Почему искусство барокко до сих пор удивляет нас иллюзией достоверности и как отличить его от возрождения по пяти нарушенным правилам

Введение термина в искусство

К середине 18 века термин «барокко» стали использовать великие мыслители эпохи Просвещения.

Например, Руссо ввел термин в своем Lettre sur la musique francaise, где он назвал итальянскую музыку этим именем. Со своей стороны, Шарль де Бросс использовал термин «барокко» для обозначения некоторых золотых и серебряных предметов, таких как коробки или сундуки.

Когда этот термин был перенесен на архитектуру, он использовался для обозначения тех форм, которые были экстравагантными и нелепыми. Таким образом, архитектура барокко считалась бесполезным искусством, осужденным за ее отделение от классического идеала регулярности и равновесия.

Это определение, хотя и имеет сильно уничижительный характер, позволило открыть путь понятию «барокко» для обозначения всего художественного стиля, который развился в основном в семнадцатом веке.

Начиная с 19 века, барокко спасли за его непонятую красоту и важность, которую он имел для различных периодов западного искусства

Содержание:

Несколько из главные представители барокко В литературе, музыке, живописи и архитектуре это Мигель де Сервантес, Антонио Вивальди, Караваджо, Карло Фонтана, Джан Лоренцо Бернини и другие.

Период барокко имел очень влиятельных представителей по всему миру. Этот стиль зародился в Западной Европе и охватил семнадцатый и восемнадцатый века, достиг нескольких латиноамериканских колоний и нашел отражение в различных культурных и художественных проявлениях того времени.

Литература, живопись, скульптура, архитектура и музыка — вот лишь некоторые из областей, на которые сильно повлиял этот стиль.

Общие характеристики периода барокко связаны с возвышением орнаментов, реалистичным изображением и работами с высоким уровнем контраста, в некоторых случаях даже жестокими.

Исторический контекст, в котором появляется стиль барокко, характеризуется намерением католической церкви продемонстрировать свою мощь; Библейские и религиозные отсылки встречаются в разных жанрах. Намерение состояло в том, чтобы возбудить с помощью художественного выражения, поэтому были использованы драматические ресурсы, чтобы преувеличить реализм и вызвать эмоции.

Рождение оперной музыки эпохи барокко

В начале 17 века самым важным музыкальным жанром эпохи была опера в стиле барокко. По сути, этот жанр представляет собой музыкальную драму в стиле барокко, которая поется на протяжении всего произведения. Впервые в истории был разработан вокальный стиль, подходящий для постановки полноформатной музыкальной драмы с учетом нововведений Флорентийской Камераты для монодии. Таким образом были созданы первые оперы. В этот период творчество гениального Клаудио Монтеверди, первого монументального деятеля эпохи барокко, достигает совершенства. Несмотря на то, что попытки создания полноформатной оперы уже были предприняты во Флоренции, Монтеверди считается автором первой великой оперы в истории — либретто (тексте), основанной на греческом мифе об Орфее. «L’orfeo» создал два разных вокальных стиля на основе монодии, речитатива и арии с инструментальным сопровождением. Речитативный стиль очень похож на настоящую устную декламацию и отлично подходит для представления диалога между персонажами и длинными фрагментами текста в целях развития сюжета. В отличие от этого, ария очень похожа на драматические монологи театра, в которых исполнитель выражает эмоции и размышления о событиях драмы, затронувших его душу.

Во Франции ближе к концу 17 века композитор итальянского происхождения эпохи барокко Жан-Батист Люлли адаптировал стили речитатива и арии к естественным интонациям и уникальной музыкальности французского языка. Это привело к созданию национального стиля оперных произведений. Среди других значительных национальных школ следует упомянуть английских композиторов эпохи барокко Джона Блоу и Генри Перселла. К последним годам 17 века им удалось разработать английский стиль оперы, исполняемый на английском языке, адаптированный из идеалов Флорентийской Камераты и некоторым модным французским разработкам.

Общие характеристики

«Фламандский» в контексте этого и художественных периодов, таких как «Фламандские примитивы» (на английском языке, ныне ранняя нидерландская живопись ), часто включает регионы, не связанные с современной Фландрией , включая герцогство Брабант и автономное княжество -епископство Льеж . Однако к семнадцатому веку Антверпен стал главным городом инновационного художественного творчества, во многом благодаря присутствию Рубенса. Брюссель был важным местом расположения двора, что в конце века привлекло Давида Тенирса Младшего .

Франс Хогенберг, Кальвинистский иконоборческий бунт 20 августа 1566 года, когда многие картины и церковные украшения были уничтожены и впоследствии заменены художниками позднего северного маньеризма и барокко.

Поздний маньеризм

Хотя картины, созданные в конце XVI века, принадлежат к общим подходам северного маньеризма и позднего Возрождения, которые были распространены по всей Европе, такие художники, как Отто ван Вин , Адам ван Норт , Мартен де Вос и семья Франкен, сыграли особенно важную роль в установлении сцена для местного барокко. Между 1585 и началом 17 века они сделали много новых алтарей взамен разрушенных во время восстаний иконоборцев в 1566 году . Также в это время Франс Франкен Младший и Ян Брейгель Старший стали важными благодаря своим маленьким кабинетным картинам , часто изображающим мифологические и исторические сюжеты.

«Эпоха Рубенса»

Питер Пауль Рубенс (1577–1640), ученик Отто ван Вина и Адама ван Ноорта, провел восемь лет в Италии (1600–1608), изучая образцы классической древности , итальянского Возрождения и современников Адама Эльшаймера. и Караваджо . После своего возвращения в Антверпен он основал важную студию, обучая таких студентов, как Энтони ван Дейк, и в целом оказав сильное влияние на направление фламандского искусства. Большинство художников, работавших в городе в первой половине 17 века, находились под непосредственным влиянием Рубенса.

Питер Пауль Рубенс и Франс Снейдерс, Прометей Bound , 1611-12. Художественный музей Филадельфии. Эта картина является примером сотрудничества и специализации фламандского барокко. Снайдерс, который специализировался на животных, нарисовал орла, а Рубенс нарисовал фигуру Прометея.

Специализации и сотрудничество

Фламандское искусство отличается большим объемом сотрудничества, которое имело место между независимыми мастерами, что отчасти было связано с местной тенденцией специализироваться в определенной области. Например, Франс Снайдерс был художником-анималистом, а Яном Брейгелем Старшим восхищались его пейзажи и картины с растениями. Оба художника работали с Рубенсом, который часто рисовал фигуры, и другими художниками, создавая совместные работы.

Франс Франкен Младший, Preziosenwand ( Стена сокровищ ), 1636. Художественно-исторический музей , Вена. Этот тип живописи был одним из явно фламандских нововведений, появившихся в начале 17 века.

Инновации

Цветочный натюрморт , созданный около 1600 года такими художниками, как Ян Брейгель Старший, был частично фламандским нововведением, нашедшим отражение в Голландской республике в работах уроженца Антверпена Амброзиуса Босхарта (1573–1621). Однако в Антверпене этот новый жанр превратился в особый католический тип живописи — цветочную гирлянду . Другие типы картин, тесно связанные с фламандским барокко, включают монументальные сцены охоты Рубенса и Снайдерса и картины галерей таких художников, как Виллем ван Хехт и Давид Тенирс Младший .

Культура и искусство западноевропейского барокко

Баро́кко(итал. barocco —«причудливый», «странный», «склонныйк излишествам», порт.

perola barroca —«жемчужина неправильной формы» (дословно«жемчужина с пороком»); существуют идругие предположения о происхожденииэтого слова) — характеристикаевропейской культуры XVII—XVIIIвеков, в эпоху Позднего Возрождения,центром которой была Италия.

Стильбарокко появился в XVI—XVII веках витальянских городах: Риме,Мантуе,Венеции,Флоренции.Эпоху барокко принято считать началомтриумфального шествия «западнойцивилизации». Барокко противостоялоклассицизмуи рационализму.

Ведущееположение Италии, Франции, Голландии,Испании в художественной культуре XVIIвека. Отражение идеологии контрреформациив стиле барокко. «Всеобщность» стилябарокко в XVIIв. Появление новых жанров (опера, бытовойжанр, натюрморт). Особенности стилевойсистемы барокко.

Многообразная амплитудастиля в национально-региональномаспекте. Мир и человек, человек и Бог вискусстве барокко. Мир как иллюзия ичеловек как сгусток противоречий.Мировоззренческие основы стиля сложилиськак результат потрясения, каким для XVIвека стали Реформацияи учение Коперника.

Изменилось утвердившееся в античностипредставление о мире как о разумном ипостоянном единстве, а также ренессансноепредставление о человеке как о разумнейшемсуществе.

По выражению Паскаля,человек стал осознавать себя «чем-тосредним между всем и ничем», «тем, ктоулавливает лишь видимость явлений, ноне способен понять ни их начала, ни ихконца».

Человек эпохи барокко

Мадамде Монтеспан, женщина эпохи барокко

Человекбарокко отвергает естественность,которая отождествляется с дикостью,бесцеремонностью, самодурством, зверствоми невежеством — всем тем, что в эпохуромантизмастанет добродетелью. Женщина бароккодорожит бледностью кожи, на нейнеестественная, вычурная причёска,корсети искусственно расширенная юбка накаркасеиз китового уса. Она на каблуках.

Аидеалом мужчины в эпоху барокко становитсяджентльмен —от англ. gentle:«мягкий», «нежный», «спокойный».Изначально он предпочитал брить усы ибороду, душиться духами и носитьнапудренные парики.

К чему сила, еслитеперь убивают, нажимая на спусковойкрючок мушкета.В эпоху барокко естественность —это синонимзверства, дикости, вульгарности исумасбродства. Для философа Гоббсаестественное состояние (англ.

 stateof nature) —это состояние, которое характеризуетсяанархией и войной всех против всех.

Антонисван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта,ок. 1637

Бароккохарактеризует идея облагораживанияестества на началах разума. Нужду нетерпеть, но «благообразно в приятных иучтивых словах предлагать» (Юностичестное зерцало, 1717).

Согласно философуСпинозе,влечения уже составляют не содержаниегреха,но «саму сущность человека».

Поэтомуаппетит оформляется в изысканномстоловом этикете(именно в эпоху барокко появляются вилкии салфетки); интерес к противоположномуполу — в учтивом флирте,ссоры — в утончённой дуэли.

Длябарокко характерна идея спящего бога —деизм.Бог мыслится не как Спаситель, но какВеликий Архитектор, который создал мирподобно тому, как часовщик создаётмеханизм. Отсюда такая характеристикабарочного мировоззрения как механицизм.

Закон сохранения энергии, абсолютностьпространства и времени гарантированысловом бога. Однако, сотворив мир, богпочил от своих трудов и никак невмешивается в дела Вселенной. ТакомуБогу бесполезно молиться — у Негоможно только учиться.

Поэтому подлиннымихранителями Просвещенияявляются не пророки и священники, аучёные-естествоиспытатели.

Многообразиевосприятия повышает уровень сознания —примерно так говорит философ Лейбниц.

Галилейвпервые направляет телескоп к звёздами доказывает вращение Земли вокругСолнца (1611),а Левенгукпод микроскопом обнаруживает крошечныеживые организмы (1675).

Огромные парусники бороздят просторымирового океана, стирая белые пятна нагеографических картах мира. Литературнымисимволами эпохи становятся путешественникии искатели приключений: РобинзонКрузо, судовой врач Гулливери барон Мюнхгаузен.

«Вэпоху барокко происходило становлениепринципиально нового, отличного отсредневекового аллегорического мышления.Сформировался зритель, способныйпонимать язык эмблемы. Иносказаниестало нормой художественной лексикиво всех видах пластических и зрелищныхискусств, включая и такие синтетическиеформы, как празднества».

Ссылки

  1. (S.A) (s.f.) Барокко: историческая обстановка и общие характеристики. Получено 14 апреля 2019 г. с сайта Sabuco: sabuco.com.
  2. (S.A.) (s.f.) Заметки по истории искусства: Барокко. Получено 15 апреля 2019 г. из Educación Aragón: Ieselaza.educa.aragon.es
  3. (S.A.) (s.f.) Эль Барроко: изменяющееся общество. Получено 15 апреля 2019 г. из репозитория высшего образования: repositorio.educacionsuperior.gob.ec
  4. Вальбуэна, А. (1960) Эль Барроко, испаноязычное искусство. Получено 16 апреля 2019 г. из Centro virtual cervantes: cvc.cervantes.es
  5. Вильярреаль, Г. (2013) Искусство барокко. Получено 14 апреля 2019 г. из Автономного университета штата Идальго: uaeh.edu.mx

Живопись Италии

В Италии, на родине барокко, в XVII в. переживала расцвет фресковая живопись. Большой известностью пользовалась семья художников Карраччи, создавших множество стенных росписей на античные мотивы в Риме и Болонье. Лодовико Карраччи и его двоюродные братья Аннибале и Агостино Карраччи основали в 1585 г. в Болонье мастерскую-академию, где проводили обучение молодых художников по собственной программе, которая была направлена на создание монументально-торжественного искусства. Среди учеников академии особо выщелялись Гвидо Рени и Доменикино, работавшие в Риме в начале XVII в.

Тематика произведений барокко. Характерные черты барокко

«Barocco» — жаргонное слово, которым португальские моряки называли бракованные жемчужины, можно перевести как «склонный к излишествам», «странный».

В барочных произведениях отражены внутренние конфликты человека, его метания и страдания, противоборство добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти. Архитектура, скульптура и живопись сливаются воедино. Обилие деталей, сочетание контрастных цветов, вычурная пышность форм реализуют цель стиля — поражать своей роскошностью, приковывать взгляды зрителей.

Искусствовед И.Э.Грабарь так характеризует особенности барочной архитектуры: «В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, какая же из них верная? Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм».

Остановимся на основных чертах барокко:

слияние воедино архитектуры, скульптуры и живописи (лучше всего эту особенность отражают городские и парковые ансамбли);

стремление к гигантизму: массивность, масштабность, увеличение классических пропорций;

создание единого фасада здания, который выглядит как театральная декорация;

текучесть форм и объемов, намеренное искажение геометрических фигур;

заполнение пространства множеством украшений, лепниной, скульптурами, зеркалами;

обилие мелких деталей;

создание оптических эффектов за счет игры света и тени, сочетания контрастных цветов;

атмосфера торжественности и напряженности (проявляются в позах и выражениях лиц скульптур).

Барокко в живописи

В XVI − XVII столетиях в Италии формируются два главных направления в живописи:

  1. «Болонский академизм», созданный братьями Карраччи.
  2. Творчество Караваджо, самого крупного художника стиля барокко.

Микеланджело Меризи да Караваджо

Именем самого значительного художника, работающего в стиле барокко, названо реалистическое течение в искусстве западной Европы (караваджизм). Микеланджело Меризи был противником «болонского академизма» и считался бунтарём.

Он уделял внимание необычным персонажам: картёжникам, авантюристам, шулерам. Картины мастера открыли новый жанр в искусстве − реалистический бытовой портрет («Игроки», 1594 − 1595; «Лютнист», 1595)

Увлечённость натурализмом в изображении людей и событий находит отражение в картине «Обращение Савла» (1601).

Религиозный сюжет использовали живописцы до Караваджо

На картинах художников главное внимание уделялось библейским персонажам. Барочный мастер новаторски смело рисует мощный круп лошади на всей верхней части полотна, реалистично изображает сморщенный лоб, натруженные ноги, редкие волосы конюха

Революционный для того времени прием используется в картине «Успение Марии» (1606). Натуралистическая трактовка образа не понравилась заказчикам. Монахи не приняли картину мастера.

Поиски новых приёмов в творчестве не заслоняют основные достоинства произведений − пластичность, драматизм, эмоциональную выразительность. Лучшие картины: «Положение во гроб» (1602 − 1604), «Распятие Святого Петра» (1601).

Трое палачей прикладывают большие усилия, чтобы перевернуть тяжёлый крест с распятым апостолом. Ответственность за преступление лежит на тех, кто совершает казнь Святого Петра.

Советую почитать:

  • где посмотреть картины Караваджо в Риме бесплатно и платно
  • про собор святого Петра в Ватикане

Фрески семьи Карраччи

Против Караваджо выступили Аннибале, Агостино, Лодовико, Антонио Карраччи (Annibale, Lodovico, Agostino, Antonio Carracci). Братья противопоставили караваджизму «болонский академизм». Семья художников создала в Болонье «Академию»» (1585).

Специальная программа была предназначена «вступившим на истинный путь» живописцам. Принципы болонской школы стали прообразом всех будущих европейских академий.

Братьев признали мастерами монументально-декоративной живописи. По поручению кардинала Одоардо Фарнезе (Odoardo Farnese) Карраччи работают над фресками и галереей (1595-1604) в римском палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese).

Совместная работа представляет 13 главных картин: любовные приключения греческих богов, триумфальное шествие Вакха и его свиты, супружеский союз членов династии, другие классические сюжеты. Цельная работа является образцом величайшего произведения раннего барокко.

Яркие примеры архитектурных творений в стиле барокко

Площадь Святого Петра в Ватикане – один из самых удивительных примеров стиля барокко (Рим). | Фото: tisamsebegid.ru.


Впечатляющая колоннада под стать величественному убранству Собора Святого Петра (Ватикан, Италия).

Площадь Святого Петра в Ватикане,

Зеркальная галерея Версаля стала самой впечатляющей частью дворца (Париж, Франция).


Захватывающее дух убранство залов Зеркальной галереи можно изучать годами (Версаль, Франция). | Фото: multiurok.ru.

Версальский дворец близь Парижа,

Часовня San Carlo Alle Quattro Fontane – прекрасный пример архитектуры в стиле барокко (Рим, Италия).


Идеи, воплощенные в формах и убранстве San Carlo Alle Quattro Fontane, стали культовыми для современников Франческо Борромини (Рим, Италия).

Часовня C. San Carlo Alle Quattro Fontane в Риме

Часовня Christ Church Spitalfields была возведена в 1715-1729гг. в качестве дворцовой церкви для монарших особ (Рим, Италия). | Фото: sergeyurich.livejournal.com.


Неординарные формы и богатое убранство интерьера часовни Sancti Andreae in Quirinali свидетельствуют о том, что она была построена в лучших традициях стиля римского барокко (Рим, Италия).

Часовня Sancti Andreae in Quirinali в Риме

Дрезденская резиденция Цвингер в стиле немецкого барокко была построена Пеппельманом по заказу саксонского курфюста Августа Сильного (Германия). | Фото: 27vakantiedagen.nl.


Немецкое барокко, воплощенное в дворцово-парковом ансамбле Dresdner Zwinger, поражает богатым декором фасада всех частей здания (Германия).

Дворцово-парковый комплекс Dresdner Zwinger близь Дрездена«Цвингер находится за пределами принятой «историко-стилевой номенклатуры». В нем сочетаются пластика, динамичность со светлым нарядным фасадом из песчаника и многочисленными скульптурами. По замыслу, Цвингер должен был стать сооружением для зрелищ. Немецкое барокко, воплощенное в архитектурно-парковом ансамбле, поражает богатым декором, пластичностью поверхностей».

Стиль барокко, адаптированный английскими архитекторами к предпочтениям в их стране (Christ Church Spitalfields, Лондон).

Церковь Christ Church Spitalfields в Лондоне

Одну из самых запоминающихся церквей Подмосковья патриарх Адриан отказался освящать из-за неподобающего для русского храмам вида (Храм Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы). | Фото: fiesta.ru.


Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы – яркий образец голицынского барокко (Подольский р-н, Московская обл.).

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе ДубровицыНовое видео нашего канала будет полезно автомобилистам, ведь из него можно узнать сколько в баке остается бензина, когда загорается лампочка:

итальянский стиль стал достоянием другой страны.

Русское барокко

Пётр I приложил много сил для приобщения России к европейской культуре. Барокко в России задержалось надолго, но особенно ярко проявилось в архитектуре. Пётр I приглашал мастеров барочной архитектуры, а также посылал своих молодых художников и архитекторов на учебу за границу. Первый этап развития барокко в России получил название «петровское барокко».

Живопись этой эпохи освобождается от церковных сюжетов и активно переходит к светским жанрам: портретам, пейзажам, жанровым сценам. Первым русским живописцем, побывавшим за границей, был портретист Иван Никитин (1680-ок.1742). Он 3 года провёл в Италии, но в его портретном творчестве выражены только некоторые элементы стиля барокко. 

Успехов в создании барочного портрета достиг русский художник Иван Адольский (Одольский, 1686-ок. 1758).

Например, его Портрет императрицы Екатерины I с арапчонком.

Эстетика и стиль эпохи барокко. БАРОККО

Барокко — художественный стиль, покоривший Европу в конце XVI — середине XVIII в. Родина барокко — Италия. Итальянское слово Ьагоссо означает «раковина вычурной формы». Это стало символом богатых и пышных интерьеров. Здесь мы видим повышенную динамичность форм и беспокойный ритм кривых линий. В архитектуре барокко можно видеть обилие выступов, ниш, изогнутых карнизов. В интерьерах присутствовали дорогие ткани, лепные украшения, позолота, перспективная роспись потолков (изображение неба с порхающими амурами). В мебели применяются формы без особой строгости и последовательности. В результате — изогнутые поверхности предметов, крученые колонны, богато украшенные рамки и карнизы. Характерная новинка стиля мебели барокко — гнутая ножка. Мебель обивается дорогими тканями, гобеленами. Появляются так называемые гарнитуры — комплекты мебели (диван, кресло, стулья).

В поэзии представителем барокко является Джанбаттиста Марино (1569—1625). Он создал поэтическую школу, получившую название «маринизм». Цель поэта он видел в том, чтобы удивить читателя. Поэтому его стихотворения превратились в остроумную игру мыслей, образов, смелых сопоставлений высокого и низкого, божественного и земного.

В отличие от эстетики Возрождения, где утверждался идеал гармонии, теоретики барокко утверждали, что в мире царствует дисгармония, а жизнь не системна, а хаотична. Поэтому искусство должно передавать различные коллизии и противоречия. В барочном разнообразии форм заключается привлекательность его метода, состоящая в открытости для понимания эстетически неподготовленным человеком. Эклектичность, демонстративное отсутствие системы, фольклорные мотивы обеспечивают барокко вневременную значимость и включение в самый разнообразный художественно-мировоззренческий контекст. Изобразительное искусство барокко отражается в творчестве фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577—1640). В архитектуре яркими представителями барокко стали Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680), Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700—1771). Последний был автором Зимнего дворца в Петербурге, Екатерининского дворца в Царском Селе. В литературе барочная амбивалентность присутствует в творчестве испанского драматурга Педро Кальдерона де ла Барка (1600—1681). Его самым известным произведением стала пьеса «Жизнь есть сон».

Особенные черты стиля

В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека. Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.

В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров. Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.

Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: