Что представляет собой брутализм в архитектуре?
Брутализм — это архитектурная эстетика послевоенного модернизма, основанная на идее «честного» строительства, которая нашла развитие с 50-х по 70-е годы в архитектуре 20-го столетия. Бруталистские здания узнаваемы своим грубым внешним видом и представляют собой постройки линейного, крепостного и блочного типа с использованием обычных промышленных материалов, таких как сталь, стекло, кирпич и как обязательный материал — бетон.
Термин брутализм в переводе с французского «béton brut» означает сырой (необработанный) бетон, что соответствовало действительности. Эконом-жилье и производственные здания строились европейскими правительствами с минимальными затратами на материалы и обслуживание, а сырой бетон, из которого они строились, плохо выветривался и подвергался быстрому разрушению. Отсюда и «честное» строительство.
- Шедевр Гауди, который строится на протяжении более 130 лет
- 10 архитектурных курортов мира: куда поехать за экстерьерами
- Необычный дом с витражным фасадом в Тегеране
- Как мечта становится реальностью: кафе внутри фотокамеры
- Самые креативные скульптуры со всего мира
- Они существуют! Замки из диснеевских мультфильмов — настоящие
- Флорентийский замок в мавританском стиле. Еще одно чудо света!
Но, тем не менее, это было единственным экономичным решением на фоне послевоенных разрушений, и брутализм распространился по всей Англии и дальше — по всему миру. Этот архитектурный модернизм, в котором функция доминирует над красотой форм, имел не только своих приверженцев среди знаменитых архитекторов того времени, но и нашел свою новую жизнь в 21 веке.
История
Вилла Гёт (1950) в Кабо, Упсала , Швеция. «Новый брутализм» был впервые использован для описания этого дома.
Термин «нибрутализм» («новый брутализм») был придуман шведским архитектором Гансом Асплундом для описания Виллы Гёт , современного кирпичного дома в Уппсале , спроектированного в январе 1950 года его современниками Бенгтом Эдманом и Леннартом Холмом. Демонстрируя подход к дизайну « как было найдено », который позже станет ядром брутализма, дом демонстрирует видимые двутавровые балки над окнами, кирпич внутри и снаружи, а также заливку бетона в нескольких комнатах, где доски с пазами и пазами используется для построения форм можно увидеть. Этот термин был подхвачен летом 1950 года группой английских архитекторов, в том числе Майклом Вентрисом , Оливером Коксом и Грэмом Шенклендом, где он, по-видимому, «распространился как лесной пожар и впоследствии был принят определенной фракцией молодых британских архитекторов».
Впервые фраза «Новый брутализм» была опубликована в 1953 году, когда Элисон Смитсон использовала ее для описания плана их строящегося дома в Сохо, который появился в ноябрьском выпуске журнала Architectural Design . Далее она заявила: «В этом здании мы намерены полностью обнажить конструкцию, без внутренней отделки, где это практически возможно». Ханстентонская школа Смитсонов, завершенная в 1954 году в Норфолке , и Дом Сагден, построенный в 1955 году в Уотфорде , представляют собой самые ранние образцы нового брутализма в Соединенном Королевстве. Школа Ханстентон, вероятно, вдохновленная Мемориальным залом выпускников 1946 года Мис Ван дер Роэ в Иллинойском технологическом институте в Чикаго , США, примечательна как первое завершенное здание в мире, получившее от своих архитекторов титул «нового брутализма». . В то время его описывали как «самое современное здание в Англии».
Этот термин получил все более широкое признание, когда британский историк архитектуры Рейнер Банхэм использовал его для определения как этического, так и эстетического стиля в своем эссе 1955 года «Новый брутализм» . В эссе Банхем описал Ханстентон и дом в Сохо как «эталон, по которому можно определить новый брутализм в архитектуре». Рейнер Банхам также впервые связал термин «новый брутализм» с Art Brut и béton brut , что на французском означает «сырой бетон». Самая известная архитектура béton brut — это прото-бруталистская работа швейцарско-французского архитектора Ле Корбюзье, в частности его жилое здание 1952 года во Франции, здание Секретариата 1953 года ( Дворец собрания ) в Чандигархе , Индия. и церковь Нотр-Дам-дю-О в 1955 году в Роншане , Франция.
Банхем расширил свои мысли в книге 1966 года «Новый брутализм: этика или эстетика?». , чтобы охарактеризовать несколько недавно созданный кластер архитектурных подходов, особенно в Европе. В книге Бэнхэм говорит, что конкретная работа Ле Корбюзье была источником вдохновения и помогла популяризировать движение, предполагая, что «если есть одна-единственная словесная формула, которая сделала концепцию брутализма приемлемой для большинства западных языков мира, так это то, что Сам Ле Корбюзье назвал эту конкретную работу « béton-brut » ». Далее он заявляет, что «слова« новый брутализм »уже были в обращении и приобрели некоторую глубину смысла благодаря тому, что было сказано и сделано, помимо широко признанной связи с béton brut . Фраза все еще« принадлежала »Смитсонам, тем не менее, и именно их деятельность превыше всех других придала концепции брутализма отличительные качества ».
Метамодернизм
ЭТО КАК. Когда в проекте есть противоречивая идея: между прямотой и иронией, стремлением к идеалу и прагматике.
ОТКУДА ВЗЯЛСЯ. включает идеи и знаки двух предыдущих эпох: модернизма (вера в прогресс и науку, эксперименты) и постмодернизма (имитация, ирония и цитирование), но находится как бы между них и над ними (meta — «после, вне» с греческого).
Каждый метамодернист одновременно сентиментальный и ироничный, наивный и глубокий, ощущающий надежду и апатию, ясность и неоднозначность. Он верит в идеалы (как модернист) и тут же сомневается в них (как постмодернист).
КАК ВЫГЛЯДИТ СЕЙЧАС. В метамодернизме действие важнее результата, а процесс создания — важнее визуального продукта. Всем понятно, что истину найти невозможно, но искать ее интересно.
Метамодернизм в рекламе — это социальные кампании, в которых иронично обыгрывает adult-контент ради экологии.
В кино — quirky cinema Мишеля Гондри и Уэса Андерсона: причудливые фильмы, в которых есть и детская искренность, и ирония.
В арте — тревожные социальные инсталляции англичанки Моны Хатум. Например, медитативная кинетическая скульптура, которая рисует и тут же стирает круги на песке:
Жилой дом на квартир
Величайший пример советского брутализма
Архитектура впечатляет почти первобытной экспрессией бетонной массы, которой не вредит грубость стыков. Не предусмотрено баловства в виде сада на крыше, хотя сервисная инфраструктура довольно разнообразна. Архитектор Воскресенский заполняет большую часть промежутков между опорами дома предприятиями обслуживания (почта, сберкасса, прачечная, кафе, кулинария, выставочный зал) и расположенными в два яруса над ними клубными помещениями для жильцов. Гастроном с кафетерием находится в пристройке, а ясли-сад занимают отдельное здание во дворе. В отличие от дома Наркомфина присутствие развитой системы обслуживания не привело к сокращению площади квартир. Все они имеют достаточно просторные по тем временам кухни и ванные, оборудованы встроенными шкафами. При этом квартиры верхних — 12–13-го и 14–15-го — этажей двухъярусные и к тому же с выходом на широкие (1,5 м) балконы, огибающие весь дом и придающие ему сходство с огромным кораблем. На дворе уже не двадцатые годы, и приходящиеся на каждую квартиру отрезки балкона отделены перегородками.
В отличие от дома Гинзбурга, где широкие коридоры со стеклянной стеной должны были служить социальными конденсаторами, местом встреч и общения, главная задача коридора между подъездами — облегчить эвакуацию в случае пожара или иной нештатной ситуации. Повышенная забота о безопасности объясняется спецификой заказчика. Жилой дом принадлежал Министерству среднего машиностроения — под этим эвфемизмом понималась атомная отрасль, включая производство боеголовок. Архитектор, в свою очередь, из первых рук знал о воздействии бомб на здания, получив во время войны специальность пилота и инструктора ВВС. Конструкции дома сделаны особо устойчивыми в расчете как раз на случай боевых действий. Отсутствие правильных прямых углов не позволит зданию сложиться при попадании бомбы; сочетание вертикальных и трапециевидных опор в проемах арок не даст им обрушиться.
Когда построен 1972–1982 годы
Архитекторы В.Воскресенский, В.Бабад, В.Барамидзе, Л.Смирнова
Мебель в брутальном стиле
Здесь всё без сюрпризов – сурово и функционально. Мебель простая, удобная, без излишеств. Формы прямоугольные, материалы натуральные – кожа, мешковина, металл. Часто фурнитура не прячется, а выступает декором. Диван, ванная, раковина, полки — всё стоит на ножках. Так под мебелью будет пространство, она будет не такой громоздкой.
Мебель подбирается под общую концепцию — геометричность, лаконичность форм. Она может почти сливаться со стенами, создавая единый естественный “ландшафт”. Хорошим решением для хранения вещей станут стеллажи и встроенные гардеробные, незаметные с первого взгляда.
Театр на Таганке
Здание строилось так долго, что к его открытию от легендарной труппы осталось одно назваие
Александр Поляков/РИА «Новости»
Преисполненные пиетета к Таганке архитекторы проектируют начинку в полном соответствии с ее острохарактерной эстетикой. Знаменитый спектакль «10 дней, которые потрясли мир» начинался на улице, где горланили куплеты Золотухин с Высоцким, а на входе стояли красногвардейцы и насаживали билеты на штыки винтовок. В зрительный зал нового здания солдаты входят прямо с Садового кольца: для этого непосредственно в стене сделано сдвижное окно размером 10×4 м. Когда оно опускается, задником спектакля становится город. Что тоже логично продолжает тему арьерсцены, которая была у старой Таганки важнейшим элементом каждого спектакля и даже, по словам главного художника театра Давида Боровского, «стала нашей «Чайкой». Вся декорация «Гамлета» — грубый вязаный занавес, который ездит по сцене, и в него то кутается Офелия, то прячется принц. Теперь над сценой — мощный кран-балка, который может перемещать любые декорации, и не только по сцене, а по всему залу. Вся сценография «Пугачева» — помост, который ходит вниз-вверх (и цепи, на которых виснет Хлопуша Высоцкого), новая же сцена может подниматься и опускаться, по частям и полностью, раздвигаться вширь и выдвигаться в зал и вообще имеет 7 вариантов трансформации. Все эти новые сценические возможности зодчие сочиняют исходя из той доморощенной машинерии, которой театр обходился свои первые 10 лет. Где светильниками были обычные ведра, роль пропеллера играл вентилятор, а простейшие доски становились то кузовом грузовика, то баней, то лесом (спектакль «А зори здесь тихие»). Но где голь на выдумки хитра, там проседают спецэффекты. Создавать спектакли из ничего в борьбе с цензурой — Любимов научился и сделал это фирменным стилем, но теперь, когда ему преподнесен целый арсенал возможностей, он в растерянности. Он то велит ломать старый зал, превращая его в фойе, то вдруг спохватывается, что вместе с ним исчезнет аура, и требует все вернуть. То командует белить кирпичный задник сцены, то — ради постановки «Бориса Годунова» — его отчищать…
Любимова лодка не разбилась о быт, а медных труб и латунных перил не пережила. Здание строилось слишком долго. Заложенное в декабре 1973 года, оно открылось 22 апреля 1980-го, а через 4 месяца умер Высоцкий, так ни разу в нем и не сыграв. Еще через 3 года выдавили за границу Любимова. Потом труппа съела Анатолия Эфроса, а дождавшись возвращения основателя, отторгла и его, в 1992 году намертво раскололась и обратно так и не возродилась. Прекрасное, оригинальное, комфортное здание стало самым дорогим надгробием в истории русского театра. И трудно не заподозрить, что власть, не зная как убить опасный театр, изыскала сей дьявольски хитроумный план: построить ему новое здание.
Когда построили 1972–1980 годы
Архитекторы и инженеры А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев, В.Белецкий
Своеобразный декор
Брутализм не терпит украшательств. Текстиль сведен к минимуму — безворсовый ковёр, отсутствие штор на окнах. Возможны жалюзи.
Характерный аксессуар направления — напольный торшер, свисающий дугой над диваном или столом. Такие детали подчеркивают большие пространства. Цвета — металлический, черный, белый.
Стены разбавляют концептуальной живописью — экспрессионизм, фовизм, абстракция. Уместны деревянные или металлические панно.
Лестницы в брутализме — как отдельный вид искусства. Бетонные или деревянные, бескаркасные или монолитные. Перекликающиеся с индустриальным или хай-тек направлениями.
Стили интерьера
Авангард
Американский
Ампир
Английский
Античный
Ар-деко
Арабский
Арт
Африканский
Барокко
бохо
Брутализм и необрутализм
Венецианский
Викторианский
Винтаж
Восточный
Греческий
деревенский
Египетский
Индийский
Индустриальный
Кантри
Китайский
Классический
Колониальный
Консерватизм
Конструктивизм
Лофт
Манга
Минимализм
Модерн
Морской
Неоклассика (неоклассицизм)
Новогодний
Поп-Арт
Постмодернизм
Прованс
Ретро
Рококо
Романский
Романтизм
Русский
Скандинавский
Средиземноморский
Техно
Трейд
Французский
Фьюжн
Хай-тек
Шале
Шебби
Эклектика / Марокканский
Этнический стиль
Японский
7. Брутализм в СССР
Пресс-центр Олимпиады 1980 года, ныне здание РИА Новости
Влияние брутализма дошло и до советской архитектуры, особенно проявившись в 1970-х — начале 1980-х годов. В частности, в Москве в этом стиле были построены:
- Здание Онкологического центра РАМН (Каширское шоссе, 24, архитектор И. М. Виноградский, 1972—1979)
- Пресс-центр Олимпиады 1980 года, ныне здание РИА Новости (Зубовский б-р, 4, архитекторы В. К. Антонов, И. М. Виноградский, А. С. Дубровский, Ю. В. Калмыков, В. М. Орлов, 1976—1979)
- «Дом-корабль», жилой дом на Большой Тульской (Б. Тульская ул., 2, архитектор В. Воскресенский, 1976—1981)
- «Дом-сороконожка», жилой дом на Беговой (Беговая ул., 34, архитектор А. Д. Меерсон, 1973—1978)
Примечания и ссылки
- (in) Майкл МакКлелланд и Грэм Стюарт, Бетонный Торонто: Руководство по бетонной архитектуре с пятидесятых до семидесятых , Книги Coach House,2007 г., стр. 12.
- ↑ и (in) о Всемирном фонде памятников .
- Ле Корбюзье, « Современное жилище » Население, 3- й год, № 3 ,1948 г., стр. 417-440 .
- ↑ и (en-GB) Джонатан Мидс , « Невероятные громады: АЗ брутализма Джонатана Мидса » , The Guardian ,13 февраля 2014 г..
- (in) Кеннет Аллинсон, « Архитекторы и архитектура Лондона» , Рутледж,2008 г., стр. 358.
- (in) Роми Голан, « Историк ближайшего будущего: Рейнер Бэнхэм — Книжное обозрение » , The Art Bulletin ,Июнь 2003 г., стр. 3.
- ↑ и .
- (in) Владимир Кулич, Вольфганг Талер и Марое Мрдуляс, Промежуточный модернизм: Посреднические архитектуры социалистической Югославии , Берлин, Йовис2012 г., 271 с. ( ISBN 978-3-86859-147-7 ).
- Тибо Вычованок, « С помощью« Бруталистского орнамента »дизайнер Матиас Кисс освещает галерею NextLevel », выпуск ,2018 г..
- (in) « Выбор путешественников: 10 самых уродливых зданий и памятников » , Рейтер ,14 ноября 2008 г..
Административное здание: Национальная ассамблея Бангладеш в Дакке
Другим популярным способом заявить о себе для архитекторов, работавших в стиле брутализм, было строительство большого комплекса административных зданий: мэрии (), суда () или даже целого правительственного органа (как , упоминаемая в указе Дональда Трампа в качестве примера того, как строить, по его мнению, не нужно). Такое сооружение, конечно, должно стоять в центре города и организовывать вокруг себя пространство, быть большим, всеобъемлющим и бескомпромиссно мощным.
Чуть ли не лучше всего это получилось у комплекса Национальной ассамблеи Бангладеш (Джатио Шонгшод) в столице страны Дакке — площадь одного из крупнейших в мире зданий, построенных для законодательного органа, составляет более 800 тыс. кв. м. Комплекс строили примерно два десятка лет и завершили к 1982 году (так долго получилось из-за гражданской войны), так что архитектор Луис Кан успел умереть в почтенном возрасте 73 лет, а страна — пережить несколько смен политического режима и военную диктатуру. Строения расположены на острове в центре искусственного озера и по его берегам, получилось поистине монументальное сооружение. В центре, как раз на острове посреди искусственного озера, окруженного плоскими пустыми лужайками, стоит собственно здание парламента. В его центре, в свою очередь, расположен накрытый куполом круглый зал пленарных заседаний (этот блок имеет максимальную высоту порядка 50 метров), вокруг которого построены все остальные помещения (меньшей высоты), включая мечеть, а справа и слева расходятся вспомогательные постройки. И все это в простых кубических и цилиндрических объемах в основном из крупных бетонных блоков, изредка прерывающихся круглыми, полукруглыми, треугольными прорезями.
Брутализм в интерьере
Сила, грубость, мужественность – все эти качества принадлежат слову брутальность. Это относится и к стилю брутализм. Он возник после Второй мировой войны. Основателями стиля стали Элисон и Питер Смитсоны. Дословно с французского он переводится, как «необработанный бетон». Интерьер очень сдержан, бесстрастен.
Брутализм чем-то напоминает другой вид дизайна – минимализм. Оформление в стиле брутализм в современном мире пользуется очень большой популярностью. Он придает помещению урбанистический облик.
Несмотря на кажущую простоту, без помощи специалиста этот вид дизайна создать довольно сложно. Чтобы оформить пространство минимальным количеством предметов и одновременно сделать его многофункциональным, потребуется приложить некоторые усилия.Чтобы интерьер не выглядел слишком холодным и строгим, стоит очень тщательно продумать все детали общей композиции. Начиная от кладки стен и заканчивая подбором элементов декора, дизайнер обязан продумать любую мелочь, чтобы все предметы гармонировали друг с другом.
Брутализм выделяет основные материалы – бетон, камень, кирпич, металл, дерево и стекло. В последнее время можно встретить и дома из пластиковых бутылок :). Эти материалы подвергаются минимальной обработке. Оклейка стен обоями или штукатурка категорически исключается. Иногда допускается вариант покраски. Возможно обустройство ниш в стенах. Все архитектурные конструкции должны быть максимально утяжелены и обнажены: трубы, перекрытия потолка, кладка стен.
Широкое применение в интерьере находит металл и стекло. Стены и потолок декорируют листовым металлом. Стекло используют для оформления перегородок, стеллажей, перил.
Полы отделываются полированным бетоном или грубой деревянной доской.
Цветовая палитра не слишком разнообразна. Дизайнеры советуют работать со светлыми тонами. Доминируют серый, терракотовый, кремовый оттенки. Можно добавить небольшой яркий акцент.
Световое оформление представляет собой металлические простые светильники. Подбираются осветительные приборы с четкими геометрическими формами светлых оттенков. Они подчеркнут основные черты интерьера.
Общую композицию завершит мебель и предметы декора. Легкость и многоцветность здесь будут неуместны. Предметы подбираются самые примитивные и простые. Деревянная, необработанная корпусная и не сложная по конструкции массивная мягкая мебель. Она должна быть достаточно функциональной, как и все остальные детали интерьера. Для обивки выбираются грубые ткани или кожа.
В качестве декора можно подобрать абстрактные полотна, черно-белые снимки. Также используются грубые технические элементы: открытые балки, радиаторы, трубы. Чтобы смягчить грубость интерьера, рекомендуется добавить яркий элемент. Например, покрывало и подушка на диване, шторы или книги на стеклянных стеллажах. Растения также придадут свежести интерьеру. Очень хорошо будет смотреться в общей картине современная бытовая техника.
Этот стиль поражает своим своеобразием и естественностью. Спокойствие и монументальность привлекает очень много поклонников.
Брутализм
ЭТО КАК. Без полировки и сыро.
ОТКУДА ВЗЯЛСЯ. Термин «брутализм» появился в 1950-х от словосочетания béton brut — «необработанный бетон» на французском.
После Второй мировой европейские города нуждались в быстрых архитектурных решениях, и бетон оказался универсальным ответом на этот запрос. Он был дешевым, строили из него быстро: социальное жилье, административные здания, целые кварталы и города. Эти здания не декорировали и не красили, на их поверхности оставались неровности и шероховатости — текстура форм, в которых отливались бетонные заготовки.
Но бетонное здание — не значит скучное. При брутализме только опоры конструкций были предсказуемыми, а вот стены и крыши принимали самые неожиданные формы — и здание становилось почти скульптурой. Например, швейцарец Ле Корбюзье разбивать на крышах сады и прокладывать беговые дорожки.
КАК ВЫГЛЯДИТ СЕЙЧАС. В современном дизайне термин «брутализм» с бетоном уже никак не связан — теперь это про смелость быть неидеальным.
Бруталистский плакат похож на недособранный макет, а айдентика — «немного недопиленная». в стиле брутализма — тоже сырые, как будто еще в разработке:
Кстати, «брутализм» часто путают со прилагательным «брутальный», но это слово происходит от латинского «животный» и с брутализмом не имеет ничего общего.
Архитектура
Каждое здание уникально, что разнится с принципами раннего модернизма. Попытка извлечь красоту из серого бетона была похвальной, зодчие проектировали смелые конструкции, весьма удачные с точки зрения мировой архитектуры.
Примеры необрутализма в мировой архитектуре
- Национальный театр в Лондоне. Второе по счету помещение Королевского театра, отстроенное в 1976ом году, полностью соответствует духу нового времени. Грандиозная постройка из стекла и бетона с массой открытых и закрытых террас часто встречается в путеводителях туристов.
- Треллик-Тауэр. Дом высотой в 31 этаж со странной башней-пристройкой общественность невзлюбила сразу. Идея авангардиста Эрно Голдфингера лишь в 90-х годах нашла свою аудиторию.
- Библиотека Гейзеля. Символ Калифорнийского университета в городе Сан-Диего является одним из красивейших библиотечных комплексов мира. Форма строения ассоциируется у ценителей с кроной гигантского дерева, шляпкой гриба, цветком или фонарем. Здание получило название в честь детского писателя Теодора Гейзеля, внесшего огромный вклад в развитие библиотечного фонда.
- Национальный парламент в Дакке. Проект административного здания для южно-азиатской страны вышел из-под карандаша американского архитектора Луиса Кана. Комплекс напоминает монолитную крепость, окна скрыты либо сгруппированы за исполинскими рамами правильных геометрических форм.
- Спортивный зал в префектуре Кагава. Японский зодчий Кэндзо Тангэ руководил строительством комплекса сооружений для проведения Олимпийских игр. Гимнастический зал издали напоминает корабль без мачт, облокотившийся на огромные треугольные подпорки.
Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС)
Дом, вдвое урезанный по высоте, остался тем не менее ярчайшим образом советского модернизма
В одной из промежуточных версий дом распластывался, перетекая одним этажом на соседнее здание, доходный дом КоробковойДом, примыкающий к зданию ТАСС. Фотография 1992 года, и заимствовал оттуда идею скругленных окон. Учитывая негативное отношение советской власти к стилю модерн, это было вполне революционно — так в новый проект просочились первые ростки средового подхода. Правда, затем эта версия была отметена, но преемственность сохранилась, остроумно трансформировавшись в окна-телевизоры. Образ экрана в тот момент еще вполне современен: телевизор далеко не в каждом доме. Это была понятная метафора (телевизор — главное для советского человека окно в мир), при этом универсальная и в чем-то даже футуристичная: она не только предвещала век информации, но и предрекала превращение жилой ячейки в информационный порт, где главным будет не уют, а пропускная способность коммуникаций. И если в особняках модерна гигантские окна были все же единичны и уникальны (как и вся идеология этого стиля), то здесь большое скругленное окно стало модулем здания. По-модернистски отменяя идею фасадности, оно в то же время сохраняло образ привычной стены городского дома. А скрывающая межэтажные перекрытия накладка кажется деревянной, чем подкрепляет точность образа: для советского человека телевизор был не только техникой, но и мебелью. Точнее, даже более мебелью, учитывая то искажение действительности, которое он создавал.
Окна ТАСС, наследники маяковских «Окон РОСТА», стали идейным смыслом небольшой аванплощади перед зданием. Это был еще один тонкий компромисс старого и нового, из которого, кажется, состоит все здание, включая интерьеры. Его техническая начинка абсолютно современна — причем не только профессиональная (тут первая в Москве пневмопочта), но и бытовая: дом обслуживал единый пылесос, присоединиться к которому можно было через специальную розетку, имевшуюся на каждом этаже. Но при этом — советская скромность интерьеров: деревянная облицовка, низкие потолки, дээспэшная мебель. Аскетизм вроде бы искупали виды через громадные окна, но их при этом приходилось бесконечно заклеивать, чтобы не дуло.
Когда построено 1965–1977 годы
Архитекторы и инженеры В.Егерев, А.Шайхер, З.Абрамова, Г.Сирота, Б.Гурович, Ю.Маневич, А.Коганов
В университетских городках
Робартс библиотека (1973) в Торонто
Уэсли В. Посвар Холл в Университете Питтсбурга
В конце 1950-х — начале 1960-х годов многие университеты Северной Америки построили здания кампусов в стиле брутализма из-за их низкой стоимости и простоты строительства, начиная с Здания искусства и архитектуры Йельского университета Пола Рудольфа в 1958 году . Дизайн Рудольфа для Массачусетского университета в Дартмуте является примером всего кампуса, спроектированного в стиле брутализма. Уолтер Нетч спроектировал весь кампус Чикагского университета Иллинойса (ныне Восточный кампус Иллинойского университета в Чикаго ) по единому единому бруталистскому проекту. Мемориальный зал Клоуза в стиле брутализма Джона М. Йохансена и Эванса Вулена III , учреждение для исполнительских видов искусства, открывшееся в 1963 году в кампусе Университета Батлера в Индианаполисе , получил высокую оценку за его смелый и драматический дизайн.
В 1964 году в Университете Бригама Янга был открыт Центр изящных искусств Франклина С. Харриса, в архитектуре которого преобладает бруталистский стиль. Университет Чикаго «s Джозеф Regenstein библиотека , одна из крупнейших библиотек в мире, выдержан в стиле Brutalist. Библиотека Северо-Западного университета также спроектирована в стиле брутализма и является хорошим примером архитектуры этого типа. В кампусе Университета Миннесоты на Западном берегу есть несколько зданий в стиле брутализма, в том числе концертный зал, Центр Рарига , одна из самых важных работ Ральфа Рэпсона и лучший пример брутализма в городах-побратимах. Две крупнейшие библиотеки Университета Брауна и Центр аспирантуры представляют собой значительные бруталистские работы. Библиотека Джона Д. Рокфеллера-младшего и Научная библиотека (Университет Брауна) были спроектированы Дэнфортом Тоаном , чья фирма также разработала библиотеку Робартса в Университете Торонто.
Бостон Архитектурный колледж «s главное здание, спроектированное Эшли, Майер & Associates, был завершено в 1966 году В конструкции используется консольные, подвесные кладочные массы и подчеркнутая вертикальная„щель“во внешности , с помощью которого некоторые из основных функций здания можно увидеть снаружи. Открытые этажи студий позволяют студентам знакомиться с классами и студиями друг друга, а первый этаж, выходящий на Ньюбери-стрит , приглашает широкую публику в галерею Маккормика. В здании также есть административные помещения и две библиотеки.
Башни Личфилд в Университете Питтсбурга были завершены в 1963 году и состоят из трех цилиндрических башен в стиле бруталистов. Самое большое учебное здание университета, Уэсли В. Посвар Холл , построено в стиле брутализма в 1978 году.
Бостонский архитектурный колледж (1966)
В кампусе Белкнапского университета Луисвилля есть несколько зданий в стиле брутализма, в том числе Бингемский гуманитарный корпус и Межконфессиональный центр. Здание Эндрюса в Университете Торонто в Скарборо было построено в стиле брутализма и завершено в 1964 году. В 1965 году архитектору Desert Modern Э. Стюарту Уильямсу было поручено спроектировать новый кампус для района муниципальных колледжей Сан-Бернардино. Строительство Crafton Hills College началось годом позже, а последнее здание, которое было частью его первоначального плана кампуса, было завершено в 1976 году. Бруталистский дизайн Уильямса контрастирует с крутым ландшафтом местности и был выбран отчасти потому, что он обеспечивал противопожарную защиту от окружающая среда. Центр штата Айова в Университете штата Айова изначально состоял из пяти зданий в стиле брутализма, включая театр, зрительный зал, колизей, стадион и центр мероприятий, а также соединяющие надземные променады. Элиот-холл, оставшаяся половина пары бруталистских зданий, построенных в 1972 году на территории кампуса Вашингтонского университета в Сент-Луисе, была снесена в 2012 году.
В этот же период в Соединенном Королевстве, аналогичное разложение высшего образования привело к строительству многих Brutalist университетских зданий, известные примеры, в Бойд Орра здание в Университете Глазго , в Университете Эссекса , и Денис Ласдан общежитий «s в Университете Восточной Англии и в колледже Христа в Кембридже . Внешний вид университета Сент — Эндрюс «s Эндрю Melville Hall был использован в качестве набора для Dover Recovery Center в фильме Never Let Me Go .
2. Характеристика
Эстетически брутализм вписывается в контекст европейского модернизма 50-70-х годов (в сфере пластических искусств — в кино, фотографии, графике, скульптуре, оформлении интерьеров) — с его поисками новых средств выразительности. Это, в частности, интерес к локальному цвету, пластичной броской «модернистской» форме, остро-выразительным фактурам. Декларативной лёгкости и приглаженности «интернационального стиля» брутализм противопоставил впечатляющую мощь конструкций и объемов, смелые крупномасштабные композиционные решения. Например, одна из популярных тем у бруталистов, часто используемая в проектах административных и общественных зданий — это ступенчатая пирамида, перевернутая основанием вверх и приподнятая над землей на пилонах (Посольство Великобритании в Риме, 1971. Арх. сэр Бэзил Спенс; Бостон Сити Холл, Бостон, Массачусетс, США. 1981. Арх-ры: Г.Кальман, М.Мак-Киннель, Э.Ноулс; и др.).
Подобные идеи одухотворялись верой в новые строительные технологии, в частности, в неисследованные еще возможности такого нового строительного материала, как армированный бетон. Пластичность бетона, его «скульптурные» возможности были едва ли не главным элементом художественного языка у архитекторов-необруталистов.
Основные признаки стиля:
- Функциональность;
- Урбанистичность облика зданий брутализма, подчеркнутая массивность форм и конструкций;
- Смелость, сложность композиционных решений, отражающих, по мысли архитекторов-бруталистов, «всю сложность жизни»;
- Поверхности строительных материалов не декорируются, экспонированы в их естественном виде («честность материалов» — принцип, восходящий к Дж. Рёскину и английскому движению «искусства и ремесла»);
- Интернациональный характер;
- Преобладающий строительный материал — железобетон;
- Комплексный, градостроительный подход к архитектурному заказу;