Тупик на вершине
Но самая важная перемена в жизни Ренуара к моменту последней выставки импрессионистов произошла в самой его творческой манере. Долгое время художник увлекался цветом и светом в ущерб рисунку и объему. Контуры на его картинах исчезали, растворившись в потоках света и воздуха, предметы казались не материальными, а как бы сотканными из того же бестелесного света, который пронизывал пространство между ними (см., например, «Качели»). Если Моне «раскладывал» материю на составляющие ее цвета, то Ренуар «собирал» ее из цвета и света. Его развеществление натуры в световоздушной среде зашло гораздо дальше, чем знаменитое леонардовское сфумато вместе с его же воздушной перспективой.
Однако в какой-то момент Ренуар почувствовал, что от него ускользает Форма — именно так, с большой буквы. «Примерно в 1883 году, — признавался он, — в моем творчестве произошло нечто вроде перелома. Я достиг вершин импрессионизма и вдруг пришел к заключению, что не умею ни писать, ни рисовать. Одним словом, я зашел в тупик».
Выход из тупика нашелся в работах старых мастеров. В Лувре Ренуара вдохновлял Энгр, признанный мастер контура и объема, а путешествие в Италию открыло ему творчество художников Возрождения.
Надо сказать, что и раньше Ренуар проявлял интерес к Энгру. Например, параллельно с «Обнаженной в солнечном свете», показавшейся критику похожей на разлагающийся труп, он написал еще одну, с той же модели, но совсем в другой манере, явно вдохновленной творчеством великого предшественника (см. «Обнаженная (Анна)»).
Обнаженная (Анна). 1876. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Теперь он стал развиваться именно в этом направлении. Фигуры очерчиваются контуром, подчеркивается светотеневая моделировка, палитра сводится к небольшому количеству цветов, появляется ярко выраженный рисунок с нарастающими чертами декоративности. Впоследствии, впрочем, жесткость рисунка смягчилась, мазок вновь приобрел размашистость и пластичность, а цвет стал переливчатым, отчего этот период был назван «перламутровым». Отныне и до конца жизни он будет писать преимущественно в этой манере, продолжая создавать многочисленные женские образы даже тогда, когда кисть приходилось привязывать к его скрюченным от болезни пальцам.
Надо сказать, что творчество мастера, выиграв в одном, потеряло в другом. Его живопись стала более декоративной, но и более рассудочной, «выстроенной» и даже холодноватой. Исчезли та непринужденность, та раскованность, упоение полнотой бытия, которые были свойственны ранним работам. Раньше художник радовался жизни с прямодушной непосредственностью, теперь он смотрит на нее с мудростью и пониманием, подчиняя свои чувства разуму. От изначального импрессионизма осталась лишь светлая палитра.
***
Но великие произведения периода расцвета по-прежнему полны изящества и остроты восприятия лучших моментов жизни. Ренуар воплотил в своем творчестве самую солнечную сторону яркого искусства импрессионизма. Его холсты всегда светлы и проникнуты непосредственной радостью бытия. Он искренне восхищается первозданной прелестью солнца, воздуха, облаков, бликов на воде, наслаждается переливами тканей, любуется детьми и молодыми девушками.
В своей жизни Ренуару довелось испытать тягостную нужду, непонимание публики, презрительное пренебрежение критики, разлад с бывшими друзьями и любимыми женщинами, тяжелую и долгую болезнь. Но ни следа этих невзгод нельзя найти в жизнеутверждающих работах «живописца счастья»!
Библиография
Вельчинская И.Л. Ренуар. Альбом. – М., 1970.
Воллар А. Ренуар. Сезанн. – М., 2000.
Креспель Ж-П. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863–1883. – М., 1999.
Перрюшо А. Жизнь Ренуара. – М., 1986.
Ренуар Ж. Огюст Ренуар. – М., 1970.
Чегодаев А.Д. Импрессионисты. – М., 1971.
Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. – М., 2001.
Интернет-ресурсы
http://biography.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st015.shtml
www.museum-online.ru/Impressionism/Pier_Ogust_Renoir
Удовольствие легкости
Художественные способности Ренуар проявлял с самого детства. В мастерской по обжигу фарфора, где он с тринадцати лет расписывал тарелки и чашки, его прозвали «маленький Рубенс». Старый скульптор, поставлявший для фабрики модели, некоторое время учил Ренуара живописи, а потом предложил самостоятельно написать картину. Работа ученика очень понравилась мастеру, и он заявил родителям мальчика: «Вы должны разрешить ему заниматься живописью. Я предрекаю ему блестящее будущее!»
Еще один показательный случай произошел позже, когда Ренуар работал в мастерской по росписи штор. Хозяин заметил, что молодой художник пишет фигуры прямо набело, не размечая ткань на квадраты и не делая предварительных набросков. Он признался, что никогда не видел такой искусной руки, но решил, что юноша просто торопится заработать побольше денег, и даже попытался снизить расценки. Сегодня в этом эпизоде можно увидеть проявление тех качеств, которые принесут славу зрелому творчеству художника: спонтанности и легкости художественного самовыражения.
В возрасте 21 года Ренуар выдерживает экзамены в парижскую Школу при Академии художеств. Он стал прилежным учеником, старательно пытавшимся следовать указаниям преподавателей. Но они все равно считали его бунтарем, поскольку взгляды молодого человека на живопись отличались от их собственных. Полностью подчинить свою творческую натуру академическим требованиям он не мог, и, к неудовольствию учителей, будущий импрессионист заявлял о себе то слишком ярким мазком, то «вульгарно» реалистическим изображением.
Показателен диалог между Ренуаром и руководителем мастерской Глейром. Учитель презирал цвет, считал живопись неким священнодействием и настаивал на необходимости трактовать модели «идеально», в соответствии с античными и классическими образцами. Увидев очередную работу Ренуара, преподаватель спросил с осуждением: «Вы, конечно, занимаетесь живописью ради удовольствия?» «Конечно! — ответил ученик. — Если бы она не доставляла мне удовольствия, поверьте, я бы не стал ею заниматься».
До сих пор зрители, останавливающиеся перед полотнами Ренуара, чувствуют то удовольствие, с которым он отдавался любимому занятию до конца жизни.
У картины есть один секрет
У картины есть небольшой секрет. Если на него смотреть сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую.
Зеленое платье на розовом фоне. Почему такое сочетание? Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.
Единственный цвет, который художник не использовал, это чёрный. Об этом читайте в статье “Девушки в чёрном” Ренуара. Почему на картине нет чёрного цвета?”
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
Танец в Буживале
- Пьер Огюст Ренуар — Танец в Буживале (фр. Le Bal à Bougival),
- Год создания: 1883
- Холст, масло.
- Оригинальный размер: 181,9×98,1 см
- Музей изящных искусств, Бостон
- Описание: Танец в Буживале – картина Пьера-Огюста Ренуара, нарисованная им в 1883 году в двух вариантах. В настоящее время оба находятся в США,
Дословный перевод названия картины звучит «Бал в Буживале». Однако при жизни Ренуара, Сислея и Ренуара Буживаль был обычным селом, пригородом Парижа, где развеивали скуку непризнанные художники и мелкие буржуа.
Все дело в том, что во французском языке слово «бал» имеет несколько значений. Бал — это и вечеринка с соседками в переулке бедного района, и танцы в колледже, и великосветская встреча аристократов с музыкой, танцами и демонстрацией модной одежды и драгоценностей. Сегодня Буживаль называют «колыбелью импрессионизма».
У картины достаточно простой сюжет — на пыльном полу маленького сельского ресторанчика пара неспешно движется в танце: девушка в светло-фиалковом, почти белом, платье и кавалер в простой одежде и грубых ботинках. Лицо девушки повернуто к зрителю и тщательно вписано в красный капор на ее голове.
Вероятнее всего это или сын владельца ресторана Ипполит-Альфонс Фурнез, или Поль Лот, известный повеса и искатель приключений. На заднем фоне заметен дешевый стол с кружками пива и непритязательным контингентом.
Создается впечатление, что художник на скорую руку рисовал посетителей под деревьями, так как был сосредоточен на кружение пары на первом плане.
Для девушки позировала Сюзанна Валадон, сирота с Монмартра, которой хорошо были знакомы лишения и нищета. Она работала няней, служанкой, торговала овощами, затем была натурщицей, а потом стала первой женщиной-художницей, принятой во французский союз художников.
Сюзанна была натурщицей у де Шаванна, Ренуара, Тулуз-Лотрека и некоторых других живописцев. Эта картина Ренуара, где еще нет драматической концовки отношений и разочарований, произвела хорошее впечатление и на Сюзанну.
Она уговорила художника создать еще один вариант произведения, где ее портрет прорисован более четко.
В 1883 году Ренуар написал еще две работы, изображающие танцующие пары: «Танец в городе», и «Танец в деревне». Некоторые искусствоведы считают, что на этих работах художник персонифицируют сюжет своей более ранней картины «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876). Примерно также поступил Ван Гог с картиной «Едоки картофеля», посвятив отдельную картину каждой паре ботинок своих персонажей.
Описание картины Пьера Огюста Ренуара «Танец в Буживале»
Ренуар является известным художником с французскими корнями. Его работы написаны в направлении импрессионизма. По сути дела, именно Ренуар стал первым представителем данного течения, сумев добиться общественного признания.
В полотнах Ренуара можно наблюдать невероятную легкость, граничащую с подвижностью. Глядя на них, кажется, что в следующую секунду картины оживут, и момент, показанный на них автором, разовьется дальше.
Буживалем называется предместье Парижа с западной стороны. Именно это место получило название колыбели импрессионизма. Здесь много мастеров написали свои знаменитые полотна. Некоторые из них начинали в Буживале свой творческий путь.
Полотно «Танец в Бухивале» является второй по счету в единой серии, написанной Ренуаром. Первым полотном стал «Танец в городе», третьим и заключительным – «Танец в деревне». Вторая в серии картина показывает типичный танец в предместье. Летний столик в кафе. На стульях расположились наслаждающиеся отдыхом приезжие.
Кроны деревьев покрывает еще сочная листва. Автор передает в полной мере чувство радости и летних дней. В центре сюжета – отдыхающая пара. Девушка облачена в изящное платье розового оттенка, а на ее голове надета шляпа с цветами.
Ее партнер активно ведет в танце. На нем рубашка и строгие брюки темно-синего цвета. Лицо прикрыто шляпой. Из-под нее виднеется лишь незначительная часть профиля и легкая борода.
Девушка явно кокетничает с партнером, она поворачивает в сторону лицо, открывая его зрителю.
Фон за парой смазан, от чего кажется, что пара парит в танце.
Творчество
1862 – 1873 Выбор жанров
В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра. Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. Вскоре они подружились с Сезанном и Писсарро, так сложился костяк будущей группы импрессионистов. В ранние годы Ренуар находился под влиянием творчества барбизонцев, Камиль Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе. В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось. Ренуар начал писать свои первые полотна и тогда впервые представил в Салон картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Ее приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил. Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж — «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866), бытовые сцены — «Лягушатник» (1869), «Понт Неф» (1872), натюрморт — «Весенний букет» (1866), портрет — «Лиза с зонтиком» (1867), «Одалиска» (1870), обнаженная натура — «Диана-охотница» (1867). В 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».
1874 – 1882 Борьба за признание
Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа» (обе — 1874). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты». Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Бал в ле Мулен де ла Галетт» (1876), «Обнаженная» (1876), «Обнажённая в солнечном свете» (1876), «Качели» (1876), «Первый выезд» (1876/1877), «Тропинка в высокой траве» (1877). Ренуар постепенно перестает участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный «Портрет актрисы Жаны Самари»(1878) и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Он продолжает создавать шедевры — «На террасе» (1879), «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881).
1883 – 1890 «Энгровский период»
Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения, после чего его художественный вкус изменился. Ренуар пишет серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но появляются новые штрихи. Открывается так называемый «энгровский период». Наиболее известное произведение этого периода — «Большие купальщицы» (1887).
1891 – 1902 «Перламутровый период»
В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников — картина «Девушки у рояля» (1892) была закуплена для Люксембургского музея. Ренуар едет в Испанию, где знакомится с творчеством Веласкеса и Гойи. В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве происходят новые перемены. В живописной манере появляется переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым». Ренуар пишет такие картины как «Яблоки и цветы» (1895/1896), «Весна» (1897), «Сын Жан» (1900),»Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901). Он путешествует в Нидерланды, интересуясь полотнами Вермеера и Рембрандта.
1903 – 1919 «Красный период»
«Перламутровый» период уступает место «красному», названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов. Ренуар по-прежнему пишет солнечные пейзажи, натюрморты с яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин, создает «Прогулку» (1906), «Портрет Амбруаза Воллара» (1908), «Габриэль в красной блузе» (1910),»Букет роз» (1909/1913), «Женщину с мандолиной»(1919).
Роль семьи
Чтобы достичь предсказанного блестящего будущего, надо было учиться, для чего сначала накопить достаточно денег. Всей семье пришлось потуже затянуть пояса. Огюст отчётливо понимал, чем он обязан родным, он всегда искренне любил мать, отца, сестёр и братьев. Вообще семья, из которой он вышел, стала для него образцом по жизни – много лет спустя ему удастся создать свою дружную семью. Ему нравилось, что родители были простыми людьми и научили его уважать ремесло и красоту. Много позже, уже состоявшись как художник, он говорил, что ему повезло родиться в семье тружеников, а не интеллектуалов. Иначе его взгляд на вещи и искусство не был бы таким естественным, а руки такими ловкими.
Ренуар написал 5 портретов Жанны
Ещё один известный портрет Жанны, четвёртый по счёту, хранится в Эрмитаже. Он не похож на все остальные. Манера письма спокойная, гладкая. Хотя контуры такие же нечёткие.
Он создавался для Жанны. Она хотела видеть себя аристократкой. В изысканном платье, в театральной обстановке. Этот портрет Ренуар выставил в Парижском Салоне (официальной выставке).
Но судьба его была неудачной. Ренуар привёз картину на выставку, не покрыв ее лаком. Так как краска ещё не успела до конца высохнуть.
Приёмщик картин по доброте душевной решил, что у художника не было денег на лак. И покрыл им карину. Она была испорчена. Ренуар в спешке переписывал ее практически с нуля.
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург
Ренуар написал ещё один портрет Жанны. Пятый. Он тоже написан в свободной, лёгкой манере. Пастелью. Девушка милая, нежная. Но не настолько притягательна, как на главном шедевре из Пушкинского музея.
Пьер- Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Музей Цинциннати, Огайо, США. Cincinnatiartmuseum.org
Интересные факты из жизни художника
Близким другом Огюста Ренуара являлся Анри Матисс, который был почти на 28 лет младше его. Когда О.Ренуар оказался из-за болезни по сути прикован к постели, А.Матисс навещал его каждый день. Ренуар, практически парализованный артритом, превозмогая боль, продолжал писать картины в своей студии. Однажды, наблюдая за тем, с какой болью даётся ему каждый мазок кисти, Матисс не выдержал и спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» Ренуар ограничился лишь ответом: «La douleur passe, la beauté reste» (Боль проходит, а красота остаётся). И в этом был весь Ренуар, творивший до последнего вздоха .
Большие купальщицы
Огюст Ренуар родился на юге Центральной Франции в семье небогатого портного Леонара Ренуара. Он был шестым из семи детей. В 1844 году семья переехала в Париж. Будучи ребенком, Пьер Огюст пел в церковном хоре при соборе Сент-Эсташ. Регент хора рекомендовал родителям определить сына учиться музыке, отмечая необыкновенный голос мальчика.
Но у Огюста проявился также дар художника, и, когда ему исполнилось 13 лет, он устроился к мастеру по росписи посуды. Легко научившись этому ремеслу, Огюст смог материально помогать семье. Вечером после работы в мастерской он учился в школе живописи. В 21 год он поступил Школу изящных искусств при Академии художеств в мастерскую Глейра.
Через два года обучение пришлось закончить, так как Глейр закрыл свою мастерскую.
Во время франко-прусской войны в 1870—1871 годах Ренуар был призван в армию. По возвращению со службы в 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».
Первая выставка товарищества была организована в 1874 году. Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты».
Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон «Портрет актрисы Жанны Самари» и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости.
Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии. Познакомившись с работами классиков Возрождения, Ренуар изменил свой подход к живописи. Источником его вдохновения стал Энгр, поэтому этот период творчества назван «энгровским».
В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца.
В 1892 году у Дюран-Рюэля успешно прошла большая выставка картин Ренуара. Картина «Девушки за фортепьяно» была куплена Люксембургским музеем.
После поездки в Испанию, где он познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи, в начале 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, этот период именуются «перламутровым».
Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт», в небольшом городке Кань-сюр-Мер.
С 1912 года Ренуар был прикован к инвалидному креслу после приступа паралича, но продолжал писать. Кисть вкладывала ему между пальцев сиделка.
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание благодаря выставленной в 1917 году в Лондонской Национальной галерее картине «Зонтики».
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Пьера Огюста Ренуара не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Танцы, женщины и дети
Семью Шарпантье художник писал еще не раз. Большую известность также получил «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877). Никто не взялся бы спорить с тем, что портреты особенно удавались Ренуару. Критики писали, что он видит и схватывает внешнее, но столь глубоко и тонко чувствует его, что передает и внутреннюю жизнь своих моделей. Женские лица на полотнах Ренуара удивительно многообразны: он писал женщин на танцах, во время завтрака, чтения, прогулок, сплетничающих друг с другом. Столь же разнообразно и их обрамление: утро, день или вечер, природа или кафе. Но везде — все тот, же трепещущий свет и радостная яркая палитра.
Удивительной была способность Огюста Ренуара работать с детьми. Быть моделью — нелегкий труд, а изображение детей, непоседливых, непосредственных, легко устающих от неподвижной позы, — самая трудная задача для живописца. Но Ренуар не просто любил малышей, он чувствовал их душой, сам был счастливым отцом троих детей. Его любимой моделью был сын Жан. За свою долгую творческую жизнь Ренуар написал множество детских портретов и среди современников не имел себе равных в этом жанре.
С годами Ренуар отточил свое искусство строить многофигурные композиции. Он писал множество жанровых сценок, героями которых становились обычные парижане, посетители кафе и танцевальных площадок на Монмартре. Одним из признанных шедевров живописца считается картина «Бал в Муленде ла Галетт» (1876), на которую попали многие из его друзей и знакомых.
В 1881 году художник отправился в путешествие по Италии — теперь он был финансово обеспечен и мог себе это позволить. Венеция, Калабрия, Рим, Неаполь, Флоренция… Ренуар был потрясен фресками Помпеи, заворожен работами художников Возрождения. Вернувшись во Францию, он резко изменил манеру письма — обратился к гораздо, более, сдержанной и «сухой» манере, свойственной Энгру, которого Ренуар ставил очень высоко. Примером могут служить полотна «Зонтики» (1881-1885) и «Купальщицы» (1884-1887).
Огюст Ренуар «Большие купальщицы» (1884—1887)
Однако в 1890-х годах художник снова вернулся к импрессионизму в целой серии картин с обнаженной натуры, вновь заполнив пространство полотен светом и вибрацией воздуха и добавив яркости колориту. Ренуар работал до самого конца жизни, несмотря на тяжелую форму артрита, безжалостно изуродовавшего пальцы художника и терзавшего его сильными болями. До самого конца он оставался тем, кого Октав Мирбо назовет «возможно, единственным великим художником, ни разу не нарисовавшим грустной картины».
Поделиться ссылкой