Принц Рандиан (Prince Randian). 1871-1934
Конечно же, принцем этот мужчина не был, таков был его сценический псевдоним. Рандиан, индиец по происхождению, появился на свет в Британской Гвиане без рук и ног, причиной тому стал врожденный синдром тетраамелии. Финеас Барнум привез необычного человека в Америку, дав старт его цирковой карьере. Рандиана называли человеком-змеей, живым торсом, человеком-гусеницей. Он поражал своим умением скручивать сигареты одними губами.
В ходе выступлений актера наряжали в цельную облегающую одежду, которая и придавала ему вид змеи с человеческим лицом. С помощью плеч и бедер Рандиан передвигался по сцене. Но явные физические ограничения не остановили попытки актера реализоваться в других сферах. Он умел рисовать и писать, научился бриться с помощью особого приспособления. Рандиан стал мужем и отцом пяти детей, разговаривал на четырех языках. И даже свой реквизит актер держал в ящике, по слухам лично им же и построенном, покрашенном и закрываемом на замок.
Джозеф Меррик (Joseph Merrick). 1862-1890
Врожденные заболевания стали причиной превращения и этого человека в участника «цирка уродов». Синдром Протея и нейрофибраматоз сильно изуродовали тело Джозефа, так он и стал Человеком-слоном. Родился мальчик в семье лондонского ткача, инвалидом была мать Джозефа и его сестра. Уродство стало развиваться в возрасте пяти лет. Деформация тела со временем стала настолько сильной, что мальчика выгнали на улицу, но он даже работать нигде не смог. Единственным выходом для ставшего объектом насмешек людей стал цирк.
А там с Джозефом неплохо обращались и назначали солидный оклад. В 1884 году Меррик познакомился с физиологом Фредериком Тривзом, который представил актера научному сообществу. А после запрета шоу уродцев в Англии человек-слон вынужден был на время покинуть страну, но в итоге вернулся на Родину. О мистере Меррике стала писать пресса, проявляли интерес к несчастному даже аристократы. Джозеф получил образование, стал посещать театры, писать прозу и поэзию. Несмотря на кажущееся слабоумие из-за постоянного выражения лица, мужчина оказался умным и романтичным. Смерть Меррика явно была преждевременной – во сне тяжелая голова передавила шею.
История Джозефа Меррика оказалась настолько яркой, что на ее основе поставили бродвейскую пьесу, в которой участвовал даже Дэвид Боуи. А фильм Дэвида Линча «Человек-слон» получил 8 номинаций на Оскар. Личность Меррика многократно упоминается в фильмах, сериалах, песнях, рекламе. История умного, но отвергаемого обществом и непонятого романтика не оставляет безучастной и сегодня.
«Искупал супругу в чане и теперь — наоборот!»
Хотя с распространением христианства театр на некоторое время становится искусством нон-грата, его традиции сохраняются в Средние века благодаря усилиям странствующих комедиантов: скоморохов и вагантов. Хорошее представление о них позволяет составить новелла «Скоморох» из фильма «Андрей Рублев» Тарковского.
Тяжелый труд, неприглядный быт, постоянная угроза ареста и скверная репутация: «Скоморохи все воры да пьяницы, вас секут от пятницы до пятницы». И тем не менее изжить скоморошество не удалось, поскольку неизбывной оказалась потребность высмеивать неприятные стороны действительности. Михаил Успенский как-то подверг реализм критике, написав: «В старину рыбаки, уходя в долгое плаванье, брали с собой бахаря, чтобы рассказывал сказки. Представляю, что бы они с ним сделали, если б он начал им рассказывать про их тяжкую долю да про то, как деспот пирует в роскошном дворце!» То же самое справедливо и в отношении народных комедий абсурда.
Принц Рандиан
Рандиан из Британской Гвианы, рожденный без рук и ног, сразу привлек внимание Барнума. Несомненно, он был доставлен Барнумом в Америку в 1889 году
В течение 40 лет подряд Рандиан выступал в различных гастролях и мероприятиях цирка Барнума. За это время он также получил несколько прозвищ: Живой торс, Человек-гусеница и Человек-червь. Благодаря своей известности Рэндиан смог жениться и иметь пятерых детей.
Чтобы развлечь публику, Рэндиан исполнял в своем представлении различные действия, такие как закуривание сигареты, рисование и бритье бороды. Похоже, что смотреть шоу Рэндиана вживую было интересно.
Франческо Лентини (Francesco Lentini). 1889-1966
Уникальность этого артиста в том, что у него было 3 ноги. Франческо стал двенадцатым ребенком в семье. Но его брат-близнец еще в утробе стал «паразитом» — так и не сформировался и привязался к позвоночнику Франческо. У того помимо третьей полноценной ноги была еще и четвертая рудиментарная, отходящая от колена, а также дополнительный половой орган. Врачи не решились на сложную операцию на позвоночнике, которая могла бы оставить Франеческо парализованным. Шокированные родители отказались от сына-урода. Мальчик попал в приют для инвалидов, где смирился с особенностями своего тела, научился кататься на коньках, ездить на велосипеде и играть в футбол.
Еще в детстве Лентини переехал в Америке, где устроился в цирк. Популярным стал номер жонглирования мячом третьей ногой во время ходьбы на двух первых. Лентини не хотел казаться просто уродцем, представая ловким и остроумным молодым человеком. До самой смерти итальянец выступал в цирках, он женился и вырастил четырех детей. Лентини пользовался уважением среди коллег, которые прозвали его «Королем».
Жозефина Мертл Корбин (Josephine Myrtle Corbin). 1868-1928
Девочке не посчастливилось появиться на свет с удвоенным тазом, причем на втором выросли еще две маленькие ноги. Каждая «внутренняя» нога составляла пару с нормальной. Сама Жозефина утверждала, что могла двигать всеми четырьмя нижними конечностями, но внутренние оказались слишком слабыми для ходьбы. Фактически, физический дефект предопределил будущее – ей пришлось работать актрисой в бродячих цирках, к тому же женщину активно изучали врачи.
Доктора изучили и родителей девочки. Внешне они оказались похожими – с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Казалось, что у отца с матерью могло быть и кровное родство. После рождения факт дефекта семья и врачи не афишировали, защитив ребенка от общественного внимания. Жозефина росла здоровой и чувствовала себя неплохо. А в 13 лет девочка стала участвовать в шоу, причем на афишах ее описывали нежной и счастливой. Популярность Корбин оказалась настолько высокой, что владельцы других бродячих цирков даже стали показывать публике фальшивых четырехногих женщин. В 19 лет Жозефина вышла замуж и родила 5 здоровых детей.
Питер Робинсон (Peter Robinson). 1873-1947
Этот артист тоже был известен, как Живой скелет, но называли его Курильщиком или просто Тонким человеком. И в этом случае похудение началось в подростковом возрасте. На протяжении всей жизни вес тела Питера составлял 25-30 килограмм, что при росте в 160 сантиметров производило пугающее впечатление.
Живой скелет гастролировал по Америке с разными труппами, а в 1916 году он женился на Хелен Смит. Она тоже была актрисой цирка уродов, но с весом в 212 килограмм являлась явной и красочной противоположностью избраннику. Необычная семейная пара сформировала еще один элемент шоу. Публика не оставила это без внимания, и на потеху толпе супруги то разводились, то вновь женились. А все ради яркого зрелища – свадьбы очень худого мужчины на очень толстой женщине. Люди толпами шли посмотреть на такое шоу. В семье родилось двое детей, но доживал жизнь Робинсон со своей сестрой.
Жозефина Джозеф (Josephine Joseph). 1913-1966
Это сегодня гермафродиты являются описанным и понятным явлением, а раньше этим людям приходилось или скрывать свою сущность, или пользоваться ею, демонстрируя напоказ за деньги. Именно так поступила американка Жозефина Джозеф, половина тела которой была мужской. Правда, сегодня всего чаще высказывается мнение о том, что речь стоит вести не о биологическом явлении, а об удачной постановке травести-актера.
Правая часть Жозефины выглядела действительно мужской, с короткой стрижкой и грубыми чертами лица. Левая же часть тела была женственной – с грудью, выбеленной кожей, длинными волнистыми волосами. Ради внешнего эффекта актриса даже по-разному наряжала половины своего тела
Публика обратила внимание на странного человека в фильме «Уродцы», где Жозефина получила несколько сцен и реплик
Скандальное увольнение Ройтбурда: художник готов оспаривать решение в суде
109
4
1
00:06:32
06.09.2019
Во время очередной сессии Одесского облсовета депутаты приняли решение снять с должности директора Художественного музея Александра Ройтбурда. По словам Виталия Саутёнкова, директора назначили в музей незаконно, кроме этого у него имеется ряд правонарушений. В свою очередь Ройтбурд прокомментировал новость о своём увольнении и рассказал о своих дальнейших действиях.
Своё увольнение директор музея называет недоразумением, которое «абсолютно противоречит Закону Украины о культуре, условиям контракта, здравому смыслу и совести». Все обвинения в свою сторону экс-директор опровергает и собирается обжаловать увольнение в суде:
«Я твёрдо намерен оспаривать это решение в суде до конца, дойдя до самых высоких инстанций. И если в Одессе где-то что-то схвачено, то есть ещё Киев, где, я думаю, шансы добиться справедливости, будут побольше».
Стефан Бибровский (Stephan Bibrowski). 1891-1932
В цирковых представлениях этого немца польского происхождения представляли, как «Человека-льва». Все потому, что его тело было сплошь покрыто волосами. Причиной тому стало редкое заболевание гипертрихоз. Его симптомы у Стефана проявились еще во младенчестве. Перепуганные родители отдали мальчика на воспитание в цирк.
Там волосатому ребенку придумали легенду – когда он находился еще в животе у матери, то отца разорвал цирковой лев. И именно этим и объясняется сходство артиста с животным. Стефан получил понятный псевдоним Лионель и начал гастролировать с цирком. А в 1901 году Бибровский переехал в Америку, где стал сотрудничать с цирком Барнума. На тот момент длина волос на теле составляла уже 10 сантиметров. На арене артист демонстрировал гимнастические трюки, а его называли переходным звеном между человеком и обезьяной. Но Бибровский вовсе не был дикарем: много читал и знал, говорил на пяти языках
И этим он тоже привлекал к себе внимание. Со временем немец покинул сцену и вернулся на Родину
Ройтбурд собирается в суд, а одесситы — на акцию протеста: скандальное увольнение художника
1135
24
4
00:04:32
06.09.2019
Роспуск Одесского облсовета будет инициировать фракция Батькивщина из-за нарушения закона областными депутатами при увольнении директора художественного музея Одессы Александра Ройтбурда, — сообщил заместитель председателя парламентской фракции Сергей Соболев. В среду депутаты проголосовали за увольнение Ройтбурда с должности директора и всколыхнули художественное сообщество.
Все самые свежие и актуальные новости Украины и мира читайте ЗДЕСЬ ️ 🤍
️Подписывайтесь на канал: 🤍
—
Факты от ICTV на Facebook — 🤍
Telegram Факты ICTV — 🤍
Telegram LIVE — 🤍
Instagram Факты ICTV — 🤍
Twitter ICTV — 🤍
Факты ONLINE 🤍
Порно чи мистецтво: чому депутати в Одесі хочуть забрати в Ройтбурда музейну владу | DW Ukrainian
946
46
5
00:05:28
17.09.2019
Скандал довкола звільнення директора Одеського художнього музею Олександра Ройтбурда не вщухає. Кому заважає художник і що він зробив з музеєм в Одесі?
Дивіться також відео про музей Майдану, який у Києві мають збудувати німці 🤍
А також – як зберігаються артефакти Революції Гідності 🤍
*
Скандал вокруг увольнения директора Одесского художественного музея Александра Ройтбурда не утихает. Кому мешает художник и что он сделал с музеем в Одессе?
Підписатися в один клік на #DWУкраїнською: 🤍
Читайте новини України та світу —
на нашому сайті 🤍
у Facebook 🤍
та на Twitter: 🤍
Шлитци (Schlitzie). 1901-1971
И хотя на представлениях этого актера и называли «последним из ацтеков», родился он, скорее всего, не в Мексике, а в Нью-Йорке. По крайней мере так указано на его могиле. Мальчик появился на свет с микроцефалией. Этот порок сделал его мозг маленьким, а голову – чрезмерно большой. Вырос Шлитци всего до 122 сантиметров, был близоруким и умственно отсталым. Считается, что интеллект артиста так и остался на уровне трехлетнего ребенка. Шлитци не мог полноценно о себе заботиться и в разговоре обходился простыми словами и парой фраз. При этом он выполнял требуемые действия, понимал, что ему говорят и отлично подражал. Все любили Шлитци, видя в нем живого и милого человека.
В цирк мальчик попал, будучи проданным родителями, что для того времени было нормой. Работодатели выступали опекунами, их Шлитци поменял немало. В шоу он представлялся то последним ацтеком, то девочкой-обезьяной, а то и просто неизвестным существом. Шлитци часто выступал в паре с другими микроцефалами. В 1920-1930-х годах актер стал знаменитым, успев сняться и в «Уродцах». Он выступал в знаменитых труппах, в том числе и у Барнума и Бейли. Шлитци так и не оставил сцену, выступая даже на улицах. Похоронили его в безымянной могиле и только лишь в 2009 году установили надгробие.
Джейн Барнелл (Jane Barnell). 1871-1951
Англичанка прославилась, как «бородатая женщина», хотя ее сценический псевдоним был куда элегантнее – Леди Ольга. Судьба девочки с такой внешностью едва ли могла быть счастливой в те годы. Ее мать продала Джейн в цирк, из которого необычную, но приболевшую артистку просто выгнали на гастролях в Берлине. Новое возвращение в цирк состоялось, благодаря знакомому силачу. Барнелл сменила несколько псевдонимов, остановившись в итоге на громком «Леди Ольга Родерик». На тот момент борода женщина выросла на 30 сантиметров.
Всю жизнь Леди Ольга провела в гастролях с различными цирками, участвовала в выставках и даже успела сняться в кино. Правда, фильм Тода Браунинга «Уродцы» (1932) сильно шокировал публику, да и сами герои остались недовольными тем, как их показали. Борода не помешала женщине устраивать личную жизнь – она побывала замужем четыре раза. Последним ее супругом стал бывший клоун и уличный зазывала, ставший менеджером необычной актрисы.
История цирка уродов
Для начала ознакомимся с историей сего явления. Подобные «развлечения» были весьма популярны в Европе, а после и в Америке, начиная с XVII века. Разумеется, традиция бродячих цирков, охотно принимавших в свои ряды «уродцев», существовала и намного ранее.
Сейчас уже невозможно установить, кому же первому в голову пришла идея демонстрировать публике людей с физическими отклонениями. Но такая «забава» быстро стала популярной. В те века у населения был совсем ограниченный круг досуга: развлечениями считались даже казни – если вспомнить об этом, то любовь к «цирку уродов» уже не кажется столь странной – таковы были реалии того жестокого времени.
Надо сказать, что изначально в подобные цирки набирали в основном карликов, при этом стараясь сохранять «эстетику». Никто специально не отыскивал людей с изощренными отклонениями. Но в XVIII веке, когда такие шоу приобрели особую популярность, публика становилась все более требовательной, ее сложно было удивить, и организаторы стали выкручиваться. Так в репертуаре появились бородатые женщины, сиамские близнецы и т.д.
Для самих «уродцев» выступления в подобных цирках часто становились единственной карьерной перспективой. За выступления многим платили неплохие деньги, так что нетрудоспособные инвалиды могли накопить себе на безбедную старость. Конечно, встречались и недобросовестные работодатели, которые присваивали львиную долю дохода.
Популярность цирков уродов сошла на нет лишь после Второй мировой войны. Ценность человеческой жизни существенно возросла, и люди осознали недопустимость подобного зрелища.
Самым знаменитым в свое время было заведение Финеаса Барнума. Он не скупился на рекламу своего шоу и очень скоро сделал его известным на весь мир. Первой «диковинкой» его представления была пожилая афроамериканка, которую представляли как столетнюю долгожительницу. Вскоре поползли слухи, всячески подогреваемые и самим основателем шоу – о том, что старуха на самом деле не живой человек, а робот. После смерти пожилой женщины все были уверены – изобретатель просто решил не раскрывать своего секрета. Благодаря этому опыту Барнум понял – человеческие отклонения и необычности – тема весьма популярная.
Финеас Барнум
7
За полгода, что Ройтбурд служит директором ОХМ, музей, прежде бывший местом консервирования картин, стал частью городского пространства. В него стало модно ходить. Билетная касса теперь приносит в четыре раза больше денег: если в июне прошлого года на билетах заработали 53 тысячи гривен, то в июне нынешнего — 215 тысяч.
— Важно, чтобы музей функционировал на разных уровнях, — говорит Ройтбурд. — Чтобы проводили лекции, приходили модные люди
Борис Бурда у нас водил экскурсию. Мы устраиваем «музейники», выступал Сергей Жадан, поэт Орлуша. Ресторатор Сикорский читает лекции о фарфоре. Борис Херсонский читает лекции об иконе. Начала переосмысляться экспозиция. Пусть хаотично, пусть местами на уровне провокации, но экспозиция оживает, приходят люди, которые давно перестали ходить, потому что не было ничего нового. Пятнадцать лет в экспозиции не было лучшей работы Алексея Егорова. Мы ее вернули из запасников.
3
Музей ведет свою историю от Одесского общества изящных искусств, которое появилось в 1865 году. Члены общества основали художественное училище. В начале 80-х позапрошлого века меценат и городской голова Одессы Григорий Маразли передал здание училищу. А в 1899 году в этом здании открыли музей. Первая коллекция — около 75 рисунков — состояла из дипломных работ выпускников училища. Еще триста работ маслом музею передала Петербургская академия художеств.
Поначалу у музея не было директора, только хранитель. Первым хранителем пятнадцать лет проработал Владимир Куровский — он пустил себе в пулю в лоб в одесском баре вскоре после начала Первой мировой войны. После него должность занял художник Кириак Костанди. В семье Костанди было восемь детей, он очень нуждался и жил прямо в здании музея: слева от входа, где сейчас туалет, располагалась его квартира.
Следующего директора, художника Цвиля Эмского-Могилевского расстреляли в 1937 году. Его преемника мобилизовали в первые дни Второй мировой, и он погиб на Курской дуге. Во время войны коллекцию эвакуировали в Уфу и Ташкент. Музей стоял полупустым, в 40-х в него поселили несколько семей, чьи дома были разрушены, — там они и жили почти тридцать лет.
Период модернизации музея пришелся уже на семидесятые годы, когда директором ОХМ стал Иван Семенюк. Семенюк выбил у города одиннадцать квартир и отселил людей из музея. Отремонтировал залы и хранилище. Провел канализацию — до середины семидесятых туалет музея располагался во дворе.
Кроме того, Семенюк выстроил экспозицию, которая находится в музее и сегодня. Именно ее меняет Александр Ройтбурд.
Евгений Карев / «Бабель»
🎨 ВИСОКЕ МИСТЕЦТВО: ОЛЕКСАНДР РОЙТБУРД
999
68
39
00:10:59
08.06.2020
Олександр Ройтбурд — багатогранна особистість, один з найвідоміших сучасних українських художників у всьому світі. Він народився в 1964 році в Одесі. Зараз він займається не тільки живописом, а й фотографією, відео, графікою.
У випуску брали участь:
HighMess: 🤍
Загін Кіноманів: 🤍
Кіншов: 🤍
MariAm: 🤍
Високе мистецтво — це гумористичне шоу в якому блоґери обговорюють картини. В цьому форматі немає жодного серйозного слова а монтаж вириває з контексту навіть ті несерйозні, що були озвучені. Просто веселощі і нічого більше.
Український ютуб будують тут
Підтримати нас:
️ Патреон: 🤍
Монобанк: 4441-1144-5093-2486
Приватбанк: 4731-2196-1315-9478
Інші способи підтримати проєкт: 🤍
Соціальні мережі:
🤍
🤍
🤍
🤍
🤍
🤍
«Маніфест» — платформа для просування української мови на ютубі. Це спільнота ентузіастів, що має сайт із рейтингом, на якій зібрані усі (ну майже) україномовні ютуб-канали, журнал і сторінки у соціальних мережах. Якщо хочете дивитися, а також читати, коментувати й дописувати, не соромтеся, ставайте частиною нашої спільноти.
#Маніфест #ЮтубУкраїнською #УкраїнськіВідео
ОЛЕКСАНДР РОЙТБУРД — Один із найвідоміших і найдорожчих сучасних українських художників | 16+
17536
957
76
01:29:14
13.02.2019
Один із найвідоміших і найдорожчих сучасних українських художників. Учасник та куратор більше ста виставок і мистецьких проектів. Керівник Одеського художнього музею.
Олександр #РОЙТБУРД у Скрипіна на 16+
Один цікавий факт про нашого гостя: У 2009-у році картина Олександра з серії «Прощавай, Караваджо!» була куплена на лондонському аукціоні за рекордну на той час для українського живопису суму – $97 тис. Звучить сильно. Більше — дізнаєтесь в ефірі!
16+ проект для тих, кому набридла нескінченна політична порнографія. Ніжна м’ясорубка для найапетитніших шматочків українського соціуму.
Підтримай skrypin.ua фінансово. Налаштуй щомісячний платіж:
• pb.ua: 5363 5423 0778 1303
• monobank: 5375 4141 0021 8964
• paypal🤍skrypin.ua
• IBAN: DE11 1005 0000 6014 1157 71
• для збору мобільних переказів: +380963302229
• крипта: 🤍
Щоб не проспати ефіри – долучайся в Telegram 🤍
Канал Данила Яневського 🤍
Підпишись на нас у соціальних мережах:
Facebook: 🤍
Twitter: 🤍
Instagram: 🤍
Слухай подкасти в iTunes:
skrypin.ua ️ 🤍
UMN ️ 🤍
Danylo Yanevsky ️ 🤍
Як слухати подкасти користувачам Android: 🤍
Skype для дзвінків у студію: hello🤍skrypin.ua / Етер Ether
🤍skrypin.ua
#Скрипін #Яневський #skrypin #skrypinua
Энни Джонс (Annie Jones). 1865-1902
И эта артистка прославилась своей бородой. Еще когда Энни было 9 месяцев, ее родители заключили контракт со знаменитым шоуменом Барнумом. Тот выплачивал матери необычного ребенка зарплату 150 долларов в неделю. Семья жила в Нью-Йорке, готовя Энни к карьере в цирке. В пять лет у девочки выросли усы и бакенбарды, она стала знаменитой.
На протяжении карьеры Энни Джонс много путешествовала, сотрудничая с различными труппами и выставками. В придачу к бороде женщина отпустила еще и длинные волосы. Но не только растительностью на голове она была известна – Энни оказалась неплохим музыкантом. Дважды артистка побывала замужем, а умерла от туберкулеза. Так осталось и неизвестным, что стало причиной необычного состояния ее лица – генетическое заболевание или избыточный рост терминальных волос (гирсутизм).
2
Центральные фигуры в старой команде ОХМ — это главный (и единственный) хранитель Людмила Анатольевна Еремина и заместитель директора по научной работе Сергей Седых. Они рассказывают, что у старой и новой команд нет единого видения, совместных планов и общих совещаний. По-разному они трактуют и первоочередные задачи музея. Ройтбурд, в основном, обращается к Ереминой с просьбами помочь с экспонатами.
Девяносто процентов экспонатов ОХМ находятся в хранилище. Примерно тысяча предметов — в музее, девять тысяч — в запасниках. Людмила Еремина работает в музее с 1967 года. В 1974-м, когда Людмила Анатольевна стала главным хранителем, она приняла 3 500 единиц. С тех пор коллекция музея увеличилась на 6 000 экспонатов. А территория музея и его площадь остались прежними.
— Ройтбурд старается обновить коллекцию, — говорит Еремина. — Но не аврально это надо делать, а системно. Он и деньги пытается привлечь, и показать деятельность. Я его понимаю и поддерживаю. Но нет никакой системы хранения. Нужно хранилище.
В 1937 году в музее многие работы попали «на катки»: их подшивали друг за другом, без подрамника, на специальный станок. Еремина говорит, что «на катки» придется отправить работы, которые Ройтбурд снимает с экспозиции. Хранить их негде. В следующий раз их достанут лет через пятьдесят.
«Же? Что такое же?»
К сожалению, Эсслину и многим другим маститым теоретикам драмы не были доступны русскоязычные тексты первой половины XX века. В противном случае дата рождения первой пьесы абсурда, скорее всего, сместилась бы с 1947 года более чем на двадцать лет в прошлое.
«Некоторые исследователи видят в драматургии Антона Чехова и тем более в явлении ОБЭРИУ (Хармс, Введенский) предтечей театра абсурда. Но так как из-за сталинских репрессий культура ОБЭРИУ была подвергнута остракизму и цензуре, репрессиям, то театр абсурда оказался в большей степени феноменом европейской, а не российской культуры», — говорит театровед Павел Руднев.
Но если драматурги Сэмюэл Беккет и Эжен Ионеско, авторы программных для театра абсурда пьес «В ожидании Годо» и «Лысая певица», обращают речь и действия персонажей в не имеющий очевидного смыслового вектора хаотичный набор звуков и телодвижений, то Хармс идет другим, не менее радикальным путем. Он убивает саму идею пьесы, сводя ее к нескольким строчкам в духе площадных скетчей-миниатюр. Процитируем одну из таких пьес целиком:
Само название пьесы, «Пиеса», уже провокативно. С одной, стороны Хармс будто не видит необходимости озаглавливать текст, следовательно, не предполагает для него судьбы, которую обычно автор желает пьесе (постановка, признание и т. д.), ведь все равно жизнь бессмысленна: к чему лишняя суета? Драматург, который пишет такую «Пиесу», как бы и не совсем драматург, поскольку не очень-то верит в то, чем занят. Примечательно, что и Беккет позднее назовет одну из своих пьес «Пьеса» (1963), а сценарий фильма — «Фильм» (1964).
С другой стороны, какую-никакую работу над названием Хармс все же осуществил, исказив одну букву. Такое издевательское по форме и количеству вложенных усилий изменение слова приводит к еще большему обессмысливанию высказывания, еще сильнее снижает роль языка.
Языковая деконструкция — это и тема пьесы, и одновременно ее сюжет. Пока текст, стартовав с солидного подзаголовка «Действие I», лихо несется к финалу, обращаясь в ничто, Кока Брянский сначала превращается в Коку Бр., а потом и просто в Коку. Из реплик персонажей исчезают заглавные буквы, Мать делает из простейшего известия о женитьбе сына набор ничего не значащих звуков. В результате реплика «вот опять сле» читается почти как «дыр бул щыл» Алексея Крученых. Кока убивает мать, одновременно уничтожая и разрушаемое, и разрушителя. Без Матери нет текста и возникает ощущение бесповоротного разрыва с традицией. Правда, мир меняется, обретая что-то новое, когда входит невеста Маруся. Но это новое уже не описать старыми средствами, поэтому здесь история обрывается.