Сочинение по картине васнецова после побоища игоря святославича с половцами

Вариант 3

Здесь можно увидеть большое поле, на котором лежат умершие на войне солдаты. Кровь пропитала всю землю и от этого она стала красной.

Наши русские солдаты пытались защитить свою землю и поэтому до последней капли крови бились со своими врагами. Вот только теперь и они, и их враги лежат на земле, а земля, за которую бились, покрыта телами умерших солдат. А над их головами летают большие птицы с целью отыскать что-нибудь съестное. Они рады, что добыча досталась практически просто так. Конечно, картина не впечатляющая, а наоборот наводит тоску и сумрак. Немного наверху можно разглядеть заходящую луну, которая практически скрылась за горизонтом. Здесь можно сравнить уходящее солнце и уходящую жизнь солдат.

1 стр., 405 слов

«И один в поле воин, если он Чацкий» (В. Г. Белинский) по комедии …

… комедии: потомственном московском дворянине Фамусове, восхищенном порядками «века минувшего» и ставящем в пример Чацкому «низкопоклонника» и раболепного слугу императорского двора — Максима Петровича; его … успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Бросив напоследок представителям фамусовского общества прощальное обвинение во лжи и лицемерии, Чацкий уезжает. Гости растеряны, …

Если посмотреть в самый центр картины, то там можно увидеть двух молодых мужчин, которые отдали свою жизнь за спасение русской земли.

Один из воинов повернул голову прямо к зрителю и поэтому нам очень хорошо его видно. На голове у него находится шлем, который покрывает голову и спасает от ранений. А из груди торчит большая и длинная стрела, которая проткнула сердце и смерть пришла мгновенно. Рядом с ним находятся и другие войны, которые также не пожалели своей жизни и смерть забрала их также быстро. Если посмотреть на лицо, то там даже нет никаких эмоций. Чего нельзя сказать про воинов, которые находятся немного подальше. Они наоборот злы и им хочется убивать и убивать, вот только убили их.

Кроме этого на картине встречаются и красные оттенки цвета. Они имеются на шлеме, груди, сапогах или на земле возле убитых воинов. А на земле расцветают маленькие и очень красивые цветы. Это говорит о том, что жизнь для одних заканчивается навсегда, а вот для других она продолжается.

Природа вокруг павших солдат плачет по ним и сожалеет, что все так получилось. По небу ходят темные тучи. А в левой части картины можно увидеть птицу, которая уже наелась и напилась крови, а теперь ждет когда прилетят остальные ее сородичи.

Солдаты исполнили то, к чему стремились так долго. И они сделали все для того чтобы защитить свою родину и не дать невинным людям погибнуть. Они показали себя храбрыми и могущественными и доказали всем, что они патриоты своей родины.

После побоища Игоря Святославича с половцами. Васнецов


Что не так на этой картине?

На ней всё не так. Я не собираюсь придираться к художнику, за что уже к нему придиралась. Мол, должно быть много крови-У Христа в Слове она есть:

«Чръна земля подъ копыты костьми была посеяна, а кровию польяна»

Мол, тела должны быть порублены и изранены.

Конечно, бились два с половиной дня, поэтому и на ранах должны быть повязки кровавые.

Но раз уж так видит художник- то это его право, а у меня нет к этому претензий.

А что тогда не так?

Васнецов изобразил всходящую полную Луну, а какой она должна быть?

Считаем. В первую ночь после затмения Солнца-а это НОВОЛУНИЕ, то есть Луну вообще не видно и нет от нее никакого света-ни зги не видать- Князь Игорь переночевал с войском на нашей стороне Сулы. Ничего не видно.

Вторую ночь после затмения -войско встретило в поле,построившись и приготовившись к бою. Ничего не видно.

Третью ночь после затмения-продолжался бой и появился маленький поясок справа на Луне-пепельного цвета.

Четвертую ночь после затмения -продолжался бой, это последняя ночь в битве, поясок месяца станет побольше и светлее.

В пятую ночь после затмения -Васнецов пишет свою картину.

Поэтому полная Луна-абсолютно исключена.

Кстати это значит, что и при Распятии Христа-Луны не было-в самую темную ночь это случилось.

Пасха привязана тоже к полнолунию, картина маслом, одним словом, но уже не нашего художника.

Теперь пофантазируем, что увидел бы наблюдатель на поле боя в эту пятую ночь?

Во-первых, ничего бы не увидел, еще мало света от Луны. Но, чтобы, хотя бы, что-то сошлось, то этому наблюдателю надо встать спиной к Суле, в селе Пустовойтово и при этом держать репродукцию картины Васнецова в руках. Луна взойдет примерно на западе, куда и зайдет Солнце. Только запад был другим, потому что Север, Господь перенесет на нынешний из Гренландии в 1652 году, что, конечно, не было известно не только Васнецову, но и не нашим полнолунным злохудожникам(Это слово Христа, между прочим).

Короче, если стоять спиной к Суле в этом месте, то запад был примерно под 45 градусов от линии Сулы в этом месте, по правую руку. У Васнецова тоже Луна справа.

Ну, ладно, включили прожектора и что увидели?

Это во-вторых и не будет в поле ни одного половецкого трупа.

Бой закончился днем и своих они соберут и закопают, иначе на следующий день им придется этим заниматься в противогазах. Половцы придерживались четкой системы ритуала захоронений. Какая-никакая культурка у них была-бабы там половецкие, которых до сих пор сохранилось около 2000 штук. Когда только успели натесать, а может и не они?

Что дальше7

Конечно, с наших воинов соберут оружие и кольчуги, шлемы, а может и сапоги снимут. Они пришли грабить и мародерство это для них это богатство-всё это дорого стоит и можно и продать, или обменяться на каменную бабу.

На картине у Васнецова в Третьяковке есть орлы-целых три штуки. Два в центре дерутся, один уже приготовился к пиршеству.

Орлы орлами, но должны быть и другие звери:

Уже бо беды его пасетъ птиць по дубию; влъци грозу въсрожатъ по яругамъ; орли клектомъ на кости звери зовутъ.

Волки знают заранее о поживе.

Не знаю, знал ли Васнецов слова Христа про орлов, но не в Слове.

Лука.17.37 И от­вещав­ше глаголаша ему;: где, Го;споди? Онъ же рече имъ: идеже тело, тамо соберут­ся и орли.

И, конечно, не знал, что Автор этих строк и Слова о полку Игореве-ОДИН, Наш Вседержитель, хотя любому художнику надо знать, что есть Главный Художник и много у него картин, но темперой на Иконах.

Не от Христа ли пошла эта темпера, от которого пошли ТЕМПЛИЕРЫ-гвардия Живого Христа, с Крестом, который теперь так называется Он встал из Гроба? (Наплечник Христа(Боголюбского)-Воскресенье.

Прости нас, Господи!

Зашеломянем!

Помощь автору на перья, чернила и бумагу. А также на на фильм о Христе по Слово о полку Игореве Христа. Карта Сбербанка VISA 4817 7601 4939 3690 У меня 500 000 читатей, неужели не соберем? Фильм нужен художественный.

Сочинение по картине Васнецова После побоища Игоря Святославича с половцами

  • Сочинения
  • По картинам
  • После побоища Игоря Святославича с половцами

Для того чтобы понять, что до нас хочет донести великий русский живописец Виктор Михайлович Васнецов в своей картине «После побоища Игоря Святославича с половцами» необходимо рассмотреть реальные исторические события, которые легли в основу творения.

Игорь Святославович Новгород-Северский – один из князей Древнерусского государства, известный своим походом 1185 года. Тогда, князь собрал войско и вместе с братом, племянников и еще несколькими князьями пошли в сторону Дона. На берегах реки Каялы русское войско столкнулось с основными силами половецкого войска, которое состояло из всех известных племен половцев. После сложного трехдневного сражения, русское войско потерпело поражение, в результате которого Игорь, как и несколько других князей, был взят в плен. Из плена он бежал, а легенда о произошедшем стала знаменита в народе, став основой сюжета знаменитого «Слова о полку Игореве», а так же картины Виктора Михайловича Васнецова.

На картине изображено поле битвы, после конца сражения на нем. Русские войны сражались с половцами насмерть, участники сражения с обеих сторон лежат бездыханными на зеленой траве. Всё поле пропитано их кровью и атмосферой смерти. Кругом лежат щиты, мечи, везде видны стрелы, нашедшие своих жертв. Над трупами воинов летаю хищные птицы-стервятники в поисках добычи.

На зеленой траве лежат тела двух русских богатыре. Один из них лежит лицом к зрителю. На нём надета мощная броня, кольчуга, он лежит на своем щите, рядом лежит его верный боевой топорик. Всё в его образе даёт понять нам, что он – опытный воин, прошедший не одну битву и победивший не одного врага, но побежденный половцами в этот раз. Возможно, он был повержен, когда спасал другого русского война, тело которого лежит рядом с ним. Его снаряжение чуть проще, чем у другого витязя, его лицо более детально прорисовано художником, благодаря чему мы можем понять, что перед нами еще совсем молодой юноша. Вокруг двух русских воинов лежат множество тел половцев. Художником они прорисованы менее детально, они, вместе со своими жуткими лицами, своим окровавленным оружием, еле пережившими страшный бой щитами и снаряжением сливаются в одну свирепую армию.

Момент, запечатлённый художником, а если точнее, воссозданный им по легендам, — сумерки. Виднеется холодный закат, в поле витает легкая вечерняя дымка. даже цветы, растущие на поле в основном белые или синие. Холодные тона преобладают в окружении и всей картины в целом. Всё это сочетается со спокойными и умиротворенными лицами поверженных русских воинов. Вся атмосфера картины – мертвецки спокойная и от этого ещё более жуткая. Цветущие поля, яркая зелень продолжила жить, а вот поверженные богатыри уже нет. Природе нет дела до их смерти, она спокойно засыпает под лучами последнего закатного солнца. Но даже в такой тоске и мертвой тишине проглядывается явное уважение художника к героическому прошлому своей Родины. Погибшие русские богатыри взывают не желание впасть в уныние или яростно мстить кому-то за обиды прошлого. Нет, они вызывают гордость за то, какие наши предки были смелыми и храбрыми, как любили своё Отечество.

После побоища Игоря Святославича с половцами Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Разум и чувства Разум и чувства – это два понятия, которые шагают вместе. У человека разум может обладать над чувствами, а могут чувства обладать над разумом. Человек настолько сложное существо, что не всегда, получается, контролировать свои эмоции.
  • Характеристика и образ Раневской в пьесе Вишневый сад сочинение Характеристика и образ Раневской в пьесе Вишневый садОбраз главной героини знаменитого произведения достаточно сложен, но логичен. Так как поступки Любови Андреевны Раневской не противоречат ее образу мышления. Этот персонаж, как и сама пьеса,
  • Сочинения 9 класс
  • Сочинение по картине Репина Арест пропагандиста Художник принял решение написать эту картину после того, как стал очевидцем расправы над преступниками, которых называли народными. Хотя это было далеко не так. Эти люди просто выступали против несправедливости властей и боролись
  • Сочинение Калуга — мой город Калуга находится примерно в 200-х км от Москвы, если ехать на юго-запад. На электричке это расстояние можно преодолеть за 3 часа. И по достоинству оценить архитектурный шедевр железнодорожного вокзала. Он был построен в конце 19-го века.
  • Символы в пьесе Вишневый сад сочинение Так называемый символ сада в знаменитой пьесе «Вишнёвый сад», которая стала последним произведение великого русского писателя занимает одно из главных мест во всем произведении. Вообще это произведение стало своеобразной

Последствия поражения

Неудачно закончившийся поход Игоря против половцев стал настоящим потрясением для русских людей.

Одержав победу, кочевники начали разорение древнерусских городов. Нашествие было успешным, в том числе и из-за напряженной междоусобной войны. Никто из князей не желал помогать соседям. Все старались обособиться. Более того, частыми были нападения князей друг на друга. Они стремились захватить территории и расширить свое княжество.

Кочевники, выигравшие битву, начали движение в дух направлениях. В первую очередь, они пошли на Переяслав. Вторая часть направилась вдоль берега Сейма. Оборону в Переяславе держал Владимир Глебович. Ему на помощь были отправлены полки Киевского князя. Половцы, в свою очередь, решив не вступать в столкновение, повернули обратно. По пути в свои степи они сожгли город Римов.

Виктор Михайлович Васнецов1848-1926

Виктор Михайлович Васнецов — замечательный русский художник. Многие его картины знакомы вам еще со школы.

Душа настоящего художника похожа на певчую птицу, которая заперта в клетке, накрытой невзрачной тканью. Мы не видим ее, но, услышав ее чудный голос, внезапно поражаемся удивительной внутренней красоте естества скрытой за накидкой птахи. В 1873 году Виктор Михайловича Васнецов написал автопортрет, на котором очень трудно в чертах человека с бледным и усталым лицом рассмотреть какие-то особенные внешние признаки гениальности. Но стоит лишь взглянуть на созданные им полотна, как ощущаешь вдруг и сразу всю силу удивительного душевного дара и таланта того, чья рука водила кистью, создавая эти незабываемо прекрасные, без всякого преувеличения сказочные картины.

На формирование уникального внутреннего мира художника повлияли две главные взаимодополняющие первоосновы – семья и бытовое человеческое окружение. Сын сельского священника, Виктор Васнецов рос в российской глубинке среди крестьянских детей, всей душой впитывая красоту и поэзию русских народных былин и сказок. Первые уроки рисования, данные ему отцом, пробудили у мальчика неуемную тягу к изобразительному искусству. Из-за нее он впоследствии оставил семинарию, уйдя из предпоследнего философского класса и отправившись на учебу в Петербург.

Но далеко не сразу Виктор Михайлович обратился к былинным сюжетам и масляной живописи, на первых порах отдавая предпочтение жанровым сценам и графике. Это наложило сильный отпечаток на все его последующее творчество. Лучшие полотна этого художника несут на себе след уверенной и точной руки. Многие из них явно «графичны», «иллюстративны» по манере исполнения. Цвет на этих картинах является только второстепенным инструментом, лишь помогающим максимально мощно выразить высокую концентрацию образной энергии, передающую зрителю ясно ощутимый внутренний импульс.

Тем не менее, несмотря на весомый духовный посыл, произведения Виктора Михайловича глубоко лиричны, романтичны по своей сути и весьма самобытны по стилистике. Полностью перейдя к историческим и сказочным сюжетам, художник Васнецов создал новое, «национальное» направление в современной ему российской живописи. Его «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Богатыри», многие другие картины воспевали поэтическую красоту русского народного фольклора, подчеркивали значимость национальной истории.

Виктор Михайлович Васнецов оставил глубокий след не только в области графики и живописи. Он создал целый ряд великолепных росписей, множество оформительских и декоративных работ, выполнил несколько уникальных архитектурных проектов, в число которых вошел и проект его собственного сказочного дома-мастерской.

Революцию художник Васнецов так и не принял. Слишком резко конфликтовала она с тем миром грез и высокого искусства, который наполнял его душу. В последние годы жизни Виктор Михайлович занимался доработкой своих сказочных картин, оставив нам уникальное и обширное наследие, соприкосновение с которым вызывает в сердце неожиданный сладостный трепет, детское удивление сопричастности одухотворенной красоте.

На нашем сайте вы можете найти обширную переписку художника с коллегами Крамским, Репиным, Поленовым, меценатом и тонким ценителем искусства Третьяковым, друзьями и родственниками великого живописца. Она поможет вам глубже проникнуть в духовный мир художника, лучше понять и оценить творчество этого замечательного мастера кисти.

Здесь вы найдете также биографию художника, репродукции его работ, исследования творчества Виктора Михайловича, воспоминания о художнике и многие другие материалы.

Сайт предназначен исследователям, преподавателям, студентам, школьникам, а также всем, интересующимся историей русской живописи.

Нам хотелось бы, чтобы сайт объединил поклонников творчества этого мастера, помог им найти друг друга, обмениваться мнениями и материалами. Если у вас есть какие-либо материалы о жизни и творчестве Виктора Михайловича, и вы готовы поделиться ими с другими посетителями сайта напишите пожалуйста в гостевой книге. Мы с удовольствием их опубликуем.

Природа в сюжете

Особое место Васнецов уделил изображению природы на картине. Зритель наблюдает за боем двух орлов в воздухе. Они символизируют дух свободы. Еще один орел сидит слева и поправляет клювом свое оперение. Грозную картину после боя дополняют надвигающиеся грозовые тучи. Степь медленно закрывается под их тенью. За тучами проглядывается покрасневшая зловещая луна.

Последним пристанищем воинов стало поле битвы, украшенное полевыми цветами и зеленой травой. Зритель чувствует, что на картине наступают сумерки. Также нужно отметить изображенные художником доспехи воинов, декорированные традиционным орнаментом.

Душевная растерянность

 Считается, что именно с этой картины Васнецов нашёл своё направление, в котором у него не было предшественников.

 Отрицательное отношение к картине «После побоища…» главного «апологета» реализма Владимира Стасова и некоторых художников-передвижников во главе с Григорием Мясоедовым, который выступил против экспонирования картины, заставило Виктора Михайловича Васнецова почувствовать душевную растерянность. Дело дошло до того, что в знак протеста он подал заявление о выходе из Товарищества.

 По счастью, Васнецова, тяжело переживавшего столь откровенное неприятие картины и ожесточённые споры, поддержали другие коллеги по творческому цеху, и он забрал своё заявление обратно. По крайней мере, в архивах его обнаружить не удалось.

  «Несказанно рад за твоё примирение с Товариществом, — пишет ему Василий Максимов, — наша недогадливость чуть не создала нового выхода, никем не ожидаемого, и тем более мной».

Мы напишем — Сочинение описание картины После побоища Игоря Святославича с половцами Васнецова. Подсказки школьнику

Идея написания картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» возникла у В.М.Васнецова, будучи в Петербурге, во время его увлечения жанром народных преданий. Сюжет монументального полотна взят из подлинных событий. В нем, придерживаясь традиций русского народного эпоса, «Слова о полку Игореве», художник воспевает славный воинский подвиг, показывает сражение, переданное древнерусскими летописцами и народом, сохранившим в памяти величественные образы защитников Родины.

На картине представлено поле битвы, после которой не видно следов ужасного опустошения. Герои сражения здесь невредимы, они будто спят непробудным сном. Именно эти моменты в картине стали причиной яростных споров и возражений публики. Многие критики были солидарны с остальными, они считали такую трактовку исторического сюжета невозможной. По их мнению, картина написана неправдиво. Полагалось, что тела павших в бою воинов должны были бы быть израненными, лица – искаженными, одежда – залитой кровью и порубленной в клочья. Лишь великий Репин поддержал опечаленного Васнецова, утверждая, что работа эта – совершенно новая, первая в русской живописи в подобном исполнении.

Расположение фигур погибших воинов в композиции говорит о том, что они боролись до последнего вздоха. Так, в кульминации картины показан мужчина, лежащий в ракурсе с раскинутыми руками. Могучий, красивый, полный воинской доблести, богатырь, зрителю сразу представляется, каков он был живым. Видно, что непобедимый воин, падая, хотел встать, жить и продолжать бороться. Его образ разработан художником с особой тщательностью. Могучую стать богатыря оттеняет красота молодого воина, лежащего рядом. Он пал от вражеской стрелы, пронзившей сердце. Сделав акцент на центральных героях, автор показывает, что и бывалые бойцы, и отроки – все вышли на борьбу с врагом, и были готовы отдать жизнь за свободу Родины. На заднем плане композиции, справа – павший русский воин. В последнее мгновенье он стрелял из лука – орудие так и осталось зажатым в его руке. В образах этих героев художник возвышенно отражает великий патриотический подвиг русичей, отдавших жизнь за общее дело. По всей степи неподалеку от русских лежат сраженные половцы. Погибшие мучительной смертью, их тела разбросаны как попало: одно – на боку, другое – изогнуто, третье – на спине с запрокинутой головой…

В воздухе над павшими воинами происходит бой двух орлов; третий, изображенный на переднем плане слева, чистит перья. Из-за горизонта поднимаются грозовые тучи, их тень закрывает степную даль. В небе из-за туч появляется большая красная луна. Последнее пристанище воинов, поле битвы, украшено зеленой муравой и полевыми цветами. В композиции чувствуется свежесть наступающих сумерек. Красивым декоративным элементом к картине выступают доспехи богатырей, покрытые традиционным орнаментом.

Выполненная в 1880 г., в размере чуть меньше, чем 2х4 м, «После побоища» для Васнецова стала первой батальной картиной, началом новых художественных приемов в отражении исторических сюжетов. Композиция «После побоища» проникнута великим патриотизмом, присутствующим в характере русских.

В настоящее время полотно является народным достоянием и находится в Государственной Третьяковской галерее.

Все сочинения

Описание 2

Нередко мы видим войну как красивый парад или радость выживших солдат, но на фоне этого многие забывают о том, что война представляет собой взаимное уничтожение. Люди истребляют друг друга. При этом нередко они не особенно видят в этом какой-либо смысл и даже не понимают ради чего воюют.

Князь Святослав Игоревич воевал с половцами, он защищал земли от набегов и также периодически проводил военные походы, которые позволяли подчинить себе других завоевать богатство. Так или иначе, всегда война и побоище оканчивались одинаково – кто-то выживал, а другие оставались на поле брани.

Именно этот второй итог и предлагает нам художник Васнецов для рассмотрения. Васнецов нередко обращался к былинной тематике к истории Руси и в этой картине он тоже в какой-то степени романтизирует русскую историю, он изображает на переднем фоне двух красивых витязей, которые ,как говорится, сложили свои головы в поле. Они лежат мирно, будто бы спят и такое изображение, конечно, навевает некоторые ассоциации.

В частности мы видим людей, которые выполнили свой долг, совершили, возможно, даже какой-то ратный подвиг. Такое положение кажется как бы вершиной их жизни, высшим пределом, которого они только могли достигнуть, хотя, по сути, речь о закате их жизни, о чем также намекает и закатное солнце.

Тем не менее, следует осознавать определенную идеализацию данной картины, она предлагает самый или, один из самых лучших, вариант, которые только могут случиться. Судя по этим фигурам, они достойно провели битву и сами намеревались именно так завершить свой жизненный путь. С другой стороны мы не знаем подробностей, быть может у них остались семьи, о которых теперь некому заботиться, быть может, они оставили на родине какие-то дела, которые хотели завершить, а, по сути, оставили после себя только разрушение и гибель.

Поэтому картина вызывает противоречивые чувства, которые еще больше подчеркиваются двумя птицами, как бы продолжающими битву. Они дерутся толи за тела погибших, которыми хотят поживиться, толи просто продолжают нести в себе своеобразную энергию взаимной ненависти и противоборства, которые насыщают данное пространство.

`

Особенности композиции

О чем же говорит необычная композиция полотна «После побоища…»? Сразу можно сделать вывод, что воины боролись до последнего издыхания. Кульминацией картины является богатырь, лежащий в ракурсе и раскинувший руки. Художник показал его могучим, красивым, полным воинской доблести. Зритель сразу представляет его живим, в виде могучего воина в доспехах. По всему видно, что непобедимый герой не сразу погиб, а долго боролся с врагом. В живых не осталось никого. Васнецов особенно тщательно разработал образ этого опытного воина.

Рядом с могучим богатырем лежит красивый молоденький воин. Его сердце пронзила вражеская стрела. На этих двух образах художник показывает, что на защиту Отечества вставали как бывалые бойцы, так и молодые. Они отдавали свою жизнь за свободу родной земли.

На заднем плане видно еще одного русского воина, в руках которого остался зажатый лук, из которого он собирался стрелять в последний момент. Эти герои наполнены величественным духом русичей, отдавших свою жизнь за великое дело. На заднем плане полотна видны сраженные тела половцев, которые погибли мучительной смертью. Изображению их тел художник не уделял особого внимания. Один половец лежит на боку, другой изогнут, третий — упал на спину и запрокинул голову назад.

Назло князю киевскому

В 1184 году на фоне установившегося в русских землях перемирия князьям удалось собрать мощное объединенное войско, которое разгромило половцев в битве на реке Орели.

Успех действительно был крупным: большое количество убитых вражеских воинов, богатая добыча, 14 плененных половецких ханов. При этом Игорь Святославич в битве не участвовал, довольствовавшись лишь последующими второстепенными действиями.

Русские князья были не прочь развить успех, и в 1185 году киевский князь Святослав Всеволодович отправился собирать новое войско. В это время Игорь Святославич решил действовать сам, поскольку полагал, что половцы серьезной угрозы не представляют.

Авантюру Игоря поддержали его брат Всеволод, князь Курский, и племянник Святослав Ольгович, князь Рыльский.

Войско решительно двинулось к Северскому Донцу, совершенно не принимая в расчет силы противника. Между тем половцы, битые за год до этого, объявили в буквальном смысле тотальную мобилизацию, и Игорь Святославич, образно говоря, лез в самую середину растревоженного осиного гнезда.


Разгром и пленение остатков половецкого войска полком Владимира Глебовича Переяславского

Другие полотна Васнецова, посвященные далекому прошлому

Виктора Михайловича еще называют «богатырем» русской фольклорной живописи. Он сполна раскрыл направление русской истории, фольклора. Художник тщательно прорисовывал каждую деталь. Многие работы Васнецова вызывают у зрителей особый патриотический дух: «Богатыри», «Богатырский галоп», «Нестор-летописец». Некоторое время художник занимался расписыванием церквей. Религиозной тематике посвящены полотна: «Богоматерь с младенцем», «Христос Вседержитель», «Бог Саваоф». Многие сюжеты Васнецова выполнены особыми художественными приемами, присущими только великому мастеру кисти.

Просмотры:
17

Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

Впервые продемонстрированная в 1880 году на VIII выставке передвижников картина писалась в Москве и стала полотном, на долгие годы определившим взгляды В.М.Васнецова на творчество.

По возвращению из Франции художник, сдружившийся с В.Д.Поленовым, искренне интересуется русской стариной. Бродит с товарищем по Москве и истово зарисовывает малейшие приметы и остатки древности. Первыми зрителями произведение «После побоища Игоря Святославовича с половцами» было принято неоднозначно. Многие соратники Васнецова по обществу передвижников не приняли любовно переложенного на холст эпизода «Слова о полку Игореве». Для самого же автора картина стала вехой, ознаменовавшей его переход от традиционной жанровой живописи к полотнам, где героями Виктора Михайловича стали исторические или былинные персонажи.

На создание «После побоища» живописца вдохновил один из самых горестных моментов, воспетых в «Слове» – закончившийся поражением поход князя Новгород-Северского на половецкое войско. Сам Игорь Святославович весной 1185 года был пленен, а храбрая дружина осталась лежать в молодой траве.

Но монументальное полотно, имеющее размеры 205х390 см и давно ставшее хрестоматийным благодаря репродукциям и многочисленным фото, это не изображение батальной сцены. Битва уже завершена. В тишине, прерываемой лишь клекотом хищных птиц, на поле боя опускаются сумерки. Кровавая луна сквозь эту пелену взирает на поникшие цветы, в которых лежат павшие защитники русской земли и их вороги – половцы.

Своим творением Васнецов хотел донести до зрителя величие подвига воинов, без тени сомнения шедших в бой ради отчизны, готовых израненным телом прикрыть родную землю и умиравших с печатью исполненного долга и умиротворением на лице.

Сам художник считал, что картина, как и музыка, должна иметь собственное звучание, мелодию и ритм. Во время написания «После побоища», по признанию Васнецова, ему слышались торжественные и одновременно трагические аккорды Баха.

Живописный призыв к самопожертвованию во имя Родины, непонятый в 1880 году, уже скоро стал актуальным. Эта картина вдохновляла на ратный подвиг и самопожертвование защитников страны во многих сражениях и войнах.

О работе:

Картина Васнецова создана «по мотивам» «Слова о полку Игореве», но это меньше всего живописный «комментарий». Вспомним время, когда она была написана, и тогда её обратная направленность (из прошлого в настоящее, а не наоборот) станет совершенно ясной. Чуткие зрители это почувствовали сразу — на той же VIII передвижной выставке 1880 года, где работа была представлена, вызвав громкие споры и впервые обозначив расхождения в среде передвижников в понимании задач современного изобразительного искусства. Цитируем. И. Крамской: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». П. Чистяков: «Русским духом пахнуло на меня, что я просто загрустил!» И. Репин: «Это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких ещё не бывало в русской школе».

Поклонников прямолинейных ходов в живописи (и Стасова в том числе) удивило то, что Васнецов изобразил не саму битву, которую описывает «Слово», а её завершение («Художественная правда для Стасова, — ответил художник, — непременно однобока и, извините, без штанов»), но это было вполне обдуманное решение Васнецова, которого больше интересует «будущее»,нежели «прошлое»; «осмысление», а не «комментарий». В первых эскизах как раз бушевала ярость битвы, но художник, в конце концов, отказался от столь «лобового» решения. Эта картина ознаменовала его резкий поворот от камерной жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным полотнам.

Поле брани

В чистом поле где-то недалеко от берегов Каялы покоится дружина Новгород-Северского князя Игоря Святославича, поверженная половцами. Смерть от стрел и мечей не пощадила никого — ни молодых, ни старых… Вокруг лежит окровавленное оружие, некоторые так и сжимают в мёртвых пальцах луки и мечи. Судя по количеству убитых, сражение было ужасным. Но тела все целы, лица не искажены судорогой и не вызывают ужас у зрителя.

Половцы и русские воины лежат рядом. Этим Васнецов показал, что смерть примирила бывших врагов и уровняла всех… Два русича, изображённые на переднем плане, как бы специально высвечены. Они лежат в ровных и спокойных позах, их лица, на которых нет злобы и ненависти, повернуты к небу. Они выполнили своё предназначение на этой земле… Их образы особенно величественны. Старший — богатырь, который лежит на земле с широко раскинутыми руками, полон отваги и мужества, он явно боролся до последнего. Младший — красивый воин, пронзённый стрелой в сердце, стоял рядом с опытным бойцом пока дух не покинул его.

Над полем брани летают почуявшие смерть и кровь птицы-падальщики. Они свободны от человечестких страстей и сейчас для них начнётся настоящий пир…

Но мастер сумел сделать невероятное — трагедию смерти «приглушил» природой. Мы видим поле, поросшее зелёной травой и яркими цветами — ромашками, колокольчиками, незабудками. Над ним сдвигаются тучи и восходит оранжево-красная луна. На степь ложится сумрак, но в целом она безмятежна… Васнецов словно даёт понять, что нас не будет, а этот удивительный мир останется. И солнце, и луна будут равнодушно взирать на землю, по которой ходил человек.

Популярные сегодня темы

  • Другие
  • Юон Юон Константин Федорович один из поздних художников того времени. Родился 12 октября 1875 года, в Москве. Семья не отличалась высоким статусом на то время, поэтому жизнь протекала на среднем уровне.
  • Сочинение описание по картине Отара овец Айвазовского Для народов, которые хранят собственные традиции и существуют в гармонии с природой, взаимодействие с другими видами живых существ является более чем естественным делом.
  • Сочинение по картине Сурикова Портрет дочери художника Оли На очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех
  • Сочинение по картине Крещение Князя Владимира Васнецова описание Одним из наиболее существенных событий для всей истории России являлось крещение страны, то есть принятие христианства (в частности православия) как официальной религии

Описание картины После побоища Игоря Святославича с половцами

Васнецов нередко использовал былинные сюжеты в собственных произведениях и этот факт во многом обуславливался особенностями его времени. Именно тогда на рубеже веков и в самые значимые периоды для развития государства было особенно актуально обратиться к какой-либо опоре, истокам, на которые могли бы положиться представители народа.

Мы видим такую потребность в творчестве многих людей эпохи Васнецова. Каждый хотел отобразить нечто былинное, вспомнить о величии страны и благодаря этому существовать в новой эпохе. После побоища Игоря Святославовича с половцами – эпичная картина из этого цикла.

На картине мы видим, как на закате поле после битвы покоится обездвиженными людьми и только два боевых сокола толи бьются за добычу и хотят съесть трупы, толи остались там от двух армий и продолжают битву. Люди лежат недвижно и они будто заснули. Каждый из этих воинов имеет на лице выражение покоя и безмятежности.

Как считается во многих культурах, для мужчины самый достойный вариант оставить тело – на поле битвы. Возможно именно поэтому на лицах людей тут мы видим выражение такой безмятежности. Они выполнили собственное дело и теперь могут отдохнуть.

Подобно тому как клонится день к закату, так закатился и день каждого из этих людей. Символика картины говорит о вечном цикле и непрестанном движении этого мира. Васнецов в том числе говорит и о естественности войны, хотя и не воспевает этот феномен.

Герои, изображенные на картине выполняли собственное дело, они защищали свою землю и поэтому достойно пали на этой земле. Теперь они спят спокойным сном. Безусловно, художник тут также взывает к героизму зрителей своего времени.

С другой стороны мы также наблюдаем естественность войны, которая выражается в фигурах двух коршунов, которые дерутся на этой картине. Третий сидит спереди, ближе к зрителям и мирно чистит себя. Они являются естественной частью природы также как естественной частью природы являются и люди, которым на этом поле остается только удобрить землю, впитаться в почву стать, деревьями и другими растениями, пищей для животных и людей и снова воплотиться в сынах этой земли, которые снова станут в том числе и храбрыми воинам, которые будут эту землю защищать.

Для Васнецова эта картина была первой и наметила во многом вектор творчества, который будет обращен к легендарным и эпичным сюжетам. Хотя Васнецов и обращается к конкретным историческим периодам, во многом он говорит о темах вневременных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: