, интеллектульного — четвертыми, — свидетельствовала о явном стремлении раздвинуть рамки представлений о литературе социалистической эпохи.
Отечественная теоретическая мысль находилась в поисках «широкой формулировки творческого метода» как «исторически открытой системы» (Д.Ф.Марков). Итоговая дискуссия развернулась в конце 1980-х. К этому времени был окончательно утрачен авторитет уставного определения (оно стало ассоциироваться с догматизмом, некомпетентным руководством в сфере искусства, диктатом сталинщины в литературе—«заказным», государственным, «казарменным» реализмом). Опираясь на реальные тенденции развития отечественной литературы, современные критики считают вполне правомерным говорить о социалистическом реализме как о конкретно-историческом этапе, художественном направлении в литературе и искусстве 1920-50-х. К социалистическому реализму относили В.В.Маяковского, Горького, Л.Леонова, Фадеева, М.А.Шолохова, Ф.В.Гладкова, В.П.Катаева, М.С.Шагинян, Н.А.Островского, В.В.Вишневского, Н.Ф.Погодина и др.
Новая ситуация возникла в литературе второй половины 1950-х на волне XX съезда партии, заметно подточившего основы тоталитаризма и авторитарности. Из социалистических канонов «выламывалась» русская «деревенская проза», изображавшая крестьянскую жизнь не в ее «революционном развитии», а напротив, в условиях социального насилия и деформации; литература рассказывала и страшную правду о войне, разрушая миф о казенной героике и оптимизме; по-иному предстали в литературе гражданская война и многие эпизоды отечественной истории. Дольше всех цеплялась за догматы социалистического реализма «производственная проза».
М. А. Булгаков
Важная роль в наступлении на сталинское наследство принадлежит в 1980-е так называемой «задержанной», или «реабилитированной», литературе — не опубликованным в свое время произведениям А.П.Платонова, М.А.Булгакова, АЛ.Ахматовой, Б.Л.Ластернака, В.С.Гроссмана, А.Т.Твардовского, А.А.Бека, БЛ.Можаева, В.И.Белова, М.Ф.Шатрова, Ю.В.Трифонова, В.Ф.Тендрякова, Ю.О.Домбровского, В.Т.Шаламова, А.И.Приставкина и др. Разоблачению социалистического реализма способствовал отечественный концептуализм (соцарт).
Хотя социалистический реализм «исчез как официальная доктрина с крушением Государства, частью идеологической системы которого он являлся», этот феномен остается в центре исследований, рассматривающих его «как составной элемент советской цивилизации», — полагает парижский журнал «Revue des etudes slaves». Популярный на Западе ход мыслей — попытка связать истоки социалистического реализма с авангардом, как и стремление обосновать сосуществование двух тенденций в истории советской литературы: «тоталитарной» и «ревизионистской».
Критика соцреализма[править | править код]
Соцреализм почти немедленно стали упрекать в заидеологизированности (которая не только не скрывалась. но постоянно подчёркивалась).
По сути, критики соцреализма высказывали претензии не столько к самому методу, сколько к тому обстоятельству, что все другие направления в искусстве в условиях СССР, а позже — и в других социалистических странах — искусственно подавлялись «руководящей и направляющей партией».
Ткань «свободного искусства» слишком плохо вписывалась в прокрустово ложе требований к «соцреализму, как единственно верному методу». Кроме того, по принципу «запретный плод сладок», именно благодаря запретам (исполняемым, впрочем не везде, и не всегда тщательно) — «альтернативные искусства» приобрели в социалистических странах определённую притягательность — на которую, по своим художественным достоинствам, они бы, без «ореола гонимости» объективно никак рассчитывать не могли.
Особенности соцреализма в литературе
Социалистический реализм литературе обладал рядом особенностей, позволившим ему успешно балансировать между партийной догматикой, высоконравственной литературой и правдивым отражением советской действительности. После развала СССР стало модно очернять социалистический реализм, показывать его как искусственное и не жизнеспособное направление в искусстве. Однако это не имеет ничего общего с настоящей природой соцреализма, с его структурой и особенностями.
К числу характерных черт социалистического реализма следует отнести следующее:
- Тесная связь с социалистической идеологией;
- Построение произведений преимущественно на основании жизненного опыта;
- Выражена связь с классической литературой XIX столетия;
- Прославление советского человека, как человека труда и высоких достижений.
К ключевым литературным произведения социалистического реализма относят «Мать» М.Горький, «Чапаев», «Мятеж» Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Как закалялась сталь» Н.Островского и т.д.
Особенностью соцреализма является его глубокая идейность, которая напрямую отражается в произведениях. В основу идей социалистического реализма легло следующее:
- В основе жизни общества лежит острая социальная борьба;
- В процессе исторического развития советский человек стремится к обществу равенства и всеобщего процветания;
- Основной движущей силой истории является человек;
- Коллектив способен победить любые невзгоды от природных катаклизмов до военного вмешательства врагов;
- Социалистический реализм тяготеет к периодам революционной активности.
Герои в произведениях писателей соцреалистов делятся на три группы:
- Герой революционер-интеллигент;
- Герой противник революции;
- Герой развивающийся.
История возникновения и развития[править | править код]
Термин впервые появился в советской печати в «Литературной газете», 23 мая . Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и Авангард основное направление художественного развития советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма. На 1-м Всесоюзным съездом советских писателей в 1934 году Горький утверждал: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле».
Художник должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества. Следовательно, он должен изображать жизнь в свете идеалов социализма. Понятие «реализм» — литературное, а понятие «социалистический» — идеологическое.
Литература социалистического реализма являлась инструментом партийной идеологии. Писатель был «инженером человеческих душ». Своим талантом он влиял на читателя как пропагандист. Он воспитывал читателя в духе партии и вместе с тем поддерживал её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории.
Ленин следующим образом выражал мысль о том, что искусство должно стоять на стороне пролетариата: «Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены среди широкого класса трудящихся… Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними». Кроме того, он уточнил: «Литература должна стать партийной… Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „винтиками и колесиками“ одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».
Основоположник социалистического реализма в литературе, Максим Горький, писал о социалистическом реализме следующее: «Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой — и только с её высоты — ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора». Он же утверждал: «…писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика»
Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.
Чтобы следовать методу социалистического реализма, сочинение стихов и романов, создание живописных произведений и т. д. надо подчинить цели разоблачения преступлений капитализма и восхвалению социализма, чтобы вдохновлять читателей и зрителей к революции, воспламеняя их умы справедливым гневом. Метод социалистического реализма был сформулирован советскими деятелями культуры под руководством Сталина в 1932 г. Он охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нем утверждались следующие принципы:
1) описывать реальность точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием;
2) согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.
Главная цель
Появление реализма было связано с тем, что авторы к этому времени стремились не только демонстрировать высокие идеалы и просвещать народ при помощи своих произведений (как это было в предыдущие эпохи), но и понять, осознать процессы, происходившие в социальной среде. Таким образом, главной целью реализма становится постижение внутреннего и окружающего мира через образы, которые создаются посредством типизации и обобщения существующих реалий. В отличие от романтизма с его трагическим, исключительным героем, реализм демонстрирует универсальную личность, включенную в исторический процесс и являющуюся частью общества.
3. Представители социалистического реализма
3.1. Литература
- Зегерс, Анна
- Владимир Маяковский
- Максим Горький
- Николай Островский
- Александр Серафимович
- Константин Симонов
- Александр Фадеев
- Константин Федин
- Дмитрий Фурманов
3.2. Живопись и графика
- Антипова, Евгения Петровна
- Бродский, Исаак Израилевич
- Бучкин, Пётр Дмитриевич
- Владимирский, Борис Еремеевич
- Герасимов, Александр Михайлович
- Герасимов, Сергей Васильевич
- Горелов, Гавриил Никитич
- Дейнека, Александр Александрович
- Кончаловский, Пётр Петрович
- Маевский, Дмитрий Иванович
- Овчинников, Владимир Иванович
- Осипов, Сергей Иванович
- Позднеев, Николай Матвеевич
- Русов, Лев Александрович
- Самохвалов, Александр Николаевич
- Семенов, Арсений Никифорович
- Тимков, Николай Ефимович
- Фаворский, Владимир Андреевич
- Френц, Рудольф Рудольфович
История возникновения
Отечественная теория социалистического реализма берет начало с «Основ позитивной эстетики» (1904) А.В.Луначарского, где искусство ориентируется не на сущее, а на должное, и творчество приравнивается к идеологии. В 1909 Луначарский один из первых назвал повесть «Мать» (1906-07) и пьесу «Враги» (1906) М.Горького «серьезными работами социального типа», «знаменательными произведениями, значение которых в развитии пролетарского искусства когданибудь учтется» (Литературный распад, 1909. Книга 2)
Критик первый привлек внимание к ленинскому принципу партийности как определяющему в строительстве социалистической культуры (статья «Ленин» Литературная энциклопедия, 1932. Том 6).
Термин «Социалистический реализм» впервые появился в передовой статье «Литературной газеты» от 23 мая 1932 (автор И.М.Гронский). И.В.Сталин повторил его на встрече с писателями у Горького 26 октября того же года, и с этого момента понятие получило широкое распространение. В феврале 1933 Луначарский в докладе о задачах советской драматургии подчеркивал, что социалистический реализм «насквозь отдается борьбе, он весь насквозь—строитель, он уверен в коммунистическом будущем человечества, верит в силы пролетариата, его партии и вождей» (Луначарский А.В. Статьи о советской литературе, 1958).
2. Характеристика
2.1. Определение с точки зрения официальной идеологии
Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде СП:
Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций вплоть до 80-х годов.
«Социалистический реализм является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма. Принципы социалистического реализма …явились дальнейшим развитием ленинского учения о партийности литературы.» (Большая советская энциклопедия, 1947)
Ленин следующим образом выражал мысль о том, что искусство должно стоять на стороне пролетариата:
2.2. Принципы соцреализма
Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц.
Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).
Как гласило определение из советского учебника, метод подразумевал использование наследия мирового реалистического искусства, но не как простое подражание великим образцам, но с творческим подходом. «Метод социалистического реализма предопределяет глубокую связь произведений искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве. Задачи метода социалистического реализма требуют от каждого художника истинного понимания смысла совершающихся в стране событий, умения оценивать явления общественной жизни в их развитии, в сложном диалектическом взаимодействии».
Метод включал в себя единство реализма и советской романтики, сочетая героическое и романтическое с «реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности». Утверждалось, что таким образом гуманизм «критического реализма» дополнялся «социалистическим гуманизмом».
Государство давало заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки — таким образом, стимулируя развитие необходимого ему пласта искусства.
2.3. В литературе
Литература социалистического реализма являлась инструментом партийной идеологии.[источник не указан 193 дня] Писатель, по известному выражению Сталина, является «инженером человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на читателя как пропагандист. Он воспитывает читателя в духе преданности партии и поддерживает её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории. Ленин писал: «Литература должна стать партийной… Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „винтиками и колесиками“ одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».
Литературное произведение в жанре соцреализма должно быть построено «на идее бесчеловечности любых форм эксплуатации человека человеком, разоблачать преступления капитализма, воспламеняя умы читателей и зрителей справедливым гневом, вдохновлять их на революционную борьбу за социализм».[источник не указан 193 дня]
Максим Горький, писал о социалистическом реализме следующее:
Он же утверждал:
Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.
В 21 веке[править | править код]
В 21 веке интерес к соцреализму возродился на новом витке, с учётом контекста истории мирового искусства и завершённости эпохи.
Евгений Фатеев: «Вообще советские визуальные искусства очень располагают к самым разным играм в искусствоведческие «измы». Здесь можно отыскать все этапы итальянского ренессанса. Можно очень ответственно и легитимно говорить о советском маньеризме, который совмещает в себе как качества южного, итальянского маньеризма, так и северного романизма. Советская живопись выдала и невиданно обширный материал и по живописному исследованию — и разного свойства ориентализмы, и особенный нордизм – исследование и визуализация нашего необъятного Севера. Очень интересно выделять и акцентировать, концептуализировать и очень мощную рокайльную ноту в советской живописи. Особенно интересная тема – сборка и концептуализация автохтонного, самобытного и крайне интересного советского сюрреализма. Существуют и советское салонное искусство, и советский высочайшего качества бидермайер.» (О постквадратном исчерпании фигуративности в советском искусстве//https://zavtra.ru/blogs/o_postkvadratnom_ischerpanii_figurativnosti_v_sovetskom_iskusstve)
Понятие и истоки соцреализма в литературе ХХ века
Соцреализм – это направление в искусстве и литературе популярный в XX веке. Он был распространен в искусстве СССР и социалистических стран.
Социалистический реализм или кратко соцреализм появился в XX веке на фоне сложных социально-экономических перемен, в том числе и прекращение НЭПа. Соцреализм был закреплен как направление литературы и искусства в 1934 году. Однако первый раз термин «Социалистический реализм» увидел свет в 1932 году в «Литературной газете» в статье И. Гронского. Его появление связано с Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Соцреализм – метод в литературе, предложенный своим потенциальным последователям как готовый. Его основным идеологом стал А.В.Луначарский. Он был революционером и значимым политическим деятелем в СССР.
А.В. Луначарский
Именно он разработал теоретические основы соцреализма с опорой на марксистскую идеологию. А.В. Луначарский считал, что советский человек нуждается в реализме, но таком который бы подчеркивал особенность советского человека. А.В. Луначарский характеризовал социалистический реализм как «… широкую программу, он (соцреализм) включает много различных методов».
Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде Союза Писателей. Официальное определение соцреализма приведено ниже.
Термин соцреализм был официально утвержден Иосифом Виссарионовичем Сталиным. После этого именно соцреализм стал основой советской культуры и искусства на целые 60 лет. Долгие годы шли споры о методе соцреализма, о его сочетаемости с другими направлениями, оттачивались средства, методы выражения мысли советских писателей.
Соцреализм в литературе был распространен до 50-х годов. После смерти Сталина значение социалистического реализма в литературе значительно снизилось.
Цели социалистического реализма
Социалистический реализм — основной официально (на государственном уровне) признанный метод советской литературы и искусства, цель которого — запечатлеть этапы строительства советского социалистического общества и его «движения к коммунизму». В течение полувека существования во всех развитых литературах мира социалистический реализм стремился занять ведущее положение в художественной жизни эпохи, противопоставляя свои (якобы единственно верные) эстетические принципы (принцип партийности, народность, исторический оптимизм, социалистический гуманизм, интернационализм) всем иным идейно-художественным принципам.
Представители и произведения
Основные представители отечественного реализма:
- А.С. Пушкин («Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов»);
- М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»);
- Н.В. Гоголь («Мертвые души», «Шинель»);
- И.С. Тургенев (Отцы и дети», «Дворянское гнездо»);
- Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Бесы»);
- М.Е. Салтыков-Щедрин («История одного города»);
- И.А. Гончаров («Обломов»);
- А.П. Чехов («Вишневый сад», «Смерть чиновника»);
- М.А. Шолохов («Тихий Дон»);
- А.И. Солженицын («Архипелаг ГУЛАГ»);
- А.П. Платонов («Котлован»);
- М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»);
- Б.Л. Пастернак («Доктор Живаго»).
Зарубежная литература: