Образование
Находясь под впечатлением от воспроизведенного в журнале «Нива» полотна Михаила Врубеля «Муза», Осмёркин решил получать художественное образование и поступил в Елисаветградское земское реальное училище, где первым наставником юноши стал Феодосий Козачинский.
В 1910 году Александр продолжил обучаться живописи в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств, но спустя год сменил это заведение на Киевское художественное училище.
Однако педагоги Николай Пимоненко и Иван Макушенко не смогли удержать Осмёркина надолго. Художника тянуло в бурлящую жизнью Москву — центр нового молодого искусства, и в 1913 году молодой человек пришел в московскую школу-студию Ильи Машкова, который позднее стал сооснователем «Бубнового валета». Чтобы сводить концы с концами, в молодости Александр начал подрабатывать оформителем театральных спектаклей, не забыв юношескую страсть к актерству.
Детство и юность
Биография Александра Александровича Осмёркина началась 8 декабря 1892 года в городе Елисаветграде, который находился на территории нынешней Украины и теперь носит название Кропивницкий. Будущий художник вырос в семье Александра Павловича Осмёркина и его жены Олимпиады Васильевны. Отец работал землемером и был выходцем из крестьян Подольской губернии.
Воспитанием юного Саши занималась мама, но любовь к искусству пробудил в мальчике его дядя Яков Васильевич Паученко, уже тогда заслуживший репутацию уважаемого архитектора.
Благодаря Якову в доме царила творческая атмосфера, на стенах красовались пейзажи Мануила Аладжалова, а дискуссии об искусстве и домашние спектакли навеивали Александру мечты об актерстве.
Ученики
- Абдуллаев Абдулхак Аксакалович (1918—2001)
- Августович Алексей Иванович (1914—1995)
- Антипова Евгения Петровна (1917—2009)
- Асламазян Ерануи Аршаковна (1909—1998)
- Байкова Евгения Васильевна (1907—1997)
- Богаевская Ольга Борисовна (1915—2000)
- Булгакова Матильда Михайловна (1919—1998)
- Гаврилов Владимир Николаевич (1923—1970)
- Годлевский Иван Иванович (1908—1998)
- Гуляев Александр Георгиевич (1917—1995)
- Зайцев Евгений Алексеевич (1908—1992)
- Иванов Виктор Иванович (р. 1924)
- Иванов-Радкевич Михаил Павлович (1901—1990)
- Колозян Бабкен Адамович (1909—1994)
- Любимова Вера Александровна (1918—2010)
- Маркин Сергей Иванович (1903—1942)
- Моисеенко Евсей Евсеевич (1916—1988)
- Орехов Лев Николаевич (1913—1992)
- Осипов Сергей Иванович (1915—1985)
- Павловский Генрих Васильевич (1907—1973)
- Пен Варлен (1916—1990)
- Пономарёв Николай Афанасьевич (1918—1997)
- Пустовойтов Фёдор Степанович (1912—1989)
- Тетерин Виктор Кузьмич (1922—1991)
- Савинов Глеб Александрович (1915—2000)
- Скуинь Елена Петровна (1908—1986)
- Тихомиров Александр Дмитриевич (1916—1995)
- Токарев Вячеслав Васильевич (1917—2001)
- Чирков Антон Николаевич (1902—1946)
и многие другие
Личная жизнь
Осмеркин трижды состоял в браке. Первая жена художника, Екатерина Тимофеевна Баркова, была его музой и любимой моделью. Супруг написал несколько портретов возлюбленной, прежде чем брак распался.
В 1928 году Александр Александрович женился снова. На этот раз невестой портретиста стала эстрадная артистка, выпускница МГУ Елена Константиновна Гальперина. В этом браке у пары родились две дочери. Старшей, Татьяне, передалась творческая жилка отца, и она стала художником-модельером. Младшая, Цецилия, родилась в 1939 году и посвятила себя работе в лекционном бюро московского отдела народного образования.
Однако личная жизнь с Еленой Константиновной не сложилась, и в 1945 году художник в третий раз обменялся свадебными клятвами, на этот раз женившись на архитекторе Надежде Георгиевне Навроцкой.
Творчество
В начале XX века в творческих кругах наметилось появление различных художественных группировок. Наставник Осмёркина Илья Машков стал участником «Бубнового валета» — группы столичных художников, объединенных влиянием творчества французского постимпрессиониста Поля Сезанна, из-за чего их называли «русской школой сезаннизма».
Ядро «Бубнового валета», кроме Машкова, составили Петр Кончаловский, Василий Рождественский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов и Александр Куприн, в чьих картинах угадывались отголоски полотен Пабло Пикассо и Анри Матисса.
В 1914 году Осмёркин начал принимать участие в московских выставках «бубновалетовцев», а после службы в армии ненадолго вступил в это художественное объединение. Среди знакомых Александра появились поэты: Сергей Есенин, Осип Мандельштам и Анна Ахматова.
После окончания Чугуевского военного училища в 1917 году Осмёркин сосредоточился на обучении студентов. Художник вел курсы рисования в Заочном народном университете искусств Москвы, затем в качестве профессора преподавал начинающим живописцам в будущем ВХУТЕМАСе, а также вступил в группу «Мир искусства».
Преподавая, Александр не переставал писать картины, причем в ранних камерных портретах и натюрмортах художника доминировали кубизм и предметное начало («Натюрморт с бандурой», «Натюрморт с черепом», «Натюрморт с часами»), а в более поздних работах стали преобладать экспрессия и сочетание цветовой гаммы («Женщина, снимающая перчатку. Портрет В. И. Морозовой», 1924, «Портрет Е. Т. Барковой, жены художника», 1925). В последующие годы в картинах Осмёркина главенствующую роль заняло яркое многоцветие палитры, хотя общая сдержанность и строгость в тех же автопортретах никуда не делась.
Весь период портретист не прекращал участие в оформлении театральных декораций. Так, в 1918 году художник работал над спектаклями по пьесам «Жертва» Осипа Дымова и «Два Пьеро» Эдмона Ростана. Участвовал в постановке по произведению Анатолия Павловича Каменского «Леда». В том же году Осмёркина пригласили в качестве художника поработать над фильмом «Мильда и Зайла». Совместно с советским режиссером Николаем Фореггером Александр организовал театр «Московский балаган», а в 20-х годах ХХ века оформлял декорации для спектакля по пьесе Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».
В 1924 году Осмёркин присоединился к обществу «Московские живописцы», а позже вместе с «бубновалетовцами» Куприным и Кончаловским вошел в объединение «Бытие» и стоял у истоков основания Общества московских художников.
В это время Александр Александрович писал задумчиво-созерцательные пейзажи, историко-революционные полотна («Взятие Зимнего дворца», 1927) или казенные портреты передовиков.
С 1932 года Осмёркин преподавал в Ленинграде, куда пришел по приглашению А. Т. Матвеева. В мастерской живописного факультета, которая, по словам его учеников, была самой интересной в академии, художник задержался на 5 лет. Затем почти десятилетие профессор обучал рисованию студентов Московского художественного института.
Александр Осмёркин — «Подсолнух и рябина» / «Записки о художниках»
В статье «О воспитании художников» Осмеркин писал: «Выращивание молодого художника — это прежде всего воспитание в нем художественной культуры, и с этого воспитания надо начинать».
Среди учеников знаменитого авангардиста были такие талантливые художники, как А. Ю. Никич, Г. А. Савинов, Г. В. Павловский, Е. Е. Моисеенко, И. И. Годлевский.
Годы Великой Отечественной войны Александр Александрович провел в эвакуации в Загорске, а в 1947 году перестал участвовать в выставках и вести педагогическую деятельность из-за обвинений в формализме.
В послевоенный период живописец писал многоцветные натюрморты и пейзажи, наполняя полотна солнцем и светом: «Сирень на фоне обоев» (1951), «Натюрморт с подсолнечником и рябиной» (1952), «Черемуха. Плесково» (1953).
(1892 – 1953)
«Я убежден, что в искусстве живописи все великое создано так называемыми школами (венецианцы, испанцы, голландцы и т.п.), и отдельные мастера, как Рафаэль, Тициан, Веласкес и другие высятся не как отдельные гении-одиночки, а как вобравшие в себя все усилия предшествующих».
Эти слова Александра Осмеркина многое объясняют в его собственном творческом пути и в его работах. Он гордился своей принадлежностью к группе московских живописцев, составивших ярчайшее явление в русской живописи — «Бубновый валет». Осмеркин называл себя «кровным сыном «Бубнового валета». Все ситуации творческого пути художника, вплоть до жизненных перипетий, объясняются так или иначе его действительной верностью этим принципам.
«Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек абсолютного живописного слуха, артист без всякого „делячества“, беззаветно влюблённый в искусство, для которого оно было чем-то намного большим, чем любые практические мысли или вопросы тщеславия. Он прошёл через нас Дон Кихотом в искусстве» — так сказал об Александре Осмеркине А. Дейнека.
Александр Александрович Осмеркин родился 26 ноября (8 декабря) 1892 года в городе Елисаветграде Херсонской губернии в семье землемера. С 1902 по 1910 учился в Елисаветградском земском реальном училище, в эти же годы начал увлекаться рисованием и театром.
В 1911-1913 учился в Киевском художественном училище. Не закончив его в октябре 1913 переехал в Москву, где поступил в студию И.И. Машкова. С 1914 года начал выставляться на выставка «Бубнового валета» в качестве экспонента.
В 1915-1917 проходил военную службу. В июне 1917 Осмеркин был откомандирован в культурно-просветительский отдел Московского Совета солдатских депутатов и вновь активно включается в художественную жизнь, участвует во многочисленных выставках. Выполнял декоративные панно, работал как театральный художник.
С 1918 года начал преподавательскую деятельность в только что организованных 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских, будущем ВХУТЕМАСе. Здесь Осмеркин проработал до 1930 года.
В 1927-28 принимал активное участие в организации Общества Московских художников, с 1929 был секретарем ОМХ, членом выставочного комитета. В 1928 совершил поездку в Псковскую губернию, где создал серию пейзажей пушкинских мест. Совершил поездки в Грузию, на Украину, в Крым, работал на своей даче в Верее.
В 1932 году принял предложение стать профессором – руководителем индивидуальной мастерской во вновь организованном Ленинградском институте живописи, где проработал до августа 1947 года. С 1937 работал также преподавателем в Московском институте изобразительных искусств.
В 1936-1937 работал над оформлением юбилейного Пушкинского спектакля в БДТ в Ленинграде (премьера 28.03.1937). Во время войны жил и работал в Подмосковье, участвовал в деятельности Мастерской оборонного плаката Окон «ТАСС», был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
1947-1948 годах творчество Александра Осмеркина было подвергнуто официальной критике, он был освобожден от педагогической работы.
Резко ухудшилось здоровье художника, он жил и работал в последние годы в основном в Загорске. А. Осмеркин скончался 25 июня 1953 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Смерть
25 июня 1953 года Александр Осмёркин работал за мольбертом, внезапно ему стало плохо. С зажатой в руке кистью портретиста уложили на кровать, где он вскоре тихо умер на руках у Надежды Георгиевны. Причина смерти не называлась, однако, судя по мемуарам Амшея Нюренберга, который лично знал художника и его жену, у живописца случился инсульт.
Руководство Московского союза художников из-за непростых отношений Осмёркина с властью не дало помещение и права на гражданскую панихиду, но после угроз Надежды Георгиевны пожаловаться в ЦК все-таки разрешило поместить гроб в Доме художника. Ни почестей, ни цветов от чиновников — с почившим живописцем пришли попрощаться лишь друзья и ученики, которые сказали много теплых слов.
Могила Александра Осмёркина / «Википедия»
Могила знаменитого графика и живописца находится на Ваганьковском кладбище, недалеко от места упокоения Сергея Есенина. Работы Осмёркина хранятся в государственных и частных собраниях России и зарубежья.
Осмеркин Александр Александрович (1892-1953)
А. А. Осмеркин был натурой многообразно
одаренной. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже
собирался учиться пению. Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем,
но победила страсть к живописи.
Увлечение новейшими течениями в искусстве
помешало Осмеркину закончить Киевское художественное училище. В 1913
г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова.
В следующем году впервые участвует в выставке «Бубнового валета».
Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, «вкусную»
живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах,
стремится не слишком далеко уходить в своих работах от
непосредственного восприятия натуры («Обнаженная на фоне персидской
набойки», 1914-15; «Дама с лорнеткой», 1917; «Натюрморт с часами»,
1918; «В кафе», 1919, и др.).
Правда, лубок и «примитивы» имеют для художника меньшее значение,
чем для его учителя Машкова. Осмеркина отличают меньший размах,
тяготение к более тонкой и сдержанной цветовой гамме, своеобразное
чувство ритма и вместе с тем не столь явная увлеченность
телесностью, вещностью материального мира.
В начале 1920-х гг. Осмеркин ощущает
исчерпанность прежних средств выражения, в его искусстве намечается
решительный сдвиг к реализму. В этом он не был оригинален: та же
эволюция происходила и с другими участниками «Бубнового валета».
Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта,
русских мастеров XIX в. ( и др.), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее
отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только
повод для решения пластических (цвет и форма) задач.
Сначала в живописи Осмеркина становится меньше
элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну («Парк»,
«Натюрморт с бандурой», обе 1920; «Портрет Е. Т. Барковой», «Портрет
девушки», обе 1921, и др.).
К середине 1920-х гг. работы Осмеркина уже вполне реалистичны.
Священный для всякого сезанниста принцип «живопись — это верный цвет
на верном месте» остается незыблемым, но художника интересует и
передача фактур разных материалов, и психология (в портрете), и
лирическое настроение (в пейзажах): «Портрет Е. Т. Барковой» (1921),
«Портрет художника М. Н. Аветова» (1924), «Охотничий натюрморт»
(1923-24), «Мойка. Белая ночь» (1927)и др.
Среди тематических картин художника — а он немало
потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, — более
других известна «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927). Однако,
несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и
не стал. Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты.
Над ними Осмеркин много работал и в 1930-40-х гг.
Он неизменно сохранял верность принципам
свободной, основанной на гармонии цветовых отношений живописи. А это
не всегда было легко: художника обвиняли в формализме, в 1948 г.
лишили возможности преподавать (с конца 1910-х гг. Осмеркин
преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда).
«Портрет А. А. Ахматовой» (1939-40), серия пейзажей «Новая
Голландия» (1945) — пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг.
Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто
талантливым и культурным живописцем. Он был безраздельно предан
искусству. Смерть застала его за работой.